СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ / SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES
УДК 316.61:379.8 DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.188-197
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЛЮДЬМИ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Е. В. Харьковская*, Е. В. Мирошниченко, Г. Н. Тутаева
ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгород, Россия, *[email protected]
Введение: рассматривается специфика социально-культурной деятельности с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения личности, выявляются причины, способствующие снижению уровня отчуждения данной категории граждан в условиях деятельности учреждений культуры. Раскрывается и обосновывается потенциал социально-культурной деятельности учреждений культуры по преодолению социального отчуждения личности людей третьего возраста.
Материалы и методы: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; анкетирование; наблюдение и контент-анализ. Результаты исследования: в процессе исследования авторами были разработаны и экспериментально проверены наиболее эффективные методы социально-культурной деятельности в условиях преодоления социального отчуждения людей третьего возраста. На основе проведенного исследования авторы предлагают расширить и модифицировать спектр досуговых форм и активизировать их применение в работе с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения личности. Вся работа по социально-культурной деятельности с пожилыми людьми должна быть направлена в первую очередь на оптимизацию преодоления социального отчуждения пожилого человека в обществе. Досуг пожилого человека должен быть эмоционально окрашенным, ярким, запоминающимся и вырабатывать только положительные эмоции.
Обсуждение и заключения: организация социально-культурной деятельности для пожилых людей -это огромное поле для воплощения творческих идей и задумок. Это новые подходы в работе коллектива учреждения культуры, позволяющие не только повысить интерес лиц преклонного возраста к совместному времяпровождению, общению, спаду уровня социального отчуждения личности, но и вывести взаимодействие сотрудников учреждений культуры и пенсионеров на новый уровень. Данное исследование не исчерпывает и не завершает изучение проблемы роли социально-культурной деятельности как условия преодоления социального отчуждения личности людей третьего возраста. Разработка этой темы лишь начинается и требует дальнейшего научного анализа.
Ключевые слова: социокультурная деятельность; люди третьего возраста; учреждения культуры; отчуждение личности; формы досуга
Благодарности: Выражаем благодарность Белгородскому государственному институту искусств и культуры, МБУК «Крутологский сельский Дом культуры» Белгородского района, Белгородской области за оказанную помощь в подготовке и проведении социологического исследования и написании статьи.
Для цитирования: Харьковская Е. В., Мирошниченко Е. В., Тутаева Г. Н. Социокультурная деятельность с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения: региональный аспект // Интеграция образования. 2016. Т. 20, №> 2. С. 188-197. DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.188-197
© Харьковская Е. В., Мирошниченко Е. В., Тутаева Г. Н., 2016
SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES WITH PEOPLE OF THE THIRD AGE TO OVERCOME THE SOCIAL EXCLUSION: A REGIONAL PERSPECTIVE
E. V. Kharkovskaya*, E. V. Miroshnichenko, G. N. Tutayeva
Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russia, *elena.xarkovskaya@mail. ru
Introduction: this paper discusses the specifics of socio-cultural activities with people of the third age to overcome the social exclusion, identifies reasons for the decline of alienation level in this category of citizens in conditions of activity of cultural institutions.
Materials and Methods: the authors' findings are based on the philosophical, sociological, cultural, psychological and pedagogical literature and research methodology: observation, survey and content analysis.
Results: the most effective methods of social and cultural activities in terms of overcoming the social exclusion of people of the third age were developed and experimentally tested. The main objective of the research was to examine the problems of exclusion among persons of the third age, as well as the possibilities of using social and cultural activities to overcome the social exclusion. In the paper the authors analyse the regional approach to the organisation of social and cultural activities of the elderly in institutions of social and cultural sphere. On the basis of the study the authors propose to extend and modify the variety of forms of leisure and intensify their use in working with people of the third age to overcome the social exclusion of an individual. All work on social and cultural activities with the elderly should be aimed primarily at optimising the social inclusion of elderly in society. Discussion and Conclusions: organisation of social and cultural activities for the elderly is a host of opportunities for the realisation of creative ideas. It is these new approaches to the activities of cultural institution's collective that help to enhance the interaction between cultural institutions employees and retirees. This study is not exhaustive and does not finalise the research into the role of social and cultural activities as a condition for overcoming the social exclusion of people of the third age. This topic needs further exploration.
