Научная статья на тему 'Джазовый фестиваль как социокультурное явление'

Джазовый фестиваль как социокультурное явление Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
718
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / JAZZ FESTIVAL / SOCIAL AND CULTURAL COMMUNICATION / CULTURAL DIALOG / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Широкова Е. А.

Статья посвящена изучению современного джазового фестиваля во взаимосвязи с теорией социокультурной коммуникации. Рассматриваются механизмы межличностной, внутрикультурной и межкультурной коммуникации, действующие в рамках джазового фестиваля, определяются факторы, влияющие на характер коммуникативных отношений в его пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAZZ FESTIVAL AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON

The article studies the correlation between modern jazz festival and the theory of social and cultural communication, considers the mechanisms of interpersonal, intracultural and intercultural communication in the frame of jazz festival and defines the factors of influence on the character of communicative relations.

Текст научной работы на тему «Джазовый фестиваль как социокультурное явление»

Массовая культура в современном смысле родилась в США и выступала с самого начала не столько как культура с высокохудожественными критериями, сколько как сфера экономического производства. Массовая культура - это производство массового коммерческого продукта, это экономика в большей степени, чем культура. «Экономический фактор выступает сегодня как стержень и сущностная основа массовой культуры» [7, с. 165].

Конечно, культура может приносить прибыль, не только создавая околокультурный продукт для продажи, но, прежде всего, своим благотворным влиянием на экономику, политику и образование, она может дать этой прибыли еще больше. По большому счету экономика есть «материальное тело» культуры, как и культура есть «духовно-нравственная душа» экономики, и они не могут быть успешными - одна без другой. Культура - это, прежде всего, мировоззрение, идеалы, навыки, традиции человека, его творческий потенциал. Бесспорно, что творческий потенциал человека является основой эффективности, инновационной деятельности человека. Истолкование культуры только как его сферы досуга искажает ее суть и предназначе-

Библиографический список

ние. Более того, автоматический перевод культуры в сферу культурной индустрии превращает ее в массовую, коммерческую культуру, где много экономики и мало культуры. Следовательно, и вся экономика лишается многих духовно-нравственных источников собственного развития. Это может и должна, по нашему мнению, учитывать политика государства в области культурного строительства.

Свобода, демократия, ответственность - это способы раскрытия ресурсов культуры. От обозначения интересов людей, их культурных смыслов на макроуровне постепенно следует переходить к интересам людей, их согласованию на микроуровне. Следовательно, содержание культурной среды - первичное условие взращивания культуры и демократии. Здесь важно понимание сути терминов «культурный капитал», «ресурс культуры» в их соотношении с культурной политикой для того, чтобы определить перспективы человека, региона, страны.

Отсюда и актуальность изучения содержания и направленности ценностно-смыслового потенциала ресурсов культуры и культурной среды.

1. Qordon, M. Civil and culturere. - NY., 2001.

2. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 2007.

3. Абдулатипов, РГ. Ресурсы культуры и проектирование будущего. - М., 2011.

4. Межуев, В.М. Культура российская как альтернатива западной цивилизации // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь. - М., 2001.

5. Открытое письмо народам Российской Федерации // Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. - М., 1997.

6. Vietnam Investment Review. - Dantu Chung Khain., 2004.

7. Костина, А.В. Культурная политика современной России / А.В. Костина, Т.М. Гудима. - М., 2007.

8. Абдулатипов, Р.Г. Культурный код многонациональной России. - М., 2012.

Bibliography

1. Qordon, M. Civil and culturere. - NY., 2001.

2. Molj, A. Sociodinamika kuljturih. - M., 2007.

3. Abdulatipov, R.G. Resursih kuljturih i proektirovanie buduthego. - M., 2011.

4. Mezhuev, V.M. Kuljtura rossiyjskaya kak aljternativa zapadnoyj civilizacii // Rossiyjskaya civilizaciya. Ehtnokuljturnihe i dukhovnihe aspektih: ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2001.

