Научная статья на тему 'Арт-менеджмент как социокультурный концепт'

Арт-менеджмент как социокультурный концепт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3210
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / АРТ-МЕНЕДЖЕР / АРТОСФЕРА / АРТ-ИНДУСТРИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ХАОСМОС / SOCIO-CULTURAL CHAOSMOS / ART-MANAGEMENT / AN ART-MANAGER / ART-SPHERE / ART-INDUSTRY / ART-TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

В статье с позиций системного подхода представлено теоретическое обоснование сущности и отражена специфика такого концепта социокультурного хаосмоса, как «арт-менеджмент». Т.Н. Суминовой изложена авторская концепция и контент учебного курса «Арт-менеджмент», преподаваемого ею в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета СКД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical essence and peculiarity of the socio-cultural chaosmos's concept «art-management» is being investigated in the article from the system position. T.N. Suminova's conception and content of Art-management as a course at the Department of socio-cultural activities in MSUCA is given in the article.

Текст научной работы на тему «Арт-менеджмент как социокультурный концепт»

Социально-культурная деятельность 117

Ежегодные объемы финансирования социально-культурной программы за счет средств республиканского бюджета уточнялись по результатам рассмотрения бюджетных заявок республиканских органов исполнительской власти и организаций в установленном порядке. Финансирование расходов республиканских органов исполнительской власти и организаций, связанных с реализацией социально-культурной программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность республиканских органов исполнительной власти - исполнителей Программы, и предусматривалось в их смете.

Описание ожидаемых результатов -

важнейшая составляющая. Результаты социально-культурного проекта - это то, что предполагается достичь, воплотив проект в жизнь. По объёму этот раздел лаконичен, так как, по существу, результатом каждого грамотного, обоснованного проекта является достижение его педагогической цели и задачи.

Оценка результативности реализации социально-культурного проекта осуществлялась на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными (субъективными) и количественными (объективными) параметрами.

Примечания

1. Аитов, Н. А. Социальное развитие городов: сущность и перспективы / Н.А. Аитов. - М.: Знание, 1979.

2. Сигов, В. И. Региональная экономика, управление, планирование / В.И. Сигов. - Л., 1982.

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ

Т. Н. Суминова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье с позиций системного подхода представлено теоретическое обоснование сущности и отражена специфика такого концепта социокультурного хаосмоса, как «арт-менеджмент».

Т.Н. Суминовой изложена авторская концепция и контент учебного курса «Арт-менеджмент», преподаваемого ею в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета СКД.

Ключевые слова: арт-менеджмент, арт-менеджер, артосфера, арт-индустрия, информационные ресурсы, Текст художественной культуры, социокультурный хаосмос.

The theoretical essence and peculiarity of the socio-cultural chaosmos's concept «art-management» is being investigated in the article from the system position.

T.N. Suminova's conception and content of Art-management as a course at the Department of socio-cultural activities in MSUCA is given in the article.

Key words: art-management, an art-manager, art-sphere, art-industry, information resources, Art-Text, socio-cultural chaosmos.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 117-123

В контексте развития гуманитарного знания информационного постиндустриального социума, социокультурной реальности как некоего хаосмоса, а также в целях повышения компетентности и конкурентоспособности уже действующих на рынке труда и подготавливаемых специалистов для сферы культуры и искусства, весьма актуальным представляется обращение внимания на концепт «арт-менеджмент». При этом важным видится раскрытие сущности и выявление специфики данного феномена, а также уточнение контента учебной дисциплины с таким названием, которая читается автором статьи в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета СКД.

Актуальность рассматриваемых вопросов детерминируется и тем, что современная рыночная экономика, как российская, так и мировая (в нашем случае - в сфере культуры и искусства), требует подготовки и развития интеллектуального ресурса/капитала - высококвалифицированных, высокодуховных управленцев, администраторов, организаторов бизнес-деятельности - арт-менеджеров, чья профессиональная активность ориентирована на создание качественного арт-продукта, способствующего генерации и/или возрождению светлого начала, то есть духовной чистоты, в реципиенте/потребителе/покупателе.

