Научная статья на тему 'Формирование межкультурной компетентности учащихся в художественнотворческой деятельности военно-музыкального училища'

Формирование межкультурной компетентности учащихся в художественнотворческой деятельности военно-музыкального училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ELEMENTS OF INTERCULTURAL COMPETENCE / GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Михаил Александрович

Межкультурная компетентность музыканта-исполнителя раскрыта автором как интегральная характеристика личностных и музыкально-профессиональных качеств, включающая совокупность общих и профессиональных компетенций, а также опыт исполнительской деятельности, приобретённый в процессе художественно-творческой деятельности. Данное качество выражается в способности и готовности музыканта осуществлять эффективную профессиональную деятельность в поликультурном пространстве. В качестве основных критериев оценки сформированности межкультурной компетентности выделены: когнитивный критерий, деятельностный критерий, эмоционально-мотивационный критерий. Эффективность формирования межкультурной компетентности в художественно-творческой деятельности обеспечивается совокупностью педагогических условий, предусматривающих ориентацию на создание специальной образовательной практико-ориентированной среды, способствующей более эффективному мотивационно-воспитательному воздействию на обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельник Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CROSS-CULTURAL COMPETENCE OF PUPILS OF ART AND CREATIVE ACTIVITY OF MILITARY AND MUSICAL SCHOOL

Intercultural competence of the performer is revealed by the author as an integral feature of the personal and musical competencies that includes a set of General and professional competencies, as well as experience performing activities acquired in the process of artistic and creative activities. This quality is expressed in the ability and willingness of producers to implement effective professional activity in multicultural space. The main criteria for assessing the development of intercultural competence are highlighted: a cognitive criterion, activity-based criterion, emotional-motivational criterion. The effectiveness of intercultural competence in artistic and creative activities is provided by a set of pedagogical conditions providing for the focus on the establishment of special education practice-oriented environment conducive to a more effective motivational and educational impact on the student.

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурной компетентности учащихся в художественнотворческой деятельности военно-музыкального училища»

ОРМИЮВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

УДК 37.01

М. А. Мельник

Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской федерации Московский государственный институт культуры

Межкультурная компетентность музыканта-исполнителя раскрыта автором как интегральная характеристика личностных и музыкально-профессиональных качеств, включающая совокупность общих и профессиональных компетенций, а также опыт исполнительской деятельности, приобретённый в процессе художественно-творческой деятельности. Данное качество выражается в способности и готовности музыканта осуществлять эффективную профессиональную деятельность в поликультурном пространстве. В качестве основных критериев оценки сфор-мированности межкультурной компетентности выделены: когнитивный критерий, деятель-ностный критерий, эмоционально-мотивационный критерий. Эффективность формирования межкультурной компетентности в художественно-творческой деятельности обеспечивается совокупностью педагогических условий, предусматривающих ориентацию на создание специальной образовательной практико-ориентированной среды, способствующей более эффективному мотивационно-воспитательному воздействию на обучающегося.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, элементы межкультурной компетентности, общие и профессиональные компетенции, художественно-творческая деятельность.

M. A. Mel'nik

Moscow military music school of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Ministry of Defence of the Russian Federation, Leninsky district, settlement of Mosrentgen, Geroya St. of Russia Solomatina, 142771, Moscow, Russian Federation

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

FORMATION OF CROSS-CULTURAL COMPETENCE OF PUPILS OF ART AND CREATIVE ACTIVITY OF MILITARY AND MUSICAL SCHOOL

Intercultural competence of the performer is revealed by the author as an integral feature of the personal and musical competencies that includes a set of General and professional competencies, as well as experience performing activities acquired in the process of artistic and creative activities. This quality is expressed in the ability and willingness of producers to implement effective professional activity in multicultural space. The main criteria for assessing the development of intercultural competence are highlighted: a cognitive criterion, activity-based criterion, emotional-motivational criterion. The effectiveness of intercultural competence in artistic and creative activities is provided by a set of pedagogical conditions providing for the focus on the establishment of special education practice-oriented environment conducive to a more effective motivational and educational impact on the student.

Keywords: intercultural competence, elements of intercultural competence, general and professional competence, artistic and creative activities.

