Научная статья на тему 'Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности'

Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Кадры социологов»

2050
315
Поделиться
Журнал
Армия и общество
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПОДГОТОВКА / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИИ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Командышко Елена Филипповна

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности на современном этапе. Раскрывается специфика технологий арт-менеджмента как возможность совместить разные виды деятельности, необходимые современному специалисту в сфере культуры и искусства. Отмечается полихудожественный подход в освоении технологий арт-менеджмента и значение художественного проектирования.

Art management specific of technologies in future specialists training of social and cultural activity

Article is devoted to the actual teaching problem of training of future specialists of socio-cultural activities. It discloses the specifics of technology arts management as the possibility to combine different types of activities required of the modern expert in the field of arts and culture. The artistic approach in the development of technology arts management and the importance of artistic design is noted.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности»

Командышко Е. Ф.

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность данной проблемы обусловлена сложной социокультурной ситуацией, сложившейся в России к началу XXI в. Преобразования, которые произошли в последние десятилетия в экономической, технологической, социальной областях, во многом были связаны с мощным воздействием средств массовой информации, расширением межкультурных контактов разных стран, реализацией проектных технологий, внедрением рыночной экономики. В результате современный молодой человек вынужден менять свои мировозренческие позиции по отношению к людям, к себе и окружающей действительности. По этому поводу Д.И. Фельдштейн пишет: «Человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам изменил, и сам в нем изменился» [6, с. 3].

Происходящие изменения фиксируются в системах разных наук - в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. В современных условиях все звенья образовательной системы ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности.

Следует отметить, что в настоящее время менеджмент стал неотъемлемой частью деятельности социокультурных учреждений, которые вместе с государственными, частными институтами и всем обществом погрузились в рыночные отношения, предъявляющие совершенно новые и жесткие требования к деятельности и управлению на всех уровнях - от небольшого провинциального клуба до федеральных органов управления культурой. В.М. Чижиков отмечает, что государственные учреждения культуры хотя и продолжают финансироваться из бюджета, тем не менее они вынуждены «вписываться» в рыночные отношения -искать способы заработать средства, привлекать спонсоров, инвесторов [7, с. 5]. Это означает, что социокультурная деятельность не может успешно развиваться без профессионального, компетентного управления и регулирования, требующе-

го разработки новых способов подготовки курсантов (студентов) вуза и наиболее эффективных технологий обучения.

Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако, по мнению М.А. Ариарского, в первую очередь «оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией» [1, с. 21]. А это диктует необходимость научно осмыслить методологию и методику этого процесса, привести ее в соответствие с закономерностями развития личности и спецификой содержания и характера социально-культурной деятельности.

Одной из наиболее актуальных является проблема подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусства в условиях интеграции в мировое общеобразовательное пространство на основе технологий арт-менеджмента. Неслучайно зарубежные ученые (Ф. Колбер, И. Эврар и др.) с появлением арт-менеджмента связывают рождение новой научной дисциплины, называя ее «наукой третьего тысячелетия».

Арт-менеджмент, как учебная дисциплина и определенный вид деятельности, имеет свою специфику. Чтобы сориентироваться в его сущности и содержании, рассмотрим в этом понятии две составляющие: «арт» /amn.art - искусство/-и «менеджмент» (англ. management - управление).

Английское слово «арт» и различные производные от него («арт-критик», «арт-дилер», «арт-менеджер», «арт-дизайн», «арт-рынок») нередко употребляется отечественными специалистами социально-культурной деятельности. Следует учитывать, что приставка «арт», как первая составляющая сложных слов, соответствует двум значениям: 1) слову «артистический», например: арт-клуб, арт-салон, арт-шоу и др.; 2) слову «художественный», например: арт-директор, арт-проект и др., что указывает на определенную направленность, область деятельности.

Искусство, как особая система в контексте культуры, занимает центральное положение и является связующим звеном между утилитарно-практическим и духовно-теоретическим типами отношений. С одной стороны, оно граничит с наукой, философией, религией, моралью, т.е. формами общественного сознания, и через эстетическое содержание опосредует, «снимает» их проблематику в себе

посредством художественно-образной формы. С другой стороны, искусство связано с продуктами материальной деятельности человека, вносит в них эстетикодуховное содержание, имеющее относительно самостоятельное значение, однако подчиненное, в конечном итоге, функциональному и конструктивному, практическому назначению вещи.

