Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
УДК 355/359
Владимир Михайлович ДВОРКИН,
доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
dvorkin528@mail. ш
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
НАРКОКОНТРОЛЯ
FEATURES OF FORMATION OF SERVICE SPECIFIC MOTOR SKILLS IN TRAINING OF OFFICERS OF DRUG CONTROL BODIES
Статья посвящена вопросам оптимизации учебно-тренировочного процесса сотрудников органов наркоконтроля, использованию соревновательных поединков при формировании служебно-прикладных двигательных навыков.
The article is devoted to the optimization of the training process of officers of drug control bodies, the use of competitive duels in the formation of service specific motor skills.
Ключевые слова: физическая подготовка, профессиональная деятельность, соревновательные поединки.
Keywords: physical training, professional activity, competitive duels.
Руководство ФСКН России в настоящее время принимает различные меры, направленные на повышение эффективности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. Осуществляются мероприятия, необходимые для повышения уровня физической подготовленности как важнейшей составляющей профессионального мастерства сотрудников органов наркоконтроля.
В ходе оперативно-служебной деятельности сотрудники органов наркоконтроля пресекают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, задерживают лиц, подозреваемых в этих преступлениях. Задержания преступников, как правило, связаны с применением физической силы, приемов рукопашного боя и специальных средств.
В Программе, регламентирующей организацию оперативно-боевой и физической подготовки сотрудников органов наркоконтроля, все приемы с применением физической силы объединены в разделе "Рукопашный бой".
Содержание данного раздела не совсем соответствует его названию в общепринятом понимании как спортивного единоборства или военно-прикладного противоборства. Он содержит и спортивные приемы, и специальные служебно-прикладные двигательные действия, культивируемые исключительно в правоохранительных органах. Это означает, что количество изучаемых сотрудниками приемов достаточно большое. Если спортивную часть рукопашного боя сотрудники могут изучать и совершенствовать в различных спортивных секциях (по боксу, борьбе, восточным единоборствам), то специальный раздел руко-
¡Алгоритмы высшей школы
пашного боя рассматривается только на занятиях по физической подготовке в правоохранительных органах. К служебно-прикладным приемам можно отнести болевые приемы в стойке, действия с угрозой применения табельного оружия, личный досмотр, одевание наручников, групповое задержание правонарушителя и другие двигательные действия.
Для решения оперативно-служебных задач сотрудники органов наркоконтроля должны иметь высокий уровень физической подготовленности и владеть навыками рукопашного боя. Формирование навыков применения физической силы, приемов рукопашного боя осуществляется на специальных занятиях, которые должны проводиться на высоком организационном уровне. При этом содержание учебного материала должно, в первую очередь, иметь служебно-прикладную направленность, т.е. должны развиваться физические качества и формироваться двигательные навыки, необходимые для осуществления служебной деятельности.
Одной из особенностей службы оперативных сотрудников является невозможность регулярно посещать плановые занятия по физической подготовке, в связи с этим повышается значимость каждой минуты, проведенной ими в тренировочном зале.
Немаловажно, чтобы изучаемые приемы рукопашного боя были относительно простыми, надежными, соответствовали уровню физической подготовленности сотрудника и одновременно были эффективными при задержании правонарушителей.
Считаем, что существует необходимость дальнейшего изучения различных методик преподавания рукопашного боя в силовых структурах, в результате чего возможно повышение эффективности занятий по физической подготовке. Необходимость совершенствования методик обучения приемам рукопашного боя, внедрения инновационных подходов к организации и проведению занятий по физической подготовке с сотрудниками правоохранительных органов отмечается в методических рекоменда-
циях, сформулированных по итогам проведения международных и всероссийских научно-практических конференций. [См. подр.: 2, с. 125-131]
Применение сотрудниками органов наркоконтроля физической силы может иметь различные формы, которые представлены в существующих видах единоборств.
Единоборство: 1) бой двух противников один на один без применения огнестрельного оружия; 2) вид спортивного состязания, в котором два участника физически противодействуют друг другу с целью выявить победителя в схватке, используя либо только физическую силу, либо также различное спортивное снаряжение и ручное холодное оружие.[5]
Представленное определение указывает на двойственную природу современных видов единоборств - это спортивные и боевые единоборства. В основе данной классификации находится, прежде всего, цель, которую преследуют состязающиеся соперники, а также условность-реальность поединка.
Данная классификация не единственно возможная. Так, А.Е. Тарас приводит типичный ряд классификаций единоборств, широко представленный в литературе.
По специфике технических приемов он выделяет следующие виды единоборств [4]:
1) ударные - использующие только удары. В качестве примера ударных единоборств приводится бокс, тайский бокс, кикбоксинг и все их разновидности;
2) борцовские - использующие только захваты, броски, удушения, болевые рычаги и выкручивания. Мы считаем, что к этому виду следует отнести такие единоборства, как самбо, дзюдо, различные виды борьбы;
3) комбинированные - сочетающие в той или иной пропорции приемы обеих групп. В эту группу, на наш взгляд, наиболее эффективную для сотрудников органов наркоконтроля, следует включить такие единоборства, как рукопашный бой, боевое самбо, джиу-джитсу, кудо и т.д.
