Научная статья на тему 'Творческие индустрии как вариант организации коммуникативного информационного пространства сферы искусства'

Творческие индустрии как вариант организации коммуникативного информационного пространства сферы искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
929
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / CREATIVE INDUSTRIES / СФЕРА ИСКУССТВА / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATIVE SPACE / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ART MANAGEMENT / ПРОДЮСЕРСТВО / ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / TEXT OF THE WORK / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ARTISTIC PROCESS / THE SPHERE OF ART / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суминова Т. Н.

В статье рассматриваются творческие индустрии как современный вариант организации коммуникативного информационного пространства сферы искусства / артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса. Автор предлагает воспринимать таковые в качестве генераторов и дистрибьюторов информации, смыслов / текстов произведений / символической продукции / креативности мастеров искусств, систем управления и маркетинга творческой деятельности. Сфера искусства /артосфера представлена в качестве одной из составляющих ноосферы и инфосферы в целом. Автор утверждает, что в условиях свободной и творческой экономики значимой является структурированная на основе системнодеятельностного подхода коммуникативная система сферы искусства, связующим элементом которой является арт-менеджер (продюсер, агент, антрепренер и т. д.) и арт-менеджмент как философия и культура управления в данной сфере активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative industries as a variant of the organization of the communicative information space of the sphere of art

The article considers creative industries as a modern variant of the organization of the communicative information space of the art / artosphere / art-industry / art business. The author suggests to perceive such as generators and distributors of information / meanings / texts of works / symbolic products / creativity of masters of arts, management systems and marketing of creative activity. The sphere of art / arthosphere is represented as one of the components of the noosphere and the infosphere as a whole. T. N. Suminova argues that in a free and creative economy, a communicative system of the art sphere structured on the basis of a system-activity approach is important, the connecting element of which is the art manager (producer, agent, entrepreneur, etc.) and art management as a philosophy and culture of management in this field of activity.

Текст научной работы на тему «Творческие индустрии как вариант организации коммуникативного информационного пространства сферы искусства»

УДК 7.07

ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ КАК ВАРИАНТ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СФЕРЫ ИСКУССТВА

Т. Н. Суминова 1

1 Московский государственный институт культуры, ул. Библиотечная, д. 7, г. Химки 141406, Московская область, Россия

В статье рассматриваются творческие индустрии как современный вариант организации коммуникативного информационного пространства сферы искусства / артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса. Автор предлагает воспринимать таковые в качестве генераторов и дистрибьюторов информации, смыслов / текстов произведений / символической продукции / креативности мастеров искусств, систем управления и маркетинга творческой деятельности. Сфера искусства /артосфера представлена в качестве одной из составляющих ноосферы и инфосферы в целом. Автор утверждает, что в условиях свободной и творческой экономики значимой является структурированная на основе системно-деятельностного подхода коммуникативная система сферы искусства, связующим элементом которой является арт-менеджер (продюсер, агент, антрепренер и т. д.) и арт-менеджмент как философия и культура управления в данной сфере активности.

Ключевые слова: Творческие индустрии, сфера искусства, коммуникативное пространство, арт-менеджмент, продюсерство, текст произведения, художественный процесс

CREATIVE INDUSTRIES AS A VARIANT OF THE ORGANIZATION OF THE COMMUNICATIVE INFORMATION SPACE OF THE SPHERE OF ART Tatyana N. Suminova 1

1 Moscow State Institute of Culture, 7 Library Str., Khimki 141406, Moscow region, Russia

The article considers creative industries as a modern variant of the organization of the communicative information space of the art / artosphere / art-industry / art business. The author suggests to perceive such as generators and distributors of information / meanings / texts of works / symbolic products / creativity of masters of arts, management systems and marketing of creative activity. The sphere of art / arthosphere is represented as one of the components of the noosphere and the infosphere as a whole. T. N. Suminova argues that in a free and creative economy, a communicative system of the art sphere structured on the basis of a system-activity approach is important, the connecting element of which is the art manager (producer, agent, entrepreneur, etc.) and art management as a philosophy and culture of management in this field of activity.

