Научная статья на тему 'Профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений вневедомственной охраны'

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений вневедомственной охраны Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4326
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психические и физические нагрузки / интенсивный ритм службы / служебно-боевая подготовка / профессиональная деформация / psychological and physical stress / intensive tempo of service / combat training / professional deformation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Полина Владимировна

В статье рассматривается система мероприятий, направленных на закрепление и обновление необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers a system of measures aimed at the consolidation and renewal of the necessary knowledge, skills, and abilities of workers in light of the operational conditions, the specifics and type of the operational activities.

Текст научной работы на тему «Профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений вневедомственной охраны»

Ь Л» \ Практическая

' У ' опыт, проблемы

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

П. В. Кузнецова

В статье рассматривается система мероприятий, направленных на закрепление и обновление необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: психические и физические нагрузки, интенсивный ритм службы, служебно-боевая подготовка, профессиональная деформация.

Служба в милиции неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Интенсивный ритм службы и неумение быстро восстанавливаться после нагрузок, необходимость подчиняться и желание доказать свою точку зрения, повышенная ответственность и необходимость принимать решение быстро и правильно, угроза здоровью, а иногда и жизни, все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья сотрудников милиции.

Грамотность действий милиционеров вневедомственной охраны в различных ситуациях, позволяющая им успешно решать вопросы охраны объектов и общественного порядка, в значительной мере определяются умением правильно строить взаимоотношения с гражданами, блюсти милицейскую этику, тактически правильно организовывать поведение в конфликтной ситуации общения. Деятельность милиционеров охраны подробно регламентирована законами и подзаконными актами, но строгая регламентация профессиональной деятельности милиционера предполагает специальную его подготовленность, так как каждая норма предполагает запрет уклоняться от того варианта поведения, который ему предписан.

В подразделениях вневедомственной охраны согласно приложению к приказу МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 обучение в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля оперативно-служебной деятельности.

Служебно-боевая подготовка включает:

а) служебную подготовку, состоящую из общественно-государственной, специальной, профессиональной психологической, технико-криминалистической и медицинской подготовки;

б) боевую подготовку, состоящую из тактической, огневой, физической, строевой и подготовки по гражданской обороне.

Целью служебно-боевой подготовки, представляющей систему профессионально-психологического ориентирования сотрудников, является формирование готовности к успешному преодолению психологических трудностей оперативно-служебной деятельности и применению психологических знаний и умений для эффективного выполнения обязанностей в любой оперативной обстановке.

На занятиях по профессиональной психологической подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его оперативно-служебной деятельности изучаются и формируются:

- психологические знания для адекватной оценки и учета психологических аспектов оперативно-служебной деятельности;

- профессионально важные психологические качества (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и другие);

- психологическая устойчивость для преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;

- психологическая готовность к применению огнестрельного оружия;

- умение использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач.

На занятиях по профессиональной психологической подготовке с руководящим составом подразделений изучаются и отрабатываются:

- психологические приемы и способы, содействующие эффективному управлению подчиненными (создание положительного морально-психологического климата в подразделении, разрешение конфликтов, индивидуально-психологическая работа, стиль руководства и другие вопросы психологии управления);

- психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям управленческой деятельности;

- практические умения и навыки, а также современные средства, методы и формы воспитательной работы с подчиненными по укреплению законности и дисцип-

лины с использованием при этом основ педагогики и психологии.

Вся профессиональная психологическая подготовка состоит из теоретических и практических групп занятий. В теоретическую группу входят занятия, которые состоят из лекционно-семинарских занятий. Так, в 2008 г. на профессионально-психологическую подготовку в подразделениях охраны отведено 6 часов, заявлены следующие темы:

- «Личность сотрудника ОВД, психологические предпосылки формирования профессионализма»;

- «Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД и методы ее профилактики»;

- «Профессиональное общение в деятельности сотрудников ОВД. Психология общения и организации взаимодействия»;

- «Психические состояния, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности»;

- «Формирование психологической устойчивости у сотрудников ОВД»;

- «Психологические основы личной безопасности сотрудников ОВД в экстремальных условиях».

