Chernikova Elena Gennadyevna
NON-FORMAL EDUCATION .
pedagogical sciences
UDC 378:613.6
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА
© 2019
Черникова Елена Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69; e-mail: [email protected])
Аннотация. Рассматривается проблема внедрения неформального образования граждан старшего поколения в сфере досуга как технологии, направленной на профилактику одиночества пожилых людей и включение их в общественную жизнь учреждения. С помощью неформального образования решается проблема занятости граждан старшего поколения. Целью технологии неформального образования для пожилых людей является пополнение знаний и умений в области любительских занятий и увлечений, в быту, в сфере межличностного общения, для компетентного участия пожилого человека в различных видах социально значимой деятельности. Дается обзор некоторых видов неформального образования пожилых людей за рубежом и в России. Рассматриваются такие виды неформального образования как университеты третьего возраста, народные университеты, учебные отпуска, различные проекты, направленные как на получение новой профессии пожилым человеком, так и на расширение его возможностей в культурно-досуговой сфере. Представлены результаты исследования досуговой сферы и применения технологии неформального образования в Геронтологическом центре г. Челябинска. Выявлены актуальные интересы и потребности пожилых граждан. Определены приоритетные направления внедрения неформального образования, способствующие повышению активности и мотивированности пожилых людей в культурно-досуговых мероприятий, организуемых в Центре.
Ключевые слова: неформальное образование, досуг, досуговая деятельность, одиночество, пожилые люди, организация культурно-досуговой деятельности.
NON-FORMAL EDUCATION SENIOR CITIZENS IN THE LEISURE INDUSTRY
© 2019
Chernikova Elena Gennadyevna, candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of social work of pedagogy and psychology South Ural State University of Humanities and Education (454080, Russia, Chelyabinsk, 69 Lenina Ave.; e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of introduction of informal education of citizens of the senior generation in the sphere of leisure as the technology directed to prevention of loneliness of elderly people and their inclusion in public life of establishment is considered. By means of informal education the problem of employment of citizens of the senior generation is solved. The purpose of technology of informal education for elderly people is replenishment of knowledge and abilities in the field of amateur occupations and hobbies, in life, in the sphere of interpersonal communication, for competent participation of the elderly person in different types of socially important activity. The overview of some types of informal education of elderly people abroad and in Russia is given. Such types of informal education as the universities of the third age, public universities, educational holidays, various projects directed as to receiving a new profession by the elderly person, and to expansion of its opportunities in the cultural and leisure sphere are considered. Results of a research of the leisure sphere and use of technology of informal education in the Gerontological center of Chelyabinsk are presented. The relevant interests and needs of elderly citizens are revealed. The priority directions of introduction of informal education promoting increase in activity and motivation of elderly people in cultural and leisure the actions organized in the Center are defined.
Keywords: non-formal education, leisure, leisure activities, loneliness, elderly people, organization of cultural and leisure activities.
В «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» говорится: «Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений» [5]. Одной из задач стратегии является создание общества для всех возрастов, а также проявление заботы о пожилых людях. Сейчас перед государством стоит задача активного вовлечения граждан старшего поколения в жизнь общества.
Старение населения в Российской Федерации сопровождается увеличением нагрузки на трудоспособное население. «Если в 2007 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 330 человек, то на начало 2015 - 412 человек» [5]. Но многие граждане пожилого возраста продолжают трудиться. «Так на 1 января 2015 году работали 14,92 млн пенсионеров» [5]. Вместе с тем проблема трудоустройства граждан пожилого возраста не решена, не каждому пожилому человеку удается реализовать свое право на труд [9-14]. «По данным Федеральной службы государственной статистики
в 2014 году более 196 тыс. граждан старше трудоспособного возраста хотели работать, ищут работу и готовы приступить к ней» [5].
Выходом из этой ситуации может быть вовлечение пожилых людей в неформальное образование в сфере досуга.