Keywords: creative industries, the sphere of art, communicative space, art management, production, text of the work, artistic process

В контексте исследования различных проблем сферы искусства значимыми видятся задачи формирования и организации коммуникативного пространства. Это представляется актуальным в связи с возникающими современными трендами бытия и развития данной сферы жизнетворческой деятельности, обладающей присущей лишь ей спецификой и пластичным характером. Напомним, что о таковом характере пространства искусства — артосферы (от англ. art, то, что древние греки называли от «тех-нэ» — техносфера) как о «комической проекции художественно-творческой деятельности», обладающей духовностью, мыслительным содержанием, но в то же время не отрывающейся от «конкретной чувственности», говорил Ю. Б. Борев [1, с. 234].

Именно этот ученый, проанализировав исследования «Ломоносова ХХ века» — В. И. Вернадского, и созданное им учение о биосфере с постепенной ее трансформацией в новое качество — ноосферу как сферу разума, предложил достаточно интересную концепцию и целостную структуру ноосферы как антропокосмической системы «природа — человечество». Здесь Ю. Б. Боревым были представлены гео-, био-, социо-, когито- и, естественно, артосфера как некоторый «мостик» между двумя последними сферами. Естественно, что все перечисленные составляющие ноосферы стремятся к гармоничному взаимодействию, либо уже находятся в подобном состоянии. Именно в сфере искусства / артосфере в условиях рыночной экономики / арт-индустрии / арт-бизнесе представители различных творческих и нетворческих специальностей посредством участия в вариативных художественных процессах генерируют и фиксируют многочисленные и разнообразные тексты, произведения, документы, культурные формы, информационные ресурсы, артефакты, объекты авторского права и смежных прав.

Понятно, что в каждом виде искусства имеются определенные технологии соз-дания/креации/продакшна текстов произведений, обладающие определенной спецификой, которая детерминирует появление тех или иных арт-продуктов и услуг, а также проблем, связанных с их восприятием, исполнением, интерпретацией, продвижением на рынок и т. д. Сфера искусства / артосфера есть составляющая информационного, ноосферного, хаосмоса, а также духовной сферы, духовной культуры — особая форма художественного творчества, художественно-творческой деятельности, культурной инноватики, разновидность мышления в художественных образах, позволяющая создавать параллельный или перпендикулярный существующей социокультурной / виртуальной реальности / миру / контексту иной мир / реальность / образ мира и т. д.

В этой сфере существует наиболее целостная, поливекторная, многогранная потенция самореализации, самовыражения любого представителя социума, что детерминируется, в первую очередь, различными способами, средствами и формами воплощения / отражения внутреннего мира / образа мира Художника/Мастера/ Демиурга, Семиурга/Артурга для удовлетворения художественно-эстетических потребностей реципиента. Сама ноосфера, как и ее составляющие, представляют собой не только информацию, но и нечто создающее, хранящее, трансформирующее и передающее ее. Вследствие этого использование информациологического подхода позволяет сегодня, в эпоху информации и «эпоху разума» (начавшуюся, как считают некоторые ученые, с конца ХХ столетия), рассматривать перечислен-

ные и другие, не обозначенные сферы (например, связанные с религией и т. д.) в виде единого целого, пронизанного вездесущей и всеобъединяющей информацией или информационной сферой.

Рассмотрение истории развития сферы искусства / артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса, истории возникновения, формирования и трансформации системы ее информационных ресурсов напрямую связано с историей развития человечества, которая делает характерными и узнаваемыми черты конкретных информационных эпох — «лиц» цивилизаций. Смена одного «лица» другим зачастую позволяет судить о новом витке развития всех перечисленных составляющих, возникновении нового взгляда на процесс креации как собственно произведений искусства, так и информационных ресурсов данной области человеческой деятельности в целом. При этом различные элементы классификации документов артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса (например, собственно художественная информация живописи эпохи Возрождения или японской живописи ямато-э, театра теней или театра Кабуки) характеризуют уровень творческого / инновативного процесса, специфику техники создания и используемых материалов определенного и точно обозначенного исторического времени, и исторического места.