Формы проведения занятий - семинары, время проведения 1 час. При заинтересованности личного состава время может продлеваться.

Основной задачей при проведении занятия по психологической подготовке для психолога УВО является систематизация и закрепление знаний об особенностях развития личности, выработка умений и мотивации на развитие психологических качеств личности сотрудника, необходимых для повышения уровня профессионализма.

Психолог строит проведение занятия по следующей схеме:

Вводная часть: проверить наличие и внешний вид сотрудников, объявить тему и цель занятия.

Основная часть:

1) теоретическая, в которой рассматриваются основные вопросы изучаемой темы;

2) практическая часть выделяется на выполнение психологических упражнений (при заинтересованности сотрудников время может продлеваться).

Заключительная часть: напомнить тему, цель и учебные вопросы занятия, дать задание на самоподготовку, сделать вывод по занятию.

Практическая часть направлена на:

- улучшение способностей к обобщению и анализу информации, пространственному мышлению;

- развитие психологической устойчивости, ситуативной надежности;

- снижение эмоциональной деструкции;

- увеличение выносливости, сокращение времени, необходимого для снятия повышенного напряжения;

- предотвращение профессиональной деформации личности сотрудников;

- обучение навыкам профессионального общения и необходимым навыкам саморегуляции;

- поддержание высокого уровня работоспособности и стрессоустойчивости.

Раскроем часть психологических понятий, которые психологи подразделений вневедомственной охраны изучают с сотрудниками подразделений.

Психологическаяустойчивость - свойство личности сотрудника не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий. В качестве основных критериев психологической устойчивости рассматриваются успешность или результативность деятельности. При этом особое внимание уделяется характеру сдвигов в деятельности - ее улучшение или ухудшение. Психологическая устойчивость связана с развитием познавательных процессов, эмоционально-волевой сферой, мотивационной структурой.

Профессиональная бдительность определяется как способность подмечать существенные для профессии, характерные, в том числе малозаметные, свойства предметов, объектов и явлений. Она является основой адекватного профессионального восприятия действительности. Формируемый в ходе сенсорного научения опыт определения значимых признаков сохраняется в долговременной памяти и представляет своеобразный набор эталонов, которые используются в ходе профессиональной деятельности. Не менее существенным является развитие внимания, которое обеспечивает целостное восприятие предметов, объектов или явлений. Критерием профессиональной бдительности можно считать успешное решение задач по обнаружению и адекватной идентификации конкретного предмета, объекта или явления по слабо выраженным признакам. Обучение сотрудников профессиональной бдительности может проходить через развитие перцептивных качеств и качеств внимания.

Профессиональная деформация представляет собой изменение психических и социально-психологических особенностей личности, которые происходят прежде всего под влиянием специфики профессиональной деятельности и профессиональной роли. В научной литературе часто подчеркивается, что профессиональная деформация - явление негативное, отрицательное, затрудняющее успешное осуществление трудовой деятельности. Однако иногда она может быть естественно обусловлена адаптацией к сложным, экстремальным обстоятельствам самой службы и своеобразным условиям ее организации. Кроме того, сотруднику иногда приходится адаптироваться в профессионально деформированной среде какой-либо конкретной службы с ее специфическими нормами и традициями. Совсем не обязательно, что адаптированному в такой профессиональной среде человеку проявления профессиональной деформации будут мешать в осуществлении функциональных обязанностей.

Оптимальная работоспособность включает в себя:

- способность выполнить максимальное количество задач с требуемым качеством за единицу времени;

- длительность временного промежутка, в течение которого сохраняется требуемый уровень психической и физической активности;

- поддержание баланса между затратами и восстановлением сил, умелое использование резерва этих сил;

- время, необходимое для достижения состояния глубокого расслабления после максимальной нагрузки.

Поддержание работоспособности осуществляется за счет оптимальных сочетаний периодов для восстановления сил с умением максимально мобилизовать психические и физические резервы для успешных действий в экстремальных условиях.