5. Otkrihtoe pisjmo narodam Rossiyjskoyj Federacii // Moiseev N.N. S mihslyami o buduthem Rossii. - M., 1997.

6. Vietnam Investment Review. - Dantu Chung Khain., 2004.

7. Kostina, A.V. Kuljturnaya politika sovremennoyj Rossii / A.V. Kostina, T.M. Gudima. - M., 2007.

8. Abdulatipov, R.G. Kuljturnihyj kod mnogonacionaljnoyj Rossii. - M., 2012.

Статья поступила в редакцию 25.10.12

УДК 7.091.4

Shirokova E.A. JAZZ FESTIVAL AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON. The article studies the correlation between modern jazz festival and the theory of social and cultural communication, considers the mechanisms of interpersonal, intracultural and intercultural communication in the frame of jazz festival and defines the factors of influence on the character of communicative relations.

Key words: jazz festival, social and cultural communication, cultural dialog, globalization.

Е.А. Широкова, аспирант Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected].

ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Статья посвящена изучению современного джазового фестиваля во взаимосвязи с теорией социокультурной коммуникации. Рассматриваются механизмы межличностной, внутрикультурной и межкультурной коммуникации, действующие в рамках джазового фестиваля, определяются факторы, влияющие на характер коммуникативных отношений в его пространстве.

Ключевые слова: джазовый фестиваль, социокультурная коммуникация, культурный диалог, глобализация.

Современное искусство тесно взаимосвязано с социокультурными процессами и отражает все многообразие и специфику социальных отношений, присущих нашему времени. Особенно верно это утверждение в отношении таких форм художественного творчества, в которых ярко выражена установка на межличностное, межнациональное, межкультурное и т.д. общение и обмен информацией. К таким моделям творческого взаимодействия можно отнести современный джазовый фестиваль, который с течением времени все активнее используется в качестве способа ведения культурного диалога. Коммуникативная ценность джазового фестиваля очевидна для всех участников творческого процесса - музыкантов-исполнителей и публики; в последнее время она все возрастает. Это не случайно: наряду

с универсальным качеством диалогизма, присущим фестивальным акциям, не менее важна их включенность в систему социальных взаимодействий между индивидами, принадлежащими разным национальным и культурным общностям, социальным группам (сообществам) и т.д., включенность в систему взаимодействий различных сфер и институтов культуры и, в первую очередь, искусства и социума. Таким образом, джазовый фестиваль может быть рассмотрен в соотношении с понятием социокультурной коммуникации, как явление, в структуре которого обнаруживаются ее механизмы.

Дефиниция социокультурной коммуникации вырабатывается на стыке социологии и культурологии; посредством нее в современной гуманитарной науке характеризуется «...процесс вза-

имодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования» [6, с. 959]. Данное понятие обозначает один из базовых механизмов и неотъемлемую составляющую социокультурного процесса, обеспечивающую «...возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта» [6, с. 959].

При характеристике джазового фестиваля в контексте социокультурной коммуникации следует учитывать ряд ее типологических параметров:

- характер субъектов коммуникации (межличностная, лич-ностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);

- формы коммуникации (вербальная, невербальная);

- уровни протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.д.) [6, с. 959].

Это дает возможность изучить джазовый фестиваль в различных социокультурных ракурсах. Так, при исследовании фестиваля как специфической формы культурного диалога, акцент перемещается на механизмы межличностной коммуникации, т.е. отношений, устанавливаемых между субъектами творческого взаимодействия как носителями индивидуальных смыслов, суждений, интеллектуальных и творческих установок и т.д. (Приведем типичное определение межличностной коммуникации: «вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой» [1, с. 91].) Действительно, осмысление диалогической функции джазового фестиваля позволяет сопоставить его с механизмами межличностного взаимодействия, определяемого как «...речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют ... поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности» [3, с. 118].

