ПРОГРАММА «ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Б ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
(ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ)
Канд. психол. наук И.О. Котенев,
Я.Я. Белик
Академия управления МВД России
Учебная дисциплина «Экстремальная психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» предназначена для подготовки практических психологов органов внутренних дел. Программа строится на основе опыта преподавания на курсах подготовки психологов в Академии управления МВД России с 1993 г. В значительной степени она переработана с учетом данных психологической науки об особенностях поведения и деятельности людей при действиях в экстремальных условиях. Авторы программы опирались также на результаты многолетних исследований, проводившихся при их непосредственном участии на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами академии, материалы опыта работы зарубежных психологов с людьми, оказавшимися в чрезвычайных ситуациях, с теми, чья профессия отличается повышенным риском. Учебная дисциплина основана на современных достижениях отечественной и зарубежной науки, в ней обобщена и систематизирована практическая деятельность психологической службы ОВД по обеспечению деятельности личного состава в экстремальных условиях.
Изучение дисциплины имеет следующие цели:
— овладение слушателями комплексом дополнительных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления мероприятий психологического обеспечения подразделений ОВД, несущих службу в экстремальных условиях;
— повышение уровня профессионально-психоло-гической готовности практического психолога к работе с сотрудниками ОВД в экстремальных условиях, в том числе — к оказанию им квалифицированной психологической помощи.
Конкретные задачи:
1. Сформировать у практических психологов научные представления о закономерностях и механизмах психической деятельности сотрудников ОВД, проявляющихся в экстремальных условиях.
2. Дать характеристику комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, воздействующих на личный состав при работе в экстремальных условиях.
3. Сформировать у слушателей необходимые психодиагностические и психокоррекционные профессиональные навыки и умения, необходимые при работе в экстремальных условиях.
4. Сформировать навыки психической саморегуляции, оказания психологической само- и взаимопомощи при работе в экстремальных условиях.
5. Ознакомить слушателей с общими принципами, целями, задачами и организацией психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, основными направлениями работы психолога на этапах подготовки, сопровождения и реадаптации сотрудников после выполнения задач в экстремальных условиях.
6. Выработать у слушателей готовность к практическому использованию данных экстремальной психологии в процессе психологического обеспечения работы с личным составом, привлекаемым для решения оперативно-служебных задач в экстремальных условиях.
На изучение дисциплины отводится 80 учебных часов, из которых лекции — 28 часов; семинары — 12 часов; практические занятия — 12 часов; игры, тренинги, «круглый стол» — 28 часов. Изучение дисциплины «Экстремальная психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» завершается дифференцированным зачетом.
Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Тема 1. Экстремальная психология как междисциплинарная область знаний и сфера деятельности практического психолога (лекция — 2 ч., семинар — 2 ч.).
Подходы к определению предмета экстремальной психологии. О понятии экстремальности в психологии. Соотношение понятий: чрезвычайная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, особые условия, экстремальные условия. Психология измененных условий существования, кризисных жизненных ситуаций и жизненного пути. Проблема функциональных состояний, психогений, психической адаптации и дезадап-
тации. Посттравматические стрессовые состояния и роль их изучения на современном этапе развития экстремальной психологии. Экстремальность и профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД. Критический инцидент как профессионально обусловленный фактор психической травматизации. Экстремальная психология как сфера деятельности практического психолога. Понятие психологического обеспечения, его цели и задачи.
Тема 2. Современные научные данные о поведении и деятельности людей, находящихся в экстремальных условиях (лекция — 2 ч., семинар — 2 ч.).
Характеристика психогенных факторов, воздействующих наличность и группу в экстремальных условиях. Проблема психической нормы в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе. Зарубежные исследования в области психологии катастроф, стихийных бедствий и боевых действий. Основные виды «прямых» психологических последствий воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и их характеристика. Поведенческие реакции сотрудников ОВД в условиях стихийного бедствия и техногенной катастрофы. Прогнозирование потребности в психологическом обеспечении с учетом имеющихся научных данных и практического опыта, накопленного психологами ОВД, других министерств и ведомств.
