Научная статья на тему 'Боевые искусства в профессиональнопедагогической подготовке юношей будущих учителей'

Боевые искусства в профессиональнопедагогической подготовке юношей будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонов Андрей Романович

Профессиональная деятельность современных педагогов отличается интенсивностью, частотой ситуаций, порождающих стрессы, необходимостью систематически восстанавливаться после сильных эмоциональных переживаний. Регулярность стресса в профессионачьно-педагогической деятельности создает высокие риски формирования синдрома хронической усталости. Современный учитель нуждается в том, чтобы быть подготовленным к работе со своими психологическими состояниями. Как показывают исследования И.В.Зуба и В.Н. Чебаковой, значительные возможности в подготовке к психофизиологической саморегуляции учащихся имеют восточные оздоровительные системы и боевые искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Боевые искусства в профессиональнопедагогической подготовке юношей будущих учителей»

А.Р. Агафонов

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Профессиональная деятельность современных педагогов отличается интенсивностью, частотой ситуаций, порождающих стрессы, необходимостью систематически восстанавливаться после сшьных эмоциональных переживаний. Регулярность стресса в профессионально-педагогической деятельности создает высокие риски формирования синдрома хронической устаюсти. Современный учитель нуждается в том, чтобы быть подготовленным к работе со своими психологическими состояниями. Как показывают исследования И.В.Зуба и В.Н. Чебаковой, значительные возможности в подготовке к психофизиологической саморегуляции учащихся имеют восточные оздоровительные системы и боевые искусства.

Анализ учебной и научной литературы позволяет констатировать, что под боевыми искусствами понимают различные системы единоборств и самозащиты преимущественно восточно-азиатского происхождения, которые развивались гчавным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время «боевые искусства» практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и духовное совершенствование. Опираясь на работы Санг X. Кима, можно утверждать, что боевые искусства, культивирующие самоконтроль воина во время поединка, обладают значительными возможностями для подготовки человека к психофизиологической саморегуляции.

Одной из самых известных является практика боевого искусства ушу. Ушу как вид спорта, спортивно-боевое единоборство изучали Т.Ж. -Абовян, М.С. Лапшин, С.Ф. Лейкин, А. Френкель, Е.В. Чувалов, использование элементов гимнастики ушу в физическом воспитании различных категорий учащихся исследовали Алтанчулуу, O.A. Куликова, Ш.Ю. Шихшабеков. Алтанчулуу отмечает, что эффективность психофизического тренинга ушу базируется на методиках цигун: повышение биоэнергетического потенциала организма человека в процессе практики цзи-бэньгун происходит благодаря сочетанию техники медитации, дыхания и движения. A.B. Менхи-на и Ю.В. Менхина - так описывают соревнования в ушу: соревнования разделяются на индивидуальные, в парах и тройках. Групповые упражнения напоминают виды единоборств или схват-

ку с соперником, а основу их составляют приемы нападения и защиты. Зрительно такие поединки воспринимаются как серии быстрых и точных телодвижений с короткой остановкой между сериями в той или иной позе, глубокие выпады и приседания чередуются с движениями ударного и махо-вого характера.

Одной из известных техник боевых искусств является Джун Ри Тае Квон До, философия которой гласит, что:

- сложност и в достижении человеком счастья обусловлены тем, что люди не любят друг друга и не умеют управлять своими эмоциями;

-умениям управления эмоциями учат боевые искусства;

- благодаря тренировкам человек достигает душевного равновесия, становится честным и начинает уважать и любить других, а, следовательно, становится счастливым.

Программа занятий включает в себя: изучение техники Джун Ри Тае Квон До, основы самообороны, основы акробатики, спарринги, разбивание предметов, Кардио - Тае Квон До. По мнению X. Ким. Санга, в результате занятий боевыми искусствами у человека совершается ряд функциональных изменений:

- физические: гибкость, ловкость, внимательность, выносливость, координацию, точность и сила;

- психологические: уверенность, самооценку, убежденность и веру в успех.

Можно констатировать, что использование боевых искусств в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей позволяет

© А.Р. Агафонов, 2008

143

опираться на приемлемые с точки зрения половозрастных эталонов формы физические активности, а с другой стороны поддерживать мужественность у юношей - будущих педагогов.

В ходе исследованиями были выявлены следующие функции использования боевых искусств в профессионально-педагогической подготовке будупцих учителей'.

