Научная статья на тему 'Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности'

Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4943
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И.Ю. Совкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности»

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Ю. Совкова, ст. психолог

Калининский УВД, г. Новосибирск Сложившееся положение сотрудников ОВД в России: неудовлетворенность денежным содержанием, материально-техническим обеспечением, а самое главное — стрессовые ситуации порождают их отчуждение и как следствие — деструктивные тенденции в повседневных актах служебной деятельности. Естественные механизмы функционирования психики людей под давлением начинают работать на развитие негативного поведения сотрудников, что является пагубным для всей системы МВД РФ. Достаточно сказать, что количество суицидов среди сотрудников за последние годы значительно выросло.

Не последнюю роль в процессе дестабилизации играют средства массовой информации, которые акцентируют внимание гражданского населения на отрицательных моментах в работе милиции. А.Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» отмечает, что когда важная по своему личному смыслу для человека деятельность сталкивается в ходе осуществления с негативной стимуляцией, вызывающей даже сильное негативное переживание, то личностный смысл от этого не меняется; чаще происходит быстро нарастающая психологическая дискредитация возникшей эмоции.

Как видим, требуется изучение мотивов пессимизма, агрессивности, тревожных и панических состояний сотрудников, поскольку отсюда, очевидно, берут начало деструктивные процессы. Вместе с тем важно выявить предпосылки позитивного созидательного поведения, возможные социально-психологические условия, методы устранения психологического дискомфорта.

/. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отличие от многих других профессий, деятельность сотрудников милиции протекает в условиях достаточно высокой степени риска погибнуть в результате нападения преступника, ножевого, огнестрельного и другого вида ранения. Проблема обеспечения безопасности милиционеров становится все более актуальной и трудно реализуемой на практике. Уг роза для жизни определенным образом воздействует на психическое состояние людей. В ряде случаев это вызывает развитие неврозов, сопровождающихся эмоциональными переживаниями, неспособностью реально оценивать ситуацию и находить рациональный выход из нее.

В условиях современной сложной криминогенной обстановки перед сотрудниками органов внутренних дел ставятся сложные и ответственные задачи, решать которые нередко приходится в экстремальных ситуациях. Последние характеризуются агрессивным воз-

действием на психику широкого спектра неблагог-риятных, дискомфортных и угрожающих факторов, порождающих повышенный уровень психологическо го стресса (дистресса).

Это означает, что сотрудники подвергаются не только физической угрозе (здоровью, жизни), но и значительному риску возникновения группы нарушений, в числе которых и посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

Понятие стресса используют в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках. В силу этого оно необычайно расплывчато и многознач но. В психологии существует несколько направлений исследований, связанных с проблемой адаптации человека. По Р.Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде (когнитивная теория).

П. Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать(новизна, необычность, внезапность ситуации), т.е. рассогласование побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке.

По Г. Стокфельту, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (военное сражение, борьба с пожарами, авария и т.п.), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и пр.).

Как видим, в психологии распространено понимание стресса как состояние, возникающее в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его физические и интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний. В литературе встречается описание таких стрессов, как межличностный, социальный, болевой, военный, мотивационный, индустриальный и многие другие. Сюда же относятся определенные стрессовые состояния, возникающие у человека в связи с издержками современного общества (рост преступности, безработица, смена социальных ценностей, загрязнение окружающей среды и т.д.). Во всех этих случаях термин «стресс» (стрессовое состояние) означает широкий класс явлений, относящихся к взаимодействию между экстремальными стимулами и приспособительными возможностями человека. В последние годы появилось много работ, в которых уделяется внимание описанию психических состояний, происходящих в период такого взаимодействия в физиологических системах, поведении и деятельности человека. Многие ученые, изучающие психические стрессовые состояния, различают физиологический, поведенческий и психологический уровни. Особый интерес представляет вопрос о влиянии стресса на поведение и деятельность человека.

Необходимо исследовать экстремальные факторы, стрессовые ситуации, сопровождающие служеб-

ную деятельность сотрудников и влияющие на его образ жизни. Они трансформируют принципы общения, меняют ролевые функции, приводят к переоценке ценностей и смыслообразующего начала жизни. Все это развивается через глубокие внутренние переживания, напряженную работу психики. В этих условиях становится возможным экзистенциальный вакуум, фрустрация и т.д. и как итог — деструктивное поведение.

Базисом в возникновении деструктивного поведения являются неудовлетворенные потребности личности (духовные, социальные и биологические).

Отклонения в поведении при неудовлетворении социальных потребностей подкрепляются фактором времени, отведенного для переработки определенного объема информации, необходимого для принятия решения. Фаза информационной патологии наступает при удлинении временного промежутка при ожидании наступления события, несущее в себе тревогу о его наступлении.

Нереализованные духовные потребности выражаются в отсутствии цели и смысла жизни.

Нереализованные биологические потребности провоцируют развитие агрессии как крайнего проявления отрицательных эмоций.

Таким образом, нереализованные потребности приводят к непредсказуемым негативным поведенческим актам, направленным на себя и окружающих.

