АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
Татьяна Николаевна СУМИНОВА,
доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности МГУКИ tsuminova@yandex.ru
В статье с позиций системного подхода представлено авторское определение арт-менеджмента как концепта современного гуманитарного знания и бизнес-реальности, а также отражена его сущность и специфика.
Т.Н. Суминовой изложена авторская концепция и контент учебного курса «Арт-менеджмент», преподаваемого ею в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: арт-менеджмент, арт-менеджер, организатор бизнес-деятельности, продюсер, агент, арт-дилер, импресарио, антрепренер, артосфера, арт-индустрия, информационные ресурсы, Текст художественной культуры, социокультурная бизнес-реальность, арт-бизнес, арт-рынок, предпринимательство в сфере искусства.
In the article from a systems perspective presents the author's definition of art management as a concept of modern humanitarian knowledge and business reality and reflects its essence and specificity.
T.N. Suminova shows the author's concept and content of the training course «Art-management», taught by her in the Moscow state University of culture and arts in the Department of management of socio-cultural activities of the faculty of Socio-cultural activities.
Key words: art-management, an art-manager, organizer of the business-activity, producer, agent, art dealer, impresario, entrepreneur, art-sphere, art-industry, information resources, Art-Text, sociocultural business reality, art-business, art-market, entrepreneurship in the sphere of art.
Сегодня в России в условиях интенсивно набирающей обороты рыночной экономики достаточно существенным видится осознание значимости менеджмента и предпринимательства во всех сферах жизнедеятельности, но особенно в сфере искусства, поскольку четкая, эффективная и конкурентоспособная энергия интеллектуального ресурса / капитала менеджеров, предпринимателей, бизнесменов способствует развитию названной сферы человеческой активности, пребывающей в современной эпохе перемен.
В этой связи актуальным является и общественный интерес к профессиональному образованию, связанному с менеджментом и предпринимательством в сфере искусства. Это детерминирует развитие деятельности профильных вузов, их выход на качественно новый уровень преподавания и подготовки студентов с учетом как современных технологий обучения, так и потребностей / запросов рынка и находящихся в таковом организаций / структур / фирм к соответствующим специалистам, знания, умения и навыки которых важны для осуществления конкретных задач и решения возникающих проблем.
При этом важным видится раскрытие сущности и выявление специфики арт-менеджмента как социокультурного концепта бизнес-реальности, а также уточнение контента учебной дисциплины с данным названием, которая читается автором статьи в Московском государственном университете культуры и искусств
на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета СКД.
Актуальность рассматриваемых вопросов детерминируется и тем, что современная рыночная экономика как российская, так и мировая (в нашем случае - в сфере культуры и искусства) требует подготовки и развития интеллектуального ресурса / капитала - высококвалифицированных, высокодуховных управленцев, администраторов, организаторов бизнес-деятельности - арт-менеджеров, чья профессиональная активность ориентирована на создание качественного арт-продукта, способствующего генерации и / или возрождению светлого начала, то есть духовной чистоты, в реципиенте / потребителе / покупателе.
Для нас представляется значимым, что именно возникновение Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (А1МАС) в конце 1990-х годов способствовало официальному провозглашению в мировом сообществе появления арт-менеджмента, или менеджмента в сфере искусства, как нового дисциплинарного направления. При этом результаты пятой конференции (Хельсинки), проводимой названной ассоциацией, могут выступать в качестве знака того, что арт-менеджмент уже заявил о своей независимости от экономики культуры.
Кроме того, отметим, что издание с конца 1998 года первого международного журнала, посвященного арт-менеджменту (УАМ), еще больше «узаконило» арт-менеджмент с практической (управленческой) и научной позиций, внесло существенный вклад в развитие данного направления и стало еще одним стимулом для развития собственно арт-менеджмента (5).
Арт-менеджмент нередко понимается как артистический менеджмент, то есть «профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы)» (8. С. 22).
