Научная статья на тему 'Арт-менеджер в коммуникативной системе современной арт-индустрии'

Арт-менеджер в коммуникативной системе современной арт-индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1056
220
Поделиться
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖЕР / ПРОДЮСЕР / PRODUCER / АНТРЕПРЕНЁР / ИМПРЕСАРИО / АРТ-ДИРЕКТОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / AN ART-MANAGER / AN ENTREPRENEUR / AN ART-DIRECTOR / AN AGENT / PROMOTER / ART-SPHERE / THE ENTREPRENEUR IN SPHERE OF ART

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

В статье с позиций различных наук рассмотрена арт-индустрия как коммуникативная, в том числе информационная, система и раскрыта специфика составляющих её элементов текст/произведение/арт-продукт, художник/автор и реципиент/потребитель информации. Уделяется специальное внимание выявлению сущности важнейшего, ключевого субъекта коммуникативной системы современной арт-индустрии арт-менеджеру как управленцу в сфере искусства (продюсеру, антрепренёру, арт-директору, импресарио, агенту, промоутеру и т.д.), без которого функционирование названной системы в условиях рыночной экономики затруднительно. Автор подчёркивает, что арт-менеджер сегодня это организатор бизнес-деятельности и предприниматель (продюсер, антрепренёр, импресарио и т.д.) в сфере искусства, генерирующий арт-текст, арт-реальность со спектром знаний, символов, смыслов, кодов посредством решения организационных, творческих, нормативно-правовых и финансово-экономических проблем, и тем самым влияющий на развитие арт-индустрии и отраслевую экономику.

ART MANAGER IN COMMUNICATION SYSTEM OF CONTEMPORARY ART INDUSTRY

In the article from the position of the various Sciences is considered art industry as communicative, including information system and disclosed specifics of its constituent elements text / work / art product, the artist / author and recipient / consumer information. Paid special attention to identifying the nature of the most important, a key subject of communication system of contemporary art industry art-manager as a manager in the sphere of art (producer, entrepreneur, art director, impresario, agent, promoter, etc.), without which the functioning of the system called in a market economy is difficult. The author stresses that art manager today is the organizer of the business activities and the entrepreneur (producer, entrepreneur, impresario, etc.) in sphere of art, generating art-text, art reality with the spectrum of knowledge, symbols, meanings, codes by addressing organizational, creative, legal and financial and economic problems, and thus affects the development of art industry and branch economy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Арт-менеджер в коммуникативной системе современной арт-индустрии»

^ Социально-культурная деятельность

А РТ-МЕНЕДЖЕР В КОММУНИКАТИВНОИ СИСТЕМЕ СО ВРЕМЕННОЙ АРТ-ИНДУСТРИИ

УДК 304.4+7.075 Т. Н. Суминова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье с позиций различных наук рассмотрена арт-индустрия как коммуникативная, в том числе информационная, система и раскрыта специфика составляющих её элементов — текст/произве-дение/арт-продукт, художник/автор и реципиент/потребитель информации. Уделяется специальное внимание выявлению сущности важнейшего, ключевого субъекта коммуникативной системы современной арт-индустрии — арт-менеджеру как управленцу в сфере искусства (продюсеру, антрепренёру, арт-директору, импресарио, агенту, промоутеру и тт.д.), без которого функционирование названной системы в условиях рыночной экономики затруднительно. Автор подчёркивает, что арт-менеджер сегодня — это организатор бизнес-деятельности и предприниматель (продюсер, антрепренёр, импресарио и т.д.) в сфере искусства, генерирующий арт-текст, арт-реальность со спектром знаний, символов, смыслов, кодов посредством решения организационных, творческих, нор ма тив но-пра во вых и фи нан со во-эко но ми че ских про блем, и тем са мым влияю щий на раз-ви тие арт-ин ду ст рии и от рас ле вую эко но ми ку.

Ключевые слова: арт-менеджер, продюсер, антрепренёр, импресарио, арт-директор, предприни-ма тель в сфе ре ис кус ст ва.