Для нас представляется значимым, что именно возникновение Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (А1МАС) в конце 1990-х годов способствовало официальному провозглашению в мировом сообществе появления арт-менеджмента, или менеджмента в сфере искусства, как нового дисциплинарного направления. При этом результаты пятой конференции (г. Хельсинки), проводимой названной ассоциацией, могут выступать в качестве знака того, что арт-менеджмент уже заявил о своей независимости от экономики культуры.

Кроме того, отметим, что издание с конца 1998 года первого международного журнала,

посвященного арт-менеджменту (ЦАМ), еще больше «узаконило» арт-менеджмент с практической (управленческой) и научной позиций, внесло существенный вклад в развитие данного направления и стало еще одним стимулом для развития собственно арт-менед-жмента (2).

Арт-менеджмент нередко понимается как артистический менеджмент, то есть «профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг, результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы)» (3, с. 22).

Схожее по смыслу определение, но только относительно менеджмента шоу-бизнеса, приводит в своей книге «Политика - вершина шоу-бизнеса» известный российский продюсер, доктор искусствоведения, профессор Международной академии наук и искусств И. Пригожин. По его мнению, менеджмент шоу-бизнеса - «это область знания, помогающая осуществить функцию руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижения на рынок культурных услуг, результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в шоу-бизнесе» (5, с. 56-57).

Главными задачами именно артистического менеджмента, как справедливо считает И. Пригожин, является: «поиск талантливых исполнителей-артистов, организация их творческой деятельности: подбор репертуара, поиск инвестора, создание сценического имиджа, планирование карьеры» (5, с. 81).

Однако мы полагаем, что для полноценного, подлинного восприятия и понимания специфики деятельности арт-менеджера как управленца, «ограничение» трактовки арт-менеджмента только сферой шоу-бизнеса как российской музыкальной индустрией является недостаточным. Подобное «видение» представляет собой лишь одну из составляющих

Социально-культурная деятельность 119

арт-менеджмента и не позволяет создать целостную «картину» данного феномена как такового. Поэтому мы утверждаем, что в процессе подготовки специалистов-управленцев социально-культурной деятельности или -шире - сферы культуры и искусства логично исходить из более широкой трактовки концепта «арт-менеджмент».

«Препарируя» этот феномен современного гуманитарного знания и социокультурного хаосмоса, подчеркнем, что главенствующим в данном словосочетании, безусловно, является его первая составляющая - «арт». Именно она детерминирует основную смысловую нагрузку данного синтетического понятия и способствует не латентной, а явной «ориентации» как сегодняшних, так и будущих специалистов соответствующей сферы деятельности в социуме.

Итак, собственно «арт» (от англ. art) есть искусство (то, что древние греки называли «технэ»), в широком смысле понимаемое как: 1) художественное творчество в целом со всем целостным спектром вариативных видов искусства, пространственные (графика (искусство рисунка и печатная графика), живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство), временные (литература (художественная), музыка), пространственно-временные (танец, театр, цирк, кино-, видео-, теле-, радиоискусства, компьютерные искусства (компьютерная графика, интерактивный компьютерный перфоманс, компьютерная музыка, компьютерная анимация)); 2) квинтэссенция художественной культуры.

Известно, что герменевтика как теория и методология истолкования («понимания») текстов (в том числе слов) позволяет наиболее полно представлять то или иное явление (в данном случае - феномен культуры). Но при этом нельзя забывать, что художественная культура существует как определенная система различных видов искусства, которые, благодаря информационной доминанте ноосферы, находятся в тесной взаимосвязи, хотя и подчиняются собственным, характерным

для каждого из них специфическим законам.

Исходя из этого, арт-менеджерам необходимо понимать, что художественная культура, или искусство, образует собой особую сферу - артосферу, которая есть «космическая проекция художественно-творческой деятельности (или художественной культуры)» (Ю. Борев) и, имея пластичный характер, представляет своего рода «мостик» от соци-осферы (космической проекции деятельности людей, создающей как оппозицию «человек-природа», так и рукотворную «вторую природу», а также историческое движение человечества) к когитосфере (космической проекции концептуально-мыслительной деятельности человека и ее продуктов, полю духовности, охватывающему собой Землю и околоземное пространство и взаимодействующему со всеми другими сферами).

