Научная статья на тему 'Использование спортивных средств социально-культурной деятельности в целях формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России'

Использование спортивных средств социально-культурной деятельности в целях формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КУРСАНТЫ / CADETS / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламов С. А.

В статье рассматривается возможность использования средств социально-культурной деятельности в целях формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России. Приводятся примеры реализации таких средств в практике образовательных учреждений МВД России, актуализируется значение интеграции спортивных и других видов социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SPORTS MEANS OF SOCIOCULTURAL ACTIVITY FOR FORMATION OF PRO-FESSIONAL COMPETENCE OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the possibility of use of means of sociocultural activity for formation of professional competence of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is considered. Examples of realization of such means in practice of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are given, the value of integration of sports and other views of sociocultural activity is actualized.

Текст научной работы на тему «Использование спортивных средств социально-культурной деятельности в целях формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России»

УДК: 378

СЛВарламов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В статье рассматривается возможность использования средств социально-культурной деятельности в целях формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России. Приводятся примеры реализации таких средств в практике образовательных учреждений МВД России, актуализируется значение интеграции спортивных и других видов социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: спорт, социально-культурная деятельность, профессиональная компетентность, курсанты.

Sergey A. Varlamov USE OF SPORTS MEANS OF SOCIOCULTURAL ACTIVITY FOR FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the possibility of use of means of sociocultural activity for formation of professional competence of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is considered. Examples of realization of such means in practice of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are given, the value of integration of sports and other views of sociocultural activity is actualized

Keywords: sport, sociocultural activity, professional competence, cadets.

Одной из современных педагогических реалий является необходимость формирования профессиональной компетентности, понимаемой как мера овладения компетенциями, представляющими собой требования работодателя к результатам профессиональной подготовки специалистов. Современный уровень требований к выпускникам образовательных организаций МВД России обуславливает наличие у них системы профессиональных знаний, навыков и умений, которые, с одной стороны, максимально приближены к реалиям практической деятельности, с другой стороны, надежны и эффективны [1].

Формирование профессиональной компетентности курсантов происходит в преимущественно в ходе учебно-воспитательного процесса путем взаимо-действия с педагогами и сокурсниками на сознательном и бессознательном уро-внях, посредством различных вербальных и невербальных средств. Исследование научной литературы показало, что одним из важных средств формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России может выступать организация социально-культурной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих полицейских. Такие известные виды социально-культурной деятельности как праздник, игра, любительские формы деятельности и др., уже давно применяются в ходе образовательного процесса и востребованы педагогической практикой профессиональной школы. Организация и проведение различных куль-турно-досуговых мероприятий в вузах способствует не только отдыху студентов, но и развитию профессионально-важных личностных качеств, дружелюбности, коллективизма, сплоченности и т.д.

Однако еще большую эффективность социально-культурная деятельность приобретает в том случае, когда ее содержание соответствует основному направлению профессиональной подготовки, расширяя и дополняя спектр возможностей формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Поиск таких точек соприкосновения образовательного процесса и социально-культурной деятельности возможен на основе изучения государственных стандартов, профессио-граммы и других документов, отражающих как профессиональные, так и общекультурные компетенции специалистов.

Анализ таких документов показал, что одним из важнейших показателей профессиональной компетентности сотрудника полиции является уровень его физического развития. Например, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 42.05.02 «Правоохранительная деятельность» в ряду требований к результатам освоения программы расположен ряд компетенций (ПК 7, ПК 8, ПК 9 и др.) непосредственно сопряженных с необходимостью серьезной физической подготовки.

В связи с этим физической подготовке и спорту курсантов вузов МВД России уделяется если не приоритетное, то повышенное внимание, что выражается в проведении разнообразных регулярных занятий по соответствующим учебным дисциплинам. В тоже время многие курсанты, осознавая важность физической подготовки для своей будущее профессии, занимаются спортом самостоятельно, используя ресурсы свободного времени. В этом случае можно говорить о том, социально-культурная деятельность, путем использования своих спортивных средств, способствует формиро-

ванию профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России. Иначе говоря, спорт, будучи одним из направлений социально-культурной деятельности, также может выступать и педагогическим средством, способствующим решению задач профессиональной подготовки полицейских.