Раздел 2
ЛИЧНОСТЬ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Тема 3. Психологическое обеспечение подбора сотрудников для несения службы в экстремальных условиях (лекция — 2 ч., практ. занятие — 2 ч.).
Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность человека к деятельности в экстремальных условиях. Психологическая готовность как личностное образование и психическое состояние. Мотивационные и эмоционально-волевые характеристики готовности. Организация мероприятий психологического отбора кандидатов в Центрах психологической диагностики. Медицинские и психологические противопоказания. Требования, предъявляемые к интеллектуальным, коммуникативным, эмоционально-волевым, ценностно-мотивационным качествам личности. Оценка функционального состояния. Структура заключения по результатам комплексного обследования кандидатов.
Тема 4. Использование результатов психодиагностического обследования в целях прогноза уровня адаптивности сотрудников в экстремальных условиях (практ. занятие — 2 ч.).
Анализ особенностей конфигурации профиля СМИЛ (ММИЛ), указывающих на возможность психической дезадаптации в экстремальных условиях (по Н.В.Андрееву). Прогностически неблагоприятные варианты выполнения цветового теста М.Люшера. Психологический профиль личности успешных (в эк-
стремальных условиях) сотрудников как возможный критерий прогноза адаптивности. Использование методики КАД (на основе 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла), разработанной применительно к военнослужащим внутренних войск И.В.Соловьевым. Проведение собеседования психологом. Критерии отнесения обследуемых к так называемой «группе риска». Психологический паспорт сотрудника, направляемого в зону ЧС.
Тема 5. Направления, формы и методы психологической подготовки сотрудников для работы в различных экстремальных условиях (лекция — 2 ч., практ. занятие — 2 ч., тренинг — 2 ч.).
Понятия психологической готовности и психологической подготовки. Морально-психологические и профессионально-психологические аспекты подготовки. Профессиональная подготовленность и обу-ченность. Подготовленность как компетентность личности. Психологические компоненты подготовленности: профессионально-психологические знания, умения, навыки; отношения (по В.Н.Мясищеву) и взаимоотношения. Цели, задачи и принципы организации психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях, ее основные направления. Формирование программы специальной психологической подготовки с учетом конкретных условий предстоящей служебной командировки. Конкретные методики специальной психологической подготовки личного состава. Мероприятия непосредственной психологической подготовки, осуществляемые в зоне чрезвычайных обстоятельств.
Тема 6. Формирование навыков и умений обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД при работе в экстремальных условиях (лекция — 2 ч.).
Проблема личной безопасности сотрудников ОВД в ситуациях профессиональной деятельности и при несении службы в экстремальных условиях: психологический и педагогический аспекты. Психологическая устойчивость и психологическая безопасность. Зарубежный опыт обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников правоохранительных органов. Задачи «программ по выживанию». Тактика обеспечения безопасности («звезда выживания»): психологические рекомендации сотрудникам ОВД. Психология провокации и психологические способы противодействия («треугольник безопасности»).
Раздел 3
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Тема 7. Типы психологических реакций и психических состояний сотрудников ОВД, возникающих в экстремальных условиях; методы их диагностики и профилактики (лекция — 2 ч., семинар — 2 ч.).
Понятие ситуации в психологии. Психологическая классификация напряженных и экстремальных ситуаций. Основные формы поведенческих реакций в
напряженных ситуациях: резкое понижение организованности поведения; торможение действий и движений; повышение эффективности деятельности. Связь типа реагирования со свойствами нервной ситемы и функциональными состояниями (эустресс, дистресс, утомление и др.). Понятие о стрессогенных факторах. Воздействие стресса на когнитивные, эмоциональные и мотивационные процессы, процессы саморегуляции деятельности. Адаптация к экстремальным условиям и ее этапы. Классификация дезадаптивных психических состояний и данные об их распространенности у сотрудников ОВД в экстремальных условиях. Меры психологической профилактики, способы диагностики и коррекции состояний психической дезадаптации в экстремальных условиях.
Тема 8. Цели, задачи и организация деятельности отделов (отделений) психологического обеспечения подразделений ОВД в экстремальных условиях (семинар — 2 ч.).
