Командышко Е. Ф.
СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность данной проблемы обусловлена сложной социокультурной ситуацией, сложившейся в России к началу XXI в. Преобразования, которые произошли в последние десятилетия в экономической, технологической, социальной областях, во многом были связаны с мощным воздействием средств массовой информации, расширением межкультурных контактов разных стран, реализацией проектных технологий, внедрением рыночной экономики. В результате современный молодой человек вынужден менять свои мировозренческие позиции по отношению к людям, к себе и окружающей действительности. По этому поводу Д.И. Фельдштейн пишет: «Человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам изменил, и сам в нем изменился» [6, с. 3].
Происходящие изменения фиксируются в системах разных наук - в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. В современных условиях все звенья образовательной системы ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности.
Следует отметить, что в настоящее время менеджмент стал неотъемлемой частью деятельности социокультурных учреждений, которые вместе с государственными, частными институтами и всем обществом погрузились в рыночные отношения, предъявляющие совершенно новые и жесткие требования к деятельности и управлению на всех уровнях - от небольшого провинциального клуба до федеральных органов управления культурой. В.М. Чижиков отмечает, что государственные учреждения культуры хотя и продолжают финансироваться из бюджета, тем не менее они вынуждены «вписываться» в рыночные отношения -искать способы заработать средства, привлекать спонсоров, инвесторов [7, с. 5]. Это означает, что социокультурная деятельность не может успешно развиваться без профессионального, компетентного управления и регулирования, требующе-
го разработки новых способов подготовки курсантов (студентов) вуза и наиболее эффективных технологий обучения.
Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако, по мнению М.А. Ариарского, в первую очередь «оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией» [1, с. 21]. А это диктует необходимость научно осмыслить методологию и методику этого процесса, привести ее в соответствие с закономерностями развития личности и спецификой содержания и характера социально-культурной деятельности.
Одной из наиболее актуальных является проблема подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусства в условиях интеграции в мировое общеобразовательное пространство на основе технологий арт-менеджмента. Неслучайно зарубежные ученые (Ф. Колбер, И. Эврар и др.) с появлением арт-менеджмента связывают рождение новой научной дисциплины, называя ее «наукой третьего тысячелетия».
Арт-менеджмент, как учебная дисциплина и определенный вид деятельности, имеет свою специфику. Чтобы сориентироваться в его сущности и содержании, рассмотрим в этом понятии две составляющие: «арт» /amn.art - искусство/-и «менеджмент» (англ. management - управление).
Английское слово «арт» и различные производные от него («арт-критик», «арт-дилер», «арт-менеджер», «арт-дизайн», «арт-рынок») нередко употребляется отечественными специалистами социально-культурной деятельности. Следует учитывать, что приставка «арт», как первая составляющая сложных слов, соответствует двум значениям: 1) слову «артистический», например: арт-клуб, арт-салон, арт-шоу и др.; 2) слову «художественный», например: арт-директор, арт-проект и др., что указывает на определенную направленность, область деятельности.
Искусство, как особая система в контексте культуры, занимает центральное положение и является связующим звеном между утилитарно-практическим и духовно-теоретическим типами отношений. С одной стороны, оно граничит с наукой, философией, религией, моралью, т.е. формами общественного сознания, и через эстетическое содержание опосредует, «снимает» их проблематику в себе
посредством художественно-образной формы. С другой стороны, искусство связано с продуктами материальной деятельности человека, вносит в них эстетикодуховное содержание, имеющее относительно самостоятельное значение, однако подчиненное, в конечном итоге, функциональному и конструктивному, практическому назначению вещи.
При этом сама специфика арт-менеджмента позволяет включать механизмы обучения курсантов (студентов), основанные на принципе диалога культур. В то же время любой процесс культурного взаимодействия имеет определенную цель - достижение нового, ценностно-значимого результата (продукта деятельности). Отсюда и особое внимание к проблемам организации, управления данным процессом, что, собственно, имеет дело уже с технологическими особенностями менеджмента и тесным образом связано с формированием, трансформацией и взаимодействием ценностей в современной образовательной среде.
Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, выставок художественных произведений, производство аудио- и видеопродукции и др. Кроме того, как отмечает исследователь Г.Н. Новикова, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а, возможно, в дальнейшем - и в созидание культурных ценностей. Поэтому он должен решать задачи познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера [см.: 4, с. 25].
Она выделяет спектр деятельности арт-менеджера, объединяя в следующие группы:
- проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения);
- художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта);
- организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа. фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.);
- маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции);
- связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с СМИ, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы - афиш, листовок и т.п.);
- коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов и т.п.);
- юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаиванием по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже) [см.: 4, с. 26].
В связи со сказанным выше автор считает, что можно выделить две группы функций арт-менеджмента:
- основные общие функции, которые связаны с управлением и организацией художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем);
- основные специфические функции, которые связаны с искусством (его предназначением и художественным потреблением) [2, с. 9].
Среди них также можно выделить духовные (идеологические) и практические (социально-организующие) функции.
Специфика интеграционных технологий арт-менеджмента основана на двух сторонах деятельности: эстетической и организационной. В центре такой
профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза - качественная сторона изучения основ арт-менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.
«Эстетическое» как мера совершенства, гармония, является аспектом любого вида деятельности и выступает как фактор целостности, интегрирующей и синтезирующей частные и противоречивые формы бытия. Содержательное богатство категории «эстетическое» позволяет осуществлять его анализ и характеризовать с самых разнообразных позиций и подходов, в самых различных ракурсах, как философскую, проецировать в различных ценностных смыслах. В этой связи целесообразно привести высказывание А.Ф. Лосева по поводу эстетического. Он считает, что "в целом эстетическое характеризуется неразрывной связью сторон, казавшихся абстрактной метафизике несовместимыми друг с другом, и представляют собой единую и неразрывную целостность субъективного и объективного, мышления и чувственности, сущности и явления, идеи и образа, идейной образности и волевого акта, бессознательного и сознательного, иррационального и рационального, незаинтересованного любования и утилитарного пользования, созерцательного и деятельного, органически живого и технически сделанного" [3, с. 576].
В силу своей диалектической, интегрирующей и синтезирующей природы эстетическое опосредует, связывает, снимает собой все типы ценностного отношения заполняющих диалектически противоречивый его диапазон, начиная с утилитарно-практического уровня и кончая духовно-теоретическим, т.е. эстетическое приобретает духовно-практический характер.
Давно известно, что искусство объединяет в себе те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действительности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична.
Так, интеграция эстетической и организационно-управленческой деятельности, связанная с процессами производства и распространения художественноэстетических и культурных ценностей в XXI в. открывает многофункциональные возможности технологий арт-менеджмента в подготовке специалистов социаль-
но-культурной деятельности. При этом наиболее эффективным является полиху-дожественный подход в обучении курсантов (студентов), что позволяет им приобретать базовые профессиональные навыки на основе разных видов искусства и художественно-творческой проектной деятельности. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом» [S, с. І5б].
Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса [см.: 5, с.ІбІ].
В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания.
Способ организации художественно-творческой деятельности курсантов (студентов) вуза в условиях освоения арт-менеджмента является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие.
Технологии арт-менеджмента предполагают:
- организацию совместных действий, ведущую к активизации образовательного процесса;
- распределение начальных действий и операций, обуславливающих особенности изучаемого объекта;
- коммуникацию, общение, благодаря которым планируются условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия, который задается необходимостью получения совокупного творческого продукта деятельности;
- взаимопонимание, которое диктуется характером включения курсантов (студентов) в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участников к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
К целевым ориентирам применения технологий арт-менеджмента в вузе можно отнести:
- обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных форм деятельности, смысловых спектров и ценностных ориентиров;
- предоставление курсантам (студентам) возможности личностно самораз-виваться, осознавать самих себя в профессиональной деятельности.