T. N. Suminova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

ART MANAGER IN COMMUNICATION SYSTEM OF CONTEMPORARY ART INDUSTRY

In the article from the position of the various Sciences is considered art industry as communicative, including information system and disclosed specifics of its constituent elements — text / work / art product, the artist / author and recipient / consumer information. Paid special attention to identifying the nature of the most important, a key subject of communication system of contemporary art industry — art-manager as a manager in the sphere of art (producer, entrepreneur, art director, impresario, agent, promoter, etc.), without which the functioning of the system called in a market economy is difficult. The author stresses that art manager today — is the organizer of the business activities and the entrepreneur (producer, entrepreneur, impresario, etc.) in sphere of art, generating art-text, art reality with the spectrum of knowledge, symbols, meanings, codes by addressing organizational, creative, legal and financial and economic problems, and thus affects the development of art industry and branch economy.

Keywords: an art-manager, a producer, an entrepreneur, an art-director, an agent, a promoter, art-sphere, the entrepreneur in sphere of art.

СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА — доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

SUMINOVA TATIANA NIKOLAYEVNA — Full Doctor of Philosophy, Professor of Department of management of socio-cultural activity, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: tsuminova@yandex.ru © Суминова Т.Н., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постиндустриальная эпоха развития социума требует обращения внимания на коммуникативную систему современной арт-индустрии и на составляющие её элементы. Заметим, что в нашем понимании арт-ин-дустрия представляет собой качественно-количественное состояние артосферы (от англ. art — искусство) — сферы искусства как сердцевины художественной культуры, в условиях рыночной экономики.

Известно, что сегодня исследованием коммуникации как уникального философского, культурологического, семиотического, психологического, информациологи-ческого феномена занимаются представители различных наук, школ и направлений [7]. Но, несмотря на то, что каждый из них исследует разные виды коммуникации (социальную, научную, социокультурную, художественную и иную), общей для них позицией является то, что по своей сути коммуникации являются важнейшим средством социокультурного, цивилизационного раз ви тия по средст вом соз да ния и транс ля-ции информа ции, смы слов, ко дов, сим во лов, зна ний в социу ме, на ко п ле ния и трансформа ции культур ного опы та, а так же обо га ще-ния микро- и макромира человека и Универсума в целом.

Собственно коммуникация есть основная характеристика бытия, в данном случае арт-индустрии, арт-бизнеса. Именно она способствует процессам культурогенеза, в том числе культурной инноватики, развитию креативного начала в авторе/художнике, реципиенте/потребителе информации по созданию/восприятию многочисленных художественных произведений, культурных форм, ар те фак тов, арт-про ек тов, обо га ще-нию смы сло вой и ин фор ма цион ной со став-ляющей текста. Это ещё раз свидетельствует о значимости инновативной, креативной, информационной миссии коммуникации для существования и развития художественной культу ры/артосферы/арт-ин дуст-рии/арт-бизнеса как коммуникативной и информационной системы.

В качестве основной содержательной единицы как социокультурной, так и информационной коммуникации выступает сообщение (моноаспектная информация о чем-либо) или собственно текст (целостная информация о многих или нескольких существенных аспектах чего-либо).

Текст художественного произведения, создаваемый в процессе художественной коммуникации, попадает в социокультурный мир и интерпретируется представителями различных слоёв и страт социума. В результате этого возникает многообразное наращивание смысла/информации. Это, согласно постмодернистским представлениям, и приводит к тому, что художественный текст (в данном случае — арт-продукт) как некая замкнутая в себе целостная семиотическая, или, точнее, информационная сис тема, ста новит ся художест вен ным произведением — разомкнутой, открытой информационной системой, транслирующей заложенные автором идеи/смыслы/знания/ информацию, что, в свою очередь, способствует утверждению плюрализма, обогащению смыслового/информационного пространства, артосферы/арт-индустрии/арт-бизнеса, ноосферы и инфосферы в целом, олицетворяющих собой информационный/ кос ми ческий банк дан ных.

В семиотике культуры художественная дея тельность рассматривается как ком му-никация, в которой художник на определённом и, вме сте с тем, худо же ст вен ном языке (живописном, хореографическом, музыкальном и ином) фиксирует и передаёт/ транслирует конкретное сообщение/информацию реципиентам, которым необходимо прочесть, понять и усвоить данный текст. В связи с этим подчеркнём, что только се-миоти ческий под ход позволил рассматривать художественную деятельность как сложный и неоднозначный процесс, объединяющий три составляющие — художника/автора, текст/произведение и потребителя/реципиента.

