12. Fler A. Ya. Cultural attribution as a method of research. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universi-teta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 6 (68), pp. 24-30. (In Russian)
13. Kagan M. S., ed. Khudozhestvennaya kul'tura v kapitalisticheskom obshchestve : Strukturno-tipologicheskoe issledovanie [Art culture in capitalist society: Structural and typological research]. Leningrad, Publishing house of Leningrad State University, 1986. 287 p.
14. Prokhorov A. M., ed. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya, v 30 tomakh [Big Soviet encyclopedia, v 30 vol.]. Moscow, Publishing house of "Soviet encyclopedia", 1969-1978.
15. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [History and methodology of the theory of social and cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 455 p.
О/НОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК [377.5:37.03]:7.091.4
О. Ю. Мацукевич, М. А. Мельник
Московский государственный институт культуры
В представленной статье рассматривается проблема формирования навыков межкультурной коммуникации в контексте социально-педагогической и социокультурной деятельности средствами проектных технологий. Раскрывается содержание организационно-педагогических условий социокультурного проектирования, приводится разработанная авторами дефиниция понятия «художественно-творческий проект», анализируются наиболее значимые методологические основания проектирования и реализации формирования навыков межкультурной коммуникации будущего музыканта-исполнителя. Отмечается, что реализация идей художественно-творческого проекта предполагает соблюдение ряда принципов, а многофункциональное предназначение художественно-творческого проекта отражено через анализ ведущих функций: личностно-развивающую, образовательную, воспитательную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, инновационно-прогностическую, общественно-преобразующую, культурно-эстетическую. В заключение делается вывод, что существенным аспектом содержательной части художественно-творческого проекта является оптимизация непосредственной культуротворческой среды развития личности музыканта — участника фестивального мероприятия.
Ключевые слова: социокультурная и педагогическая деятельность, проектные технологии, художественно-творческий проект, межкультурная коммуникация.
МАЦУКЕВИЧ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
MATSUKEVICH OLGA YURYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of the Social and Cultural Activities, the Moscow State Institute of Culture
2МЕЛЬНИК МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, преподаватель (руководитель дисциплины) Московского военно-музыкального училища Министерства обороны Российской Федерации MELNIK MIKHAIL ALEKSANDROVICH - doctoral student of Department of the Social and Cultural Activities, the Moscow State Institute of Culture, teacher (Head of Discipline), the Moscow Military Music School of the Ministry of Defence of the Russian Federation 157
e-mail: [email protected], [email protected] © Мацукевич О. Ю., Мельник М. А., 2016
ISSN 1997-Q8Q3 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2Q16 ♦ 2 (70) март-апрель =
O. Yu. Matsukevich, M. A. Melnik
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE PROBLEM OF INTERCULTURAL COMMUNICATION'S FORMATION BY MEANS OF PROJECT TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY
In the submitted article the problem of formation of skills of cross-cultural communication in the context of social and pedagogical and sociocultural activity is considered by means of design technologies. The maintenance of organizational and pedagogical conditions of sociocultural design reveals, the definition of the concept "art and creative project" developed by authors is given, the most significant methodological bases of design and realization of formation of skills of cross-cultural communication of future performing musician are analyzed. It is noted that realization of ideas of the art and creative project assumes observance of a number of the principles, and the multipurpose mission of the art and creative project is reflected through the analysis of the leading functions. The conclusion is in conclusion drawn that essential aspect of substantial part of the art and creative project is optimization of the direct kulturotvorchesky environment of development of the identity of the musician — the participant of festival action.
Keywords: social and cultural and pedagogical activities, project technologies, artistic and creative project, multicultural communication.
Практика участия в международных военно-музыкальных проектах «Спасская Башня» свидетельствует, что воспитание личности, обладающей достаточными навыками межкультурных коммуникаций, является непростой педагогической задачей, поэтому весьма оправданно обращение к проектным технологиям, оптимально соответствующим функциям социально-культурного взаимодействия.
Значительный вклад в разработку теоретико-методических основ социально-культурного проектирования внесли такие российские учёные, как М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, К. Н. Измайлов, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Кра-сильников, Н. Ф. Максютин, А. П. Марков, О. Ю. Мацукевич, Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова, Б. В. Титов, В. В. Туев, В. М. Чижиков, Н. Н. Ярошенко.
