Научная статья на тему 'Методики психологической поддержки руководителей ОВД'

Методики психологической поддержки руководителей ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
475
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики психологической поддержки руководителей ОВД»

та. При собеседовании у 47% их выявлен ограниченный кругозор и низкий объем общеобразовательных знаний, у 20% - примитивность мышления, трудности абстрагирования.

Среди факторов, отражающих уровень психической адаптации, у 38% курсантов преобладали проявления нервноэмоциональной неустойчивости и у 36% - склонность к невротическому реагированию в стрессовых ситуациях.

При изучении ценностно-мотивационной сферы выявлено, что у 66% зачисленных преобладают профессиональнопознавательные мотивы. На решение поступать в ВСИ МВД России у 50% зачисленных на первый курс повлияла привлекательность профессии, 21% их поступили главным образом по совету родителей и знакомых, 53% респондентов сообщили, что если им не удастся поступить, они повторят попытку на следующий год.

Качественная и количественная характеристики пополнения института в полной мере отражают все социально-демографические процессы в стране. Среди кандидатов на учебу в ВСИ МВД России увеличивается число лиц, имеющих неопределенную мотивацию и негативные личностные особенности, а также сниженные адаптивные возможности к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Исследования показывают, что наиболее успешными являются курсанты, которые характеризуются по психологическим качествам как активные, уверенные в себе, умеющие вести беседу, доказывать свою точку зрения, способные связно и логично излагать свои мысли, быстро устанавливать контакты с новыми людьми, решать свои и чужие проблемы, остроумные и сообразительные, обладающие наблюдательностью, умеющие распределить внимание при выполнении нескольких действий, склонные к лидерству, хорошие организаторы, дружелюбные, открытые, уравновешенные, сдержанные и не теряющие самообладания при конфликтах. Помимо этого они спортивные, выносливые, сильные.

Неуспешные курсанты характеризуются прямо противоположно: пассивные, неуверенные в себе, не умеющие вести беседу, доказывать свою точку зрения, неспособные связно излагать свои мысли, с трудом устанавливающие контакты с новыми людьми, склонные к ссорам, неуравновешенные, вспыльчивые, легко вступающие в конфликт.

Первым этапом повышения качества потенциального пополнения является профориентационная работа. Как одно из направлений, необходимо развивать и усиливать различные формы профориентационной работы среди учащихся школ. В нашем институте проводится консультирование кандидатов на учебу и их родителей по вопросам поступления. Психолог помогает разобраться - соответствуют ли способности и интересы личности выбранной профессии. В качестве положительного опыта следует отметить участие психологов в работе “Воскресного кадетского корпуса” для будущих кандидатов на учебу. Перспективным направлением в этой работе будет создание единого информационного психологического пространства между общеобразовательными средними школами и учебными заведениями МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы совершенствования психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М.: ГУК МВД России, 2003.

2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 “О милиции” 7/ Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - Ст. 1666.

3. Инструкция по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России: Письмо ГУК МВД России № 21/13/1640. - М., 1996.

4. Методические рекомендации “Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России”. - М.: ВНИИПО, 2000.

5. Методические указания “Организация профессионального психологического отбора в органы внутренних дел и внутренние войска МВД России”. - М., 1999.

6. Методические указания «Факторы “группы риска” и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России”. - М., 1999.

МЕТОДИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД

С. В. Гейнц, начальник отделения психологической работы УВД Томской области

Деятельность руководителей органов внутренних дел постоянно сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками. Рабочий день руководителя ОВД иногда продолжается в течение суток, он насыщен решением проблем, связанных с возникающими задачами и повседневными обязанностями.

Наиболее важное место в профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел занимает непосредственная работа с людьми. Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель постоянно находится во взаимоотношениях и взаимодействии с различными категориями должностных лиц, руководителей различного ранга, с личным составом. Кроме того, у руководителей множество внешних функций: взаимодействие с другими службами, правоохранительными органами, различными организациями.

Такие взаимоотношения характеризуются быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий, высоким уровнем ответственности и требуют от руководителя проявления таких качеств, как уравновешенность, стрессо-устойчивость, умение принимать своевременные решения, эффективно решать спорные служебные вопросы. Специфика деятельности руководителя ОВД заключается в том, что она ежедневно порождает подобные стрессовые, конфликтные ситуации. Руководитель практически все время пребывает в состоянии стресса. Интенсивное воздействие стресс-факторов оказывает неблагоприятное воздействие на эмоциональную устойчивость руководителя, снижение которой влечет за собой сложности осуществления коммуникативного процесса и управленческой деятельности.

