Научная статья на тему 'Творческие индустрии как механизм реализации современных арт-стратегий'

Творческие индустрии как механизм реализации современных арт-стратегий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2101
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / CREATIVE INDUSTRIES / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / АРТ-СТРАТЕГИИ / ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АРТ-БИЗНЕС / ART BUSINESS / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ART MANAGEMENT / CREATIVE ECONOMICS / ART STRATEGIES / CREATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суминова Т.Н.

В статье раскрывается сущность и специфика творческих индустрий как уникального социокультурного феномена, механизма реализации современных арт-стратегий, ресурса социально-экономического потенциала территорий. Автор констатирует, что важнейшим ресурсом творческого предпринимательства продюсерства как вида предпринимательской деятельности в арт-индустрии/арт-бизнесе, является арт-менеджмент, который есть философия и культура управления в сфере искусства. Арт-менеджер (продюсер, антрепренер, импресарио, промоутер, агент, администратор, арт-дилер и т.д.) является интеллектуальным ресурсом/капиталом для формирования креативной экономики и реализации государственной политики в сфере культуры и искусства. Утверждается, что арт-менеджеры это организаторы бизнес-деятельности в сфере искусства/арт-индустрии/арт-бизнесе, предприниматели, формирующие вкус и спрос потребителей информации, пространство арт-рынка, содействуют реализации арт-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative industries as a mechanism of implementation of modern art-strategies

The article reveals the essence and specificity of creative industries as a unique socio-cultural phenomenon, the mechanism for implementing modern art strategies, the resource of the socio-economic potential of the territories. The author notes that the most important resource of creative entrepreneurship production as a type of entrepreneurial activity in the art industry / art business is art management, which is the philosophy and culture of management in the sphere of art. Art manager (producer, entrepreneur, impresario, promoter, agent, administrator, art dealer, etc.) is an intellectual resource / capital for the formation of a creative economy and the implementation of state policy in the sphere of culture and art. Suminova T. N. argues that art managers are the organizers of business activities in the sphere of art / art industry / art business, entrepreneurs who shape the taste and demand of consumers of information, the space of the art market, promote the implementation of art strategies.

Текст научной работы на тему «Творческие индустрии как механизм реализации современных арт-стратегий»

УДК 7.07

ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ АРТ-СТРАТЕГИЙ

Т. Н. Суминова 1

1 Московский государственный институт культуры, ул. Библиотечная, д. 7, г. Химки, 41406, Московская область, Россия.

В статье раскрывается сущность и специфика творческих индустрий как уникаль-ного социокультурного феномена, механизма реализации современных арт-стратегий, ресурса социально-экономического потенциала территорий. Автор констатирует, что важнейшим ресурсом творческого предпринимательства - продюсерства как вида предпринимательской деятельности в арт-индустрии/арт-бизнесе, является арт-менеджмент, который есть философия и культура управления в сфере искусства. Арт-менеджер (продюсер, антрепренер, импресарио, промоутер, агент, администратор, арт-дилер и т.д.) является интеллектуальным ресурсом/капиталом для формирования креативной экономики и реализации государственной политики в сфере культуры и искусства. Утверждается, что арт-менеджеры - это организаторы бизнес-деятельности в сфере искусства/арт-индустрии/арт-бизнесе, предприниматели, формирующие вкус и спрос потребителей информации, пространство арт-рынка, содействуют реализации арт-стратегий.

Ключевые слова: творческие индустрии, креативность, творческая экономика, арт-стратегии, творческое предпринимательство, арт-бизнес, арт-менеджмент

CREATIVE INDUSTRIES AS A MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF MODERN ART-STRATEGIES

Tatyana N. Suminova 1

1 Moscow State Institute of Culture, 7, Bibliotechnaya St., Khimki, 141406, Moscow region, Russian Federation.

The article reveals the essence and specificity of creative industries as a unique socio-cultural phenomenon, the mechanism for implementing modern art strategies, the resource of the socio-economic potential of the territories. The author notes that the most important resource of creative entrepreneurship - production as a type of entrepreneurial activity in the art industry / art business - is art management, which is the philosophy and culture of management in the sphere of art. Art manager (producer, entrepreneur, impresario, promoter, agent, administrator, art dealer,

etc.) is an intellectual resource / capital for the formation of a creative economy and the im-plementation of state policy in the sphere of culture and art. Suminova T. N. argues that art man-agers are the organizers of business activities in the sphere of art / art industry / art business, en-trepreneurs who shape the taste and demand of consumers of information, the space of the art market, promote the implementation of art strategies.