В жизни пожилых людей досуг является важной частью жизнедеятельности. Элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, что помогает людям старших возрастов чувствовать себя в тонусе, не ощущать постоянно тяготения насущными проблемами и переживаниями. Занятия досуговой деятельностью, а также неформальным образованием помогают повысить настроение и добавить позитивных эмоций, а также разнообразить скучные будни, такие занятия дают возможность узнать что-то новое, снижают у людей пожилого возраста чувство тревоги, ощущения старости, избавляют от чувства одиночества. Доказано, что пожилые люди, занимающиеся в день своим любимым занятием или хобби хотя бы полчаса, чувствуют меньше негативных эмоций, у них более позитивный настрой на дальнейшую жизнь, они более оптимистичны и в своих суждениях и в поступках. Как указывают исследователи: «... в жизни общества досуг важен для стабильности, снятия напряжения, снижения влияния негативных социальных факторов, предотвращения социальных конфликтов, взаимосвязи между поколениями, общения,
педагогически науки
Черникова Елена Геннадьевна НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...
удовлетворения досуговых потребностей личности и т.д.» [4, 8].
Технологии досуговой деятельности для пожилых людей с каждым годом становятся все разнообразнее. Пожилые люди узнают о них из разнообразных источников: СМИ (радио, пресса, телевидение, Интернет), наружная реклама (афиши, постеры, листовки), через общение с близкими, друзьями или знакомыми, и др.
Изучение культурно-досуговой деятельности показало, что развитие сферы досуга в последнее десятилетие было направлено на разработку качественных и эффективных культурно-досуговых технологий, в частности одна из таких технологий - это неформальное образование.
Согласимся, что «неформальное образование - это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных личностных потребностей, не регламентированное местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации» [3].
Неформальное образование человек получает в течение всей жизни, но именно в пожилом возрасте человек может открыть для себя что-то новое, чего он раньше не делал, потому что попросту не знал об этом. В этом и заключается главная суть технологии неформального образования: научить пожилого человека чему-то новому не через лекции или семинары, а через практическое занятие и ненавязчивое общение и взаимодействие с ним в повседневной жизни. Главной целью технологии неформального образования для пожилых людей является приобретение новых знаний и умений в досуговой сфере и в быту, освоение новых увлечений, расширение культурного кругозора, межличностного общения. Все это позволяет пожилому человеку компетентно участвовать в различных видах социально значимой деятельности.
В настоящее время в социальной работе накоплен значительный опыт обучения и приобщения к культуре людей пожилого возраста. Существуют особые университеты третьего возраста, в которых люди старшего поколения обучаются, сдают экзамены, и даже в 75 могут получать дипломы. Это большей практикуется не только за рубежом, но находит распространение и в нашей стране. Приведем несколько примеров.
Так в Польше на базе церквей, монастырей и обычных университетов функционирует 22 университета третьего возраста, где пожилые люди, желающие чему-либо научиться, записываются на различные занятия и тренинги, которые проводятся примерно 3-4 раза в неделю. В них реализуются такие цели, как: «профилактика старения; постоянное самосовершенствование и самообразование; подготовка к пенсии (танцы, укрепляющая гимнастика, проведение семинаров по психологии и философии); подготовка к общественной деятельности (например, участие в благотворительных акциях)» [цит. по 6].
В США получила распространение концепция обучения пожилых людей Мартина Ноултона под названием оlderhostel. Обучение проводится в форме учебного отпуска, за период которого пожилые граждане знакомятся с новыми людьми, посещают новые места и получают новые знания. «Организаторами курсов являются сотрудники высших учебных заведений. Первая программа была реализована летом 1975 года в университете Нью-Хэмпшир» [цит. по 16].
В Финляндии действуют более 60-ти лет народных университетов, которые принимают всех желающих. «Они предлагают образование всем возрастным группам, а также специальное образование для пожилых. В рамках народных университетов проводятся академии для пожилых» [цит. по 17].
В Дании и Швеции обучением пожилых людей также занимаются народные университеты. «В Дании существуют даже специальные университеты для пенсионеров. Их деятельность финансируется частными лицами, министерством, а также местными органами власти»
[цит. по 16].
Интересен опыт Голландии. Там организации, связанные с обучением взрослых, часто сотрудничают «с промышленными предприятиями и сферой услуг в рамках проекта под названием «Пенсия в перспективе». Целью этого сотрудничества является предоставление возможности образования работникам, собирающимся на пенсию. Пяти - и семидневные курсы проводятся в местных центрах или организациях просвещения. Их задача - помочь людям научиться переживать перемены. Речь идет о формировании новых отношений и поведения в меняющейся жизненной ситуации» [цит. по 17].