В целом, роль и значение спорта как одной из разновидностей социально-культурной деятельности уже достаточно изучены в рамках теории социально-культурной деятельности. Так, например, по словам Киселевой Т.Г. и Красильникова Ю.Д, физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культивирования сё предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие, полезные для личности и общества, результаты приобщения к физической культуре [2].

По словам П.К.Кузнецова, оказывая широкое воздействие на многие сферы жизнедеятельности общества, спорт укрепляет межнациональные отношения, влияет на деловую жизнь, формирует моду, изменяет образ жизни людей. Обладая огромным гуманистическим потенциалом, спорт может оказывать мощное влияние, как на физический облик человека, так и на его духовный мир, морально-этические нормы и человеческие ценности [4].

Таким образом, можно говорить о том, что спорт является важным средством развития личности и ее включения в социокультурное пространство. Однако наряду с этим занятия спортом также важны и с профессиональной точки зрения. Как утверждает Г.Л.Миронова, установлено, что около одной трети студентов вузов считают свои занятия физической культурой, спортом и туризмом важным средством приобретения и совершенствования профессиональных навыков и качеств, социально ценных свойств личности [5].

Еще большее значение данный вывод имеет для системы профессиональной подготовки МВД России. Так, И.Ю.Кочневым по результатам проведенного исследования было выявлено, что около 40% курсантов вне зависимости от года обучения в различной степени периодичности и активности принимают участие в занятиях спортивных секций института [3].

Очевидно, что занимаясь в свободное время спортом, такие курсанты значительно совершенствуют свою физическую форму, приобретая необходимые профессионально важные качества, что в дальнейшем позволит им быть более конкурентоспособными в правоохранительной деятельности. В некоторых случаях систематизация физических упражнений и привлечение к ним значительного количества курсантов позволяет переходить на более высокий уровень социально-культурной деятельности и создавать целостные спортивные клубы на базе того или иного вуза МВД России. Например, такой клуб, носящий имя полковника милиции КВ.Еременко, создан в Московском университете МВД России, где работают 6 спортивных секций по дзюдо, рукопашному бою, боксу, футболу, плаванию, лыжным гонкам и легкой атлетике.

При этом важно осознавать что, социально-культурная деятельность курсантов вузов МВД России в области спорта не исчерпывается только лишь одними тренировками. Все большую популярность в наши дни приобретает такая форма спортивных занятий в свободное время как флешмоб и чарлидинг, сочетающие как элементы физических упражнений, так и театральной деятельности. Возрастающий интерес к таким занятиям обусловлен многие факторами, главным из которых является снижение монотонности физических упражнений, когда тренировки сочетаются с достаточно частыми публичными выступлениями, что нехарактерно для традиционного тренировочного процесса. Как правило, эти выступления всегда привлекают внимание публики, что немаловажно для стимулирования дальнейших достаточно сложных и требующих волевых усилий занятий, что также развивает необходимые полицейскому личностные качества целеустремленности настойчивости и т.д.

Другими спортивными средствами социально-культурной деятельности, способствующими формированию профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России можно считать спортивные праздники, сущность которых состоит не столько в достижении существенных спортивных результатов, сколько в популяризации самой идеи спортивного досуга и демонстрации его возможностей, в виде активного отдыха, развлечения, игры. Поэтому участие в том или ином спортивном празднике, понимание не только личной, но и общественной значимости физической подготовки дает курсантам дополнительный стимул к занятиям спортом.

Хочется подчеркнуть, что такие праздники проводятся во всех образовательных организациях МВД России, но в подавляющем большинстве не являются отдельными элементами социально-культурной деятельности и включены в состав более крупных мероприятий, проводимых внутри

вуза, что не позволяет в полной мере решать вышеобозначенные задачи спортивного праздника. Именно самостоятельность спортивного праздника и его обособленность от других видов социально-культурной деятельности позволяет представить это мероприятие как важное событие в жизни курсантов и вместе с тем придать ему более важное значение.