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Основное условие общения - психологический контакт. Обучить сотрудника способам установления такого контакта - это задача психолога.

Жизнь не может быть бесконфликтной, сама сущность отношений основана на свободном противоборстве, состязательности личностей и социальных структур. Однако это противоборство должно находиться в русле цивилизованных правил социального взаимодействия. Сущность человека во многом определяется тем, как он себя ведет в конфликтной ситуации.

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Одна сторона пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне сделать то же самое. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, отличная от точки зрения и целей другой стороны. Научиться выходить из конфликтных ситуаций без потерь возможно, и здесь также требуется иногда помощь психологов.

Стресс - эмоциональное состояние, возникающее в трудной для человека ситуации. Факторы, которые оказывают на человека сильное психологическое давление и усложняют функционирование психики, называют стрессорами. Затруднительно выделить группу эмоциональных факторов, которые всегда и для всех сотрудников выступали бы в качестве стрессоров.

Возникая, стресс первоначально мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его адаптивные возможности, волевую, познавательную активность. Однако при длительном воздействии неблагоприятных факторов стресс может привести к противоположному - отрицательному результату и оказать разрушительное влияние на психику, нередко приводящее к расстройству ее деятельности, вплоть до полного срыва. Эмоциональный стресс может сопровождаться проявлениями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи и поведении человека. Значимое влияние на возникновение и развитие стресса оказывают индивидуальные различия, психофизиологические особенности человека, т. е. его индивидуальная стрессоустойчивость.

Тревога - чувство опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или же ощущение неясной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям, - состояние, которое хорошо знакомо каждому человеку.

Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъектив-

но так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживание неудачи. Это, пожалуй, наиболее распространенный вид сложных состояний, в которых может оказываться человек в своей жизни и деятельности. Ситуации, когда это состояние возникает, и причины, их порождающие, получили, соответственно, название «фрустрационные ситуации». Фрустрационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, срывом мотивированного поведения.

Приведем некоторые практические приемы.

Упражнение «Тактика»

Цель: отработка навыков косвенного и директивного воздействия в целях изменения поведения правонарушителя.

Порядок проведения: Преподаватель вызывает по два слушателя. Один должен сыграть роль милиционера охраны, другой - правонарушителя. Ситуация моделируется самими слушателями. «Милиционер» должен продемонстрировать умение применять приемы психологического воздействия.

Преподаватель подводит итог после каждого выступления слушателя, говорит о целесообразности применения того или иного приема в определенной ситуации. Затем слушатели меняются ролями.

Упражнение «Взаимодействие»

Цель: развитие навыков оперативного сбора достоверной информации.

Порядок проведения: преподаватель вызывает по два слушателя. Один играет роль милиционера, несущего службу по охране объекта, или милиционера группы задержания, приехавшего по сигналу «Тревога», другой - гражданина. «Милиционеру» дается задание провести беседу с гражданином для выяснения обстоятельств. Ситуации моделируются самими слушателями.

Преподаватель подводит итог после каждого выступления слушателей, говорит о целесообразности или нецелесообразности применения приемов достижения согласия в каждой конкретной ситуации.

Упражнение «Стиль общения»

Цель: формирование стиля общения в процессе ролевого взаимодействия, развитие навыков участия в дискуссии с различно настроенными на общение собеседниками.

Порядок проведения: Участвует вся группа. Преподаватель предлагает устроить небольшую дискуссию на заданную тему, например, «Женщина-милиционер: за и против» или «Зачем командиру взвода нужны психологические знания», в ходе которой каждый участник должен выполнять индивидуальное задание. Оно указано на карточке, которую участники берут по сигналу преподавателя со стола перед началом упражнения. Каждый про себя читает задание, переворачивает карточку так, чтобы окружающие не видели и не знали, какую роль он будет играть. Преподаватель объясняет, что задача каждого состоит в том, чтобы в ходе дискуссии стараться как можно точнее сыграть доставшуюся роль, а все вместе должны внимательно наблюдать друг за другом, чтобы понять, какую роль получил каждый.