Очень хорошо система университетов третьего возраста развита в Японии: в стране еще с 60-х годов 20 века функционирует около 45 учебных заведений для пожилых людей. Для них разработано несколько десятков разнообразных обучающих программ по различным направлениям, а также специальностям. Пожилые японцы даже после выхода на пенсию в своем большинстве продолжают вести не только активный образ жизни, но и активную трудовую деятельность. По статистике каждый пятый пожилой гражданин Японии приходит в университет третьего возраста специально получить новые знания и навыки в той или иной специальности или профессии. Досугу в японских университетах третьего возраста выделено целое направление. В рамках этого направления пожилые люди получают знания о других культурах народов земного шара, пробуют приготовить известные иностранные блюда, изготовить национальный костюм или символ того или иного народа, изучают иностранные языки и т.д.
В Российской Федерации также функционируют институты третьего возраста. Приведем несколько примеров. «В онлайн-университете на базе НИУ ИТМО развивается проект обучения пожилых людей, задачи которого: формирование информационной культуры старших поколений в России; создание системы качественного и доступного дистанционного образования для взрослых; преодоление информационного неравенства и социально-культурной исключенности пожилых граждан» [2]. Деятельность таких университетов декларируется как новая форма работы с пожилыми людьми посредством создания просветительских, учебных курсов, творческих мастерских, освоения различных учебных программ. «В Невском районе Санкт-Петербурга пожилым людям предлагается обучение в течение трех семестров с широким набором образовательных курсов. Так, на один семестр 2014 г. предлагались курсы: «Искусство быть гражданином», «Жить экологично», «Христианство. История и традиции», «Финансовая грамотность», «Журналистика», «Фотография как образ мысли», «Сам себе режиссер: делаем кино», «Издательское дело», «Музыка рядом с нами», «Английский язык», «Немецкий язык», «Живопись и рисунок», «Народная кукла», «Декупаж». В этой школе для людей старших возрастов возникают сообщества учащихся пожилых людей» [цит. по 7]. В Архангельске занятия с пожилыми людьми проводят преподаватели университетов, магистранты, студенты-волонтеры. Они обучают слушателей основам компьютерной, правовой, финансовой грамотности, правильному питанию, проводят литературные вечера, занятия хора [6].
Но все же в России такие учреждения есть далеко не в каждом, даже крупном городе. Однако на базе стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания все чаще и чаще можно увидеть применение технологии неформального образования. Например, на базе Геронтологического центра г. Челябинска в 2016-2017 году поэтапно начала внедряться технология неформального образования. В рамках пилотного проекта было организовано 2 группы по 6 человек, которые в течение трёх недель занимались с различными специалистами по нескольким направлениям неформального образования. Например, в рамках досугового направле-
Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1(3)
19
Chernikova Elena Gennadyevna pedagogical
NON-FORMAL EDUCATION ... sciences
ния с пожилыми были проведены краткие курсы лекций об интересных местах Челябинской области и мира. Организованы и проведены неоднократно различные викторины (например, «Советское кино»), турнир по настольному теннису и др.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление информированности пожилых людей о неформальном образовании и его возможностях. В рамках проведенного нами исследования было установлено, что из 50 опрошенных пожилых людей, проживающих постоянно в Геронтологическом центре чуть меньше половины пожилых людей (48%) знают о существовании технологии неформального образования и имеют достаточно широкий кругозор в области социальных инноваций и в сфере образования. Около 60% проживающих отметили, что хотят заниматься каким-либо видом неформального образования в рамках своего досуга. Вызывает также определенный оптимизм тот факт, что у 82% из числа опрошенных пожилых людей есть любимое занятие или хобби. Только 18% пожилых людей (9 чел.) указали, что не имеют хобби. Остальные 41 человек имеют следующие хобби и увлечения: музыкой и пением увлекаются 4 человека (8%), физкультурой увлекается 9 человек (18%), столько же человек (9) считают своим любимым занятием просмотр телевизора и слушание радио (18%), вышивание и вязание является хобби для 10 человек (20%), чтение является любимым занятием для трёх человек (6%), по 1 человеку (2%) считают своим хобби увлечение психологией, кулинарией, рисованием, чтение поэзии и стихов, а также прогулки.
Интересно отметить, что для 20% опрошенных (10 человек), которые составляют исключительно женщины, любимым занятием является рукоделие (вязание и вышивание), а для 9 человек, то есть 18% опрошенных, которые считают своим хобби спорт, характерна обратная ситуация: спорт является исключительно мужским хобби.