Одним из основных элементов арт-инду-

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

стрии как коммуникативном системы выступает текст произведения, обладающий сложной семиотической/информационной структурой и представляющий собой целостную информационную систему, центр взаимосвязей и взаимоотношений между автором и потребителем.

Опыт художника, зафиксированный в тексте, сталкивается с социокультурным опытом реципиента, который способствует проявлению и обогащению смысла произведения. Посредством художественного общения происходит обмен мыслями/идеями/ смыслами/информацией, человек приобщается к историческому и национальному опыту/памяти/ информационным кодам.

Результаты творческой и интеллектуальной деятельности представителей арт-ин-дустрии образуют в своей совокупности мир Текста, арт-текст, текстовую/арт-ре-альность, которая также есть целостная информационная система, создающая, хранящая, транслирующая и трансформирующая закодированную на конкретном языке ин-форма цию.

Однако сегодня не следует забывать о важнейшему ключевом элементе современной арт-индустрии как коммуникативной системы, без которого функционирование таковой в современных рыночных условиях является затруднительным. В качестве знакового элемента между собственно текстом художественного произведения, в качестве которого может выступать арт-проект, и автором и потребителем символической художественной информации выступает фигура посредника, субъекта деятельности — арт-менеджера (англ. art + manager от art — «искусство» и manager — «управляющий»), который, согласно нашей концепции, представляет собой управленца в сфере искусства — сердцевину художественной культуры [2—6]. При этом «препарируя» арт-ме-неджмент как феномен гуманитарного знания, мы утверждаем, что главенствующим в этом словосочетании является его первая составляющая — «арт» (англ. art — искусст-

во), которая и детерминирует всю смысловую нагрузку данного понятия. Итак, сущность концепта арт-менеджмент связана не только с процессами управления в изобразительных видах искусства, но и со всеми иными (временными и пространственно-временными) видами искусства [3—5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы учебника «Теория и практика социокультурного менеджмента» В. В. Чижиков и В.М. Чижиков справедливо обозначают достаточно широкое профессиональное назначение арт-менеджера. Они называют, в частности, «менеджера (администратора, антрепренёра, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино- и фотостудий, студий видео- и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, орга-ни за ций книж ной тор гов ли и из дательств, спор тив ных и иг ровых ком плек сов, городских парков, мо лодёж ных раз вле кательных комплексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны; менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театрально-студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цир ко вые кол лек ти вы, со лис тов и ис-пол ните лей раз лич ных жанров; времен ных и постоянных групп, реализующих проекты празд нич ных мас совых культур ных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития» [8, с. 272—273].

Деятельность арт-менеджера имеет определённую специфику, зависящую как от вида искусства, в котором осуществляется профессиональная активность, так и от осу-ще ст в ляе мых им про цес сов. Все это на ходит проявление в названии тех должностей или профессий, в рамках которых арт-менеджер работает или в которых трудятся его колле-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

ги, то есть его окружение.

Для того чтобы уяснить сущность профессии арт-менеджера как управленца в сфере искусства, обратимся к американскому определению собственно управления: «Кто производит — не управляет, кто управляет — не производит. Управлять — это делать что-либо, руками других». Из этого следует подлинное и адекватное восприятие деятельности менеджера (в данном случае — в рассматриваемой нами сфере человеческой активности — сфере искусства), сущность которой заключается не в выполнении какого-либо конкретного задания, а в соз да нии ат мо сфе ры и ус ло вий для вы пол-не ния его дру ги ми.

Мы утверждаем, что арт-менеджер — это бизнес-помощник художника/артиста, работающего в контексте современного арт-рын ка и его раз новид но стях и ко торо му важно создавать тексты произведений/арт-продукты не только для самоактуализации, но и для продажи.

Арт-менеджер, в зависимости от должностных инструкций, может участвовать в организации или осуществлении маркетинговых иссле до ва ний рын ка для осоз на ния значимости той или иной темы/проблемы, коммуницировать со спонсорами, меценатами, покупателями/ потребителями арт-про-дукции и т.п.

В соответствии со статусом, ключевыми функциями и задачами арт-менеджер как интеллектуальный ресурс/капитал экономики сферы культуры и искусства [2] может выступать в качестве продюсера, антрепренёра, арт-директора, агента, промоутера и т.п., то есть, например, кинопродюсера логично воспринимать в качестве управляющего всем процессом работы над фильмом как арт-продуктом/арт-проектом [2—6].