Схожее по смыслу определение, но только относительно менеджмента шоу-бизнеса, приводит в своей книге «Политика - вершина шоу-бизнеса» известный российский продюсер, доктор искусствоведения, профессор Международной академии наук и искусств И.Пригожин. По его мнению, менеджмент шоу-бизнеса - «это область знания, помогающая осуществить функцию руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в шоу-бизнесе» (10. С. 56-57).
Главными задачами именно артистического менеджмента, как справедливо считает И.Пригожин, является: «поиск талантливых исполнителей-артистов, организация их творческой деятельности: подбор репертуара, поиск инвестора, создание сценического имиджа, планирование карьеры» (10. С. 81).
Однако мы полагаем, что для полноценного, подлинного восприятия и понимания специфики деятельности арт-менеджера как управленца, «ограничение» трактовки арт-менеджмента только сферой шоу-бизнеса как российской музыкальной индустрией, либо лишь исполнительскими видами искусства, либо процессами управления артистами (в узком понимании этого слова) является недостаточным. Подобное «видение» представляет собой лишь одну из составляющих арт-менеджмента и не позволяет создать целостную «картину» данного феномена как такового. Поэтому мы утверждаем, что в процессе подготовки специалистов-управленцев социально-культурной деятельности, или конкретнее
- в сфере искусства, логично исходить из более широкой трактовки концепта «арт-менеджмент».
«Препарируя» этот феномен современного гуманитарного знания и социокультурной бизнес-реальности, подчеркнем, что главенствующим в данном словосочетании, безусловно, является его первая составляющая - «арт». Именно она детерминирует основную смысловую нагрузку данного синтетического понятия и способствует не латентной, а явной «ориентации» как сегодняшних, так и будущих специалистов соответствующей сферы деятельности в социуме.
Итак, собственно «арт» (от англ. art) есть искусство (то, что древние греки называли «технэ»), в широком смысле понимаемое как: 1) художественное творчество в целом со всем спектром вариативных видов искусства, пространственные (графика (искусство рисунка и печатная графика), живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство), временные (литература (художественная), музыка), пространственно-временные (танец, театр, цирк, кино-, видео-, теле-, радиоискусства, компьютерные искусства (компьютерная графика, интерактивный компьютерный перформанс, компьютерная музыка, компьютерная анимация)), 2) квинтэссенция художественной культуры.
Известно, что герменевтика как теория и методология истолкования («понимания») текстов (в том числе слов) позволяет наиболее полно представлять то или иное явление (в данном случае - феномен культуры). Но при этом нельзя забывать, что художественная культура существует как определенная система различных видов искусства, которые, благодаря информационной доминанте ноосферы, находятся в тесной взаимосвязи, хотя и подчиняются собственным, характерным для каждого из них специфическим законам.
Исходя из этого арт-менеджерам необходимо понимать, что художественная культура, или искусство, образует собой особую сферу - артосферу, которая есть «космическая проекция художественно-творческой деятельности (или художественной культуры)» (Ю. Борев) и, имея пластичный характер, представляет своего рода «мостик» от социосферы (космической проекции деятельности людей, создающей как оппозицию «человек - природа», так и рукотворную «вторую природу», а также историческое движение человечества) к когитосфере (космической проекции концептуально-мыслительной деятельности человека и ее продуктов, полю духовности, охватывающему собой Землю и околоземное пространство и взаимодействующему со всеми другими сферами).
Артосфера наряду с указанными (социо- и когито-), а также с гео- и биосферами, образует ноосферу - целостную сферу разума. При этом все они либо стремятся к гармоничному взаимодействию между собой, либо уже находятся в подобном состоянии (9). Но именно в артосфере, или ее качественно-количественном состоянии в рыночной экономике - арт-индустрии, представители различных творческих и нетворческих специальностей генерируют и фиксируют многочисленные и вариативные тексты, документы, культурные формы, информационные ресурсы, артефакты, или арт-продукты, арт-проекты и т.д. как результаты интеллектуальной деятельности, объекты авторского права и смежных прав. Понятно, что в каждом виде искусства имеются определенные технологии креации / продакшна текстов произведений, обладающие определенной спецификой. Это определяет возникновение тех или иных арт-продуктов / услуг и проблем, связанных с их восприятием, исполнением, интерпретацией, продвижением на рынок и т.д.