При этом сама специфика арт-менеджмента позволяет включать механизмы обучения курсантов (студентов), основанные на принципе диалога культур. В то же время любой процесс культурного взаимодействия имеет определенную цель - достижение нового, ценностно-значимого результата (продукта деятельности). Отсюда и особое внимание к проблемам организации, управления данным процессом, что, собственно, имеет дело уже с технологическими особенностями менеджмента и тесным образом связано с формированием, трансформацией и взаимодействием ценностей в современной образовательной среде.

Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, выставок художественных произведений, производство аудио- и видеопродукции и др. Кроме того, как отмечает исследователь Г.Н. Новикова, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а, возможно, в дальнейшем - и в созидание культурных ценностей. Поэтому он должен решать задачи познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера [см.: 4, с. 25].

Она выделяет спектр деятельности арт-менеджера, объединяя в следующие группы:

- проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта);

- организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа. фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.);

- маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции);

- связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с СМИ, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы - афиш, листовок и т.п.);

- коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов и т.п.);

- юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаиванием по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже) [см.: 4, с. 26].

В связи со сказанным выше автор считает, что можно выделить две группы функций арт-менеджмента:

- основные общие функции, которые связаны с управлением и организацией художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем);

- основные специфические функции, которые связаны с искусством (его предназначением и художественным потреблением) [2, с. 9].

Среди них также можно выделить духовные (идеологические) и практические (социально-организующие) функции.

Специфика интеграционных технологий арт-менеджмента основана на двух сторонах деятельности: эстетической и организационной. В центре такой

профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза - качественная сторона изучения основ арт-менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.

«Эстетическое» как мера совершенства, гармония, является аспектом любого вида деятельности и выступает как фактор целостности, интегрирующей и синтезирующей частные и противоречивые формы бытия. Содержательное богатство категории «эстетическое» позволяет осуществлять его анализ и характеризовать с самых разнообразных позиций и подходов, в самых различных ракурсах, как философскую, проецировать в различных ценностных смыслах. В этой связи целесообразно привести высказывание А.Ф. Лосева по поводу эстетического. Он считает, что "в целом эстетическое характеризуется неразрывной связью сторон, казавшихся абстрактной метафизике несовместимыми друг с другом, и представляют собой единую и неразрывную целостность субъективного и объективного, мышления и чувственности, сущности и явления, идеи и образа, идейной образности и волевого акта, бессознательного и сознательного, иррационального и рационального, незаинтересованного любования и утилитарного пользования, созерцательного и деятельного, органически живого и технически сделанного" [3, с. 576].

В силу своей диалектической, интегрирующей и синтезирующей природы эстетическое опосредует, связывает, снимает собой все типы ценностного отношения заполняющих диалектически противоречивый его диапазон, начиная с утилитарно-практического уровня и кончая духовно-теоретическим, т.е. эстетическое приобретает духовно-практический характер.

Давно известно, что искусство объединяет в себе те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, интеграция эстетической и организационно-управленческой деятельности, связанная с процессами производства и распространения художественноэстетических и культурных ценностей в XXI в. открывает многофункциональные возможности технологий арт-менеджмента в подготовке специалистов социаль-

но-культурной деятельности. При этом наиболее эффективным является полиху-дожественный подход в обучении курсантов (студентов), что позволяет им приобретать базовые профессиональные навыки на основе разных видов искусства и художественно-творческой проектной деятельности. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом» [S, с. І5б].

Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса [см.: 5, с.ІбІ].

В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания.

Способ организации художественно-творческой деятельности курсантов (студентов) вуза в условиях освоения арт-менеджмента является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие.