Анализ теоретических источников, раскрывающих сущность проектных технологий, показывает, что применение проектных технологий в условиях социально-культурной деятельности имеет свои особенности. Так, процесс социально-культурного проектирования и сами этапы реализации проекта носят социально-коммуникативный харак-
тер, которые предполагают коммуникацию и взаимодействие участников в режиме диалога, опираются на «встречную» активность адресата проекта - потенциальную аудиторию, инициируя её нормативное ответное действие. Это стимулирует гибкость взаимоотношений между участниками проек-тно-творческой группы и адаптацию к социально-культурной среде, в которой будет реализован проект [8, с. 41].
Реализацию содержания обеспечивает социально-культурная направленность деятельности военно-музыкального училища, включённость обучающихся в контекст культурных процессов социума (взаимодействие в социально-профессиональной деятельности с учреждениями образования и культуры, детскими, молодёжными, религиозно-культурными общественными организациями и объединениями и т.д.) [2, с. 163]. Одним из проявлений межкультурного взаимодействия в процессе общения и сотрудничества выступает проектная художественно-творческая деятельность, которую мы рассматриваем как эффективный способ организации познавательной и творчески развивающей деятельности, направленной на формирование у будущих музыкантов
навыков межкультурной коммуникации.
Выбор проектных технологий в качестве эффективного способа формирования навыков межкультурной коммуникации в подготовке музыкантов-исполнителей обусловлен их спецификой, лежащей в основе всех активных методов, которые предполагают практическое взаимодействие в условиях специально организованной социокультурной среды [7, с. 252].
Проектная технология, являясь интегра-тивным средством развития личности участника фестивального движения, позволяет вырабатывать следующие качества [4]: моти-вационную основу и повышение инициативности в области музыкального творчества; логику, навыки научного поиска, освоение исследовательских методов; творческие способности; ориентацию в информационном пространстве и отбор необходимого материала из различных областей знаний; расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков в изменяющихся ситуациях; самостоятельную познавательную деятельность, навыки самоуправления и самоорганизации; навыки работы в коллективе, коммуникативные; рефлексию; знание моделей поведения в контексте межкультурного взаимодействия.
Под художественно-творческим проектом нами понимается совокупность целенаправленно организованных практических мероприятий творчески ориентированной направленности, объединённых единой художественной идеей создания качественно новых продуктов творческой деятельности.
Практика показывает, что в процессе реализации творческих проектов создаётся благоприятная культурно развивающая среда, в условиях которой происходит подготовка личности к межкультурному взаимодействию и организуется культурно насыщенная и продуктивная досуговая деятельность; осуществляется мотивация участников фестивальных мероприятий к учебно-познавательной деятельности в области музыкальной культуры, происходит обогащение творческого опыта; на практике получают приме-
нение сформированные навыки межкультурной коммуникации.
Приоритетными задачами социокультурного проектирования является освоение тех ценностей, норм, традиций, культурных практик, которые отвечают критериям нравственности и гуманистичности, отражают специфику территории и могут рассматриваться в качестве социокультурных стабилизаторов жизнедеятельности общества и человека [6, с. 308]. Следовательно, в основу социокультурных проектов, реализуемых в училище, нами была положена идея актуализации историко-культурных ценностей, сохранения и развития традиций педагогического и военно-музыкального образования, способствующих формированию ценностного отношения будущих музыкантов-исполнителей к социально ориентированной профессиональной деятельности.
Процесс формирования навыков межкультурной коммуникации будущего музыканта-исполнителя является сложным и многоаспектным и требует обоснованного выбора методологических основ его проектирования и реализации. К наиболее значимым методологическим основаниям мы относим системный, культурологический, аксиологический, деятельностный, личностно-ориен-тированный и компетентностный подходы. При этом приоритетным считается системный подход (Н. А. Авсеенко, Ж. А. Верхов-ская, Л. И. Гришаева, В. Г. Зинченко, И. В. Наместникова, Т. Г. Первиль, Т. Н. Персикав, В. Е. Черникова, Н. В. Янкина), предполагающий формирование навыков межкультурных коммуникаций в условиях целостного педагогического процесса как системы - от цели до результата, позволяющий сконструировать модель её формирования, выявить составляющие компоненты, их место и значение, особенности, раскрыть диалектику их взаимосвязи.
Для определения путей и тенденций формирования и развития навыков межкультурной коммуникации музыканта существенное значение имеет культурологический подход
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^
(С. И. Курганский, В. В. Слободчиков, А. П. Тряпицына и другие), позволяющий рассматривать процесс образования как часть культуры, а культуру - как источник содержания образования.
