Научная статья на тему 'Социокультурное проектирование как одно из ведущих направлений в сфере дополнительного образования'

Социокультурное проектирование как одно из ведущих направлений в сфере дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3723
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СФЕРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ENGINEERING / ADDITIONAL EDUCATION / PRODUCTIVE TRAINING / THE PROJECT PARTICIPANTS / LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апажихова Наталья Владимировна, Долженкова Марина Игоревна

Социокультурное проектирование выступает одним из ведущих направлений по организации досуга в сфере дополнительного образования. Представляя возможности для продуктивного творческого мышления, оно способствует реализации потенциала подрастающего поколения, развитию коммуникативного пространства, организации продуктивного времяпрепровождения. Проектная деятельность выступает как органичное сотрудничество детей и педагогов. Формируя профессиональный опыт педагогов, проектное обучение позволяет сконцентрировать внимание на наиболее значимых аспектах дополнительного образования, выявить ведущие направления социокультурной сферы. В процессе создания проектов у творческой группы формируется самостоятельность в выборе форм по реализации творческой деятельности, появляется интерес к созданию нового продукта в непривычных условиях, стремление выгодно применить полученные навыки. Следует отметить эффективность в использовании проектной деятельность в сфере дополнительного образования, которая предполагает развитие критического мышления, координацию познавательной деятельности, включении участников проекта в поиск информации. Это в свою очередь доказывает необходимость использования данного метода в педагогической практике и обеспечивает не только передачу знаний, умений и навыков молодому поколению, но и способствует расширению границ социокультурного пространства подрастающего поколения. Представлены подходы разных ученых к определению проектной деятельности, что способствует выработке ключевой позиции по отношению к формированию социокультурного проектирования как одного из ведущих направлений в сфере дополнительного образования на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апажихова Наталья Владимировна, Долженкова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL PROJECTION AS ONE OF THE LEADING DIRECTIONS IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION

Social and cultural design is one of the leading destinations for leisure in the sphere of additional education. Presenting opportunities for productive creative thinking, it contributes to the realization of the potential of the younger generation, the development of communicative space, organizing productive pastime. Project activities serve as an organic cooperation of children and teachers. Shaping the professional experience of the teachers, project-based learning allows concentrate on the most important aspects of further education, to identify the leading trends of social and cultural sphere. In the process of creating projects the creative team develops independence in the choice of forms of realization of creative activities, there is interest in creating a new product in unusual conditions, the desire is beneficial to apply the skills acquired. The efficiency in the use of project activities in the field of further education should be noted, which involves the development of critical thinking, coordination of cognitive activities, enabling project participants to search for information. This in turn proves the necessity of using this method in teaching practice and provides not only the transfer of knowledge and skills to the younger generation, but also contributes to the expansion of the boundaries of the social space of the younger generation. The approaches of different scientists to the definition of the project activities are provided. That contributes to the development of key positions in relation to the formation of social and cultural design as one of the leading directions in the field of additional education at the present stage.

Текст научной работы на тему «Социокультурное проектирование как одно из ведущих направлений в сфере дополнительного образования»

УДК 379.8

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Наталья Владимировна АПАЖИХОВА

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры культуроведения и социокультурных проектов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Марина Игоревна ДОЛЖЕНКОВА доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры

культуроведения и социокультурных проектов Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected]

Социокультурное проектирование выступает одним из ведущих направлений по организации досуга в сфере дополнительного образования. Представляя возможности для продуктивного творческого мышления, оно способствует реализации потенциала подрастающего поколения, развитию коммуникативного пространства, организации продуктивного времяпрепровождения. Проектная деятельность выступает как органичное сотрудничество детей и педагогов. Формируя профессиональный опыт педагогов, проектное обучение позволяет сконцентрировать внимание на наиболее значимых аспектах дополнительного образования, выявить ведущие направления социокультурной сферы. В процессе создания проектов у творческой группы формируется самостоятельность в выборе форм по реализации творческой деятельности, появляется интерес к созданию нового продукта в непривычных условиях, стремление выгодно применить полученные навыки. Следует отметить эффективность в использовании проектной деятельность в сфере дополнительного образования, которая предполагает развитие критического мышления, координацию познавательной деятельности, включении участников проекта в поиск информации. Это в свою очередь доказывает необходимость использования данного метода в педагогической практике и обеспечивает не только передачу знаний, умений и навыков молодому поколению, но и способствует расширению границ социокультурного пространства подрастающего поколения. Представлены подходы разных ученых к определению проектной деятельности, что способствует выработке ключевой позиции по отношению к формированию социокультурного проектирования как одного из ведущих направлений в сфере дополнительного образования на современном этапе.

