ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ эКОНОМИКИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Татьяна Николаевна СУМИНОВА,
доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]
В статье рассматривается творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства. Автор утверждает, что творческое предпринимательство - это продюсерство как вид предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства, или точнее - в сфере искусства, или в арт-индустрии. Одной из важнейших составляющих творческого предпринимательства является арт-менеджмент как менеджмент в сфере искусства, а в качестве субъекта креативной экономики, творческой индустрии и региональной политики в сфере культуры и искусства выступает арт-менеджер как интеллектуальный ресурс/капитал арт-индустрии, организатор бизнес-деятельности и предприниматель (продюсер, антрепренер, импресарио и т.д.) в сфере искусства, чья деятельность связана с использованием бизнес-механизмов для реализации креативной идеи, проектирования арт-бизнес-пространства, генерации арт-проекта как продукта интеллектуальной деятельности и объекта авторского права и смежных прав, и т.д.
Ключевые слова: арт-менеджер, продюсер, антрепренер, импресарио, промоутер, агент, артосфера, арт-индустрия, арт-бизнес, арт-кластер, креативность, креативные индустрии, творческое предпринимательство, продюсерство, арт-менеджмент, арт-продукт, арт-проект, креативная экономика, стартап, бизнес-инкубатор, малый и средний бизнес, бизнес-механизмы, региональная политика в сфере культуры и искусства.
The article considers the creative entrepreneurship in the context of the formation of the creative economy and regional policy in the sphere of culture and art. T.N. Suminova argues that creative entrepreneurship is a producing as a kind of business activity in the sphere of culture and art, or even more - in the sphere of art, or in the art industry. One of the most important components of creative entrepreneurship is an art management as management in the sphere of art, and as the subject of the creative economy, creative industries and regional policy in the sphere of culture and arts serves art manager as intellectual resource /capital of art industry, organizer of business activity and entrepreneur (producer, entrepreneur, impresario, etc.) in the sphere of art whose activity is related with the use of business mechanisms for the implementation of creative ideas, design art business space, generating an art project as product of copyright and related rights, etc.
Key words: an art-manager, a producer, an entrepreneur, an impresario, a promoter, an agent, a art-sphere, art industry, art business, art cluster, creativity, creative industries, creative entrepreneurship, producing, art management, art product, art-project, creative economy, startup, business incubator, small and medium business, business mechanisms, regional policy in the sphere of culture and art.
В экономике страны имеют место кризисные ситуации, обостряется интерес российских городов, регионов и отдельных государств к поиску альтернативных ресурсов для привлечения инвестиций на развитие таковых. В качестве уникального стратегического ресурса, фактора и современного элемента и инструмента политики развития городов, регионов и государств, а также укрепления экономики выступает культура или, точнее, сфера культуры. Значимость культуры для экономического и социального развития была обозначена в докладах ЮНЕСКО «Наше творческое разнообразие» (1996) и Совета Европы «Стремление к целостности» (1997), на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО во «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии» (Париж, 2 ноября 2001), в Программе ЕС «Граждане для Европы», рассчитанной на 2007-2013 годы.
Культура на официальном уровне западных стран - это не только творческое наследие и ее традиционное понимание. Ресурсы культуры и их использование позволяют решать проблемы обустройства городской среды и пространства, что логично в контексте развития творческих/креативных индустрий (11), или арт-индустрий, которые стали одной из адекватных технологий/средств развития современной инновационной экономики, в том числе сферы культуры и искусства. Так, например, Совет Европы понимает культуру как душу демократии, разнообразие как основу демократии, а диалог как способ поддержки мира. В этой связи заметим, что Совет Европы стремится к такой Европе, в которой разнообразие культур, искусств, культурного и природного наследия необходимо для развития истинной открытости и основных прав человека.
Об актуальности культуры свидетельствует и тот факт, что Европейская Комиссия определила 2008 год как «Европейский год межкультурного диалога». При этом важное место отводилось культурной идентичности и убеждениям на пути формирования европейского гражданства, развитию межкультурного диалога и гармонии.
В Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года, отмечалось: «Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования» (7).
Действительно, одна из животрепещущих проблем во всем мире - это культурная политика и тенденции ее развития. Достаточно активно разработкой этой проблемы и вопросов, связанных с таковой, занимаются представители Совета Европы, которые совместно с Европейским институтом сравнительных исследований культуры (ERICarts) еще в 1998 году инициировали проект создания «Компендиума» под названием «Культурная политика и тенденции ее развития в Европе» (Cultural policies and trends in Europe).