МЕЛЬНИК МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ — аспирант кафедры социально-культурной деятельности факультета СКД Московского государственного института культуры, преподаватель Московского военно-146 музыкального училища Министерства обороны Российской федерации

MEL'NIK MIKHAIL ALEKSANDROVICH — doctoral student of Department of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, teacher of Moscow military music school of the Ministry of Defence of the Russian Federation

e-mail: maikland2008@mail.ru © Мельник М. А., 2015

Динамичность развития современного общества, глобализация и расширение международного сотрудничества в сфере культуры и искусства, в частности музыкального искусства, обусловливают потребность в высококвалифицированных специалистах, способных гибко и мобильно адаптироваться в быстро изменяющихся условиях социокультурной действительности [см.: 3; 10]. Решение этой актуальной проблемы не представляется возможным без формирования межкультурной компетентности профессионалов [9].

Основанием для выделения межкультурной компетентности в системе профессиональной подготовки специалиста-музыканта мы считаем её сопряжённость со спецификой профессиональной подготовки музыканта и спецификой музыкального искусства в целом. Музыка среди всех видов искусств занимает особое место, благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. «Музыкальное сознание представляет собой особый, специфический вид сознания человека, который может быть определён как высший, интегрирующий уровень психики, как особая форма психической активности, присущая индивидам и обществу в целом» [6, с. 282].

Музыкант-профессионал обязательно должен прояснить для себя такие профессионально важные вопросы, как роль личности музыканта, осознающего свои способности и творческие потребности, испытывающего постоянную необходимость в самосовершенствовании; роль созидателя культурного процесса, деятельного участника музыкально-культурного просвещения; роль компетентного, конкурентоспособного специалиста, обладающего педагогическим мастерством [4, с. 75].

Проблема формирования межкультурной компетентности нашла отражение в трудах учёных (Р. Р. Бикетеева, С. И. Гармаева, Л. П. Костикова, О. А. Леонтович, М. С. Лукьян-чикова, М. Е. Медетова, В. И. Наролина, А. В. Новицкая, Л. П. Павлова, А. Н. Писаренко, И. Л. Плужник, А. П. Садохин, С. В. Сороко-

летов, И. И. Халеева, М. Ю. Чибисова, Н. В. Янкина и др.), в которых рассмотрены общие закономерности данного процесса.

Особый интерес представляют научные работы современных авторов, отражающие специфику культурного взаимодействия в международных отношениях: современные направления международного культурного обмена, типологии и формы культурного сотрудничества [см.: 5].

Сегодня существует объективная потребность в проектировании педагогического процесса, одной из целей которого является формирование межкультурной компетентности будущих музыкантов-исполнителей и её реализация в рамках образовательного процесса в музыкальном училище [4, с. 73]. Это позволит подготовить специалистов, способных осуществлять межкультурное профессиональное общение, и выступит важным фактором успешности межкультурного взаимодействия в профессиональном пространстве.

В контексте уточнения сущности понятий «компетентность» и «компетенция» следует отметить, что до сегодняшнего дня идут научные дискуссии по этой теме, при этом наблюдается определённый разброс мнений, а попытки выработать общую терминологию не привели к успеху. Согласимся с выводами А. П. Садохина, утверждающего, что понятие «компетенция» выражает содержание того или иного вида деятельности, а понятие «компетентность» — совокупность качеств личности, необходимых для реализации этого содержания [8].

Мы руководствуемся уточнённым пониманием межкультурной компетентности музыканта-исполнителя — это интегральная характеристика личностных и музыкально-профессиональных качеств, включающая совокупность общих и профессиональных компетенций, а также исполнительский опыт, приобретённый в процессе художественно-творческой деятельности, выражающаяся в способности и готовности осуществлять эффективную профессиональную деятельность в поликультурном пространстве.

Межкультурная компетентность музыканта имеет свои особенности и может быть представлена полиструктурно, где целостность образования обеспечивается взаимофункциональностью и синергетическим эффектом её составляющих. Она включает следующие интегрированные элементы:

• лингвистическую компетенцию — знание музыкальной терминологии, особенностей стиля профессиональной речи и делового общения;

• поведенческую компетенцию — контроль эмоций, ведение беседы в соответствии со стоящими задачами, соблюдение этических норм и требований этикета, поддержание доброжелательной атмосферы общения с коллегами-музыкантами;

• коммуникативную компетенцию — оценочное отношение к высказываниям, осознание целевой установки и задач общения, учёт места, времени, обстановки и конкретных ситуаций, складывающихся при взаимоотношениях собеседников; умение общаться, обмениваться информацией, налаживать отношения с участниками конкретных коммуникаций, организовывать совместную деятельность;

• культурную компетенцию — знание особенностей различных норм и правил культурных групп, встречающихся по роду профессиональной деятельности, уважение их традиций и умение применять эти знания в процессах общения и взаимодействия;