- подготовка будущих учителей к психофизиологической саморегуляции;

- общефизическое укрепление и оздоровление, связано для студентов с эффектом мотивированных занятий физической культурой;

- дополнительная профессиональная подготовка к осуществлению физического воспитания (показывает, что будущие учителя занимаясь на занятиях по физическому воспитанию боевыми искусствами получает дополнительную подготовку, которую он может использовать в своей работе в общеобразовательной школе; особенно актуально такая дополнительная подготовка для учителя малочисленной сельской школы);

- включение в престижную сферу молодежного досуга (выражается в возможности того обстоятельства, что занятия боевыми искусствами станет важной составляющей свободного времени студентов);

- поддержка гендерной идентичности юношей - будущих учителей (обусловлена тем, что в опытно-экспериментальной работе принимали участие только юноши - студенты педагогических специальностей).

Целесообразность использования боевых искусств в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей вытекает из государственных документов. Как показал анализ Государственного образовательного стандарта по подготовке будущих учителей, в настоящее время учебная дисциплина «физическая культура» (ГСЭ.Ф.02) для студентов высших педагогических учебных заведений включает в качестве обязательного минимума ряд дидактических единиц:

- физическая культура личности;

- особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

- индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Как показало наше эмпирическое исследова-

ние эффективное использование боевых искусств в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей предполагает реализацию следующих принципов'.

- социального закаливания будущих учителей в процессе физического воспитания;

- педагогического сопровождения самосовершенствования себя студентами в сфере саморегуляции;

- управляемости психологических состояний двигательным режимом, интенсивностью и характером осуществляемых действий;

- авторитета преподавателя физической культуры.

М.И. Рожков тратует социапьное закачивание как «включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчи-вости, рефлексивной позиции».

Педагогическое сопровождение работы студентов над собой в сфере саморегуляции (О.С. -Газман, О.С. Гребенюк, О.В. Миновская, М.И. -Рожков) предполагает предоставление ребенку в открытом актуализирующем диалоге набора средств для решения задач самосовершенствования. Важной чертой педагогического сопровождения является поддержание искренности в отношениях педагога и студента обеспечение атмосферы доверия. Определенность смысла различных ситуаций педагогического взаимодействия позволяет будущему учителю осознанно вступать в общение с преподавателем. Диалогичность, основанная на взаимном уважении и равноправных позициях преподавателя и студента, обеспечивает будущему учителю возможность рефлексии полученного опыта.

Общепризнанна детерминация, когда сильное эмоциональное переживание психофизиологически проявляется в потении, дрожании рук, в рассогласованности движений. В практике спортивной тренировки вектор использования следующий: воздействие на эмоциональное состояние направленор на обеспечение правильности выполнения физических действий и таким образом достижение спортивной победы. Основываясь на подходах Б.А. Вяткина, можно утверждать, что управление внешним поведением, контроль за движениями рук и ног приводит в со-

ответствие и эмоциональное состояние человека.

В трактовке авторитета преподавателя физической культуры представляется адекватным основываться на идее «парадигме педагогики авторитета» (Г.Б. Корнетов) - «явное признание за воспитателем права определять цели воспитания и обучения, а также пути, способы и средства для достижения этих целей».

В процессе исследования были выявлены педагогические условия использования боевых искусств в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей:

- комплекс физических упражнений, тренирующих точностные движения как алгоритм психофизической саморе1уляции;

- вариативность учебно-тренировочных поединков, вызывающих у студентов сильные эмоциональные переживания и необходимость их преодолевать;

- психотехники, построенные на основе гуманистической философии боевых искусств и включающие рефлексию.

Успешность использования боевых искусств в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей обусловлена использованием в процессе физического воспитания комплекса физических упражнений, тренирующих точностные движения. При понимании точностных движений мы опирались на трактовку точности как двигагельно-координационное качества, обеспечивающего наиболее полное соответствие двигательного действия его пространственным, временным и силовым параметрам в зависимости от конкретной ситуации и условий (Д.Б. Юшкевич, В.И. Лях, О.Б. Немцев, Л.Д. Назаренко). Подтверждением правомерности данного положения выступает разработка С. А. Нагорных и О.В. Ромашиным теоретических основ антистрессовой пластической гимнастики.

Такое педагогическое условие как вариативность учебно-тренировочных поединков, вызывающих у студентов сильные эмоциональные переживания и необходимость их преодолевать предполагает-.

