ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.036.5 : 78
ББК Ч420.054.43 ГРНТИ 18.01.39 Код ВАК 13.00.02
Пичугина Людмила Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: milli-pi@yandex.ru.
Овсянникова Оксана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; 625007, г. Тюмень, проезд 9 Мая, 5; e-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru.
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурно-образовательное пространство; культурно-развивающая среда; личностное пространство.
АННОТАЦИЯ. Воспитание культурно образованной, художественно просвещенной, креативной личности, не только обладающей высоким творческим потенциалом, но и стремящейся к его реализации в повседневной жизнедеятельности - важная задача, стоящая перед отечественным образованием на всех его уровнях. Ее решение во многом зависит от соответствующей данной задаче организации окружающего культурного образовательного пространства, культурно развивающей среды. Цель представленных в статье материалов - актуализация проблемы формирования культурно-образовательного пространства, социокультурной среды, ориентированных на создание благоприятных условий для решения поставленной сверхзадачи. Анализируется понятие «культурно-образовательное пространство», трактовка которого основывается на таких базисных положениях, как системность, интегрированность, динамичность, полихудожественный подход, культурно-просветительский и художественно-творческий потенциал. Представлена модель культурно-образовательного пространства (школьного и личностного), в которой выделены следующие основные компоненты: целевой, направленный на воспитание культурно просвещенной личности; концептуальный, базирующийся на сложившихся в условиях конкретной территории культурных традициях, особенностях социокультурного развития (многонациональности, поликонфессионально-сти), ведущих принципах эстетического воспитания; содержательный и технологический (деятель-ностно-операциональый), ориентированные на включение разнообразных направлений, форм, видов, технологий культурно-просветительской, художественно-творческой деятельности; валеологи-ческий, опирающийся на реализацию валеологического потенциала общения с искусством, занятий художественным, музыкальным творчеством; семейный, во многом определяющий культурное развитие личности с раннего детства; кадровый, педагогический, включающий создание коллектива учителей-единомышленников, нацеленных на культурное просветительство, введение школьников в мир искусства, художественного творчества. Обосновывается необходимость подготовки бакалавров профиля «Музыкальное образование» к работе по формированию и развитию культурно-образовательного пространства, культурно развивающей среды в процессе будущей профессиональной педагогической деятельности.
Pichugina Ludmila Nikolaevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Ovsyannikova Oxana Alexandrovna,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Head of the Department of .Arts, Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen, Institute of Psychology and Education, Tyumen, Russia.
EDUCATION OF AN INDIVIDUAL IN MODERN OTLTURAL AND EDUCATIONAL ENVIROMENT
KEYWORDS: cultural and educational space; cultural and developmental environment; privacy.
ABSTRSCT. Upbringing of well-educated, artistically enlightened and creative individual, who not only has high creative potential, but also aims at its fulfilment in everyday life, is a primary objective for the national education at all levels. The accomplishment of this objective depends on the organization of the surrounding cultural and educational space, and on the cultural and developmental environment. The purpose of the article is to discuss the question of cultural and educational space development, sociocultural environment, that focused on creating a conducive environment to solve the most important task. It examines the concept of "cultural-educational space". The article analyzes the concept of "cultural and educational space", presents the model of cultural and educational space (school and personal), which consists of the following key components: objective (upbringing of a civilized person), conceptual (based on the traditions of the region, socio-cultural structure - multinationality and multi religion), technical and activity-operational (aimed at inclusion of different forms and types of enlightment and artistic activities), valeo-logical (realization of all the valeological potential of dealing with art), domestic (determining development
of a personality since childhood), pedagogical personnel (uniting teachers having the same views). The article explains the necessity of teaching Bachelors, studying "Music education", to work on the development of cultural and educational space, cultural and developmental environment in the process of the future professional pedagogical activity.
