Научная статья на тему 'Культурно-образовательный центр в социокультурном пространстве вуза'

Культурно-образовательный центр в социокультурном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудой Е. Л.

В статье рассматривается проблема реализации требования ФГОС относительно формирования общекультурных компетенций будущих педагогов-музыкантов. Автор исследования видит одним из решений проблемы организацию педагогической системы вуза и выполнение задач, направленных на достижение поставленной цели: формирования социокультурной среды обучения; развития художественных интересов в сфере культурно-просветительской деятельности; творческой активности учащихся в подготовке художественных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательный центр в социокультурном пространстве вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Радионовская Т.И. Готовность будущих инженеров к профессиональной деятельности в условиях Арктического региона. // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. С. 77-81.

© Радионовская Т.И., 2016

УДК 378

Рудой Е.Л.

кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой музыкального образования ЧОУ ВО «Заокский христианский гуманитарно-экономический институт»

Тульская область, Российская Федерация

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация

В статье рассматривается проблема реализации требования ФГОС относительно формирования общекультурных компетенций будущих педагогов-музыкантов. Автор исследования видит одним из решений проблемы организацию педагогической системы вуза и выполнение задач, направленных на достижение поставленной цели: формирования социокультурной среды обучения; развития художественных интересов в сфере культурно-просветительской деятельности; творческой активности учащихся в подготовке художественных проектов.

Ключевые слова

социокультурное пространство, культурно-образовательный центр, художественное восприятие, художественный проект, педагог-музыкант, культурно-просветительская деятельность.

Подготовка будущего учителя музыки, педагога-музыканта - одна из наиболее актуальных социальных проблем высшей школы, полноценность решения которой зависит от рационального использования новых эффективных путей в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Наличие культурно-образовательный центр в социокультурном пространстве вуза в регионе представляется наиболее эффективным способом решения данной проблемы.

Учитель музыки сегодня - это квалификационная характеристика специалиста, обладающего опытом педагогической, музыкально-исполнительской и культурно-просветительской деятельности, позволяющим реализовать профессиональные компетенции в широком поле социокультурного пространства.

Социокультурный подход предполагает создание такой образовательной среды, в которой формирование личности происходит с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека, организации взаимоотношений с миром культуры; в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие). По мнению исследователя Н.В. Крыловой, социокультурная среда учебного заведения - это конкретное, данное каждому студенту социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности [5, с. 83].

В своих исследованиях в области современных педагогических технологий Г.К. Селевко отмечает, что метод художественного проектирования используется как компонент образовательной системы, который способствует формированию проектного мышления [6, с. 337].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Освоение технологий художественного проектирования в условиях учебного процесса, адаптация новых программ к требованиям и познавательной активности учащихся помогает без особых затруднений переходить от теории к практике и наоборот. Исследователь Е.Ф. Командышко отмечает, что технология художественного проектирования помогает раскрыть возможности становления профессиональной компетентности учащегося, которые в рамках учебного процесса не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественно-творческой деятельности [4, с. 73].

Предметом социально-культурной деятельности, по мнению ученого М.А. Ариарского «выступает не идеал, а объективные реальности современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками» [9, с. 83].

В исследованиях ученых, социокультурная среда - это конкретное, данное каждому студенту во время обучения социальное пространство, посредством которого он начинает включаться в культурные связи сообщества, где приобретает первые опыты самостоятельной культурной деятельности.

По мнению Л.С. Астафьевой, именно образовательная среда в вузе является наиболее естественной обстановкой для учебы и воспитания, которая состоит из процессов непреднамеренной социализации и состоит в надлежащем воздействии не на самих студентов, на окружающую обстановку, где студенты взаимодействуют [2, с.13].

Изучая музыкальные предпочтения и вкусы различных социальных и культурных групп, ученые выяснили, что люди, имеющие музыкальное образование, обладающие развитой музыкальной культурой склонны к плюрализму, легче принимают «чужое» и не отрицают его. В социальной жизни они придерживаются толерантных воззрений; привычка слушать и воспринимать иную точку зрения, которую воспитывает художественное образование, делает личность мягче и терпимее.

