Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях'

Психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3228
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях»

На наш взгляд, существенным фактором зарождения у человека агрессивного поведения является социальная среда, с поступающей из нее информацией, демонстрирующей проявления насилия, агрессивного поведения, жестокости. Вторым, не менее важным фактором, является чрезмерная гуманность законодательных органов в отношении людей, совершивших преступления. Человек преднамеренно лишает жизни другого, а ему присуждают всего лишь 5-10 лет лишения свободы.

Агрессия, проявляющаяся в насилии, нанесении телесных повреждений, садизме, убийстве, все более и более охватывает наше общество. При этом уверенно снижается возрастная планка лиц названных категорий.

Серьезным фактором, способствующим проявлению агрессивного поведения у людей, можно назвать заполнение телевизионных экранов зарубежными фильмами, культивирующими агрессивное поведение, сопровождаемое насилием, надругательством над человеком, убийствами. И все это преподносится как естественные, не наказуемые действия.

Для понимания причин агрессии представляет интерес вопрос о взаимосвязи агрессии с личностными характеристиками человека. Какие из черт личности можно определить как предпосылки к проявлению агрессивного поведения?

Представитель гуманистической психологии А. Маслоу в книге «Психология бытия» излагает свои взгляды на агрессию. Он указывает, что качество гнева изменяется по мере улучшения или ухудшения психологического здоровья. У более здорового человека гнев — это реакция на ту ситуацию, в которой он в данный момент находится, а не выброс накопившихся за определенное время эмоций. Гнев — это адекватный реальности аффективный ответ на нечто существующее в настоящем времени, а не «очистительная» струя, направленная не в ту сторону, или бессмысленная месть, в результате чего ни в чем не повинные люди отвечают за чьи-то давние грехи. Психическое здоровье придает гневу форму решительности, самоутверждения, самозащиты, справедливого возмущения, борьбы со злом. Здоровая агрессивность принимает форму силы воли и самоутверждения. Агрессивность нездорового человека, неудачника, эксплуатируемого, скорее всего, примет форму злобы, садизма, стремления к слепому разрушению, доминированию, жестокости.

Для психологов правоохранительных органов важно выявление факторов и предпосылок, ведущих к возникновению и проявлению агрессивного поведения у людей.

Исследователи агрессивности (А. Басс и А. Дар-ки) выделяют следующие виды реакций человека при проявлении агрессивности: 1. Физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия, направленная окольным путем (опосредованно). 3. Раздражение, понимаемое как готовность человека к проявлению негативных чувств. 4. Негативизм как оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активного. 5. Обида: зависть и ненависть к окружающим.

6. Подозрительность, проявляемая в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят им вред.

7. Вербальная агрессия, выраженная в негативных чувствах и словесных выражениях. 8. Чувство вины, выражающее возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, поступает злонамеренно, испытывая при этом угрызения совести.

Как и всякая другая личностная характеристика, агрессивность развивается в течение длительного времени и имеет определенную психологическую базу, на которую падают внешние воздействия.

При изучении агрессивности следует помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как поведение субъекта могут быть поняты, т.е. найдены их первопричины. Такой анализ должен происходить в совокупности с психологическим анализом мотива-ционно-потребностной сферы личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Т.М. Потговичева, начальник лаборатории психологического обеспечения учебно-воспитательного

процесса,

О.В. Бровчук, научный сотрудник

Орловский юридический институт МВД России

В последние годы на фоне осложнившейся криминогенной ситуации в стране все более распространенными становятся случаи, когда правоохранительным органам совместно с подразделениями других силовых министерств приходится действовать в особых условиях. Эти условия могут быть вызваны массовыми беспорядками,стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, а также межнациональными конфликтами, в том числе вооруженными. Они проявляются в дезорганизации основных сфер жизнедеятельности региона, когда местные органы государственной власти и управления оказываются неспособными принимать управленческие решения и осуществлять их практическую реализацию.

Выполнение служебных задач сотрудниками ОВД при этом существенно осложняется воздействием на них комплекса экстремальных факторов, вызывающих нарушения психической деятельности. Наглядным примером служебной деятельности, осуществляемой в условиях максимальной психической нагрузки, являются действия по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона.

Значительный вклад в сфере обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях сделан психологическими службами многих образо-

вательных учреждений МВД России, в том числе и Орловским юридическим институтом МВД России.

Анализ теоретических данных, представленных в научной литературе, и результатов экспериментальных исследований позволяет сделать вывод о том, что существуют эффективные подходы в использовании комплекса методов диагностики, профилактики и коррекции стрессовых расстройств у сотрудников ОВД, осуществляющих свои функциональные обязанности в экстремальных ситуациях. Важным аспектом здесь является то, что работа такого рода предполагает не только психологическое сопровождение деятельности и последующую реабилитацию участников экстремальных ситуаций, но и их психологическую подготовку к выполнению служебных обязанностей в особых условиях.

