Научная статья на тему 'Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена'

Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5349
994
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДЮСЕР / PRODUCER / АНТРЕПРЕНЕР / АРТ-МЕНЕДЖЕР / АРТОСФЕРА / АРТ-ИНДУСТРИЯ / ART INDUSTRY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОДЮСЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / PRODUCING SKILLS / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / IMPRESARIO / ART-MANAGER / ART SPHERE / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суминова Т.Н.

В статье с позиций системного подхода исследуются сущность и специфика такого феномена гуманитарного знания, как «продюсер», исторические аспекты возникновения профессии продюсера, а также продюсерства и антрепренерства как разновидностей предпринимательской деятельности в артосфере/арт-индустрии. В статье представлена авторская концепция контента учебного курса «Основы продюсерского мастерства», преподаваемого на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ. В заключение утверждается, что продюсер есть уникальная, целостная личность, синтезирующая различные потенциалы (креативный, менеджерский, личностный и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the term 'producer' is being investigated in the article from the system position. Author investigates historical aspects of producer' profession birth and producership and impresario sphere as varieties of enterprise activities in arts. There is some information about Russian educational institutions where future producers are being taught. The author's conception of Foundation Course of Producing Skills is given in the article. The course book is offered as a guide textbook at the Department of socio-cultural activities in MSUCA. As it is confirmed in the conclusion a producer must be a unique, integrative person who synthesizes different potentials (creative, managing, personal, etc.).

Текст научной работы на тему «Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена»

ферентных участников, способных позиционировать высокий уровень активности и творческой самореализации; обеспечения позитивной самореализа-

ции подростка за счет повышения его поведенческой свободы и готовности к инновационной и социально конструктивной деятельности.

Т. Н. Суминова

ПРОДЮСЕР: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

В статье с позиций системного подхода исследуются сущность и специфика такого феномена гуманитарного знания, как «продюсер», исторические аспекты возникновения профессии продюсера, а также продюсерства и антрепренерства как разновидностей предпринимательской деятельности в артосфере/арт-индустрии. В статье представлена авторская концепция контента учебного курса «Основы продюсерского мастерства», преподаваемого на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ. В заключение утверждается, что продюсер есть уникальная, целостная личность, синтезирующая различные потенциалы (креативный, менеджерский, личностный и т.д.). Ключевые слова: социально-культурная деятельность, продюсер, антрепренер, арт-менеджер, артос-фера, арт-индустрия, предпринимательство, продюсерское мастерство.

The essence of the term 'producer' is being investigated in the article from the system position. Author investigates historical aspects of producer' profession birth and producership and impresario sphere as varieties of enterprise activities in arts. There is some information about Russian educational institutions where future producers are being taught. The author's conception of Foundation Course of Producing Skills is given in the article. The course book is offered as a guide textbook at the Department of socio-cultural activities in MSUCA. As it is confirmed in the conclusion a producer must be a unique, integrative person who synthesizes different potentials (creative, managing, personal, etc.). Keywords: social-cultural activity, producer, impresario, art-manager, art sphere, art industry, enterprise, producing skills.

Современная социокультурная ситуация с ее рыночными условиями бытия и развитием художественного, или арт-рынка, не только выдвигает свои требования к художественному/творческому/креативному процессу, к собственно художнику, но и воздействует на реципиентов/публику/ потребителей/покупателей. Структурируется арт-индустрия, возникает целый ряд частных организаций, детерминирующих новый подход к управлению, предпринимательству и всему прочему, происходящему в сфере художественной культуры, культурной инноватики и т.д. При этом все больше и больше так называемая «массовая» культура «выдавливает» с «рынка» продукцию собственно искусства (артосферы), этой особой

сферы человеческой деятельности, представляющую собой целостную информационную, в том числе коммуникативную, систему.

Это приводит к тому, что современный мир диктует определенные/«конк-ретные» условия существования/бытия как Мастеру/Демиургу/ Семиургу/Ху-дожнику/Артургу, так и создаваемым им текстам произведений. Истинность/ подлинность окружающего мира, адекватность этой объективно данной реальности (в том числе в текстах произ-ведений/арт-продуктах) становятся невостребованными и, более того, абсурдными.

