Среди эффективных способов преодоления и управления стрессом, возникающим в ходе учебной и других видов деятельности подростка, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Это один из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля подростка; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Аутотренинг направлен на перестройку сознания подростков.
Одно из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей — использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт — наилучший способ предотвращения отрицательных последствий социального стресса. Еще одним из эффективных психологических способов преодоления и предотвращения условий социального стрессирования подростков служит релаксация.
Применение описанных психологических условий и способов преодоления и предотвращения ситуаций
стрессирования подростков способствует очевидным и более глубоким изменениям, так как подросток становится в большей степени хозяином своей судьбы: появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе, уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.
Литература
1. Анциферова Л.Л. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т 15. № 1. С. 3-16.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживаний — анализ преодоления критической ситуации. М., 1984.
3. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. Киев, 1983.
4. Гремлинг С.В. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.
5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ДВУХ ЧП
А.Н. КУЗЬМИН,
старший научный сотрудник НИЦ «Охрана» МВД России, кандидат психологических наук, доцент
Аннотация. Анализ текущей практики пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей сотрудниками милиции, а также материалов по чрезвычайным происшествиям, произошедшим в процессе несения службы, показывает наличие противоречий между усилиями и результатами в данных условиях правоохранительной деятельности. Впервые сущность сформулированной проблемы представлена в качестве следствия исторически сложившегося противоречия между двумя научными парадигмами — реализованной механистической и актуальной психологической.
Ключевые слова: человеческий фактор, состояние тактико-специальной подготовленности, уровень готовности, экстремальные условия оперативно-боевого противоборства, боевой стресс, рукопашное или стрелковое противоборство, активно противодействующий правонарушитель (противник), механистический детерминизм, психологический детерминизм, система саморегуляции.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF TWO EXTREME
INCIDENTS
A.N. KUZMIN,
Senior scientific worker of Scientific-Research Center «<Ohrana» Ministry of home affairs of the Russian Federation, Candidate of psychological sciences, associate professor
Annotation. The analysis of the problem of criminal actions and detention of offenders by the police, documents of extreme situations demonstrates opposition between the police and results of their activity. The essence of this opposition, being formulated for the first time by the author, is the relations between two scientific paradigm: realized mechanistic and actual psychological ones.
Key words: human factors, the condition of specific tactical training, the level of skills, extreme conditions of operational battle struggle, active offender, mechanical determinism psychological determinism, the system of self-regulation.
В русле логики профессиональной деятельности по охране правопорядка оба заключения о результатах проведенных служебных проверок установили причины совершения ЧП личным составом. Но в системе координат психологического детерминизма объективно определяется более глубокая причина обеих причин. В системе координат психологического знания получается, что в заключениях озвучена не причина, а следствие. Следствие неудовлетворительного уровня профессионально-служебной подготовленности, в частности по таким видам подготовки, как тактико-специальная, профессионально-психологическая и огневая, проявляется как условие наступления ЧП. Сама причина скрывается как в уровне требований нормативного регулирования, установленного в соответствующих наставлениях и иных нормативных источниках, так и в достигаемом уровне организации и проведения видов подготовки начиная с первоначальной и заканчивая системой профессионально-служебной непосредственно в гор(рай)органах.
Исходя из объема представленных материалов служебной проверки был проведен независимый психолого-педагогический анализ причин ЧП. В процессе выполнения анализа установлено: с 23 марта по 21 сентября 2006 г. (документация с начала учебного года и до 23 марта 2006 г. не предоставлялась) по дисциплине «Специальная подготовка» Т. присутствовал на пяти занятиях из 16, где был опрошен 4 раза. Его средняя оценка составляет 3,8 балла. Х. присутствовал на 10 занятиях из 16, был опрошен 8 раз. Его средняя оценка составляет 3,9 балла.
В соответствии с журналом учета занятий с личным составом средняя по-
сещаемость занятий составляет 58,8%, а общая средняя оценка по специальной подготовке — 4,03 балла (табл. 1). Однако результаты принятия зачетов 7 июня 2006 г. у командиров строевых подразделений милиции отдела вневедомственной охраны (ОВО) по административно-территориальной зоне с центром в г. Пятигорске констатировали среднюю оценку теоретических знаний в 2,58 балла, а оценку практических навыков совместных действий в составе наряда группы задержания строевого подразделения милиции (ГЗ СПМ) — 0 баллов (табл. 2).