Нормативно-правовая регламентация деятельности отделов (отделений) психологического обеспечения подразделений ОВД в экстремальных условиях. Основные направления, цели, задачи и организация психологического обеспечения. Подбор, комплектование и подготовка группы психологического обеспечения. Опыт и проблемы, возникающие при реализации мероприятий психологического обеспечения. Подготовка аналитических документов и порядок отчетности. Основы организации прикладных научно-исследовательских работ в «полевых» условиях.
Тема 9. Особенности психологического обеспечения подразделений ОВД, принимающих участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногеных катастроф и террористических актов (лекция — 2 ч., семинар — 2 ч.).
Психологическое воздействие катастрофических событий на сотрудников ОВД и население. Фазы психологических реакций во время стихийных бедствий. «Синдром катастрофы» и «феномен выжившего». Психологические последствия терроризма. Коллективный стресс и феномены массовой психологии (вне-коллективного поведения). Варианты адаптивного и дезадаптивного поведения. Тревога и агрессия в ситуации стихийного бедствия (террористического акта). Явление профессионального «выгорания». Психологические аспекты управления подразделениями ОВД, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф. Опыт психологического обеспечения и организации работы с личным составом на различных этапах бедствия. Психологическая характеристика комплекса стрессогенных и психотравми-рующих факторов, воздействующих на участников контртеррористической операции и ликвидации последствий террористического акта. Предупреждение негативных психологических последствий воздействия на сотрудников ОВД террористического акта и участия в контртеррористической операции (мероприятиях усиления). Психологические рекомендации сотрудникам ОВД по работе с населением.
Тема 10. Методики и техники преодоления чувства страха, профилактики состояний монотонии и пере-утомления (практ. занятие — 2 ч., тренинг — 2 ч.).
Психологическая характеристика тревоги и страха. Адаптивные функции страха в экстремальных условиях. Страх как психологический барьер эффективной деятельности. Инокуляционный тренинг. Упражнение с битым стеклом. Техники эриксонианского гипноза и НЛП в преодолении дезадаптивного страха. Психологические игры и упражнения в условиях сенсорной депривации, монотонии и групповой изоляции. Психологические рекомендации по организации досуга и отдыха. Терапия занятостью. Физиотерапевтические процедуры, спортивные мероприятия и физические упражнения. Ведение дневника. Видео-и фотосъемка. Стенная печать. Познавательная деятельность и расширение кругозора.
Тема 11. Предупреждение и коррекция острых стрессовых реакций в экстремальных условиях (лекция — 2 ч., тренинг — 4 ч.).
Диагностические критерии острых стрессовых реакций. Технология и техники психологических интервенций в экстремальных условиях. Скрининговые психодиагностические методики, применяемые для оценки психического состояния личного состава подразделений. Показания к углубленному психологическому обследованию и технология «case study». Оформление заключений и рекомендаций. Индивидуальные и групповые методы психологической коррекции. «Глазодвигательная диссоциация и переработка травмы», «визуально-кинестетическая диссоциация»; переформирование травматического воспоминания; «изменение сценария» травматического события. Психологический дебрифинг: психодиагностические, психопрофилактические и психокорреционные возможности.
Тема 12. Психологическое обеспечение переговоров с террористами, удерживающими заложников (лекция — 2 ч., тренинг — 4 ч.).
Психологические требования к личности переговорщика и к эксперту-психологу. Особенности подготовки и ведения переговоров с преступником в ситуации контакта «лицом к лицу». Ведение переговоров с террористами с использованием технических средств связи. Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта. Этапы ведения переговоров. Начальный этап переговоров: установление контакта и первоначальный сбор информации. Этап развернутых переговоров: ведение переговоров в условиях постоянно меняющихся требований и настроений преступников. Особенности заключительного этапа переговоров. Действия эксперта-переговорщика и психолога в ситуации «одностороннего диалога». Карта установления личности преступника. Методика составления группового психологического портрета террористов. Использование психологических данных для прогнозирования исхода переговоров. Психологическая поддержка и способы психологического обеспечения безопасности заложников в процессе ведения переговоров. Психологическая помощь освобожденным заложникам.
Раздел 4
ГРУППА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Тема 13. Психологическая характеристика подразделений ОВД, несущих службу в экстремальных условиях (лекция — 2ч.).