В связи с этим важно уметь оказать руководителям необходимую психологическую поддержку либо в процессе индивидуальных консультаций, либо при обучении основам психологических знаний на занятиях по профессиональной психологической подготовке.

Наряду с применением известных методов саморегуляции (контроль дыхания, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг и т.п.) возможно использование методик, включающих элементы техник НЛП, которым обучают на семинарах Р. Коннера и его учеников, а также поделиться опытом использования приборов аудиовизуальной стимуляции типа “Вояджер” для оказания психологической помощи.

“Ресурсный круг силы ”

Эта методика, заключающаяся в якорении ресурсного состояния: эффективности, компетентности, уверенности, находчивости - полезна перед публичными выступлениями руководителей на коллегиях, оперативных совещаниях, перед ответственными встречами, перед тем, как идти к вышестоящему начальнику. Якорем здесь будет сложный стимул, включающий все системы восприятия: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

106

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)

Первым шагом данной техники будет предложение человеку, е которым Вы работаете, найти в своем прошлом опыте воспоминание, связанное с ощущением силы, уверенности, успеха. Это может быть, например, успешно сданный экзамен, успешно завершенное важное дело, решившийся в его пользу спорный вопрос и тлі. Помогая оживить эти воспоминания, предложите ему вспомнить все в подробностях, а главное, вспомнить те ощущения и чувства, начиная с ощущений своего тела, осанки, до чувства “внутри”. Здесь можно задать вопрос: “Где Вы ощущаете это чувство в своем теле?” и продолжить: “Ощутите это чувство сейчас ... ”.

Второй шаг: Предложите ассоциировать данное чувство с каким-либо цветом: “Какого цвета это ощущение, это чувство?”.

Третий шаг: “Представьте на полу перед собой круг такого же цвета. Размер его должен позволять Вам встать в него”.

Четвертый шаг: Предлагаете выбрать, стоя за пределами круга, слуховой стимул (какое-либо короткое слово) и кинестетический стимул (жест), зрительный уже есть - это воображаемый цветной круг на полу. Важно, чтобы выбранный жест был достаточно уникален, т.е. не привычный, часто используемый в жизни этого человека, а несколько необычный для него, например, прикосновение кончика языка к корням верхних резцов или поглаживание указательным пальцем основной фаланги большого пальца и т.п.

“Выберите, пожалуйста, стоя за пределами круга, какое-либо короткое слово, которое поможет Вам почувствовать себя сильным, уверенным, компетентным и какой-либо не очень заметный, непривычный для Вас жест - это также поможет Вам достигнуть желаемого состояния”. (Приведите примеры возможных жестов).

Пятый шаг: Предлагаете вновь оживить воспоминание, ощутить чувства, сопровождающие его: “Вернитесь к своему воспоминанию, ощутите в нем самого себя, свое тело, свою осанку и это важное чувство силы, уверенности, компетентности... Когда чувство достигнет максимума, делайте шаг в круг. Одновременно произносите внутри себя выбранное слово и используйте выбранный Вами жест... Стоя в кругу, представьте, что Ваши ощущения силы, уверенности, компетентности нарастают, наполняют Вас своим цветом... Когда чувство спадет, выйдите из круга. Повторите все в такой же последовательности 3-4 раза”.

Шестой шаг: Теперь следует сделать проверку. Предложите руководителю найти в его прошлом опыте воспоминание, в котором не хватало этого ресурса: “Возьмите из своего прошлого какую-то ситуацию, в которой Вам не доставало силы, уверенности, компетентности... Когда Вы это вспомните, шагните в круг, используя ваш новый жест и выбранное Вами слово, и переживите те события по-другому... Как Вы ведете себя по-другому, чувствуя себя сильным, уверенным, компетентным... И еще раз ...”

Седьмой шаг: Предложите представить руководителю подобную возможную ситуацию в будущем: «А теперь представьте мысленно какую-либо новую ситуацию, когда вы могли бы использовать этот “ресурсный круг силы” и проиграйте ее, шагнув в круг».