Также в рамках исследования были выявлены наиболее интересующие пожилых людей формы досуга. Результаты исследования показали, что главными видами досуга для пожилых людей, проживающих в Геронтологическом центре, являются просмотр телепередач, кинофильмов, посещение концертов, лекций и беседы на различные темы. Остальным формам досуга проживающие уделяют меньше времени: чтению или общению с кем-либо уделяют время лишь 19 % пожилых людей. А таким формам, как участие в репетициях и выступлениях, занятия физкультурой, танцами, рукоделием, рисованием, коллекционированием, цветоводством и огородничеством, чтением или написанием стихов, и чем-то другим уделяют свое время не более 5% пожилых людей. До 15% пожилых людей уделяют время таким формам досуга как настольные игры и викторины, коллективные встречи и вечера, прослушивание музыки и пение, а также экскурсии. В ответах пожилых людей мы обнаружили значительный разброс в досуго-вых предпочтениях, что может говорить о том, что значительная часть проживающих в Геронтологическом центре пожилых людей сохраняет ориентацию на социум и активную социокультурную жизнь. Они охотно вступают в контакт с организаторами досуговых мероприятий и принимают условия, задаваемые интерактивными технологиями. Кроме того, они не просто следуют предполагаемым образцам действий и «правилам игры», но также проявляют определенную инициативу, направленную на закрепление имеющихся умений, навыков или перенос их в другие жизненные ситуации.
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
- пожилые люди имеют достаточно свободного времени для реализации своих возможностей и талантов, сфера досуга достаточно разнообразна и позволяет пожилым людям продлевать свой активный период жизни.
- все досуговые мероприятия, проводимые в Геронто-
логическом центре г. Челябинска, проходят преимущественно в первой половине дня, и это позволяет пожилым людям в вечернее время выделить часть свободного времени на занятия неформальным образованием самостоятельно, без помощи специалистов.
- внедрение технологии неформального образования в досуговую сферу Геронтологического центра позволит еще больше расширить культурный кругозор пожилых людей, усилить профилактическое и терапевтическое воздействие на пожилых людей, а также создать более комфортные условия для преодоления пожилыми людьми чувства одиночества, отчуждения от общества и других негативных явлений и факторов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Досуг. Неформальное образование. Обзор внешкольного образования в Европе / под ред. Рене Кларийс. — Прага (Республика Чехия): EAICY, 2008. — 410 с.
2. Онлайн-университет третьего возраста. [Электронный ресурс] - URL: u3a.niuitmo.ru, свободный.
3. Официальный сайт Калужского областного центра медицинской профилактики / [Электронный ресурс] / http://budzdorov-kaluga. ru/ludi-pojilogo-vozrasta, свободный.
4. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. — М.: «Юристъ», 2006.
5. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс] https://rosmintrud.ru/docs/government/173.
6. Университеты третьего возраста в Польше. [Электронный ресурс] - URL: http://www.znanie.org/jornal/n3/st_obuch_geront.htm, свободный.
7. Университет третьего возраста. [Электронный ресурс] -URL: premiagi.ru>initiative/985, свободный.
8. Черникова Е.Г. Феномен бабушки в системе современных семейных отношений / Сборник статей «Роль женщины в истории, обществе, политике и науке». — СПб.: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2015. С. 266-271.
9. Ромашкина Ю.В., Морозов А.А. Местные сообщества районов Карелии в восприятии вопроса занятости пожилых людей //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 262-265.
10. Шведчикова Е.В. Сущность и проблемы организации пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 426-428.
11. Oros I.I. The role of international connections in the development of the adult education system //Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1. С. 57-59.
12. Волков А.Д. Методологические аспекты исследования политики найма в отношении пенсионеров в условиях северного региона (на примере республики Карелия) //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 74-76.
13. Ванюхина Н.В. Мотивы учения студентов «университета третьего возраста» // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 48-51.
14. Амутнов А.И. Проблемы неформальной занятости в России //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 210-212.
15. Школа Третьего Возраста. [Электронный ресурс] - URL: seniorschool.ru, свободный.
16. https://www.scienceforum.ru/2015/814/10789, свободный.
17. http://www.bestreferat.ru/referat-13 7736.html, свободный.