Социально-психологические особенности сводных отрядов милиции, ОМОН, СОБР, подразделений внутренних войск, направляемых в зоны ЧС. Учет психологических факторов в процессе комплектования отряда (группы). Проблема руководства и лидерства, формальной и неформальной организации. Особенности межличностного общения и групповой динамики. Социально-психологические барьеры межгруппового взаимодействия. Роль социально-психо-логической диагностики и социально-психологических тренингов в подготовке группы.
Тема 14. Формирование сплоченности и работа со специальными группами, действующими в экстремаль-ных условиях (практ. занятие — 2 ч., тренинг — 2 ч.).
Социально-психологический аспект готовности: сплоченность группы. Структура и виды сплоченности. Социальная установка как выражение прошлого опыта. Формирование и развитие системы отношений и взаимоотношений как предпосылка успешности совместной деятельности. Социально-психологичес-кий тренинг—способ формирования групповой сплоченности и коррекции взаимоотношений. Построение «коммуникативной сети» и проблема психологического лидерства. Механизмы взаимной психологической поддержки в группе, действующей в условиях изоляции.
Тема 15. Социально-психологические факторы, оказывающие воздействие на моралыю-психологичес-кий внутригрупповой климат в экстремальных условиях (семинар — 2 ч.).
Структура и характер совместной деятельности как важнейшие детерминанты внутригруппового психологического климата. Климат как психический настрой коллектива. Предметная и эмоциональная составляющие настроя. Удовлетворенность условиями службы и морально-психологической атмосферой в коллективе: способы оценки. Характер взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали». Внешние и внутренние экстремальные факторы, воздействующие на морально-психологический климат в подразделении. Экспресс-методики диагностики социально-психологического климата и его психологическая оценка (типология). Способы и пути воздействия на морально-психологический климат подразделения в экстремальных условиях.
Тема 16. Психологические особенности руководства и лидерства в подразделениях ОВД, несущих службу в экстремальных условиях (лекция — 2 ч.).
Общие и специальные психологические требования к личности руководителя. Психолого-педагогическая подготовка командиров специальных подразделений ОВД. Авторитет руководителя и пути его повышения в экстремальных условиях. Формальное
и неформальное лидерство в подразделении. Конфликтность и способы ее предупреждения и снижения. Психологическое консультирование руководителей по вопросам организации работы с личным составом в экстремальных услових.
<
Тема 17. Учет данных этнической и кросс-куль-туральной психологии в деятельности подразделений ОВД в «горячих точках». Предупреждение и разрешение конфликтов (лекция — 2 ч., тренинг — 2.ч.).
Этническая психология и ее учет в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. Кросс-культуральные аспекты национальной идентичности и образ «Я». Феномен «мы и они» и его специфика в экстремальных условиях. Социальные (межэтнические) установки как кон-фликтогенный фактор. Типология конфликтов, возникающих в деятельности ОВД в экстремальных условиях, их психологические причины. Способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, возникших на национальной и религиозной почве. Прикладная конфликтология в деятельности практического психолога ОВД.
Раздел 5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПОСЛЕ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Тема 18. Психологические последствия несения службы сотрудниками ОВД в экстремальных условиях: подходы к изучению и реабилитации (лекция — 2 ч.).
Основные подходы к изучению психологических последствий несения службы в экстремальных условиях. Понятие ПТСР («афганский», «чеченский» синдромы). Психологическая профилактика, диагностика, коррекция. Понятие трансформации личности, ее поведенческие проявления у участников боевых действий и методы эмпирического изучения. Соотношение последствий психической травматизации с последствиями ранений, травм и контузий. Пленники и заложники: «психология выжившего». Медико-пси-хологический и социально-психологический подходы к реабилитации. Организация работы с сотрудниками «группы риска», побывавшими в чрезвычайных ситуациях.
Тема 19. Диагностика и коррекция постстрессовых нарушений у сотрудников ОВД, несших службу в экстремальных условиях, и их психосоциальная реабилитации (лекция — 2 ч., практ. занятие — 2 ч., тренинг — 4 ч.).