Сегодняшнее рассмотрение артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса одновременно в качестве научного феномена и объекта философских, искусствоведческих, культурологических, семиотических, психологических, экономических, информа-циологических и иных исследований, позволяет нам получить знания, навыки и умения, которые помогут человечеству, находящемуся уже в третьем тысячелетии, стать духовно богаче, целостнее [2], выйти на иной, отличный от времен «забытья», уровень своего развития. При этом не следует забывать, что в сфере искусства / артосфере / арт-индустрии / арт-бизнесе происходят колоссальные и противоречивые коммуникативные процессы. Исследование собственно коммуникации как уникального философского, искусствоведческого, культурологического, семиотического, психологического, информациологического феномена осуществляют представители различных наук, школ и направлений. Однако, несмотря на то, что каждый из них исследует разные виды коммуникации (социальную, научную, социокультурную, художественную и иную), общей исследовательской позицией является мнение о том, что по своей сути коммуникации являются важнейшим средством социокультурного, цивилизационного развития посредством создания и трансляции информации, смыслов, кодов, символов, знаний в социуме, накопления и трансформации культурного опыта народов, а также обогащения микро-и макромира человека и универсума в целом.

Коммуникация — это основная характеристика бытия, в данном случае — сферы искусства (артосферы, арт-индустрии, арт-бизнеса), способствующая процессам культурогенеза, в том числе, культурной инноватики; взаимодействию культур и народов; развитию креативного начала в авторе / художнике, реципиенте / потребителе информации по созданию, восприятию многочисленных художественных произведений, культурных форм, артефактов, арт-проектов, обогащению смысловой и информационной составляющей текста произведения как основной содержательной единицы социокультурной и информационной коммуникации.

Современную сферу искусства / артосферу/арт-индустрию/арт-бизнес как коммуникативную (в том числе информационную) систему можно представить в виде многогранника с вершинами-элементами: текст/арт-проект/арт-продукт — автор/ художник/мастер — посредник/арт-менеджер — реципиент/зритель/покупатель информации. В качестве основных субъектов рыночной, свободной экономики сферы культуры, в том числе артосферы/арт-индустрии, выступают: государство; производители/создатели/«свободные художники» как физические лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица; институционально-оформленные структуры: организации/юридические лица; художественная критика; потребители (индивидуальные и организованные); посредники (инфраструктура — совокупность организаций, направлений деятельности и механизмов, способствующих взаимодействию участников различных видов деятельности в сфере культуры и искусства, например, продюсерские центры, мастерские, театральные агентства, биржи, ярмарки, специализированные магазины, кассы и т. п.).

Организации сферы искусства /артосферы/ арт-индустрии вступают в экономические отношения с потребителями, учредителями / уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, властными структурами (налоговыми инспекциями, комитетами по имуществу, земельными комитетами, органами казначейства и пр.), спонсорами и благотворителями; другими организациями. Таким образом, коммуникативное пространство сферы искусства/арт-индустрии как рыночной и экономической системы состоит из таких элементов как: текст произведения, художник, институции прагматически заинтересованные (ярмарки, аукционы, галереи и т. д.) и прагматически незаинтересованные (биеннале, музеи, критика и т. п.), экспертное сообщество профессионалов (критики, биографы, кураторы и т. д.), власть, публика (любители, ценители, коллекционеры), посредники (арт-менеджеры, бизнесмены, коллекционеры, представители средств массовой информации и т. д.).

Именно семиотика культуры позволяет рассматривать художественную деятельность в качестве коммуникации, в которой художник на определенном и, вместе с тем, художественном языке (живописном, хореографическом, музыкальном и ином) фиксирует и передает/транслирует конкретное сообщение/информацию реципиентам, которым необходимо прочесть, понять и усвоить данный текст. В связи с этим, подчеркнем, что лишь семиотический подход позволил рассматривать художественную деятельность как сложный и неоднозначный процесс, объединяющий три классические составляющие — художника/автора, текст/произведение и потребителя/реципиента.