Эту методику можно использовать также для нейтрализации отрицательного опыта, который был в прошлом. За 5-6 повторов происходит генерализация навыка. Кроме того, стимулы, которые были причиной сомнений, неуверенности (например: вид, голос или взгляд вышестоящего начальника, вид многочисленной аудитории и т.п.), сами станут положительными якорями, т.е. будут вызывать желаемое ресурсное состояние.

“Ли чное убежище ”

Этот прием саморелаксации поможет руководителям тогда, когда необходимо отдохнуть, восстановить свои силы для дальнейшей эффективной деятельности. Можно рекомендовать руководителям применять его в периоды коротких пе-

редышек среди массы дел в течение дня либо в конце рабочего дня, перед тем как от рабочих проблем перейти к домашним заботам.

Заключается этот прием в самоякорении состояния расслабления, комфорта, отдыха. Якорем может быть визуальный, аудиальный или кинестетический стимул, либо, как в первой методике - сложный, включающий все системы восприятия. Напомним важное условие: этот стимул должен быть достаточно уникален, не так часто встречаться в жизни человека. В кинестетической системе - достаточно уникальней, непривычный жест, в зрительной системе - какой-то, связанный с состоянием отдыха образ или цвет, в аудиальной системе -какое-то слово или мелодия. Если возможно, хорошо использовать дополнительно и ароматерапию - обонятельный якорь.

Первый шаг: Предложить руководителю вспомнить какое-то место, где он себя хорошо чувствует, где он действительно отдыхает (любимый диван или кресло, дача, какой-то уголок природы, рядом с близким человеком, за столом с другом и т.п.). Если не вспоминается, предложите придумать такую ситуацию, представить себе такое место, которое может стать “личным убежищем”.

Второй шаг: Помочь выбрать подходящий стимул, объяснив, что этот стимул мы свяжем с его воспоминанием, и в последующем этот стимул сразу будет вызывать необходимое состояние. Уточните, что для него удобнее использовать, вспоминая одновременно то место, где ему хорошо, комфортно.

Третий шаг: Предложить вновь вспомнить место, где человек себя хорошо чувствует - его “личное убежище”, удерживая вниманием выбранный стимул. Помогите оживить эти воспоминания, ценно, чтобы они были ассоциированные.

“Удерживая какой-то частью своего внимания выбранный Вами стимул, вспомните то место, где вы себя хорошо чувствуете... комфортно, расслабленно, уютно... Где Вы на самом деле отдыхаете... Вспомните подробнее это место... Что там было вокруг Вас... Были ли там люди... Заметьте цвета и оттенки... Освещенность... Звуки... Запахи... Постепенно приближайтесь к ощущениям своего тела... Во что Вы были одеты... Какая поза... Какая осанка... Где это чувство комфорта, отдыха... В каком месте... В какой области Вашего тела... С каким ощущением, чувством оно связано: тепло, легкость, нега... или что-то другое ...”.

Поскольку нам неизвестно содержание воспоминания, следует использовать обобщенные слова, произнося фразы в ритме дыхания Вашего клиента.

Повторить процедуру следует 5-6 раз, чтобы закрепить стимул-реакцию, а затем выбранный стимул сразу вызывал желаемое состояние.

Способ снятия психосоматической головной боли

Идея этой методики следующая: боль - это кинестетическое ощущение, и его необходимо перевести в другую модальность.

Первый шаг: Предложите руководителю сначала сосредоточить внимание на ощущении головной боли: “Прикройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях головной боли... Почувствуйте, как болит голова...”.

Второй шаг: “Какая это боль... Где локализована... Представьте, какой эта боль “формы”... “размера”... Какие у нее границы... Какого она “цвета”... Равномерна ли “окраска”... Есть ли оттенки” (много уточняющих вопросов, которые переводят кинестетические ощущения в другую модальность).

Третий шаг: Уточнив “цвет” боли у Вашего клиента, предложите ему поэкспериментировать: «Представьте теперь, что “цвет” этой боли меняется... Постепенно переходя от своего первоначального цвета (...) к синему... голубому... белому... прозрачному...».

Четвертый шаг: Далее меняем форму. «Представьте теперь, что и форма боли меняется... Приобретает более четкие границы... Более очерченную “форму”... Какой теперь “формы” этот прозрачный предмет... На что похож ...».