Keywords: creative industries, creativity, creative economics, art strategies, creative entrepre-neurship, art business, art management

В условиях постиндустриальной экономики актуальной видится концепция социокультурного, экономического, политического, информационного развития, выдвигающая на передний план различные материальные, человеческие, интеллектуальные, информационные, духовные и другие ресурсы/капитал и творчество/креатив/культурную инноватику. Все это находит воплощение в таком уникальном социокультурном феномене и одновременно механизме реализации современных арт-стратегий как творческие/креативные индустрии (creative industries), а также в активизации присущих последним технологий/алгоритмов/инструментов.

Заметим, что в различных исследованиях понятие «творческие/креативные индустрии» нередко заменяется синонимом «культурные индустрии» (cultural industries), или, что обуславливается в большей степени переводом, «индустрии культуры», или «художественные индустрии» (arts industries), которые нередко относят к отдельному сектору первых.

В контексте данной темы нам импонирует термин «художественные индустрии»/ «arts industry», или, в нашем системном понимании - «арт-индустрии» как сектор искусств, объединяющий коммерческие, некоммерческие и общественные инициативы, в том числе корпоративные и некорпоративные типы бизнеса, а также независимых индивидов.

При этом напомним, что сфера искусства со всем спектром ее составляющих видов/мастеров/текстов/символов/смыслов/ информации/знаков/креативности является квинтэссенцией творческих/креативных индустрий, и также, как и художественная культура в целом, «труднее всего укладывается в рамки индустриальной парадигмы» [1, с. 109] с особым торжеством рыночных отношений. Однако, как нам представляется, это реалии современной социокультурной реальности, позволяющие успешно реализовывать арт-проекты и обеспечивать адекватное бытие и самоактуализацию деятелей сферы культуры и искусства.

Составляющим арт-индустрии как качественно-количественному состоянию бытия артосферы в условиях рыночной экономики присущи различные возможности получения средств/капиталов, экономическая бизнес-логика, а также динамика бытия и развития. В этой связи достаточно часто применяется термин

«творческие кластеры» (creative clusters), наиболее распространённое определение которого представлено в книге Майкла Поттера «Соревновательные преимущества наций» [2]. Напомним, что собственно кластер (от англ. cluster - связка, гроздь) - это экономическое понятие, обозначающее пространственное скопление независимых предприятий, относящихся к одной отрасли (в данном случае -творческого сектора экономики).

Подчеркнем, что в Великобритании творческие кластеры как «колонии»/«поселения» стали основной формой существования культурных ин-дустрий, где генерируется особая творческая среда для коммуникации и сотрудничества между художниками/творцами. Так, например, в некогда индустриальных городах (Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд) как «родине капитализма», экс-промышленные кварталы трансформированы в «колонии художников», которые, вместе с тем, являются и предпринимателями.

Одной из важнейших характеристик творческих индустрий является то, что в качестве их основы выступает предпринимательский этос. Ведь, как известно, предприимчивость тождественна творчеству/креативу в сфере бизнеса. Именно она предполагает практичность, необходимую художнику для бытия в жестких условиях рыночной экономики.

Подчеркнем, что творческий кластер - это основная форма организации творческих/креативных индустрий. В качестве яркого примера кластера назовем Голливуд - район Лос-Анджелеса.

Для создания сектора творческих/креативных индустрий важное значение имеет историческая, этническая, социокультурная специфика конкретной территории, на которой концентрируются творческие ресурсы. Это оказывает существенное воздействие на разработку стратегии и тактики проектов в сфере культуры и искусства/арт-проектов.

Для наиболее эффективного восприятия и отражения синтеза сферы культуры/искусства и сферы бизнеса логично использовать концепт «творческие/креативные индустрии» во множественном, нежели в единственном числе, поскольку это позволяет выявить сущность и специфику деятельности, креативности в различных индустриях/составляющих сферы культуры и искусства, осуществлять разработку предложений по оптимизации их функционирования и, естественно, обогатить проводимые исследования.