Сверхуспехом пользуется сегодня GLAMOURность - своего рода изысканность (но со смещенным смыслом),

глянец, лоск, «блеск», броскость, зре-лищность, яркость, пестрота и т.д. Именно эти составляющие отражают сущность популярного ныне и под воздействием различных сил стремительно развивающегося шоу-бизнеса как жанровой характеристики прежде всего исполнительских (цирк, театр, музыка и проч.) видов искусства. В связи с этим нам видится, что объективную реальность можно представить как «мир шоу-бизнеса», имеющий и положительные, и отрицательные аспекты, влияющие на генезис культуры в целом и в первую очередь - на художественную культуру.

Собственно тексты художественных произведений все больше становятся только продуктом, «товаром», а наиболее актуальные из них - брэндом, который необходимо репродуцировать, «продвигать в массы», реализовывать. При этом реципиентов можно «окультуривать» «высокохудожественными кошечками» и подобными им «арт-про-дуктами», в значительной мере лишь ими наполняя арт-рынок, что во многом влияет на формирование потребительского спроса, эстетического вкуса, духовного уровня представителей социума. Это, повторимся, обусловливает расширение границ массовой культуры и приводит к отстранению реципиентов от высокого и прекрасного искусства, текстов его произведений.

Это, как и различие применяемых сегодня технологий арт-менеджмента (целостной системы, включающей организацию, контроль, координацию, регулирование, предвидение, активизацию, исследование в сфере художественной культуры и ее квинтэссенции - искусстве) по генерации/продакшну, промоуш-ну, постпромоушну и проч. арт-продук-та, объясняет возникновение определенной социально значимой профессии, связанной с предпринимательством, ибо между художественной культурой - артосферой, ее текстами (как арт-продуктами) и аудиторией/реципиентами все больше ощущается необходи-

мость присутствия посредника.

Необходимость появления профессии продюсера была и ранее, а не только на рубеже XIX и ХХ столетий, когда в мире, да и в России, произошли качественно-количественные, революционные и вместе с тем эволюционные изменения, связанные с процессами индустриализации, урбанизации, демографических взрывов, роста сети железных дорог, появления новых видов транспорта (например, воздушного), развития средств массовой информации, увеличения грамотных людей и т.д.

С нашей точки зрения, совсем не случайно, что именно введение закона об обязательной всеобщей грамотности в Великобритании в 1870 году принято считать точкой отсчета истории «массовой культуры» (напомним, что этот термин ввел в научный и публицистический оборот американский социолог Дуайт Макдональд как перифраз названия известной работы испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета). На фоне зарождения и расцвета производства товаров массового потребления, изобретения кинематографа (1895), как второй важной вехи в истории массовой культуры и прочих прогрессивных событий в мировом сообществе становятся более понятны пути, которые естественным образом привели к глобальным переменам в социуме и определили деформацию, реструктуризацию социокультурной ситуации в целом.

У реципиентов возникла потребность и необходимость в получении определенных арт-продуктов, которые им не мог напрямую «предоставить» определенный художник/ автор/ творец. Поэтому, скажем, в сценических искусствах в качестве посредника между их создателями (по видам искусства) и аудиторией (например, театром, театральным делом и публикой) появился антрепренер (франц. entrepreneur -предприниматель) как «владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия: театра, цирка и пр.» (6,

с. 236). За рубежом сегодня его именуют менеджером (в Англии), импресарио (в Италии), продюсером (в Америке). Но, по сути, антрепренеры существовали с самого начала возникновения профессиональных актерских трупп - сохранился, например, контракт от 1545 года (!), заключенный французским антрепренером Л'Эпероньером с актрисой М. Фере.

Генезис социокультурной ситуации, творческой и предпринимательской деятельности привел к появлению собственно продюсера. При этом подчеркнем, что в различных видах культурной инноватики это происходило по-разному. Так, в кинематографе уже в начале его истории предприниматель исполнял множество «ролей»: покупал киноаппарат и пленку, сам придумывал сюжет, искал объекты для съемок, стоял за камерой и крутил ручку, руководил подготовкой к съемке и... вел бухгалтерию. Имея на руках копию кинофильма, он становился его владельцем и мог выполнять целый ряд иных функций (прокатчика, механика, кассира, рекламщика и др.).

На ранних стадиях развития киноискусства в нем еще не было двух ключевых профессий - режиссера и драматурга (первый только выбирал точку для неподвижной камеры, фиксировавшей на пленку происходящее действо, а во втором вообще не было необходимости, так как создавались исключительно короткие документальные «сценки из жизни»). Фактически лишь в 1896 году, когда продюсер решил, что действие в кадре нуждается в организации, была снята первая в мире игровая кинокартина «Политый поливальщик», с чего собственно и началось становление будущей едва ли не самой важной профессии кинематографа.