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

107

Пятый шаг: Придаем этому предмету движение: “Представьте, что этот предмет движется внутри головы... Ближе ко лбу... Ближе к левому виску... Ближе к затылку... К правому виску...” ■*

Шестой шаг: “Двигаясь, он одновременно меняет свою форму, постепенно превращаясь в прозрачный шарик цвета льда... И продолжает двигаться... Это движение постепенно переходит в быстрое вращение... Вращаясь все быстрее и быстрее, он становится меньше, меньше и меньше... и... разбрызгивается одновременно с выдохом!”.

На основе этой идеи - перевода кинестетических ощущений в другую модальность - можно, конечно же, использовать и другие, более подходящие для вас и вашего клиента образы, в зависимости от его представлений и особенностей восприятия.

Есть еще способы “борьбы с головной болью”:

- вызвать ощущение тепла или жара в периферических областях тела: кисти рук, стопы, переключив таким образом внимание с кинестетического чувства боли на приятные ощущения;

~ определив, какого “размера” и “формы” головная боль, представить, что голова начинает расширяться, расти, становиться все больше и больше, особенно относительно размеров боли. Голова становится размером как комната, в которой вы находитесь... как трехэтажный дом... как девятиэтажный дом и т.д. Головная боль превращается фактически в маленькую точку при таких размерах головы, ощущение ее значительно ослабевает и теряется.

Использование приборов аудиовизуальной стимуляции

Часто руководители предпочитают не активную коррекционную работу совместно с психологом, а “пассивное” получение психологической помощи. В таких случаях достаточно эффективно использование приборов аудиовизуальной стимуляции типа “Вояджер” и “Гальцинон”. В УВД Томской области этими приборами оснащены кабинеты психологов всех подразделений города и один из трех кабинетов в подразделениях области. Нами прибор АВС типа “Вояджер” применяется уже в течение 10 лет. Положительные результаты отмечены при использовании приборов АВС в случаях утомления, повышенной раздражительности, тревожности, напряженности, при бессоннице и головной боли. Наиболее часто в таких случаях использовались программы релаксационного типа (Relax А-4, А-5, В-1, В-2, В-3) и программы изменения (Chance A-З, А-4) в сочетании с соответствующим музыкальным сопровождением.

Особенно эффективно применение приборов АВС в сочетании с другими методами: одновременная вербальная индукция транса, использование метафор, элементов техник НЛП. Хорошие результаты дает также легкий релаксирую-щий массаж головы и воротниковой области непосредственно перед сеансом АВС-терапии.

После сеансов практически все сотрудники отмечали субъективное улучшение состояния: “уменьшилась или прошла головная боль”, “уменьшилась напряженность”, “появилось чувство расслабленности”, “почувствовал себя отдохнувшим”, “как будто выспался” и т.п. Если перед сеансом у сотрудника отмечалось повышенное артериальное давление, то, как правило, после сеанса оно снижалось на 10-15 единиц, что позволяло обходиться в некоторых случаях без применения гипотензивных препаратов.

Правила формулирования цели

Полезной формой психологической поддержки руководителей, которым часто приходится решать сложные проблемы, может быть обучение их правилам целеполагания - правильному формулированию цели. Эти правила полезны каждому человеку. Если Вы будете их выполнять, Вы будете “обречены” на достижение поставленной цели.

Во-первых, определим, что проблема - это неправильно сформулированный конечный результат. Такой вывод дает нам надежду на ее решение.

Правило первое. Цель должна быть сформулирована четко и кратко, в позитивной форме - то, чего я хочу, а не то, чего хотел бы избежать.

Например: не мысль “Хочу не волноваться, выступая перед большой аудиторией”, а мысль “Хочу чувствовать себя спокойно и уверенно, тогда выступаю перед большой аудиторией”.

Правило второе. Цель должна быть описана в поведенческих терминах, а не в абстрактной форме (благополучия, успеха, счастья и т.п.). Важно перевести эти категории в конкретное поведение.

Например: хорошо зарабатывать, успешно решать поставленные профессиональные задачи, быть кому-то нужным, полезным и т.д.

Правило третье. Важно определить, как вы поймете, что достигли цели, как это будет восприниматься вами на чувственном уровне: что вы увидите, услышите, почувствуете.