Проходящая в настоящее время модернизация системы отечественного образования, связанная со сложными поисками путей оптимизации различных ее сфер, может быть оправданной и признанной необходимой для прогрессивного развития нашего общества лишь при условии соответствия главной миссии - воспитанию высоконравственной, культурно образованной, граждански пассионарной личности, не только обладающей большим творческим потенциалом, но и направленной на его активную реализацию в повседневной жизнедеятельности (трудовой, образовательной, досуговой и т.д.).
В комплексе обозначенных личностных компонентов важное значение имеет культурная составляющая, проявляющаяся в восприятии поликультурной, полихудожественной картины мира, в наличии потребности в сохранении и развитии культурных традиций, активном вхождении в мир искусства не только с позиций созерцателя и ценителя его высоких образцов, но и в попытках отражения и выражения своих взглядов, жизненных впечатлений в художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, театрально-сценической, хореографической и т.д.).
Совершенно очевидно, что воспитание такой личности - сверхзадача не только школьной системы образования, но и семьи, окружения, средств массовой информации, прогрессивно настроенных объединений в социальных сетях (интернет-пространстве), учреждений дополнительного образования, то есть всего окружающего социума. Таким образом, актуализируется проблема формирования культурно-образовательного пространства, социокультурной среды, создающих благоприятные условия для решения стоящей сверхзадачи.
На необходимость активизации внимания на различных аспектах данной проблемы указывается в исследованиях В. Д. Га-тальского (рассмотрение культурно-образовательного пространства как социально-педагогической системы) [2], И. Я. Мурзи-ной (выявление подходов к организации культурно-образовательного пространства региона) [6], Л. Н. Пичугиной (определение сущности понятия «культурно-образовательное пространство школы, подведение к созданию его вариативной модели) [10], О. П. Тринитатской (обозначение организационно-педагогических условий формирования развивающей среды) [14], А. Л. Сала© Пичугина Л. Н., Овсянникова О. А., 2017
евой (кластерный подход к моделированию культурно-образовательного пространства образовательного учреждения) [11], Н. В. Щиголевой (анализ основных структурных компонентов культурно-образовательного пространства) [16], И. В. Волгиной (роль учреждений дополнительного образования в создании образовательной среды, положительно влияющей на духовное, культурное личностное развитие) [1 ] .
Проецируя ранее предложенное нами определение понятия «школьное культурно-образовательное пространство» [10] в сферу личностного культурного образовательного пространства, можно его рассматривать как многоаспектную, сложно организованную, динамичную систему, интегрированную в условия постоянно развивающихся образовательных, культурно-просветительских, художественно-творческих возможностей образовательных учреждений, семьи, территориального культурного кластера, молодежных объединений (в том числе, существующих в социальных сетях, продвигаемых в средствах массовой информации), ориентирующих на приобщение к культурным традициям, постижение полихудожественной картины мира, изучение образцов сокровищницы мирового искусства, реализацию личностного творческого потенциала в процессе культурно-просветительской, художественно-творческой деятельности.
При этом личностное культурно-образовательное пространство и внешнее (внешняя культурная среда) могут быть сопоставимы как микро- и макросистемы, неразрывно связанные между собой, меняющие характер первоопределения: сначала внешняя среда определяет направления художественно-творческого развития, затем личностное пространство становится определяющим в выборе сферы реализации культурного личностно-развивающегося потенциала; в дальнейшем импульс саморазвития и самореализации может менять источник возникновения и продвижения.
Отталкиваясь от разработанной Л. В. Матвеевой интегративной модели воспитания эстетической культуры обучающихся в условиях дополнительного образования общеобразовательной школы [4], можно в модели личностного и школьного культурно-образовательного пространства выделить следующие компоненты:
Целевой, направленный на воспитание культурно просвещенной личности, мо-
тивированной и обладающей потребностью в реализации индивидуальных возможностей в художественном творчестве, креативно подходящей к выполнению различных видов деятельности, способной видеть и ценить прекрасное в жизни, окружающей природе, отношениях между людьми, искусстве, культурных традициях своего народа, региона, других народов, проявляющей активный интерес к искусству, занятиям художественно-творческой деятельностью (в том числе, музыкальной деятельностью во всех ее видах и формах).