Таблица 1
Педагогический анализ занятий по специальной подготовке в Кисловодском ОВО с 23 марта по 21 сентября 2006 г.
Дата Учебное время, мин. Форма занятия Посещаемость Средняя оценка
% чел.
23 марта 60 практ. 50,0 17 4,47
13 апреля 120 лекция, семинар 70,6 24 4,08
27 апреля 60 лекция
11 мая 60 семинар 55,9 19 4,60
19 мая 120 лекция, семинар 61,8 21 4,10
8 июня 120 лекция, семинар 67,6 23 3,74
15 июня 60 лекция
6 июля 60 лекция
13 июля 60 лекция
20 июля 60 семинар 67,6 23 4,00
10 августа 60 семинар 52,9 18 1,00
17 августа 60 практ. 50,0 17 4,00
24 августа 60 практ. 50,0 17 4,18
14 сентября 60 семинар 61,8 21 3,80
21 сентября 60 практ. 58,8 20 3,75
ИТОГО (ср. знач.) 58,8 20 4,03
Таблица 2
Результаты принятия зачетов у командиров строевых подразделений ОВО Ставропольского края 7, 8,14 июня 2006г.
Теоретические вопросы зачета Практическая часть занятий: навыки
Дата, место проведе- Номер Специальная физическая подготовка Специальная тактическая подготовка Основания и порядок применения оружия Общее среднее значение
ния, кол- вопроса совмест-
во участников 1 2А 2Б 3 4А 4Б 4В 4Г 4Д 5 7 8А 8Б 9 ных действий в составе ГЗ СПМ
Сумма баллов всех
оценок по
7 июня, г. Пятигорск, 15 чел. каждому вопросу (максимально возможная сумма = 75) 15 12 13 15 05 01 37 36 36 07 31 02 3И 27 в 31,1
Средняя оценка (5-бальная система) 1,0 0,8 0,9 1,0 3,0 2,7 2,4 2,4 2,4 3,1 2,0 2,8 2,6 1,5 0 2,1
9 июня, г. Невин-номысск, 17 чел. Сумма баллов всех оценок по каждому вопросу 18 6 6 8 44 48 30 31 28 49 35 24 16 11 0 25,2
Средняя оценка 1,1 0,3 0,3 0,5 2,5 2,8 1,7 1,8 1,6 2,8 2,0 1,4 0,9 0,6 0 1,4
14 июня, г. Буденновск, 12 чел. Сумма баллов всех оценок по каждому вопросу 12 10 5 10 32 28 11 30 13 21 19 18 21 20 0 17,8
Средняя оценка 1,0 0,8 0,4 0,8 2,6 2,3 0,9 2,5 1,0 1,7 1,5 1,5 1,7 1,6 0 1,4
ИТОГО, 44 чел. Сумма баллов всех оценок по каждому вопросу 15 9,3 8 11 43 39 26 32, 3 25, 6 39 28, 3 28 25, 5 19,3 0 24,7
Средняя оценка 1,0 0,6 0,5 0,7 2,7 2,6 1,6 2,2 1,6 2,5 1,8 1,9 1,7 1,2 0 1,6
Представленные в журналах оценки уровня подготовленности Т. и Х. явно завышены потому, что, во-первых, маловероятно, чтобы уровень подготовленности «учеников» оказался выше, чем у «учителей», во-вторых, оценки представляют собой результат оценивания только теоретических знаний, так как и семинарские, и практические занятия, как и лекции в ОВО г. Кисловодска, проводились только в учебном классе. В-третьих, проставленные в журнале оценки не могут быть объективными, так как одному преподавателю физически невозможно в течение одного астрономического часа (60 мин) изложить учебный материал и опросить всех сотрудников, присутствующих на каждом семинарском и практическом занятии. Исходя из численности сотрудников в подразделении (34 человека), среднее число посещающих каждое занятие составляет 20 сотрудников (см. табл. 1).
Формализм и халатное отношение к обеспечению должного уровня профессионально-служебной подготовки установлены не только в ходе ведения учебной документации, но и в содержании самого учебного процесса. С 23 марта по 21 сентября 2006 г. по дисциплине «Специальная подготовка» прочитано четыре лекции, проведено по два семинара и практических занятия, тематически относящихся к дисциплине «Тактическая подготовка». Одновременно по тактической подготовке прочитана лекция «Чтение топографической карты и измерение расстояния по карте».