- при организации поединка против одного или нескольких противников, соперники подбираются с неодинаковой квалификацией и с различной манерой ведения поединка;

- преподаватель использует методы словесного воздействия, основанные на индивидуаль-

ном подходе, учитывает особенности каждого студента, с целью его морального стимулирования;

- создание ситуации по уровню сложности превышающей привычную оценку имеющихся возможностей, снимается субъективная значимость и субъективная ответственность за проигрыш и происходит мобилизация в поединке всех имеющихся физических ресурсов. Тренировочный процесс построен в логике усложнения упражнений и в сочетании новизной, преподаватель в организации процесса - конструирует ситуации исходя из индивидуально-психологических особенностей участника, ориентируясь на ситуацию преодоления привычной оценки собственных возможностей. При этом контроль безопасности сочетается с фактическим требованием продемонстрировать возможности.

Методика использования боевых искусств в подготовки будущих учителей разрабатывалась в 1996-1999 гг. в рамках деятельности спортивной секции. Организация работы предполагала пять занятий в неделю с 6-30 до 8-00 утра, группы в составе 10-12 студентов. Занятия проводились точно по программе Джун ри до (по материалам видео и аудио кассетам). В 1999-2001 гг. к программе были добавлены приемы базовой техники карате стиля сетокан, кихон (выполнение ударной базовой техники в стойке без передвижений), тактика ведения поединка с приемами карате сетокан и таеквондо Джуна ри. Постепенно в программу проведения тренировок стали добавляться элементы базовой техники других стилей боевых искусств. Техника передвижений карате, айкидо, ушу. Знакомство с базовой техникой новых стилей не противоречило достижениям поставленных задач в обучении, но потребовало более тщательного изучения вопросов тактики ведения поединка, а также целесообразности использования большинства приемов боевых искусств. В процессе изучения этой проблемы был пересмотрен ряд положений по использованию приемов боевых искусств в поединке. Часть приемов оказалась неэффективна в применении в спарринг е с одним противником, но весьма целесообразна в спарринге с несколькими противниками. После критического анализа ряд методик обучения приемам самообороны был признан нецелесообразным в дальнейшем обучении. В процессе исследования была пересмотрена методика подготовки к ведению контактного боя с одним и

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

145

более противником. Тактика ведения боя также потребовала корректировки в соответствии с постановкой задачи боя не по спортивным правилам, а с прикладной направленностью. Сегодня методика включает повседневность тренировок и событийность учебно-тренировочных поединков. Структура повседневности тренировок состоит из годового цикла и типичной формы проведения единичной тренировки. Единичная тренировка включает разминку, основную - содержательную часть и заключительную часть.

Разминка состоит из упражнений в следующей последовательности:

суставная разминка (потягивание, потряхивание);

- джунри аэробика (комплекс аэробных упражнений и элементов базовой техники стиля под музыку с точным соблюдением ритма);

- комплекс дыхательных упражнений (под счет с соблюдением ритма с медитацией);

- комплекс упражнений на растяжение и расслабление (выполнение асан хатха-йоги с ритмичным дыханием по счету и в строгой последовательности).

В основной части занятия используются: комплекс шести приемов базовой техники с заданным темпом выполнения; выполнение двенадцати базовых позиций и двенадцати базовых движений; выполнение упражнений на баланс с проведением ударов ногами; комплексы формальных упражнений (дисциплина, камза, джаюми-ни, год блэс Америка, чосонг, джастис, пийс);

комбинации ударной техники; контактные и бесконтактные ритмические поединки; шесть комбинаций атаки и защиты в паре; семь комбинаций атаки и контратаки в паре; десять приемов самообороны.

Заключительная часть состоит из: комплекса восстановления дыхания; упражнения самомассажа. В индивидуальном исполнении также требовалась медитация в дыхательных техниках: «тенджен», «ибуки» (замедленный выдох с напряжением сопровождающий движение или удар), «ногаре» (сильный вдох и принудительный выдох с целью быстро восстановить дыхание, например, после пропущенного удара). В данных техниках применение медитации приводит к лучшему осознанию и контролированию происходящих процессов. В целом было отмечено, что концентрация на выполнении любой деятельности и активной (двигательной) и пассивной (покой, расслабление) приводит к совершенствованию точностных движений, осознанию физиологических и психологических процессов и, следовательно, способности к саморегуляции и самоконтролю. Учебно-тренировочный поединок представляет собой борьбу двух и более соперников по правилам спортивных состязаний.

Результаты многолетней опытно-экспериментальной работы подтвердили справедливость гипотезы исследования о целесообразности использования боевых искусств в профессионально-педагогической подготовки юношей - будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.