Поэтому использование спортивных средств социально-культурной деятельности позволяет решать не только утилитарные задачи физического развития курсантов, но также способствует востребованных в профессиональной среде личностных качеств будущих полицейских. Как известно, личность формируется в целом, а не по частям, и физическое развитие курсантов детерминирует становление духовных, и в том числе профессионально важных качеств. Безусловно, имеет место и обратный процесс, когда изменения во внутреннем мире курсанта могут становиться причинами его физического развития.

Исходя из этого в качестве спортивных средств формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России также могут выступать и другие виды социально-культурной деятельности: художественные, рекреационные, зрелищные и т.д. Так, возможны различные сочетания спорта и художественных искусств, например, в виде спортивного танца. Рекреационные виды социально-культурной деятельности и спорта могут сочетаться в виде активного отдыха на земле (альпинизм, сноубординг, туризм в его различных разновидностях и др.), в воздухе (парашютизм, парапланеризм, воздухоплавание и др.), на воде (серфинг, парусный спорт и др.). Интеграция зрелищных видов социально-культурной деятельности и спорта наиболее часто осуществляется в форме просмотра спортивных соревнований различной направленности.

Но и результаты использования этих спортивных средств формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России также носят интегрированный характер, включая в себя не только физическое развитие будущих полицейских, но и их потребностно-мотивационную сферу, а также личностные качества.

Таким образом, спортивные средства социально-культурной деятельности являются важной основной формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России. В качестве таких средств могут использоваться как сами спортивные упражнения, так и сопряженные с ними виды социально-культурной деятельности, способствующие освоению профессиональных компетенций сотрудника полиции.

Литература

1.Дмитраков AM., Алексеев H.A., Кутергин Н.Б., Крамской С.И. Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. - № 2. - С. 42-45.

2. КиселеваТ.Г., Красильников Ю.Д Социально-культурная деятельность: учебник - М.: МГУКИ, 2004. -с 219.

3.Кочнев И.Ю. Основные направления процесса формирования культуры досуга курсантов вузов МВД России // Актуальные исследования и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции (14 октября 2017г., г.Самара). - Самара: ЦНИК, 2017. - С.49-52

4. Кузнецов П.К. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности // Научные труды Северо-Западного института управления. 2012. - Т.З. - № 1. - С. 501-506.

5. Миронова Г.Л. Физическая культура, спорт и туризм как средства подготовки кадров высшей квалификации // Аграрный вестник Урала. 2012. - № 10-1 (102). - С. 47-49.

References

1. Dmitrakov А.М., Alekseev N.A., Kutergin N.B., Kramskoj S.I. Formirovanie professional'no-psihologicheskoj go-tovnosti specialists v obrazovatel'nyh organizacijah MVD Rossii // Problemy pravoohranitel'noj dejatel'nosti. 2013. - № 2. - S.42-45.

2.KiselevaT.G„ Krasil'nikov Ju.D. Social'no-kul'turnaja dejatel'nost': uchebnik - M.: MGUKI, 2004. -s. 219.

3.Kochnev I.Ju. Osnovnye napravlenija processa formirovanija kul'tury dosuga kursantov vuzov MVD Rossii // Aktual'nye issledovanija i innovacii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (14 oktjabrja 2017g„ g.Samara). - Samara: CNIK, 2017. - S.49-52

4.Kuznecov P. К Gumanisticheskie cennosti massovogo sporta kak sredstvo formirovanija vsestoronne razvitoj lichnosti // Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravlenija. 2012. - Т.З. - № 1. - S. 501-506.

5. Mironova G.L. Fizicheskaja kul'tura, sport i turizm kak sredstva podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii // Agrar-nyj vestnikUrala. 2012. - № 10-1 (102). - S. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.