Отметим, что Текст художественной культуры (артосферы) как целостный спектр информационных ресурсов имеет определенную морфологическую «лестницу»: 1) собственно художественная, в том числе подготовительная информация, или авантекст, или генетическое досье, или метатекст, или контекст; 2) биографическая информация; 3) искусствоведческая информация; 4) информационно-вспомогательные материалы (на традиционном, нетрадиционном, в том числе электронном, носителях). Более полно вопросы специфики деятельности мастеров искусств по созданию этих информационных объектов артосферы рассмотрены в одной из монографий Т.Н. Суминовой (11). Очередными содержательными «пластами» информационных ресурсов артосферы, которые, безусловно, напрямую связаны с созданием того или иного текста художественного произведения, или арт-продукта, но не являются художественной ценностью, выступают: нормативно-правовая, финансово-экономическая и организационно-управленческая документации.
Исходя из этого мы полагаем, что только знание, использование и собственно менеджмент всего спектра информационных ресурсов художественной культуры позволит арт-менеджеру стать «продвинутым» и квалифицированным, сделает его компетентным. Однако арт-менеджерам как организаторам бизнес-деятельности в сфере искусства необходимо разбираться не только в видах искусства (как сердцевине художественной культуры (артосферы)), но и в специфике и технологических процессах / алгоритмах создания / продакшна многочисленных культурных форм, документов, проектов, информационных объектов данной сферы человеческой деятельности. Ведь без знания сущности артосферы / арт-индустрии и ее информационной (и не только!) составляющей невозможен квалифицированный подход к пониманию собственно творческого / креативного / инновативного пути автора/художника/творца, реализующего идею и воплощающую ее в конкретном материале, т.е. самоменеджмента художника, а также дальнейшему процессу «продвижения» текста произведения как арт-проекта / арт-продукта на арт-рынок.
Кроме того, арт-менеджер должен помнить, что художественная культура (артос-фера / арт-индустрия) - это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры любой локальной и мировой цивилизации. Тем более, что, находясь в информационном пространстве с огромным спектром различных технологий (маркетинговых (фандрейзинг, реклама, PR, промоушн), информационных и т.д.), художественная культура (артосфера / арт-индустрия), согласно проведенному нами исследованию (12), представляется яркой, целостной, гармоничной информационной системой. Именно в ней происходят разнообразные инновативные процессы генерации арт-продуктов, арт-услуг, которые на различных этапах своего возникновения «требуют» действий, связанных с деятельностью специалистов в сфере менеджмента, маркетинга, продюсирования - а именно «раскрутки», промоушна и т.д.
Таким образом, рассмотрение различного рода проблем, связанных с арт-менеджментом, безусловно, логично начинать с уточнения исторических основ возникновения той или иной составляющей (вида) артосферы. Это обусловливается тем, что для всех без исключения исторических периодов, а тем более культур, стран и цивилизаций, характерны те или иные аспекты генезиса и развития арт-менеджмента как такового. Все это находило, находит и будет находить наиболее яркое отражение и воплощение в информационных объектах, ресурсах, культурных формах, артефактах, арт-проектах и проч., генерированных представителями различных видов артосферы / арт-индустрии.
В разные времена процессы управления в сфере художественной культуры (артосфере / арт-индустрии) обладали, обладают и будут обладать определенной спецификой, что, в свою очередь, детерминирует особенности подготовки специалистов, занятых этим видом деятельности. Отметим, что сегодня уже мало кто полагается в своем деле/бизнесе лишь на интуицию и удачу, которые, впрочем, несомненно, также являются важными составляющими успеха как движения в большей степени вперед. Но все-таки благополучие любой организации, да и конкретной персоны есть результат продуманной деятельности как руководства и персонала команды, так и собственного менеджмента, то есть самоменеджмента.
Это подчеркивает тот факт, что в современном мире именно научный менеджмент позволяет различным администраторам (тем более, арт-менеджерам) иметь корректное теоретическое понимание функции процесса управления и способствует на практике разработке и воплощению «в жизнь» принципов и различного рода рекомендаций для все более «продвинутой» и усложняющейся деятельности в условиях подвижного рынка (в нашем случае - художественного, или арт-рынка).
