МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
УДК 378
Т. И. Радионовская
Морской институт, магистр, ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск, Российская Федерация
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация
В процессе прохождения практик на производственных предприятиях будущие инженеры приобретают важные профессиональные качества, которые способствуют формированию не только квалификационных навыков, но и умения адаптироваться в производственном коллективе. Практическое выполнение будущими инженерами производственных работ на рабочем месте дает возможность узнать особенности выбранной профессии и является основным фактором формирования профессиональных компетенций.
Ключевые слова
морские инженеры, профессиональная подготовка, производство.
Abstract
During practices at industrial enterprises future engineers acquire important competencies that contribute to not only the skills but also the ability to adapt to the production team. Practical implementation of future engineers of industrial work in the workplace gives you the opportunity to learn the peculiarities of their chosen profession and is a major factor in the formation of professional competences.
Key words Marine Engineers, training, production.
Адаптация молодого человека в реальной производственной сфере, как бы хорошо не была организована учебным процессом, всегда является определенной моделью реальной жизни. В производственном коллективе необходимо научиться правильно себя позиционировать, быть исполнителем технологической дисциплины, умение сдерживать собственные потребности при выполнении поставленной задачи, так же необходимы для профессионального становления, как и теоретические знания. Помогая понять будущему инженеру особенности производственной среды, в процессе прохождения учебных и производственных практик, бизнес-сообщество получает для себя более адаптированную и квалифицированную рабочую силу[1].
Работодатели выдвигают завышенные требования к выпускникам технических вузов, и требуют от них результативности с момента трудоустройства. Но даже при отличной теоретической подготовке, которую может дать учебное заведение технической направленности, без знания особенностей производственной деятельности в реальном коллективе, будущие инженеры не смогут принимать правильных технологических решений[1].
Работа на промышленном предприятии в период производственных практик дает будущему специалисту практические навыки, которые не предусмотрены учебными программами. Это способность работать с нормативной технологической документацией, связанной с использованием и движением материалов, готовой продукции, с управлением коллективом и др.
Практическое участие в производстве по выбранной профессии позволит студентам в действительности увидеть отрицательные и положительные стороны технического оснащения производства, а также окончательно определиться в правильности своего профессионального выбора. Важно, если это самоопределение состоится еще в процессе обучения[1].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Производственная подготовка инженеров является неотъемлемой частью учебного процесса, где происходит личное участие обучающихся в производстве, на предприятиях, и в организациях различных форм собственности.
В научно-исследовательской работе в техническом вузе такую подготовку можно распространять на всех обучающихся, и осуществлять под руководством ведущих специалистов предприятий и организаций, а также привлекать их к учебному процессу.
Учебная и инженерно-производственная практики позволят максимально сократить сроки подготовки квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем теоретической подготовки и практических навыков работы на предприятии.
Реальное практическое выполнение производственных работ на рабочем месте способствует формированию компетенций: умение обосновывать конкретные технические решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учётом экологических последствий их применения. Студенты и курсанты осваивают навыки использования правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда. Будущие инженеры приобретают способность анализировать технологический процесс как объект управления; они готовы к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей[1]. У студентов формируется готовность участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры.
Основными особенностями профессиональной подготовки инженеров для морской деятельности является то, что образовательная программа ориентирована на практическую подготовку в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломированных моряков (ПДНВ 78/95); Международному стандарту серии ИСО 9001:2008; Международной конвенции (СОЛАС-74); рекомендаций Международной морской организации (ИМО) и другими национальными актами.
Согласно с разработанным в Мурманском государственном техническом университете «Руководством по качеству», подготовка инженеров ведется ориентируясь запросы на потребителей. Положение «О потребителях» определило направление мониторинга оценки профессиональной подготовки. Многолетние исследования показывают, что выпускники оценивают уровень своей профессиональной подготовки на «хорошо и «отлично». Отдельные будущие морские инженеры считают, что получили самую лучшую профессиональную подготовку.
По результатам опроса, проведенного в 2015 г. среди студентов и курсантов старших курсов, выяснилось, что свою профессиональную деятельность с работой в Арктическом регионе связывают 85,7 % опрошенных. В исследовании принимали участие курсанты специальностей «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также студенты по подготовке направлений «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» и «Физические процессы горного или нефтегазового производства», что составило 75% от полного списочного состава[2].
Исследование подтверждает, что молодежь, получающая технические образование осознают значимость выбранной для себя профессии, которая в будущем обеспечения интересов Арктического региона. Большинство участвующих в опросе будущих специалистов и бакалавров готовы применить полученные знания, профессиональную подготовку в реализации задач по освоению арктических территорий и модернизации морской инфраструктуры.
Учебная и производственная практики являются реальной возможностью соединить теоретическое обучение с формированием профессиональных компетенций у студентов и курсантов для их конкурентоспособности на рынке труда.
Список использованной литературы: 1. Пашеева Т.Ю., Радионовская Т.И. Инженерные кадры - ресурс инновационного развития региона. // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-2. С. 390-393;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070
Радионовская Т.И. Готовность будущих инженеров к профессиональной деятельности в условиях Арктического региона. // Высшее образование в России. 2015. № 8/9. С. 77-81.
© Радионовская Т.И., 2016
УДК 378
Рудой Е.Л.
кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой музыкального образования ЧОУ ВО «Заокский христианский гуманитарно-экономический институт»
Тульская область, Российская Федерация
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается проблема реализации требования ФГОС относительно формирования общекультурных компетенций будущих педагогов-музыкантов. Автор исследования видит одним из решений проблемы организацию педагогической системы вуза и выполнение задач, направленных на достижение поставленной цели: формирования социокультурной среды обучения; развития художественных интересов в сфере культурно-просветительской деятельности; творческой активности учащихся в подготовке художественных проектов.
Ключевые слова
социокультурное пространство, культурно-образовательный центр, художественное восприятие, художественный проект, педагог-музыкант, культурно-просветительская деятельность.
Подготовка будущего учителя музыки, педагога-музыканта - одна из наиболее актуальных социальных проблем высшей школы, полноценность решения которой зависит от рационального использования новых эффективных путей в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Наличие культурно-образовательный центр в социокультурном пространстве вуза в регионе представляется наиболее эффективным способом решения данной проблемы.
Учитель музыки сегодня - это квалификационная характеристика специалиста, обладающего опытом педагогической, музыкально-исполнительской и культурно-просветительской деятельности, позволяющим реализовать профессиональные компетенции в широком поле социокультурного пространства.
Социокультурный подход предполагает создание такой образовательной среды, в которой формирование личности происходит с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека, организации взаимоотношений с миром культуры; в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие). По мнению исследователя Н.В. Крыловой, социокультурная среда учебного заведения - это конкретное, данное каждому студенту социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности [5, с. 83].
В своих исследованиях в области современных педагогических технологий Г.К. Селевко отмечает, что метод художественного проектирования используется как компонент образовательной системы, который способствует формированию проектного мышления [6, с. 337].