Научная статья на тему 'Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров'

Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3223
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ФУНКЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АКТИВНЫЙ ДОСУГ ГРАЖДАН / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL INSTITUTIONS / SOCIAL CENTERS / FUNCTIONS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / SOCIALIZATION / ACTIVE LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна

Представлены результаты анализа функций социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров. Выделены следующие функции: коммуникативная, культурно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, финансово-экономическая, нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека, другие. Особое внимание уделяется при этом условиям реализации педагогического потенциала институтов культуры. Доказано, что социокультурные функции институтов культуры как социальных центров, взаимодополняя друг друга, образуют феномен социокультурной деятельности. Предлагается также классификация функций социокультурной деятельности. Актуальность исследования обусловлена современной стратегией социального развития, которая предполагает организацию объединения усилий разнообразных общественных институтов, направленного на совершенствование социально-воспитательной практики. Новизна данного исследования видится в том, что выявлены и проанализированы функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров с учетом условий реализации их педагогического потенциала. Автор останавливается на том, что функции социокультурной деятельности определяют содержание подготовки организаторов и специалистов этой деятельности и их особые компетентности. Показано, что специалисты должны научиться быть общительными, готовыми сопереживать другим людям. Поднимается вопрос о том, что они должны обладать способностью к прогнозированию, оперативной выработке конструктивных решений, навыками руководства малыми группами и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of Social and Cultural Activities of Culture Institutions as Social Centers

The results of the analysis of functions of social and cultural activities of culture institutions as social centers are presented. The following functions are distinguished: communicative, cultural-educational, creative, recreational-health, financial-economic, legal security and protection of constitutional rights and freedoms of the individual, etc. Special attention is paid to the conditions of realization of pedagogical potential of culture institutes. It is proved that socio-cultural functions of culture institutions as social centres complement each other and form the socio-cultural activities. The classification of the functions of social and cultural activities is also proposed. The research urgency is caused by modern social development strategy, which involves the organization of uniting the efforts of various public institutions aimed at improving the socio-educational practices. The novelty of this study is seen in the fact that the functions of social and cultural activities of culture institutions as social centers are identified and analyzed subject to the conditions of the realization of their pedagogical potential. The author dwells on the fact that the functions of social and cultural activities determine the content of training of organizers and experts of this activity and their special competence. It is shown that professionals should learn to be sociable, ready to empathize with other people. The question is raised that they must have the ability to predict, to develop rapidly constructive solutions, to have managerial skills in small groups, etc.

Текст научной работы на тему «Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров»

Якушкина М. С. Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров / М. С. Якушкина // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 440—452. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-440-452.

Yakushkina, M. S. (2017). Functions of Social and Cultural Activities of Culture Institutions as Social Centers. Nauchnyy dialog, 8: 440-452. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-440-452. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 37.014

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-440-452

Функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров1

© Якушкина Марина Сергеевна (2017), orcid.org/0000-0002-8759-9807, Researcher ID B-6844-2017, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (Санкт-Петербург, Россия), vosp_spbgu@mail.ru.

Представлены результаты анализа функций социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров. Выделены следующие функции: коммуникативная, культурно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, финансово-экономическая, нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека, другие. Особое внимание уделяется при этом условиям реализации педагогического потенциала институтов культуры. Доказано, что социокультурные функции институтов культуры как социальных центров, взаимодополняя друг друга, образуют феномен социокультурной деятельности. Предлагается также классификация функций социокультурной деятельности. Актуальность исследования обусловлена современной стратегией социального развития, которая предполагает организацию объединения усилий разнообразных общественных институтов, направленного на совершенствование социально-воспитательной практики. Новизна данного исследования видится в том, что выявлены и проанализированы функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров с учетом условий реализации их педагогического потенциала. Автор останавливается на том, что функции социокультурной деятельности определяют содержание подготовки организаторов и специалистов этой деятельности и их особые компетентности. Показано, что специалисты должны научиться быть общительными, готовыми сопереживать другим людям. Поднимается вопрос о том, что они должны обладать способностью к прогнозированию, оперативной выработке конструктивных решений, навыками руководства малыми группами и т. д.

1 Публикация поддержана грантом РФФИ, проект № 15-06-10003.

Ключевые слова: социокультурная деятельность; институты культуры; социальные центры; функции социокультурной деятельности; социализация; активный

досуг граждан.