В этой связи не случайно, что собственно учебная дисциплина «Арт-менеджмент» (как одна из профилирующих в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, в том числе арт-менеджеров) преподается в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета СКД в VII семестре, когда будущими специалистами уже прослушан целый ряд учебных курсов (например, «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Теория и практика социокультурного менеджмента», «Основы маркетинга», «История искусств» и др.). К этому времени студенты уже обладают определенными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими им соотносить ряд составляющих контента указанного учебного курса с общими требованиями к итоговой подготовке выпускника.
Это побуждает преподавателей в наибольшей степени активизировать познавательную и самостоятельную деятельность студентов в образовательном процессе, что является сегодня одной из важнейших задач высшей школы. Грамотно и корректно продуманные дидактические приемы позволяют студентам «закрепить» уже известный им материал, получить новую «порцию» знаний, а также (посредством различных заданий) «проникнуться» будущей практической деятельностью в качестве специалиста социокультурной сферы.
В этой связи заметим, что сегодня (кроме статей и тезисов) в различных вузах страны и за рубежом издано несколько учебных работ по арт-менеджменту, выполненных для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность». Так, например, сущность арт-менеджмента и профессиональное назначение деятельности арт-менеджера в контексте подготовки менеджеров социально-культурной деятельности отражены в учебнике В.В. и В.М. Чижиковых «Теория и практика социокультурного менеджмента» (13. С. 271-273); история становления и развитие арт-менеджмента в России, сущность и основные направления деятельности арт-менеджеров по созданию арт-фирмы, творческого проекта, фан-драйзинговая деятельность и охрана авторских прав раскрыты в учебном пособии Г.Н. Новиковой (8); основам арт-менеджмента как «инновационному управлению в сфере культуры и искусства», и «прежде всего, менеджменту исполнительных
искусств» (4. С. 10) посвящено учебное пособие Е.И. Ждановой, подготовленное для студентов специализации «Менеджмент туризма»; проблемам развития арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры Беларуси посвящено учебное пособие, вышедшее под редакцией Н.И. Аксютика и Е.А. Макаровой (1); арт-менеджмент в системе современной науки об управлении представлен в конспекте лекций Н.А. Баховой (2); теория и технологии арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере культуры и искусства раскрыты в учебно-методическом пособии Е.А. Макаровой (7); теоретические основы профессиональной деятельности арт-менеджера и современные требования к таковой изложены в учебном пособии И.В. Кузнецовой (6).
Подчеркнем, что именно рыночные условия бытования современного постпостиндустриального социума способствуют осознанному пониманию того, что приобретение способности самостоятельно принимать решения бизнес-проблем требует определенных знаний, умений, навыков, нового экономического мышления, ориентации на ценности и идеалы демократического общества, отечественной и зарубежной культуры. Отсюда становится понятно, что именно арт-менеджмент представляет собой одно из достижений арт-рынка, маркетинга. Он есть самостоятельная область знаний, синтезирующая науку, специализированный вид человеческой активности, опыт, методы и формы управления, организационно-управленческое искусство, модернизацию, инновации, креатив.
Неслучайно, на наш взгляд, справедливо мнение Ф. Колбера и И. Эврара, что арт-менеджмент - это «наука третьего тысячелетия» (5), одно из фундаментальных научных направлений и, естественно, сфера человеческой деятельности.