В том случае, если джазовый фестиваль рассматривается с точки зрения более широких социальных взаимодействий, акцент перемещается на механизмы внутрикультурной и межкультурной коммуникации, т.е. на характер отношений между индивидами и группами как представителями одной или нескольких культурных общностей на основе социокультурных связей. Это влияет на содержание исследования, в котором джазовый фестиваль воспринимается как одна из форм организации внутрикультурного и межкультурного творческого обмена. Интерпретируемый подобным образом, феномен выступает в качестве культурного объекта (процесса), который с культурно-семантической точки зрения «.обладает символическими свойствами и в силу этого является культурным текстом, несущим информацию о собственных атрибутивных признаках, функциональной нагрузке, структурно-иерархическом статусе в системе и т.п.» [6, с. 960]. При этом, будучи средством осуществления социокультурной коммуникации, фестиваль выступает своего рода предпосылкой межкультурного взаимодействия и должен рассматриваться в контексте тех культурных систем, контакт которых он репрезентирует.

Таким образом, культурологический подход способствует расширению спектра исследовательских позиций, реализуемых в отношении к природе джазового фестиваля. Это позволяет уяснить, какова культурно-семантическая роль джазового фестивального движения в современном пространстве, какое место оно занимает в общем ряду с другими культурными феноменами.

В ходе исторического изучения фестивального движения в джазовом искусстве обнаруживается прямая зависимость характера фестивальных акций от внешних социокультурных факторов. Общие тенденции и, в первую очередь, геокультурные процессы, определяющие развитие как национальных культур, так и мировой культуры, несомненно, влияют на содержание фестивального движения. Так, постепенное возрастание роли творческого обмена со второй половины ХХ столетия, очевидно, объясняется усилением позиций идеологии глобализации, в то время как в период 1950-1960-х гг. были важны тенденции восстановления внутрикультурных взаимодействий европейского и американского социума, пережившего Вторую мировую войну.

В истории джазового фестивального движения отчетливо просматривается данная тенденция - постепенный переход от модели внутрикультурной коммуникации к межкультурной. На начальном этапе фестивальные акции мыслились как форма

и способ творческого общения музыкантов одной национальной (культурной) общности, им была присуща камерность атмосферы, локальность творческих связей между участниками, определенная стилевая и жанровая направленность. Первый официально проведенный джазовый фестиваль состоялся в Ницце в феврале 1948 г. Его организатором выступил «Hot Club de France», а среди участников были оркестр «All stars» Луи Армстронга, Джак Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Эрл Хайнз (рояль), Сид Кэтлет (ударные) [9]. Фестиваль был нацелен на пропаганду и утверждение американской джазовой традиции в современной Европе. Едва ли эта фестивальная акция воспринималась организаторами как выражение социально-политических тенденций эпохи. Музыкантами двигало исключительно желание творческого общения, музицирования и эстетического удовольствия. Однако нельзя не признать, что появление подобного проекта, как и многих аналогичных художественных акций в послевоенный период, напрямую ассоциировалось с попыткой реабилитации и восстановления разрушенных войной традиций и культурных связей, культурной самоидентификации Европы и Америки на новом историческом витке, в форме творческого обмена и общения джазовых музыкантов. Не случайно в общем замысле и программе первого фестиваля одновременно отразились идеи реабилитации внутрикультурных форм творческого общения джазменов и, в то же время, расширения джазового сообщества до евро-американских масштабов, с постепенным возрастанием ко все более сложным формам межкультурного взаимодействия. Данная направленность фестивального движения просматривается вплоть до момента стабилизации социально-экономического пространства европейских стран и Америки середины ХХ в.