1. Введение. Актуализация создания социально-воспитательных практик в современных институтах культуры

Сегодня одним из значимых для общества социальных вопросов становится вопрос о взаимодействии личности и общества. Отметим, что государства-участники СНГ в течение 25 лет развиваются достаточно высокими темпами, однако интенсивное развитие все еще на некоторых территориях сопровождается политической, экономической, социальной, нравственной нестабильностью [Мулюкова, 2011, с. 96—106]. В таких условиях приобретает значение не только то, как общество воздействует, влияет на человека [Грошовкина, 2009, с. 10—15], но и то, что происходит в результате этого воздействия, каковы эффекты этого воздействия [Mackay, 1997, р. 129; Shah, 2017], а также то, как сам человек действует, влияет на общество, преобразуя его [Мудрик, 2011, с. 4—7], создавая благоприятные ситуации для личностного роста [Селиванова, 2013, с. 25—29]. Процесс взаимопреобразования личности и общества непрерывен, длителен [Zizek, 1994, с. 25—89]. Одна из важнейших составляющих данного процесса — социокультурная деятельность, имеющая характерный для данной деятельности развивающий характер. От организации социокультурной деятельности зависит формирование целостной, социально активной личности [Клинтух, 2009, с. 15—32].

Социокультурная деятельность направлена на создание условий для развития, самоутверждения, самореализации личности и / или творческой группы (студии, общественного объединения, кружки, проч.) [Козлов, 2007, с. 1—40; Дерябина, 2008, с. 1—20]. Она включает в себя, помимо прочего, проблемы организации свободного времени, досуга. Это общение, трансляция и освоение культурных ценностей [Киселева, 2004, с. 23]. Базовые институты, организующие социокультурную деятельность (музей, театральная студия, библиотека, клуб, фотостудия и т. д.), прежде всего нацелены на преобразование среды для этой деятельности и стимулирование инициатив граждан в области досуга. Социокультурная деятельность способствует решению самых разных социальных проблем свойственными ей средствами, формами, методами. К ним можно отнести декоративно-прикладное и художественное творчество, праздники, обряды, фольклор, проч. К социокультурной деятельности можно отнести культурно-просветительскую. К сожалению, она малоэффективно ис-

пользуется сегодня в деятельности разных социокультурных институтов (включая учреждения культуры) [Ярошенко, 2007, с. 137]. Важность социокультурной деятельности в том, что она представляет собой не простую организацию досуга, а организацию досуга, имеющую социально-значимую цель: удовлетворение и развитие социальных и культурных интересов и потребностей отдельно взятой личности, группы (сообщества) и социума в целом [Жаркова, 2010, с. 256]. Характерными чертами (или особенностями) социокультурной деятельности, отличающими ее от иных видов деятельности, является ее гуманистический, культурологический и развивающий характер; а также то, что она реализуется в свободное от профессиональной деятельности индивида время, предполагает свободу выбора, добровольность, активность и т. д., многообразие видов [Ариарский, 2008, с. 567; Жарков, 2007, с. 248].

Проблема данного исследования заключается в анализе педагогической деятельности институтов культуры как социальных центров, создающей условия для успешной адаптации социально незащищенных слоев населения к быстро меняющимся социально-экономическим условиям с учетом динамики общественного развития; реализации перспектив моделирования новых образовательных технологий и возможности самообразования и развития взрослого человека.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что в кризисных условиях социально-экономического развития стран СНГ значима сфера социальной поддержки и многоуровневого сопровождения жизнедеятельности населения. Область социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров характеризуется наличием педагогического потенциала для формирования у населения опыта выстраивания отношений в разных группах и средах, значимых для жизни в постоянно меняющемся современном обществе; для развития личности в процессе участия в разнообразных формах взаимодействия в сферах образования, досуга, труда, различных общественно значимых социальных практиках. Противоречие между поставленными руководством страны стратегически важными задачами и сложностями их реализации определяет тематику исследования.

Используемые методологические подходы: системно-деятельност-ный, аксиологический, андрагогический. Методологические принципы: системности; сложности связей и взаимодействий между элементами системы педагогической деятельности социальных центров; взаимозависимости, взаимодополнения и взаимообогащения всех элементов системы педагогической деятельности социальных центров; единства внешних и

внутренних условий реализации педагогического потенциала; диверсификации; комплекс принципов обучения взрослых; культуросообразности и природосообразности; приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, опоры на национальные традиции и с учетом передового зарубежного опыта, вариативности; управления реализацией педагогического потенциала социального центра как специальный способ регулирования связей между ее элементами и внесение изменений; принцип объективности.