Культурологический подход к проблеме воспитания в наибольшей степени связан с аксиологическим подходом, важнейшим условием которого выступает ценностное отношение к человеку любого вероисповедания, понимание самореализации личности как смысла человеческой деятельности (А. А. Абдуллина, Е. С. Ванина, Л. А. Воло-вич, Б. С. Гершунский, В. Б. Медушевский, В. В. Розанов, Н. Д. Никандров, Э. Н. Фау-стова). С позиции взаимосвязи указанных подходов наиболее полно раскрывается и проблема формирования системы ценностных ориентаций у музыкантов-исполнителей посредством приобщения к духовным ценностям многонациональной культуры, в том числе и музыкальной.
Важным основанием в развитии личности участника фестивального движения является деятельностный подход, направленный на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся познавательной деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина и другие). Суть деятельност-ного подхода раскрывается через применение разнообразных форм и методов активного и интерактивного освоения фестивальных программ.
Думается, что любая деятельность должна быть целенаправленной и развивающей, а для этого она должна быть личностно значимой, поэтому реализация личностно-ори-ентированного подхода (В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская и другие) подразумевает построение процесса освоения художественного номера с учётом интересов, способностей, возможностей юных музыкан-
тов. Данный подход способствует созданию условий, предполагающих развитие творчества личности, проявление собственных взглядов, знаний и ценностных отношений к изучаемым объектам, реализующих саморазвитие и самореализацию личности будущих музыкантов-исполнителей. Ориентируясь на индивидуализацию и дифференциацию в обучении, их взаимосвязь, данный подход направлен на создание комфортных условий для развития личности участника.
Реализация идей художественно-творческого проекта предполагает соблюдение ряда принципов: полисубъектности, который вытекает из понимания того, что сущность человека богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Субъект-субъектные отношения участников художественно-творческого проекта реализуются с опорой на индивидуальный опыт каждого субъекта, творческое взаимодействие и саморазвитие. Данный принцип не только предполагает повышение активности субъектов, но и связан с изменением роли и функций участников единого процесса творческого саморазвития субъектов: субъекты переходят в категорию сотрудничающих людей [9, с. 79].
Принцип интеграции ориентирован на междисциплинарное использование взаимодополняющих методов проектно-творческой деятельности, на координацию и интеграцию усилий всех участников, совместно работающих для достижения поставленных целей.
Принцип полифакторности обеспечивает качество конечного творческого продукта и взаимовлияние большого числа разнообразных факторов, среди которых социальная и культурная среда, творческий потенциал и уровень подготовки участников, степень их мотивации, обеспеченность информацией и материально-техническими средствами и т.п.
Не менее важны: принцип презентатив-ности (создаваемый творческий продукт должен иметь некую представительскую форму, в качестве которой могут выступать афиши, буклеты, анонсы выступления,
программы, видеоролики и т.п.); принцип полихудожественности, предполагающий использование в процессе подготовки проекта художественных возможностей разных видов искусств, а также технологий художественно-творческого взаимодействия.
Принцип полифункциональности означает, что все функции художественно-творческого проекта (личностно развивающая, воспитательная, поисково-исследовательская, коммуникативная, инновационно-прогностическая, общественно-преобразующая, культурно-эстетическая, социально-адаптивная, профориентационная) слиты в единое деятельностно-смысловое поле, совместно работая для достижения основной цели проектирования.
На многофункциональное предназначение художественно-творческого проекта указывает С. С. Зенгин, достаточно полно характеризуя его ведущие функции: личностно-развивающую (художественно-творческий проект способствует сотворческому развитию его участников и формирует у них такие личностные качества, как самостоятельность, ответственность, инициативность, коммуникабельность, ценностно-смысловая ориентировка и другие); образовательную (художественно-творческое проектирование должно быть максимально интегрировано в учебно-воспитательный процесс училища); воспитательную (художественно-творческий проект заключает в себе значительный воспитательный потенциал, своим содержанием транслируя гуманистические ценности и ориентируя молодёжь на следование эталонным моделям нравственности и духовности); поисково-исследовательскую (в рамках художественно-творческого проектирования возможно решение научно-исследовательских задач в сферах образования, культуры и искусств, поиск решения актуальных социально-психологических проблем средствами искусства); коммуникативную (в процессе реализации художественно-творческого проекта создаётся особая среда эмпатической межличностной коммуника-
ции); инновационно-прогностическую (художественно-творческое проектирование содержит в себе значительный инновационный потенциал, способствуя продвижению идей обновления деятельности); общественно-преобразующую (художественно-творческие проекты, как правило, затрагивают значимые проблемы социальной жизни общества, а их открытость, доступность и массовость позволяют включать в ценностно-ориентированную деятельность широкую общественность, влияя на социальное преобразование общества); культурно-эстетическую (художественно-творческий проект представляет собой самостоятельное художественное произведение, обладающее эстетической ценностью и позволяющее транслировать культурные коды и традиции от поколения к поколению) [5, с. 8].
