Научная статья на тему 'Программа формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня'

Программа формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ОВД / ДОЛЖНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЯ / РАЗВИТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходова Екатерина Александровна

В данной статье говорится о программе, направленной на развитие, формирование должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня. Представлены данные эмпирического исследования, в ходе которого разрабатывались профили должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны органов внутренних дел. Данная программа включает в себя три тематических блока и рассчитана на 8 практических занятий в форме тренинга. Должностные компетенции отрабатываются и закрепляются в ходе моделирования различных реальных ситуаций из повседневной профессионально-служебной жизни руководителей вневедомственной охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program of formation and development of the private security managers official competences at various levels

This article informs about the program aimed at the development, formation of the competencies of the private security managers at various levels. It presents the empirical research, which dealt with the profiles competencies development for the managers of private security agencies of internal Affairs. This program includes three thematic blocks and is designed for 8 practical exercises in the form of training. Job competencies are practiced and fixed during the simulation of various real situations of everyday professional service life of the heads of private security agencies at various levels.

Текст научной работы на тему «Программа формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня»

тель составили 51% на этапе констатирующего эксперимента, к концу эксперимента он составил 63%.

3. Благодаря разработанной комплексной методике спортсмены научились понимать свое психическое состояние и индивидуально подбирать необходимые средства для восстановления и регулирования предстартового состояния.

4. Результаты эксперимента показывали, что внедренная комплексная методика обеспечила повышение не только психической устойчивости футболистов, но и физической работоспособности. Результаты спортсменов в выступлении на соревнования стали более высокими и стабильными, что свидетельствует об эффективности данной методике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 352 с.

2. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 286 с.

3. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 1994. - 104 с.

4. Плахтиенко, В.А. Надёжность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М. : Физкультура и спорт, 1993. - 176 с.

REFERENCES

1. Alekseev, A.V. (2006), Get over yourself! Mental training in sports, Phoenix press, Rostov-

on-Don.

2. Matveev, L.P (2000), Fundamentals of sports training, Physical training and sport press, Moscow.

3. Piloyan, R.A. (1994), Motivation sports activities, Physical training and sport press, Moscow.

4. Plahtienko, V.A. and Bludov, Yu.M. (1993), Reliability in sports, Physical training and sport press, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.12.2014.

УДК 159.9

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ

Екатерина Александровна Ходова, соискатель, Санкт-Петербургский Университет МВД России

Аннотация

В данной статье говорится о программе, направленной на развитие, формирование должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня. Представлены данные эмпирического исследования, в ходе которого разрабатывались профили должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны органов внутренних дел. Данная программа включает в себя три тематических блока и рассчитана на 8 практических занятий в форме тренинга. Должностные компетенции отрабатываются и закрепляются в ходе моделирования различных реальных ситуаций из повседневной профессионально-служебной жизни руководителей вневедомственной охраны.

Ключевые слова: вневедомственная охрана ОВД, должностные компетенции, профиль должностных компетенций, программа обучения, формирования, развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p288-293

PROGRAM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PRIVATE SECURITY MANAGERS OFFICIAL COMPETENCES AT VARIOUS LEVELS

Ekaterina Alexandrovna Khodova, the competitor, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

This article informs about the program aimed at the development, formation of the competencies of the private security managers at various levels. It presents the empirical research, which dealt with the profiles competencies development for the managers of private security agencies of internal Affairs. This program includes three thematic blocks and is designed for 8 practical exercises in the form of training. Job competencies are practiced and fixed during the simulation of various real situations of everyday professional service life of the heads of private security agencies at various levels.

Keywords: private security Department of Internal Affairs, job competencies, profile of competencies, education, formation, development of competencies, managers of private security agencies at various levels.

В рамках исследования нами были разработаны профили должностных компетенций для следующих категорий сотрудников вневедомственной охраны: полицейский, командир отделения, помощник дежурного, дежурный, инспектор, командир взвода, командир роты/батальона, сотрудник отделения по работе с личным составом, инженер, юрист. В организации служебной деятельности особая роль принадлежит командному составу, а именно командиру отделения, командиру взвода, командиру роты/батальона. От слаженности их действий, согласованности, уровня развития должностных компетенций зависит не только эффективность служебной деятельности сотрудников вневедомственной охраны, результаты их работы, социально-психологический климат подразделений вневедомственной работы, но и в целом имидж сотрудника полиции. [3].