Психологическую подготовку должны получить и курсанты, и слушатели образовательных учреждений МВД России. С этой целью в Орловском юридическом институте МВД России проводятся лекционные и практические занятия для ознакомления учащихся с особенностями деятельности в экстремальных ситуациях, что способствует снижению вероятности развития негативных личностных и поведенческих проявлений, а также сохранению жизненной энергии и активности, необходимых для успешного осуществления профессиональных функций в условиях вооруженного конфликта.

Таким образом, психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД включает психологическую подготовку личного состава к действиям в экстремальных ситуациях, отбор сотрудников для формирования подразделения, психологическое сопровождение участников в экстремальных условиях и психологическую реабилитацию.

При отборе сотрудников и формировании подразделения следует учитывать, что важнейший принцип отбора —добровольность. Согласие потенциального кандидата формируется в повседневной работе с сотрудниками, беседах и во время проведения служебных занятий, а комплектование подразделения должно проходить с учетом профессиональной ориентации сотрудника — от этого будет зависеть эффективность проведения операции. Так, при отборе кандидатов для выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях необходимо провести диагностическое обследование, в ходе которого выяснить особенности биографии (наличие у близких родственников психологических заболеваний,случаев суицида, пережитые ранее психические травмы у кандидата, участие его в боевых действиях, воспитание в Неполной семье и др.), поведенческие и речевые особенности (упрямство, чрезмерная обидчивость, злоупотребление алкоголем, колебание темпа речи, употребление слов-«паразитов»). Для этого проводится психологическое тестирование, в ходе которого рекомендуется использование таких методик, как многосторонний метод исследования личности (ММР1 в адаптации Ф. Березина — ММИЛ), цветовой тест М.Люшера, методика оценки уровня развития адаптационных особенностей личности, методика Тейлора на оценку общего уровня тревожности.

Останавливаясь на характеристике психологической подготовки сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях, необходимо отметить важность обоснованного разъяснения целей и задач, стоящих перед подразделениями, изучения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников, а также ознакомление с этнографическими особенностями региона и предысторией возникновения конфликта. Психологическая подготовка также предполагает обеспечение нервно-психической устойчивости сотрудников, обучение их преодолению трудностей, стимулирование активности в решении профессиональных задач, сплочение служебных коллективов, повышение уровня взаимовыручки, взаимопомощи, уверенности в себе и др. С этой целью психологами ОрЮИ МВД России разработана программа занятий с курсантами, слушателями и постоянным составом института. Занятия проводятся в форме лекций об особенностях поведения в экстремальных условиях (граждан, сотрудников ОВД, террористов и т.д.), а также практических занятий, где предлагается мысленное или ситуативно-образное воспроизведение экстремальной ситуации с распределением ролей и форсированием поведения и действий участников. Широкое распространение получили также тре-нинговые занятия, направленные на формирование нер-вно-психической устойчивости и навыков регуляции эмоционального состояния: методы активной и пассивной мышечной релаксации и психорегуляция («бег на месте», «погружение», «мысленная победа», «самовнушение» и др.). Важность такого рода занятий заключается и в том. что у сотрудника формируются навыки эффективного профессионального поведения. В экстремальных условиях он способен контролировать свои действия и поступки, а также принимать конструктивные решения. Повышается степень его психологической готовности к действиям в данных ситуациях и снижается вероятность нанесения ущерба своему здоровью и психическому состоянию.

Следующий этап — психологическое сопровождение, непосредственно осуществляемое в зоне экстремальных ситуаций. Оно включает следующие составляющие: выявление факторов, негативно влияющих на психическое состояние сотрудников и эффективность их служебно-боевой деятельности; психодиагностические обследования; контроль за психическим состоянием личного состава; проведение мероприятий психокоррекции, направленных на снятие стрессовых проявлений и восстановление работоспособности. Здесь важно вести наблюдение и контроль за каждым сотрудником подразделения для блага всего личного состава и успешного решения служебно-боевых задач. Длительное напряжение биологических, физиологических, психологических функций ведет к истощению защитных сил организма. Такие психологические факторы, как, например, положительная мотивация, установка на правомерное и эффективное выполнение задач, могут за счет временной высокой мобилизации резервов организма компенсировать неблагоприятные проявления состояния человека и поддерживать достаточный уровень работоспособности. Важным аспектом на этом этапе является также