Исследования показывают, что значительный процент от общего числа «сильно пьющих» составляют сотрудники правоохранительных органов. В связи с тем, что большинство подразделений в системе МВД РФ милитаризованы и требуют строгой дисциплины и точного выполнения инструкций, то милиционеры прибегают к алкоголю, чтобы избавиться от неудовлетворенности и справиться со стрессом, присущим их профессии. Кстати, родоначальник теории стресса Г. Селье, когда готовил первое издание «Стресс в полиции», поставил службу полицейского выше других профессий, подверженных стрессу.

Из расстройств, связанных со стрессом, среди сотрудников распространены различные физиологические нарушения, эмоциональные и личностные проблемы, а также недобросовестное исполнение служебных обязанностей. Сама природа профессии может приводить сотрудников к ощущению изолированности и одиночества, что, в свою очередь, легко провоцирует агрессивное поведение, апатию, цинизм, нарушение дисциплины и отдаление от друзей и общества в целом. Если рассматривать факторы риска социально-профессиональной природы, следует выделять: социальные перемены, значимые жизненные трудности, длительное эмоциональное напряжение сотрудников, связанное с ответственностью за безопасность других людей, опасностью для жизни, реализацией властных полномочий, ненормированным рабочим днем, неравномерной нагрузкой в течение дня, месяца, года, хронической усталостью, экстремальными ситуациями. Постоянные столкновения с чужой болью, страданиями, неоправданным насилием неизбежно ведут к огрублению, эмоциональной невосприимчивости. Эти качества не могут быть «сняты» вместе

с формой. Они сопровождают человека постоянно, влияя на его отношения с близкими. Деструктивное поведение является показателем общего искажения характера в результате профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений в коллективе, развития в духовном мире сотрудников ОВД отрицательных морально-психологических свойств.

Как уже говорилось выше, одной из причин деструктивного поведения сотрудников является необходимость адаптации к сложным, экстремальным обстоятельствам самой службы и своеобразным условиям ее организации.

Можно определить круг типичных экстремальных ситуаций, с которыми наиболее часто встречаются сотрудники ОВД:

— ситуации, связанные с использованием источника повышенной опасности, неосторожного обращения с ним;

— совершение некоторых одиночных, групповых, и, особенно, массовых правонарушений;

— ситуации, связанные с введением в отдельной местности либо по всей стране чрезвычайного (особого) положения.

Все формы психических реакций в таких ситуациях показывают, что:

— наиболее сильное дезорганизующее влияние экстремальной ситуации имеет своей причиной неопределенность и дефицит времени, а также внезапность;

— под воздействием экстремальной ситуации нарушаются не только психические функции, а весь комплексный психический процесс оценки обстановки и принятия решений;

— решающее условие сохранения устойчивости и эффективности деятельности в экстремальной ситуации — знания, навыки, умения, способности, волевые и другие качества.

А. Варавин, сотрудник Отдела психологического обеспечения безопасности деятельности ОП «Град-ФБП», дает определение критической (экстремальной) ситуации, как ситуации невозможности, когда субъект сталкивается с невозможностью реализации своих потребностей (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми психологи описывают критические ситуации, — это стресс, фрустрация, конфликт и кризис.

С точки зрения А. Варавина, под критической ситуацией (в профессиональных рамках деятельности) условно подразумевается любое сочетание компонентов внешней среды, которые характеризуются наличием:

— непосредственной угрозы физического или морального ущерба сотруднику;

— опосредованных социальных угроз (социально-правовые санкции, материальный ущерб, возможные последствия профессиональных неуспехов и т.д.);

— опосредованной или неопосредованной угрозы личной смерти.

Как правило, сегодня все или один из перечисленных факторов так или иначе присутствуют в профессиональной деятельности сотрудников служб ОВД, будь то вооруженное нападение, конфликт с крими-

нальными структурами или обычная рабочая ситуация, где-нибудь на объекте комплекса развлечений.

Для начала рассмотрим структуру и динамику критической ситуации в рамках деятельности служб ОВД и охранных предприятий. Наиболее уместным будет рассмотрение этого вопроса в системе «человек — критическая ситуация». В самом общем смысле слова все подобные ситуации можно разделить на две большие категории: отягощенные непосредственным насилием и потенциально несущие в себе угрозу физического воздействия. К первой относятся всевозможные происшествия, в основе которых лежит применение физической силы (также применение оружия, вооруженные нападения, захват заложников, насильственные хулиганские проявления и т. д.). Ко второй можно отнести все острые ситуации, в которых насилие является лишь возможным результатом, как, например, в случае силового конфликта с криминальной группой. Для второй категории случаев наиболее характерен фактор большой неопределенности исхода, что, в свою очередь, предъявляет к участникам событий специфические требования. Проблема заключается в соблюдении обязательных условий развития событий: достижение профессиональной успешности, обеспечение текущей личной безопасности и безопасности окружающих (в том числе лиц, находящихся под охраной). Взаимодействие условий, выставляемых критической ситуацией, и факторов, обусловленных спецификой деятельности, порождает проблему критической ситуации. Для того, чтобы определить тактику собственного поведения, сотрудник должен стремиться к достижению одновременно трех целей: сохранить собственную жизнь, обезопасить окружающих, благополучно разрешить критическую ситуацию.