К задачам арт-менеджера во всех видах искусст ва от носит ся под го товка раз лич ных договоров относительно создания, исполнения, продвижения/промоушна и постпро-моушна результатов творческой и интеллектуальной деятельности мастеров искусств.

В подтверждение актуальности и важности про фес сии арт-ме нед же ра, на при мер, менеджера в сфере театра, приведём мнение директора Большого театра кукол Санкт-Петербурга Александра Аркадьевича Калинина: «В наше время грамотные, активные и опытные театральные менеджеры, — это те "сподвижники", без которых подлинный успех театрального дела попросту немыслим. Ведь именно менеджеры в театре "делают" посещаемость, "подпитывают" театр деньгами, ищут новые способы привлечения зрителя. Они — рыцари репертуара, они в ответе за качество и культуру проведения спектакля. У наших уважаемых "творцов" об этом очень мало знаний» [1] (Курсив наш. — Т. С.).

Арт-индустрия сегодня действительно нуждается в высококвалифицированных управ лен цах — арт-ме нед жерах, чья профессиональная активность ориентирована на создание качественного арт-проекта, способствующего духовному обогащению реципиента/потребителя/ покупателя.

Современная рыночная «система координат» позволяет нам утверждать, что арт-ме-неджеры сегодня — это организаторы бизнес-деятельности в сфере искусства, предприниматели, формирующие как вкус и спрос потребителей информации, так и пространство арт-рынка. Вот почему арт-менед-жерам необходимо разбираться не только в ви дах ис кус ст ва, но и в специфи ке и тех но-логических процессах создания многочислен ных культур ных форм, до ку мен тов, проектов, информационных объектов арт-ин-дустрии. Арт-менеджеру валено знать сущность арт-индустрии и её информационную (и не только!) составляющую. Это будет способствовать пониманию управленцем творческого/ креативного/инновативного пути автора/художника/ творца, реализующего идею и вопло щаю ще го её в кон крет ном материале, а также осуществлению дальнейшего процесса «продвижения» текста произведения как арт-проекта/арт-продукта на арт-ры нок.

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Социально-культурная деятельность

Ф

Кроме того, арт-менеджер должен помнить, что арт-индустрия — это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры, нравственной составляющей социума. Тем более что, находясь в современном постиндустриальном пространстве с огромным спектром различных технологий (маркетинговых (фандрейзинг, реклама, РИ, промоушн), информационных и т.д.), артосфера представляет собой яркую, целостную, гармоничную информационную систему [2—7]. В ней происходят разнообразные иннова-тивные процессы генерации арт-продуктов, арт-услуг, которые на различных этапах своего возникновения «требуют» действий, связанных с деятельностью специалистов в сфере ме недж мен та, марке тин га, продю си-рования, а именно — «раскрутки», промо-ушна и т.д.

Арт-менеджеры как субъекты управления исполняют в организации артосферы/ арт-индустрии/арт-бизнесе ряд ролей. Так, в зависимости от уровня, который занимает конкретный арт-менеджер в организации, характер реализуемых им функций может быть различным. Но при этом он принимает те или иные решения на основе имеющейся у него информации и руководит процессами, ориентируясь на конечный результат, что для не го и кол лек ти ва превы ше все го.

Методы управления в артосфере/арт-ин-дустрии/арт-бизнесе — это способы и варианты воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, то есть арт-менед-леера на организацию.

Итак, подчеркнём, что собственно понятие «арт-менеджер» объединяет таких «героев дня», как продюсеры, антрепренёры, импресарио, промоутеры, агенты, админи-

страторы, арт-дилеры и т.д., то есть «коммерсантов от искусства» [2—6]. Именно они осуществляют работу по генерации арт-про ек тов, от кры тию новых имён, про движению их на арт-рынок, формированию сег-мен тов сфе ры ис кус ст ва, вку сов, пред поч тений, потребностей, культуры и нравственности представителей сообщества.

На сегодня важно понимать, что менеджер, рабо таю щий в сфе ре культу ры и ис кус-ства, то есть в творческой сфере, должен, кроме норматив но-правовой и финансово-экономической составляющей, знать и понимать специфику творческого процесса, уметь включиться в него, не нарушая этических и эстетических законов, которые являются ключевыми в сфере культуры и искусства, а также грамотно и тактично взаимодействовать с представителями творческих про фессий.

