МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Радионовская Т.И. Готовность будущих инженеров к профессиональной деятельности в условиях Арктического региона. // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. С. 77-81.
© Радионовская Т.И., 2016
УДК 378
Рудой Е.Л.
кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой музыкального образования ЧОУ ВО «Заокский христианский гуманитарно-экономический институт»
Тульская область, Российская Федерация
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается проблема реализации требования ФГОС относительно формирования общекультурных компетенций будущих педагогов-музыкантов. Автор исследования видит одним из решений проблемы организацию педагогической системы вуза и выполнение задач, направленных на достижение поставленной цели: формирования социокультурной среды обучения; развития художественных интересов в сфере культурно-просветительской деятельности; творческой активности учащихся в подготовке художественных проектов.
Ключевые слова
социокультурное пространство, культурно-образовательный центр, художественное восприятие, художественный проект, педагог-музыкант, культурно-просветительская деятельность.
Подготовка будущего учителя музыки, педагога-музыканта - одна из наиболее актуальных социальных проблем высшей школы, полноценность решения которой зависит от рационального использования новых эффективных путей в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Наличие культурно-образовательный центр в социокультурном пространстве вуза в регионе представляется наиболее эффективным способом решения данной проблемы.
Учитель музыки сегодня - это квалификационная характеристика специалиста, обладающего опытом педагогической, музыкально-исполнительской и культурно-просветительской деятельности, позволяющим реализовать профессиональные компетенции в широком поле социокультурного пространства.
Социокультурный подход предполагает создание такой образовательной среды, в которой формирование личности происходит с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека, организации взаимоотношений с миром культуры; в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие). По мнению исследователя Н.В. Крыловой, социокультурная среда учебного заведения - это конкретное, данное каждому студенту социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности [5, с. 83].
В своих исследованиях в области современных педагогических технологий Г.К. Селевко отмечает, что метод художественного проектирования используется как компонент образовательной системы, который способствует формированию проектного мышления [6, с. 337].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Освоение технологий художественного проектирования в условиях учебного процесса, адаптация новых программ к требованиям и познавательной активности учащихся помогает без особых затруднений переходить от теории к практике и наоборот. Исследователь Е.Ф. Командышко отмечает, что технология художественного проектирования помогает раскрыть возможности становления профессиональной компетентности учащегося, которые в рамках учебного процесса не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественно-творческой деятельности [4, с. 73].
Предметом социально-культурной деятельности, по мнению ученого М.А. Ариарского «выступает не идеал, а объективные реальности современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками» [9, с. 83].
В исследованиях ученых, социокультурная среда - это конкретное, данное каждому студенту во время обучения социальное пространство, посредством которого он начинает включаться в культурные связи сообщества, где приобретает первые опыты самостоятельной культурной деятельности.
По мнению Л.С. Астафьевой, именно образовательная среда в вузе является наиболее естественной обстановкой для учебы и воспитания, которая состоит из процессов непреднамеренной социализации и состоит в надлежащем воздействии не на самих студентов, на окружающую обстановку, где студенты взаимодействуют [2, с.13].
Изучая музыкальные предпочтения и вкусы различных социальных и культурных групп, ученые выяснили, что люди, имеющие музыкальное образование, обладающие развитой музыкальной культурой склонны к плюрализму, легче принимают «чужое» и не отрицают его. В социальной жизни они придерживаются толерантных воззрений; привычка слушать и воспринимать иную точку зрения, которую воспитывает художественное образование, делает личность мягче и терпимее.
Опираясь на исследования М.С. Бережной о социокультурной адаптации, можно сделать вывод о том, что принцип социокультурной направленности является процессом, направленным на обретение будущим учителем музыки своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культурной сфер его жизнедеятельности в образовании и посредством влияния особой художественной среды в учебном заведении, в которой они учатся, развиваются и взаимодействуют [3, с. 25].