Не следует считать, что благополучное разрешение ситуации подразумевает соблюдение и остальных условий. Например, при захвате террористов конечной целью является обезвреживание преступников и освобождение заложников, что может быть достигнуто даже в случае гибели людей. Таким образом, выбор оптимальной линии поведения для человека формируется исходя из влияния условий среды, трансформированных через призму личных качеств, умения и опыта.

Рассмотрим динамику критической ситуации, т. е. то, как она воспринимается самим сотрудником.

1-й этап — распознавание признаков угрозы (субъективно это проявляется как настороженность, переходящая в тревогу, физическое напряжение, информационное ожидание);

2-й этап — развертывание угрозы, стресс, интеллектуальная и речевая активность (внутренний или внешний монолог, высокая тревога, близкая к панике, выбор вариантов поведения, двигательная активность, борьба мотивов);

3-й этап —кульминация (действия по выбранному варианту поведения, резкое снижение интеллектуальных функций, возможные аффективные проявления);

4-й этап — завершение ситуации (оценка поведения, агрессия, тревога, возбуждение, речевая активность).

Как правило, эти четыре этапа присутствуют в любой критической ситуации, переживаемой сотрудником. Но в зависимости от внешних условий и личных характеристик могут существенно изменяться как их временные интервалы, так и субъективные проявления. Несомненно, решающую роль в тактике поведения играют личностные особенности, умения и опыт человека.

Конструирование поведения. В то время как человек, оказавшийся в экстремальных условиях, осознает свое положение и задачи, эмоционально и физически реагирует на происходящее, непосредственно оказываются задействованными устойчивые личностные показатели.

На первом этапе критической ситуации закладывается общая стратегия поведения, способная субъективно решить возникшую проблему. Главную роль на этом этапе играют такие параметры, как стрессоустойчивость, тревожность, эмоциональная лабильность, способность к быстрому восприятию и переработке значимой информации и, конечно же, опыт переживания экстремальных состояний.

Принято считать, что оперативный работник или человек, успешно действующий в экстремальных условиях, должен обладать высокой стрессоустойчи-востью, но на самом деле высокая стрессоустойчивость должна сочетаться с высоким уровнем личностной тревожности и даже болезненной мнительностью. Поскольку только тревожный человек, особенно восприимчивый к любым потенциально угрожа-ющим факторам, способен спланировать наиболее безопасную стратегию личного поведения. Что касается эмоциональной лабильности, то способность непосредственно, эмоционально реагировать на малейшие изменения в ситуации может оказать неоценимую услугу информационного характера. И именно на первом этапе, когда собственно интеллект не имеет еще достаточных данных для принятия решения. Как правило, только в этот момент создается несколько поведенческих моделей решения ситуации, каждая из которых по мере развития кризиса будет или существенно видоизменяться, или отбрасываться.

Стратегия безопасности подразумевает решение кризиса только ликвидацией непосредственной угрозы участникам событий. При этом ни причины, ни последствия критической ситуации не устраняются.

Стратегия успеха направлена преимущественно на устранение как собственно угрожающих факторов, так и их последствий. Эта стратегия в целом допускает причинение ущерба или даже гибель участников событий.

Стратегия манипуляций целиком и полностью основана на стремлении к достижению всех значимых для участника целей: обеспечение максимальной безопасности (в том числе собственной), устранение причин и последствий экстремальных условий. Основывается стратегия манипуляций не на какой-либо определенной поведенческой модели, а на последовательных действиях, являющихся, в свою очередь, следствием малейшего изменения в ситуации.

На практике в чистом виде наиболее часто встречается «стратегия безопасности», и наоборот, «стратегия манипуляций» демонстрируется крайне редко, потому что, по всей видимости, требует от человека большого опыта и определенной интеллектуальной подготовки. На самом деле три перечисленные модели не более чем три общих типа стратегии поведения, связанные только общим принципом.

Второй этап: «Развертывание угрозы». На этом этапе на первый план выступают такие качества личности, как: психотизм, в нашем случае — способность к быстрым и решительным действиям (также и асоциальным), склонность к риску, способность сдерживать агрессивное межгрупповое давление. Когда общая стратегия достижения результата уже определена, наступает время планирования и претворения в жизнь определенной последовательности действий, что следует понимать как планирование тактики поведения. Возникает необходимость не только в успешном прогнозировании изменений в ситуации, но и собственных последующих действий. Для людей, имеющих большой опыт деятельности в особых средовых условиях, характерно так называемое «поленезависимое» поведение, которое позволяет человеку действовать, опираясь на собственное видение ситуации. Но, с другой стороны, такая тактика не позволяет должным образом отслеживать изменения во внешних условиях и адекватно на них реагировать. Немаловажную роль в выборе тактики может играть также показатель индивидуальной склонности к риску. Следует, однако, различать склонность к ситуативному риску и склонность к выбору наиболее опасных вариантов поведения. В случае обычной склонности к риску человек стремится в любом случае стать участником экстремальных событий, неза-висимо от действий, которые ему придется совершать. Таким образом, его интересует только состояние неопределенности исхода. Для тактики выбора наиболее опасных вариантов поведения в русле решения критической ситуации интересен, наоборот, вполне определенный благополучный результат. Но в этом случае условия, и без того экстремальные, осложняются еще более высокими степенями физического риска, что может в процессе взаимодействия нанести серьезный урон участникам событий.

