DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-122-127 УДК 37.01+316.62
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ
Михаил Николаевич СОЛНЦЕВ
ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» 302020, Российская Федерация, г. Орел, ул. Лескова, 15 E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены социально--культурные особенности проявления деструктивного поведения среди подростков, такие как «субъектная взрослость», общение со сверстниками, аффилиация, конформное поведение, эмоциональная нестабильность. Деструктивное поведение определено как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Отмечено, что современные теории девиантности трактуют деструктивное поведение в контексте иерархической системы факторов, проявляющихся на индивидуальном и групповом уровнях. Охарактеризованы современные виды профилактики деструкций («прямая» - информационно-образовательная деятельность в вопросах изучения особенностей деструкций и их разрушительных последствий и «косвенная» - формирование базовых жизненных навыков). Выделены последовательные этапы социально-культурной профилактики девиантного поведения подростков: коррекционно-психологический (диагностика и разработка адаптивных профилактических программ по вторичной и третичной профилактике); образовательно-воспитательный (развитие социально-культурной компетентности подростков); арт-терапевтический (освоение определенных навыков коммуникации и интеракции, необходимых для адаптации к групповым нормам). Технологии социально-культурной деятельности рассмотрены как эффективный ресурс создания условий для личностной самореализации. Представлен обзор социокультурных практик, нацеленных на профилактику деструктивного поведения подростков, реализованных на основе применения комплекса технологий социально-культурной деятельности. Среди наиболее действенных форм социально-культурной профилактики выделены лектории, проектная деятельность, создание мультимедийных каталогов, интеграция в волонтерскую деятельность, творческие конкурсы, информальные образовательные курсы и др.
Ключевые слова: деструктивное поведение; подростки; социально-культурная деятельность; профилактика деструктивного поведения подростков
Профилактика деструктивных поведенческих стратегий среди подростков относится к категории наиболее сложных и неоднозначных социальных проблем. Актуальность ее заключается в том, что, несмотря на положительные социальные изменения, все еще сильна тенденция к возникновению новых подростковых объединений с преобладанием контркультурных норм поведения (согласно данным правовой статистики за 2016 г., в России 140 тыс. подростков официально состояли на учете за различные правонарушения1). Контркультурные подростковые объединения с преобладанием девиантных форм поведения представляют собой «малые неформальные, спонтанно возникающие, развивающиеся в процессе асоциальной деятельности группы, в которых имеются и сохраняются чуждые обществу взгляды, обы-
1 Информагентство СарИнформ. URL: https://sar-inform.ru/news/2017/03/10/171210.
чаи, традиции, антиобщественные нормы поведения» [1, с. 15].
Одной из причин возникновения деструктивного поведения подростков является высокая степень личностного неблагополучия при отсутствии явно выраженных акцентуаций характера, выражающихся в противоправных поступках.
В подростковый период молодому человеку предстоит самостоятельно организовывать свое время и жизненное пространство, его ожидает непростой процесс поиска самоидентификации, который может быть сопряжен и с возникновением девиантных форм поведения.
Необходимо отметить, что данный возрастной период сопровождается этапом «субъектной взрослости, отражающим представления подростка о себе как о взрослом человеке, самостоятельно принимающем решения, отстаивающем собственные суждения и модели поведения, которые зачастую
122
© Солнцев М.Н., 2018
вступают в конфликт с такими объективными факторами, как материальная зависимость от родителей, неспособность противостоять жизненным трудностям, отсутствие достаточно сформированной системы преодоления стрессовых ситуаций. Также подростки предпочитают общаться со сверстниками, подвержены конформному поведению, которое опосредованно может влиять на формирование деструктивных копинг-стратегий.
Деструктивное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [2, с. 90]. При этом асоциальные действия выступают в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель в самореализации и самоутверждении [2, с. 92].
Зачастую деструктивное поведение подростков актуализируется в протестных формах - экстремизме, находящем выражение в негативном отношении к «...социальным группам; пропаганде своих идей, демонстрации символики, своего превосходства; неприятии социальных норм и ценностей окружающих людей, игнорировании законов; массовости, групповом характере экстремистских проявлений [3]».
Учеными экстремизм трактуется многоаспектно: от приверженности к крайним взглядам и установкам; одобрения радикальных действий; неприятия прав личности и до основанного «.на крайних оценках существующих общественных отношений и их участников поведения, не запрещенного правом и допустимого им в части обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина» [4, с. 190].
Современные теории девиантности интерпретируют данный феномен с точки зрения иерархической системы факторов, проявляющихся на уровнях индивидуального поведения, поведения малых социальных групп, социальных общностей и на уровне общества в целом.