На заседании президиума Совета по культуре и искусству (3 февраля 2014) Президент России Владимир Путин объявил о начале подготовки новой государственной программы - Основ государственной культурной политики, поскольку культурная политика «играет огромную роль в укреплении авторитета России, ее влияния, сохранения целостности нашего государства и национального суверенитета». Кроме того, он справедливо полагает, что «государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению духовных связей со страной, повышать доверие между людьми, их ответственность, гражданское участие в развитии государства» (2).
Как отмечают В.М.Чижиков и В.В. Чижиков, «по своей сути существующая модель культурной политики является нормативной, она рассматривает культуру как конечное, завершенное целое, как культуру для достижения внешних показательных целей» (12, с. 99).
В контексте рассмотрения отдельных актуальных вопросов развития культурной политики, в том числе региональной, можно назвать проблемы собственно политики и программ культурных/творческих индустрий.
Государственной, региональной и муниципальной политике в сфере культуры и искусства присуща высокая мобильность, ориентированность на развитие свободного рынка и новые ресурсы - неограниченные творческие/креативные. Если вернуться к экономике индустриального общества, то в той системе координат в качестве приоритетных ресурсов выступали материальные, природные и финансовые. Неслучайно Ч. Лэндри отмечает, что «культурные ресурсы - это материал, используемый для создания базовых ценностей города, сырье, которое приходит сегодня на смену углю, стали и золоту» (5).
Итак, сегодня именно творчество/креативность/творческие способности выступают в качестве одного из ключевых начал разумного сообщества, фактора развития различных экономических субъектов, в том числе регионального статуса. Ведь генерируемая представителями творческих специальностей - интеллектуальным капиталом и важнейшим стратегическим ресурсом сферы культуры и искусства и собственно экономики отрасли, социокультурная среда позволяет им самоактуализироваться, выйти на качественно иной уровень бытия.
Акцент сегодня делается на культуру как «образ мира», образ и стиль жизни, систему ценностей, источник вдохновения/креативности, форму самоактуализации, один из важнейших ресурсов и двигателей генерации культурного пространства, экономического успеха, трансформации сознания и т.д. Подчеркнем, что именно культура является основой для осуществления креативной деятельности во всех сферах человеческой активности.
Напомним, что креативность выступает в качестве 1) «метода эксплуатации и возобновления» (5) различных ресурсов культуры (например, культурное наследие как отражение синтеза творческих усилий конкретных людей, социокультурного контекста/реальности и т.п.); 2) особого феномена, без которого культура как таковая существовать не может, иными словами, культура, или сфера культуры, пронизывается креативностью, что приводит к уникальным результатам деятельности мастеров искусств - ярчайших представителей названной сферы.
Экономика сегодня трансформировалась в «творческую/креативную экономику», «экономику переживаний», в которой ключевыми ресурсами является творчество/креативность, творческие/креативные индустрии, творческий класс, творческий город и творческий кластер, деятельность мастеров сферы культуры и искусства/арт-индустрии.
Парадоксально, но российская молодежь полагает, что «вся жизнь» россиянина может успешно происходить лишь в Москве, и поэтому стремится покинуть территории субъектов федерации и прибыть для реализации собственной мечты в мегаполис. Для того, чтобы помешать «утечке» молодых как ресурса/капитала, создать адекватные условия для «закрепления» такового на конкретной территории, каждый субъект федерации использует возможности различного характера (финансовые, интеллектуальные, творческие и т.д.). Для этих целей одним из значимых ва-
риантов решения обозначенной проблемы может выступить разработка стратегии региональной политики, в которой акцент делается на сферу культуры и искусства как ее колоссальный ресурс, развитие творческой/креативной экономики, генерацию стартапов/стартап-кампаний, бизнес-инкубаторов, творческих/креативных индустрий, а также на творческое предпринимательство.
Мы утверждаем, что творческое предпринимательство - это продюсерство как вид предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусства или точнее, - в сфере искусства, или в арт-индустрии.
Об актуальности творческого предпринимательства свидетельствует созданная Агентством «Творческие индустрии» и Центром творческого предпринимательства образовательная программа «Школа творческих предпринимателей», осуществляемая при поддержке Департамента культуры города Москвы. Эта программа рассчитана на авторов проектов и начинающих предпринимателей в сфере творческих индустрий (реклама, архитектура, изобразительные и исполнительские искусства, мода, кино, видео, мультимедиа, ремесла, литература, издательское дело) (13).
