профессиональная подготовка арт-менеджеров в вузах культуры и искусств
Татьяна Николаевна СУМИНОВА,
доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]
В статье рассматривается профессиональная подготовка арт-менеджеров в вузах культуры и искусств, что с учетом современных образовательных технологий успешно осуществляется на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. Автор утверждает, что в контексте творческой/креативной экономики, «экономики переживаний» одной из ключевых фигур арт-индустрии как коммуникативной системы выступает фигура посредника, субъекта деятельности, экономического агента - арт-менеджера (продюсер, антрепренер, импресарио, промоутер, дилер и т.д.). Общая, профессиональная и энциклопедическая культура арт-менеджера позволяет ему эффективно осуществлять работу по генерации арт-проектов, открытию и продвижению новых имен на арт-рынок, формированию сегментов сферы искусства, вкусов, предпочтений, потребностей, культуры и нравственности представителей социума, а также символического пространства арт-текста.
Ключевые слова: арт-менеджер, продюсер, антрепренер, импресарио, арт-директор, куратор, агент, промоутер, арт-индустрия, арт-бизнес, арт-проект, художник, творческая экономика, предприниматель в сфере искусства, экономика сферы искусства.
The article considers professional training of art managers in universities of culture and arts, which was successfully carried out with consideration of modern educational technologies at the Department of management of socio-cultural activity of the Moscow state University of culture and arts. The author argues that in the context of the creative economy, «economy experiences» one of the key figures of the art industry as a communication system is the mediator, the subject of activity, the economic agent - art-manager (producer, entrepreneur, manager, promoter, dealer etc). The General, professional and encyclopedic culture of art-manager allows it to effectively carry out the work of generating art projects, open and promotion of new names in the art market, formation of segments of the arts, tastes, preferences, needs, culture and morality of the representatives of society and symbolic space of the art text.
Key words: an art-manager, a producer, an entrepreneur, an art director, a curator, an agent, a promoter, art industry, art business, an art-project, an artist, the creative economy, the entrepreneur in the sphere of art, Economics of the art.
Современный мир развивается в контексте постиндустриального пространства с трансформированной парадигмой производства и потребления, когда сфера культуры и искусства и ее составляющие выступают в качестве товара, экономика трансформируется в творческую/креативную экономику, «экономику переживаний» и т.д.
При этом все составляющие рассматриваемой сферы имеют преимущественно коммерческий характер, что подтверждает значимость профессиональной подготовки арт-менеджеров в вузах культуры и искусств.
Этим обуславливается, что именно арт-менеджмент (управление в сфере искусства) как «наука третьего тысячелетия» [2], одно из фундаментальных научных направлений, сфера человеческой деятельности на сегодня является достаточно важным ресурсом/инструментом/механизмом развития инновационной/творческой/ креативной экономики, в которой ключевыми являются творческие/креативные индустрии, творческий класс, творческий город и творческий кластер и т.д.
В качестве одного из значимых элементов современной арт-индустрии как коммуникативной системы (автор - текст произведения (арт-проект/арт-продукт) - потребитель символической информации), без которого функционирование таковой в современных рыночных условиях является затруднительным, является фигура посредника, субъекта деятельности, экономического агента - арт-менеджера (англ. art + manager от art - «искусство» и manager - «управляющий»), который, согласно нашей концепции, представляет собой управленца в сфере искусства - сердцевины художественной культуры [4, 6, 7].
Авторы учебника «Теория и практика социокультурного менеджмента» В.В. Чижиков и В.М. Чижиков справедливо обозначают достаточно широкое профессиональное назначение арт-менеджера. Они называют, в частности, «менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино-и фотостудий, студий видео и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных комплексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны; менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театрально-студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития» [8, С. 272 - 273].
Деятельность арт-менеджера имеет определенную специфику, зависящую как от вида искусства, в котором осуществляется профессиональная активность, так и от осуществляемых им процессов. Все это находит проявление в названии тех должностей или профессий, в рамках которых арт-менеджер работает или в которых трудятся его коллеги, т.е. его окружение.
Для того, чтобы уяснить сущность профессии арт-менеджера как управленца в сфере искусства, обратимся к американскому определению собственно управления: «Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит. Управлять - это делать что-либо руками других». Из этого следует подлинное и адекватное восприятие деятельности менеджера (в данном случае - в рассматриваемой нами сфере человеческой активности - сфере искусства), сущность которой заключается не в выполнении какого-либо конкретного задания, а в создании атмосферы и условий для выполнения такового другими.
Мы утверждаем, что арт-менеджер - это бизнес-помощник художника/артиста, работающего в контексте современного арт-рынка и его разновидностях и которому важно создавать тексты произведений/арт-продукты не только для самоактуализации, но и для продажи.