Формулировка тем занятий имеет общетеоретическую, «академическую» направленность с широким охватом проблемного поля правоохранительной деятельности, что не учитывает как общего уровня развития милиционеров, так и необходимости обеспечения профессионально-прикладной направленности процесса обучения в его практической форме.
По специальной подготовке учебное время было использовано следующим образом: лекции — 14 ч, семинары — 10 ч, практические занятия — 4 ч. Все формы занятий были реализованы в помещении одного учебного класса. Такая организация учебного процесса свидетельствует, что процесс служебной подготовки построен на уровне теоретического ознакомления милиционеров ОВО с внешней стороной правоохранительной деятельности, но не в целях формирования даже необходимого уровня усвоения оперативно-боевой деятельности с соответствующими ему навыками и умениями, а тем более достижения какого-либо уровня сформированности личности профессионала.
Аналогичное положение сложилось и в части проведения профессионально-психологической подготовки: за представленный период были проведены лекции (3 ч) и семинары (2 ч). При этом руководитель занятий ограничился только теоретическим изложением учебного материала, не доводя его до уровня психологических умений и навыков, не определяя сформированный уровень психологических навыков
в процессе практических занятий по физической, огневой и специальной подготовке. Отрыв психологической составляющей от практики профессиональной деятельности, реализуемой в процессе огневой, физической и тактико-специальной подготовки, не позволил достигнуть необходимого уровня психологической устойчивости сотрудников в решении реальной служебной задачи в экстремальных условиях стрелкового противоборства.
Дополнительный вид подготовки, регламентированный приказом ГУВД по СК от 14 декабря 2005 г. «Подготовка к действиям по предупреждению и пресечению преступлений террористического характера и экстремистской направленности», представлен в расписании занятий, но без указания формы занятий, продолжительности учебного времени и отнесенности к конкретному виду подготовки. Материалы учета проведенных занятий, которые должны фиксироваться в журнале, не представлены.
Практическая направленность процесса обучения в большей степени реализована на занятиях по огневой и физической подготовке. Однако степень сложности осваиваемого материала низкая и не соответствует реальным условиям противоборства с правонарушителем (преступником). Так, в нарушение требований приказа МВД России № 955-2000 на занятиях по ог-
невой подготовке в недостаточной степени отрабатывались упражнения курса стрельб № 3—5, 12 (п. 56.2, 57). Стрельбы из ПП-91 «Кедр», которым был вооружен Т., в течение 2006 уч. г. вообще не проводились.
По физической подготовке отсутствует разделение сотрудников на подгруппы в соответствии с уровнем их индивидуальной технико-тактической и физической подготовленности, что привело к процессу обучения, организованному на самом низком из возможных уровней усвоения материала. Такая организация не может удовлетворять требованиям приказа МВД России № 510-2001, приказов УВО при ГУВД СК № 72-2005, 179-2005, а также не соответствует положениям, изложенным в учебно-методических материалах серии «Мастерство профессионала — оружие антитеррора», разработанных в УВО и направленных во все подразделения вневедомственной охраны края.
О неудовлетворительном отношении к содержанию и качеству проведения практических занятий по физической подготовке свидетельствуют результаты принятия зачета у руководящего состава ОВО края, проходившего 27 июля 2006 г. в г. Ставрополе (табл. 3), что еще раз подтверждает наличие формального и халатного отношения к выполнению требования п. 2 приказа УВО № 179-2005.
ФИО руководителя подразделения Возрастная группа Оценивание по критериям самозащиты без оружия Оценивание по критериям БПБ (НФП-96)
1-е выполнение приема — штрафные баллы 2-е выполнение приема — штрафные баллы Итоговая оценка Итоговая оценка
ОВО по г. Ставрополю, полковнвк овлвцввБ. 5 — — — —
Пятвгорсквй ОВО, полковнвк нвлвцвв Д. 5 — — — —
Неввннооыссквй ОВО, огйор нвлвцвв Г. 3 -1 -2 4 (хор.) 2 (некд.)
Нвсловодсквй ОВО, подполковнвк нвлвцвв Г. 5 -3 -3 2 (некд.) 2 (некд.)