Keywords: socio-cultural activities; people of the third age; cultural institutions; the alienation of an individual; forms of leisure
Acknowledgements: We are grateful to Belgorod State Institute of Arts and Culture and Krutologsk country house of culture of Belgorod Oblast for their assistance in preparing and carrying out sociological survey and writing papers.
For citation: Kharkovskaya EV, Miroshnichenko EV, Tutayeva GN. Social and cultural activities with people of the third age to overcome the social exclusion: a regional perspective. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 2(20):188-197. DOI: 10.15507/19919468.083.020.201602.188-197
Введение
В настоящее время происходит существенное переосмысление значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества, выполнявшей в течение многих лет роль придатка производственной сферы. Досуговая деятельность является неотъемлемой частью всей социокультурной сферы, поскольку в ней происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. Одним из приоритетных
направлений в сфере досуга в учреждениях культуры является социально-культурная деятельность.
Социально-культурная деятельность с пожилыми людьми должна быть направлена в первую очередь на совершенствование форм проведения культурно-массового досуга данной категории населения, осуществляться с применением инновационных технологий, расширением спектра социально-культурных мероприятий1.
1 Опарин Г. А. Социально-культурная работа с пожилыми людьми [Электронный ресурс]. Официальный сайт Самар. гос. акад. культуры и искусств. URL: http://www.acis.vis.ru/8/1/1_11/oparm.htm (дата обращения: 04.11.2015).
Важную роль в организации социально-культурной деятельности вышеуказанной категории населения играют учреждения культуры.
Необходимо чтобы социально-культурная деятельность в учреждениях культуры выступала как условие преодоления социального отчуждения личности. В связи с этим социально-культурная деятельность является причиной становления и преодоления социального отчуждения личности, изучения ею культурных и духовных ценностей [1].
Проблема отчуждения личности является весьма актуальной и волнующей в современном мире. В современном обществе появляются все более новые формы отчуждения, придающие проблеме глобальный характер. Кроме того, преобладает всевозрастающая тенденция проявления отрицательных отчуждающих воздействий [2].
Проблема отчуждения занимает важное место в отечественных и зарубежных исследованиях. В теориях общественного договора (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) под отчуждением понимался процесс обезличивания, деинди-видуализации социальных отношений, возникающий с передачей государству прав личности.
Люди преклонного возраста других категорий населения граждан подвергаются социальному отчуждению, что, прежде всего, проявляется в потере смысла жизни при выходе на пенсию, сокращении активной трудовой деятельности, одиночестве и безразличии со стороны окружающих, сужении круга общения.
Таким образом, социально-культурная деятельность с пожилыми людьми является одним из приоритетных направлений социально-культурной работы в России. В организации социально-культурной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать все особенности данного возраста: психологические, возрастные, социальные и социально-культурные [3].
Пожилые люди обладают богатым жизненным опытом и способны при-
нести пользу для общества, но в то же время данная категория граждан является одной из слабо защищенных социальных групп. Недопустимо, чтобы люди преклонного возраста становились замкнутыми и чувствовали себя ненужными и одинокими. Активное взаимодействие с окружающими людьми, расширение социокультурных контактов - главное условие достойной жизни. Именно социально-культурная деятельность должна способствовать удовлетворению потребностей людей в культуре, творчестве, приятном времяпрепровождении, общении и развлечении. Социально-культурная деятельность с пожилыми людьми направлена на оптимизацию преодоления социального отчуждения пожилого человека в обществе [4].
Обзор литературы
В первую очередь авторы статьи опирались на научно-теоретические исследования, отражающие различные аспекты социокультурной деятельности в России, которые нашли свое освещение в научных трудах М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. С. Запесоцкого, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Е. В. Литовкина,
A. П. Маркова, Г. Я. Никитиной, И. А. Новиковой, О. Е. Плехановой, В. М. Рябкова, В. С. Садовской, Т. И. Сапожниковой, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева,
B. Е. Триодина, Н. Н. Ярошенко и др.
Российский опыт культурно-досуго-
вой деятельности освещают В. З. Дули-ков, В. В. Туев, В. М. Чижиков. Исследования социокультурной деятельности проводились во Франции с 60-х гг. XX в. П. Бенаром, А. М. Гурдон, М. Кайресом, Р. Лабури, П. Ланграном, Ж. Левеглем, М. Леви-Котре, Э. Лембо, П. Мулинье, М. Симоно, М. Паризе, А. Тери и др.
