МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
следует использовать доступ к самым современным текстам, размещенным в сети Интернет. Работа с актуальными иноязычными газетно-публицистическими текстами дает российским студентам исключительную возможность приблизить уровень владения языком к уровню его носителей. Список использованной литературы:
1. Беспалова С.В. Коммуникативно-прагматическая организация обучения иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук / С.В. Беспалова. - Саранск, 2003. - 275 с.
2. Кучеренко Н.Я. Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах общеобразовательной школы / Н.Я. Кучеренко // ИЯШ. - 2009. - № 2. - с. 18-23.
3. Маскинскова И.А. Лингвокультурный модуль: содержание и технологии обучения иноязычной культуре (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук / И.А. Маскинскова. - Саранск, 2005. - 229 с.
4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Ter/_Index.php
5. Третьякова И.В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук / И.В. Третьякова. - Саранск, 2005. - 266 с.
6. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В.П. Фурманова. - Саранск, Изд-во Мордов. ун-та. - 124 с.
7. CES 2016: Are humans ready for the technology of tomorrow? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.telegraph.co.uk/technology/ces/12091211/Are-humans-ready-for-the-technology-of-tomorrow.html
8. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. - URL: http://www.macmillandictionary.com
© Третьякова И.В., Архипова В.В., 2016
УДК37
Е.Д.Трофимова
доцент кафедры ПиПДиНО, к.п.н.,доцент Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия, г. Нижний Тагил
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Аннотация
Статья посвящена вопросу организации педагогической практики по специализации «Музыка», ориентированной на формирование основ музыкально-педагогических умений и способов деятельности будущего учителя начальных классов, необходимых для преподавания предметов художественного цикла на начальной ступени общего образования в современном учебном заведении.
Ключевые слова
Музыкально-педагогическая деятельность, художественно-творческое общение, индивидуальный стиль, музыкальные умения, способы деятельности, аккомпанирование, иллюстрирование.
В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) задачи вузов по подготовке кадров существенно расширились. Работодатели сегодня предъявляют повышенные требования к своим сотрудникам по улучшению качества подготовки как профессиональной, так и личностной, что вполне обосновано, учитывая сегодняшнюю быстро меняющуюся ситуацию и конкуренцию на рынке образовательных услуг.
Работа учителя начальных классов требует, чтобы он был человеком широко образованным и имел в
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
числе прочих также знания и умения музыкально-исполнительской деятельности, необходимые для развития духовного потенциала младших школьников. В связи с этим профессионально-педагогическая подготовка студентов - будущих учителей начальных классов к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников предполагает изучение ряда дисциплин музыкального цикла, в том числе изучение технологий музыкального образования младших школьников и педагогическую практику в качестве учителя по специализации «Музыка».
Педагогическая практика (в качестве учителя по специализации «Музыка») является завершающей в системе учебных и педагогических практик, которые необходимо освоить студенту в процессе обучения. Логически и содержательно данный вид практики связан с уже изученной в 4 семестре дисциплиной «Теории и технологии музыкального образования младших школьников».
Педагогическая практика является системообразующим фактором профессиональной подготовки будущих учителей. Она представляет собой процесс овладения способами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных педагогических ролях и формируется потребность самосовершенствования личности в профессиональной педагогической деятельности [3].
Содержание и организация педагогической практики моделирует музыкально-педагогическую деятельность школьного учителя музыки (начальные классы) во всем многообразии ее составляющих (уроки музыки, различные формы внеучебной музыкальной работы).
Умения и способы деятельности, приобретенные студентами в ходе педагогической практики вкупе со знаниями, умениями и способами деятельности, которые были приобретены на учебной практике (учебно-исследовательской, знакомство с профессиональной деятельностью, организация внеклассной работы с учащимися) - являются основой для достижения студентами уровня готовности к педагогической деятельности, заданного ФГОС ВПО.