• специальную компетенцию — владение на достаточно высоком уровне профессиональной деятельностью, а также постоянное развитие профессионально значимых качеств;

• социальную компетенцию — владение навыками и умениями ведения совместной (групповой, коллективной) художественно-творческой деятельности, сотрудничества при решении профессиональных задач, что подразумевает знание приёмов профессионального общения и социальную ответственность за принятые решения и их результаты;

• управленческую компетенцию — организаторские и управленские умения как руководителя музыкального коллектива;

• технологическую компетенцию — способность трансляции своих знаний и решений путём использования различных средств общения в процессе организации художественно-творческой деятельности;

• личную (индивидуальную) компетенцию — самовыражение, самореализация и развитие личности музыканта в профессиональном отношении.

Мы проанализировали требования, предъявляемые ФГОС СПО к реализуемой в военно-музыкальном училище образовательной программе подготовки специалистов среднего звена по направлению 53.02.03 — Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

В ФГОС СПО по данной специальности определён необходимый набор общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), в том числе ориентированных на межкультурную компетентность.

Проведённый анализ показал, что в стандартах СПО по данной специальности предусматривается такая общая компетенция, как «способность работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством» (ОК-6).

в раздел профессиональных компетенций включены компетенции в области педагогической деятельности: «создавать концерт-но-тематические программы с учётом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп» (ПК-1.8); в области педагогической деятельности: «владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией» (ПК-2.8).

Применительно к реализуемой в училище образовательной программе подготовки специалистов среднего звена считаем необходимым дополнить данный перечень компетенциями, которые позволят расширить содержание и определить ядро межкультурной компетентности будущих музыкантов-исполнителей:

• способность понимать место, сущность, значимость и полезность культурных контактов в системе международных отношений;

• способность к анализу, критическому осмыслению информации по вопросам теории, истории и актуального состояния культурного международного обмена;

• способность понимать иную культурную традицию и ориентироваться в ней и применять профессиональные знания в процессе межкультурного взаимодействия с представителями других культур;

• способность к работе в многонациональном коллективе в целях совместного достижения высоких качественных результатов;

• способность к профессиональному общению в деловых сферах: участию в подготовке совместных творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры с целью пропаганды достижений музыкального искусства;

• способность создавать положительный фон общения, умение контролировать эмоции, владение нормативными образцами профессионального поведения в других культурах.

Вышеперечисленные компетенции позволят конкретизировать область знаний, умений и навыков, а также область профессиональных качеств.

Отметим, что формирование межкультурной компетентности мы видим как интеграцию общекультурных и профессиональных компетенций.

Именно межкультурная компетентность есть точка пересечения сформированных в процессе обучения компетенций, позволяющих будущему специалисту выйти на глобальный уровень в своём профессиональном развитии [4, с. 21].

На основании данных выводов компонентный состав межкультурной компетентности можно представить следующим образом:

• когнитивный компонент предполагает овладение личностью системой музыковедческих, музыкально-исторических и музыкально-педагогических знаний;

• деятельностный компонент представля-

ет собой совокупность музыкально-исполнительских, художественно-творческих, учебно-исследовательских умений и владений;

• мотивационный компонент включает профессиональную мотивацию как основную движущую силу в становлении межкультурной компетентности;

• рефлексивно-оценочный компонент отражает способность оценивать результат и корректировать свою активность, направленную на получение положительных результатов;

• личностный компонент характеризует набор качеств личности: интерес к межкультурным контактам, положительные установки на контакт, признание культурных различий, толерантность, открытость, чувство юмора, стрессоустойчивость, артистизм, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности;

• социальный компонент речевая раскованность, способность решения проблем, рефлексия стереотипов, вариативность поведения, уважение к обычаям другой культуры, способность к динамичному обучению.

Все компоненты в структуре межкультурной компетентности взаимосвязаны между собой.

В качестве основных критериев оценки сформированности межкультурной компетентности выделим следующие:

• когнитивный критерий, который соответствует своему одноимённому компоненту межкультурной компетентности и характеризует качество усвоения профессионально-ориентированных знаний, стремление к их обновлению;

• деятельностный критерий, который определяет полноту и прочность освоения профессиональной практико-ориентированной деятельности, её творческую направленность, практическое и оперативное применение знаний, музыкально-педагогических, музыкально-исполнительских, художественно-творческих, учебно-исследовательских умений и навыков, которыми должен овладеть будущий музыкант-исполнитель. Полноценное овладение музыкально-исполнительской деятель-

ностью невозможно без определённых личностных (музыкальность, эмпатийность как способность эмоционально реагировать, артистизм) и социальных качеств (речевая раскованность, способность решать проблемы, рефлексия стереотипов, вариативность поведения, уважение к обычаям другой культуры, способность к динамичному обучению), поэтому они будут оцениваться в рамках данного критерия;

• эмоционально-мотивационный критерий, соответствующий мотивационному и рефлексивно-оценочному компоненту межкультурной компетентности, который характеризуется потребностью и стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Уровень сформированности каждого критерия определяется сформированностью показателей, которые входят в её состав.