Артосфера наряду с указанными (социо-и когито-), а также с гео- и биосферами, образует ноосферу - целостную сферу разума. При этом все они либо стремятся к гармоничному взаимодействию между собой, либо уже находятся в подобном состоянии (4). Но именно в артосфере представители различных творческих и нетворческих специальностей генерируют и фиксируют многочисленные и вариативные тексты, документы, культурные формы, информационные ресурсы, артефакты, или арт-продукты, и т.д. как результаты интеллектуальной деятельности, объекты авторского права и смежных прав. Понятно, что в каждом виде искусства имеются определенные технологии креации/продакшна текстов произведений, обладающие определенной спецификой. Это определяет возникновение тех или иных арт-продуктов/услуг и проблем, связанных с их восприятием, исполнением, интерпретацией, продвижением на рынок и т.д.

Отметим, что Текст художественной культуры (артосферы) как целостный спектр информационных ресурсов имеет определенную морфологическую «лестницу»: 1) собственно художественная, в том числе подготовительная информация, или авантекст, или ге-

нетическое досье, или метатекст, или контекст; 2) биографическая информация; 3) искусствоведческая информация; 4) информационно-вспомогательные материалы (на традиционном, нетрадиционном, в том числе электронном носителях). Более полно вопросы специфики деятельности мастеров искусств по созданию этих информационных объектов артосферы рассмотрены в одной из монографий Т.Н. Суминовой (6). Очередными содержательными «пластами» информационных ресурсов артосферы, которые, безусловно, напрямую связаны с созданием того или иного текста художественного произведения, или арт-продукта, но не являются художественной ценностью, выступают: нормативно-правовая и финансово-экономическая документации.

Исходя из этого, мы полагаем, что только знание, использование и собственно менеджмент всего спектра информационных ресурсов художественной культуры позволит арт-менеджеру стать «продвинутым» и квалифицированным, сделает его компетентным. Однако арт-менеджерам необходимо разбираться не только в видах искусства (как сердцевине художественной культуры (артосфе-ры)), но и в специфике и технологических процессах/алгоритмах создания/продакшна многочисленных культурных форм, документов, проектов, информационных объектов данной сферы человеческой деятельности. Ведь без знания сущности артосферы и ее информационной (и не только!) составляющей невозможен квалифицированный подход к пониманию собственно творческого/креативного/ инновативного пути автора/художника/творца, реализующего идею и воплощающую ее в конкретном материале, то есть невозможен самоменеджмент художника, а также дальнейший процесс «продвижения» текста произведения как арт-проекта/арт-продукта на арт-рынок.

Кроме того, арт-менеджер должен помнить, что художественная культура (артос-фера) - это часть общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной

культуры любой локальной и мировой цивилизации. Тем более, что находясь в информационном пространстве с огромным спектром различных технологий (маркетинговых, информационных и т.д.), художественная культура (артосфера), согласно проведенному нами исследованию (7), представляется яркой, целостной, гармоничной информационной системой. Именно в ней происходят разнообразные инновативные процессы генерации арт-продуктов, арт-услуг, которые на различных этапах своего возникновения «требуют» действий, связанных с деятельностью специалистов в сфере менеджмента, маркетинга, продюсирования, а именно - «раскрутки», промоушна и т.д.

Таким образом, рассмотрение различного рода проблем, связанных с арт-менеджмен-том, безусловно, логично начинать с уточнения исторических основ возникновения той или иной составляющей (вида) артосферы. Это обусловливается тем, что для всех без исключения исторических периодов, а тем более, культур, стран и цивилизаций, характерны те или иные аспекты генезиса и развития арт-менеджмента как такового. Все это находило, находит и будет находить наиболее яркое отражение и воплощение в информационных объектах, ресурсах, культурных формах, артефактах, арт-проектах и проч., генерированных представителями различных видов ар-тосферы.

