ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ СТРЕССОАДЕКВАТНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В САМОЗАЩИТЕ А.А. КАДОЧНИКОВА И РАЗДЕЛЕ БПБ НФП-96
А.Н. КУЗЬМИН,
Современное состояние специальной физической подготовки (СФП) в силовых структурах России на концептуальном уровне наиболее рельефно нашло свое отражение в положениях системы самозащиты А.А. Кадочникова. Находясь в единой парадигме научного знания с действующими нормативными актами по СФП, образованной механистическим детерминизмом и принципом рефлекторной дуги, автор усматривает новизну запатентованного способа самозащиты в максимальной простоте и экономичности действий, а также в ином тактическом характере построения защиты — вне прямого силового столкновения с атакующей стороной. Это позволяет существенно поднять эффективность обучения. Но если обучить запатентованному способу, по мнению автора, возможно любого желающего без повышения его общей и специальной физической и психологической подготовленности, то возникает вопрос о способности таких специалистов к реальному применению освоенных приемов в экстремальных условиях противоборства. С этой целью рассмотрим описание изобретения из психологической системы координат, образованной деятель-ностным подходом А.Н. Леонтьева (1977), учением Н.А. Бернштейна (1947, 1991), единой теорией психических процессов Л.М. Веккера (2002), теорией стресса Г. Селье (1960,1982) и теорией саморегуляции, разработанной в исследованиях Л.Г. Дикой (1983—2002), Ю.А. Голикова и А.Н. Костина (1999), О.А. Коноп-кина (1977-1995), В.И. Моросановой (1995-2001), А.К. Осницкого (1994), А.О. Прохорова (1996-2005).
Результаты проведенных исследований позволяют утверждать следующее: психологическое, функцио-нально-деятельностное содержание физиологической по своей сути реакции общего адаптационного синдрома, или стресса весьма продуктивно может быть выражено в рамках теории и понятийного аппарата Н.А. Бернштейна.
В соответствии с принципом активности и со схемой рефлекторного кольца Н.А. Бернштейна в актах жизнедеятельности организма определяющую роль играют внутренние родовые программы. Задавая общий план действия, родовая программа определяет сообразие с логикой предмета деятельности. Вместе с тем программой определяются не только командные сигналы, но и воспринимаемые в конкретной ситуации внешние стимулы, с опорой на которые организуется движение. В экстремальных ситуациях жизнедеятельности родовая программа учитывает и
кандидат психологических наук
решает буквально все — что и как надо делать, как и на что реагировать.
Системно-структурным результатом информационного процесса ориентировочной деятельности субъекта служит образ мира в нормальной родовой программе (Д), трансформирующийся до специфического оперативного образа мира в соответствии с каждой иной родовой программой. Интегральное рассмотрение содержания системы оперативных образов мира, детерминированных единым задаче-сообразным принципом, позволяет построить конструктивный объяснительный механизм процесса саморегуляции. При этом значительную сложность для понимания механизма преобразования в экстремальных условиях процесса саморегуляции представляет дискретно-импульсный характер перестроения режимов функционирования субъекта или его функци-онально-деятельностных родовых программ.
С момента начала противоборства осознанная и произвольная саморегуляция преобразуются в авторегуляцию, преимущественно действующую в период с начала переходного процесса и до завершения дискретно-стабильного функционирования родовой программы с конкретным ведущем уровнем, определенной структурой фонов и специфическим оперативным образом мира. Цель авторегуляции — вхождение субъекта в наиболее специализированную родовую программу, наиболее адекватную каждой ситуативной задаче в процессе деятельности противоборства. Достижение в ходе авторегуляции оптимального состояния происходит в результате функционального перестроения действующих связей элементов и организации наиболее специализированной и экономичной, наиболее задачесообразной системы обеспечения продуктивной деятельности.