Концептуальный компонент, учитывающий такие важные для создания и развития культурно-образовательного пространства и культурно-образовательной среды аспекты как:
- сложившиеся в условиях конкретной территории (региона, муниципального образования, района, образовательного учреждения, национальной культурной диаспоры и др.) культурные традиции, опыт проведения культурно-просветительских мероприятий;
- многонациональный состав социума, предполагающий введение в содержание образовательного процесса (в том числе, процесса художественного, музыкального образования), осуществляемой культурно-просветительской деятельности знакомства с художественным творчеством, музыкальной культурой проживающих на данной территории наций и народов; опору на имеющиеся культурные ресурсы сложившейся полиэтнической среды. С этой точки зрения представляют интерес исследования Н. И. Кашиной и В. Б. Новичкова [3; 7]. При этом создание единого культурного пространства, как справедливо отмечает Е. С. Толмачева, является необходимым условием и эффективным средством воспитания у школьников толерантности [13];
- поликонфессиональность современного культурного образовательного пространства, не означающая замыкание в рамках образцов и традиций своей духовной культуры. Наоборот, активизация внимания на воспитании уважительного отношения к культурным традициям народов, проживающих в условиях одного социума, культурно-образовательного пространства, принадлежащих к разным конфессиям, чему способствует знакомство с высокими образцами мирового искусства (в том числе, музыкального искусства), отражающими и религиозные сюжеты;
- организация и развитие культурно-образовательной среды, во многом определяющей значимость культурного образовательного пространства в воспитании культурно просвещенной личности, в соответ-
ствии с ведущими принципами эстетического воспитания. В основе организации культурно-просветительской, художествен-но-твор-ческой деятельности лежат такие принципиальные ориентиры, как опора на принцип эмоциональной насыщенности, важнейшего элемента и средства эстетического (музыкального) восприятия; учет возрастных и индивидуальных особенностей художественно-творческого развития, опыта художественно-творческой деятельности, проявления когнитивного, операционального и мотивационного компонентов у всех субъектов формируемого и развивающегося культурно-образовательного пространства; системный подход к художественному (музыкальному) образованию в условиях общего школьного образования (Н. Г. Тагильце-ва) [12]; принцип художественности в подходе к формированию эстетически выстроенной культурно-образовательной среды, способствующей передаче и расширению опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, пронизывающей все стороны повседневной, школьной жизни: от содержания образовательного процесса, форм учебной работы до организации индивидуальной культурно-досуговой деятельности; принцип творческой направленности, связанный с созданием благоприятной атмосферы творческого взаимодействия, способствующей успешной реализации творческих возможностей для всех субъектов культурно-образовательного пространства.
Содержательный компонент модели культурно-образовательного пространства строится на включении в нее разнообразных направлений культурно-просветительской, художественно-творческой деятельности в условиях школьного образования и досуга (музыкальная, изобразительная, хореографическая, театральная деятельность, декоративно-прикладное творчество, творческие объединения, в основе которых лежит интерес к историческим костюмам, истории быта, культурным народным традициям, их воспроизведению и т.д.).
Технологический и деятельностно-операциональный компоненты модели включают поиск, апробацию, выявление эффективности внедрения различных технологий, форм и методов создания единого культурно-образовательного пространства, в котором гармонично развиваются разнообразные направления, формы и виды культурно-просветительской, художественно-творческой деятельности, позволяющие реализовать образовательные, культурные, творческие потребности всех его участников. При этом следует отметить важность единого целостного системного подхода к формированию и развитию культурно-образовате-
льного пространства, выполняющего культурно-просветительские функции, ориентированного на реализацию культурных проектов, программ, внедрение определенных технологий не только в рамках дисциплин образовательного цикла, но в условиях дополнительного школьного образования.