Диагностические критерии ПТСР. Методы диагностики: клинические (структурированное клиническое интервью), психологические и психофизиологические. Опросник травматического стресса: направленность, области применения, цели, ограничения. Порядок проведения обследования, обработки и интерпретации результатов. Дебрифинг стресса критического инцидента, психологическая поддержка и
реабилитация. Психотерапия ПТСР и ее место в комплексной медико-социальной реабилитации. Базовые техники психокоррекционной работы. Отдельные техники краткосрочной терапии посттравматических стрессовых расстройств. Ресурсы организационной, дружеской и семейной поддержки сотрудников — участников боевых действий.
Тема 20. Состояние и перспективы развития системы психологического обеспечения деятельности подразделений ОВД в экстремальных условиях «Круглый стол» («круглый стол» — 2 ч.).
«Круглый стол» проводится совместно со слушателями 1 факультета, практическими психологами, руководителями кадровых служб ОВД и посвящен обсуждению опыта организации психологического обеспечения подразделений ОВД в различных экстремальных условиях.
Планируется проанализировать и обобщить региональный опыт и проблемы организации психологического обеспечения деятельности ОВД в экстремальных условиях. Слушателями формулируются предложения по совершенствованию психологического обеспечения подразделений, командируемых в зоны чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, проведению психокоррекционных и реабилитацион-но-восстановительных мероприятий в период реадаптации сотрудников к обычным условиям службы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ МВД России № 20 от 12.01.1996 г. «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».
2. Приказ МВД России № 376 от 19.06.1997 г. «Об организации психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД, включенных в состав Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона».
3. Приказ МВД России № 552 от 09.09.1998 г. «О внесении изменений и дополнений в приказ МВД России от 15.09.1997 г. №606».
4. Абдурахманов P.A. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана // Психо-логичекий журнал. — 1992. — № 1.
5. Александровский Ю.А., Лобастое О.С., СпивакЛ.И, Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1991.
6. Андреев Н.В. и др. Формирование групп и работа с личным составом ОВД в особых условиях: Метод, пос. — М.: Академия МВД России, 1996.
7. Андреев Н.В. Психодиагностика и возможность прогноза дезадаптивных реакций сотрудников ОВД в боевой обстановке // Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников ОВД: Материалы семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД города Москвы. — М.: Академия МВД РФ, 1997.
8. Андреев Н.В., Вахов В.П., Козловский И.И. и др. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: Метод. рекомендации. — М.: МВД России, Учебно-методи-ческий центр, 1995.
9. Андреев Н.В., Свирская И.Б. Переговоры в «ситуации заложника», характеристика мотивов, личности и группы преступников. — М.: Академия МВД России, 1995.
10. Асаулова Л. Найдем ли «таблетку» от стресса? // Милиция. — 1998. — Сентябрь-октябрь.
11. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности: Научно-аналитический обзор. — М.: Академия МВД СССР,'1988.
12. Белик Я.Я. Приемы и методы психической саморегуляции: Учебная книжка для слушателей по факультативному курсу. — М.: Академия МВД СССР, 1989.
13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г.Бовина, Н.И .Мягких, А.Д.Сафронова —М.: НИЦПМОМВД России, 1997.
14. Большакова О.В. Оптимизация профессионально-психологического отбора в спецподразделения ОВД: (На материале УВД Тверской области): Автореф. дис... канд. психол. наук. — Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1998.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
16. Вахов В. П., Волков В. П., Колос И. В., Пазаренко Ю. В., Калманов Г.Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. —Домодедово, 1992.
17. Воробьев А.И. Разработка методов и средств профилактики боевой психической травмы в армии США // Военно-медицинский журнал. — 1993. — № 12.
18. Воробьев А.И. Синдром посттравматического стресса у ветеранов войны, перенесших боевую психическую травму // Военно-медицинский журнал. — 1991. — №8.'
19. Ещенко Н.Г. Негативные психические состояния в деятельности сотрудников СОБР и пути преодоления их последствий: Автореф. дис... канд. психол. наук. —Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1997.
20. Забродин 10.М., Зазыкин В.Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. — М.: Наука, 1985.
21. Караяни А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке: Практическое пособие. — Самара, 1997.