Арт-менеджер, в зависимости от должностных инструкций, может участвовать в организации или осуществлении маркетинговых исследований рынка для осознания значимости той или иной темы/проблемы, коммуницировать со спонсорами, меценатами, покупателями/ потребителями арт-продукции и т.п.
В соответствии со статусом, ключевыми функциями и задачами арт-менеджер как интеллектуальный ресурс/капитал экономики сферы культуры и искусства [3] может выступать в качестве продюсера, антрепренера, арт-директора, агента, промоутера и т.п., т.е., например, кинопродюсера логично воспринимать в качестве управляющего всем процессом работы над фильмом как арт-продуктом/арт-проектом.
Подтверждением значимости профессии арт-менеджера, например, менеджера в сфере театра, может служить мнение директора Большого театра кукол Санкт-Петербурга Александра Аркадьевича Калинина: «В наше время грамотные, активные и опытные театральные менеджеры - это те «сподвижники», без которых подлинный успех театрального дела попросту немыслим. Ведь именно менеджеры в театре «делают» посещаемость, «подпитывают» театр деньгами, ищут новые способы привлечения зрителя. Они - рыцари репертуара, они в ответе за качество и культуру проведения спектакля. У наших уважаемых «творцов» об этом очень мало знаний» [1] (Курсив наш. - Т.С.).
Современная рыночная «система координат» позволяет нам утверждать, что арт-менеджеры сегодня - это экономические агенты, организаторы бизнес-деятельности в сфере искусства, предприниматели (такие «герои дня», как продюсеры, антрепренеры, импресарио, промоутеры, агенты, администраторы, арт-дилеры и т.д., т.е. «коммерсанты от искусства»), осуществляющие работу по генерации арт-проектов, открытию и продвижению новых имен на арт-рынок, формированию сегментов сферы искусства, вкусов, предпочтений, потребностей, культуры и нравственности представителей социума, а также символического пространства арт-текста.
Вот почему арт-менеджерам необходимо разбираться не только в видах искусства, но и в специфике и технологических процессах создания многочисленных культурных форм, документов, проектов, информационных объектов арт-индустрии. Арт-менеджеру важно знать сущность арт-индустрии и ее информационную (и не только!) составляющую. Это будет способствовать пониманию управленцем творческого/креативного/ инновативного пути автора/художника/ творца, реализующего идею и воплощающего ее в конкретном материале, а также осуществлению дальнейшего процесса «продвижения» текста произведения как арт-проекта/арт-продукта на арт-рынок.
Кроме того, арт-менеджер должен помнить, что арт-индустрия - это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры, нравственной составляющей социума. Тем более, что, находясь в современном постиндустриальном пространстве с огромным спектром различных технологий (маркетинговых (фандрейзинг, реклама, PR, промоушн), информационных и т.д.), артосфера/ арт-индустрия представляет собой яркую, целостную, гармоничную информационную систему [5]. В ней происходят разнообразные инновативные процессы генерации арт-продуктов, арт-услуг, которые на различных этапах своего возникновения «требуют» действий, связанных с деятельностью специалистов в сфере менеджмента, маркетинга, продюсирования - а именно «раскрутки», промоушна и т.д.
Сегодня важно понимать, что менеджер, работающий в сфере культуры и искусства, т.е. в творческой сфере, должен кроме нормативно-правовой и финансово-экономической составляющей знать и понимать специфику творческого процесса, уметь включиться в таковой, не нарушая этических и эстетических законов, которые являются ключевыми в сфере культуры и искусства.
Арт-менеджеры в лице не столько коммерсантов, сколько предпринимателей в сфере искусства, в творческих/креативных индустриях, т.е. продюсеров как генераторов Арт-текста/Арт-реальности/Арт-мира, своими действиями способствуют решению различных проблем: организационных, творческих, нормативно-правовых и финансово-экономических, что существенно влияет как на развитие собственно арт-индустрии, так и на отраслевую экономику, нуждающуюся в эффективных управленцах для реализации культурной политики.
В контексте рассмотрения проблемы профессиональной подготовки арт-менеджеров в вузах культуры и искусств, обратим внимание на деятельность кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств (зав. кафедрой - Чижиков Виктор Михайлович, доктор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры РФ, академик Международной академии туризма, академик Международной академии наук высшей школы). Это подразделение вуза было создано в сентябре 1999 года как ответ на востребованность в профессиональном сообществе работников социально-культурной сферы, специалистов, способных действовать в условиях рыночной экономики.
На данной кафедре действует несколько научных школ: «Теория и практика социокультурного менеджмента» (руководители - Чижиков В.М. и Чижиков В.В.), «Технологические основы социально-культурной деятельности» (руководитель -Новикова Г.Н.) и «Арт-менеджмент» (руководитель - Суминова Т.Н.).