Обращаясь к творческим/креативным индустриям как инновационному сектору, отметим, что их история берет свое начало с 1997 года, когда в Великобритании изменилась парадигма бытия и взаимодействия сферы культуры и искусства и сферы бизнеса. При этом ключевыми стали представления о названных индустриях и «креативности» как связующем звене обозначенных сфер человеческой активности.

Термин «креативность» (от лат. creative - творческий, лат. creatio - создание), введённый американским психологом, занимающимся созданием модели

структуры интеллекта Джоем Полом Гилфордом, является характерной особенностью творческой личности, проявляющейся в изменении универсума культуры. В качестве примера наиболее яркой креативной личности в артосфере/арт-индустрии/арт-бизнесе назовем «самую великую поп-звезду в мире, женскую икону нашего беспокойного века» (согласно оценке «Санди Телеграф»/«Sandy Telegraph») Мадонну, отличающуюся высоким уровнем интуитивного начала, способствовавшего в ее деле, в котором она стала бизнес-леди. У Мадонны есть «чувство рынка и чувство самой себя» [3, с. 257].

В политике собственно культурных индустрий в конце 1990-х и в 2000-е годы неслучайным было возникновение термина «креативность». Длительный период времени особый интерес к данной концепции существовал в среде менеджеров, бизнес-гуру и в академическом сообществе, исследующем проблемы сферы бизнеса, в котором в качестве основы для успеха выступают инновации, зависящие от креативности. Кроме того, вспомним гуманистическую психологию, в которой также делался акцент на широком распространении креативности, в частности, в работах Абрахама Маслоу [4]. На этом базировалась деятельность агентства Comedia, которое защищало концепцию «креативного города» (Ч. Лэндри). Именно эти двойные ассоциации - ориентированность на бизнес, но с чувством/ эмоцией - стали причиной авторитетного применения термина «креативный» вместо «культурный» относительно культурных индустрий британским лейбористским правительством.

В конце 1990-х годов политики, решающие проблемы развития культурных индустрий, стали использовать рассматриваемый термин, соединив его с культом креативности в менеджменте, бизнесе и государственном управлении, тем самым создав термин «креативные кластеры».

Концепция бизнес-кластеров берёт свое начало в работе экономиста Майкла Портера «Международная конкуренция» [5], который исследовал проблему: почему одни страны и регионы получают конкурентное преимущество перед другими.

Собственно понятие «творческие индустрии» имеет достаточно широкое классическое определение, сформулированное в 1998 году сотрудниками Департамента культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании, и «звучащее» следующим образом: «Это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [6].

Творческие/креативные индустрии больше, нежели иные виды производства, интегрированы в процессы продакшна, промоушна и дистрибьюции символической продукции/текстов, влияющих на сознание реципиентов и восприятие ими реальности.

Творец/художник посредством особого свойства - креативности, генерирует тот или иной текст произведения художественной культуры/символ/информацию/смысл в целях либо просвещения, либо трансляции информации, либо развлечения потребителя. В этой связи художника логично назвать, перефразируя Д. Хезмондалша [7, с. 18], не столько создателем, сколько генератором символов.

В «Основах государственной культурной политики» «творческие индустрии» трактуются как «компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации [8, с. 9].

Творческие/креативные индустрии представляют собой:

1) разновидность социально-культурных/арт-практик, в которых в качестве ключевой составляющей выступает творчество/креатив/культурная инноватика по реализации актуальных арт-стратегий;

2) отрасль экономики с предприятиями и предпринимателями, чья продукция позволяет создавать рабочие места и добавочную стоимость посредством генерации и использования интеллектуальной собственности;

3) генераторы и дистрибьюторы как информации/смыслов/текстов произведений/символической продукции/креативности, так и систем управления и маркетинга творческой деятельности, выступающие в качестве факторов/ «драйверов» [9, с.12] экономического, политического, социокультурного, информационного бытия и развития различных территорий и их инфраструктуры, синтезирующих экономику, политику, сферу бизнеса и сферу культуры и искусства. Сегодня творческие/креативные индустрии как общественные институты - негосударственные театры, клубы, журналы, галереи, независимые художники, сетевые сообщества, блоги и т. д. - существуют в Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Китае, Литве, России, Сингапуре, США и других странах, формируя «творческое/креативное» пространство сферы культуры и искусства, генерируя идеи/знания/смыслы/коды/ символы/тексты/информацию/ценности. В рамках этих структур возможно предпринимательство в обозначенной сфере человеческой деятельности, позволяющее каждому из представителей социума проявить креативные способности и стать творцом текста/смысла/информации и собственной карьеры.