Специфику отчуждения в современном обществе анализируют Р. Р. Ахмет-зянова, Н. Г. Гудков, Ю. А. Ляшенко, А. В. Харламов и др. В аспекте деятельности человека отчуждение рассматри-
вают А. И. Беспалов, Н. А. Денисенко,
A. Н. Палютин, социально-философский и философско-антропологический анализ проблемы отчуждения содержится в работах В. В. Дроздова, А. В. Колядко,
B. В. Парцвания-Чарайя и др.
Проблемой социального отчуждения личности детей и подростков, а также поиском путей его профилактики занимались такие исследователи, как Е. В. Змановская, Н. М. Иовчук, В. Н. Кудрявцев, Я. И. Гилинский, Ю. А. Клейберг, А. А. Сукало, И. В. Шубина, К. О. Хвостунов и др.
В целом, социально-культурная деятельность как научное направление изучено недостаточно, а система социально-культурной деятельности как условие преодоления социального отчуждения личности не была разработана в отечественной науке. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и обусловила выбор темы нашего исследования.
Материалы и методы
Проблема исследования заключается в противоречии между большим потенциалом социально-культурной деятельности учреждений культуры и недостаточным его использованием в процессе профилактики социального отчуждения личности людей третьего возраста.
Объектом исследования является социальное отчуждение личности людей третьего возраста.
Предмет исследования - социально-культурная деятельность как средство преодоления социального отчуждения личности людей третьего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; анкетирование; наблюдение и контент-анализ.
С целью выявления уровня социального отчуждения среди лиц третьего возраста нами было проведено анкетирование участников эксперимента по анкете «Насколько вы отчужденная личность?» и тестирование по методике С. А. Будасси на базе МБУК «Кру-тологский сельский Дом культуры» Белгородского района (Белгородской области).
В анкетировании приняли участие 20 чел. преклонного возраста (74 % -женщины и 26 % - мужчины). В результате опроса были получены следующие данные: 94 % опрошенных отмечают недостаток в товарищеском общении, 78 % респондентов не имеют близких людей, готовых прийти им на помощь, 84 % испытуемых довольно тяжело находят общий язык с другими людьми, 78 % пенсионеров ощущают себя брошенными, никому не нужными, проводят все свое время в одиночестве, не считают себя гармоничной личностью.
Это обусловлено рядом причин: выходом на пенсию, депрессией, болезнью, сужением круга общения с родственниками и близкими людьми и различных сфер деятельности, которые ранее были доступны для пенсионеров, что, несомненно, приводит к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству отчужденности и ненужности [5].
На следующем этапе нами было проведено тестирование по методике С. А. Будасси, которая позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение (таблица). В основе данной методики лежит способ ранжирования. В исследовании приняли участие все те же 20 чел. преклонного возраста (74 % - женщины и 26 % - мужчины) (рис. 1).
Т а б л и ц а. Показатели распределения респондентов по уровням самооценки (по методике С. А. Будасси, в %) по результатам констатирующего эксперимента T a b l e. Indicators of the distribution of respondents according to levels of self-esteem (Budassis metod, %) the results of ascertaining experiment
Уровень самооценки / Level of self-esteem Кол-во чел (%, чел.) / Number of persons (% )
Нереалистично низкая / Unrealistically low (-0,2-0) -
Низкая / Low (0-0,2) -
Ниже среднего / Below average (0,25-0,3) 2,8 (1 чел. / pers.)
Средняя / Average (0,31-0,6) 9,5 (3 чел. / pers.)
Выше средней / Above average (0,61-0,65) 30,7 (5 чел. / pers.)
Высокая / High (0,66-0,8) 34,1 (7 чел. / pers.)
Нереалистично высокая / Unrealistically high (более 0,81) 22,9 (4 чел. / pers.)
Общий уровень самооценки / Overall level of self-esteem 100 (20 чел. / pers.)
□ Ниже среднего / Below the average
□ Средняя / Central
□ Выше средней / Above average
□ Высокая / Low
□ Нереалистично высокая / Unterealistically high
Р и с. 1. Распределения испытуемых в соответствии с выявленными уровнями самооценки F i g. 1. Distribution of the tested according to revealed levels of self-esteem
Данные результаты подтвердили наши первоначальные теоретические выводы о том, что отчужденная личность - это депрессивная, угнетенная, личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
Результаты исследования
В настоящее время проблема социокультурной адаптации пожилых людей является одной из самых актуальных и должна решаться, прежде всего, путем внедрения новых форм и методов работы, направлена на повышение качества жизни пожилых людей и снижение со-
циальной напряженности среди данной категории населения [6].