Со второй половины ХХ века (и вплоть до 2010-х гг.) основной тенденцией, напротив, становится укрупнение и усложнение фестивальных проектов за счет расширения круга участников, принадлежащих различным этническим и национальным общностям. Этот процесс нарастает по мере приближения к рубежу XX-XXI столетий. С одной стороны, это обусловлено внутренней динамикой самостоятельного развития джазового искусства: джазу было изначально присуще движение по пути слияния разных этнических музыкальных традиций в рамках модернистских экспериментов. Например, еще в конце 1940-х гг. родоначальник латинского джаза, кубинец по происхождению, трубач и аранжировщик Марио Боза, организовавший афро-кубинский оркестр «Мачито», обратился к музыкальным традициям Латинской Америки, вызвав, тем самым, интерес европейской и американской публики. В 1950-1960-ые гг. это привело к возникновению нового джазового направления боссановы, в котором язык афро-американского джаза обогатился латинскими интонациями и ритмами (преимущественно элементами самбы). Приблизительно с 1962 г., благодаря деятельности бразильских музыкантов Джоао Гильберто и Антонио Карлоса Джобима, в США широко распространились фестивали «бразильского джаза» (боссановы), основанного на синтезе кул-джаза, европейской классики и бразильской самбы [7]. Позже, к концу 19б0-х гг. в таких фестивальных акциях стали принимать участие американские джазмены с Западного побережья, в частности гитарист Чарли Берд и саксофонист Стэн Гетц. В 1980-1990-е гг. тенденция лишь нарастает за счет того, что в «бразильском» движении стали принимать участие не только оркестры и группы с импровизаторами латиноамериканского происхождения, но и комбинирующие местные и латинские исполнители [7]. Примечательно, что культурной средой, в которой создавался «новый латинский джазовый Ренессанс», оставалась Америка и, в частности, Флорида и Нью-Йорк, где не было недостатка в притоке иностранных исполнителей из числа кубинских эмигрантов, бежавших от режима Фиделя Кастро.

Пример с возникновением фестивальных акций «бразильского джаза» весьма показателен, поскольку свидетельствует не только о роли творческих экспериментов отдельных музыкантов, но и об обусловленности творческих контактов социально-политическими процессами эпохи. Так, одним из основных факторов расцвета бразильского джаза и усложнения межкультурной коммуникации в рамках подобных акций является миграция кубинского населения в США.

Если обратиться к анализу социокультурных явлений, наиболее активно повлиявших на переход к межкультурному типу коммуникации в джазе, нетрудно заметить, что причина этого коренится в общей направленности мировых социальных процессов на глобализацию культурных связей.

Традиционно под глобализацией понимают процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [5, с. 101-102]. В современной гуманитарной на-

уке преобладают исследования феномена глобализации в экономическом, геополитическом и информационно-технологическом ключе [2; 4; 5; 8]. В то же время нельзя не отметить, что глобализация, начавшаяся исключительно как политический и экономический процесс, постепенно приобрела идеологический и культурный характер.

Сравнивая и изучая теоретические подходы к проблемам глобальной культуры, можно увидеть, что, несмотря на содержательное различие, все концепции фокусируются на вопросе коммуникативных взаимодействий индивидов, сообществ, наций и т.д. в рамках современного геокультурного пространства. Едва ли не главным результатом глобализации в мире следует считать многократное возрастание роли механизма межкультурной коммуникации и тех форм культурного творчества, которые основаны на межкультурном контакте: «Глобализация усилила интенсивность культурных обменов, резко расширила круг тех, кто совершает бесконечный процесс перехода из одного культурного мира в другой» [10, с. 56]. Именно этим объясняется факт возрастания социокультурного значения таких видов взаимодействия в разных областях культуры, которые создают предпосылки для максимального расширения ее коммуникативного круга. Не является исключением и сфера искусства, в том числе музыкального: она все активнее начинает восприниматься не только и не столько в значении пространства индивидуальных творческих поисков, сколько в контексте межкультурных отношений, как поле для формирования глобальных связей между представителями разных национальных культур и создания

Библиографический список

нового герменевтического круга - глобальной культуры. Как следствие, на первый план выдвигаются именно те артефакты и художественные явления, которые подчинены этому процессу и по своей природе тяготеют к процессуальности, формам творческого диалога, многосубъектной коммуникации и т.д. В условиях глобализации монологические способы организации художественного творчества постепенно отмирают, уступая место сложным коммуникативным моделям творческого контакта. Проведя анализ, можно обнаружить, что такие традиционные в рамках европейской традиции формы организации творчества, как концерт, спектакль, персональная выставка и проч. все чаще утрачивают самостоятельный статус и выполняют значение элемента в ансамбле отношений с другими артефактами. На первый план выдвигаются новые виды искусства постиндустриальной эпохи - телевидение, массовые шоу, зрелищные виды искусства, видео-арт и т.д. Подобное же значение приобретает и джазовый фестиваль, ведь именно он обладает достаточными социокультурными потенциалами для осуществления глобальных межкультурных связей между участниками творческого диалога. В пространстве фестивальных акций формируются наиболее естественные условия для взаимодействия между представителями разных этнонациональных сообществ и культур, обмена накопленным духовным и творческим опытом, создания принципиально нового, рождающегося в процессе общения, «глобального» художественного пространства. Таким образом, фестивальное движение в джазе закономерно утверждается в качестве наиболее актуальной формы творческой коммуникации.

1. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. - М., 2007.

2. Гринин, Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. - 2005. - № 1.

3. Конецкая, В.П. Социология коммуникации. - М., 1997.

4. Королев, А.А. Методологический семинар «Предмет, структура и методы глобалистики» // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1.

5. Костина, А.В. Предмет и проблемное поле глобалистики // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3.

6. Культурология: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. - М., 2007. - Т. 1.

7. Латиноамериканский джаз [Э/р]. - Р/д: http:// Ru.science.wikia.com/wiki/Джаз.

8. Мунтян, М.А. Глобализация: что это такое [Э/р]. - Р/д: http://www.ispr.ru/CJNFER/confer1$4.html.

9. Савицкий, Д. Международные джазовые фестивали. Ньюпорт 57 [Э/р]. - Р/д: http://www.svobodanews.ru/ content/transcript/24323463.html

10. Шендрик, А.И. Глобализация в системе культурологических координат // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1.

Bibliorgaphy

1. Andrianov, M.S. Neverbaljnaya kommunikaciya: psikhologiya i pravo. - M., 2007.

2. Grinin, L.E. Globalizaciya i nacionaljnihyj suverenitet // Istoriya i sovremennostj. - 2005. - № 1.

3. Koneckaya, V.P. Sociologiya kommunikacii. - M., 1997.

4. Korolev, A.A. Metodologicheskiyj seminar «Predmet, struktura i metodih globalistiki» // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2005. - № 1.

5. Kostina, A.V. Predmet i problemnoe pole globalistiki // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2005. - № 3.

6. Kuljturologiya: ehnciklopediya: v 2 t. / gl. red. i avt. proekta S.Ya. Levit. - M., 2007. - T. 1.

7. Latinoamerikanskiyj dzhaz [Eh/r]. - R/d: http:// Ru.science.wikia.com/wiki/Dzhaz.

8. Muntyan, M.A. Globalizaciya: chto ehto takoe [Eh/r]. - R/d: http://www.ispr.ru/CJNFER/confer1$4.html.

9. Savickiyj, D. Mezhdunarodnihe dzhazovihe festivali. Njyuport 57 [Eh/r]. - R/d: http://www.svobodanews.ru/ content/transcript/24323463.html

10. Shendrik, A.I. Globalizaciya v sisteme kuljturologicheskikh koordinat // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2005. - № 1.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

УДК 130+725.822

Oleinik J.A. PROBLEMS OF URBAN THEATRE WEST MIDDLE OF SIBERIA 1960 - 1970-s. In actual problems of provincial theaters in Western Siberia mid 1960-1970's. On the material of the State Archives of Western Siberia to analyze the financial and physical infrastructure, staffing, repertoire policy Bijskogo City Theatre, Rubtsovsk City Theatre, City Theatre Prokopievsk, Novokuznetsk City Theatre.

Key words: theater, West Siberia, repertoire, material and technical base.

Я.А. Олейник, канд. искусствоведческих наук, ст. науч. сотрудник АГАКИ, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕАТРОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ СЕРЕДИНЫ 1960-1970-Х ГОДОВ

В работе рассматриваются актуальные проблемы развития провинциальных театров Западной Сибири середины 1960-1970-х годов. На материале государственных архивов Западной Сибири проанализирована финансовая и материально-техническая база, кадровый состав, репертуарная политика Бийского городского театра, Рубцовского городского театра, Прокопьевского городского театра, Новокузнецкого городского театра.

Ключевые слова: театр, Западная Сибирь, репертуар, материально-техническая база.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.