Карточки участников могут содержать следующие задания:

1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее трех раз, каждую свою реплику начиная с того, что говорил предыдущий оратор, при этом спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?», и вносить необходимые поправки в свои слова.

2. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя не волнует.

3. Ты - ярый спорщик, ни в чем, ни с кем не соглашаешься. Упорно отстаиваешь свою точку зрения во время дискуссии.

4. Ты должен хотя бы два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса.

5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя так, как ты обычно ведешь себя во время групповых обсуждений.

6. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между ее членами.

7. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, после выступления каждого участника делать небольшое резюме.

8. Ты должен со всеми во всем соглашаться, очень быстро и просто меняя свое мнение.

9. Ты должен как минимум три раза высказаться, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя.

10. Ты очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».

Психопрофилактика стресса

В качестве одного из действенных средств рекомендуется бег. Физические тренировки, проводимые систематически, значительно повышают стрессоустойчи-вость. Физические упражнения очень полезны для удаления стрессовых ферментов, накапливающихся в мышцах тела. Сюда включаются: утренняя зарядка (продолжительностью не менее 5 и не более 30 мин.), плавание в бассейне несколько раз в неделю, 30-минутная быстрая ходьба.

Снижают психическое напряжение занятия любым видом искусства, пребывание на природе, общение с домашними животными, витамины (при стрессах быстро расходуются витамины группы В), прослушивание расслабляющей музыки.

Психопрофилактика фрустрации

«Динамичные установки». Неудача, постигшая сотрудника, может привести к состоянию фрустрации. Человек с большим набором гибких установок и большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудач, защищен от фрустрации лучше, чем тот, кто однозначно ориентирован на достижение конкретного результата.

Большой эффект имеет самомассаж. Этот способ эффективен при онемении мышц тела. Даже в течение

напряженного дня всегда можно найти время для отдыха и расслабиться. Помассируйте определенные точки тела. Надавливайте не сильно, при этом закройте глаза. Основные области: межбровная область, задняя часть шеи, челюсть, плечи, ступни.

«Самоутверждение». Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с тягостным переживанием фрустрации:

- я могу управлять своими внутренними ощущениями;

- я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю;

- внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.

Повторяйте эти утверждения ежедневно вслух по нескольку раз или записывайте на бумагу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психопрофилактика тревоги

«Приятно вспомнить». Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо себе сказать: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»

«Стреляный воробей». В целях «включения» механизмов эмоционально-волевой саморегуляции необходимо многократно осмыслить ожидаемое событие. Это позволит привыкнуть к будущей ситуации. Позитивный эффект основан на том, что знакомое и привычное волнует меньше, чем неясное и неопределенное.

«Двойник из Зазеркалья». Ожидая то или иное значимое событие и испытывая сомнение в его благополучном исходе, проделайте следующее. Внимательно посмотрите на себя в зеркало, старайтесь придать лицу спокойное выражение и тогда, в силу обратной связи, придет в равновесие и нервная система.

Необходимо учиться совершать волевые действия после отдачи самоприказа. Например: «Вперед! Давай! Держись!» Частое сочетание волевого действия с само-приказом закрепляется рефлекторно. Это позволит в сложных условиях создать волевое напряжение путем отдачи самоприказа. Связь самоприказа с волевым действием упрочится, если дополнить ее самоподкрепле-нием, т. е. одобрением собственных успешных действий по реализации самоприказа (например, «Молодец! Орел! Здорово!»).

Для снижения тревожного состояния можно использовать точку, «возвращающую к жизни». Локализация точки: кончик мизинца, угол ногтевого ложа со стороны большого пальца руки. В течение 5-6 сек. надавливать подушечкой большого пальца на точку, делая вращательные движения по часовой стрелке и постепенно наращивая усилие. Затем зафиксировать достигнутый уровень на 1-2 сек., произвести противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Выполнять вращение в течение 5-6 сек. Затем, не отрывая пальца от фиксируемой точки, данный цикл движений повторить 4 раза.