Для решения поставленной задачи использовался следующий комплекс методов исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта педагогов-андрагогов, социологические опросы, интервьюирование, наблюдение.

Теоретическая база исследования: концептуальные основы социокультурной деятельности учреждений культуры и ее модернизации (Н. А. Грошовкина, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, Т. Г. Киселева, Г. Н. Новикова, S. N. Eisenstadt, J. Houghton); положение о культуре как источнике формирования содержания образования (В. С. Библер, М. А. Ариарский, Ю. Г. Дерябина, Е. И. Григорьева, В. И. Солодухин); теории гуманистического, педагогического потенциала культуры (Л. М. Бирюкова, А. М. Бод-нар, В. А. Сластенин, Ф. М. Козлов, S. Miller-Rolli); положения системного, междисциплинарного, событийного подходов к изучению социокультурных и педагогических феноменов (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Н. Н. Ярошенко); теория непрерывного образования (С. Г. Вершловский, М. Т. Громкова, Н. К. Бакланова, A. S. Sarkisyan); положения современной теории социализации и воспитания личности (А. В. Мудрик, Т. А. Ромм, С. Брюсов, И. М. Вилкова, И. И. Клинтух), концепции развития профессиональной компетентности педагогов социкультурной сферы (О. М. Ильченко, A. Maley, A. Shah).

2. Классификация функций социокультурной деятельности

В результате многолетнего социального и педагогического опыта, накопленного образовательными организациями и учреждениями культуры, гражданскими институтами, общественными организациями и движениями, иными современными социокультурными институтами, сформирован комплекс социальных функций [Новикова, 2010, с. 105]. Функции социокультурной деятельности предполагают развитие самостоятельности, инициативы, предпринимательства населения. Функции могут меняться [Eisenstadt, 1973, р. 151—253]. В зависимости от продолжительности тех или иных этапов социокультурной деятельности функции можно классифицировать

на постоянные, основные (характерные для большинства институтов), вспомогательные, временные (возникающие и исчезающие на разных этапах деятельности). Если в качестве основания использовать развивающий характер социокультурной деятельности, подчиненность развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению, можно классифицировать функции по целям и направленности, по организации специалистами на профессиональной основе и субъектами неформального образования, во время отдыха (свободное время) и в период выполнения профессиональных обязанностей (рабочее время). Развивающий диапазон культуры и досуго-вой деятельности очень широк. Исторически его связывали со свободой деятельности. К творческой деятельности относят, например, техническое творчество, кино, телевидение, спорт, декоративно-прикладной труд, художественное творчество. Каждую из функций социокультурной деятельности можно рассматривать с точки зрения содержания и значимости ее влияния на развитие личности. Каждая из функций ориентирована на определенный способ социокультурных занятий. Возможна ориентация на пассивный способ занятий (роли: зритель, слушатель), на активный способ занятий (де-ятельностный), педагогически организованный (используется в свободное время), стихийный (спонтанно протекает в свободное время).

3. Анализ функций социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров

В настоящее время обретает особую актуальность организация социокультурной деятельности в структурах и сообществах институтов культуры, так как они являются важнейшими институтами, способными создать оптимальные условия для удовлетворения культурно-информационных потребностей граждан, сохранения и передачи культурного наследия стран СНГ, отдельно взятых регионов, социализации личности граждан, проч. [Maley, 1994, р. 34—85]. Кроме того, помимо удовлетворения культурных и информационных интересов и потребностей, институты культуры выполняют функцию создания комфортного пространства для проведения досуга граждан, что важно для стабилизации и снятия напряженности, предупреждения социальных конфликтов в обществе, укрепления взаимосвязи поколений, то есть формирования позитивных межпоколенных отношений, формирования разновозрастных сообществ [Вилкова, 2008, с. 1—20]. Эти функции включает в себя социокультурная деятельность.

В качестве основных функций социокультурной деятельности в литературе описаны коммуникативная, культурно-просветительская, культу-ротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Чаще всего отмечается коммуникативная функция. Она предусматривает реализацию потребности каждого человека в общении (клубная деятельность, деятельность творческих объединений, организация праздников, проведение диспутов, вечеринок и т.д.), в непрерывном информационном взаимодействии в ходе реализации различных социокультурных практик. Содержание функции — производство, обмен, потребление, использование больших объемов информации из сферы науки, искусства, религии и др. Уровни и масштабы реализации функции: межличностный, групповой, организационный (уровень учреждения, организации), массовый.