Валеологический компонент является одним из важных ориентиров при формировании культурно-образовательного пространства, культурно-образовательной среды. Развивая ранее высказанное нами (Л. Н. Пичугиной, Э. Б. Ануфриевой) мнение о необходимости усиления внимания к опоре на валеологический потенциал общения с искусством, занятий художественным, музыкальным творчеством, способствующих выстраиванию гармоничных отношений человека с окружающей природой, социумом, единению идеального и реального Я через самореализацию в художественно-творческой (в том числе, музыкальной) деятельности, следует отметить, что без валеологического подхода к формированию культурно-образовательного пространства, культурно-образовательной среды невозможно достигнуть положительных намеченных результатов. Ведь он связан не только с созданием условий для физического оздоровления, но и, что не менее важно, для развития эмоциональной сферы, воспитания культуры чувств, взаимоотношений между членами сообщества [9].
Компонент, связанный с особенностями выстраивания культурно-образовательной среды в условиях семейного воспитания - определяющего фактора в культурном развитии личности, начиная с раннего детства и в течение всего жизненного пути (Л. В. Матвеева) [5]. К сожалению, приходится констатировать, что в условиях современной жизни, с ее бешеными темпами, постоянной направленностью и растратой энергии за границами семейного очага, сложившаяся в начале ХХ в. гармоничная модель семейного воспитания в атмосфере духовного единения в совместном любительском музицировании, чтении, подготовке и демонстрации домашних сценических этюдов, постановок, «живых картин» и т.д. уступила место просмотру бесконечных телевизионных программ - «клонов» (старшее поколение), общению в соцсетях, компьютерным играм (младшее поколение), краткому общению на обыденные «дежурные» темы, не связанные с культурным просветительством, самообразованием, получением радости от общения в совместном творческом взаимодействии.
В условиях сложившейся в массовой практике семейного воспитания большей направленности на достижение успехов в
школьном обучении наблюдается проявление дефицита внимания к формированию культурно просвещающей и развивающей личность ребенка домашней среды. Однако следует заметить, что выполнению этой важной миссии семейного воспитания молодых родителей не готовят ни школа, ни вуз. Данная проблема очень редко освещается и в средствах массовой информации.
Таким образом, возведение семьи в ранг главного, определяющего фактора воспитания культурно просвещенной, творчески направленной личности, остается одной их актуальнейших проблем в государственной социальной и образовательной политике.
И наконец, компонент, от которого зависит все - постановка задач, определение стратегии и тактики, выбор направлений, форм, средств организации деятельности по формированию всего культурного, образовательного территориального кластера, культурно-образовательной среды школы, учреждений дополнительного образования, привлечение семейного воспитательного потенциала - педагогический коллектив, состоящий из учителей, не только прекрасно знающих свой предмет, методику его преподавания, но личностей - интеллигентов в высоком смысле этого слова, культурно образованных, творчески одаренных, понимающих, насколько важно создание динамичной культурно-образовательной среды, в которой царит атмосфера, пропитанная уважением к каждому ученику, его конфессиональным, национальным истокам, верой в его яркую, неповторимую индивидуальность, наличие способностей к художественно-творческому самовыражению.
Успех в формировании такой учебно-развивающей, воспитывающей среды во многом зависит от включенности в этот сложный культурно-образовательный процесс всех педагогов школы, независимо от того, какой предмет является сферой их профессиональной деятельности: входит ли он в область искусства, гуманитарной, естественнонаучной составляющей общего образовательного цикла. Важно, чтобы каждый учитель не только сам был культурно просвещенной личностью, но и проявлял активное стремление в разработке и реализации общешкольных культурно-просветительских программ, привлечении учащихся и их родителей к проводимым в рамках школы, микрорайона, города культурно-просветительским проектам.