Опираясь на исследования М.С. Бережной о социокультурной адаптации, можно сделать вывод о том, что принцип социокультурной направленности является процессом, направленным на обретение будущим учителем музыки своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культурной сфер его жизнедеятельности в образовании и посредством влияния особой художественной среды в учебном заведении, в которой они учатся, развиваются и взаимодействуют [3, с. 25].

Именно вовлечение учащихся в социально-значимые художественные проекты, функционирование культурно-образовательных центров помогают будущим работникам сферы образования и просвещения формировать готовность к профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

Учебные заведения России XXI века должны становиться социокультурным пространством, где новые образовательные технологии, музыкально-проектная деятельность в частности, в процессе обучения наилучшим образом способствовали бы формированию поликультурной и социально зрелой личности. Такой подход к организации процесса образования и не учебной деятельности способны сделать так, чтобы сложившиеся гуманитарно-политические, социальные и межэтнические проблемы не становились устойчивой тенденцией.

Содержание образования в региональном вузе, напрямую связано с формированием социокультурной среды обучения и в первую очередь направлено на развитие личности, способной эмоционально-позитивно откликаться на социальные, гуманитарные, культурные и духовные противоречия.

Региональный культурно-образовательный центр в процессе обучения студентов-бакалавров подразумевает разработку разных видов и форм художественно-творческой деятельности (аудиоэкскурсии, выставочные проекты, творческие конкурсы, музыкальные фестивали и т.д.), в основе которых исследуются основные объекты региона:

- территория исторических событий (битв и сражений);

- место проживания и его достопримечательности;

- памятники архитектуры;

- художественная промышленность;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

- природный ландшафт;

- культурные события;

- выставки, концерты и другие культурные мероприятия.

Исследователь Е.Ф. Командышко считает, что арт-проект как новый вид творческого продукта предполагает воплощение художественных идей и творческих замыслов, соответствующих прогрессивным процессам современного общества и культурным запросам современной молодежи [4, с. 75].

Функционирование регионального культурно-образовательного центра базируется на интеграции основных видов деятельности: информационной, исследовательской, социально-культурной, художественной, экономической, маркетинговой.

Так, региональный культурно-образовательный центр в условиях профессиональной подготовки будущих учителей музыки может выступать:

- в качестве основания для творческой работы обучающихся;

- как стратегическая цель работы, реализация практической формы деятельности студентов;

- для реализации организационных, информационных, технических, технологических, экономических и других инноваций;

- в качестве рекламы образовательного учреждения, творческого объединения, фонда и т.д. Сущность культурно-просветительской деятельности как основного вида профессиональной

деятельности учителя в истории отечественной педагогической мысли показывает, что учитель по призванию является просветителем и активным участником культурно-просветительской работы, поскольку просветительство - это вектор, способный изменить условия жизни. Именно такой взгляд определил характер и сущность педагогической миссии, начиная с середины XIX века.

Художественный проект дает возможность студентам реализовать интеллектуальный, творческий, научный, личностный и другие потенциалы в социальной и педагогической практике.

Таким образом, социокультурное пространство вуза наиболее эффективно в условиях регионального культурно-образовательного центра, которые в свою очередь является эффективным условием профессиональной подготовки будущего учителя музыки в сфере культурно-просветительской деятельности. Культурно-образовательный центр как новый продукт коллективной творческой деятельности студентов-музыкантов способствует освоению разных видов культурно-просветительской работы: музыкально-исследовательской, музыкально-организационной, музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической, музыкально-проектной и др.

Список использованной литературы:

1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб., 2008.

2. Астафьева, Л.С. Социокультурная среда как условие успешной адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе / Л.С. Астафьева // Личность в межкультурном пространстве: материалы III международной конференции к 100-летию социальной психологии. Ч.2 // Под. ред. А.И. Крупнова, З.Н. Новиковой. - М.: РУДН, 2008.

3. Бережная, М.С. Критерии социокультурной адаптации личности в педагогической практике / М.С. Бережная и др. // Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования. - М.: ИХО РАО, 2011.

4. Командышко, Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход / Е.Ф. Командышкло // Моногр. - М.: ИХО РАО, 2011.

5. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование.- 2000.

6. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко // - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

©Рудой Е.Л., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.