Подчеркнем, что стартапы выступают в качестве мощного и мобильного ресурса для реализации новых идей креативными, самоотверженными людьми-старта-перами при помощи инвесторов. В этой связи интерес представляет партнерский международный арт-проект «Подземный город XXI века», созданный из стартапа президентом центра «Полигон» (Хорватия) Бранком Светичанином и художником Сандро Дукичем, работающим в области цифрового искусства.
В современной экономической ситуации именно регионы с творческим/креативным потенциалом представляют собой стратегически выгодный ресурс для сферы бизнеса, поскольку предоставляют широчайшие возможности для инвестиций в процессы создания и развития как арт-пространства с арт-кластерами, так и творческой/креативной экономики.
Вот почему сущность региональной политики в сфере культуры и искусства заключается в том, чтобы на основе мониторинга инвестиционного потенциала как конкретных территорий, так и рынка творческих/креативных индустрий для которых значимым является историческая, социальная и этническая идентичность, привлекать сферу бизнеса, их инвестиции для развития территорий с их культурной средой, культурными ресурсами; развивать творческое предпринимательство/про-дюсерство как малый и средний бизнес в сфере культуры и искусства.
Подтверждением тому служит, например, проведенное Агентством «Творческие индустрии» совместно с Институтом России и Восточной Европы (Финляндия) исследование, опубликованное под названием «Творческие индустрии: российский профиль» (3).
Напомним, что в России активный интерес к творческим/креативным индустри-ям начал проявляться после кризиса 2008 года, поскольку необходимо было найти альтернативу сырьевой экономике, или концепции «энергетической державы», мощь которой базируется в первую очередь на экспорте природных ископаемых/ ресурсов.
В этой связи значимым для нас является Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года, в котором подчеркивалось, что «к 2015 году должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база для благоприятного ведения бизнеса», «мы должны создать стимулы для тех регионов, которые развивают свою экономическую базу,
для тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест», «если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трех лет поступят от размещенных там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов... - в пределах затрат региона на создание инфраструктуры таких площадок» (7).
Творческие/креативные индустрии/творческое предпринимательство/ продю-серство/культурный или творческий бизнесы, представляют собой колоссальный ресурс модернизационного развития социально-экономического потенциала региона, отрасль экономики конкретной территории, фактор конкурентоспособности. Вот почему арт-проекты реализуются не только в Москве и Санкт-Петербурге как ключевых российских центрах сферы культуры и искусства, но и в других городах, стремящихся активизировать творческое/креативное начало населения - Владивостоке, Коломне, Красноярске, Перми, Петрозаводске, Самаре, Ульяновске.
Одной из актуальных целей современной государственной политики в сфере культуры и искусства, а тем более региональной, является не столько создание продуктов и услуг, сколько «запуск процессов, актуализирующих культурные ресурсы самих территорий» (6, с. 9), осуществление «проектно-инновационных действий» (там же), трансформирующих институции, среду, сознание/мышление людей в соответствии с условиями конкретных территорий.
Этим обуславливается значимость инвестиций в сферу культуры и искусства, в сферу образования и науки, в процессы генерации/ формирования энциклопедически образованных личностей, профессиональных кадров как человеческого/ интеллектуального капитала, в том числе арт-менеджеров, продюсеров, кураторов и т.д., способных реализовывать политику в сфере культуры и искусства в условиях конкретной территории, на качественно новом уровне, т.е. осуществлять самоорганизацию проектов, предприятий и т.п.
В контексте такого восприятия сути государственной политики в сфере культуры и искусства, в том числе региональной, человеческий фактор, среда и собственно территория с ее инфраструктурой (в данном случае - имеющей отношение к сфере культуры и искусства) становятся важными объектами управленческой, предприни-мательской/продюсерской, экономической, политической и нормативно-правовой деятельности.
Использование проектного подхода к реализации творческого/креативного начала отдельных представителей населения территорий позволяет применять механизмы государственно-частного партнерства, создавать фонды целевых капиталов и т.д., а также синтезировать деятельность бизнес-структур (фирмы, инновационные компании и т.д.) и творческих коллективов в особые кластеры, что, безусловно, приводит к эффективности как инвестиций, так и доходов от реализации креативной идеи на благо экономического развития конкретной территории.
Не случайно, в целях содействия гастрольной деятельности отечественных театров по регионам Министерство культуры РФ в конце января 2014 года создало Федеральный центр по поддержке гастрольной деятельности, которое будет использовать средства федерального бюджета, а также привлекать внебюджетные источники и аккумулировать средства региональных бюджетов. «Впервые в новейшей истории России, - по словам министра культуры РФ Владимира Мединского,
- появится организация для централизованного управления театральными гастролями» (1), которая будет аккумулировать и обобщать информацию о гастрольной деятельности театров внутри страны, выявлять какие регионы самостоятельно справляются на существующих условиях, а в каких существует потребность в гастролях ведущих театров.