В пространстве современной социокультурной ситуации реализацию идеи/ арт-стратегии осуществляет проектная группа/проектная команда, внутри которой каждый выполняет определенные функции.

Так, в творческих/креативных индустриях взаимодействуют:

- представители творческих/креативных специальностей - сценаристы, режиссеры, музыканты, певцы, то есть генераторы символов/идей/информации/ смыслов/знаков, в том числе «техники»/технические работники, например, аранжировщики, звукорежиссеры, операторы, которые, как и музыкальные продюсеры, достаточно значимы для музыкальной индустрии;

- представители не творческих специальностей - юристы, бухгалтеры, верстальщики, редакторы, наборщики;

- посредники между производителем и потребителем (креативные менеджеры, брокеры, дилеры, редакторы журналов, импресарио, кинопродюсеры, агенты, менеджеры артистов);

- маркетинговые работники (маркетологи);

- собственники и руководство (продюсеры, менеджеры, антрепренеры, которые нанимают и увольняют работников и определяют общее направление политики той или иной компании в творческой/креативной индустрии).

В современных социокультурных условиях одним из эффективных механизмов реализации арт-стратегий являются творческие/креативные индустрии. Это объясняется следующими моментами. Во-первых, экономика приобрела качественно новое состояние, став «креативной/творческой экономикой», что впервые было зафиксировано в журнале «Business Week» (2000 год) и получило закрепление посредством выхода в 2001 году книги Джона Хокинса «Креативная экономика» [10]. В этой связи приведем мысль эксперта британского агентства «Arts & Business» Эндрю Мак-Илроя: «Творческая экономика - это в первую очередь люди; и развитие творческих индустрий - своего рода человеческая алхимия» [11].

Сущность концепции творческой/креативной/инновативной экономики заключается в том, что для ее развития необходимы творчески мыслящие, художественно одаренные люди, которые с менеджерами и технологами создают рыночные продукты, чья экономическая ценность состоит в их «интеллектуаль-ных»/культурных свойствах.

В этой связи заметим, что в качестве ключевых участников творческой/креативной экономики выступают бизнес (крупные предприятия и корпорации творческих/креативных индустрий, мелкие и средние фирмы творческих кластеров), традиционные организации сферы культуры и искусства (театры, музеи, библиотеки), посреднические агентства (находящиеся между властью и бизнесом, и целью которых является поддержка обозначенных индустрий, а также оказание консультаций, осуществление анализа и оценки необходимых ситуаций). Все это способствует развитию сферы культуры и искусства в условиях рыночной/свободной экономики.

Во-вторых, как отмечал американский социолог Ричард Флорида в книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» [12], постиндустриальная

экономика «породила» новую породу людей (художники, артисты, писатели, дизайнеры, включённые в разнообразные творческие проекты) - независимых профессионалов с массой идей и изобретательностью, мигрирующих между секторами творческой экономики и образующих динамичное коммуникативное пространство, становясь новым, восходящим «творческим классом», обладающим все более влиятельной силой, и позволяющим миру преображаться и становиться интереснее, ярче. Для таких людей приоритетны не карьера, престиж и высокая зарплата, а ценность созданных условий для работы и жизни, для самоактуализации, раскрытие своего творческого/креативного потенциала, толерантная атмосфера и творческие стимулы.

На сегодня сфера культуры и искусства и сфера бизнеса находятся в активном взаимодействии. Если первая из этих сфер имеет ценностный контекст/контент, который интегрирует и укрепляет духовную составляющую бытия социума, то вторая из них - сфера бизнеса, как 1) эффективное производство товаров и услуг, ориентированное на удовлетворение различных потребностей, и 2) динамичная область деятельности, которая возникла в условиях индустриального общества и получила новый импульс к развитию в эпоху постиндустриального общества потребления, где ключевой целью является получение прибыли.