Большое количество служебных экстремальных ситуаций (например, связанных с применением оружия) имеют очень сжатый временной интервал. Все четыре этапа могут укладываться во временные рамки до 1 -2 минут. Сознание оператора в таких случаях не успевает охватить все параметры развивающегося действия, и поэтому решающая роль отводится стереотипам поведения. В зависимости от степени тренированности субъекта, его личностных особенностей, мотивации деятельности, поведенческие стереотипы решения критической ситуации можно условно разделить на две группы: «результативные» и «витальные». «Результативные» стереотипы, состоящие из последовательности действий, направлены на преодоление возникающих препятствий, стабилиза-

цию угрожающих факторов внешней среды. Как правило, эти стереотипы — продукт научения или спонтанного жизненного опыта.

«Витальные» стереотипы поведения базируются на глубинных инстинктах самосохранения жизни и направлены как на максимальную защиту собственной жизни (бегство), так и на максимальное разрушение внешней угрозы (деструкция). Одной из разновидностей «витального» стереотипа поведения могут являться в экстремальных условиях действия, ведущие к саморазрушению (аутодеструкция).

Третий этап: «Кульминация». Как правило, стратегия решения кризиса уже полностью определена. Этот этап состоит из последовательно запланированных действий. Субъективно решающее значение приобретают такие качества участника, как склонность к агрессии и насилию, сильная или слабая мотивация к достижению цели, мотивы самой деятельности. Существует мнение, что наиболее успешное решение третьего этапа критической ситуации демонстрируют лица, имеющие в основе своих профессиональных побуждений корыстный мотив и мотив профессиональной успешности.

Следующим немаловажным компонентом кульминации критического события необходимо считать фактор возможной личной смерти сотрудника. На сегодня, по всей видимости, трудно определить с полной достоверностью его личные качества, способствующие успешному противостоянию этому фактору. На наш взгляд, максимальную психологическую устойчивость в этом плане и эффективность в действиях проявляют люди с крайними степенями акцентуации характера или даже психопаты возбудимого круга. К тому же для лиц этого контингента не стоит дилемма отвергнуть или принять насилие, т.е. насилие проявляется как неосознанная реакция на любой присутствующий насильственный компонент внешней среды.

Таким образом, исследуя структуру и динамику критических ситуаций, взаимодействие параметров внешней среды и личностных особенностей участников событий, можно строить теоретические и практические поведенческие модели, что, в свою очередь, для профессионала позволяло бы выбирать наиболее оптимальную стратегию и тактику поведения в экстремальных служебных условиях.

Четвертый этап: «Завершение ситуации». Основным моментом, характеризующим четвертый этап критической ситуации, является феномен оценки и искажения произошедших событий. Причем последующее искажение затрагивает все субъективные аспекты действий: мотивацию, эмоциональные проявления, собственно структуру поведения; и совершенно не зависит от конечного результата событий, успешного или неуспешного. Субъективно четвертый этап выражается в крайних степенях возбуждения, высокой речевой активности, высокой склонности к агрессии и насилию. Для сотрудника, имеющего определенные личностные особенности, нередки и собственно насильственные акты на этом этапе, длительность которого может находиться во временных рамках от 5 минут до 12-14 часов.

Кроме всего сказанного особенно важно подчеркнуть, что сотрудникам ОВД сложно противостоять деформирующему влиянию со стороны социально опасных и нравственно агрессивных элементов: убийц, насильников, воров. Далеко не каждому удается выработать психологический иммунитет против данной категории лиц. Некоторая часть сотрудников поддается их негативному воздействию, что находит отражение как в открытых, так и скрытых формах проявления деструктивного поведения. Упрощая и облегчая работу сотрудников, выработанный стереотип играет положительную роль до тех пор, пока не начинает доминировать над творческим мышлением, вызывая деструктивное поведение.

2. ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ФОРМЫ ЕЮ ПРОЯВЛЕНИЯ

Как такового определения деструктивного поведения в литературе практически не встречается. Принято говорить о девиантном поведении — поведении с отклонением от принятых в обществе правовых и нравственных норм и выделять основные виды девиантно-го поведения — преступность и уголовно ненаказуемое аморальное поведение. В нашем случае деструктивное поведение будем считать признаком профессиональной деформации личности. Некоторыми авторами (Б.Д. Новиковым, A.B. Будановым, A.B. Пищелко — 1994 г.) при определении профессиональной деформации акцент ставится на отклонении человека от норм, требуемых профессией. Так, по мнению A.B. Буданова, профессиональная деформация начинается с того, что сотрудник утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии. Притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям, в том числе и со стороны криминальных элементов, создается основа для различного рода служебных нарушений.