Именно социально-культурная деятельность открывает новые возможности для творческой самореализации пожилых людей.
По нашему мнению, социально-культурная деятельность с пожилыми людьми в первую очередь должна быть ориентирована на привлечение внимания к проблемам пожилых людей средств массовой информации, общественности; активное включение в социокультурную деятельность граждан старшего поколения, обеспечения для них выбора досуговых занятий, многообразия форм
общения (участие в «клубной жизни», любительском движении, самодеятельном творчестве) с учетом особенностей культурных и творческих запросов пожилых людей; социальную адаптацию пожилых людей средствами культуры и искусства; решение проблемы отчуждения, общения пожилых людей, используя нравственный, жизненный опыт данной категории в проводимых мероприятиях; объединение пожилых людей (как работающих, так и пенсионеров) с целью оказания им моральной поддержки, приобщения к общественной жизни, поддержания их активной трудовой деятельности, обмена опытом работы, поиска новых форм и методов социальной и культурно-досуговой деятельности [7].
В связи с этим в Белгородской области принимаются различные программы и проекты, способствующие предотвращению социального отчуждения среди граждан пенсионного возраста. Так, для обеспечения системного подхода в организации досуга пожилых людей решением постановления администрации г. Белгорода утверждена городская программа «Активное долголетие на 2011-2015 годы»2. Ее основополагающая цель - привлечь населения пожилого возраста к инициативному участию в общественной работе и жизни города, создать условия для увеличения уровня их жизни, социального и культурного благополучия и сохранения физического здоровья.
В рамках проекта на базе оздоровительных лагерей Белгородской области успешно действует «Школа общественной активности граждан пожилого возраста», где каждый год проходят обучение 500 чел. пожилого возраста.
В процессе учебных занятий слушатели получают информацию, необходимую для дальнейшей общественной деятельности. Из слушателей «Школы общественной активности» в 27 округах областного центра г. Белгорода сформированы 27 «Активов пожилых граждан»,
члены которых входят в Советы территорий. Кроме того, выпускники Школы являются членами добровольческого движения «55+», председателями улич-комов, организаторами клубной работы, участниками городских мероприятий. Также слушатели Школы продолжают свое обучение в Университете «третьего возраста», где они получают теоретические и практические знания по курсам компьютерной грамотности, английского языка, социальной психологии.
Такая форма поддержки социальной активности пожилых людей позволяет придать их деятельности общественно значимый характер, расширить кругозор, обменяться знаниями и опытом, а главное, способствует формированию образа активного старения и долголетия среди пожилых граждан.
Школа является культурно-просветительским центром, а также тем проектом, который вносит реальный полезный вклад в развитие города.
Вторым направлением в данной концепции стало расширение волонтерского движения с привлечением в его ряды пожилых людей, стремящихся оказывать помощь обществу. Участие пенсионеров в благоустройстве своего дома, квартала, города - еще одна форма социальной активности, завоевывающая все большую популярность.
Досугом пожилых людей в Белгородской области также занимается и Белгородская государственная универсальная научная библиотека, которая одна из первых в России организовала бесплатные курсы компьютерной грамотности для людей пенсионного возраста. Две группы в составе 40 чел. в течение трех месяцев осваивали азы компьютерной грамотности.
Люди пожилого возраста особенно нуждаются в общении. Именно поэтому они с удовольствием посещают все организуемые библиотекой культур-но-досуговые мероприятия. В настоящее время в библиотеке работает 11 клубных объединений по интересам: «Клуб люби-
2 Постановление администрации г Белгорода N° 189 от 15 октября 2010 r. Городская программа «Активное долголетие на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://emsu.ru/face/me/2011/1/81.pdf
телей интеллектуального кино», «Ренессанс», авторской песни «Апрель». Уже стали традиционными краеведческие четверги в клубе «Белогорье» (отдел краеведческой литературы), на которых собирается круг лиц, интересующихся историей родного края.
Кроме того, все разнообразнее внедряются инновационные технологии в проведении культурно-рекреационного досуга среди пенсионеров, расширяется спектр культурно-массовых мероприятий в районах, селах, поселениях [8].