С течением времени, в целях лучшей организации и управления кинопроизводством и кинопрокатом, продюсер начал нанимать других помощников -операторов, прокатчиков, киномехани-

ков, кассиров и проч. Самостоятельной профессиональной деятельностью постепенно стало и продюсирование, оставившее за собой «разработку идеи, обеспечение финансирования, наем съемочной группы и аренда технической базы» (5, с. 28).

Позже, когда для получения большей прибыли продюсер стал задумываться и более строго и ответственно подходить к проблемам что и как снимать, возросла значимость такого информационного ресурса, как сценарий, а также его тема, жанр и собственно режиссура. Для этих целей предприимчивые продюсеры стали приглашать к сотрудничеству профессиональных театральных режиссеров, что, естественно, привело к повышению качества кинофильмов. Еще позже продюсером стал контролироваться и монтажный процесс, столь важный для получения конечного продукта.

В этой связи (и относительно России) вспомним, что первым русским предпринимателем отечественного кинематографа считается А. А. Ханжон-ков, воспитавший несколько талантливых продюсеров (среди них: П. И. Чар-дынин, Л. В. Кулешов, В. А. Старевич), которые успешно осуществляли свою деятельность до 1917 года. Следует обратить внимание и на тот факт, что в 1935 году, возвратившись из командировки в американский Голливуд, министр кинематографии Б. З. Шумяцкий высказался о необходимости реорганизации советской кинематографии, которая предполагала реконструкцию и модернизацию кинофабрик. А в качестве одной из ключевых фигур в обновляемом киноделе, по его мысли, должен был стать продюсер, или как тогда говорили - «продуссер» (!) (2).

Важно подчеркнуть, что подобные метаморфозы происходили и с другими видами художественной культуры. Это и приводит нас к мысли о том, что ключевой фигурой в синтетическом процессе креации арт-продукта выступает

именно продюсер, или продьюсер (англ. producer, от лат. produco - произвожу, создаю) (1, с. 36). В том же кинематографе - это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над производством фильма, хотя в роли продюсера могут выступать и известные режиссеры, актеры, сценаристы, создающие собственные кинофильмы. В качестве примера приведем Н. Михалкова, который часто выступает и автором идеи, и продюсером, и сценаристом, и режиссером-постановщиком, и актером собственных фильмов. Чаще всего это положительно влияет на весь творческо-управленчес-кий процесс, поскольку дело держится «в одних руках», что, вероятно, облегчает работу и обеспечивает осуществление корректных действий в ходе создания текста кинопроизведения.

Возвращаясь к самому понятию, вспомним, что в одном словаре терминов, связанных со средствами массовой информации, «producer» переводится как: «1. Продюсер. Лицо, осуществляющее организационно-финансовое и идейно-художественное руководство производством кино- и телевизионных программ; как правило, он осуществляет общий контроль над созданием блока телепрограмм, состоящих из отдельных серий, документальных фильмов с общей тематикой, регулярных программ новостей или развлекательных программ. 2. Спонсор. 3. Директор (фильма). 4. Режиссер-постановщик. 5. Лицо или компания, занимающиеся упаковкой книг для их сбыта. 6. Рекламное агентство, занимающееся подготовкой рекламных сообщений» (3, с. 227).

В то же время в «Англо-русском словаре» продюсер - это: «1) производитель, поставщик, изготовитель, 2) режиссер-постановщик, 3) амер. хозяин или директор театра; владелец киностудии» (4, с. 555). Трудно не согласиться с первой характеристикой, поскольку продюсер производит разовый про-

ект, то есть реализует единожды возникшую идею создания того или иного арт-текста.

Отсюда получается, что профессия продюсера как будто тесно соприкасается и с профессией менеджера, о чем свидетельствует и некоторое пересечение/сегментирование соответствующих профессиограмм по реализуемым в российской высшей школе специальностям. Но, как показывает действительность, а также анализ сущности и специфики деятельности подготавливаемых профессионалов, функционирование продюсера представляется более содержательным, чем арт-менеджера. Это объясняется тем, что собственно продюсер (как, впрочем, и арт-менеджер) должен рассматривать (и рассматривает) культуру (тем более, искусство, то есть артосферу!) как целостный и стратегический ресурс/капитал развития социума, осознавать необходимость повышения содержательности, идейности, духовности создаваемых при его участии текстов арт-продуктов, не только призванных отражать окружающую действительность/реальность, но и пытающихся изменить ее в лучшую сторону. Вместе с тем и именно в современном мире создание, использование и трансляция текстов произведений/арт-про-дуктов - информационных ресурсов различных видов артосферы - могут и должны приносить действенную прибыль (как, собственно, и любая предпринимательская деятельность), что является ключевым моментом бытия сегодняшних представителей многих социальных страт, в том числе и продюсеров.