Ключевые слова: социокультурное проектирование; сфера дополнительного образования; продуктивное обучение; участники проекта; досуговая деятельность

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-30-36

Проектная деятельность в современном социокультурном пространстве выступает как неотъемлемая часть учебно-воспитательного, образовательного процесса. Ориентированная на самостоятельную деятельность подрастающего поколения, она предоставляет возможность для развития проектного, критического, творческого мышления.

В основе проектирования сосредоточено ядро познавательных интересов детей и подростков, их способность самостоятельно получать и использовать новые знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта. Социокультурное проектирование выступает как компонент сис-

темы «продуктивного обучения» - нестандартного способа организации внеурочного времени, ориентированного на оказание индивидуальной помощи подростку в его личностном и профессиональном самоопределении. Оно ориентирует на создание творческих, информационных, социальных, исследовательских, игровых, индивидуальных, коллективных и других проектов.

В данном контексте проектная деятельность подразумевает сотрудничество детей, подростков и специалиста в той области, которая является наиболее значимой на данном этапе. В процессе этой деятельности подросток оценивает свой творческий процесс, тем самым создаются предпосылки раннего фор-

мирования профессионально-значимых навыков, умений, развития творческих способностей, развития личности.

В процессе выполнения творческих проектов вырабатываются навыки проектной деятельности, где дети и подростки могут быть самостоятельными в принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, направленный на освоение необходимых средств и способов конкретной проектной деятельности.

В ходе работы над проектом дети и подростки приобретают систематизированные знания о сущности и возможностях применения проектных технологий для решения жизненных, учебных и профессиональных задач для организации своего свободного времени.

Социокультурное проектирование в дополнительном образовании - противоположность однообразной деятельности, направленная на развитие личности, ее познавательных навыков, самореализации, самостоятельности, самоорганизации, применения знаний на практике и ориентации в информационном пространстве, развитие проектного и других видов мышления посредством создания творческих проектов [1].

Анализируя значение проектной деятельности для системы дополнительного образования, следует отметить, что с 1992 г. в российском образовании начался поэтапный процесс модернизации преподавательской сферы деятельности педагогов в систему дополнительного образования детей.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» утвердил новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений - дворцов и домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т. п. Сейчас они называются учреждениями дополнительного образования детей и являются специализированными заведениями, которые оказывают дополнительные образовательные услуги, организуют содержательный досуг детей.

Рассматривая дополнительное образование детей как фактор развития личности, нацеленный на максимальное развитие способностей и возможностей подростка, ориентирующий на его интересы деятельность в рамках свободного времени, нами было от-

мечено, что подросток предпочитает организацию познавательного досуга или проводить его в кругу единомышленников, расширять кругозор за счет усваивания культурных ценностей.

Привлекательность социокультурной деятельности, форм и методов ее организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском коллективе и доброжелательность педагога способствуют тому, что подросток в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования [2].

Дополнительное образование детей -ценный, самостоятельный, ориентированный на личность вид образования, удовлетворяющий индивидуальные творческие потребности подростка, активизирующий содействие в решении проблем региона социокультурного характера.

В системе современного дополнительного образования детей весьма значимым звеном продолжает оставаться культурно-досуговая деятельность, которая все чаще стала строиться на основе специально разработанных культурно -досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в творчестве, релаксации, отдыхе, общении. Все культурно-досуговые программы нацелены не только на наполнение детского и подросткового досуга социально-значимым смыслом, но и на развитие у самих детей практических навыков содержательного проведения своего личного свободного времени и досуга своих сверстников.

Выступая фундаментальной основой, образовательные программы, разработанные по самым разным направлениям творческой деятельности детей, предполагают открытие любительских студий, кружков, клубов, спортивных секций в соответствии с многообразием интересов детей. Это позволяет активизировать личную составляющую свободного времени, увидеть в детях личности со своими интересами, предпочтениями, способностями, склонностями. Используя разнообразные культурно-досуговые программы в системе дополнительного образования, можно научить детей интересно и содержательно проводить свой досуг [3].

Активное реагирование дополнительного образования на меняющиеся парадигмы современного социально-экономического

характера определяет личностную значимость предлагаемого подростку содержания программ. Система дополнительного образования детей использует также педагогические программы по проектированию, позволяющие прибрести подростку практически ориентированные знания и навыки, которые в реальной жизни помогут ему адаптироваться [1].

В рамках дополнительного образования реализуется проектная деятельность, которая в свою очередь создает все условия подростку для активного включения в процесс поиска и анализирования необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении проблемы, актуализирования получаемых таким способом знаний и в дальнейшем создания проекта и его публичной защиты [1].