Итак, все составляющие сферы культуры и искусства в рыночных условиях, постиндустриального и постмодернистского социума имеют преимущественно коммерческий характер, что, безусловно, способствует генерации творческих/креативных профессионалов и менеджеров в сфере культуры и искусства (арт-менеджеров, продюсеров, агентов, импресарио, антрепренеров и т.д.).
Подчеркнем, что одной из важнейших составляющих творческого предпринимательства и ключевым ресурсом/инструментом/механизмом развития инновационной/творческой/креативной экономики, является арт-менеджмент как менеджмент в сфере искусства (9 - 10) и «наука третьего тысячелетия» (4).
В качестве значимого интеллектуального ресурса/капитала для формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства выступает такой субъект деятельности, как арт-менеджер (8). Собственно понятие «арт-менеджер» объединяет таких «героев дня», как продюсеры, антрепренеры, импресарио, промоутеры, агенты, администраторы, арт-дилеры, и т.д., т.е. «коммерсантов от искусства». Именно они осуществляют работу по генерации арт-проектов, открытию новых имен, продвижению их на арт-рынок, формированию сегментов сферы искусства, вкусов, предпочтений, потребностей, культуры и нравственности представителей сообщества.
Современная рыночная «система координат» позволяет нам утверждать, что арт-менеджеры сегодня - это организаторы бизнес-деятельности в сфере искусства, предприниматели, формирующие как вкус и спрос потребителей информации, так и пространство арт-рынка.
Таким образом, мы полагаем, что в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства важно осознавать значимость творческого предпринимательства как продюсерства в названной сфере человеческой активности, а также арт-менеджмента как менеджмента в сфере искусства, и деятельность арт-менеджера (продюсера, импресарио, антрепренера, агента, дилера и т.д.), связанную с использованием бизнес-механизмов для реализации креативной идеи, проектирования арт-бизнес-пространства, генерации арт-проекта как продукта интеллектуальной деятельности и объекта авторского права и смежных прав и т.д.
Литература
1. Альперина С. Большие гастроли: Ведущие театры поедут со спектаклями по городам России //Рос. газ. Неделя. - М., 2014. - № 33. - 13 февр. - С.36.
2. В России разработают Основы государственной культурной политики //Режим доступа: http://er.m/news/2013/2/3/v-rossii-razrabotayut-osnovy-gosudarstvennoj-kulturnoj-politiki/
3. Зеленцова Е., Мельвиль Е. Творческие индустрии. Российский профиль. - 2011. - 56 с. //Режим доступа: http://www.creativeindustries.ru/assets/files/151212/CI_ Russian_profile_RU_.pdf
4. Колбер Ф., И. Эврар. Арт-менеджмент - наука третьего тысячелетия //Арт-менеджер. - М., 2002. - № 3. - С. 3 - 10. - С.10. Режим доступа: http://www. artmanager.ru/
5. Лэндри Ч. Креативный город / пер.с англ. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011. - 399 с.
6. Пермский проект: Концепция культурной политики Пермского края: Проект / Н.В.Гладких, Е.В.Зеленцова, Е.Х. Мельвиль, А.В.Попов, Е.А.Сачкова, К.Л.Филимонова и др.; Агентство «Творческие индустрии». - Пермь, 2011. //Режим доступа: http://www.creativeindustries.ru/rus/publications/Perm_concept.
7. Послание Президента Федеральному Собранию //Режим доступа: http://www. kremlin.ru/news/19825
8. Суминова Т.Н. Арт-менеджер как интеллектуальный ресурс/капитал экономики сферы культуры и искусства //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2008. - № 3. - С. 98 -102.
9. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент: к определению понятия //Культура и образование. - М.: МГУКИ, 2013. - №1. - С. 100-108.
10. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент: некоторые аспекты подготовки специалистов в контексте развития информационного общества //EVA 2007: 10-я юбилейная междунар.конф. (Всерос.гос.б-ка иностр.лит-ры им. М.И.Рудомино; 3-6 дек. 2007 г.) //Режим доступа: http://conf.cpic.ru/eva2007/rus/reports/report_1251.html
11. Суминова Т.Н. Творческие/ креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С.30 - 36.
12. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник. - М.: МГУКИ, 2008. - 608 с.
13. Школа творческих предпринимателей // Режим доступа: http://www. creativeindustries.ru/rus/299