Ессенткксквй ОВО, подполковнвк нвлвцвв Н. 6 — — — —
Железноводсквй ОВО, огйор нвлвцвв Н. 3 — — — —
Мвнергловодсквй ОВО, полковнвк нвлвцвв Я. 5 — — — —
Георгвевсквй ОВО, подполковнвк нвлвцвв Н. 3 -5 -5 2 (некд.) 2 (некд.)
Лероонтовсквй ОВО, ст. лейтенгнт нвлвцвв Г. 1 Болен
Предгорный ОВО, ст. лейтенгнт нвлвцвв Ш. 1 -3 -2 3 (кд.) 2 (некд.)
Изобвльненсквй ОВО, огйор нвлвцвв Р. 3 Болен
Новоалексгндровсквй ОВО, огйор нвлвцввП. 4 -5 -5 2 (некд.) 2 (некд.)
Таблица 3
Итоговая ведомость принятия зачетов по физической подготовке у руководящего состава подразделений вневедомственной охраны Ставропольского края за Iполугодие 2006 г. (27июля 2006 г.)
Продолжение таблицы 3
Итоговая ведомость принятия зачетов по физической подготовке у руководящего состава подразделений вневедомственной охраны Ставропольского края за Iполугодие 2006 г. (27июля 2006 г.)
Алоксвгиннвскяе двд, твенн тяляцяяЯ. 3 -а -а л (гоии.) л (гоии.)
Кнчибоовскно двд, твенн тяляцяя Ц. 3 -1 -1 о (хнн.) л (гоии.)
Бииоггнвскяе двд, твенн тяляцяя М. 3 -л -л 3 (ии.) л (гоии.)
Снвотсткяе двд, твенн тяляция 3. 3 -л -л 3 (ии.) л (гоии.)
Петннвские двд, ст. лоетогвгт тяляцяя Б. 1 -л -л 3 (ии.) л (гоии.)
Кяннвскно двд, пнипнлкнвгяк тяляцяя в. о -3 -3 л (гоии.) л (гоии.)
Клвтевск™ двд, твенн тяляцяя Я. о -3 -3 л (гоид.) л (гоии.)
Блвгнивнгегскич двд, пнипнлкнвгяк тяляцяя Е. 6 -3 -л 3 (ии.) л (гоии.)
Hофтокитскич двд, квпятвг тяляцяя Н. 3 -л -л 3 (ии.) л (гоии.)
Апвгвсогкнвскно двд, ст. лоетогвгт тяляцяяЯ. 1 -л -л 3 (ии.) л (гоии.)
Кинскно двд, ст. лоетогвгт тяляцяя К. о Бнлог
Гнвчовскно двд, ст. лоетогвгт тяляцяя С. л -л -л 3 (ии.) л (гоии.)
Ловнкитскно двд, твенн тяляцяя К. о Бнлог
Анзгянскно двд, пнвпннщяк тяляцяя К. о -3 -3 л (гоии.) л (гоии.)
Кнвсгнгввниоескно двд, пнипнлкнвгяк тяляцяя К. 6 -а -о л (гоии.) л (гоии.)
Тнигнвскно двд, твенн тяляцяя Д. о -а -а л (гоии.) л (гоии.)
Агиннпнвскно двд, пнипнлкнвгяк тяляцяя Е. 6 -о -о л (гоии.) л (гоии.)
Шпaкнвскич двд, пнипнлкнвгяк тяляцяя Б. а -л -л 3 (ии.) л (гоии.)
Вместо того чтобы реально организовать учебный процесс практической направленности по формированию интегральной готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-боевых задач, на что специально ориентирует приказ МВД России № 510-2001, вводя раздел «Учебно-боевая практика» и тему «Поединки, моделирующие ситуации пресечения сопротивления правонарушителей», в Кисловодском ОВО по-прежнему имеет место формальное и халатное отношение к подготовке личного состава к деятельности в экстремальных условиях.
В материалах служебной проверки отсутствуют сведения по учету результатов проверки учебного процесса руководством УВО и ОВО в течение 2006 уч. г. .
Вопреки требованиям функциональных обязанностей, куратор региона по линии кадровой, воспитательной и организационно-штатной работы не только самоустранился от своих обязанностей, но и в результате проведенной им служебной проверки не выявил ни одного существенного нарушения в сфере своей компетенции.