Благодаря внедряемому сегодня в учреждения дополнительного образования России инновационному методу образования -методу проектов - повышается качество свободного времени, проявляются существенные отличия от действующих методик обучения. Прежде всего, данный подход направлен на самореализацию подростка как личности, на развитие самостоятельности, самоорганизованности посредством выполнения творческих проектов от замысла до воплощения его в жизнь.

Особое место в системе дополнительного образования занимает работа с проектами, потому что она позволяет детям получать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным, потому что дети сами делают свой выбор и проявляют активность.

Хороший проект системы дополнительного образования как составляющей социокультурной деятельности должен:

- иметь практическую значимость;

- подразумевать проведение детьми самостоятельных исследований;

- быть в одинаковой мере неожиданным как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;

- быть гибким в направлении работы и скорости ее реализации;

- подразумевать возможность решения актуальных проблем;

- давать подростку возможность учиться в соответствии с его способностями;

- содействовать проявлению навыков, способностей подростка при решении задач более широкого масштаба;

- способствовать созданию коммуникативного пространства между его участниками [3].

Анализируя данный вид деятельности в социокультурном пространстве, ученые рассматривают его как:

- идеологический и технологический фундамент целого ряда профессий социокультурной, культурологической и социопе-дагогической направленности [1];

- управление изменениями объекта проектной деятельности или управление изменениями системы, внутри которой реализуется воплощение проекта» [4];

- нестандартную технологию, представляющую собой плодотворную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей [5].

Социокультурное проектирование - это вид деятельности, который активирует творческий, познавательный и практический компонент, и в результате которой происходит создание подростком творческого продукта. Таким образом, любой проект, для создания которого требуется творческий подход, можно назвать творческим.

По утверждению Н.В. Матяш, доктора психологических наук, творческая социокультурная проектная деятельность детей выражается в создании изделий и услуг, которые обладают объективной или субъективной новизной и имеют личную или общественную значимость [6].

В процессе реализации творческих социокультурных проектов развиваются и вырабатываются навыки проектирования, познаются средства, способы проектной деятельности, происходит формирование навыков и умений, вырабатывается опыт самостоятельной практики, а также ориентированность на достижение целей в рамках организации свободного времени. Такая деятельность развивает коммуникативные навыки, объединяет педагогов, детей и их родителей, учит коллективной работе. Все это способствует работе в новом более результатив-

ном направлении, привлечению в творческий процесс большого количества детей, подростков и выведению дополнительного образования на новый уровень, который дает возможность воссоздать единый образ креативной личности, открывает для творчества новую перспективу не массового одинакового обучения [7, с. 9].

Социокультурное проектирование направлено в том числе на повышение личностной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализацию и рефлексию, на развитие исследовательских умений.

Технология социокультурного проектирования предполагает определенную идеологическую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое может воплощаться в пространстве двух альтернатив: развитие или сохранение. Постановка и характер проектных целей, которые зависят от ценностной позиции проектировщика, имеют важные последствия - как с точки зрения результативности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, полезности реализованных преобразований [5].

Главной целью проектной технологии в социокультурной сфере является развитие, формирование и воспитание самостоятельной, креативной личности, способствование подготовке детей и подростков к трудовой деятельности в непривычных условиях, где наиболее значимую роль в обучении приобретает их старание найти творческие подходы к решению задач, стремление выгодно применить полученные навыки [8, с. 10].

Эффективность использования социокультурного проектирования заключается в:

- развитии творческого и критического мышления студенческой молодежи;

- изменении роли педагога, который способствует самостоятельному поиску информации участником проекта, координирует его познавательную деятельность;

- включении участников проекта в поиск информации и их применение.

Обращаясь к истокам проектной деятельности, мы находим их не только в сфере педагогики, но и в сфере социальной. Подобный факт создает необходимость не столько передавать различные знания, сколько научить добывать эти знания самостоя-

тельно, уметь использовать приобретенные знания для решения новых познавательных и практических задач, направлен на приобретение навыков коммуникации, выражающихся в умении работать в различных группах, исполняя разные социальные роли.

Актуальность участия в проектной деятельности подтверждается приобретенными разносторонними контактами, знакомством с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Значимость определяется умением использовать исследовательские методы: собирать нужную информацию, факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Если подросток приобретет указанные выше навыки и умения, он окажется более адаптированным к жизни, изменяющимся условиям, сможет ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.