Анализ работы по организации досуга позволяет сделать вывод о том, что в ряде общественных организаций ветеранов, инвалидов и пожилых людей, Домах культуры, общеобразовательных учреждениях, библиотеках накоплен определенный опыт работы с данной категорией населения [9]. К решению проблем пожилых людей все чаще привлекаются организации, где они работали ранее. Культурно-массовые мероприятия для пожилых людей эффективны и востребованы, поскольку часто именно в пенсионном возрасте впервые обращаются к творчеству или возвращаются к любительским занятиям, оставленным в прошлом по каким-либо причинам. Как носители богатого жизненного опыта, культуры пожилые люди представляют собой особенно ценный контингент разнообразных клубов по интересам [10].
Для устранения отчуждения личности у пожилых людей был необходим организованный целенаправленный процесс реализации внутреннего потенциала пожилых людей посредством социально-культурной деятельности [11].
Важными компонентами данного процесса являются организаторы, пожилые люди и их взаимодействие. Среди функций социально-культурной деятельности с пожилыми людьми нами были выделены следующие:
- социокультурная адаптация и реабилитация;
- коммуникация (общение);
- жизнеорганизующая;
- релаксация и укрепление здоровья;
- духовное обогащение;
- информационно-развивающая.
Все мероприятия, проводимые в учреждениях культуры, позволят человеку, вступившему в период поздней взрослости, снять эмоциональную напряженность, повысить самооценку, сохранить и поддержать активность и психическое здоровье, расширить социальные контакты, а также предоставляют возможность необходимого в пожилом возрасте полноценного общения [12]. В процессе деятельности учреждений культуры люди пожилого возраста смогут заниматься досуговой деятельностью, не чувствовать себя брошенными и забытыми. Мы должны дать понять, что их проблемы беспокоят общество, а выход на пенсию - это ступень к достижению своих целей [13].
Обсуждение и заключения
Организация социокультурной деятельности пожилых людей в нашей стране и в регионе еще находится в стадии модернизации, постепенно превращаясь в качественно новую самостоятельную, многопрофильную область. Перспективные технологии социокультурной деятельности помогут пожилым людям почувствовать вкус к жизни, находить друзей и единомышленников, не терять жизнерадостность и даже обходиться без лекарств благодаря повышенному жизненному тонусу и физической активности [14].
Организация социально-культурной деятельности для пожилых людей - это огромное поле для воплощения творческих идей и задумок; это новые подходы в работе коллектива учреждения культуры, позволяющие не только повысить интерес лиц преклонного возраста к совместному времяпровождению, общению, спаду уровня социального отчуждения личности, но и вывести взаимодействие сотрудников учреждений культуры и пенсионеров на новый уровень [15]. Именно социально-культурная деятельность способствует удовлетворению потребностей людей в общении, культуре, творчестве, движении, приятном времяпрепровождении, развлечении.
Таким образом, социально-культурная деятельность с пожилыми людьми
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 20, no. 2. 2016
направлена на оптимизацию преодоления социального отчуждения пожилого
человека в обществе и является актуальной проблемой в настоящее время.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. АриарскийМ. А. Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 195. С. 8-15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20329580 (дата обращения: 04.11.2015).
2. Харьковская Е. В., Мирошниченко Е. В., Калашникова Н. Н. Центры реминисценции для людей третьего возраста как условие преодоления социально-культурного отчуждения личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-1 (46). С. 190-194. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21589797 (дата обращения: 04.11.2015).
3. Долженкова М. А., Мурзина О. Б. Сущность и специфика рекреативно-оздоровительной деятельности с пожилыми людьми // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2014. № 3 (131). С. 56-63. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21537192 (дата обращения: 04.11.2015).
4. Исупова О. Г. Гендер и старость: теоретические подходы // Демоскоп Weekly. 2010. № 433-434. URL: http://www.demoscope. ru/weekly/2010/0433/analit05.php (дата обращения: 04.11.2015).
5. Елютина М. Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С. 86-92. URL: http://irbis.sstu. ru/cgi-bin/irbis64 (дата обращения: 04.11.2015).
6. Моздокова Ю. С., Красильников Ю. Д., Киселева Т. Г. Пути повышения социально-культурного статуса лиц пожилого возраста // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. 2000. С. 28-35. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24396538 (дата обращения: 04.11.2015).