Именно вовлечение учащихся в социально-значимые художественные проекты, функционирование культурно-образовательных центров помогают будущим работникам сферы образования и просвещения формировать готовность к профессиональной музыкально-педагогической деятельности.
Учебные заведения России XXI века должны становиться социокультурным пространством, где новые образовательные технологии, музыкально-проектная деятельность в частности, в процессе обучения наилучшим образом способствовали бы формированию поликультурной и социально зрелой личности. Такой подход к организации процесса образования и не учебной деятельности способны сделать так, чтобы сложившиеся гуманитарно-политические, социальные и межэтнические проблемы не становились устойчивой тенденцией.
Содержание образования в региональном вузе, напрямую связано с формированием социокультурной среды обучения и в первую очередь направлено на развитие личности, способной эмоционально-позитивно откликаться на социальные, гуманитарные, культурные и духовные противоречия.
Региональный культурно-образовательный центр в процессе обучения студентов-бакалавров подразумевает разработку разных видов и форм художественно-творческой деятельности (аудиоэкскурсии, выставочные проекты, творческие конкурсы, музыкальные фестивали и т.д.), в основе которых исследуются основные объекты региона:
- территория исторических событий (битв и сражений);
- место проживания и его достопримечательности;
- памятники архитектуры;
- художественная промышленность;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
- природный ландшафт;
- культурные события;
- выставки, концерты и другие культурные мероприятия.
Исследователь Е.Ф. Командышко считает, что арт-проект как новый вид творческого продукта предполагает воплощение художественных идей и творческих замыслов, соответствующих прогрессивным процессам современного общества и культурным запросам современной молодежи [4, с. 75].
Функционирование регионального культурно-образовательного центра базируется на интеграции основных видов деятельности: информационной, исследовательской, социально-культурной, художественной, экономической, маркетинговой.
Так, региональный культурно-образовательный центр в условиях профессиональной подготовки будущих учителей музыки может выступать:
- в качестве основания для творческой работы обучающихся;
- как стратегическая цель работы, реализация практической формы деятельности студентов;
- для реализации организационных, информационных, технических, технологических, экономических и других инноваций;
- в качестве рекламы образовательного учреждения, творческого объединения, фонда и т.д. Сущность культурно-просветительской деятельности как основного вида профессиональной
деятельности учителя в истории отечественной педагогической мысли показывает, что учитель по призванию является просветителем и активным участником культурно-просветительской работы, поскольку просветительство - это вектор, способный изменить условия жизни. Именно такой взгляд определил характер и сущность педагогической миссии, начиная с середины XIX века.
Художественный проект дает возможность студентам реализовать интеллектуальный, творческий, научный, личностный и другие потенциалы в социальной и педагогической практике.
Таким образом, социокультурное пространство вуза наиболее эффективно в условиях регионального культурно-образовательного центра, которые в свою очередь является эффективным условием профессиональной подготовки будущего учителя музыки в сфере культурно-просветительской деятельности. Культурно-образовательный центр как новый продукт коллективной творческой деятельности студентов-музыкантов способствует освоению разных видов культурно-просветительской работы: музыкально-исследовательской, музыкально-организационной, музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической, музыкально-проектной и др.
Список использованной литературы:
1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб., 2008.
2. Астафьева, Л.С. Социокультурная среда как условие успешной адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе / Л.С. Астафьева // Личность в межкультурном пространстве: материалы III международной конференции к 100-летию социальной психологии. Ч.2 // Под. ред. А.И. Крупнова, З.Н. Новиковой. - М.: РУДН, 2008.
3. Бережная, М.С. Критерии социокультурной адаптации личности в педагогической практике / М.С. Бережная и др. // Социокультурная адаптация личности в процессе гуманитарного образования. - М.: ИХО РАО, 2011.
4. Командышко, Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход / Е.Ф. Командышкло // Моногр. - М.: ИХО РАО, 2011.
5. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование.- 2000.
6. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко // - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
©Рудой Е.Л., 2016