Таким образом, метод социокультурных проектов характеризуется высокой коммуникативностью и предусматривает выражение детьми и подростками своих собственных мнений, интересов, чувств, инициативность во включении в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в творчестве. Он способствует развитию и формированию основных компетенций детей:

- коммуникационной - освоение детьми всех видов речевой деятельности (устной и письменной) в разных ситуациях и применение различных знаковых систем при изложении материала;

- информационной - овладение необходимыми знаниями, умение реализовывать библиографический поиск и работать с разными источниками информации, работать с большими объемами информации;

- интеллектуальной - умение анализировать, сравнивать и соотносить, суммировать и классифицировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;

- организационной - умение формулировать цель своей деятельности, планировать деятельность, реализовывать ее; владение навыками самоконтроля и самооценки.

У социокультурной проектной деятельности, как и у любой деятельности есть плюсы и минусы. К положительным аспектам такой деятельности относят:

- приобретение навыков самообразования, самоорганизации, самостоятельности и самоконтроля, навыков групповой деятельности;

- способность моделирования реальной технологической цепочки «задача - результат».

Среди негативных факторов социокультурной проектной деятельности рассматривают возрастание нагрузки на педагога, возникновение стрессовой ситуации (за счет переоценки своих возможностей, технические проблемы).

Но все же практика показывает, что применение метода социокультурных проектов имеет больше позитивных моментов, среди которых:

- высокая активность детей и подростков;

- усиленная самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей;

- повышение личностной ценности осуществленных проектов;

- увеличение и улучшение объема и качества приобретенных знаний, полученных умений [9; 10].

Высокая продуктивность в рамках выбранного проекта для детей и подростков предполагает прохождение всех стадий проектной деятельности. На подготовительном этапе участники занимаются поиском материала, анализируют то, что нашли по теме, и составляют дальнейший план работы. Это позволяет перейти к следующему этапу работы над проектом и смоделировать проектную среду, в рамках которой и будет проходить защита проекта.

Среди наиболее востребованных типов проектов в данной возрастной категории можно отметить творческие, игровые, информационные и прикладные.

Особую популярность приобретают проекты, связанные с литературно-творческим направлением, в рамках которых создается многонациональная творческая аудитория, способная на создание сценария к фильму.

Среди востребованных можно также отметить:

- экологические проекты, которые не имеют профессиональной самостоятельности, поэтому чаще всего нуждаются в привлечении специалистов из разных областей знаний;

- языковые проекты, которые касаются проблемы изучения иностранных языков;

- культуроведческие проекты, которые связаны с историей, культурой, нравами, обычаями и традициями разных стран;

- спортивные проекты, которые объединяют детей, увлекающихся каким-либо видом спорта, в рамках которых происходит обсуждение предстоящих игр, соревнований любимых команд и их итогов, методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр;

- географические проекты, которые могут быть исследовательскими, приключенческими и др.;

- исторические проекты, которые позволяют детям изучать и анализировать самые разнообразные исторические проблемы, события, факты; прогнозировать развитие событий (политических и социальных);

- музыкальные, творческие или аналитические проекты, которые объединяют единомышленников, интересующихся музыкой, в рамках которых приемлется совместное сочинение какого-либо музыкального произведения и т. д.

Таким образом, социокультурное проектирование имеет ряд преимуществ - способствует организации досуговой, творческой деятельности подростка, уделяя внимание и теории, и практике, осуществлению идеи профессиональной ориентации на всех ступенях образования, повышая уровень заинтересованности в творческом процессе и результативность свободного времени, реализуя возможности осуществления личностно-ориентированного, проблемно-ориентированного обучения. Проектирование может эффективно интегрироваться в досуговую деятельность.

Результатом социокультурного проектирования выступает приобретенный опыт практической и исследовательской творческой деятельности, который оказывается бесценным наследием для подростка, интегрируя в себе знания, навыки и умения, компетенции и ценности - это самое важное.

Список литературы

1. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гум. ун-та профсоюзов, 1997.

2. Социально-педагогические аспекты в деятельности учреждений дополнительного об-

разования. URL: http://impisr.edunsk.ru/files/ uchebnik/chap5.htm (дата обращения: 15.03.2017).

3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 2005. 192 с.

4. Зуев С.Э. Социально-культурное проектирование. Ижевск: Альтернатива, 2003. 156 с.

5. Стенина Т.Л. Социокультурное проектирование. Ульяновск: УлГТУ, 2009. 24 с.

6. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: Изд-во «Белый ветер», 2000. 286 с.

7. Социокультурное проектирование в образовании: синергетический подход. URL: http:// bmsi.ru/doc/9b7c1f6f-273c-4cd9-8305-48194a 402b65 (дата обращения: 15.03.2017).

8. Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании // Школьный психолог. 2007. № 23. С. 6-10.

9. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Архангельск, 2012.