В разные времена процессы управления в сфере художественной культуры (артосфере) обладали, обладают и будут обладать определенной спецификой, что, в свою очередь, детерминирует особенности подготовки специалистов, занятых этим видом деятельности. Отметим, что сегодня уже мало кто полагается в своем деле/бизнесе только на интуицию и удачу, которые, впрочем, несомненно, также являются важными составляющими успеха как движения в большей степени вперед. Но все-таки благополучие любой организации, да и конкретной персоны есть результат продуманной деятельности как руководства и персонала команды, так и собственного менедж-

Социально-культурная деятельность 121

мента, то есть самоменеджмента.

Это подчеркивает тот факт, что в современном мире именно научный менеджмент позволяет различным администраторам (тем более, арт-менеджерам) иметь корректное теоретическое понимание функции процесса управления и способствует на практике разработке и воплощению «в жизнь» принципов и различного рода рекомендаций для все более «продвинутой» и усложняющейся деятельности в условиях подвижного рынка (в нашем случае - художественного, или арт-рынка).

В связи с этим не случайно, что собственно учебная дисциплина «Арт-менеджмент» (как одна из профилирующих в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, в том числе арт-менеджеров) преподается в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности факультета СКД в VII семестре, когда будущими специалистами уже прослушан целый ряд учебных курсов (например, «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Теория и практика социокультурного менеджмента», «Основы маркетинга», «История искусств» и др.). К этому времени студенты уже обладают определенными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими им соотносить ряд составляющих контента указанного учебного курса с общими требованиями к итоговой подготовке выпускника.

Это побуждает преподавателей в наибольшей степени активизировать познавательную и самостоятельную деятельность студентов в образовательном процессе, что является сегодня одной из важнейших задач высшей школы. Грамотно и корректно продуманные дидактические приемы позволяют студентам «закрепить» уже известный им материал, получить новую «порцию» знаний, а также (посредством различных заданий) «проникнуться» будущей практической деятельностью в качестве специалиста социокультурной сферы.

Еще раз подчеркнем, что именно рыноч-

ные условия бытования современного постиндустриального, информационного социума способствуют осознанному пониманию того, что приобретение способности самостоятельно принимать решения бизнес-проблем требует определенных знаний, умений, навыков, нового экономического мышления, ориентации на ценности и идеалы демократического общества, отечественной и зарубежной культуры. Отсюда становится понятно, что именно арт-менеджмент представляет собой одно из достижений арт-рынка, маркетинга. Он есть самостоятельная область знаний, синтезирующая науку, специализированный вид человеческой активности, опыт, методы и формы управления, организационно-управленческое искусство, модернизацию, инновации, креатив.

Не случайно, на наш взгляд, справедливое мнение Ф. Колбера и И. Эврара, что арт-менеджмент - это «наука третьего тысячелетия» (2), превратилось в одно из фундаментальных научных направлений и, естественно, сферу человеческой деятельности.

Итак, арт-менеджмент можно воспринимать по-разному, например, как: 1) искусство (то есть высокая степень умения и мастерства) управлять искусством; 2) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами; 3) науку, имеющую свой объект, предмет, совокупность концепций, теорий, принципы, проблемы и методы их решения; 4) деятельность, базирующуюся на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, соответствующую социокультурным условиям, а также экономико-правовой реальности и т.д.

Нам импонирует то обстоятельство, что собственно арт-менеджмент в понимании зарубежных исследователей есть не просто совокупность технических процедур и методов, а особая субкультура, наполненная своими ценностями, нормами и законами.

Однако слепое копирование и использование западных теорий и технологических алгоритмов арт-менеджмента без учета специ-

фики российской действительности и философии управления, естественно, не сможет принести реальных положительных результатов. Ведь, Россия есть Россия! Тем более, что арт-менеджмент - это, как мы утверждаем, прежде всего, философия и культура управления в артосфере, или в арт-индустрии как ее современной качественно-количественной характеристике, или состоянии.

Важно подчеркнуть, что основной задачей арт-менеджмента сегодня является и то, что информация, знания, опыт, инновации должны трансформироваться в производительную силу. Именно это позволит обеспечить бытие и успех любой организационной структуры артосферы/ арт-индустрии (например, арт-галереи, музея, библиотеки как просветительского и информационного центра, театра, киноконцертного зала, продюсерского центра и проч.) на художественном рынке, интегрированном в глокаль-ное (синтез глобального и локального) арт-пространство.