Тесно взаимодействуя с работодателями и учитывая их запросы на подготовку определенных специалистов, кафедра менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ в 2014 году объявила прием абитуриентов-бакалавров по специальности 071800 «Социально-культурная деятельность» кроме профилей «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Менеджмент культурного туризма», еще и на профиль «Арт-менеджмент» по дневной и заочной формам обучения.
Бакалавр профиля «Арт-менеджмент» пользуется достаточно высоким спросом у работодателей - учреждений и организаций сферы культуры и искусств, которые испытывают «голод» специалистов для таких должностей, как продюсер, антрепренер, импресарио, промоутер, куратор выставок, руководитель концертного зала, агентства, кинотеатра, студии аудио- и видеозаписей, телевизионного канала, профессионального, самодеятельного творческого коллектива, ансамбля, концертной группы, event-менеджера, реализующего проекты праздничных программ, социокультурных мероприятий, фестивалей, смотров и т.д.
В процессе обучения по профилю «Арт-менеджмент» специальности «Социально-культурная деятельность» студенты, кроме учебных дисциплин общей базовой части и модульной, будут изучать такие учебные дисциплины, как, например, «Арт-менеджмент», «Интеллектуальная собственность и авторское право в сфере культуры», «Основы и структура арт-индустрии», «Основы продюсерского мастерства», «Основы шоу-бизнеса», «Управление проектами в шоу-бизнесе»,
«Технологии арт-менеджмента», «Технологии выставочной деятельности» и ряд других, которые обеспечат подготовку высококвалифицированного бакалавра.
Кафедра менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ имеет различные базы практики, имеющие отношение к современной арт-индустрии. Это продюсерские центры, школы искусств, галереи, дворцы культуры, управления культуры, телевизионные каналы и т.д., что позволяет студентам получать профессиональные навыки и умения, необходимые для будущей деятельности.
Выпускники-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре по названным профилям, а далее - поступать в аспирантуру по выбранному ими научному направлению. Ведь одна из ключевых задач высшей школы - это интеграция науки и образования, что приводит к формированию у студентов системного и проектного мышления для осуществления ими в дальнейшем управления бизнес-процессами в условиях «экономики переживаний».
В процессе обучения на кафедре осуществляются мотивационные процессы студентов, магистрантов и аспирантов к научно-исследовательской деятельности посредством 1) приобщения их к работе в библиотеках и архивах с различными источниками информации в контексте разрабатываемой проблематики, 2) формирования у учащихся культуры и этики научной деятельности, в том числе понимания значимости интеллектуальной деятельности и охраны авторского права в условиях современного нормативно-правового информационного пространства, 3) участия в работе «круглых столов», конференций, симпозиумах, форумах, организаторами или участниками которых являются кафедра, факультет, вуз, 4) участия в конкурсах как грантов для студентов и аспирантов, так и дипломных работ с последующей публикацией результатов.
Мы утверждаем, что арт-менеджмент - это, прежде всего, философия и культура управления в сфере искусства/арт-индустрии. Профессиональная подготовка арт-менеджеров как интеллектуального капитала/ресурса экономики сферы культуры и искусства - это одна из важнейших задач вузов культуры и искусств, осуществляющих формирование конкурентоспособной личности Мастера с несколькими уровнями культуры - общая, профессиональная, энциклопедическая. Это позволит арт-менеджеру участвовать, используя различные инструменты маркетинга, в процессах создания, продвижения и продажи арт-проекта/арт-продукта/арт-услуги как товара, а также влиять на сознание масс и формирование трендов современного арт-рынка.
Литература
1. Кингисепп М., Зарецкая Ж. Престиж театральных менеджеров поднимет премия //Режим доступа:http://www.fontanka.ru/2011/04/24/016.
2. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент - наука третьего тысячелетия //Арт-менеджер.- 2002. - № 3. - С.3-10.
3. Суминова Т.Н. Арт-менеджер как интеллектуальный ресурс/капитал экономики сферы культуры и искусства //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 3. - С. 98 -102.
4. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент как социокультурный концепт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 117123.
5. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). - М.: Академический Проект, 2006. - 383 с. - (Технологии культуры).
6. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент: к определению понятия // Культура и образование. - М.: МГУКИ, 2013. - №1. - С. 100-108.
7. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент: некоторые аспекты подготовки специалистов в контексте развития информационного общества //EVA 2007: 10-я юбилейная междунар.конф. (Всерос.гос.б-ка иностр.лит-ры им. М.И. Рудомино; 3-6 дек. 2007 г.) // Режим доступа: http://conf.cpic.ru/eva2007/rus/reports/report_1251.html.
8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник. - М.: МГУКИ, 2008. - 608 с.