В качестве основной технологии разработки профилей должностных компетенций нами была использована технология, активно использующаяся в практике управления персоналом. Данная технология адаптирована М.О. Олехнович и Н.А. Костицыным. [2]. В результате проведенного исследования профили должностных компетенций командира отделения, командира взвода, командира роты/батальона выглядят следующим образом (таблица 1). Кроме того, для каждой модели должностных компетенций были выделены уровни развития компетенций и индикаторы эффективного поведения (таблица 2):

- 1 уровень - базовый, владение компетенцией на данном уровне предполагает, что без этого невозможно нормальное функционирование сотрудника по конкретной должности;

- 2 уровень - необходимый, сотрудник успешно справляется с повседневными служебными задачами и наиболее эффективен в работе;

- 3 уровень - потенциально возможный, владение компетенцией данным уровнем предполагает, что сотрудник мастерски владеет своей профессией и готов к дальнейшему продвижению по службе.

Таблица 1

Профиль должностных компетенций командира роты, взвода, отделения

Должность Должностные компетенции

Командир отделения Способность организовывать и планировать

Способность работать командой

Способность создать благоприятный социально-психологический климат

Профессиональная мотивация

Обучаемость

Методы руководства подчиненными

Способность принимать решения и организовывать замещение позиций

Специальные знания

Должность Должностные компетенции

Психическая уравновешенность

Конфликтоустойчивость

Командир взвода Способность создать благоприятный социально-психологический климат

Способность работать командой

Способность принимать решения и организовывать замещение позиций

Способность организовывать и планировать

Знание методов управления

Методы руководства подчиненными

Методы развития персонала

Уверенность в своих силах

Обучаемость

Коммуникация

Профессиональная мотивация

Командир роты / батальона Знание методов управления

Способность принимать решения и организовывать замещение позиций

Способность создать благоприятный социально-психологический климат

Способность организовывать и планировать

Методы развития персонала

Профессиональная мотивация

Специальные знания

Коммуникация

Уверенность в своих силах

Таблица 2

Индикаторы эффективного поведения должностных компетенций командира роты, _взвода, отделения_

Знание методов управления: 1. Знает стили и методы управления; 2. Вышеперечисленное и еще: владеет необходимыми знаниями по организации коллективной работы; 3. Выше перечисленное и еще: знания методов и стилей управления эффективно применяет на практике, полагает, что характерной чертой современной системы управления является признание человеческого фактора, как основой составляющей успешного

развития подразделения._

Способность принимать решения и организовывать замещение позиций: 1. Реализует на практике принятые решения, правильно принимает решения в короткие сроки и воплощает их в жизнь; 2. Выше перечисленное и еще: способен взять на себя ответственность за принятые решения, организует замещение позиций, последователен при принятии решений; 3. Выше перечисленное и еще: принятые им решение не вызывают

возражений._

Способность создать благоприятный социально-психологический климат: 1. Эффективен в работе, ориентирован на решение поставленных служебных задач и достижение общей цели, удовлетворен выбором профессии; 2. Выше перечисленное и еще: знает свои сильные и слабые стороны, а также своих подчиненных, управляет данным коллективом; 3. Выше перечисленное и еще: выстраивает служебные взаимоотношения согласно выполняемой роли и занимаемым статусом в коллективе, себя позиционирует в качестве лидера, развивается самостоятельно и раскрывает потенциал членов коллектива._

Способность руководить, организовывать и планировать: 1. Организует исполнение служебных задач в установленные сроки; 2. Выше перечисленное и еще: правильно расставляет приоритеты служебных заданий подчиненным, объясняет цели и задачи выполняемых заданий, к решению задач подходит обдуманно; 3. Выше перечисленное и еще: планомерно ставит задачи, контролирует их исполнение на каждом этапе их реализации._

Методы развития персонала: 1. Владеет необходимыми знаниями по развитию персонала, стремится к личностному развитию; 2. Выше перечисленное и еще: использует знания на практике с целью развития персонала, активно стимулирует сотрудников работать в интересах подразделения, владеет методами управления;

3. Выше перечисленное и еще: способен организовать процесс развития сотрудников подразделения._

Профессиональная мотивация: 1. Выбор профессии и должности носит обдуманный характер, способен продолжительный период выполнять служебные обязанности; 2. Выше перечисленное и еще: успешен и

эффективен в деятельности; 3. Выше перечисленное и еще: стремится к продвижению по службе._

Специальные знания: 1. Владеет специальными знаниями в объеме занимаемой должности, применяет их на практике; 2. Выше перечисленное и еще: способен передать имеющиеся знания подчиненным; 3. Выше перечисленное и еще: использует различные формы и методы передачи служебной информации с целью обучения личного состава._

Коммуникация: 1. Способен устанавливать и удерживать контакт, ясно и точно выразить свое мнение, как устно, так и письменно; 2. Выше перечисленное и еще: в процессе общения ориентирован на конечный результат, управляет процессом общения, убедителен; 3. Выше перечисленное и еще: способен аргументиро-