Целью педагогической практики в качестве учителя музыки является формирование основ музыкально-педагогических умений и способов деятельности, необходимых для преподавания предметов художественного цикла на начальной ступени общего образования в современном учебном заведении. Задачами педагогической практики (в качестве учителя по специализации «Музыка») являются: -накопление и систематизация многообразной информации о направлениях, формах, методах и приемах организации процесса музыкально-эстетического воспитания младших школьников;
-осуществление художественно-творческого общения с детьми в системе учебной и внеучебной работы по музыкально-эстетическому воспитанию;
-освоение методики учебной работы по предмету «Музыка» по одной из федеральных программ; -освоение различных направлений профессионально-педагогической деятельности в системе внеучебной работы по музыкально-эстетическому воспитанию;
-осуществление дифференцированного подхода к реализации образовательной программы по музыке в зависимости от особенностей конкретного класса;
-практическое овладение многообразными формами, методами и приемами организации процесса музыкально-эстетического воспитания младших школьников;
-овладение стилем педагогического общения в разных направлениях музыкально-педагогической деятельности;
-формирование основ индивидуального стиля педагогической деятельности;
-развитие потребностей в профессиональном самообразовании, самосовершенствовании и рефлексии Вопросам педагогической практики посвящено большое количество научных исследований (О. А. Абдуллина, Г. А. Бакулин, С. И. Калаев, Г. М. Коджаспирова, Л. М. Куликов, А. Ф. Линенко, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.). Ученые сходятся во мнении, что студент-практикант должен быть готов к решению профессиональных задач, быть компетентным в областях гуманитарных знаний, заинтересованным в профессиональном росте и развитии, способным к творчеству и исследовательской деятельности, убежденным в необходимости духовного совершенствования и выбора высоконравственных ориентации. Виды и формы педагогической практики в качестве учителя музыки обусловлены необходимостью
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
реализации цели, задач и содержания музыкального образования в целом, которые утвердились в музыкально-педагогической науке и практике.
Организация и проведение педагогической практики исходят из следующих принципов:
а) гуманизации педагогического процесса;
б) развития профессиональных возможностей и способностей студентов;
в) развития самостоятельности и креативности студентов;
г) учета требований, предъявляемых современным образовательным учреждением к специалистам;
д) личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании; е) сотрудничества, создания психологического комфорта и ситуации успеха; ж) дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса [2, с. 41].
В условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы учителя музыки, студентам психолого-педагогического факультета предоставляется возможность применить знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин специального предметного, психолого-педагогического, общекультурного и эстетического циклов.
В ходе практики студенты осваивают многофункциональную деятельность педагога-музыканта по ряду направлений: методическому, обучающему, воспитывающему, развивающему и просветительскому.
Студенты-практиканты выполняют все виды работ, предусмотренных программой практики: знакомятся с материальной базой по музыке (кабинетом музыки, методическими и наглядными материалами, ТСО и т. п.); активно включаются в учебно-воспитательную работу с учащимися, наблюдают показательные уроки и внеклассные занятия, проводят пробные и зачетные уроки и внеклассные мероприятия, посещают уроки и внеклассные мероприятия других студентов, принимают участие в их обсуждении, овладевают навыками работы с методической и отчетной документацией, изучают инновационный опыт работы лучших педагогов образовательных учреждений, осваивают современные педагогические технологии, занимаются исследовательской деятельностью, собирают практический материал для курсовых и выпускных квалификационных работ.