Одним из основных элементов сферы искусства как коммуникативной системы выступает текст произведения, обладающий сложной семиотической/информационной структурой и представляющий собой целостную информационную систему, центр взаимосвязей и взаимоотношений между автором и потребителем. Текст художественного произведения, создаваемый в процессе художественной коммуникации, попадает в социокультурный мир и интерпретируется представителями различных слоев и страт социума. В результате этого возникает многообразное нара-

щивание смысла/информации. Это, согласно постмодернистским представлениям, и приводит к тому, что художественный текст (в данном случае — арт-продукт) как некая замкнутая в себе целостная семиотическая, или, точнее, информационная система, становится художественным произведением — разомкнутой, открытой информационной системой, транслирующей заложенные автором идеи (смыслы/ знания/информацию), способствующие утверждению плюрализма, обогащению смыслового/информационного пространства, артосферы/арт-индустрии/арт-бизнеса, ноосферы и инфосферы в целом, олицетворяющих собой информационный/космический банк данных.

Результаты творческой и интеллектуальной деятельности представителей арто-сферы/арт-индустрии/арт-бизнеса образуют мир Текста, арт-текст, текстовую/ арт-реальность, которая также есть целостная информационная система, создающая, хранящая, транслирующая и трансформирующая закодированную на конкретном языке различную символическую информацию, информационные ресурсы. Сегодня не следует забывать еще об одном важнейшем, ключевом, системообразующем элементе коммуникативного пространства сферы искусства, без которой функционирование таковой в современных рыночных условиях является затруднительным. В качестве такового знакового элемента между собственно текстом художественного произведения, арт-проекта, между автором и потребителем символической художественной информации выступает фигура посредника [3], субъекта деятельности/культурной практики — арт-менеджера, который, согласно нашей концепции, представляет собой управленца и экономического агента арто-сферы/арт-индустрии/арт-бизнеса.

В современных условиях свободной экономики арт-менеджер — это бизнес-помощник художника/артиста, работающего в контексте арт-рынка и его разновидностях и которому важно создавать тексты произведений/арт-продукты не только для самоактуализации, но и для реализации/продажи. Процессу организации представленного коммуникативного пространства сферы искусства/артосферы/ арт-индустрии/арт-бизнеса способствует такой уникальный социокультурный феномен и одновременно механизм реализации художественных процессов, как творческие индустрии (creative industries). Это обуславливается и тем, что в условиях постиндустриальной экономики актуальной видится концепция социокультурного, экономического, политического, информационного развития, выдвигающая на передний план различные ресурсы/капитал (материальные, человеческие, интеллектуальные, информационные, духовные и др.) и творчество/креатив/культурную инноватику [4]. Заметим, что в различных исследованиях [5; 6; 7; 8; 9] понятие «творческие/креативные индустрии» нередко заменяется синонимом «культурные индустрии» (cultural industries), или, что обуславливается в большей степени переводом, «индустрии культуры», или «художественные индустрии» (arts industries), которые нередко относят к отдельному сектору первых.

В контексте заявленной темы нам, безусловно, импонирует термин «художественные индустрии» / «arts industries», или, в нашем системном понимании — «арт-индустрии» как «сектор искусств», объединяющий коммерческие, некоммерческие и общественные инициативы, в том числе корпоративные и некорпоративные типы

бизнеса, а также независимых индивидов. Составляющим арт-индустрии как качественно-количественному состоянию бытия артосферы в условиях рыночной экономики присущи различные возможности получения средств/капиталов, экономическая/бизнес-логика, а также динамика бытия и развития. В этой связи достаточно часто применяется термин «творческие кластеры» (creative clusters), наиболее распространенное определение которого представлено в книге М. Поттера «Соревновательные преимущества наций».