Вместе с тем результаты выполненных исследований зафиксировали зависимость смыслового содержания оперативно-боевой деятельности от информационной полноты оперативно-специализированного образа мира субъекта. Субъекту, достигшему уровня мастера противоборства, соответствует определенная ценностно-смысловая структура личности, что влияет на детерминацию адекватности оперативно-специализированного образа мира отражаемой действительности. Весьма актуальным становится вывод о том, что востребованная структура личности успешно формируется в развивающейся деятельности противоборства, в иерархической системе ведущих деятель-ностей, но при обязательном условии обеспечения их
нравственного фундамента в виде усвоения субъектом высших смыслов деятельности и человеческого бытия. Столь многофакторная система саморегуляции действительно оказывается весьма сложным и длительным процессом для освоения. Но только в развивающейся деятельности удается достичь устойчивого развития самого субъекта, сформировать личность мастера, личность профессионала.
Исходя из данных положений, проведем анализ изобретения А.А. Кадочникова. Запатентованный способ самозащиты содержит в описании психологическую составляющую, которая входит составной час -тью в формулировку заявленного способа. «Защищающийся в момент нападения производит релаксацию своего тела в режиме «напряжение — расслабление», что позволяет ему сосредоточиться, представить план освобождения, соответствующий возникшей ситуации, сконцентрировать все возможности организма и вложить их в осуществление намеченного плана противодействия нападающему.» По-видимому, согласно приведенному описанию, у автора не возникает сомнения в сохранении способности субъекта к адекватной саморегуляции в условиях возрастания субъективной напряженности вплоть до ее экстремальных значений.
Действительно, в механосообразной логике отсутствует объяснение причины образования того или иного двигательного рефлекса, механизма его зада-чесообразного построения. В организуемом на таком основании педагогическом процессе по самозащите А.А. Кадочникова или по СФП (в МО РФ — «Рукопашный бой», а фактически только его отдельные приемы, в МВД РФ — «Боевые приемы борьбы») вся многогранная сфера реальности подменена мельчайшим ее диапазоном, лимитированным схемой «стимул — сознание — реакция». Однако практический тренинг среднего звена схемы средствами СФП до сих пор не создан. Основной упор сделали на коммунистическую идеологию и на формирование «целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания». Закрепленное в нормативных источниках требование (от текста присяги и до НФП) по проявлению в процессе выполнения служебных обязанностей приведённых качеств, в свою очередь опирающихся на необходимый уровень «психической устойчивости, уверенности в собственных силах, готовности к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок» (цит. по НФП-96), однозначно понимается личным составом как необходимость постоянного удержания психического состояния на нормальном уровне при любом изменении условий деятельности.
В учении Н.А. Бернштейна нормальное психофизическое состояние взрослого человека соответствует родовой программе с ведущим уровнем (Д). Это позволяет субъектам такого педагогического процесса проявлять в процессе СФП максимум «ручной ловкости» (термин Н.А. Бернштейна), обеспеченной движениями преимущественно рук, при отсутствии
существенной энергетической составляющей движения, развиваемой остальными звеньями, несущими основную массу тела.
С позиций механики и в системе координат родовой программы с ведущим уровнем Д очевидно, что «анатомически менее массивные звенья тела способны к более координированным движениям». Но в соответствии с задачесообразной логикой, в случае необходимости набора движением максимальной энергии и одновременно наличием субъективно полной уверенности о месте приложения силы активируется родовая программа с ведущим уровнем В (уровень синергий). Но здесь наблюдается утрата «ручной ловкости» и доминирование «ловкости телесной» (термины Н.А. Бернштейна), т. е. приоритет в координации переходит к более протяженным и массивным динамическим цепям. Но прежде всего изменяется образ мира до его специфически оперативного содержания. В теории Г. Селье это будет соответствовать наступдению в организме реакции общего адаптационного синдрома или в сфере психологии — «состояния боевого стресса».