Мы полагаем, что арт-менеджмент, кроме приведенных определений, - это 1) искусство (т.е. высокая степень умения и мастерства) управлять искусством (в узком понимании этого слова, то есть изобразительным искусством, либо пространственными видами искусства, либо в широком понимании - сферой искусства); 2) социокультурный и (в соответствии с рыночным состоянием экономики) экономический институт, существенно влияющий на развитие артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса, предпринимательскую, политическую и иные виды деятельности, образ бытия / образ мира коммуникативной системы, объединяющей художника / мастера, собственно произведение / проект и реципиента / публику / аудиторию; 3) элемент (объект / субъект) социокультурной структуры, культурной инноватики, исторической формы организации и регулирования художественной жизни / арт-мира, определенной совокупности учреждений и организаций / институций, совокупности социальных норм и культурных образцов, формы социокультурного поведения в ноосфере в информационного Универсума, в частности, в артосфере / арт-индустрии / арт-бизнесе; 4) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами в сфере искусства; 5) науку, имеющую объект, предмет, совокупность концепций, теорий, принципы, проблемы и методы их решения; 6) учебную дисциплину, находящуюся в системе таких дисциплин, как «Теория и практика социально-культурного менеджмента», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Основы про-дюсерского мастерства», «Технологии арт-менеджмента», «Основы и структура арт-индустрии», «Интеллектуальная собственность и авторское право в сфере культуры», «Основы шоу-бизнеса», «Управление проектами в шоу-бизнесе», «Технологии выставочной деятельности», «Философия», «Философия культу-
ры», «Теория культуры», «История культуры», «Искусствоведение», «Этика», «Эстетика», «Культурология», «Социология управления», «Маркетинг», «Социология организации», «Социология труда», «Социология экономики», «Связи с общественностью», «Реклама», «Психология управления», «Семиотика», «Информациология», «Экономика культуры» и т.д.; 7) деятельность, базирующуюся на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией сферы искусства, соответствующую социокультурным условиям, а также экономико-правовой реальности; 8) совокупность лиц, занятых организацией управленческого труда в сфере частного / коммерческого и / или государственного арт-бизнеса (например, продюсеры, агенты, арт-дилеры и т.п.), и выполняющих определенные роли, функции, и т.д.; 9) организационно-маркетинговое поведение, осуществляющее взаимосвязь управленческих, маркетинговых, экономических, политических и социокультурных процессов в «жизни» арт-проекта (при этом роли арт-менеджера как управленца/руководителя генерируются с ролями предпринимателя, бизнесмена, коммерсанта, спонсора и других, то есть таковой может выступать в качестве антрепренера, импресарио, агента, продюсера, директора и т.д.); 10) организационное, руководящее и исполнительское искусство, требующее не только знаний и опыта, но и авантюризма, интуиции, умения воспринимать и использовать существующие на арт-рынке потребности, то есть спрос, стандарты качества и художественного вкуса; 11) особый тип управления организацией в сфере искусства в рыночной системе хозяйствования и т.д.
Нам импонирует то обстоятельство, что собственно арт-менеджмент в понимании зарубежных исследователей есть не просто совокупность технических процедур и методов, а особая субкультура, наполненная своими ценностями, нормами и законами.
Однако слепое копирование и использование западных теорий и технологических алгоритмов арт-менеджмента без учета специфики российской действительности и философии управления, естественно, не сможет принести реальных положительных результатов. Ведь Россия есть Россия! Тем более что арт-менеджмент - это, как мы утверждаем, прежде всего, философия и культура управления в ар-тосфере, или в арт-индустрии как ее современной качественно-количественной характеристике, или состоянии.
Важно подчеркнуть, что основной задачей арт-менеджмента сегодня является и то, что информация, знания, опыт, инновации должны трансформироваться в производительную силу. Именно это позволит обеспечить бытие и успех любой организационной структуры артосферы / арт-индустрии (например, галереи, музея, библиотеки как просветительского и информационного центра, театра, киноконцертного зала, продюсерского центра, PR-агентства и проч.) на художественном рынке / арт-рынке, интегрированном в глокальное (синтез глобального и локального) арт-пространство.
Арт-менеджмент наитеснейшим образом связан и оказывает сильнейшее воздействие на общий менеджмент; стратегический менеджмент и его составляющие - проектный и инновационный; управление трудовыми ресурсами; финансы и бухгалтерию; маркетинг. Кроме того, арт-менеджмент «пронизывает» все сферы и виды деятельности, поскольку является «синтезирующим» элементом в реализации арт-проекта.