Подчеркнем, что в Великобритании творческие кластеры как «колонии»/ «поселения» стали основной формой существования культурных индустрий, где генерируется особая творческая среда для коммуникации и сотрудничества между художниками/творцами. Одной из важнейших характеристик творческих индустрий является то, что в качестве их основы выступает предпринимательский этос. Ведь, как известно, предприимчивость тождественна творчеству/креативу в сфере бизнеса. Именно она предполагает практичность, необходимую художнику для бытия в жестких условиях свободной экономики. Подчеркнем, что творческий кластер — это основная форма организации творческих индустрий. В качестве яркого примера кластера назовем Голливуд.

Для создания сектора творческих индустрий важное значение имеет историческая, этническая, социокультурная специфика конкретной территории, на которой концентрируются творческие ресурсы [10]. Это оказывает существенное воздействие на разработку стратегии и тактики проектов в сфере искусства. Для наиболее эффективного восприятия и отражения синтеза сферы искусства и сферы бизнеса логично использовать концепт «творческие индустрии» во множественном, нежели в единственном числе, поскольку это позволяет выявить сущность и специфику деятельности, процессов в различных составляющих сферы искусства, осуществить разработку предложений по оптимизации их функционирования и, естественно, обогатить проводимые исследования. Творческие индустрии больше, нежели иные виды производства, интегрированы в процессы продакшна, промоушна и дистри-бьюции символической продукции/текстов сферы искусства, влияющих на сознание реципиентов и восприятие ими реальности.

Творец/художник посредством особого свойства — креативности, генерирует тот или иной текст произведения сферы искусства (символ/информацию/смысл) в целях либо просвещения, либо трансляции информации, либо развлечения потребителя. В контексте данной статьи значимым для нас видится то, что творческие индустрии являются разновидностями социально-культурных арт-практик, в которых ключевая составляющая — это творчество/креатив/культурная инно-ватика по реализации актуальных художественных идей; отрасль экономики, продукция которой способствует появлению рабочих мест, добавочной стоимости посредством генерации и использования результатов интеллектуальной деятельности как интеллектуальной собственности.

В пространстве современной социокультурной ситуации реализацию идеи осуществляет проектная группа/проектная команда, внутри которой каждый выполняет определенные функции. В творческих индустриях, как вариантах организации коммуникативного информационного пространства сферы искусства, взаимодей-

ствуют представители творческих/креативных специальностей: сценаристы, режиссеры, музыканты, певцы, художники и т. д. Они генерируют символы/идеи/ информацию/смыслы/знаки. Достаточно значимы для музыкальной индустрии «техники»/технические работники, например: аранжировщики, звукорежиссеры, операторы, как и музыкальные продюсеры; представители не творческих специальностей — юристы, бухгалтера, верстальщики, редакторы, наборщики, и т. д.; креативные менеджеры, брокеры, дилеры, редакторы журналов, импресарио, кинопродюсеры, агенты, менеджеры артистов и т. д. (посредники между производителем и потребителем); маркетинговые работники (маркетологи). Собственники и руководство (продюсеры, менеджеры, антрепренеры и т. д.) нанимают и увольняют работников и определяют общее направление политики той или иной компании в творческой индустрии.

Творческие индустрии значимы для развития отраслевой экономики, поскольку экономика перешла в новое состояние и получила название творческой экономики, ключевым элементом которой являются люди. При этом, как отмечает Эндрю Мак-Илрой, развитие творческих индустрий являет собой «человеческую алхимию» [11]. Для развития творческой экономики важны творчески мыслящие, художественно одаренные люди [12], которые вместе с менеджерами и технологами создают рыночные продукты, экономическая ценность которых состоит в их «интеллектуальных»/культурных свойствах. Творческая экономика или даже «экономика переживаний» в качестве основных ресурсов имеет творчество/креативность, творческий класс, творческие индустрии, творческий кластер и творческий город, творческое предпринимательство, деятельность мастеров сферы культуры, в том числе сферы искусства. Значимым является и генерация стартапов/стартап-кампаний, бизнес-инкубаторов, творческих/креативных индустрий, а также творческое предпринимательство и государственно-частное партнерство.