Другое толкование профессиональной деформации связывается с последствиями влияния самой профессии наличность — как изменения в личности, произошедшие, скорее, в результате существующих норм. В фокусе — субъект-субъектный характер профессиональной деятельности, который в сочетании с вик-тимными особенностями, социальными условиями осуществления профессиональной роли, индивидуальными особенностями сотрудника обусловливает развитие профессиональной деформации. В своей научной работе Е.Г. Лунина (1997) приходит к определению профессиональной деформации как личностных отклонений в результате профессиональной деятельности, а не как уклонение сотрудника от профессиональных норм. С ее точки зрения, профессиональная деформация определяется личностными изменениями, происшедшими в результате профессиональной деятельности, нарушающими защитные системы человека, ослабляющими его адаптационные возможности, искажающими нравственные нормы. Профессиональная деформация опасна прежде всего не тем, что человек начинает неправильно понимать свой служебный долг, уклоняться от обязанностей, а тем, что разрушает его личность. Асоциальные проявления, психосоматические расстройства вторичны по отноше-

нию к личностной деформации. Искажение социальной роли сотрудника, нарушение социальных связей, растущая пропасть отчуждения между ним и остальными гражданами — социальные последствия профес сиональной деформации опасны для всего общества

A.M. Столяренко в работе «Психологическая подготовка юриста в условиях образования и демократизации общества» (1989 г.) отмечает, что в ходе юридической деятельности в личности происходят, как правило, довольно быстрые и значительные изменения, которые могут быть и отрицательными. Причин тут много, и одна из них — значительная внутренняя противоречивость этой деятельности. Так, юрист должен быть гуманен, внимателен к человеку, к различны е обстоятельствам его жизни и поведению, и вместе с тем он должен руководствоваться одним только законом при принятии решения. A.B. Дулов, занимающийся судебной психиатрией, считает, что следственная практика формирует и укрепляет многие волевые качества, но в то же время длительное занятие этой профессией, накладывая на личность свой отпечаток, рождает излишнюю подозрительность, предубежденность, тенденциозность, отсутствие «делового оптимизма», разболтанность, неисполнительность.

Близкую к нему позицию занимает В.И. Верхо-вин. По его мнению, данная форма выступает как выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний и дисциплинарных рамок трудового процесса. В.И. Верховин выделяет следующие разновидности деструктивных форм трудового поведения:

— противоправное поведение, которое вызвано мотивированным или немотивированным нарушением (несоблюдением) юридических норм трудового, уголовного или административного права;

— административно-управленческое, связанное с превышением прав и полномочий, с прямым невыполнением обязанностей, злоупотреблением служебным положением;

— индивидуально-целевое, носящее крайне эгоистический характер, направленное на реализацию сугубо личных интересов в ущерб коллективным;

— групповое в ущерб интересам общества;

— виды группового и индивидуального поведения, связанные с сохранением консервативных привычек , которые в той или иной степени сдерживают инициативу и творчество;

— имитационное, камуфлирующее истинные интересы и намерения работников, порождающее феномен псевдоактивности;

— девиантное, связанное с реализацией асоциальных привычек и склонностей;

— деструктивное, связанное с профессиональной некомпетентностью.

К многочисленным формам проявления деструктивного поведения и другим нарушениям относятся: немотивированная бдительность, нарушение памяти и концентрации внимания, депрессия, общая тревожность, злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами, алкоголем, бессонница, суицидные мысли. Здесь можно отметить также «взрывную» реакцию, использование нецензурных выражений в общении с коллегами и гражданами, употребление жар-

гона, скрытое или открытое враждебное отношение к людям, причастным к совершенным преступлениям: свидетелям, подозреваемым и т.п., дифференциацию этого отношения в зависимости от статуса человека, проявление морального и физического унижения человеческого достоинства, утрату чувствительности к чужому горю, переживаниям, приверженность к стереотипам, нетерпимость к мнению других, чрезмерную подозрительность к окружающим, обвинительный уклон в общении с людьми, нарушение самоконтроля, равнодушие, эмоциональная черствость, сухость в обращении с посторонними, в том числе и вне службы, и наоборот, приступы ярости, агрессивность. На последнем остановимся подробнее, так как эта форма деструктивного поведения наблюдается чаще всего.

Вопрос агрессивности в обществе часто подразумевает под собой негативное поведение, хотя для природы человека является естественным.

Борьба — вездесущий в природе процесс. Борьба создает внутри структуры общества напряжение и обеспечивает этим эволюционное движение. Агрессивность помогает занять человеку свое место в некоторых цепях иерархии общества. Наиболее тесные связи в общении возникают именно между ниже и выше статусно расположенными членами общества (семья, работа, друзья). Тем не менее, большинством специалистов принимается следующее определение агрессии: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему такого обращения.

Американский психолог Басс предложил различать враждебную и инструментальную агрессию. Враждебная агрессия относится к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее, агрессивные действия используют в качестве инструмента для осуществления различных желаний. Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем». (К примеру, оперуполномоченные уголовного розыска, исчерпав все способы для получения достоверных сведений от подозреваемых могут прибегать к мерам физического воздействия на последних). Конечно, подобное поведение закрепляется, когда агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться «несгибаемым» и «сильным» в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует и раздражает.