Регулярно занимаясь различными видами единоборств, в том числе рукопашным
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
боем, участвуя в тренировочных поединках и соревнованиях, занимающийся формирует не только двигательные навыки, позволяющие ему сохранять устойчивость и самому выполнять атакующие действия против агрессора, но и сохранять надлежащий психоэмоциональный настрой на победу. Следует отметить, что наиболее важной составляющей боевых искусств, систем самозащиты являются соревнования, поскольку они обеспечивают реализацию приобретенных умений и навыков в боевых, жестко-контактных, психострессовых ситуациях. [5, с. 17]
Обоюдная схватка учит терпению и настойчивости, учит вопреки нарастающему утомлению проявлять волю к победе и действовать по намеченному плану.
Однако на практике часто обучение прикладным видам единоборств реализуется в форме демонстрации приемов вне ситуации реального спарринга.
Процесс совершенствования в спортивных единоборствах предполагает на определенных этапах обучения проведение учебно-тренировочных и соревновательных спаррингов, целью которых является совершенствование приобретенных двигательных умений и навыков и морально-волевых качеств.
Признанный специалист по различным видам единоборств А.Н. Кочергин отмечает: "Чем больше Вы будете соревноваться, тем легче Ваша психика будет переносить стрессы, связанные с противостоянием соперникам... Соревнования должны быть как в избранном виде, так и отвлеченно-условные. В идеале Ваш арсенал должен состоять из приемов, хотя бы раз принесших Вам победу" [3].
К сожалению, при проверке уровня сформированности двигательных навыков сотрудников органов наркоконтроля акцент делается на демонстрацию приемов рукопашного боя на несопротивляющемся партнере, а не на выполнении приема в ситуации, приближенной к реальной.
Считаем, что участие в соревнованиях, пусть даже самых низших рангов, просто необходимо, потому что многократное по-
вторение атакующих и особенно защитных действий в условиях нападения соперника, который не очень хочет тебя сильно ударить, может сыграть в настоящем бою злую шутку. Особенно эта негативная сторона отработки самозащиты и бессоревновательного рукопашного боя заметна при подготовке показательных выступлений, когда вы, работая над техническими действиями, которые будете совместно демонстрировать перед публикой, замечаете, что у противника нога подлетает вверх еще до того, как вы по ней ударили. Противник на соревнованиях или в бою такой любезности вам не предоставит.
Единоборства, обеспечивают помехоустойчивость бойца и его физическую подготовленность, в то же время в определенной степени ограничивают круг дозволенных приемов, что обедняет его технический арсенал.
Специальные разделы самбо, дзюдо, рукопашного боя, имея на вооружении действительно боевые и эффективные приемы, не могут в отдельности обеспечить защищенность и боеготовность в силу невозможности их использования в соревновательных условиях, наиболее близких по психострессорным нагрузкам. Именно поэтому в таких видах единоборств, как рукопашный бой, самбо, дзюдо, существуют спортивный раздел и специальный, в котором осваивают технику боевых приемов. Можно предположить, что только занимаясь комплексно по двум разделам можно рассчитывать на успех в соревнованиях, и в реальном поединке в условиях "улицы".
По нашему мнению, обучение приемам рукопашного боя должно начинаться с формирования положительной мотивации сотрудника органов наркоконтроля. Главное условие формирования мотивации -включение обучаемого в соответствующую действительность. Ответственность за качество продукта деятельности порождает потребность в овладении ее навыками [1]. Если необходимое качество мотивации обеспечено, то успех обучения будет зависеть от настойчивости, смелости, решительности обучаемых. Если активность и на-
¡Алгоритмы высшей школы
стойчивость обучаемого во многом зависят от сложности двигательного действия, то смелость и решительность его действий определяются его предшествующим двигательным опытом и наличием мер безопасности и самостраховки, оберегающих от возможности получить травму на занятии.
На основании вышеизложенного можно предположить, что все предлагаемые в специальной литературе приемы рукопашного боя известны давно и в настоящее время новой и более эффективной может быть только система подготовки, в содержание которой входят:
- унификация содержания учебного материала;
- последовательность распределения учебного материала по времени;
- системность изложения учебного материала;
- правильно поставленная методика усвоения техники с нарастанием сложности условий служебно-прикладной направленности;
- широкое применение соревновательного метода в формировании служебно-прикладных двигательных навыков у сотрудников органов наркоконтроля;
- методика обеспечения психологической устойчивости в психострессовых условиях поединка (соревнований).
Кроме того, мы считаем, что общие закономерности спортивной тренировки (при соответствующей адаптации их к реалиям служебной деятельности) могут и должны использоваться в физической подготовке сотрудников органов наркоконтроля.
Библиографический список
1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947.
2. Дворкин, В.М. // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. -2012. - № 2 (11).
3. Кочергин, А.Н. Абсолютная беспощадность...к себе! / А.Н. Кочергин. - СПб.: Издательство "Крылов", 2008.
4. Тарас, А.Е. Боевые искусства (200 школ боевых искусств Востока и Запада) / А.Е. Тарас. - Минск: "Харвест", 1996.
5. Шулика, Ю.А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю.А. Шулика. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2004.