вать свою точку зрения и убедить в этом собеседника._

Уверенность в своих силах: 1. Ориентирован на достижение поставленных целей, способен сделать правильные выводы по результатам своей деятельности; 2. Выше перечисленное и еще: демонстрирует свои сильные стороны; 3. Выше перечисленное и еще: убедителен, способен спокойно отстаивать свою точку зрения, в том числе и при оказании давления со стороны_

Способность работать командой: 1. Способен устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения, готов к сотрудничеству, в случае необходимости готов прийти на помощь; 2. Выше перечисленное и еще: вносит большой вклад в работу коллектива, активен, уважительно относится к достижениям других сотрудников, осознает свою роль в коллективе; 3. Выше перечисленное и еще: берет на себя роль лидера, способен обеспечить решение поставленных задач, управляет командой работой._

Обучаемость: 1. Обладает высокой способностью к освоению нового материала, способен применить полученные знания на практике; 2. Выше перечисленное и еще: за короткое время способен передать полученную новую информацию в полном объеме; 3. Выше перечисленное и еще: способен проанализировать полученный материал и доступным образом передать другим сотрудникам._

Психическая уравновешенность: 1. Способен сохранять уровень своей работоспособности при негативных обстоятельствах как личного, так и служебного характера, реакция на внешние раздражители продуманная; 2. Выше перечисленное и еще: контролирует свое эмоциональное состояние в экстремальных ситуациях; 3. Выше перечисленное и еще: сохраняет уровень работоспособности в норме при оказании давления со стороны, является примером для окружающих._

Конфликтоустойчивость: 1. Владеет необходимыми знаниями причин конфликтного поведения, использует стратегии конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; 2. Выше перечисленное и еще: способен во время определить начало конфликта, определить истинную причину и разрешить его; 3. Выше перечисленное и еще: владеет техникой управления конфликтного поведения, способен применить на практике.

Методы руководства подчиненными: 1. Выстраивает служебные взаимоотношения согласно выполняемой социальной роли и занимаемым статусом; 2. Выше перечисленное и еще: использует все управленческие методы, работает над развитием служебного коллектива; 3. Выше перечисленное и еще: стремится открыто обсуждать имеющиеся проблемные вопросы с сотрудниками, располагает к себе сотрудников, создает доверительную обстановку._

Одной из ключевых задач исследования было не просто определить психодиагностический инструментарий для выявления должностных компетенций командного состава, но и подготовить программу формирования, развития должностных компетенций указанной выше категории сотрудников. Данная программа является своего рода универсальной, так как может быть использована для подготовки руководящего состава различного уровня не только для сотрудников вневедомственной охраны, но и других строевых подразделений МВД, с резервом на выдвижение, а также для сотрудников МВД, у которых в профилях должностных компетенций включены следующие компетенции: гибкость в обращении, знание методов управления, коммуникация, конфликтоустойчивость, методы развития персонала, методы руководства подчиненными, обучаемость, профессиональная мотивация, психическая уравновешенность, способность руководить, организовывать и планировать, способность принимать решения и организовывать замещение позиций, способность работать командой, способность создавать благоприятный социально-психологический климат, уверенность в своих силах.

К основным особенностям предложенной нами программы относятся:

- во-первых, формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня строится на опыте управленческой деятельности самих участников группы;

- во-вторых, краткие информационные блоки сочетаются с отработкой практических навыков, а именно участники сталкиваются в упражнениях с дефицитом знаний в данной области, таким образом, уровень мотивации, активности и вовлеченности возрастает;

- в-третьих, должностные компетенции отрабатываются и закрепляются в ходе моделирования различных реальных ситуаций из повседневной профессионально-служебной жизни руководителей вневедомственной охраны различного уровня;

- в-четвертых, используется раздаточной материал разной направленности с целью активизировать самостоятельную работу участников группы.

Программа формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня включает три самостоятельных тематических блока, которые состоят из занятий. В общей сложности данная программа состоит из 8 занятий по 3 часа. Каждый блок направлен на развитие или формирования определенной должностной компетенции. В рамках диссертации программа представлена в сокращенном виде. Каждый тематический блок связан друг с другом, но в то же время является завершенным. Если по каким-либо причинам не удается уделить достаточно времени на обучение руководителей.

Первый тематический блок - «Профессиональная мотивация» включает в себя 2 занятия: 1 - «Составляющие управленческой компетентности руководителей различных уровней»; 2 - «Мотивирование личного состава», направлены на развитие, формирование следующих должностных компетенций: профессиональная мотивация и методы развития персонала. Основной целью первого занятия является формирование образа руководителя и формирование мотивации на развитие других должностных компетенций. Целью второго занятия является раскрыть понятие профессиональной мотивации и познакомить руководителей с различными способами мотивирования личного состава.