22. Китаев-СмыкЛ.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
23. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М.,1992.
24. Коломеец В.К. Вопросы психологической подготовки сотрудников милиции к действиям в особо сложных условиях // Приложение к «Вестнику передового опыта». — Свердловск, 1975.
25. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1976.
26. Котенев И.О. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками ОВД в экстремальных условиях: Метод, пос. — М.: Академия МВД России, 1996.
27. Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: (Постстрессовые состояния у работников милиции) // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. —1996. —№3.
28. Котенев И.О., Филиппов Н.М. Психологические аспекты готовности личного состава и подразделений органов внутренних дел к действиям в условиях межнационального конфликта // Совершенствование системы экстренного реагирования ОВД на чрезвычайные ситуации: Труды Академии МВД России. — М.,1993.
29. Кравченко Л. ...И тогда у меня вырастают крылья II Милиция. — 1998: —№7.
30. Кузнецов О.И., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества.— М.: Медицина, 1972.
31. Лапшин Е.В., Котенев И.О. Опыт и проблемы психологического обеспечения деятельности подразделений
ОВД в условиях вооруженного конфликта // Известия МЦПОиКНИ при ГУ К МВД России, — 1996, —№2.
32. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. — М.: Политиздат, 1989.
33. Лебедев В.И. Особенности психической деятельности в измененных условиях существования: Автореф. дис... докт. психол. наук. — М., 1983.
34. Лебедев В.И. Программа курса «Экстремальная психология» (психология человека в измененных условиях существования). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
35. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.
36. Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
37. Марищук В.Л., Платонов К.К., Плетницкий Е.А. Напряженность в полете. — М.: Воениздат, 1969.
38. Марьин М.И., Ловчан С.И., Леей М.В. и др. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Метод, пос. — М.: ВНИ-ИПО, 1999.
39. Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России после выполнения служебно-боевых задач: Метод, пос. — М.: УРЛС ГКВВ МВД России, 1997.
40. Морально-исихопогическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. — М.: Академия МВД России, 1995.
41. Никонов В.П., Козловский И.И. Психологическая адаптация в боевой обстановке режима чрезвычайного положения (Северо-Кавказский регион) // Безопасность. Информационный сборник. — 1995. — № 7-8.
42. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) в практике медико-социальной экспертизы: Методические рекомендации / Составители: Г.П. Киндрас, О.А.Миронова. —М., 1997.
43. Посттравматический и поствоенный стресс // Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций: междисциплинарный подход: М-лы 3-ей научно-практической конференции (г. Пермь, 21-24 мая 1998 г.). —Пермь, 1998.
44. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях: Учебно-метод. пос.: /Авт.- сост. А.И.Ушатиков, О.Г.Ковалев, В.А.Семенов. — Рязань: РИПЭ МВД России, 1997.
45. Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний у сотрудников ОВД: Материалы
семинара практических психологов служб и подразделений ГУВД города Москвы. — М.: Академия МВД РФ, 1997.
46. Рабочая книга психолога внутренних войск / Под ред. С.Ф.Кавуна. — М.: ГКВВ МВД России, 1997.
47. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. — М.: Коги-то-Центр, 1999.
48. Романович Г.Г., Юстицкий В.В. Психологические особенности действий сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Лекция. — Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1988.
49. Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служеб-но-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Автореф. дис... канд. психол. наук. — М., 1997.
50. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М.: Академия МВД СССР, 1987.
51. Столяренко A.M. Психологическая подготовка юриста в условиях перестройки образования и демократизации общества // Вопросы психологии. — 1989. — №4.
52. Столяренко A.M. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. — М.: Воениздат, 1972.
53. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста: Практ. пос. — М.: Юрайт, 2000.
54. Стрельченко А.Б., Човдырова Г.С. Психологические аспекты обеспечения профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 1 (3).
55. Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки.— М.: МО России, 1992.
56. Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. — 1996. — № 1 (2).
57. Формирование групп и работа с личным составом ОВД в особых условиях / Под ред. Н.В.Андреева.— М.: Академия МВД России, 1996.
58. Хусейн С.А., Холкомб В.Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. — М.: Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», *1997.
59. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. — М., 1995.
60. Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 1998/