Интересным кажется предположение Долларда (ВоИагё, 1939 г.) о том, что одним из факторов, провоцирующих агрессию, является фрустрация, опреде-

ляемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения. Скорее всего, фрустрация вызывает агрессию у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие стимулы агрессивным поведением. Другой специалист, Берковиц, утверждает, что фрустрация — один из множества различных стимулов, которые способны спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, скорее, создают готовность к агрессивным действиям. При определенных условиях роль стимулов могут играть люди с определенными чертами характера и даже физические объекты, например, оружие.

Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие разработки, в том числе в теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, основную роль в котором играют биологические и мотивационные факторы, акцент также можно сделать на важности влияния социального научения.

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий; 2) факторов, провоцирующих их появление; 3) условий, при которых они закрепляются.

Теория социального научения Бандуры

Агрессия приобретается посредством:

— биологических факторов (например, гормоны, нервная система);

— научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).

Агрессия провоцируется:

— воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

— неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);

— побудительными мотивами (например, деньги, эмоции);

— инструкциями (например, приказы и т.п.).

Агрессия регулируется:

— внешними поощрениями и наказаниями (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия);

— подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других);

— механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).

Рассмотрим некоторые из приведенных позиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные поощрения и одобрения способствуют агрессивному поведению. Во время военных действий в зонах «ЧС» сотрудники представляются досрочно к очередным званиям, получают награды и непосредственное право убивать противников. В целом одобрение агрессивного поведения вызывает еще большую агрессию. Аналогично социальное неодобрение может отбить охоту вести себя агрессивно.

Наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя подобным образом. Этот опыт может помочь наблюдателю составить представление о возможных последствиях подобного поведения, а также

настроить на ожидание аналогичных наград и наказаний. В случае подкрепления агрессивное действие уже воспринимается как приемлемое в репертуаре поведения индивидуума.

Модели открытой агрессии могут регулироваться самонаказанием и самопоощрением, которые человек устанавливает для себя сам. Агрессоры могут в той или иной степени поощрять себя в результате успешных атак на других, вознаграждать себя чем-нибудь и одобрять свои действия.

Возможно, социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению, поэтому изменение условий может предотвращать или ослаблять агрессию.

Таким образом, теория социального научения примечательна тем, что гораздо более оптимистично относится к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль. Попытка исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения, методики, не приносящие никому реального вреда.

3. ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ И СВЯЗАННОГО С НИМИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА

Часто поведение человека в экстремальных условиях зависит от его индивидуально-психологических характеристик и от имеющегося у него опыта действия в подобных ситуациях.

Еще Гиппократ отмечал, что при душевном возбуждении, расстройстве одни люди склонны к маниакальному, другие — к депрессивному поведению. Дифференциация индивидуальных различий подобного рода соответствует широко распространенной на Востоке концепции о двух началах — «ян» и «инь». Первое реализуется в активности поведения, силе характера, а при своей чрезмерности — в ярости, безудержности; второе реализуется в нежности, пассивности, а при чрезмерности своих проявлений — в деп-рессивности.

Личностные особенности определяют устойчивую предрасположенность человека к тем или иным формам реагирования в стрессе. Тесная связь психических процессов с такими личными характеристиками , как экстравертированность, авторитарность и др. прослеживается во многих психических исследованиях. Так, интроверты преувеличивают размеры воспринимаемых объектов, а экстраверты — преуменьшают. В исследовании И.А. Маслова (1970) у испытуемых интровертов отмечаются такие сложные нарушения, как ипохондрия, неопределенный страх, депрессия, параноидная настроенность.

Л.А. Китаев-Смык в своей работе «Психология стресса» выделил две основные группы людей, отличавшиеся либо усилением (1-я группа), либо уменьшением (2-я группа) эмоционально-двигательной, поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных эмоциональных воздействи-

ях. Активное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе следующее. В 1 -й группе биолог и ческое назначение реакций — способствовать за счет ускоренных и усиленных защитных (или агрессивных действий) предотвращению неблагоприятного развития стрессогенной ситуации.

Защитные поведенческие акты могут быть разных уровней сложности: вздрагивание или замирание при громком звуке, хватательные движения рукой в поисках опоры при падении, эмоционально-двигательное оживление при угрозе опасности, попытка заслонить собой от опасности товарища, командира, гражданина (социально обусловленные действия). Чрезмерная активизация поведения может привести к ошибочным действиям и даже к дезорганизации деятельности.

При чрезмерной нерациональной активизации эмо-ционально-двигательных реакций ускорение деятельности может сопровождаться выпадением отдельных необходимых действий и возникновением ошибочных действий. При этом неправильно оценивается текущая ситуация, ошибочно используются следы памяти, неверными оказываются прогноз развития ситуации и планирование деятельности, снижается контроль за собственными действиями. Активизация поведения при стрессе может быть строго организованной, но, будучи подчиненной ложному, иллюзорному представлению субъекта об опасности, это поведение может оказаться не адекватным задаче борьбы с опасностью, препятствующим полезной деятельности.