При этом подчеркнём, что сфера культуры и искусства как реальный процесс бытия значительно древнее сферы бизнеса, и возникла в период становления homo sapiens sapiens, когда происходило зарождение древнейших форм ценностной, в том числе духовной, эстетической ориентации. Сфера бизнеса (деловой активности, предпринимательства, управленческой деятельности) появилась одновременно с социумом. Заметим, что в истории всегда были успешные хозяева, купцы, промышленники, деятельность которых олицетворяла собой примеры успешного ведения/осуществления дел. Вот почему, например, история предпринимательства как такового берет начало с допотопных времен. Но если говорить о бизнесе и его современном понимании, то отсчет логично вести со второй четверти XIX столетия, когда собственно и началась профессиональная подготовка менеджеров как организаторов бизнеса. В этом и заключается ключевой момент осознания того, кто такой сегодня в условиях рыночной экономики менеджер. Это организатор бизнес-деятельности, бизнес-процессов, без которых невозможна динамика любой сферы человеческой деятельности, а тем более сферы культуры и искусства.

Итак, сфера культуры и искусства и сфера бизнеса имеют ряд общих граней, заключающихся в том, что эти две сферы 1) являются результатом развития различных человеческих потребностей; 2) имеют социальную природу; 3) обладают общими социальными целями - направлены на удовлетворение общественных/ социальных потребностей; 4) способны регенерировать/восстанавливаться/возобновляться; 5) воплощаются в конкретно-исторических формах бытия.

К различиям сферы культуры и искусства и сферы бизнеса относятся: 1) различные целевые установки; 2) ярко выраженная специфика как культуры и искусства (традиционно прагматически незаинтересованной сферы человеческой активности, которая направлена на удовлетворение духовных потребностей; в основном затратной), так и собственно бизнеса (прагматичного, рационального, материально и технологически ориентированного, прибыльного, высокорискованного).

Две обозначенные сферы человеческой деятельности на сегодня нуждаются в продуктивном взаимодействии согласно принципу дополнительности, что, безусловно, будет лишь способствовать их динамике. Если сфера культуры и искусства получает от сферы бизнеса деньги и бизнес-схемы, то сфера бизнеса приходит к пониманию, что партнерство с обозначенной сферой, кроме улучшения имиджа и увеличения продаж, может «подарить» креативность и необходимую для агрессивного социума динамику.

Собственно идея о том, что сфера культуры и искусства, в которой ключевым является творчество/креатив/инноватика, необходима сфере бизнеса как источник креативности, была сформулирована свыше пятидесяти лет назад гуру американского менеджмента Питером Ф. Друкером. Он утверждал: для того, чтобы бизнесмену улучшить свои качества, менеджеру необходимо практиковаться в написании стихов. Западный мир бытует посредством поиска новых источников креативности.

Многие современные теоретики сферы культуры и искусства и сферы бизнеса полагают, что в этих сферах происходит трансформация энергии. Но если в первой из них она находит свое воплощение в эмоциях реципиента/зрителя/слушателя/читателя/потребителя, то во второй - в денежном эквиваленте как некоем капитале.

Мы согласны с мнением основателя и главы компании «Arts & Business» Ко-лина Твиди о том, что «искусство и бизнес - самые значимые выразители человеческого духа. Они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Посмотрите вокруг - весь бизнес окружен искусством» [13].

Экономика сегодня трансформировалась в «творческую/креативную экономику», «экономику переживаний», в которой ключевыми ресурсами является творчество/креативность, творческие/креативные индустрии, творческий класс, творческий город и творческий кластер, творческое предпринимательство, деятельность мастеров сферы культуры и искусства/арт-индустрии.

Для того чтобы помешать «утечке» молодежи как ресурса/капитала экономики, создать адекватные условия для «закрепления» такового на конкретной территории, необходимо «делать ставку» на сферу культуры и искусства как колоссальный ресурс, развитие творческой/креативной экономики, генерацию стартапов/стартап-кампаний, бизнес-инкубаторов, творческих/креативных ин-дустрий, а также на творческое предпринимательство и государственно-частное партнерство.