Второй тематический блок - «Личностный потенциал руководителя» включает в себя четыре занятия: 1. Интеллектуальный тренинг для руководителей направлен на формирование и развитие должностной компетенции - обучаемость; 2. Тренинг уверенного поведения для руководителей направлен на формирование, развитие должностной компетенции - «уверенность в своих силах»; 3. Тренинг управления конфликтами в служебном коллективе позволяет формировать, развивать должностную компетенцию -«конфликтоустойчивость»; 4. Тренинг эмоционально-волевой саморегуляции формирует, развивает должностную компетенцию - «психическую устойчивость».

Основной целью «Интеллектуального тренинга руководителей» является развитие основных познавательных способностей, а также позволяет напомнить, чтобы стать успешным руководителем необходимо для достижения цели применять на практике полученные знания, располагать хорошей памятью, за отведенное время умело раскрыть тему полностью, анализировать полученные знания, знать механизмы обучения.

«Тренинг уверенного поведения руководителей» направлен на формирование четкого представления о модели уверенного поведения, знакомство со способами демонстрации уверенности на невербальном уровне, успешное освоение коммуникативных техник уверенного поведения повышает эффективность управленческой деятельности.

«Тренинг управления конфликтами» в служебном коллективе формирует навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях делового общения. Основные задачи тренинга: конструктивные и деструктивные конфликты и их причины; этапы развития конфликта; стили поведения в конфликте; стадии разрешения конфликта; алгоритм действий по разрешению конфликтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Тренинг эмоционально-волевой саморегуляции» формирует навыки эффективной эмоционально-волевой саморегуляции, а также позволяет познакомить участников с основными физиологическими и психическими механизмами стресса, последствиями стресса, признаками стресса. С целью профилактики стресса осваиваются дыхательные техники саморегуляции, технологии сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности, мышечная релаксация.

Третий тематический блок «Деловое взаимодействие руководителя» включает в себя два занятия: 1 - «Тренинг делового общения руководителя» направлен на формирование, развитие должностных компетенций - «коммуникация», «конфликтоустойчи-вость», «гибкость в обращении»; 2 - «Тренинг эффективного взаимодействия руководителя» формирует, развивает следующие должностные компетенции: «способность работать командой», «способность руководить коллективом, командой», «способность создавать благоприятный социально-психологический климат». «Социально-психологический

тренинг делового общения» формирует коммуникативные навыки необходимые для эффективного делового общения, раскрывает понятие коммуникативной компетентности. Также объясняет, что для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки: быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия; стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; установка в контакте не только на дело, но и на партнера, уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей; владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру; умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо от сложившихся отношений; высокий статус в разных коллективах; умение организовывать совместную работу, включая людей, решение общегрупповой задачи, способность добиваться высокий результатов деятельности; способность создавать благоприятный социально-психологический климат.

Таким образом, представленная нами программа направлена на обучение командного состава вневедомственной охраны, формирование, развитие должностных компетенций командира отделения, взвода, роты / батальона. Следует предполагать, что данная программа направлена не только на обучение, развитие, формирование должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны, а также их личностный рост, но и значительным образом повлияет на результативность оперативно-служебной деятельности всех сотрудников вневедомственной охраны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел : учебно-методическое пособие / под общей редакцией В.Л. Кубышко. - М. : Центр обеспечения кадровой работы. МВД России, 2006. - 320 с.

2. Олехнович, М.О. Методические материалы к семинару: разработка компетенций / М.О. Олехнович, Н.А. Костицын / Институт практической психологии ИМАТОН. - СПб. : [б.и.], 2011. -18 с.

3. Ходова, Е.А. Технология разработки профилей профессиональных компетенций руководителей вневедомственной охраны органов внутренних дел / Е.А. Ходова // Санкт-Петербургский Вестник МВД России. - 2013. - № 3. - С. 190-197.

REFERENCES

1. Ed. Kubyshko, V.L. (2006), Diagnosis and development of management capacity of head of the internal Affairs Agency: textbook, ZOCR the Ministry of internal Affairs of Russia, Moscow.

2. Olekhnovich, M.O. and Kostitsyn, N.A. (2011), Instructional materials to the workshop: development of competencies, Institute of practical psychology Imaton, St. Petersburg

3. Khodova, E.A. (2013), "Technology development profiles of professional competences of managers of private security agencies of internal Affairs", St. Petersburg Bulletin of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 3, pp.190-197.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.12.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.