10. Колесникова Е.В., Мидуков В.З. Теория и методика обучения с использованием технологии проектного обучения. Томск: ТГПУ, 2003. 96 с.

References

1. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Osnovy sotsio-kul'turnogo proektirovaniya [Basic Social-Cultural Project Planning]. St. Petersburg, Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions Publ., 1997. (In Russian).

2. Sotsial'no-pedagogicheskie aspekty v deyatel'nosti uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya [Social-pedagogical aspects in the activity of institutions of supplementary education]. (In Russian). Available at: http://impisr.edunsk.ru/files/ uchebnik/chap5.htm (accessed 15.03.2017).

3. Buylova L.N., Klenova N.V. Dopolnitel'noe obrazovanie v sovremennoy shkole [Supplemen-

tary Education in Modern School]. Moscow, Sentyabr Publ., 2005, 192 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zuev S.E. Sotsial'no-kul'turnoe proektirovanie [Social-Cultural Project Palnning]. Izhevsk, Alternativa Publ., 2003, 156 p. (In Russian).

5. Stenina T.L. Sotsiokul'turnoe proektirovanie [Social-Cultural Project Planning]. Ulyanovsk: USTU, 2009, 24 p. (In Russian).

6. Matyash N.V. Psikhologiya proektnoy deyatel'nosti shkol'nikov v usloviyakh tekhnologicheskogo obrazovaniya [Psychology of Project Activity of Schoolboys in the Conditions of Technological Education]. V.V. Rubtsov (ed.). Mozyr, "Belyy veter" Publ., 2000, 286 p. (In Russian).

7. Sotsiokul'turnoe proektirovanie v obrazovanii: sinergeticheskiy podkhod [Social-cultural project planning in education: synergy approach]. (In Russian). Available at: http://bmsi.ru/doc/ 9b7c1f6f-273c-4cd9-8305-48194a402b65 (accessed 15.03.2017).

8. Savinkov A. Proekt, proektirovanie i «proektnoe obuchenie» v sovremennom obrazovanii [Project, projection and "projection education" in modern education]. Shkol'nyypsikholog [School psychologist], 2007, no. 23, pp. 6-10. (In Russian).

9. Kochkina N.A. Metod proektov v doshkol'nom obrazovanii [Method of Projects in Preschool Education]. Arkhangelsk, 2012. (In Russian).

10. Kolesnikova E.V., Midukov V.Z. Teoriya i me-todika obucheniya s ispol'zovaniem tekhnologii proektnogo obucheniya [Theory and Methods of Teaching with the Use of Project Teaching Technology]. Tomsk, Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, 2003, 96 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 17.05.2017 г. Received 17 May 2017

UDC 379.8

SOCIAL AND CULTURAL PROJECTION AS ONE OF THE LEADING DIRECTIONS IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION

Natalya Vladimirovna APAZHIKHOVA

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Cultural Studies and Social and Cultural Projects Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

Marina Igorevna DOLZHENKOVA

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Cultural Studies and Social and Cultural Projects Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

E-mail: [email protected]

Social and cultural design is one of the leading destinations for leisure in the sphere of additional education. Presenting opportunities for productive creative thinking, it contributes to the realization of the potential of the younger generation, the development of communicative space, organizing productive pastime. Project activities serve as an organic cooperation of children and teachers. Shaping the professional experience of the teachers, project-based learning allows concentrate on the most important aspects of further education, to identify the leading trends of social and cultural sphere. In the process of creating projects the creative team develops independence in the choice of forms of realization of creative activities, there is interest in creating a new product in unusual conditions, the desire is beneficial to apply the skills acquired. The efficiency in the use of project activities in the field of further education should be noted, which involves the development of critical thinking, coordination of cognitive activities, enabling project participants to search for information. This in turn proves the necessity of using this method in teaching practice and provides not only the transfer of knowledge and skills to the younger generation, but also contributes to the expansion of the boundaries of the social space of the younger generation. The approaches of different scientists to the definition of the project activities are provided. That contributes to the development of key positions in relation to the formation of social and cultural design as one of the leading directions in the field of additional education at the present stage.

Key words: social and cultural engineering; additional education; productive training; the project participants; leisure activities

DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4(168)-30-36

Для цитирования: Апажихова Н.В., Долженкова М.И. Социокультурное проектирование как одно из ведущих направлений в сфере дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 30-36. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4( 168)-30-36.

For citation: Apazhikhova N.V., Dolzhenkova M.I. Sotsiokul'tumoe proektirovanie kak odno iz vedushchikh napravleniy v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya [Social and cultural projection as one of the leading directions in the sphere of additional education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 30-36. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-30-36. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.