Вот почему, окончательно утвердившись в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков, эта профессия стала носить здесь почти культовый характер. Подчеркивая важность «препарирования» данного феномена объективной реальности, мы полагаем, что по своей сути продюсер является бизнесменом, способным оценить потребности арт-рынка, понять его пер-

спективы и, взяв на себя и созданную им компанию ответственность за финансирование, продакшн, промоушн арт-про-дукта, получить в результате соответствующую прибыль. Именно с этой целью он формирует команду специалистов различных блоков (юридический, финансовый, управленческий, креативный/творческий, технический) деятельности, осуществляет генерацию идеи, разработку и реализацию арт-проекта.

При столь разнообразных характеристиках рассматриваемой профессии становятся понятны те проблемы, которые возникают при подготовке соответствующих специалистов. Сегодня целый ряд различных вузов России предлагают получить эту модную, многогранную и заманчивую профессию, хотя официально Государственный стандарт специальности был утвержден Министерством образования лишь в 2002/03 учебном году.

Естественно, что продюсерами не рождаются, ими становятся. Но если за рубежом собственно шоу-бизнес имеет давнюю историю развития (вследствие чего там нет пиратства и коррупции, разработаны стандарты, шаблоны, матрицы, по которым функционируют учебные заведения, занимающиеся подготовкой продюсеров именно шоу-бизнеса как жанра музыкального, театрального, циркового, то есть эстрадного искусства в целом), то мы, по сути дела, находимся лишь в начале пути.

Но любопытно, что еще в 1931 году в Москве при Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (впервые в Европе!) появился директорский факультет, предназначавшийся для подготовки театральных управленцев. Просуществовав до 1939 года, он затем вновь возник в 1974 году, когда на театроведческом факультете того же вуза появилось отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра. С 1992 года там же (но уже в Российской академии театрального искусства) дей-

ствует первый и едва ли не единственный в стране факультет, специализирующийся на менеджменте сценических искусств - продюсерский факультет.

В Школе-студии МхАт им. В. И. Немировича-Данченко реализуется специальность «Театроведение», которая предполагает, что выпускники могут работать на административных должностях в театрах, концертных и цирковых организациях и т.д. Во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова с 2003 года ведется подготовка по специальности «Продюсер кино и телевидения». Продюсерский факультет есть и в Московском институте рекламы, туризма и шоу-бизнеса, Экономическом бизнес-колледже Департамента профессионального образования г. Москвы, Университете бизнеса и искусства, а также Государственном университете управления. Подготовка квалифицированных кадров для работы в теле- и радиопроизводстве организована на факультете менеджмента и про-дюсерского мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. В Институте экономики и управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения также имеется кафедра продюсерства и т.д. Отметим, что во всех этих вузах готовят профессионально-ориентированных продюсеров в узком ключе (только кино и телевидения, только театра, только музыкального шоу-бизнеса).

Продюсеров готовит и факультет социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. Читаемый на кафедре культурно-досуговой деятельности учебный курс «Основы про-дюсерского мастерства» (авт. программы А. Д. Жарков (М., 2004)) ориентирован на практическое овладение студентами знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущих продюсеров-постановщиков художественно-

публицистических, шоу-программ, технологий индустрии досуга, способных осуществить проект от идеи, замысла до его воплощения.

Представляется весьма важным обеспечение серьезной теоретической подготовки специалистов социально-культурной сферы (в том числе продюсеров), построенной и на философско-культурологической основе. Еще В. И. Ленин (пусть и применительно к революционной практике) утверждал, что «нет ничего практичнее хорошей теории», а по мысли Гегеля — «если практика не соответствует теории, тем хуже для практики» (!).