Согласно классификации типов девиант-ности, разработанной А.Г. Амбрумовой и Л.Я. Жезловой, выделяются четыре основных типа девиантного поведения у подростков:
1) антидисциплинарное поведение (нарушение режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении, срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т. д.);
2) антисоциальное (поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, ПАВ);
3) делинквентное (противоправное);
4) аутоагрессивное поведение (саморазрушающее) [5, с. 45].
Опыт показывает, что меры профилактики деструктивного поведения подростков, применяемые правоохранительными органами, не всегда эффективны - временная общественная изоляция не решает проблем социальной реабилитации. Преимущественно в исправительных учреждениях профилактические мероприятия эпизодические, не дифференцированы по возрастным характеристикам и реализуются в контексте информационно-просветительской работы.
Сегодня специалистами активно применяются «прямая» и «косвенная» профилактики деструкций. Для первого вида профилактики характерно проведение мероприятий информационного характера на основе предоставления подросткам своевременной информации по проблеме, об особенностях и последствиях отклоняющегося поведения. «Косвенная» профилактика ориентирована на формирование базовых жизненных навыков: самостоятельного принятия решений, межличностной коммуникации, критического мышления, самопознания, эмоционального самоконтроля, стрессоустойчивости, позволяющих подростку успешно социализироваться.
При этом превентивная система мер, по мнению ученых, занимающихся данной проблематикой, должна проходить в несколько последовательных этапов, среди которых особо выделяются:
коррекционно-психологический, включающий диагностику когнитивных способностей, определение психотипа личности, выявление доминирующих копинг-стратегий в целях разработки адаптивных профилактических программ по вторичной и третичной профилактике;
образовательно-воспитательный, направленный на развитие социально-куль-
турной компетентности подростков, позволяющих соответствовать требованиям современного общества;
арт-терапевтический, способствующий освоению определенных навыков коммуникации и интеракции, необходимых для адаптации к групповым нормам.
Профилактика экстремизма представляет собой сложную систему «педагогического воздействия, осуществляемого в условиях досуга, структура разработанной модели основана на сочетании и взаимодействии всех сторон социально-педагогического процесса -содержания, методов, форм его организации и т. д., что позволяет достигнуть необходимой эффективности в достижении цели, определить общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств» [6].
На наш взгляд, наиболее эффективны в превенции подростковых деструкций лично-стно-ориентированные методики, учитывающие ценностно-смысловой потенциал социально-культурных технологий, позволяющих выстроить просоциальную, духовно-нравственную траекторию развития.
Социально-культурная деятельность содержательно дополняет и расширяет пространство личностного саморазвития в рамках образовательных институтов и семейной среды [7].
Важность досугового времени в становлении подростка отражена и в концепции Р.Н. Азаровой, Д.А. Хорвата, которые акцентируют внимание на организационной составляющей досуга, являющейся индивидуально выбираемой и направленной на развитие скрытых нереализованных потребностей, которые могут носить как просоциальный (становление в профессиональной сфере), так и асоциальный (аутодеструктивный) характер [8, с. 4].
Технологии социально-культурной деятельности формируют содержательно-смысловой континуум, способствующий личностной самореализации на основе ее интеграции в различные виды досуговой деятельности, транслирующие культурные нормы и ценности.
Основываясь на анализе опыта ведущих учреждений сферы культуры, мы выделили следующие наиболее действенные формы
проведения профилактических социокультурных мероприятий:
лектории, просветительские беседы (в ходе которых участники помимо получения информации о последствиях девиантного поведения выполняют разнообразные групповые и индивидуальные задания, позволяющие выработать свою стратегию поведения);
- проектная деятельность (участие подростков в организации и проведении социально-значимых проектов, программ и акций по противодействию девиантного поведения);
- создание и пополнение мультимедийного каталога по профилактике асоциальных проявлений в подростковой среде;
- организация видеосалона; включение в просоциальную деятельность (участие в волонтерских проектах);
- проведение творческих конкурсов;
- информальные образовательные курсы;
- развитие предпринимательской активности (разработка и защита стартапов);
- спортивные проекты и др.
В этом направлении интересен опыт Тульской областной универсальной научной библиотеки, которая в течение нескольких лет проводит Декады на тему: «Терроризм -угроза человечеству» под девизом: «Библиотека - территория толерантности», в программу которых включены:
а) информационные часы «Терроризм: соотношение политики и морали», знакомящие с историей возникновения и развития терроризма;
б) презентация книг по профилактике экстремизма (на основе фактических материалов публикаций и свидетельств журналистов и очевидцев);
в) комментированный видеосеанс «Лубянка: история политического террора»;
г) выставки литературы по истории террора и проблемам борьбы с терроризмом в современном обществе [9].