Правило четвертое. Выявить намерения цели. Что вам даст достижение данной цели? Что станет по-другому? Определив намерения цели, вы, возможно, поймете, что есть более легкие, менее энергозатратные пути к этой цели.

Например: Сотрудник несколько раз стремится попасть в состав отряда, командируемого в служебную командировку в СКР, но по результатам ПДО не рекомендуется психологом подразделения. Намерением его цели, как выясняется в беседе, является желание разрешить конфликтные семейные отношения. Наверное, полезным будет предложить ему подумать о том, что можно решить эту проблему и другими способами.

Правило пятое. Определить масштаб цели. Полезно глобальную цель размельчить на “кусочки” адекватного размера, чтобы не так “страшно” было браться за дело.

Если цель мелкая, то для того, чтобы мотивировать себя заняться ее достижением, следует задать себе вопрос: “Чему это служит? Что я получу в дальнейшем, если буду выполнять эти действия?”.

Правило шестое. Важно учесть контекст, т.е. где, когда и с кем достижение этой цели, этого результата уместно.

Например: приобретенные профессиональные качества, полезные в работе “опера”, совсем не полезны в других ситуациях.

Правило седьмое. Определить препятствия. Что мешает вам это сделать? Почему до сих пор вы этого не сделали?

Вариант А. Если препятствий несколько или много, можно описать все препятствия, и они станут пунктами плана действий для достижения поставленной цели.

Вариант Б. Возможно, что препятствием является внутренний конфликт. Одна часть вашей личности хочет достижения результата, а другая - нет.

Например: Ваши карьерные цели и возможность уделять время семье. До тех пор пока не найден баланс, пока вы не договоритесь с самим собой, это будет препятствием к достижению цели.

Правило восьмое. Полезно определить, есть ли у вас необходимые ресурсы: информация, умения, навыки, связи, деньги, эмоциональное состояние и т.д. Если чего-то не хватает, подумать о том, где и как их приобрести.

Правило девятое. Достижение цели должно зависеть именно от ваших действий, а не от других людей, либо необходимо научиться влиять на них, чтобы они вам помогали (еще одна самостоятельная цель).

Правило десятое. Первый шаг для достижения поставленной цели должен быть особенно достижимым, т.е. достаточно простым для вас, чтобы вы сразу получили подкрепление - первый положительный результат на пути к достижению поставленной цели.

Правило одиннадцатое. Соблюдение экологии. Следует подумать о том, какие будут последствия достижения этой цели. Возможно, достигнув чего-то, вы что-то другое потеряете. Стоит ли игра свеч? Не велика ли цена? Полезно здесь вспомнить миф о царе Мидасе, когда исполнилось его желание, и все, к чему он прикасался, превращалось в золото.

108

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

Правило двенадцатое. Мысленная репетиция. Так же, как вы примеряете новый костюм, “примерьте” к себе результат достижения цели. Все ли подходит вам, насколько вы удовлетворены этим результатом, как себя при этом чувствуете. Возможно, в ходе решения проблемы возникли еще какие-то вопросы, которые вы должны также решить.

И еще одно, тринадцатое правило. Полезно выстроить для себя иерархию целей, определить, что важнее сейчас, в данный момент или период Вашей жизни, какая задача требует первоочередного решения, а что можно отложить “не потом” и решать позднее.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И САМОПСИХОРЕГУЛЯЦИИ В КОНФЛИКТАХ

И.В. Виногорова, инспектор-психолог

МВД Республики Марий Эл

Тактическая зрелость, грамотность действий милиционеров вневедомственной охраны в различных ситуациях, позволяющие им успешно решать вопросы охраны объектов и квартир граждан, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, в значительной мере определяются их умением правильно строить свои взаимоотношения с гражданами, блюсти милицейскую этику, тактически правильно организовывать свое поведение в конфликтной ситуации общения. Деятельность милиционеров охраны подробно регламентирована законами и подзаконными актами. Но строгая регламентация профессиональной деятельности милиционера предполагает специальную психолого-педагогическую подготовленность его, так как каждая норма предполагает запрет уклоняться от того варианта поведения, который ему предписан.

При обучении милиционеров вневедомственной охраны навыкам профессионального общения и умения владеть собой в конфликтной ситуации общения мы столкнулись с общими и специфическими проблемами.