Установлено, что в таких условиях осознаваемая управляемость отдельными кинематическими звеньями конечностей утрачивается. Элементарный арифметический подсчет, основанный на знании скорости движения нейрона и длины его пути, констатирует, что время движения кулака к цели значительно меньше времени детального осмысления атакуемым всего происходящего, а тем более времени одновременного составления плана предстоящих действий. Кроме того, провести релаксацию в тот момент, когда субъекта очевидно калечат и убивают, сможет далеко не каждый, и тем более это относится к «...женщинам и детям, физически не подготовленным людям, в том числе людям с ограниченными функциональными возможностями». Да и психофизическое состояние так называемого боевого стресса, который явно игнорируется автором, характеризуют не сложности с возможностью сосредоточиться, а экстремальная степень сосредоточения на источнике опасности. Максимальная концентрация внимания на объекте, вплоть до наступления эффекта туннельного зрения, — компонент системы экстренной мобилизации возможностей всего организма в борьбе за выживание.
Скорости переключения родовых программ, определяющих психофизическое состояние человека, значительно превосходят скорость произвольных и осознаваемых процессов, характерных для ведущего уровня (Д). При этом изменяются и режимы функционирования системы психических процессов — ощущений, восприятия, мышления, внимания. В соответствии с закономерностью, выявленной Н.А. Бернштейном, в сферу осознания «попадает только то, чем управляет ведущий уровень этого движения». Поэтому в случае успешного сосредоточения внимания на ощущениях в точке соприкосновения двух тел немедленно выключится перцептивная сфе-
ра программы (Д) с соответствующим изменением самой родовой программы на нижележащую (В).
В реальном или специально моделируемом противоборстве в фокусе внимания субъекта находится только источник опасности в актуально избранной психической системой форме отражения. Поэтому перевод внимания из пространства противоборства в точку контакта будет означать утрату контроля над ситуацией и соответствующее импульсное возрастание неопределенности, т. е. наступление вторичного стресса (дистресса) со всеми его негативными процессами и последствиями.
Кроме того, с началом поединка собственная чувствительность субъекта к боли экстремально падает, наступает эффект боевой анестезии. Поэтому место и направление воздействия противника может ощущаться атакуемым весьма неопределенно.
Следовательно, описание способа самозащиты в диапазоне родовой программы (Д), как и формирование умения выполнять приемы только в учебных условиях, совсем не означает возможности его реализации в экстремальном процессе противоборства. Более того, Н.А. Бернштейн указывает, что одной из причин разрушения навыка является его формирование «не в том ведущем уровне, в каком ему по-настоящему надлежит идти...». И далее: «Если он (упражняющийся. — А.К.) заучил телодвижения пловца, лежа животом на скамеечке и двигая конечностями по воздуху, и т.п., его труды пропали даром и ничего, кроме деавтоматизаций, не принесут, когда он перейдет на настоящую работу». Таким образом, осваивая только класс движений из родовой программы (Д), субъект оказывается беспомощным при спонтанной для него, но объективно задачесообразной активации программы (В). Организованный в пределах рефлексологической парадигмы процесс СФП порождает только иллюзию формирования навыка (в понимании его Н.А. Бернштейном) или только навыка выполнения приема, но не его применения, и вследствие этого неспособность его реализации в реальных условиях противоборства с противником.
К сожалению, в публикациях А.А. Кадочникова и В.П. Данилова, как и во всех действующих НФП, рассматриваются только вопросы усвоения учебного материала в виде отдельных приемов самозащиты в родовой программе (Д), но деятельность противоборства, представляющая собой процесс активации иных родовых программ, пребывания в них субъекта и адекватной его саморегуляции, не моделируется, а значит, отсутствует критерий истинности сформированных навыков.