Для лиц, отнесенных Л.А. Китаевым-Смыком ко 2-й группе, при достаточно сильных экстремальных воздействиях характерно снижение эмоционально-двигательной активности, уменьшение побудительной роли волевых процессов. Если активное реагирование направлено на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), то пассивное реагирование — на его пережидание. Во время критических ситуаций от человека может потребоваться в одних случаях ускорение его деятельности, в других, напротив, выполнение им роли пассивного наблюдателя. Поэтому следует различать пассивное поведенческое реагирование, адекватное требованиям снижения вредоносности стрессора, и чрезмерное или неуместное уменьшение двигательной активности, снижающее активность пассивно-защитного поведения деятельности.

Н.И. Наенко (1976 г.) обращает внимание на существование двух основных типов реагирования в стрессе: тормозного и возбудимого. Тормозной тип реагирования характеризуется обширным мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в мимике, скованностью позы и движений, разного рода фиксациями, замедленным течением психических процессов, своеобразной «эмоциональной инертностью», проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия. Возбудимый тип реагирования выражается в буйной экстравертированности, суетливости, многословности, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной легкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении и т.д.

С полной уверенностью можно утверждать, что не каждый человек в условиях угрозы для жизни спо-

собен реагировать устойчиво и продуктивно. У одной части людей даже незначительные стрессовые воздействия вызывают нарушения психических функций. У другой части такие нарушения возникают лишь при длительном действии чрезвычайно сильных стрессовых факторов. Склонность к развитию деструктивного поведения чаще всего бывает у личностей с пониженной сопротивляемостью негативным влияниям, повышенной внушаемостью, слабой способностью к верной самооценке, недостаточным развитием волевых качеств, недостаточным для данной профессии и должности интеллектуальным, культурным уровнем, недостаточной информированностью человека об условиях, путях и методах решения профессиональных задач.

Исследования К.М.Гуревича, В.Д.Небылицына убедительно подтвердили, что слабость нервной системы со стороны возбуждения и высокая тревожность — это факторы, которые обусловливают снижение эффективности деятельности и дезорганизацию поведения.

В психологии рассматривают высокую эмоциональную устойчивость как свойство личности, которое обеспечивает целенаправленное, устойчивое поведение человека и высокую продуктивность деятельности в условиях стресса, а низкую эмоциональную устойчивость — ухудшение и снижение ее.

Ученые считают, что стрессовое психическое состояние отрицательно влияет на поведение и деятельность человека, однако имеется предположение о положительном влиянии стресса. В зависимости от влияния на организм стресс разделяют на дистресс и эв-стресс. Установлено, что одна и та же стрессогенная ситуация вызывает у разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей различные стрессовые психические состояния. Обозначенное различное влияние одной и той же стрессогенной ситуации на продуктивность деятельности обусловлено свойствами нервной системы (сила возбуждения, сила торможения, уравновешенность), свойствами темперамента (например: импульсивность, пластичность, тревожность), особенностями личности (например: отношения, активность мотивации), а также опытом и уровнем квалификации.

В. И. Лебедев, изучая поведение человека в экстремальных условиях, обнаружил, что психическое стрессовое состояние может действовать положительно на психику человека, если в процессе профессиональной подготовки сформировалась своеобразная готовность к действию. Такая готовность сопровождается соответствующей психической активацией в адекватной форме, является ответной реакцией на опасность. Готовность к действию определяется «психологической установкой», которую приобретает человек в процессе увеличения профессионального опыта. Высокая степень готовности к действию обеспечивает надежность человека в непредвиденных обстоятельствах — авариях, катастрофах, боевых действиях и др.

Одним из условий приспособления человека к деятельности, связанной с угрозой для жизни, является психическое состояние высокой степени готовности

к адекватному действию при возникновении различных неожиданностей. Неспособность находиться в постоянной готовности к экстренным действиям имеет следствием неадекватные психические состояния, которые нередко приводят к невыполнению поставленной боевой задачи, травматизму и гибели сотрудников.

Психологический анализ поведения человека в экстремальных условиях с благополучным исходом показал, что психическое состояние готовности к опасности характеризуются наличием следующих конструктивных качеств:

— адекватность поведенческих реакций;

— хладнокровие при встрече с опасностью;

— осознание неотвратимости угрозы для жизни в данной профессии;

— преодолимость ситуации опасности;

— способность к быстрому анализу по идентификации опасности, осмыслению поступающей информации, извлечению из памяти «аналогов поведения», поиску наиболее оптимальных вариантов «выхода» из данной ситуации и принятию решения.

Как видим, эвстресс, психическое состояние повышенной готовности в условиях опасности, активизирует психические процессы, эмоции носят стеничес-кий характер, что мы считаем одним из проявлений приспособления к угрожающим для человека ситуациям.