В создании такого коллектива педагогов-единомышленников определяющую роль должны сыграть педагоги, чья профессиональная деятельность, в первую очередь, нацелена на культурное просветительство,
введение школьников в мир искусства, художественного творчества. Учителя, представляющие образовательную область «Искусство» - учителя музыки, изобразительного искусства, педагоги дополнительного музыкального образования - своего рода миссионеры, чей профессиональный труд направлен на служение высокой гуманистической идее - воспитанию основ художественной (в том числе, музыкальной) культуры личности через художественно-музыкальное просветительство, активизацию творческих возможностей посредством включения в различные виды художественно-творческой деятельности.
Но насколько готовы к решению проблем организации культурно-образовательного пространства, культурно-образовательной среды в условиях образовательных учреждений, семейного воспитания, разработке стратегии культурно-просветительской деятельности выпускники-бакалавры, обучающиеся по ОПОП 4.03.01 - Педагогическое образование: профиль «Музыкальное образование»? Ответ на этот вопрос обретает особо актуальное звучание в связи с тем, что среди значимых в подготовке бакалавров данного профиля ориентиров в Федеральном государственном образовательном стандарте выделено формирование готовности у выпускников решать профессиональные задачи, связанные с изучением и формированием культурно-просветительских потребностей детей и взрослых, с активной деятельностью по разработке и реализации культурно-просветительских программ и проектов (в том числе, музыкально-просветительских, художественно-творчески развивающих), способствующих созданию и развитию внешнего и внутреннего (личностного) куль-
турно-образовательного пространства [15].
По результатам бесед со студентами -будущими педагогами-музыкантами видно, что большинство из них имеют весьма ограниченные представления о том, что следует понимать под определением «культурно-образовательное пространство», какие компоненты ложатся в основу его формирования, в чем специфика их конкретизации в определенных территориальных, национальных, социальных условиях, как следует учитывать особенности культурно-образовательного пространства, среды при планировании образовательной деятельности на уроках и занятиях в школе и учреждениях дополнительного образования. Наконец, для того чтобы органично вводить в содержательный компонент культурно-образовательного пространства, культурно-образовательной среды образцы произведений искусства, представляющего разные народы и конфессии, надо владеть не только общекультурной, художественной, музыкальной информацией, но и определенными подходами к бережному, умелому, грамотно методически выстроенному включению художественных артобъектов в культурно -образовательный процесс. Таким образом, воспитание педагогов-музыкантов, компетентных в области разработки, организации, осуществления культурно-образовательных, музыкально-просветительских проектов, программ, органичного их включения и продвижения в культурно-образовательном пространстве школы, является важной задачей подготовки студентов в процессе обучения в педагогическом вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волгина И. В. Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 1. - С. 87-91.
2. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 52-57.
3. Кашина Н. И. Методика освоения школьниками традиционных культурных и художественных ценностей (на материале музыкальной культуры казачества Урала) // Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов - бакалавров профиля «Музыкальное образование в педагогическом вузе» : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - С. 31-39.
4. Матвеева Л. В. Психолого-педагогические аспекты музыкального и художественного образования : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 132 с.
5. Матвеева Л. В. Изучение семейных стратегий музыкального образования детей студентами - бакалаврами педвуза // Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов - бакалавров профиля «Музыкальное образование в педагогическом вузе» : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - с. 57-65.
6. Мурзина И. Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социально-культурный потенциал : монография. - М. : Перо, 2014. - 197 с.
7. Новичков В. Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 83-87.
8. Пичугина Л. Н. Валеологические аспекты подготовки будущих учителей музыки // Казанская наука. - 2015. - № 9. - С. 176-179.
9. Пичугина Л. Н., Ануфриева Э. Б. Валеологическое воспитание школьников в процессе певческой деятельности // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 2. - С. 82-87.
10. Пичугина Л. Н. Культурно-образовательное пространство школы: теоретические аспекты разви-
тия в современных условиях // Казанская наука. - 2016. - № 9. - С. 97-100.
