Научная статья на тему 'Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов'

Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1538
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК / БАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ / АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / STUDENT TEACHING / KINDS PEDAGOGICAL AN EXPERT / BASE OF STUDENT TEACHING / ASPECTS OF STUDENT TEACHING / STUDENTS / VOCATIONAL TRAINING / TOTAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очиров Гомбожап Дугарнимаевич

Статья посвящена актуальной проблеме педагогики подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Конкурентная борьба, характеризующая рынок труда сегодня, определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к специалистам, диктует преподавателям новые подходы к качеству образования, а значит, к использованию наиболее эффективных методов проведения занятий, их методическому обеспечению. Одна из задач педагога активизировать познавательную деятельность студентов, помочь им осмыслить теоретический материал и научить использовать полученные знания в практической деятельности. На примере реального опыта проведения педагогической практики студентов 2-4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование (профиль Начальное образование)» Бурятского государственного университета описана система профессиональной подготовки учителя начальных классов. В течение определенного этапа педагогической практики происходит «погружение» студента в профессионально-педагогическую деятельность путем знакомства практиканта с нормативными документами в области образования; разработкой учебно-методической документации (планов-конспектов занятий, методических разработок) и, безусловно, самостоятельного проведения занятий в качестве преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очиров Гомбожап Дугарнимаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student teaching in system professional preparations of the teacher of initial classes

Article is devoted an actual problem of pedagogics preparation of experts which can be claimed in new social and economic conditions. The competitive struggle characterising a labour market today, defines the high requirements of the customer shown to experts, dictates to teachers new approaches to quality of formation, so, to use of the most effective methods of carrying out of employment, their methodical maintenance. One of problems of the teacher to stir up informative activity of students, to help them to comprehend a theoretical material and to teach to use the received knowledge in practical activities. On an example of real experience of carrying out of student teaching of students of 2-4 courses of a direction of preparation «Pedagogical education (a profile Elementary education)» the Buryat state university the system of vocational training of the teacher of initial classes is described. During a certain stage of student teaching there is «immersing» of the student in is professional-pedagogical activity by acquaintance of the probationer to standard documents in the sphere of education; working out of the uchebno-methodical documentation (plans-abstracts of employment, methodical workings out) and, certainly, independent carrying out of employment as the teacher.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов»

УДК 378.1:371

© Г. Д. Очиров

Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов

Статья посвящена актуальной проблеме педагогики — подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Конкурентная борьба, характеризующая рынок труда сегодня, определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к специалистам, диктует преподавателям новые подходы к качеству образования, а значит, к использованию наиболее эффективных методов проведения занятий, их методическому обеспечению. Одна из задач педагога — активизировать познавательную деятельность студентов, помочь им осмыслить теоретический материал и научить использовать полученные знания в практической деятельности. На примере реального опыта проведения педагогической практики студентов 2-4 курсов направления подготовки «Педагогическое образование (профиль Начальное образование)» Бурятского государственного университета описана система профессиональной подготовки учителя начальных классов. В течение определенного этапа педагогической практики происходит «погружение» студента в профессионально -педагогическую деятельность путем знакомства практиканта с нормативными документами в области образования; разработкой учебно-методической документации (планов-конспектов занятий, методических разработок) и, безусловно, самостоятельного проведения занятий в качестве преподавателя.

Ключевые слова: педагогическая практика, виды педагогических практик, база педагогической практики, аспекты педагогической практики, студенты, профессиональная подготовка, итоговая конференция.

© G. D. Ochirov

Student teaching in system professional preparations of the teacher of initial classes

Article is devoted an actual problem of pedagogics — preparation of experts which can be claimed in new social and economic conditions. The competitive struggle characterising a labour market today, defines the high requirements of the customer shown to experts, dictates to teachers new approaches to quality of formation, so, to use of the most effective methods of carrying out of employment, their methodical maintenance. One of problems of the teacher — to stir up informative activity of students, to help them to comprehend a theoretical material and to teach to use the received knowledge in practical activities. On an example of real experience of carrying out of student teaching of students of 2-4 courses of a direction of preparation «Pedagogical education (a profile Elementary education)» the Buryat state university the system of vocational training of the teacher of initial classes is described. During a certain stage of student teaching there is «immersing» of the student in is professional-pedagogical activity by acquaintance of the probationer to standard documents in the sphere of education; working out of the uchebno-methodical documentation (plans-abstracts of employment, methodical workings out) and, certainly, independent carrying out of employment as the teacher.

Keywords: student teaching, kinds pedagogical an expert, base of student teaching, aspects of student teaching, students, vocational training, total conference.

Специфической особенностью работы учителя начальных классов является многопредметность. В отличие от учителей-однопредметников он должен владеть методикой преподавания русского языка, чтения, математики, изо-

бразительного искусства, музыки, груда, природоведения и других учебных дисциплин. Все это требует более пристального внимания к практической подготовке учителя начальных классов, формированию его индивидуальных творческих возможностей, которые позволили бы ему в дальнейшем успешно осуществлять учебно-воспитательную работу с младшими школьниками в современных образовательных учреждениях различного типа.

В профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов педагогическая практика занимает особое место. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения, так как практика проводится в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, в ходе которой успешно интенсифицируется процесс формирования педагогических умений и навыков. Также педпрактика, являясь важным звеном системы «педагогический вуз — школа», обладает большими возможностями для их взаимодействия в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, с одной стороны, и повышения качества учебно-воспитательного процесса в самой школе, с другой.

Система педагогической практики студентов в начальной школе, убедительно показала свою целесообразность, обеспечивая довольно высокий уровень профессио-нально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов. В структуре этой системы выделяются разные виды педагогических практик, решающие свои конкретные цели и задачи и которые определены государственными стандартами высшего профессионального образования Российской Федерации для специальности «Педагогика и методика начального образования», это:

• «Первые дни ребенка в школе»;

• Организация внеклассной воспитательной работы;

• Учебно-педагогическая практика;

• Производственная практика.

Данные виды педагогической практики имеют свои особенности по форме и содержанию и проводятся в соответствии с соблюдением основных принципов организации: связь практики с жизнью, соответствие содержания и организации требованиям, предъявляемым к школе и учителю; систематичность, непрерывность, усложнение ее содержания и методов организации от курса к курсу; связь с теоретическими курсами; комплексный характер, предусматривающий единство учебной и внеклассной воспитательной работы студентов в школе, которые обеспечивают последовательность содержания практики, смену и усложнение видов деятельности студентов, направленных на постепенную выработку у них вначале простейших педагогических приемов и действий, которые в последующем усложняются и объединяются (интегрируются) в более сложные педагогические умения и навыки.

Так, начиная с младших курсов предусматривается формирование таких педагогических умений как умения наблюдать и анализировать поведение и деятельность младших школьников, осуществлять диагностику их воспитанности, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников, умения планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу, которые в конечном итоге формируют обобщенную педагогическую способность — умение осуществлять учебно-воспитательную работу с младшими школьниками.

В педагогическом институте сложились давние традиции по формированию у студентов профессионально-педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности учителя. Организация и проведение практики в настоящее время творчески развиваются и научно обосновываются.

Особенностью всех видов педагогической практики является то, что студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда учителя — воспитателя, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы. Таким образом, каждый студент включается во все основные виды деятельности учителя школы. Он проводит, во-первых, учебно-воспитательную работу с другими учащимися по всем направлениям: работа в качестве классного руководителя: (психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива; организация различных видов деятельности с коллективом учащихся; работа с родителями; педагогами, работающими в данном классе; работа в социуме); работа в качестве учителя (проведение уроков и факультативных занятий, внеклассная работа по предмету); проведение методической и исследовательской работы. Итак, практическая деятельность студента в период практики по характеру ее содержания и методике организации соответствует деятельности учителя-профессионала.

Современное развитие научно-методических аспектов профессионально-практической подготовки студентов в Педагогическом институте осуществляется ведущей кафедрой педагогики начального и дошкольного образования на основе учебного плана, требований и положений Федерального государственного образовательного стандарта. Также специальные кафедры ПОМ, ФИМП, ПД разрабатывают конкретные индивидуальные задания по предметам, соответствующие целям и задачам каждого вида практики. На базах практики руководство работой студентов осуществляют учителя начальных классов школы. На период практики назначается староста группы по школам из числа студентов, который обязан помогать групповому руководителю и администрации базового учреждения в организации работы студентов.

Базами практик являются образовательные учреждения разных типов, которые соответствуют необходимым требованиям и условиям для организации и проведения практики. Закрепление баз практики осуществляется администрацией образовательного учреждения на основе договора БГУ с Министерством образования РБ. В Педагогическом институте сложилась определенная система работы с руководителями базовых школ, положения которых закреп-

лены в договорах о сотрудничестве. Распределение студентов на практику в школы проходит задолго до ее начала (за 2-3 месяца) по принципу учета уровня обученности и воспитанности, их местожительства и сформированно-сти межличностных отношений в группе. Таким образом, у студентов есть возможность заранее познакомиться с администрацией школ и самими учащимися начальных классов. В ходе знакомства со школой студенты выясняют тип образовательного учреждения (гимназия, лицей), материальную базу (здание, участок, столовая, бассейн, спортивный и музыкальный залы), знакомятся с учебными программами, основными направлениями учебно-воспитательной работы и педагогическим коллективом школ. Обычно в каждую школу направляется от 6 до 10 студентов и закрепляется за опытными учителями по 1-2 студента на класс в зависимости от вида практик по курсам. Традиционно в первый день практики в Педагогическом институте проводится установочная конференция, на которую приглашаются педагоги, психологи, методисты. Здесь студентов знакомят с целями, задачами и содержанием практики, особенностями ее организации, с требованиями к оформлению документации, критериями оценки за практику.