Будущий продюсер, безусловно, должен обладать широчайшим спектром знаний, связанных с историей и теорией художественной культуры (артос-феры) и различных ее видов, жанров, разбираться в экономических и юридических вопросах, менеджменте, маркетинге, их технологиях и т.д. Но самое важное для него, с нашей точки зрения, быть духовно богатой, креативной, предприимчивой личностью, способной генерировать разнообразные идеи, находящие воплощение в арт-продуктах, быть идеологом арт-проектов, обладать художественным вкусом, разбираться в тонкостях творческого/инновативного процесса по созданию текста художественного произведения, уметь подбирать людей, иметь талант и коммерческую «жилку», без которой нелегко жить в современном «шоу-мире».

Вот почему в процессе обучения и преподавания учебного курса «Основы продюсерского мастерства» (VI семестр) на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета СКД МГУКИ нами разработан и используется новый — концептуально иной — авторский подход. Он заключается в том, что содержит более широкую трактовку собственно понятий «продюсер», «продюсирование», отражая их сущность и специфику в современной социокультурной реальности.

При этом раскрываются указанные теоретико-методологические основы продюсирования как особой области деятельности, даются методические знания, прививаются умения и навыки креативных технологий генерации (про-дакшн) арт-проекта как информационного ресурса, продвижения (промоушн и постпромоушн) или «раскрутки» конкретного арт-продукта в динамично меняющихся рыночных условиях профессиональной деятельности; формируются знания финансово-экономических, нормативно-правовых основ продюси-рования.

Указанная учебная программа включает разделы, раскрывающие историю, генезис, сущность, специфику и другие теоретические и технологические основы продюсирования, помогающие усвоению междисциплинарных знаний на стыке философии, культурологии, семиотики, психологии, искусствоведения, экономики, права, информа-циологии и др. И это является принципиально важным моментом в подготовке и менеджеров социально-культурной деятельности, и арт-менеджеров, и собственно продюсеров, поскольку именно в широте охвата и глубине постигаемой учебной дисциплины заключается современная фундаментальная подготовка обозначенных представителей социально-культурной сферы.

На сегодня ясно, что без продюсера как некой «системы» (профессии и собственно социокультурного феномена) существование в различных сферах человеческой деятельности, а тем более, в артосфере (художественной культуре и ее квинтэссенции — искусстве) представляется достаточно затруднительным, несовременным, а нередко и просто невозможным.

Мы утверждаем, что современный мир как целостный, информационный и удивительно сложный «мир шоу-бизнеса» сам генерирует и трансформирует широчайший спектр разнообразных личностей, должностей и профессий.

Наиболее существенной и ключевой среди них нам видится поливариативная, полисмысловая информационная «емкость» - продюсер как уникальная,

целостная личность, синтезирующая различные «заряды»/потенциалы (кре-ативный/инновативный/творческий, менеджерский, личностный и проч.).

Примечания

1. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 21.

2. Косинова М. И. История кинопродюсерства в России: учебное пособие / М. И. Ко-синова; под ред. В. И. Фомина. - М.-Рязань: Узорочье, 2004. - 332 с.

3. Курьянов Е. И. Англо-русский словарь по средствам массовой информации (с толкованиями): около 12000 терминов / Е. И. Курьянов. - М.: Моск.междунар. школа переводчиков, 1993.

4. Мюллер В. К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер. - 23-е изд., стереотипное. - М.: Русский язык, 1990.

5. Основы продюсерства: Аудиовизуальная сфера: [учебник для студ-тов вузов, обучающихся по специальностям в области кино и телевидения] / под ред. Г. П. Иванова, П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Театральная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред С. С. Мокульский. - М.: Сов. энциклопедия, 1961. - Т. 1.

«5

_Социально-культурная деятельность_

Исследования молодых ученых

М. В. Майборода

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАЗДНИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

В статье рассматривается понимание праздника как социально-педагогического явления, выявляется его сущность с позиций технологического, системного и семантико-семи-отического подходов. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, понятие «праздник»; подходы: технологический, системный, семантико-семиотический; метод расчленения праздничной площадки; праздничные эпизоды; логические конструкты; фазы праздника; соционормативная система; система ценностей; поведенческие стандарты; семиотика; символы-смыслы.

Holiday as a social pedagogical phenomenon is being discovered in the article. Its essence is shown through technological systematic and semantical and semiotic approaches. Keywords: social-cultural activity, concept «holiday»; approaches: technological, systematic; semantiko-semiotics; a method of a partition of a celebratory platform; celebratory episodes; logic constructions; holiday phases; social system; system of values; behavioral standards; semiotics; symbols-senses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.