Таким образом, существенным аспектом содержательной части художественно-творческого проекта является оптимизация непосредственной культуротворческой среды развития личности музыканта - участника фестивального мероприятия.
Оценкой сформированности навыков межкультурных коммуникаций средствами проектных технологий социокультурной деятельности может выступать: информированность (степень осведомлённости о собственной культуре и культурном многообразии, знание и понимание феноменов и ценности культур различных народов и эпох, основных направлений, проблем и тенденций развития современного музыкального искусства); адаптивность (умение приспосабливаться к меняющимся социально-культурным условиям, наличие опыта межличностного общения, готовность и способность к сотрудничеству, взаимодействию и общению с представителями других культур; владение нормативными образцами профессионального поведения в других культурах); эмпатичность (толерантность по отношению к представителям других культур в процессе профессионального межличностного общения; способность понимать чувства
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 2 (70) март-апрель ^
и мысли представителей других культур, отсутствие отрицательных стереотипов и догм по отношению к другим культурам).
На примере деятельности Московского военно-музыкального училища - постоянного участника военно-музыкальных фестивалей, можно говорить о накоплении определённого опыта работы в реализации комплекса художественно-творческих проектов [10, с. 83] в различных направлениях (общественно-церемониальное, художест-
венно-творческое, православное, концертно-просветительское и культурно-досуговое), содержание которых достаточно полно раскрыто в исследовании А. П. Герасимова [3, с. 168-169]. Педагогическая практика в полной мере подтверждает выдвинутое нами положение об эффективности использования проектных технологий социокультурной деятельности в процессе формирования у будущих музыкантов-исполнителей навыков межкультурной коммуникации.
Примечания
1. Ваулина Л. Н. К вопросу о становлении межкультурной коммуникации в России // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. № 2. С. 174-178.
2. Герасимова И. А. Роль личностно-ориентированного подхода в выборе форм досуга молодёжью // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы : труды Лаборатории социально-культурного проектирования Кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ : сборник статей / Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств», Фак. социально-культурной деятельности, Каф. социально-культурной деятельности ; [сост. и науч. ред. Н. Н. Ярошенко]. Москва : МГУКИ, 2014. С. 163-169.
3. Герасимов А. П. Патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций : дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Герасимов Александров Петрович ; [Место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. Москва, 2015. 262 с. : ил.
4. Гулиянц С. Б. Метод проектов в работе со студентами // Социальная политика и социология. 2009. № 1. С. 304-310.
5. Зенгин С. С. Художественно-творческий проект в системе деятельности вуза культуры и искусств // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 3 (58). С. 7-10.
6. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование : учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. 412 с.
7. Мацукевич О. Ю. Развитие социального партнёрства в сфере культуры // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России : сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции (24-25 января 2013 г.) / [науч. ред. М. А. Ариарский ; ред.-сост. М. Э. Вильчинская-Бутенко]. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. С. 252-258.
8. Судоргина Л. Е. Развитие межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи средствами проектных технологий социально-культурной деятельности : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 -Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Судоргина Лариса Евгеньевна ; Орловский государственный институт культуры и искусств. Орел, 2015. 180 с.
9. Шаршов И. А. Ведущие тенденции и принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе в условиях модернизации и повышения конкурентоспособности российского высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Выпуск 11 (127). С. 74-84.
10. Ярошенко Н. Н. Партнёрское взаимодействие в сфере художественного образования: от национальных инициатив к стратегии совместного действия // Педагогика искусства : электронный научный журнал. 2014. № 3. С. 83-86. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/partnerskoe-vzaimodeystvie-v-sfere-hudozhestvennogo-obrazovaniya-ot-nacionalnyh
References
1. Vaulina L. N. K voprosu o stanovlenii mezhkul'turnoi kommunikatsii v Rossii [To a question of the formation of cross-cultural communication in Russia]. Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics. 2007, No. 2, pp. 174-178.
2. Gerasimova I. A. Rol' lichnostno-orientirovannogo podkhoda v vybore form dosuga molodezhyu [Role of the