Творческое предпринимательство нами трактуется как продюсерство, т. е. вид предпринимательской деятельности в сфере культуры, в том числе в сфере искусства/ арт-индустрии, а также как ресурс креативной экономики и реализации государственной политики в сфере культуры и искусства. Творческие индустрии / творческое предпринимательство / продюсерство / культурный, или творческий бизнесы, представляют собой колоссальный ресурс социально-экономического потенциала территорий, отрасль экономики конкретной территории, фактор конкурентоспособности. Вот почему арт-проекты реализуются не только в Москве и Санкт-Петербурге как ключевых российских центрах сферы культуры и искусства, но и в других городах, стремящихся активизировать творческое/креативное начало населения — Владивостоке, Коломне, Красноярске, Перми, Петрозаводске, Самаре, Ульяновске.

Вот почему значимыми являются инвестиции в сферу культуры и искусства, в сферу образования и науки [13], в процессы генерации/ формирования энциклопедически образованных личностей, профессиональных кадров как человеческого/ интеллектуального капитала, в том числе — арт-менеджеров, продюсеров, кураторов и т. д., способных реализовывать политику государства в сфере культуры и искусства в условиях конкретной территории, на качественно новом уровне, т. е. осуществлять самоорганизацию проектов, предприятий и т. п. Все составляющие

сферы культуры и искусства в рыночных условиях, постиндустриального и постмодернистского социума имеют преимущественно коммерческий характер, что, безусловно, способствует генерации творческих профессионалов и менеджеров в сфере культуры и искусства.

Одним из важнейших ресурсов творческого предпринимательства и ключевым инструментом/механизмом развития инновационной/творческой/креативной экономики является арт-менеджмент как философия и культура управления в сфере искусства [14]. Значимым интеллектуальным ресурсом/капиталом для формирования креативной экономики и реализации государственной политики в сфере культуры и искусства является арт-менеджер, объединяющий различные яркие фигуры арт-пространства: продюсеров, антрепренеров, импресарио, промоутеров, агентов, администраторов, арт-дилеров, и т. д. Все они осуществляют работу по генерации арт-проектов, реализации арт-стратегий, открытию новых имен, их продвижению на арт-рынок, формированию сегментов сферы искусства, смыслов, вкусов, предпочтений, потребностей, культуры и нравственности представителей сообщества.

Таким образом, в современных условиях свободной экономики значимым вариантом организации коммуникативного информационного пространства сферы искусства являются творческие индустрии, которые являются генераторами и дистрибьюторами информации/смыслов/текстов произведений/символической продукции/креативности мастеров искусств, систем управления и маркетинга творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борев Ю. Б. Эстетика: в 2 т. Смоленск: Русич, 1997. Т. 1. 829 с.

2. Ремизов В. А. Социокультурное пространство и типология личности // Веснк Бела-рускага дзяржаунага ушверсггэта культуры i мастацтвау. 2017. № 1 (27). С. 9-13.

3. Ирхен И. И. Художественное производство в современной России: константность и процессуальность // Артосфера: перспективы развития и инновации: мат-лы меж-дунар. науч.-практ. конф. СПб.: Астерион, 2016. С. 31-42.

4. Астафьева О. Н. Коммуникативные стратегии культурной политики: «креативное» управление как маркер модернизации // Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации / общ. ред. О. Н. Астафьевой. СПб.: Эйдос, 2014. С. 14-34.

5. Астафьева О. Н., Костина А. В., Флиер А. Я. и др. Культурные индустрии: теории и практики в контексте современных социальных трансформаций: мат-лы «круглого стола» // Вопросы культурологии. 2013. № 2. С. 4-13.

6. Дробышева Е. Э. Культурные индустрии в современной социокультурной архитектонике // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 6-13.