11. Салаева А. Л. Моделирование культурно-образовательного пространства общеобразовательного учреждения на основе кластерного подхода : дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары : Чувашский гос. пед. унт им. И. Я. Яковлева, 2015. - 148 с.
12. Тагильцева Н. Г. Общее музыкальное образование: системность или событийность / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 4. - С. 116-121.
13. Толмачева Е. С. О роли культурного пространства школы в формировании и развитии толерантности сознания учащихся // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 9. - С. 99-109.
14. Тринитатская О. П. Формирование развивающей среды общеобразовательного учреждения // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 45-52.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 г. № 1426.
16. Щиголева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/pedagogics/referat_readme.php?archive&id=1107802544& start_from&subaction=showfull&ucat=1.
REFERENCES
1. Volgina I. V. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniya v organizatsii obrazovatel'noy sredy uchashchikhsya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 1. - S. 87-91.
2. Gatal'skiy V. D. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo kak sotsial'no-pedagogicheskaya sistema // Ped-agogika. - 2009. - № 3. - S. 52-57.
3. Kashina N. I. Metodika osvoeniya shkol'nikami traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsen-nostey (na materiale muzykal'noy kul'tury kazachestva Urala) // Dirizhersko-khorovaya i metodicheskaya podgo-tovka studentov - bakalavrov profilya «Muzykal'noe obrazovanie v pedagogicheskom vuze» : sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2015. - S. 31-39.
4. Matveeva L. V. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2007. - 132 s.
5. Matveeva L. V. Izuchenie semeynykh strategiy muzykal'nogo obrazovaniya detey studentami - bakalav-rami pedvuza // Dirizhersko-khorovaya i metodicheskaya podgotovka studentov - bakalavrov profilya «Muzykal'noe obrazovanie v pedagogicheskom vuze» : sb. nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2015. - S. 57-65.
6. Murzina I. Ya. Regional'noe kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo: struktura, funktsii, sotsial'no-kul'turnyy potentsial : monografiya. - M. : Pero, 2014. - 197 s.
7. Novichkov V. B. Stolichnyy megapolis kak polietnicheskaya i polikul'turnaya sreda // Pedagogika. -1997. - № 4. - S. 83-87.
8. Pichugina L. N. Valeologicheskie aspekty podgotovki budushchikh uchiteley muzyki // Kazanskaya nau-ka. - 2015. - № 9. - S. 176-179.
9. Pichugina L. N., Anufrieva E. B. Valeologicheskoe vospitanie shkol'nikov v protsesse pevcheskoy deyatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 2. - S. 82-87.
10. Pichugina L. N. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo shkoly: teoreticheskie aspekty razvitiya v sov-remennykh usloviyakh // Kazanskaya nauka. - 2016. - № 9. - S. 97-100.
11. Salaeva A. L. Modelirovanie kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove klasternogo podkhoda : dis. ... kand. ped. nauk. - Cheboksary : Chuvashskiy gos. ped. un-t im. I. Ya. Yakovleva, 2015. - 148 s.
12. Tagil'tseva N. G. Obshchee muzykal'noe obrazovanie: sistemnost' ili sobytiynost' // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 4. - S. 116-121.
13. Tolmacheva E. S. O roli kul'turnogo prostranstva shkoly v formirovanii i razvitii tolerantnosti soznaniya uchashchikhsya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 9. - S. 99-109.
14. Trinitatskaya O. P. Formirovanie razvivayushchey sredy obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Ped-agogika. - 2009. - № 3. - S. 45-52.
15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») : utverzhden prikazom Minis-terstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii 4 dekabrya 2015 g. № 1426.
16. Shchigoleva N. V. Struktura kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://library.by/portalus/modules/pedagogics/referat_readme.php?archive&id=1107802544&start_ from&subaction=showfull&ucat=1.