При рассмотрении когнитивного критерия нами определены такие показатели, как знание и понимание:

• феноменов и ценностей культур различных народов и эпох, отражённых в музыкальных произведениях;

• культурных традиций, основных этапов формирования и развития национальных композиторских школ;

• условий становления музыкального искусства под влиянием религиозных, философских идей, а также общественно-политических событий;

• основных направлений, проблем и тенденций развития современного музыкального искусства.

Деятельностный критерий определяет полноту и прочность освоения профессионально-ориентированной деятельности, её творческую направленность:

• умение применять профессиональные знания в соответствующих ситуациях для достижения определённых результатов;

• готовность и способность к сотрудничест-

ву, взаимодействию и общению с представителями других культур;

• владение нормативными образцами профессионального поведения в других культурах.

Эмоционально-мотивационный критерий учитывает:

• толерантность по отношению к представителям других культур в процессе профессионального межличностного общения;

• эмпатию (сензитивность), то есть способность понимать чувства и мысли представителей других культур, умение взглянуть на сложившуюся ситуацию с их позиции;

• желание приобретать знания, необходимые в будущем для коммуникации с представителями других культур в профессиональной сфере;

• отсутствие отрицательных стереотипов и догм по отношению к другим культурам.

В зависимости от степени выраженности данных показателей мы выделили следующие уровни сформированности межкультурной компетентности: начальный, средний и продвинутый, а также нормы-образцы для каждого уровня.

Основными комплексными индикаторами определения уровней сформированно-сти межкультурной компетентности являются: полнота, осознанность и степень владения межкультурными знаниями, умениями практического решения задач профессиональной деятельности, наличие смыслообразую-щих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную профессиональную деятельность, а также степень обладания опытом межкультурного взаимодействия.

Эффективность формирования межкультурной компетентности суворовцев в художественно-творческой деятельности обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий, предусматривающих ориентацию на диалогичность, культурное и профессиональное взаимообогащение:

• создание специальной образовательной практико-ориентированной среды, способствующей более эффективному мотивацион-

но-воспитательному воздействию на обучающегося;

• использование диалоговых и открытых форм взаимодействия, обеспечивающих дея-тельностную, практико-ориентированную сторону обучения;

• применение активных методов обучения как методов имитации профессиональной деятельности на межкультурном уровне;

• предоставление обучающимся возможности выбора индивидуальной траектории освоения и развития формируемого качества в соответствии с их интересами, склонностями и способностями;

• организация целенаправленной педагогической деятельности по стимулированию самостоятельной креативной деятельности обучающихся при решении профессиональных задач;

• опосредованность педагогических воз-

действий на духовную сферу участников коллектива музыкантов-исполнителей, обусловленная спецификой музыкального искусства и условиями социально-психологического их взаимодействия при подготовке творческих проектов [2];

• привлечение к учебно-практической деятельности отечественных и зарубежных композиторов, музыкантов-исполнителей для обеспечения ситуативности и функциональности процесса обучения;

• активизация международного сотрудничества посредством участия в музыкальных творческих проектах в сфере культуры и музыкального искусства.

формирование межкультурной компетентности музыканта связано с постоянным творческим поиском, так же как и становление музыканта как субъекта образовательной и профессиональной деятельности.

Примеч ания

1. Герасимов А. П. формирование культурно-образовательной среды военно-музыкального училища на основе социального партнёрства с русской православной церковью // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 72—77.

2. Герасимова И. А. Роль личностно-ориентированного подхода в выборе форм досуга молодёжью // Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 74—78.

3. Ерошенко Т. И. Образование в контексте современной эпохи перспективы взаимодействия социологии и образования // Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 21—24.

4. Зеленкова Е. В. формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Зеленкова Елена Васильевна ; Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Казань, 2014. 214 с.

5. Осташкин В. Н. Перспективы современного межкультурного взаимодействия // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 3—9.

6. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика : учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Д. Н. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. ; под ред. Г. М. Цыпина. Москва : Академия, 2003. 368 с.