7. Миколайчук Е. Н. Пожилой человек в современном обществе // Мед. консультация. 1999. № 4. С. 1-5. URL: http://www.fesmu.ru/elib/Article (дата обращения: 04.11.2015).
8. Плеханова О. Е. Роль волонтерской деятельности в подготовке педагога-музыканта к социокультурной реабилитации людей пожилого возраста // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 217-220. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23460832 (дата обращения: 04.11.2015).
9. Елютина М. Э., Чеканова Э. В. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 43-49. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=17299665 (дата обращения: 04.11.2015).
10. Мурзина О. Б., Апажихова Н. В. Рекреативно-оздоровительная деятельность санаторно-курортных учреждений в исторической ретроспективе // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2014. С. 50-55. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21537191 (дата обращения: 04.11.2015).
11. Педагогика социально-культурной сферы: история, теория, практика: сборник статей / под науч. ред. Н. Н. Ярошенко, Е. В. Литовкина. Рязань, 2001. 202 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21748000 (дата обращения: 04.11.2015).
12. Сукало А. А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 70-78. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16589293 (дата обращения: 04.11.2015).
13. Соловьева Л. И. Пожилые люди и общество // Полис. Политические исследования. 1991. № 6. С. 144-148. URL: http://www.politstudies.ru/article/1381 (дата обращения: 04.11.2015).
14. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки; науч. ред. Т. Г. Киселева, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. М. : МГУКИ, 2001. Вып. 23. С. 39-47. URL: http://skdmguki.ru/magistratura/teoriya/n-n-yaroshenko-diskussiya (дата обращения: 04.11.2015).
15. Сапожникова Т. И. Социально-культурная деятельность пожилых людей как способ интеграции и адаптации в современном обществе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 5. С. 103-107. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18010386 (дата обращения: 04.11.2015).
Поступила 23.12.15; принята к публикации 11.01.16; опубликована онлайн 20.06.16.
Об авторах:
Харьковская Елена Викторовна, доцент кафедры социально-культурной деятельности ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (Россия, г. Белгород, ул. Королева, д. 7), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9207-1644, [email protected]
Мирошниченко Елена Васильевна, доцент кафедры социально-культурной деятельности ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (Россия, г. Белгород, ул. Королева, д. 7), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6705-9395, [email protected]
Тутаева Галина Николаевна, методист факультета социально-культурной и библиотечно-информа-ционной деятельности ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (Россия, г. Белгород, ул. Королева, д. 7), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2693-7710, [email protected]
Вклад соавторов:
Г. Н. Тутаева внесла весомый вклад при переводе сопроводительного текста на английский язык.
Е. В. Мирошниченко участвовала в обсуждении материалов статьи и оказывала техническую помощь при оформлении материалов.
REFERENCES
1. Ariarskiy MA. Sotsialno-kultumaya deyatelnost v usloviyakh modemizatsii dukhovnoy zhizni Rossii [Socio-cultural activities in the modernization of the spiritual life of Russia]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv = Annals of St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2013; 195:8-15. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20329580 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
2. Kharkivskaya EV, Miroshnichenko EV, Kalashnikova NN. Tsentry reministsentsii dlya lyudey tretego vozrasta kak uslovie preodoleniya sotsialno-kulturnogo otchuzhdeniya lichnosti [Centres for the reminiscences of the third age people as a condition for overcoming social and cultural alienation of the individual]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye iyuridicheskiye nauki, kulturologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki = Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice. 2014; 8-1(46):190-194. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21589797 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
3. Dolzhenkova MA, Murzina OB. Sushchnost i spetsifika rekreativno-ozdorovitelnoy deyatelnosti s pozhilymi lyudmi [The nature and specifics of recreative and recreational activities with the elderly]. Vestnik Tambovskogo universiteta: Gumanitarnyye nauki = Tambov University Bulletin: Humanities. 2014; 3(131): 56-63. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21537192 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
4. Isupova OG. Gender i starost: teoreticheskie podkhody [Gender and aging: theoretical approaches]. Demoskop Weekly. 2010; 433-434. Available from: http://www.demoscope. ru/weekly/2010/0433/analit05. php. (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