Особенной методикой арт-менеджмента является метод проектов. В этой связи художественное проектирование рассматривается автором как один из важных методов развития творческого воображения курсантов (студентов) вуза в процессе обучения. В художественном проектировании сама по себе идея играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. Формирование идеи (замысла) составляет основу художественного проектирования, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели, что требует от курсантов (студентов) владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением художественно-эстетического опыта, формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности личности и др.
Технологии арт-менеджмента состоят из ряда заданий, которые направляют работу курсантов (студентов) в нужное русло, но внутри каждого задания они абсолютно свободны и вынуждены осуществлять собственный выбор формы художественно-творческой деятельности, средств для достижения цели и т.д. В этом заключаются особенности содержания технологий арт-менеджмента.
В этой связи инновационные технологии арт-менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становления профессиональной компетентности личности курсанта (студента), которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественнотворческой деятельности.
Внедрение современных технологий арт-менеджмента в систему высшего образования предполагает:
1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий;
2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий;
3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости;
4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижению новых целей и творческих замыслов.
В центре такой профессиональной подготовки курсантов (студентов) вуза -качественная сторона изучения основ арт-менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.
Педагогическая технология творческого развития курсантов (студентов) в условиях обучения основам арт-менеджмента включает в себя следующие элементы:
а) постановку четко сформулированной цели;
б) последовательную ориентацию хода профессиональной подготовки на запланированный результат;
в) оценку результатов.
Перед началом творческого процесса преподаватель должен заложить наиболее общие критерии оценки его результата, являющиеся главными направлениями творческих поисков. Установка на создание творческого продукта на занятиях уточняется, корректируется, перерастая в мысленный образ будущего проекта.
Оценочные критерии, предъявляемые к проекту, являются не только средством управления качеством результата, но и средством направления самого процесса художественного творчества курсанта (студента). Критерии оценки творческих работ представляют собой единую систему, отражающую требования к их грамотности и выразительности. То есть требования к решению комплекса учебно-познавательных и художественно-образных, творческих задач.
При этом качественная оценка арт-проекта является одним из эффективных средств управления процессом творческого развития и основана на оценке его социальной и художественной ценности, объективных качеств, относительной, субъективной ценности, отражающей меру продвижения каждого курсанта (студента) к освоению проектной художественно-творческой деятельности.
Обозначим критерии оценки арт-проекта:
1) яркость и оригинальность проекта (идея, тематика, форма организации);
2) концепция проекта (актуальность проблемы, грамотно сформулированные цели; основные задачи);
3) художественное содержание проекта;
4) способность проекта оказать существенное влияние на качество общекультурного развития потенциальных посетителей (особенности познавательного, развивающего, воспитательного воздействия и др.);
5) отчетливое понимание конечного культурного и социальноэкономического продукта;
6) эффективное использование организационных механизмов;
7) привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных сфер профессиональной деятельности, в т.ч. из сферы государственного управления; среднего и малого бизнеса;
8) реалистичность бюджета;
9) грамотно сформулированная информационная и маркетинговая кампания;
10) своеобразие рекламы, неповторимость художественного оформления (афиша).
Работа над замыслом проекта в целом - процесс творческий. Он требует от курсантов (студентов) владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением своего художественноэстетического опыта, ценностно-ориентационной направленности.
Безусловно, проблема освоения новых технологий арт-менеджмента в системе высшего образования, адаптация экспериментальных программ к запросам и познавательным возможностям будущих специалистов социально-культурной деятельности - все это инициирует переход теории и практики обучения на качественно новую ступень развития.
* * *
1. Ариарский М.А. Шестьдесят лет научного осмысления социально-культурной деятельности и принципов подготовки ее специалистов // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: сб. научн. тр. М.: МГУКИ, 2009. 166 с.
2. Командышко Е. Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы, перспективы развития. М: ИХО РАО, 2009. 216с.
3. ЛосевА.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. М.,1970. Т.5.
4.Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента. М., 2006. 178с.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
6. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2005.
7. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента. М.: МГУКИ, 2008. 608с.
8. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+», 2004. 253 с.