7. Рябова Н. Е. Актуализация ценностных смыслов гражданственности в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и подростков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 6. С. 146—150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. XI. Москва, 2007. С. 86—98.

9. Цеунов К. С. Технологические аспекты формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью // General and Professional Education. 2011. № 4. С. 18—22.

10. Ярошенко Н. Н. Педагогические проблемы на страницах журнала «Культура и образование»: аналитический обзор // Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 52—57.

References

1. Gerasimov A. P. Formation of the cultural and educational environment of military and musical school on the basis of social partnership with Russian Orthodox Church. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3(14), pp. 72—77 (in Russian).

2. Gerasimova I. A. Role of the personal focused approach in a choice of forms of leisure by youth. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 74—78 (in Russian).

3. Eroshenko T. I. Obrazovanie v kontekste sovremennoi epokhi perspektivy vzaimodeistviya sotsiologii i obrazovaniya [Education in the context of a modern era of prospect of interaction of sociology and education]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 21—24.

4. Zelenkova E. V. Formirovanie pedagogicheskoi kompetentnosti studentov muzykal'nogo vuza na osnove mezhdistsiplinarnoi integratsii. Diss. kand. ped. nauk. [Formation of pedagogical competence of students of musical higher education institution on the basis of interdisciplinary integration. Cand. ped. sci. diss.]. Kazan, 2014. 214 p.

5. Ostashkin V. N. Perspektivy sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodeystviya [Prospects of modern cross-cultural interaction]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 3—9.

6. Kirnarskaya D. N., etc Psikhologiya muzykal'noi deyatel'nosti: Teoriya i praktika [Psychology of musical activity: Theory and practice]. Moscow, Academia Publ., 2003. 368 p.

7. Ryabova N. E. Aktualizatsiya tsennostnykh smyslov grazhdanstvennosti v usloviyakh festivalya samodeiatel'nogo khudozhestvennogo tvorchestva detei i podrostkov [Updating of valuable meanings of civic consciousness in the conditions of a festival of amateur art creativity of children and teenagers]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, No. 6, pp. 146—150.

8. Sadokhin A. P. Mezhkul'turnaya kompetentnost': ponyatie, struktura, puti formirovaniya [Cross-cultural competence: concept, structure, ways of formation]. Izvestiya Akademii pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk. Vypusk XI [News of Academy of pedagogical and social sciences. Issue XI]. Moscow, 2007. Pp. 86—98.

9. Tseunov K. S. Tekhnologicheskie aspekty formirovaniya mezhkul'turnoi kompetentsii budushchikh spetsialistov po svyaziam s obshchestvennost'yu [Technological aspects of formation of cross-cultural competence of future specialists in public relations]. General and Professional Education. 2011, No. 4, pp. 18—22.

10. Yaroshenko N. N. Pedagogicheskie problemy na stranitsakh zhurnala "Kul'tura i obrazovanie": analiticheskii obzor [Pedagogical problems on pages of the "Culture and Education magazine": state-of-the-art review]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 52—57.

СУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ВЫШИВКИ КАК ТРАДИЦИОННОГО ВИДА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

УДК 37.03:746.3 Е. Ю. Григорьева

Московский государственный институт культуры

Статья раскрывает педагогический потенциал одного из традиционных видов декоративно-прикладного творчества — русской вышивки. Объясняется необходимость создания доступного всем возрастным категориям обучения вышивке в учреждениях культурно-досугового типа по месту жительства. Обосновывается значимость изучения культуры своего народа посредством освоения искусства вышивания, что обеспечивает приобретение глубинных знаний в различных областях и, как следствие, оказывает непосредственное влияние на развитие культуры личности. Раскрываются частные педагогические свойства русской вышивки в аспекте сохранения и трансляции многовековой культуры и традиций русского народа. Отдельное внимание уделено назначению русской вышивки в жизни наших предков, её разноплановому применению в обрядах, связанных с рождением, жизнью и смертью. Выдвигается тезис о том, что широкая популяризация культуры и традиций народа способна обеспечить единство и силу многонационального государства.

Ключевые слова: культура личности, педагогические свойства, воспитание, образование, обучение, русская вышивка, традиции и культура русского народа.

ГРИГОРЬЕБА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА — соискатель кафедры теории и истории народной художественной 152 культуры факультета СКД Московского государственного института культуры

GRIGOR'EVA EKATERINA YUR'EVNA — doctoral student of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: Padikovo23@mail.ru © Григорьева Е. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.