Следующая функция информационно-просветительская. Ее отличает постоянство и всеобщность. Функция не регламентирована гостами и иными требованиями, установленными в образовательных организациях. Она основана на добровольности, инициативе, самостоятельности граждан, обеспечивает дополнительное удовлетворение индивидуальных досу-говых интересов, потребностей, запросов, предпочтений граждан разных возрастов и профессий [Sarkisyan, 1997, p. 86—99].

С развитием творческих способностей, активной творческой деятельностью (художественной, театральной, игровой, трудовой, спортивной, проч.) связана культуротворческая деятельность. Часто ее связывают с творческой учебной деятельностью: фестивалями, олимпиадами, конкурсами, туристическими походами. Культуротворческая деятельность решает ряд важнейших социальных проблем, компенсируя недостаток возможностей социокультурной среды для реализации разносторонних, разноплановых творческих способностей ребенка, подростка, взрослого.

Рекреативно-оздоровительная функция состоит в создании (разработке) и реализации большого количества вариативных развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных страт или групп населения с целью восстановления так или иначе утраченных сил, снятия напряжения и организации развивающего воздействия [Houghton, 1996, р. 34]. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована и на активный, и на пассивный досуг, а также на досуг организованный и неорганизованный, групповой (включая семейный) и индивидуальный. По существу, функция способствует физическому и нравственному восстановлению человека любого возраста. Эту функцию связывают с прогулками на воздухе, спортом, вечерами отдыха, играми, забавами, развлечениями и др. Часто функция связана с реабилитацией людей с особыми образовательными потребностями. Реализация этой функции требует взаимодействия с творческими, туристическими, экскурсионными, медицинскими учреждениями, умения оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Значимой для специалистов является также экономическая функция. Ее связывают с участием граждан в создании необходимых социально-экономических условий развития их досуга и творчества. Функция обеспечения художественных форм любительского досуга населения определена в педагогической литературе как создание условий развития самостоятельности населения, или стратегия и условие демократизации населения [Солодухин, 2000, с. 23]. В публикациях представлена характеристика функции финансово-экономического обеспечения досуговых учреждений. Ее связывают с овладением специалистами механизмом материального обеспечения самостоятельных инициатив. При этом сохраняется воспитывающая функция досуга. Очевидно, что перспективны те виды досуговой деятельности, которые не требуют значительных материальных вложений, однако создают условия для развития личности [Sarkisyan, 2010, р. 342].

Среди современных функций и принципов социокультурной деятельности ученые выделяют функции (и принципы) культуросообразности технологического процесса [MШer-RoШ, 1988, р. 121—168]. Они реализуются в проектах, программах, технологиях, методиках, основанных на национальных традициях, нравственных и эстетических нормах поведения, национальных и этнических обрядах, особенностях народного творчества, фольклора, декоративно-прикладных промыслов и ремесел и т. д.; а также на принципе приоритета общечеловеческих ценностей и интересов в содержании социокультурных проектов и программ; единстве и преемственности культурного, исторического, социального, педагогического, национально-этнического опыта, традиций, инноваций. В них содержатся попытки сформулировать и обосновать идеи, концепции, связанные с прогностической стратегией и тактикой развития образования и культуры в современном обществе. Суть стратегии — в необходимости проявления со стороны правительственных и негосударственных организаций, учреждений такого же заинтересованного отношения к образованию и культуре, как и к экономическому развитию и социальному благополучию общества в целом.

Особая ролевая функция специалиста социокультурной сферы — организация группового, семейного, личностного видов досуга в социуме. Она основана на традициях гуманизма, уважения достоинства человека независимо от его возраста и направлена на то, чтобы облегчить людям рационально использовать свободное время, кардинально решать досуговые проблемы.

Функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга связана с обеспечением условий

реализации его гарантированных конституционных прав. Различные формы социальных инициатив становятся школой политической культуры. Для реализации данной функции специалисты социокультурной деятельности должны знать нормативные и правовые акты, так или иначе регламентирующие сферу свободного времени граждан, овладеть информацией в сфере правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных, волонтерских, любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона, состоянии социокультурной среды и т. д.