способность сотрудников адаптироваться в данных условиях. Поэтому необходимость психологического сопровождения здесь заключается и в том, чтобы способствовать нормальному развитию событий и приспособить участников к условиям сложившегося события. Повышенное внимание необходимо обращать на формирование отношений между членами коллектива, а это возможно посредством проведения совместных организационных мероприятий. Сюда входят лекции о поведении в экстремальных ситуациях (информирование и поддержка родственников, формирование имиджа в глазах местного населения, состояние материальной базы и т.п.), индивидуальное психологическое консультирование сотрудников, нуждающихся в помощи специалиста, профилактика злоупотребления спиртных напитков и профилактика заболеваний, диагностика утомляемости, напряженности и страха. Несомненную значимость на данном этапе приобретает организация досуга сотрудников ОВД с учетом их интересов. Психологическая работа такого рода осуществляется с помощью тренинговых занятий («отвлечение внимания», «самонаблюдение», «самовнушение», «самокритика») и аромафитотерапии.

В настоящее время особенно актуальными стали также рекомендации по организации и ведению действий по освобождению заложников. Несмотря на то, что в последние годы явление терроризма приобрело острый характер, этой теме еще не уделяется достаточного внимания, однако важные разработки в этой области уже намечены многими вузами, в том числе и ОрЮИ МВД России.

Освобождение заложников является одной из самых сложных специальных операций, проводимых органами внутренних дел в чрезвычайных условиях. Большинство операций по освобождению заложников начинается с переговоров, перед началом которых необходимо тщательно подготовиться. Успешность переговоров зависит от следующих обстоятельств: готовности вести переговоры, компетентности, конструктивной позиции, аргументированности, гибкости, готовности пойти на риск, а также правильного определения типа преступника. Тактика и методика ведения переговоров с преступниками проводится в системе служебной подготовки, проигрыванием ролевых игр, прослушиванием и просмотром аудио- и видеозаписей. Группа обеспечивается всей необходимой информацией о конкретной ситуации, требующей переговоров с преступниками (средства связи, усиление речи). Переговорщики должны обладать необходимыми данными в области психологии и педагогики, пройти специальную подготовку, направленную на формирование системы воздействий на преступников с целью склонения их к отказу от противоправного поведения и достижения приемлемого соглашения. Ведение переговоров — тяжелый труд, связанный с большими нервными нагрузками, поэтому необходима периодическая смена переговорщиков. Следует помнить, что ведение переговоров — это скорее искусство, чем наука. Здесь нет единого подхода, гарантирующего успех, но есть закономерности, которые должны учитываться, анализироваться и прорабатываться.

И, наконец, последний этап — психологическая реабилитация сотрудников после пребывания в зоне вооруженного конфликта. К сожалению, работе такого рода не уделяется достаточного внимания. Скорее всего, это связано с тем, что во многих подразделениях не предусмотрено наличие специалистов в этой области, а материальное обеспечение не соответствует норме. Однако этот этап психологической работы очень важен как для участников экстремальных ситуаций, так и для ОВД в целом. Здесь необходимо своевременное вмешательство специалистов для оказания помощи нуждающимся — в кратчайший срок обеспечить посещение психолога сотрудниками, побывавшими в острых ситуациях, получившими нер-вно-эмоциональные срывы, ощущающими себя дискомфортно; срочно организовать отдых; принять меры к быстрому получению сотрудниками положенного денежного вознаграждения; организовать работу с семьями и родственниками сотрудников, используя для этого благодарственные письма, вечера отдыха, индивидуальные встречи.

В настоящее время отечественные и зарубежные специалисты в области психологической реабилитации предлагают ряд методик для определения психического состояния участников экстремальных ситуаций. С помощью таких психодиагностических методик, как «Опросник травматического стресса» Коте-нева, «Опросник депрессивности» Бека и др., можно определить степень психологических расстройств сотрудника и провести соответствующую работу с ним. Психокоррекция постстрессовых состояний содержит большой арсенал самых разнообразных методик, включающих психодинамическую психотерапию, семейную терапию, гипноз и пр.

Лица, побывавшие в экстремальных условиях, кроме психологических проблем, присущих посттравматическому стрессовому расстройству, приобретают определенные особенности, которые значительно отличают их от обычных людей. Возникают новая система нравственных ценностей, иной уровень духовного развития. Психологическая помощь человеку не может навязываться, она может быть оказана лишь при соответствующей просьбе.

Изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств, таких как война, стихийные бедствия, катастрофы, терроризм, насильственные преступления и т.д., позволило разработать рекомендации по психологической работе с пострадавшими. В деятельности работников опасных профессий возникают два типа условий, с высокой вероятностью вызывающих психологический стресс и другие формы психической дезадаптации: повседневная напряженная деятельность, приводящая к профессиональному истощению, и так называемые критические инциденты, при которых сотрудники сталкиваются с реальной угрозой жизни, здоровью, системе ценностей, благополучию окружающих и др.