Исследованиями установлено, что в условиях соревнований по рукопашному бою (по правилам МО РФ или НФ РБ РФ) способ А.А. Кадочникова не только не проявляется, но показывает отрицательный результат. Специалисты по русскому стилю, прошедшие подготовку исключительно в пределах рассматриваемого способа самозащиты, не способны вести поединок по правилам спортивного, служеб-но-прикладного единоборства, как и специалисты
по представленному в описании изобретения аналогу - самозащите самбо (не путать со спортивной борьбой самбо!). Не желая разрушения имиджа стиля, сам А.А. Кадочников и его последователи формулируют тезис об искусственности соревновательных поединков, об их оторванности от реального рукопашного боя. Но при этом судят о процессе моделируемого противоборства исключительно с внешней стороны и из одного узкомеханистического измерения.
Таким образом, запатентованный способ действительно позволяет использовать его в целях обучения оригинальной технике самозащиты и формирования умений выполнения приемов «.широкому контингенту людей, в том числе плохо физически подготовленным, а также женщинам и детям». Но применение освоенных приемов в реальных условиях моделируемого противоборства преимущественно удается только субъектам, имеющим определенный опыт саморегуляции, приобретенный в соревновательной деятельности в различных видах спортивного единоборства.
Основное отличие единоборцев от выполняющих приемы - опыт саморегуляции в целостной деятельности противоборства. Последний характеризуется освоением субъектом всего диапазона измененных психических состояний, т. е. иных психофизических родовых программ за пределами привычной программы (Д). И если в систему А.А. Кадочникова входит способ предоставления широкому кругу занимающихся русским стилем, ключа или кода, для индивидуального вхождения (погружения) в необходимую родовую психофизическую программу, обеспечивающую декларируемую и демонстрируемую лично автором эффективность действий его самозащиты, то необходимо выстраивать и соответствующую психолого-педагогическую систему с обозначением «света в конце туннеля».
В Японии в целях адекватного восприятия и осознания принципов ведения борьбы и формирования чувства момента для выведения противника из равновесия уже не одно столетие с успехом используется комплекс (ката) из пяти принципов. Дзигаро Кано называл данный комплекс сердцем дзюдо. Комплекс из пяти принципов в отдельных литературных источниках именуется, как «ката пяти стихий» и выражает посредством движения психологические постулаты единоборства:
1) принцип концентрации энергии и действия (направленное воздействие);
2) принцип реакции и несопротивляемости (тактическая гибкость, уклончивость);
3) циклический принцип круга, или вихря (использование центробежных и центростремительных сил, динамики движения всего тела);
4) принцип раскачивания маятника (подготовка и выполнение действия, «прилив и отлив»);
5) принцип пустоты, или инерции.
В процессе единоборства в ощущениях борца определенного уровня подготовленности эти принципы
постоянно комбинируются. Дзигаро Кано говорил: «Изучайте ката пяти принципов и вы увидите истинный смысл применения базовой техники дзюдо». В классическом дзюдо данная ката изучается на первом этапе обучения, хотя в этот период она не может нести для занимающегося иного смысла, кроме как на уровне кинематики движений, т. е. внешней формы. Будучи по своей психологической сути высшей ката, данный комплекс повторяется на всем протяжении совершенствования в дзюдо. Вместе с тем, являясь многоуровневым и межпредметным концентратом мудрости Востока, проявленной посредством движений в условиях единоборства, данные принципы актуальны для иных форм противоборства в динамике их развития — от выведения из равновесия на физическом уровне до уровня его стрессоадекватной саморегуляции и построения специфического оперативного образа мира субъекта в родовой программе (Е).
Одним из главных элементов, отличающих систему айкидо от других видов самозащиты, выступает психотехника саморегуляции. Здесь продуктивно используется тренинг по формированию единой системы психических процессов (психических функций) и достижению необходимого уровня психического отражения в процессе противоборства.
Механизм функционирования психического отражения выражен в четырех принципах:
1) централизации;
2) расширения;
3) направляющего контроля;
4) сферичности.