7. Дробышева Е. Э. Ценностные стратегии культурных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2 (23). С. 106-114.

8. Меньшиков Л. А. Типология креативных индустрий в акционизме 1960-х годов // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2 (23). С. 131-141.

9. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. XV. № 1 (77). С. 88-103.

10. Астафьева О. Н. Социокультурные кластеры как модель управления региональным развитием // Государственное управление и развитие России: модели и проекты: сб. ст. М.: Проспект, 2017. С. 184-192.

11. Мак-ИлройЭ. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. М.: Классика-XXI, 2010. 156 с.

12. Ирхен И. И. Художественное проектирование культурной среды в современной России // Ученый совет. 2017. № 2. С. 42-48.

13. Ремизов В. А., Ирхен И. И. Культурная политика в современной России: концеп-туально-средовой анализ // Вопросы культурологии. 2015. № 2. С. 58-63.

14. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: реализация государственной политики в сфере культуры и искусства. М.: Академический Проект, 2017. 167 с.

REFERENCES

1. Borev Yu. B. Estetika: v 2 t. Smolensk: Rusich, 1997. T. 1. 829 s.

2. Remizov V. A. Sotsiokul'turnoe prostranstvo i tipologiya lichnosti // Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga universitehta kul'tury i mastatstvay. 2017. № 1 (27). S. 9-13.

3. Irhen I. I. Hudozhestvennoe proizvodstvo v sovremennoj Rossii: konstantnost' i protsessual'nost' // Artosfera: perspektivy razvitiya i innovatsii: mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb.: Asterion, 2016. S. 31-42.

4. Astafeva O. N. Kommunikativnye strategii kul'turnoj politiki: «kreativnoe» upravlenie kak marker modernizatsii // Sovremennaya kul'turnaya politika kak kreativnaya deyatel'nost': upravlenie i innovatsii / obshch. red. O. N. Astaf'evoj. SPb.: Ejdos, 2014. S. 14-34.

5. Astafeva O. N., Kostina A. V., Flier A.YA. i dr. Kul'turnye industrii: teorii i praktiki v kon-tekste sovremennyh sotsial'nyh transformatsij: mat-ly «kruglogo stola» // Voprosy kul'turologii. 2013. № 2. S. 4-13.

6. Drobysheva E. E. Kul'turnye industrii v sovremennoj sotsiokul'turnoj arhitektonike // Mezh-dunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2017. № 1 (26). S. 6-13.

7. Drobysheva E. E. TSennostnye strategii kul'turnyh industrij // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2016. № 2 (23). S. 106-114.

8. Men'shikovL. A. Tipologiya kreativnyh industrij v aktsionizme 1960-h godov // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2016. № 2 (23). S. 131-141.

9. Flier A. Ya. Kul'turnye industrii v istorii i sovremennosti: tipy i tekhnologii // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2013. T. XV. № 1 (77). S. 88-103.

10. Astafeva O. N. Sotsiokul'turnye klastery kak model' upravleniya regional'nym razviti-em // Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: modeli i proekty: sb. st. M.: Prospekt, 2017. S. 184-192.

11. Mak-IlrojE. Kul'tura i biznes. Putevoditel' po fandrejzingu. M.: Klassika-XXI, 2010. 156 s.

12. Irhen 1.1. Hudozhestvennoe proektirovanie kul'turnoj sredy v sovremennoj Rossii // Uche-nyj sovet. 2017. № 2. S. 42-48.

13. Remizov V.A., Irhen 1.1. Kul'turnaya politika v sovremennoj Rossii: kontseptual'no-sredo-voj analiz // Voprosy kul'turologii. 2015. № 2. S. 58-63.

14. Suminova T. N. Art-menedzhment: realizatsiya gosudarstvennoj politiki v sfere kul'tury i iskusstva. M.: Akademicheskj Proekt, 2017. 167 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Т. Н. Суминова — д-р филос. наук; tsuminova@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana N. Suminova — Dr. Sci. (Philosophy); tsuminova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.