Современную арт-индустрию как коммуникативную (в том числе информационную) сис тему можно представить в ви де многогранника с вершинами: текст/арт-проект/ арт-продукт — автор/художник/мастер — арт-менеджер — реципиент/зритель/покупатель информации.

Арт-менеджеры в лице не столько ком-мер сантов, сколько пред при ни мателей в сфере искусства, в творческих/креативных индустриях, то есть продюсеров как генераторов Арт-текста/Арт-реальности/Арт-ми-ра, своими действиями способствуют решению различных проблем: организационных, творческих, нормативно-правовых и финансово-экономических [2—6], что существенно влияет как на развитие собственно арт-индустрии, так и на отраслевую экономику, ну ж даю щую ся в эф фек тив ных управ лен цах для реа ли за ции культурной по ли ти ки.

Примечания

1. Кингисепп М, Зарецкая Ж. Престиж театральных менеджеров поднимет премия [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://www.fontanka.ru/201l/04/24/016

2. Суминова Т. Н. Арт-менеджер как интеллектуальный ресурс/капитал экономики сферы культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. С. 98—102.

3. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент как социокультурный концепт // Вестник Московского государ-

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

ственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 117—123.

4. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: к определению понятия // Культура и образование. 2013. № 1. С. 100—108.

5. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: некоторые аспекты подготовки специалистов в контексте развития информационного общества [Электронный ресурс]// EVA 2007: 10-я юбилейная междунар.конф. (Всерос. гос. б-ка иностр. лит-ры им. М. И. Рудомино; 3—6 дек. 2007 г.). URL: http://conf.cpic.ru/eva2007/ rus/ reports/ report_1251.html

6. Суминова Т. Н. Формирование арт-менеджера как конкурентоспособной и эффективной личности — веление времени и задача вузов культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 175—180.

7. Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). Москва : Академический Проект, 2006. 383 с. (Технологии культуры).

8. Чижиков В. М, Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник. Москва : МГУКИ, 2008. 608 с.

References

1. Kingisepp M., Zareckaja Zh. Prestizh teatraVnyh menedzherov podnimet premija [Prestige theatrical managers will raise prize]. Available at: http://www.fontanka.ru/201l/04/24/016

2. Suminova T. N. Art-menedzher kak intellektual'nyj resurs/kapital jekonomiki sfery kul'tury i iskusstva [Art Manager as an intellectual resource / capital of economy of the sphere of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2008, № 3, pp. 98—102.

3. Suminova T. N. Art-menedzhment kak sociokul'turnyj koncept [Art-management as a socio-cultural concept]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2011, № 3, pp. 117—123.

4. Suminova T. N. Art-menedzhment: k opredeleniju ponjatija [Art-management: to the definition of the concept]. Kul'tura i obrazovanije [Culture and Education], 2013, № 1, pp. 100—108.

5. Suminova T. N. Art-menedzhment: nekotorye aspekty podgotovki spetsialistov v kontekste razvitiya in-formatsionnogo obshchestva [Art-management: some aspects of training of specialists in the context of the Information Society]. EVA 2007: 10-ya yubileynaya mezhdunar.konf (Vseros. gos. b-ka inostr lit-ry im. M. I. Rudomino; 3—6 dek. 2007 g.) [EVA 2007: The 10th jubilee Intern, conf (All-Russian state library of foreign literature name M. I. Rudomino, 3—6 December. 2007)]. Available at: http://conf.cpic.ru/eva2007/rus/reports/ report_1251.html]

6. Suminova T. N. Formirovanie art-menedzhera kak konkurentosposobnoj i jeffektivnoj lichnosti — velenie vremeni i zadacha vuzov kul'tury i iskusstv [Formation of the art-manager as a competitive and efficient personality — the imperative of our time and the task of the universities of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 2, pp. 175—180.

7. Suminova T. N. Hudozhestvennaja kul'tura kak informacionnaja sistema (mirovozzrencheskie i teoretiko-metodologicheskie osnovanija) [Artistic culture as the information system (worldview and theoretical-methodological bases)]. Moscow, Akademicheskij Proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2006. 383 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Chizhikov V. M., Chizhikov V. V. Teorija i praktika sociokul'turnogo menedzhmenta [Theory and practice of socio-cultural management]. Moscow, 2008. 608 p.