Данные принципы имеют универсальный характер и используются для объяснения двигательных действий. Техника приемов айкидо классифицирована по круговым фигурам. На этом же основана тактика самозащиты, системно достраивающая так называемую динамическую сферу. Стратегия айкидо состоит в вовлечении атакующих действий противника в круги нейтрализации агрессии. По мнению Марихэ-ма Уэсибы, в динамической сфере техники и тактики айкидо объединяются и совместно действуют указанные принципы функционирования психического отражения. В результате получается формула решения любой функциональной задачи, возникающей во время атаки противника. Любое агрессивное движение, любая техника или способ атаки могут быть втянуты во вращающуюся сферу вокруг вашего центра и затем отведены в сторону с целью рассеивания или нейтрализации.
Основоположники отечественной системы служеб-но-прикладного единоборства В.С. Ощепков (1927, 1930, 1934), В.А. Спиридонов (1927, 1928, 1933), В.П. Волков (1940), А.А. Харлампиев (1958, 1964) и их последователь А.Н. Кустов (1985) предлагали организовывать процесс СФП в единстве двух частей: первая — отдельные приемы, отличающиеся своей травмоопасностью и потому не совместимые с поединками; вторая — спортивный раздел в виде учебно-тренировочных занятий по определенным видам единоборства, включая проведение соревнований с
обязательным участием всех сотрудников. Каждым автором разработаны методики занятий, порядок проведения и правила соревнований.
Основываясь исключительно на личном опыте и творческой интуиции, классики СФП понимали, что даже пребывая в программе Д, возможно осваивать класс движений, адекватных программе В, и соответственно осваивать технику приемов противоборства, адаптированную под класс движений программы В. Тем не менее детерминантой остается спортивный поединок, объективирующий реальный класс движений с задачесообразными характеристиками и адекватной саморегуляцией. Но пережить, понять и принять задачесообразное изменение образа мира до его специфических состояний, освоить переход саморегуляции в авторегуляцию и преодолеть собственные слабости и комплексы возможно только посредством поединка в спортивной форме.
Во всех видах спортивного и служебно-прикладного единоборства, моделирующего в процессе реального поединка и действия, и циклы деятельности противоборства, формированию и совершенствованию родовой психофизической программы В отводится значение базовой структуры. При этом учебно-тренировочный процесс организован для достижения психолого-педагогических целей по параметру энергетического содержания движений путем развития от первоначально достигаемых значений до максимальных индивидуально возможных (от Д к В) с последующим совершенствованием до их достаточного (от В к С1 ) и далее до ситуационно-необходимого значения (от С1 к Е).
Однако данная проблема формально оказалась за пределами и рефлексологической парадигмы, и СФП, и психологического знания в ретроспективе на конец 30-х гг. прошлого века, а потому не могла быть должным образом воспринята советским руководством. Предложенный классиками отечественной СФП «ключ от дверей профессионального мастерства» в виде иерархически-системного тренинга стрес-соадекватной саморегуляции оказался невостребованным по настоящее время.
Поэтому если в самозащите А.А. Кадочникова определенного ключа или кода к процессу стрессоа-декватной саморегуляции не существует, то остается только один путь адепта любого единоборства — совместное с тренером восхождение в индивидуальном развитии в деятельности противоборства от одного спортивного поединка к другому. И в этой системе формирования стрессоустойчивой деятельности противоборства способ самозащиты А.А. Кадочникова может гармонично занять место на верхних уровнях иерархии, где его могут постигать и реализовывать уже состоявшиеся воины, практически овладевшие системой родовых программ от А до Е. Максимальная эффективность заявленного способа самозащиты А.А. Кадочникова может быть реализована в имеющейся системе подготовки личного состава в разделе БПБ и рукопашного боя «Специальные комбинированные приемы и действия».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
......................... -Ф'
1. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Мед-гиз, 1947.
2. Он же. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
3. Вестбрук А, Ратти О. Айкидо и динамическая сфера / пер. с англ. — К.: София, 1997.