Таким образом, можно сделать вывод, что знание психологических основ управления психическими состояниями человека способствует повышению профессионализма сотрудников, поддержанию их психического здоровья. Сотрудник обязан уметь вовремя замечать воздействия стрессовых факторов, возникновение состояний психологического напряжения, быстро и эффективно «разряжать» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, мгновенно собрать воедино все физические и психические силы. Одним из основных моментов психологического сопровождения сотрудников ОВД, в том числе и сотрудников вневедомственной охраны, является профессионально-психологическая подготовка. Необходимо подойти к обучению сотрудников не только с точки зрения изучения теоретических аспектов психологии, важно обучение приемам саморегуляции, методам выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Умение использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач на практике важно для сохранения психического здоровья сотрудников.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Н. В. Кожевникова

В статье предпринята попытка отражения нового взгляда на проблему противоправного поведения и предложены социально-психологические методы исследования. Проведенный анкетный опрос позволяет изучить отношение сотрудников к нормам поведения в системе МВД, индивидуальные особенности тенденции к нарушению служебной дисциплины. Главная идея статьи - изучение психологических особенностей сотрудников, которые нарушают служебную дисциплину.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, противозаконный, поведение, анкетный опрос, интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий, ценностные ориентации, мотивы правонарушения, личностные особенности.

Одной из актуальных проблем повышения эффективности правового регулирования является проблема формирования правосознания сотрудников ОВД. Только правильно сформированное профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел способно решить ряд проблем деструктивного поведения. Низкий уровень профессионального правосознания сотрудников, его деформация способны существенно ослабить регулятивную функцию права и повлечь различные нарушения в деятельности органов внутренних дел.

Предпринята попытка отражения нового, психологического, взгляда на проблему противоправного поведения сотрудников правоохранительных органов, на природу и этиологию возникновения таких негативных явлений, как коррупция и другие нарушения законности.

Данный подход позволяет выработать превентивные меры, направленные на профилактику и коррекцию поведения личности.

Основная идея базируется на анализе групповых норм, социальных детерминант поведения сотрудников ОВД, интернализации социальных норм (внутреннее принятие норм поведения), установленных Кодексом чести, Положением о прохождении службы и другими нормативно-правовыми актами. Практическое применение ее позволит дифференцировать случаи нарушения правопорядка сотрудниками, осуществить комплексный подход к решению данной проблемы, учитывая кадровые, воспитательные, психологические аспекты в работе с личным составом.

Избранные социально-психологические методы исследования обращены к личности и коллективу, сложным личностным и межличностным образованиям, которые нелегко выявить и однозначно интерпретировать. Социально-психологическое исследование - это выявление наличия истинных зависимостей между определенными психолого-педагогическими воздействиями и их результатами, осуществляемое с целью получения информации для совершенствования воспитательного процесса и выбора адекватных форм и методов работы с коллективами ОВД и отдельными сотрудниками правоохранительных органов.

Для изучения социально-психологических причин, нарушений норм поведения сотрудников была разработана анкета (прил.). В основу анкеты легло понятие «правовая социализация», которое включает в себя три компонента: интеллектуальный, оценочный (эмоциональный), поведенческий (2, 184), а также установленные нормы поведения, адаптированные для данной категории сотрудников правоохранительных органов.

Интеллектуальный компонент правосознания характеризовался суммой правовых знаний и умений.

Эмоциональный включал в себя оценочные суждения и отношение к нормам права (положительное, отрицательное, негативное).

Поведенческий компонент предполагал наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Анкета состоит из нескольких блоков:

1) отношение к принятым в ОВД нормам;

2) принятие и непринятие групповых норм поведения;

3) идентификация себя с группой;

4) личностные ценности, их сопоставление с групповыми ценностями;

5) причины и факторы, провоцирующие нарушение норм поведения;

6) личностные особенности сотрудника, связанные с нарушением;

7) факторы, формирующие правомерное поведение;

8) меры, необходимые для борьбы с данным негативным явлением.

Метод опроса - это метод сбора первичной информации, основанный на опосредованном социально-психологическом взаимодействии исследователя и респондента (анкета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.