Мы утверждаем, что арт-менеджмент как удивительно яркий феномен, концепт современного гуманитарного знания и социокультурного хаосмоса есть целостная совокупность гармоничного сочетания и использования различных принципов, подходов и моделей управления для решения разного уровня креативных и бизнес-задач, приводящих к успеху (получению наибольшей прибыли при наименьших затратах) в артосфере (то есть в сфере художественной культуры и искусстве как ее квинтэссенции), или арт-индустрии как ее качественно-количественном варианте бытия в условиях рыночной экономики.

Ключевой задачей менеджмента, а также арт-менеджмента была, есть и будет необходимость обеспечить совместную работу людей через единые цели и общие ценности, сформировав для этого наиболее подходящую структуру организации и создав «такие условия для обучения и повышения квалификации работ-

ников, которые позволят им эффективно выполнять свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды» (1, с. 20).

«Препарирование» и представление арт-менеджмента с позиций различных наук (философия, культурология, семиотика, экономика, юриспруденция, социология, психология, этика, эстетика, информациология и др.) позволят исследователям и будущим арт-менеджерам наиболее полно рассмотреть и постичь, во-первых, все грани этого полисмыслового концепта, а во-вторых, освоить весь спектр технологических алгоритмов, используемых для осуществления социокультурной, бизнес-деятельности и генерации арт-пространства в информационном, стремящемся к гармонии Универсуме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в контексте генезиса информационного, постиндустриального общества в процессе преподавания дисциплины «Арт-менед-жмент», обладающей присущей ей спецификой и зависящей от сферы применения принципов управления - артосферы (сферы художественной культуры и искусства как ее сердцевины), необходимо использовать междисциплинарный подход. Это поможет как исследователю, так и специалисту постичь целостную сущность арт-менеджмента, обладающего различными инструментами маркетинга, влияющими на процессы создания/креации/ продакшна, продвижения/промоушна, дист-рибьюции и продажи арт-продукта, арт-услу-ги как товара на арт-рынке. В целом, все это будет способствовать формированию арт-ме-неджера - «продвинутого» в профессиональном отношении специалиста социально-культурной сферы как интеллектуального ресурса/капитала, стремящегося к генерации, освоению, популяризации и продвижению бескрайних просторов Текста артосферы, объединяющего вариативные информационные ресурсы.

^ Социально-культурная деятельность 123

Примечания

1. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. / Питер Ф. Друкер. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006.

2. Колбер, Ф. Арт-менеджмент - наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эврар //Арт-менеджмент.

- М., 2002. - № 3. - С. 3-10.

3. Новикова, Г. Н. Технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2006.

4. Подробнее см.: Суминова, Т. Н. Ноосфера: поиски гармонии / Т.Н. Суминова. - М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.: ил. - (Технологии культуры).

5. Пригожин, И. И. Политика - вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. - М.: ООО «Алкигамма», 2001.

6. Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова.

- М.: Академический Проект, 2006. - 480 с.: ил. - (Технологии культуры).

7. Суминова, Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) / Т.Н. Суминова. - М.: Академический Проект, 2006. - 383 с. - (Технологии культуры).

МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОТЕСТ И СОЗИДАНИЕ

Ю. А. Акунина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье систематизируются молодежные движения современной России, даётся характеристика их деятельности, рассматриваются причины их возникновения. Молодежь рассматривается как определенная социально-психологическая группа, активно влияющая на трансформацию культурных ценностей общества. Протест и созидание рассматривается как потенциал развития молодежных инициатив. Определяются основные пути конструктивного развития молодежных движений протестной направленности.

Ключевые слова: политический, социальный, религиозный протест, молодежная субкультура, российские молодежные движения протестной направленности.

In article youth movements of modern Russia are systematized, the characteristic of their activity is given, the reasons of their occurrence are considered. The youth is considered as the certain socially-psychological group actively influencing transformation of cultural values of a society. The protest and creation is considered as potential of development of youth initiatives. The basic ways of constructive development of youth movements of a protest orientation are resulted.

Keywords: the political, social, religious protest, youth subculture, protest youth movements of modern Russia.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 123-127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.