В настоящее время приводятся такие характерные признаки стрессовых расстройств, как пессимизм, недоверие к людям, потеря смысла жизни, ощущение нереальности происходящего, закрытость в общении,

поиск опасных приключений, негативное отношение к представителям власти. Для поведения таких людей типичны конфликты в общении, агрессивность, драчливость, алкоголизм и наркомания, а состояние их здоровья может характеризоваться слабостью, головными и сердечными болями, нарушениями сна, фобиями, сексуальными расстройствами. В этой связи диагностика и профилактика стрессовых расстройств у сотрудников, находившихся в экстремальных ситуациях, является актуальной, поскольку позволит выявить лиц с риском развития психологической и социальной дезадаптации, возникающей после острых ситуаций, и проводить реабилитационные мероприятия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Канд. психол. наук A.A. Камышанов

Военный университет Минобороны России, г. Москва

Складывающаяся в стране общественно-политическая ситуация продолжает оставаться крайне сложной. Общество оказалось перед лицом невиданной экономической, политической, демографической и духовной опасности комплексного характера. Серьезной угрозой является террористическая деятельность бандитских формирований, направленная на дестабилизацию внутренней обстановки в Российской Федерации, нарушение ее территориальной целостности. Солдаты и офицеры внутренних войск подвергаются воздействию психотравмирующих факторов, к чему они не подготовлены в достаточной мере. Анализ предыдущей служебно-боевой деятельности не позволил в полной мере разрешить проблемы психологической подготовки войск к действиям в экстремальных ситуациях. Поиск способов решения этих проблем проводился непосредственно в ходе достижения поставленных целей, что вело к необоснованным потерям и невысокой эффективности проводимых мероприятий.

В зависимости от особенностей служебно-боевых задач и условий, в которых они выполняются, командир подразделения испытывает влияние различных психологических факторов ситуаций. Их можно разделить на две большие группы:

группа А — факторы, оказывающие непосредственное эмоциональное воздействие: AI — опас-

ность, Л2 — внезапность, АЗ — неопределенность, А 4 — новизна обстановки, А 5 — негативные эмоциональные реакции;

группа Б — факторы, оказывающие опосредованное воздействие, которое зависит от профессиональных возможностей командира: Б1 — дефицит времени, Б2 — увеличение темпа действий, БЗ — совмещение нескольких деятельностей, Б4 — избыток информации, Б5 — крайняя интеллектуальная сложность, Б6 — степень слаженности действий специалистов, находящихся в непосредственном взаимодействии с командиром (1, 284-288; 3, 61-62; 9, 160).

Особенности проявлений и динамика психического состояния военнослужащих при действиях в Чечне и Дагестане заставляют шире взглянуть на проблему психологической подготовки военнослужащих оперативных частей ВВ к деятельности в экстремальных ситуациях, что позволит ответить на актуальные вопросы боевой и психологической подготовки воинов внутренних войск.

Опираясь на анализ факторов группы А, оказывающих непосредственное эмоциональное воздействие, как показало проведенное исследование, особо следует подчеркнуть влияние новизны: уже первые месяцы выполнения специального боевого задания в Чеченской Республике вскрыли существенные проблемы в служебно-боевой деятельности войск, вызванные именно фактором новизны боевых условий. Элементы нового присутствовали не только в характере выполняемых задач, но и в самих условиях (горы, лесистая местность, климат и т.п.). Отличие сформированных представлений в сознании у людей от действительности привело к появлению значительных трудностей, в некоторых случаях вызвало дезорганизацию деятельности, повышенный уровень переживаний.

Ясно стала видна взаимосвязь между результатами воинской деятельности и психологическим состоянием военнослужащего на различных этапах выполнения поставленных задач, степенью его психологической готовности к действиям в экстремальных условиях. И чем сложнее были задачи, тем труднее становилась подготовка людей к этой деятельности. Деятельность же командира подразделения внутренних войск является сложной и многокритериальной в оценке, зависит от его личностных качеств, профессиональной и психологической подготовки. Поэтому в современных условиях трудно искать пути повышения ее эффективности без рекомендаций психологической науки.

Закономерности функционирования психики человека в экстремальных ситуациях легли в основу научных рекомендаций по совершенствованию его подготовки к предстоящей воинской деятельности. Ярким примером этого явилось вменение в обязанности командиров всех уровней знать деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего, постоянно вести индивидуальную работу по воинскому воспитанию и профессиональной подготовке. Вместе с этим обнаружились другие пробле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.