В современных учреждениях культуры создаются досуговые молодежные центры этноориентированной направленности, которые проводят ряд мероприятий («Вечера культур», «Диалог поколений», «Обычаи народов мира» и др.), популяризирующих многонациональные традиции.
Также следует выделить проект «Галерея ремесел», организованный на базе культур-
но-образовательного и туристического центра международного уровня «Этномир», который нацелен на приобщение к традициям народной художественной культуры, популяризацию народных промыслов разных народов мира [10, с. 113].
На уровне государственных мероприятий следует отметить Всероссийский конкурс «Лидер XXI века», в ходе которого участниками были презентованы проекты общественных организаций, состоялся обмен практическим опытом и успешными методиками организации общественной деятельности. Молодым активистам была предоставлена возможность проверить свои лидерские способности в номинациях «самопрезентан-ция», «авторский проект» в ходе прохождения логической квест-игры2.
В качестве приоритетов профилактики деструктивной активности и минимизации рисков возникновения девиантного поведения можно выделить:
а) проектирование культурно-образовательного креативного досугового пространства (создание творческой и благоприятной социально-психологической атмосферы в целях личностной самореализации);
б) формирование конструктивных поведенческих копинг-стратегий в процессе ценностно-нормативной корректировки личности на основе включения в активную социально-культурную деятельность;
в) развитие лидерских качеств, способствующих социально-психологической устойчивости.
При этом основными критериями эффективности применения социально-культурных технологий являются качественные изменения в поведении подростков, социальная адаптация и включение личности в общественно-полезную деятельность, развитие навыков самокоррекции девиантного поведения, навыков конструктивного диалога, повышение адаптивных способностей и самооценки.
2 Информационный портал Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь». URL: https:// fadm.gov.ru/news/17313 (дата обращения: 01.02.2018).
Список литературы
1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. 416 с.
2. Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 90-94.
3. Кирсанов А.И., Давыдов Д.Г., Завальский А.В., Скрибцова Н.А. Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 85-99.
4. Никитин А.Г. Виды и классификации экстремистского поведения: общетеоретические и правовые проблемы // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 186-194.
5. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально -культурных условиях XXI века. Казань: КЮИ МВД РФ, 2012. 278 с.
6. Сингач А.Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры и образования. 2015. № 4 (53). С. 170-174.
7. Гатальский В.Д.Методология педагогической пропедевтики девиантного поведения молодежи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 3. С. 93-100.
8. Азарова Р.Н., Хорват Д.А. Педагогическая организация культурно-досуговой работы в вузе в контексте нового качества образования // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 1. С. 3-7.
9. Черепанова И.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в библиотеках области, обслуживающих детей и юношество. URL: http://odb45.ru (дата обращения: 10.02.2018).
10. Григорьева Е.И. Особенности творческой самореализации студенческой молодежи в условиях досуга // Культура и образование. 2013. № 2-4. С. 111-114.
Поступила в редакцию 01.03.2018 г. Отрецензирована 05.04.2018 г. Принята в печать 16.05.2018 г.
Информация об авторе
Солнцев Михаил Николаевич, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности. Орловский государственный институт культуры, г. Орел, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Солнцев М.Н. Технологический потенциал социально-культурной деятельности в профилактике деструктивных поведенческих стратегий подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 122-127. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-122-127.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-122-127
TECHNOLOGICAL POTENTIAL OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY IN DESTRUCTIVE BEHAVIORAL TEENAGERS' STRATEGIES PREVENTION
Mikhail Nikolaevich SOLNTSEV
The Orel State Institute of Culture 15 Leskova Str., Orel 302020, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. Social and cultural features of destructive behavior among adolescents, such as "subjective adulthood", communication with peers, affilation, conformal behavior, emotional i n-stability are considered. Destructive behavior is defined as a stable behavior of the personality, deviating from the most important social norms, accompanied by its social disadaptation. It is noted that modern theories of deviance interpret destructive behavior in the context of a hierarchical system of factors manifested at the individual and group levels. Modern types of destruction prevention are characterized ("direct" - information and educational activity in the study of the features of destruction and their destructive consequences and "indirect" - the formation of basic life skills). The successive stages of socio-cultural prevention deviant behavior in adolescents are selected: correctional and psychological (diagnosis and development of an adaptive prevention programs at the secondary and tertiary prevention); educational (social and cultural competence of teenagers development); art therapy (certain communication and interaction skills needed to adapt to the group norms development). The technologies of social and cultural activity are considered as an effective resource for creating conditions for personal realization. The review of social and cultural practices aimed at destructive behavior of teenagers prevention, implemented on the basis of the application of social and cultural activity technologies complex. Among the most effective forms of social and cultural prevention lectures, project activities, creation of multimedia catalogs, integration in volunteer activities, creative competitions, informal educational courses etc. are highlighted.