В основном педагогическая практика проводится после изучения студентами нормативных курсов психолого-педагогического цикла, ведущих общественно-политических и методических дисциплин, что позволяет практикантам осознанно и творчески применять теоретические знания в учебно-методическом процессе школы, в ходе которого закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости их постоянного совершенствования, развивается более устойчивый интерес к профессии. Сроки проведения и продолжительность практики обусловлены графиком учебного процесса педагогического института, и выход студентов на практику оформляется по представлению дирекции приказом ректора БГУ с указанием персонального состава групп, мест ее проведения и сроков. Этим же приказом назначаются преподаватели-руководители практики по всем базовым учреждениям. Все выполненные виды работ и проведенные мероприятия фиксируются студентами в личных тетрадях и специальном дневнике, согласно учебной программе практики, в соответствии с требованиями которой студенты осуществляют всю свою деятельность. Итак, педагогическая практика дает возможность проверить степень готовности к самостоятельной педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества с точки зрения соответствия их требованиям к современному учителю начальных классов. Поэтому в этот период в наибольшей степени активизируется профессиональное самообразование и самовоспитание будущих учителей.

Специфической особенностью педагогической практики является также то, что студенты, вливаясь на определенный период педпрактики в педагогический коллектив школы, подчиняются ее распорядку, руководствуются единым планом работы, традициями школы, соблюдают трудовую дисциплину, принимают участие в педагогических советах, предметных методических объединениях, семинарах классных руководителей, конференциях, в изуче-

нии и обобщении опыта лучших учителей. От слаженности действий, заинтересованности всех участников практики зависит не только качество подготовки будущих специалистов, но и их желание в дальнейшем посвятить себя педагогической работе.

Итак, содержание разных видов педпрактики в педагогическом институте предполагает следующие аспекты:

1. Учебная работа (количество и □Ачество данных уроков, количество посещенных уроков учителей, студентов и их анализ; качество выполнения плана-конспекта урока и его психолого-педагогическое обоснование; качество наглядного пособия, использование на уроке; внеклассная работа по предметам гуманитарного, естественно-математического цикла, ИЗО и трудового обучения). Учебную работу оценивают учитель и методисты кафедр ПОИМ, ФИМП, МПГД.

2. Воспитательная работа (качество составления плана воспитательной работы в классе на период практики; качество разработки и оформления зачетных воспитательных дел в классе, в школе; качество воспитательной работы с родителями).

3. Психологическое задание оценивается преподавателем кафедры ПД, при этом учитывается характер ведения дневника наблюдений, умения оперировать психологическими понятиями и методикой психологического использования в конкретных условиях данного социума учащихся и коллектива.

По окончании педагогической практики студенты предоставляют □групповому руководителю, методистам и психологам необходимую документацию. Подведение итогов практики проходит на педагогических советах в каждой школе, а затем на итоговой конференции. В педагогическом институте сложилась такая традиция по подведению итогов педпрактики, иногда она может иметь чисто отчетный характер групповых руководителей, старост и представителей образовательных учреждений или иметь тематическую направленность (особенно на 4 курсе) с выступлениями студентов по различной проблеме, такими как, например, «инновационное развитие школы», « технологии развивающего обучения» и др. И еще конференция может проводиться в творческой, соревновательной форме между группами различных типов образовательных учреждений. По итогам конференции и на основании отчета за практику выставляется комплексная оценка за педагогическую практику институтским руководителем.

Таким образом, при определении содержания вышеназванных видов педагогической практики на факультете за основу было взято положение о единстве теоретической и практической подготовки будущих учителей начальных классов. Овладение психолого-педагогическими знаниями осуществляется на протяжении всего периода обучения в вузе. На практических и лабораторных занятиях по педагогике и частным методикам при использовании активных методов обучения (анализа конкретных педагогических ситуаций, решения педагогических задач, проведения деловых игр и т. д.) происходит формирование у студентов отдельных первоначальных педагогических умений и навыков.

Итак, предлагаемые нами задания по педагогической практике не только отражали содержание теоретической подготовки будущих учителей начальных классов, но и были направлены на ее углубление и расширение, формирование и совершенствование конкретного комплекса педагогических умений. Поэтому по каждому виду педагогической практики определялась система знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть студенты в процессе подготовки к практике и в ходе ее прохождения.

В заключение можно отметить, что система педпрактики в нашем институте обеспечивает последовательность и непрерывность практической подготовки будущих учителей начальных классов. При целенаправленной организации педпрактики у студентов появляется возможность постоянно общаться с младшими школьниками и проводить за ними наблюдения, познакомиться с организацией и проведением учебно- воспитательной работы в различных образовательных учреждениях, адаптироваться в режиме работы учителя начальных классов, наблюдать и анализировать деятельность учителя и самостоятельно подготовить и самим провести уроки, внеурочную и воспитательную работу. Такая система организации и проведения педагогической практики студентов позволяет им познакомиться с научно- методической лабораторией учителя начальных классов и овладеть опытом профессионально-педагогической деятельности.

Литература

1. Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.

2. Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Томскогогос. Пед. Ун-та. 2010. — Вып. 4. С. 39-45.

Очиров Гомбожап Дугарнимаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета.

E-mail: gombo71@mail.ru

Ochirov Gombozhapov D., Ph.D., associate professor of the Department of Pedagogy of primary and pre-school education Buryat gosuniversiteta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.