Каждая из описанных в литературе функций социокультурной деятельности насыщена реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования, развитие творческих способностей граждан, создание условий для развития социокультурной деятельности [Бакланова, 2003, с. 181].

Социокультурные функции в совокупности, взаимодополняя друг друга, образуют собственно феномен социокультурной деятельности [Григорьева, 2004, с. 256—345] и определяют содержание программ подготовки к ней специалистов-организаторов.

4. Проблема подготовки организаторов-специалистов социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров

Научная новизна данного этапа исследования состоит в том, что осуществлен анализ функций социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров с учетом условий реализации их педагогического потенциала (коммуникативная, культурно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, экономическая, финансово-экономического обеспечения досуговых учреждений, функция обеспечения художественных форм любительского досуга населения, функция создания комфортного пространства для проведения досуга, ролевая функция специалиста социокультурной сферы — организация группового, семейного, личностного видов досуга, культуросообразно-сти технологического процесса, функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека, личности). Обосновано, что социокультурные функции в совокупности, взаимодо-полняя друг друга, образуют феномен социокультурной деятельности и определяют содержание программ подготовки к ней специалистов-организаторов.

Отметим в заключение, что организаторы социокультурной деятельности (независимо от принадлежности к какому-либо учреждению) проходят профессиональную подготовку с учетом специфики социокультурного института [Брюсов, 1991, с. 55; Ильченко, 2008, с. 1—22]. Вместе с тем в рамках подготовки к выполнению социальных функций они должны научиться быть общительными, готовыми сопереживать другим людям. Важно, чтобы организаторы обладали способностью к прогнозированию, оперативной выработке конструктивных решений. Особые качества организаторов связаны с необходимостью эффективного взаимодействия с другими людьми, применением навыков руководства малыми группами, сообществами, неформальными общностями, самоорганизующимися (или стихийно организующимися) в сфере организованного и неорганизованного досуга, творческой деятельности [Ефименко, 2015, с. 78—86].

Литература

1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский. — Санкт-Петербург, 2008. — 792 с.

2. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры : учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов / Н. К. Бакланова. — Москва : МГУКИ, 2003. — 223 с.

3. Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга / С. Брусов // Культурно-досуговая деятельность : перспективы развития и проблемы регулирования. — Свердловск, 1991. — С. 55.

4. Вилкова И. М. Социально-культурное партнерство музея и школы как фактор формирования духовной культуры школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Вилкова. — Москва, 2008. — 22 с.

5. Грошовкина Н. А. Социальная дискриминация женщин как объект государственной политики / Н. А. Грошовкина // Состояние и перспективы развития института прав человека в Приднестровской Молдавской Республике. — Тирасполь, 2009. — С. 10—15.

6. Дерябина Ю. Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Г. Дерябина. — Москва, 2008. —26 с.

7. Ефименко Е. А. К вопросу об определении «социокультурная компетентность» в современной педагогической науке / Е. А. Ефименко, Г. В. Короткова // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания. — 2015. — № 3 (7). — С. 78—86.

8. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2007. — 480 с.

9. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л. С. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2010. — 396 с.

10. Ильченко О. М. Развитие профессиональной компетентности педагогов со-цикультурной сферы в процессе переподготовки : автореф. дис. .. .канд. пед. наук / О. М. Ильченко. — Москва, 2008. — 26 с.

11. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва : МГУКИ, 2004. — 539 с.

12. Клинтух И. И. Социокультурная детерминация делинквентного поведения / И. И. Клинтух // Известия АМИ Международная славянская академия образования им. Я. А. Коменского. — Ростов-на-Дону : Педагогический институт ЮФУ; Академия молодых исследователей, 2009. — № 3. — С. 15—32.

13. Козлов Ф. М. Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации : автореф. дис. ... докт. пед. наук / Ф. М. Козлов. — Москва, 2007. — 39 с.

14. Мудрик А. В. Социализация человека : учебное пособие / А. В. Мудрик. — Москва : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. — 624 с.

15. Мулюкова В. А. Международно-правовые аспекты развития экономического сотрудничества государств-членов Содружества Независимых Государств /

B. А. Мулюкова // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. — 2011. — №2. —

C. 96—106.

16. Новикова Г. Н. Теоретические основы социально-культурной деятельности / Г. Н. Новикова. — Москва : МГУКИ, 2010. — 173 с.

17. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания / Н. Л. Селиванова // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С. 25—29.

18. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. — Тамбов : Издательство Р. В. Першина, 2004. — 512 с.

19. Солодухин В. И. Основы этнопедагогики / В. И. Солодухин. — Улан-Удэ, 2000. — 71 с.

20. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности / Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2007. — 360 с.

21. Consumption and everyday life / edited by H. Mackay. — Sage publications, 1997. — 368 р.

22. EisenstaedtS. N. Tradition, Change and Modernity / S. N. Eisenstaedt. — New York : John Wiley, 1973. — 365 p.

23. Houghton J. Academic Accreditation : who, what, when, where, and why? / J. Houghton // Parks and recreation. — 1996. — № 2. — P. 34.

24. Kulturpedagogik und Kulturarbeit : grundlagen, praxisfelder, ausbildung / hrsg. S. Miller-Rolli. — Weinheim; Munchen : Juventa Verl, 1988. — 234 s.

25. Mapping Ideology / edited by S. Zizek. — London : Verso, 1994. — 333 р.

26. Sarkisyan A. Модель системы образования на протяжении всей жизни / А. Sarkisyan // Научно-методический аналитический журнал Педагогика. — 2010. — № 6. — С. 342. — на армянском языке

27. Sarkisyan A. Introduction to the concept of training in the Armenian market / А. Sarkisyan // International trends : conference materials. — Yerevan, 1997. — P. 86—99.

28. Shah A. Effects of consumerism [Electronic resource] / A. Shah // Global issues. —Access mode : http://www.globalissues.org.

29. Tomalin B. Cultural awareness : resource books for teachers / B. Tomalin, S. Stempleski, A. Maley. — Oxford : Oxford University Press, 1994. — 168 p.

Functions of Social and Cultural Activities of Culture Institutions as Social Centers1

© Yakushkina Marina Sergeyevna (2017), orcid.org/0000-0002-8759-9807, Researcher ID B-6844-2017, Doctor of Education, Head of Laboratory, Institute of Education Management, Russian Academy of Education (Saint Petersburg, Russia), vosp_spbgu@mail.ru.

The results of the analysis of functions of social and cultural activities of culture institutions as social centers are presented. The following functions are distinguished: communicative, cultural-educational, creative, recreational-health, financial-economic, legal security and protection of constitutional rights and freedoms of the individual, etc. Special attention is paid to the conditions of realization of pedagogical potential of culture institutes. It is proved that socio-cultural functions of culture institutions as social centres complement each other and form the socio-cultural activities. The classification of the functions of social and cultural activities is also proposed. The research urgency is caused by modern social development strategy, which involves the organization of uniting the efforts of various public institutions aimed at improving the socio-educational practices. The novelty of this study is seen in the fact that the functions of social and cultural activities of culture institutions as social centers are identified and analyzed subject to the conditions of the realization of their pedagogical potential. The author dwells on the fact that the functions of social and cultural activities determine the content of training of organizers and experts of this activity and their special competence. It is shown that professionals should learn to be sociable, ready to empathize with other people. The question is raised that they must have the ability to predict, to develop rapidly constructive solutions, to have managerial skills in small groups, etc.

Key words: socio-cultural activities; cultural institutions; social centers; functions of social and cultural activities; socialization; active leisure.

References

Ariarskiy, M. A. 2008. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost' kak predmet nauchnogo os-

mysleniya. Sankt-Peterburg. (In Russ.). Baklanova, N. K. 2003. Professionalnoye masterstvo spetsialista kultury: uchebnoye po-sobiye dlya aspirantov, slushateley kursov povysheniya kvalifikatsii, prepo-davateley, studentov. Moskva: MGUKI. (In Russ.).

1 The article is supported by RFBR grant, project No. 15-06-10003.

Brusov, S. 1991. Spetsifika sotsialnykh tekhnologiy i ikh ispolzovaniye v sfere kultury i dosuga. In: Kulturno-dosugovaya deyatelnost: perspektivy razvitiya i prob-lemy regulirovaniya. Sverdlovsk. 55. (In Russ.).

Deryabina, Yu. G. 2008. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost muzeya kakfaktorformirovani-ya dukhovno-nravstvennykh kachestv molodezhi: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Efimenko, E. A., Korotkova, G. V. 2015. K voprosu ob opredelenii «sotsiokulturnaya kompetentnost'» v sovremennoy pedagogicheskoy nauke. In: Tekhnologii pishchevoy i pererabatyvayushchey promyshlennosti APK — produkty zdo-rovogopitaniya. 3 (7): 78—86. (In Russ.).