Однако стрессогенная ситуация может вызвать и противоположное психическое состояние с негативными (деструктивными) реакциями и явлениями дистресса, т.е. своеобразное состояние дезорганизации психики. Постоянное присутствие угрозы для жизни в результате аварии, несчастного случая, боевых действий и некоторых других, может вызвать многообразные проявления такого психического состояния дезорганизации — от состояния тревожности, снижения эффективности деятельности до развития болезненных расстройств психики. Так, например, психолог О.Микшик выявил различные пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях:

— один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее);

— другой тип «ломается» на психологическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решение и т.д.);

— третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физиологическую и психическую мобилизованность, но жертвует жизнью своего товарища ради собственного спасения).

О зависимости успешности деятельности в условиях психического стресса от личностных особенностей говорят исследования о связи ухудшения деятельности под влиянием стресса и склонности к тревоге (С.Ле-вандер, А.Русен), склонности к депрессии (М.М. Фран-кенхойзер), завышения уровня притязаний (Я. Рейков-ский)идр.

Заключение

Специфика несения повседневной службы сотрудниками органов внутренних дел заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных

обязанностей в условиях, осложненных воздействием эмоциональных и физических стрессовых факторов — обострения криминальной обстановки, социальных конфликтов. В процессе работы истощаются психофизиологические ресурсы. Отрицательные последствия постоянного нервно-эмоционального напряжения проявляются в постепенном наращивании таких негативных проявлений, как повышение уровня тревожности и внутреннего напряжения, снижение творческой инициативы и самостоятельности в принятии важных решений. Закономерным следствием кризиса мотивации профессиональной деятельности являются примитивность интересов и потребностей, колебания настроения, агрессивность, частая смена объектов общения, поиск суррогатных форм общения как средства компенсации негативного психического состояния и другие проявления деструктивного поведения, описанные нами выше.

Поиск наиболее эффективных средств профилактики и коррекции деструктивного поведения сотрудников является одной из актуальнейших проблем, решение которой будет направлено на оздоровление всей системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

Верховин В. И. Содержание, структура и функции трудового поведения // Социальные исследования. — 1991, — №1.

Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1995.

Горобец Т.Н. Социально-психологические и биологические факторы аутодеструктивного поведения личности. — М., 1995.

Дулов A.B. Судебная психиатрия. — Минск, 1970.

Китаев-СмыкЛ.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.

Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.

Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. — М., 1976.

Котенев И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав ОВД, — М„ 1994.

Лебедев В.М. Личность в экстремальных условиях. — М„ 1989.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М„ 1975.

Лунина Е.Г. Социально-психологическая поддержка как фактор минимизации профессиональной деформации сотрудника правоохранительных органов. — М., 1997.

Маслов И. А. Влияние изоляции на психическое состояние,— М, 1970.

Минжанов H.A. Психологическая подготовка сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1995. — № 2.

Мягких H.H., Ипатов В В., Большее В Н., Шутко Г.В. Использование принципов донозологической диагностики в процессе медико-психологического сопровождения личного состава ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 2 (4).

Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М., 1976.

Новиков Г.И. Психогенные реакции ситуации ожидания.—М., 1991.

Орлов Ю.М. Особенности саморегуляции с поведением типа А в ситуации психоэмоционального напряжения. — Курск, 1996.

Пищелко А.П. Психосоциальная реабилитация работников органов внутренних дел после чрезвычайных ситуаций.— Домодедово, 1998.

Полетухин IO.A. Самоубийства полицейских // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1997. №1.

Поташов Д.А., Мингалимова М.М. Психофизиологический аспект дезадаптации сотрудников ОВД как одна из причин возникновения язвенной болезни и меры профилактики // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1998. — № 1.

Самонов А.Г1. Влияние экстремальных условий на эффективность деятельности пожарного. — М., 1978

Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.

Столяренко A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях образования и демократизации общества // Вопросы психологии. — 1989. —№4. —С. 16-25.

Чембеленге К. У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности. — Ярославль, 1996.

| ПРИРОДА АГРЕССИВНОСТИ

Доктор психол. наук П.Т. Тюрин, начальник психологической службы Департамента полиции

г. Рига, Республика Латвия Убийство человека, даже незнакомого, оставляет гнетущее впечатление. Но особенно подавляют преднамеренные убийства, «совершенные с особой жестокостью и цинизмом». Они ошеломляют своей непонятной бессмысленностью и зверством по отношению к жертве. Человеческий разум отказывается верить в реальность случившегося и пытается защититься, объявив преступника сумасшедшим. Но увы, слишком часто судебно-психиатрическая экспертиза вынуждена констатировать, что преступник психически здоров, во время совершения преступления находился во вменяемом состоянии и может нести полную ответственность за свое преступление. Имеющиеся на сегодняшний день психодиагностические методы не обнаруживают у многих так называемых «немотивированных преступников» существенных психических отклонений от нормы. Это наводит на мысль об иррациональности злого начала в человеке.

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Пытаясь понять причину агрессивности, склонность ко злу, разные ученые усматривают его в изначальной дефектности природы человека — в «дурной человеческой наследственности», выработке организмом агрессивной энергии. Животные кроме инстинкта борьбы наделены также способностью подавлять свои агрессивные стремления, причем эта способность пропорциональна возможности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Однако у человека, биологически более слабого существа, запреты на агрессию сформированы недостаточно, а изобретение оружия резко нарушило баланс между силой запретов и возможностью убивать друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.