Технологии арт-менеджмента предполагают:

- организацию совместных действий, ведущую к активизации образовательного процесса;

- распределение начальных действий и операций, обуславливающих особенности изучаемого объекта;

- коммуникацию, общение, благодаря которым планируются условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия, который задается необходимостью получения совокупного творческого продукта деятельности;

- взаимопонимание, которое диктуется характером включения курсантов (студентов) в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участников к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

К целевым ориентирам применения технологий арт-менеджмента в вузе можно отнести:

- обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных форм деятельности, смысловых спектров и ценностных ориентиров;

- предоставление курсантам (студентам) возможности личностно самораз-виваться, осознавать самих себя в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенной методикой арт-менеджмента является метод проектов. В этой связи художественное проектирование рассматривается автором как один из важных методов развития творческого воображения курсантов (студентов) вуза в процессе обучения. В художественном проектировании сама по себе идея играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. Формирование идеи (замысла) составляет основу художественного проектирования, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели, что требует от курсантов (студентов) владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением художественно-эстетического опыта, формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности личности и др.

Технологии арт-менеджмента состоят из ряда заданий, которые направляют работу курсантов (студентов) в нужное русло, но внутри каждого задания они абсолютно свободны и вынуждены осуществлять собственный выбор формы художественно-творческой деятельности, средств для достижения цели и т.д. В этом заключаются особенности содержания технологий арт-менеджмента.

В этой связи инновационные технологии арт-менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становления профессиональной компетентности личности курсанта (студента), которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественнотворческой деятельности.

Внедрение современных технологий арт-менеджмента в систему высшего образования предполагает:

1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий;

2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий;

3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости;

4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижению новых целей и творческих замыслов.

В центре такой профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза -качественная сторона изучения основ арт-менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.

Педагогическая технология творческого развития курсантов (студентов) в условиях обучения основам арт-менеджмента включает в себя следующие элементы:

а) постановку четко сформулированной цели;

б) последовательную ориентацию хода профессиональной подготовки на запланированный результат;

в) оценку результатов.

Перед началом творческого процесса преподаватель должен заложить наиболее общие критерии оценки его результата, являющиеся главными направлениями творческих поисков. Установка на создание творческого продукта на занятиях уточняется, корректируется, перерастая в мысленный образ будущего проекта.

Оценочные критерии, предъявляемые к проекту, являются не только средством управления качеством результата, но и средством направления самого процесса художественного творчества курсанта (студента). Критерии оценки творческих работ представляют собой единую систему, отражающую требования к их грамотности и выразительности. То есть требования к решению комплекса учебно-познавательных и художественно-образных, творческих задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом качественная оценка арт-проекта является одним из эффективных средств управления процессом творческого развития и основана на оценке его социальной и художественной ценности, объективных качеств, относительной, субъективной ценности, отражающей меру продвижения каждого курсанта (студента) к освоению проектной художественно-творческой деятельности.

Обозначим критерии оценки арт-проекта:

1) яркость и оригинальность проекта (идея, тематика, форма организации);

2) концепция проекта (актуальность проблемы, грамотно сформулированные цели; основные задачи);

3) художественное содержание проекта;

4) способность проекта оказать существенное влияние на качество общекультурного развития потенциальных посетителей (особенности познавательного, развивающего, воспитательного воздействия и др.);

5) отчетливое понимание конечного культурного и социальноэкономического продукта;

6) эффективное использование организационных механизмов;

7) привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных сфер профессиональной деятельности, в т.ч. из сферы государственного управления; среднего и малого бизнеса;

8) реалистичность бюджета;

9) грамотно сформулированная информационная и маркетинговая кампания;

10) своеобразие рекламы, неповторимость художественного оформления (афиша).

Работа над замыслом проекта в целом - процесс творческий. Он требует от курсантов (студентов) владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением своего художественноэстетического опыта, ценностно-ориентационной направленности.

Безусловно, проблема освоения новых технологий арт-менеджмента в системе высшего образования, адаптация экспериментальных программ к запросам и познавательным возможностям будущих специалистов социально-культурной деятельности - все это инициирует переход теории и практики обучения на качественно новую ступень развития.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ариарский М.А. Шестьдесят лет научного осмысления социально-культурной деятельности и принципов подготовки ее специалистов // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: сб. научн. тр. М.: МГУКИ, 2009. 166 с.

2. Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. М: ИХО РАО, 2009. 216с.

3. ЛосевА.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. М.,1970. Т.5.

4.Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента. М., 2006. 178с.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2005.

7. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2008. 608с.

8. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+», 2004. 253 с.