Мы утверждаем, что творческое предпринимательство - это продюсерство как вид предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства, или точнее - в сфере искусства, или в арт-индустрии/арт-бизнесе, а также ресурс креативной экономики и государственной политики в сфере культуры и искусства.

Об актуальности творческого предпринимательства свидетельствует созданная агентством «Творческие индустрии» и Центром творческого предпринимательства образовательная программа «Школа творческих предпринимателей», осуществляемая при поддержке Департамента культуры города Москвы.

Напомним, что в России активный интерес к творческим/креативным инду-стриям начал проявляться после кризиса 2008 года, поскольку необходимо было найти альтернативу сырьевой экономике, или концепции «энергетической державы», мощь которой базируется в первую очередь на экспорте природных ископаемых/ресурсов.

Следует заметить, что 3-4 ноября 2017 года в Москве состоялся I Российско-германский форум креативных индустрий ART-WERK 2017, организованный Фондом им. Фридриха Эберта в России совместно с агентством «Творческие индустрии» и Dl Telegraph, ставший первой коммуникативной площадкой для обмена опытом между представителями креативных индустрий России и Германии, что также свидетельствует о значимости исследуемой нами темы.

Творческие/креативные индустрии/творческое предпринимательство/ продюсерство/культурный, или творческий бизнес представляют собой колоссальный ресурс социально-экономического потенциала территорий, отрасль экономики конкретной территории, фактор конкурентоспособности. Вот почему арт-проекты реализуются не только в Москве и Санкт-Петербурге как ключевых российских центрах сферы культуры и искусства, но и в других городах, стремящихся активизировать творческое/креативное начало населения - Владивостоке, Коломне, Красноярске, Перми, Петрозаводске, Самаре, Ульяновске.

Вот почему значимыми являются инвестиции в сферу культуры и искусства, в сферу образования и науки, в процессы генерации/ формирования энциклопедически образованных и гармоничных личностей, профессиональных кадров как человеческого/интеллектуального капитала, в том числе арт-менеджеров, продюсеров, кураторов и т.д., способных реализовывать политику государства в сфере культуры и искусства в условиях конкретной территории, на качественно новом уровне, то есть осуществлять самоорганизацию проектов, предприятий и т. п.

Все составляющие сферы культуры и искусства в рыночных условиях постиндустриального и постмодернистского социума имеют преимущественно коммерческий характер, что, безусловно, способствует генерации творческих/креативных профессионалов и менеджеров в сфере культуры и искусства [14].

Подчеркнем, что одним из важнейших ресурсов творческого предпринимательства и ключевым инструментом/механизмом развития инновационной/ творческой/креативной экономики, является арт-менеджмент как философия и культура управления в сфере искусства [15].

Значимым интеллектуальным ресурсом/капиталом для формирования креативной экономики и реализации государственной политики в сфере культуры и искусства является такой субъект деятельности, как арт-менеджер, объединяющий различных ярких фигур арт-пространства, например, продюсеров, антрепренеров, импресарио, промоутеров, агентов, администраторов, арт-дилеров и т. д. Именно они, используя бизнес-механизмы/технологии, осуществляют работу по реализации креативных идей/арт-стратегий, генерации арт-проектов как предложений и продуктов интеллектуальной деятельности, объектов авторского права и смежных прав, открытию новых имен, продвижению их на арт-рынок, проектирования арт-бизнес-пространства, формированию сегментов сферы искусства, вкусов, предпочтений, потребностей, культуры и нравственности представителей сообщества.

Современная рыночная «система координат» позволяет нам утверждать, что арт-менеджеры сегодня - это организаторы бизнес-деятельности в сфере искусства, предприниматели, формирующие как вкус и спрос потребителей информации, так и пространство арт-рынка.

Мы утверждаем, что именно творческие/креативные индустрии (а тем более их активизация в России), в которых осуществляется творческое предприниматель-ство/продюсерство и арт-менеджмент, выступают сегодня в качестве механизмов реализации актуальных арт-стратегий, позволяя вывести как сферу культуры и искусства, так и её экономику на качественно новый уровень бытия и развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробышева Е. Э. Ценностные стратегии культурных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2 (23). С. 106-114.