Общие проблемы:

- удаленность районных отделов вневедомственной охраны от Управления, что затрудняет формирование профессионально-психологической подготовки как системы;

- отсутствие аудиоаппаратуры и видеоаппаратуры, что усложняет восприятие необходимого материала;

- большое число сотрудников, приходящихся на одного психолога;

- языковой барьер в районных подразделениях вневедомственной охраны;

- интеллектуальный барьер в удаленных региональных подразделениях.

К специфическим мы отнесли проблемы, с которыми столкнулись при проведении семинарских занятий по данной проблематике:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивационный барьер - нежелание опытных милиционеров обучаться навыкам профессионального общения, так как они считают, что в их практике были различные ситуации и они все знают;

- психологические “зажимы” - смущение и даже отказ от занятий некоторых милиционеров, когда они находились в центре внимания при выполнении обучающих упражнений.

При проведении занятий с милиционерами вневедомственной охраны по формированию навыков профессионального общения и умения владеть собой в конфликтной ситуации общения основной упор мы делаем на практические рекомендации по формированию тактики поведения в той или иной конфликтной ситуации и отработке навыков с помощью различных упражнений.

Известно, что в повседневной жизни действия человека определяются его сознанием, чувствами и волей. Поэтому в процессе общения с людьми, для того чтобы вызвать желаемое поведение, следует обращаться к их здравому смыслу, эмоциям и самообладанию. В конфликтных же ситуациях поступки в большей мере диктуются чувствами. Элемент сознательности здесь нередко отодвигается на второй план. Отсюда и главные пути воздействия на “противника” в конфликте - влияние на его эмоции и разум. Достичь этого можно с помощью определенных словесных формулировок, непременно сопровождающихся выразительными телодвижениями и речью. Так, дебоширу, например, следует объяснить, кто повинен в возникшем конфликте, затем показать, к каким последствиям может привести дальнейшее развитие конфликта и в связи с этим - бесполезность избранной им позиции и манеры поведения. После этого можно потребовать прекращения антиобщественных действий.

Многие психологи считают, что при этом нужно держаться прямо, не опуская головы вниз. Прямая осанка и поднятая голова вызывают уверенность в себе и своих действиях. Говорить следует спокойно, тактично, вместе с тем, уверенно, властно, тоном, не допускающим возражений. Подобная манера поведения сотрудника милиции приводит к тому, что в сознании его “противника” безотчетно “срабатывает” механизм элементарной природной логики, суть которого, по мнению психотерапевта В. Леви, сводится к следующему: “Если противник ведет себя уверенно, значит, так себя и чувствует, значит имеет основания, значит, много раз побеждал. Если натиск так яростен, значит у него много сил. Если он такой сильный - лучше не рисковать, не связываться”. И конфликтующий сдает свои позиции, охлаждает пыл и начинает рассуждать более трезво.

Отрабатывая данный навык, можно использовать следующие упражнения.

Упражнение 1. Командир и подчиненный.

Порядок проведения. Одному из обучаемых дается задание провести диалог в роли командира отделения “с опоздавшим” на занятия сотрудником с различных позиций: “над”, “под”, “на равных”.

После диалога руководитель занятия разбирает с обучаемыми выполнение задания.

Методические рекомендации. Упражнение сразу может не получиться, тогда руководитель сам проводит диалог с одним из обучаемых, заостряет внимание на интонации, выборе жестов и мимики, умении держать паузу в процессе общения и т.д. Далее обучаемые разбиваются на пары - один в роли командира отделения, другой в роли подчиненного -и проводят диалог с позиций “над”, “под”, “на равных” в следующих ситуациях:

- необходимо задержаться после занятий для оформления стенгазеты;

- объяснить нарушение формы одежды;

- необходимо выйти на субботник в выходной день;

- выяснить причину пропуска занятий подчиненным.

Затем обучаемые меняются ролями.

Упражнение 2. “Зеркало”.

Порядок проведения. Обучаемые разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника. Быть его “зеркальным отражением”. В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темы.

Методические рекомендации. В ходе упражнения участники, работающие за “отражение”, довольно быстро должны научиться чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за “оригиналом” и копировать его движения должно быть все легче и легче, все чаще должны возникать ситуации не только пред-

Пснхопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.