Keywords: destructive behavior; teenagers; social and cultural activities; prevention of destructive behavior of adolescents
References
1. Bashkatov I.P. Psikhologiya asotsial'no-kriminal'nykh grupppodrostkov i molodezhi [Psychology Asocial and Criminal Groups of Teenagers and Young People]. Moscow, Moscow Psychologic-Social University Publ., Voronezh, Research and Production Association "MODEK" Publ., 2002, 416 p. (In Russian).
2. Larionova S.O. Deviantnoe povedenie kak nauchno-pedagogicheskaya problema [Deviant behavior as a scientific and pedagogical problem]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental Research, 2013, no. 1-1, pp. 90-94. (In Russian).
3. Kirsanov A.I., Davydov D.G., Zavalskiy A.V., Skribtsova N.A. Ekstremizm v molodezhnoy srede i ego profilaktika v obrazovatel'noy organizatsii (po rezul'tatam ekspertnogo oprosa) [Extremism among young people and its prevention in educational organization]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2014, vol. 6, no. 1, pp. 85-99. (In Russian).
4. Nikitin A.G. Vidy i klassifikatsii ekstremistskogo povedeniya: obshcheteoreticheskie i pravovye problemy [Types and classification of extremist behavior: general theoretical and legal issues]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava - Actual Problems of Economics and Law, 2014, no. 1 (29), pp. 186-194. (In Russian).
5. Zinnurov F.K. Profilaktika i korrektsiya deviantnogo povedeniya detey i podrostkov v novykh sotsial'no-kul'turnykh usloviyakh XXI veka [Prevention and Correction of Deviant Behavior of Children and Teenagers in New Social and Cultural Conditions of the 21st Century]. Kazan, Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2012, 278 p. (In Russian).
6. Singach A.N. Profilaktika molodezhnogo ekstremizma proektnymi tekhnologiyami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Checking procedure of youth extremism by means of project technologies of the social and cultural activity]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya - The World of Science, Culture and Education, 2015, no. 4 (53), pp. 170-174. (In Russian).
7. Gatalskiy V.D. Metodologiya pedagogicheskoy propedevtiki deviantnogo povedeniya molodezhi [The methodology of teaching Propaedeutics deviant behavior among youth]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina - Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2010, no. 3, pp. 93-100. (In Russian).
8. Azarova R.N., Khorvat D.A. Pedagogicheskaya organizatsiya kul'turno-dosugovoy raboty v vuze v kontekste novogo kachestva obrazovaniya [The pedagogical organisation of cultural and leisure work in high scool in context of the new quality in education]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO - Economics, Statistics and Informatics. Vestnik UMO, 2011, no. 1, pp. 3-7. (In Russian).
9. Cherepanova I.A. Profilaktika beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh v bibliotekakh oblasti, obsluzhi-vayushchikh detey i yunoshestvo [Child neglect and juvenile delinquency prevention in the libraries of the region, serving children and youth]. (In Russian). Available at: http://odb45.ru/data/profilaktika_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_ nesovershennoletnih_v_bibliotekah_kemerovskoy_oblasti.pdf (accessed 10.02.2018).
10. Grigoreva E.I. Osobennosti tvorcheskoy samorealizatsii studencheskoy molodezhi v usloviyakh dosuga [Peculiarities of creative self-realization of student youth with leisure]. Kul'tura i obrazovanie - Culture and Education, 2013, no. 2-4, pp. 111-114. (In Russian).
Received 1 March 2018 Reviewed 5 April 2018 Accepted for press 16 May 2018
Information about the author
Solntsev Mikhail Nikolayevich, Post-Graduate Student, Social and Cultural Activities Department. Orel State Institute of Culture, Orel, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Solntsev M.N. Tekhnologicheskiy potentsial sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti v profilaktike destruktivnykh poveden-cheskikh strategiy podrostkov [Technological potential of social and cultural activity in destructive behavioral teenagers' strategies prevention]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 122-127. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-122-127. (In Russian, Abstr. in Engl.).