Таким образом, установленные факты обусловили крайне низкий уровень подготовленности личного состава к реальным действиям, так как моделирование в учебных целях оперативно-боевого противоборства
наряда ГЗ СПМ осуществляется только на уровне теоретических представлений о нем, освоения действий противоборства до уровней умений и навыков их применения как в индивидуальном порядке, так и совместно, в составе наряда не осуществлялось.
Основной субъективной (внутренней) причиной получения ранения 25 сентября 2006 г. сотрудником наряда ГЗ ОВО г. Кисловодска, так же, как и ранения и гибели 6 мая 2006 г. сотрудников наряда ГЗ ОВО г. Пятигорска, является неудовлетворительный уровень организации и содержания служебно-боевой подготовки личного состава. Вопиющая неподготовленность проявилась в грубейших нарушениях тактики несения службы в составе обоих нарядов ГЗ СПМ, что, в свою очередь, стало возможным в связи с отсутствием навыков индивидуальных и совместных действий у милиционеров нарядов ГЗ СПМ.
Основной причиной отсутствия навыков, формируемых только в процессе учебно-тренировочных практических занятий, является теоретически-односторон няя направленность организации и содержания профессионально-служебной подготовки. Во-первых, это предопределяет ее «академичность» и отстраненность от механизмов саморегуляции деятельности субъекта, ее формальное, общетеоретическое и обезличенное значение для субъекта обучения, ограниченного уровнем приобретения знаний о профессии, но не практи-
ческого овладения профессией. Во-вторых, возникает необходимость самостоятельного «доучивания» молодых специалистов в процессе несения службы, что недопустимо, так как несет в себе опасность и для охраняемых законом правоотношений, и для граждан, и для самого «недоученного» сотрудника.
(Продолжение следует.)
Литература
1. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1947.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М., 1991.
3. Кузьмин А.Н. Механистический детерминизм системы
оперативно-боевой подготовки и трансцендентность психологии противоборства: Моногр. Ставрополь, 2004.
4. Кузьмин А.Н. Процесс формирования личности мастера боевого контакта: Моногр. Ставрополь, 2005.
5. Кузьмин А.Н. Инновационная технология подготовки к стрессоустойчивой оперативно-боевой деятельности противоборства: Моногр. Ставрополь, 2006. Ч. 1.
6. Кузьмин А.Н. Проблема состояния подготовленности сотрудников нарядов ГЗ СПМ (НТ) к активно-двигательному решению задач стрелкового противоборства и пути ее повышения: Мат-лы НИР-2008 НИЦ «Охрана» МВД России. М., 2008.
ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ ВЫСВОБОЖДЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А.А. ЛАСКИН, кандидат педагогических наук
Научный консультант - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета
В.П. ПОДВОЙСКИЙ
Аннотация. В данной статье представлены научный анализ и результаты исследования особенностей по педагогическому регулированию и профессиональной переориентации высвобожденных специалистов для работы в социокультурной сфере деятельности, и продолжающих профессиональную карьеру. Рассмотрен и дан анализ исследования профессионализма высвобожденного специалиста и профессиональное развитие на конкретном этапе жизнедеятельности, устойчивости его психики, умением противостоять стрессам и трудностям жизни.
Ключевые слова: переориентация, кризис, профессиональная активность, функционирование, психическое развитие, профессиональная деятельность, профессионал, возрастная инертность, карьера.
А.А. LASKIN, candidate of pedagogical sciences
Annotation. This article presents the results of scientific analysis and research on the characteristics of teacher management and professional reorientation released specialists to work in sociocultural area, and continuing professing career. Reviewed and analyzed studies of professionalism available by the specialist and professional development at a specific stage of life by, the stability of his psyche, the ability to antivostoyat stress and difficulties of life.
Key words: redirection, crisis, vocational activity, function, mental development, professional activities, professional, age inactivity, career.
Особенностью российской экономики является то, что наряду с увольнением малоквалифицированных работников высвобождаются также и высококвалифицированные специалисты и руководители.
Развитие рыночной экономики, как показывает опыт развитых стран и отечественный опыт, не может ограничиваться только процессом изменения экономической структуры российского общества.
Поддержка высвобожденных специалистов является важнейшим показателем экономического благосостояния общества и средством социальной защиты людей. Сегодня, например, срочно востребованы взрослые люди — специалисты, которые должны заниматься досугом и отдыхом молодежи и школьников (секции, студии, кружки). Так, в ЗАО г. Москвы потребность составляет 400 (четыреста) человек, осо-