За время музыкально-педагогической практики студенты проходят следующие этапы учебно-воспитательной деятельности:
Первый этап. Ознакомление с учебно-воспитательной работой образовательного учреждения. Он включает:
-знакомство с образовательным учреждением, его материальной и учебно-методической базой, беседы с администрацией и учителями школы об основных направлениях учебно-воспитательной работы;
-получение студентами представлений об особенностях организации процесса музыкально-эстетического воспитания учащихся;
-включение студентов в процесс подготовки к самостоятельной деятельности в качестве учителя музыки;
-изучение основных компонентов школьного учебно-воспитательного процесса - школьной документации учителя музыки (учебной программы по музыке, тематических и поурочных планов уроков музыки и др.);
-изучение отдельных учащихся и коллектива класса;
-изучение психолого-педагогических аспектов учебной и воспитательной деятельности на материале урока музыки;
-выполнение работы по заданию учителя (методической, диагностической, оформительской, организаторской).
Второй этап. Проведение учебно-воспитательной работы по предмету «Музыка». Он включает: -изучение уровня музыкальных знаний, умений и навыков учащихся посредством посещения уроков, общения с учащимися, учителями;
-составление графиков проведения и посещения уроков музык
-разработку конспектов уроков музыки и различных видов внеклассной музыкально-воспитательной деятельности;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
-подготовку дидактических материалов, наглядных пособий;
- наблюдение уроков музыки, проводимых учителем школы и сокурсниками-практикантами; -участие в анализе этих уроков, ведение дневника наблюдаемых уроков учителя и студентов-
практикантов;
-наблюдение за деятельностью детских творческих коллективов школы, культурно-просветительными и досуговыми мероприятиями (музыкальными лекциями, беседами, концертами, школьными праздниками и т. п.);
Третий этап. Проведение внеурочной музыкально-воспитательной работы в качестве помощника учителя музыки. Он включает:
-изучение уровня музыкальной культуры учащихся, планирование музыкально-воспитательной работы на период практики;
-оказание помощи школе в организации досуга детей.
Четвертый этап. Проведение исследовательской музыкально- педагогической работы. Он включает: -систематический анализ собственной музыкально-педагогической работы и опыта учебно-воспитательной деятельности;
-выполнение научно-исследовательских заданий по теме курсовой или выпускной квалификационной работы.
По окончании педагогической практики студенты должны уметь:
-разрабатывать конспекты уроков с учетом требований к современному уроку музыки;
- проводить уроки музыки различных типов («классический» урок, урок-лекцию, урок-диспут, урок-концерт и т. д.);
-выбирать наиболее эффективные для данного коллектива учащихся формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;
-использовать активные и интерактивные формы (конкурсы, викторины, тренинги, работу в микрогруппах и т. д.);
-анализировать свои уроки, уроки сокурсников и учителя-методиста; -разрабатывать, проводить и анализировать внеклассные мероприятия;
-сочетать коллективную и индивидуальную формы работы с детьми в процессе внеклассных мероприятий и на занятиях в рамках учебной и внеучебной деятельности;
- использовать музыкально-педагогический опыт для аргументации собственных проектов педагогического процесса;
Студенты в процессе педагогической практики целенаправленно работают над созданием открытой образовательной среды, в которой в совместной творческой деятельности каждый участник взаимодействия обретает опыт самореализации. В связи с этим педагогическая практика будущих учителей начальных классов носит личностно - ориентированный, творческий характер и способствует выработке индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности. Ее главным итогом является готовность студентов к работе в качестве учителей музыки и убежденность в правильности выбора профессии.
Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 22 декабря 2009 г., № 788 (с изменениями от 31 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fgosvo.ru.
2.Зиганшина С. Ф. Роль педагогической практики в профессиональной подготовке будущего учителя /Современное музыкальное образование: проблемы перспективы, поиски, решения: Материалы всерос. науч. - практ. конф. 10-11 апр. 2012г. //Под ред. Т. И. Горной. Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. С. 40-3. З.Слепкина Ю. В. Организация педагогической практики будущих учителей музыки в вузе на основе преемственности музыкального образования в системе «ДОУ - начальная школа»// Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр.; отв. ред. К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. /Урал. гос. пед. ун-т, Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Екатеринбург; Пермь, 2009. С. 130-134.
© Трофимова Е.Д., 2016