2. Портер М. Соревновательные преимущества наций. М.: Альпина Пальблишер, 2007. 164 с.

3. Тараборелли Р. Мадонна. М.: Эксмо, 2006. 448 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.; Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.

5. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международ. отношения, 1993. 896 с.

6. DCMS. Creative Industries Mapping Document 1998. L.: UK Department for Culture, Media and Sport; DCMS. Creative Industries Mapping Document 2001. L.: UK Department for Culture, Media and Sport.

7. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: Изд. дом «Высш. школы экономики», 2014. 456 с.

8. Основы государственной культурной политики. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf (дата обращения: 24.11.2016).

9. Дробышева Е. Э. Культурные индустрии в современной социокультурной архитектонике // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С.6-13.

10. Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011. 256 с.

11. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (25). URL:http://www.strana-oz.ru/2005/4/ tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата обращения: 15.01.2010).

12. Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.

13. Хангельдиева И. Г. Предпринимательство в культуре. URL:http://lomonosov-fund. ru/enc/ru/encyclopedia:01296:article (дата обращения: 11.11.2017).

14. Меньшиков Л. А. Типология креативных индустрий в акционизме 1960-х годов // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 131-141.

15. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: учеб. Ч. 1. М.: МГИК, 2016. 131 с.; Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: реализация государственной политики в сфере культуры и искусства. М.: Академ. проект, 2017. 167 с.

REFERENCES

1. Drobysheva E. E. Tsennostnye strategii kulturnykh industrii // Mezhduna-rodnyi zhurnal issledovanii kultury. 2016. № 2 (23). S. 106-114.

2. Porter M. Sorevnovatelnye preimushchestva natsii. M.: Al'pina Pablisher, 2007. 164 s.

3. TaraborelliR. Madonna. M.: Eksmo, 2006. 448 s.

4. Maslou A. Motivatsiia i lichnost. SPb.: Piter, 2008. 352 s.; Maslou A. Po napravleniiu k psikhologii bytiia. M.: EKSMO-Press, 2002. 272 s.

5. Porter M. Mezhdunarodnaia konkurentsiia. M.: Mezhdunarod. otnosheniia, 1993. 896 s.

6. DCMS. Creative Industries Mapping Document 1998. L.: UK Department for Culture, Media and Sport; DCMS. Creative Industries Mapping Document 2001. L.: UK Department for Culture, Media and Sport.

7. Khezmondalsh D. Kulturnye industrii. M.: Izd. dom «Vyssh. shkoly ekono-miki», 2014. 456 s.

8. Osnovy gosudarstvennoi kulturnoi politiki. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2016/0SN0VI-PRINT.NEW.indd.pdf (data obrashcheniia: 24.11.2016).

9. Drobysheva E. E. Kulturnye industrii v sovremennoi sotsiokulturnoi arkhitektonike // Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kultury. 2017. № 1 (26). S. 6-13.

10. Khokins D. Kreativnaia ekonomika. Kak prevratit idei v dengi. M.: Klas-sika-XXI, 2011. 256 s.

11. Gnedovskii M. Tvorcheskie industrii: politicheskii vyzov dlia Rossii // Otechestvennye zapiski. 2005. № 4 (25). URL:http://www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (data obrashcheniia: 15.01.2010).

12. Florida R. Kreativnyi klass: Liudi, kotorye meniaiut budushchee. M.: Klas-sika-XXI, 2005. 430 s.

13. Khangeldieva I. G. Predprinimatelstvo v kulture. URL:http://lomonosov-fund.ru/enc/ ru/encydopedia:01296:artide (data obrashcheniia: 11.11.2017).

14. Menshikov L. A. Tipologiia kreativnykh industrii v aktsionizme 1960-kh go-dov // Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kultury. 2017. № 1 (26). S. 131-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Suminova T. N. Art-menedzhment: ucheb. Ch. 1. M.: MGIK, 2016. 131 s.; Suminova T. N. Art-menedzhment: realizatsiia gosudarstvennoi politiki v sfere kultury i iskusstva. M.: Akadem. proekt, 2017. 167 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Т. Н. Суминова — д-р филос. наук; tsuminova@yandex.ru INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana N. Suminova — Dr. Sci. (Philosophy); tsuminova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.