Eisenstaedt, S. N. 1973. Tradition, Change and Modernity. New York: John Wiley.

Grigoryeva, E. I. (ed.). 2004. Sovremennyye tekhnologii sotsialno-kulturnoy deyatel-nosti: uchebnoyeposobiye. Tambov: Izdatelstvo R. V. Pershina. (In Russ.).

Groshovkina, N. A. 2009. Sotsialnaya diskriminatsiya zhenshchin kak obyekt gosudarst-vennoy politiki. In: Sostoyaniye i perspektivy razvitiya instituta prav chelove-ka v Pridnestrovskoy Moldavskoy Respublike. Tiraspol. 10—15. (In Russ.).

Houghton, J. 1996. Academic Accreditation: who, what, when, where, and why? Parks and recreation, 2: 34.

Illchenko, O. M. 2008. Razvitiye professionalnoy kompetentnosti pedagogov sotsikul-turnoy sfery v protsesse perepodgotovki: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Kiseleva, T. G., Krasilnikov, Yu. D. 2004. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost. Moskva: MGUKI. (In Russ.).

Klintukh, I. I. 2009. Sotsiokulturnaya determinatsiya delinkventnogo povedeniya. In: Izvestiya AMI Mezhdunarodnaya slavyanskaya akademiya obrazovaniya im. Ya. A. Komenskogo. Rostov-na-Donu: Pedagogicheskiy institut YuFU; Akademiya molodykh issledovateley. 3: 15—32. (In Russ.).

Kozlov, F. M. 2007. Gumanisticheskiy potentsial kultury i usloviya yego realizatsii: avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Mackay, H. (ed.). 1997. Consumption and everyday life. Sage publications.

Miller-Rolli, S. 1988. Kulturpedagogik und Kulturarbeit: grundlagen, praxisfelder, ausbildung. Weinheim; Munchen: Juventa Verl. (In Germ.)

Mudrik, A. V. 2011. Sotsializatsiya cheloveka: uchebnoye posobiye. Moskva: MPSI; Voronezh: MODEK. (In Russ.).

Mulyukova, V. A. 2011. Mezhdunarodno-pravovyye aspekty razvitiya ekonomicheskogo sotrudnichestva gosudarstv-chlenov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosu-darstv. VestnikRUDN. Seriya: Yuridicheskiye nauki, 2: 96—106. (In Russ.).

Novikova, G. N. 2010. Teoreticheskiye osnovy sotsialno-kulturnoy deyatelnosti. Moskva: MGUKI. (In Russ.).

Sarkisyan, A. 2010 Model sistemy obrazovaniya na protyazhenii vsey zhizni. Nauchno-metodicheskiy analiticheskiy zhurnalPedagogika, 6: 342. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sarkisyan, A. 1997. Introduction to the concept of training in the Armenian market. In: International trends: conference materials. Yerevan. 86—99.

Selivanova, N. L. 2013. Predposylki sozdaniya perspektivnykh modeley vospitaniya. Si-birskiypedagogicheskiy zhurnal, 3: 25—29. (In Russ.).

Shah, A. Effects of consumerism. Global issues. Available at: http://www.globalissues. org.

Solodukhin, V. I. 2000. Osnovy etnopedagogiki. Ulan-Ude. (In Russ.).

Tomalin, B., Stempleski, S., Maley, A. 1994. Cultural awareness: resource books for teachers. Oxford: Oxford University Press.

Vilkova, I. M. 2008. Sotsialno-kulturnoye partnerstvo muzeya i shkoly kak faktor formirovaniya dukhovnoy kultury shkolnikov: avtoreferat dissertatsii ... kan-didata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Yaroshenko, N. N. 2007. Istoriya i metodologiya teorii sotsialno-kulturnoy deyatelnosti. Moskva: MGUKI. (In Russ.).

Zharkov, A. D. 2007. Teoriya i tekhnologiya kulturno-dosugovoy deyatelnosti: uchebnik dlya studentov vuzov kultury i iskusstv. Moskva: MGUKI. (In Russ.).

Zharkova, L. S. 2010. Organizatsiya deyatelnosti uchrezhdeniy kultury: uchebnik dlya studentov vuzov kultury i iskusstv. Moskva: MGUKI. (In Russ.).

Zizek, S. (ed.). 1994. Mapping Ideology. London: Verso.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.