4. Данилов В.П. (Стрельцов И.) Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова (серия «Ратник»). — Краснодар: Кубаньпечать, 2001.
5. Данилов В.П. (Стрельцов И.) Основы рукопашного боя (армейский вариант на основе системы А.А. Кадочникова). — Краснодар: Когорта, 2004.
6. Кадочников А.А. Патент Российской Федерации (19) RU (11) 2159580 (13) С2 (51) 7А61В10/00, А63В21/00 с приоритетом от 24 августа 1998 г. «Способ А.А.Кадочникова самозащиты от нападения».
7. Кадочников А.А., Ингерлейб М.Б. Специальный армейский рукопашный бой: система А. Кадочникова (серия «Мастера боевых искусств»). — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
8. Кузьмин А.Н. Механистический детерминизм систем боевой подготовки европейских государств и трансцендентность психологии противоборства. Монография (серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»). — Ставрополь: Сервисшкола, 2004.
9. Он же. Процесс формирования личности мастера боевого контакта. Монография (серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»). — Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
10. Он же. Инновационная технология подготовки к стрессоустойчивой оперативно-боевой деятельности противоборства. Монография. (серия «Мастерство профессионала — оружие антитеррора»). — Ставрополь: Сервисшкола, 2006.
11. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.
12. Ошанин Д.А Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология (теория, методология, практическое применение). — М.: Наука, 1977.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА И ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДХОДУ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Воспитание—самое святое из всех святых дел.
Святитель Феофан Затворник
Некоторым руководителям кадровых и воспитательных аппаратов индивидуальный подход в воспитательной работе представляется суммой таких действий, как беседа, знакомство с семьей сотрудника, учет его наклонностей и т.п. Этого крайне мало. Основной предпосылкой для успешного решения проблемы дифференцированного подхода должна быть индивидуальная психолого-физиологическая характеристика объекта воспитания. Необходимо точно наметить узловые моменты, определяющие влияние милицейской профессии на личность, а также качества, обязательные для личности сотрудника органов внутренних дел. Исходя из этого, следует разработать критерии и методы исследования личного состава в целях подбора наиболее эффективных средств воспитания, способов оптимизации психолого-педагогической деятельности (труда).
С незапамятных пор подмечено: профессия накладывает отпечаток на человека. Подобное утверждение особенно справедливо в том случае, когда человек, образно выражаясь, прикипел душой к делу, ярко проявляется и самоутверждается в нем, соответствует ему всеми гранями своей натуры. Недаром ходит молва, будто смотритель маяка моментально просыпается, когда гаснет «путеводная звезда» моряков; точно так же и моториста будит тишина, наступившая из-за
С.С. ПЫЛЕВ
остановки двигателей. В каждой профессии вырабатывается определенный стереотип поведения.
Всякий руководитель, решая воспитательные задачи, обязан исходить из особенностей профессии.
Недавно мне довелось прочитать статью одного руководителя воспитательного аппарата. В статье, в частности, говорилось: воспитательное воздействие, цель которого заключается в том, чтобы каждого участкового уполномоченного отличали подлинный профессионализм, правовая и общая культура, высокая принципиальность, инициативность, должно быть и постоянным, и многогранным. Все это, разумеется, бесспорно. Но как этого добиться? Что именно надо сделать, чтобы эффективно управлять поведением участковых уполномоченных? Я часто слышал, что рецепты военной педагогики и военной психологии пригодны на все случаи жизни применительно к органам внутренних дел. Так ли это?
В одном из учебников военной психологии сказано: «Управление поведением прямо не связано с коренными изменениями относительно устойчивых психических свойств... Специфика военного дела такова, что командир и воспитатель не могут ждать, пока дисциплинированность достигнет высокого уровня. Задача состоит в том, чтобы побудить даже недисциплинированного военнослужащего на первых порах хотя бы внешне (по результатам деятельности) поступать дисциплинированно в каждый данный момент времени, качественно выполнять должностные обязанности».