5. Yelyutina ME. Sotsialnaya gerontologiya v strukture professionalnoy podgotovki sotsialnykh rabot-nikov [Social gerontology in the structure of the training of social workers]. Rossiyskiy zhurnal sotsialnoy raboty = Russian Journal of Social Workl. 1996; 2:86-92. Available from: http://irbis.sstu.ru/cgi-bin/irbis64 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
6. Mozdokova YuS, Krasilnikov YuD, Kiseleva TG. Puti povysheniya sotsialno-kulturnogo statusa lits pozhilogo vozrasta [Ways to improve the socio-cultural status of the elderly]. In: Sotsialno-kulturnaya deyatelnost: poiski, problemy, perspektivy. 2000: 28-35. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=24396538 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
7. Mikolaychuk YeN. Pozhiloy chelovek v sovremennom obshchestve [Elderly man in modern society]. Meditsinskaya konsultatsiya = Medical consultation. 1999; 4:1-5. Available from: http://www.fesmu.ru/elib/ Article (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
8. Plekhanova OYe. Rol volonterskoy deyatelnosti v podgotovke pedagoga-muzykanta k sotsiokulturnoy reabilitatsii lyudey pozhilogo vozrasta [The role of voluntary activities in the preparation of the teacher-musician to the socio-cultural rehabilitation of the elderly]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii = Teacher Education in Russia. 2014; 12:217-220. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23460832 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
9. Elyutina ME, Chekanova EV. Pozhiloy chelovek v obrazovatelnom prostranstve sovremennogo obsh-chestva [Elderly man in the educational environment of modern society]. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological researches. 2003; 7:43-49. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17299665 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
10. Murzina OB, Apazhikhova NV. Rekreativno-ozdorovitelnaya deyatelnost sanatorno-kurortnykh uchrezhdeniy v istoricheskoy retrospective [Recreational and fitness activity spa facilities in historical perspective]. Vestnik Tambovskogo universiteta: Gumanitarnye nauki = Tambov University Bulletin: Humanities. 2014; 3(131):50-55. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21537191 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
11. Yaroshenko NN, Litovkina YeV, editors. Pedagogika sotsialno-kulturnoy sfery: istoriya, teoriya, praktika: sbornik statey [Pedagogy of the socio-cultural sphere: history, theory, practice]. Ryazan; 2001. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21748000 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
12. Sukalo AA. Samodeyatelnoye tvorchestvo v sovremennykh usloviyakh: problemy i perspektivy [Amateurish creation in the present conditions: problems and prospects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv = Bulletin of St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2011; 2:70-78. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16589293 (accessed 04.11.2015). (In Russ.).
13. Soloveva LI. Pozhilyye lyudi i obshchestvo [Older people and society]. Polis. Politicheskiye issledovaniya = Polis. Political Studies. 1991; 6:144-148. Available from: http://www.politstudies.ru/article/1381 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
14. Yaroshenko NN. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost v kontekste formirovaniya novykh kachestv sot-sialnogo vzaimodeystviya [Social and cultural activities in the context of shaping new qualities of social interaction]. In: Kiseleva TG, et al. Uchenye zapiski. Moscow, MGUKI Publ., 2001, p. 25-39. Available from: http://skdmguki.ru/magistratura/teoriya/n-n-yaroshenko-diskussiya (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
15. Sapozhnikova TI. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost pozhilykh lyudey kak sposob integratsii i ad-aptatsii v sovremennom obshchestve [Socio-cultural activities of older people as a way of integration and adaptation in modern society]. VestnikZabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta = Trans-Baikal State University Bulletin. 2012; 5:103-107. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=18010386 (accessed 04.11.2015). (In Russ.)
Submitted 23.12.15; accepted for publication 11.01.16; published online 20.06.16.
About the authors:
Elena V. Kharkovskaya, associate professor, Chair of Social and Cultural Activities, Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Korolev St., Belgorod, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid. org/0000-0002-9207-1644, [email protected]
Elena V. Miroshnichenko, associate professor, Chair of Social and Cultural Activities, Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Korolev St., Belgorod, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid. org/0000-0002-6705-9395, [email protected]
Galina N. Tutayeva, methodologist of Socio-Cultural and Library and Information Science Faculty, Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Korolev St., Belgorod, Russia), ORCID: http://orcid. org/0000-0002-2693-7710, [email protected]
Contribution of the authors:
Elena V. Miroshnichenko participated in the discussion of paper and materials, provided technical assistance in the design of materials.
Galina N. Tutayeva translated accompanying text into English.