Мы утверждаем, что арт-менеджмент как удивительно яркий феномен, концепт современного гуманитарного знания и социокультурной бизнес-реальности есть целостная совокупность гармоничного синтеза и использования различных принципов, подходов и моделей управления для решения разного уровня креативных и бизнес-задач, приводящих к успеху (получение наибольшей прибыли при наименьших затратах) в артосфере (то есть в сфере художественной культуры и искусстве как ее квинтэссенции) и/или арт-индустрии как ее качественно-количественном варианте бытия в условиях рыночной экономики.
Ключевой задачей менеджмента, а также арт-менеджмента была, есть и будет необходимость обеспечить совместную работу людей через единые цели и общие ценности, сформировав для этого наиболее подходящую структуру организации и создав «такие условия для обучения и повышения квалификации работников, которые позволят им эффективно выполнять свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды» (3. С. 20).
«Препарирование» и представление арт-менеджмента с позиций различных наук (философия, культурология, семиотика, экономика, юриспруденция, социология, психология, этика, эстетика, информациология и др.) позволят исследователям и будущим арт-менеджерам наиболее полно рассмотреть и постичь, во-первых, все грани этого полисмыслового концепта, а, во-вторых, освоить весь спектр технологических алгоритмов, используемых для осуществления социокультурной, бизнес-деятельности и генерации арт-пространства в информационном, стремящемся к гармонии Универсуме.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в контексте генезиса постпостиндустриального общества в процессе преподавания дисциплины «Арт-менеджмент», обладающей присущей ей спецификой и зависящей от сферы применения принципов управления - артосферы (сферы художественной культуры, и искусства как ее сердцевины), необходимо использовать междисциплинарный подход. Это поможет как исследователю, так и специалисту постичь целостную сущность арт-менеджмента, управляющего различными инструментами маркетинга, влияющими на процессы создания / креации / продакшна, продвижения / промоушна, дистри-бьюции и продажи арт-продукта, арт-услуги как товара на арт-рынке. В целом, все это будет способствовать формированию арт-менеджера - «продвинутого» в профессиональном отношении специалиста социально-культурной сферы как интеллектуального ресурса / капитала, стремящегося к генерации, освоению, популяризации и продвижению бескрайних просторов Текста артосферы, объединяющего вариативные информационные ресурсы.
Список источников
1. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры: Учебное пособие / Н.И. Аксютик, Е.А.Макарова (ред.); Белорус.гос.ун-т культуры и искусств. - Минск, 2008. - 147 с.
2. Бахова, Н.А. Конспект лекций по дисциплине «Арт-менеджмент» / Н.А. Бахо-ва. - Красноярск: Гуманитарный институт Сибирского федерального университета, 2010. - 75 с.
3. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / Питер Ф. Друкер; Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006. - 432 с.
4. Жданова, Е.И. Основы арт-менеджмента: учебное пособие / Е.И. Жданова. -М.: МГУКИ, 2008. - 116 с.
5. Колбер, Ф. Арт-менеджмент - наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эв-рар //Арт-менеджмент. - М., 2002. - № 3. - С. 3-10.
6. Кузнецова, И.В. Арт-менеджмент: учебное пособие для студентов отделений очного и заочного обучения, специальность 07.14.01 «Социально-культурная деятельность» /И.В.Кузнецова. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. - 167 с.
7. Макарова, Е.А. Теория и технологии арт-менеджмента: учебно-методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная» / Е.А. Макарова (авт.-сост.). - Минск: Институт современных знаний имени А.М. Широкова, 2010. URL: http: //revolution.allbest.ru/management/00232865_5.html (дата обращения: 20.05.2013).
8. Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Г.Н. Новикова.-М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. - 178 с.
9. Подробнее см.: Суминова, Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии /Т.Н. Суминова. -М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.: ил. - (Технологии культуры).
10. Пригожин, И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. - М.: ООО «Алкигамма», 2001. - 320 с.: ил.
11. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артос-феры) / Т.Н. Суминова. - М.: Академический Проект, 2006. - 480 с.: ил. - (Технологии культуры).
12. Суминова, Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) / Т.Н. Суминова. - М.: Академический Проект, 2006. - 383 с. - (Технологии культуры).
13. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.В. Чижиков и В.М. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2008. - 608 с.