Научная статья на тему 'Формирование у сотрудников полиции практических навыков правомерного применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке'

Формирование у сотрудников полиции практических навыков правомерного применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / ПРАВОМЕРНОСТЬ / ПРОТИВОБОРСТВО / FI GHTING TECHNIQUES FI GHT / PHYSICAL STRENGTH / CONFRONTATION / LEGITIMACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов И. В.

В статье рассматриваются вопросы обучения сотрудников полиции умению определять характер конфликта, степень противодействия со стороны нарушителя и обоснованию правомерности мер физического воздействия. Формирование профессиональных навыков правомерного применения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы при выполнении профессиональных обязанностей должно проходить в условиях, максимально приближенных к реальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасимов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AT POLICE OFFICERS PRACTICAL SKILLS OF LAWFUL APPLICATION OF FIGHTING TECHNIQUES STRUGGLE ON LESSONS FOR PHYSICAL PREPARATION

The article considers the issues of training of police offi cers to skill to determine the nature of the confl ict, the degree of resistance on the part of the offender and the substantiation of the legality of measures of physical infl uence. The formation of professional skills of legitimate use by the police of combat wrestling techniques when performing professional duties, shall take place in conditions as close as possible to real.

Текст научной работы на тему «Формирование у сотрудников полиции практических навыков правомерного применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке»

УДК 796.011.3 И.В. ГЕРАСИМОВ

кандидат педагогических наук, зам. начальника кафедры физической подготовки и спорта, Орловский юридический институт им. В.В. Лукьянова

UDC 796.011.3 I.V. GERASIMOV

Candidate of pedagogical sciences, deputy chief of department of physical preparation and sports, Orel law institute named after V. V. Lukyanov

ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРАВОМЕРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

FORMATION AT POLICE OFFICERS PRACTICAL SKILLS OF LAWFUL APPLICATION OF FIGHTING TECHNIQUES STRUGGLE ON LESSONS FOR PHYSICAL PREPARATION

В статье рассматриваются вопросы обучения сотрудников полиции умению определять характер конфликта, степень противодействия со стороны нарушителя и обоснованию правомерности мер физического воздействия. Формирование профессиональных навыков правомерного применения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы при выполнении профессиональных обязанностей должно проходить в условиях, максимально приближенных к реальным.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, физическая сила, правомерность, противоборство.

The article considers the issues of training of police officers to skill to determine the nature of the conflict, the degree of resistance on the part of the offender and the substantiation of the legality of measures ofphysical influence. The formation of professional skills of legitimate use by the police of combat wrestling techniques when performing professional duties, shall take place in conditions as close as possible to real.

Keywords: fighting techniques fight, physical strength, legitimacy, confrontation.

Оперативно-служебная деятельность сотрудников полиции находится под постоянным воздействием целого комплекса факторов, не имеющих места в повседневной жизни человека. Они нередко оказываются в ситуациях, опасных для жизни, как их самих, так и окружающих. Возникновение разнообразных конфликтных ситуаций требует применения боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия. Законодательно обоснованное применение силы к нарушителям правопорядка в ряде случаев является составной частью правоохранительной деятельности.

Для сотрудников полиции, осуществляющих обязанности по охране общественного порядка, применение мер по задержанию преступника составляет служебный долг, который они должны выполнять, несмотря на определенный риск [5].

Особенное значение при этом приобретают система подготовки и тактика использования сотрудниками ОВД боевых приемов борьбы в ходе исполнения ими служебных обязанностей.

Наиболее сложными условиями в процессе службы являются групповое и вооруженне нападение на сотрудников полиции при их работе на месте происшествия, задержании и сопровождении задержанных, несении службы на автодорогах, проверке подозрительных лиц и т.д. В таких ситуациях для сотрудника существует высокая вероятность травм и повреждений различной тяжести. Усложняют обстановку условия нападения преступников: нахождение нападавших в со-

стоянии алкогольного или наркотического опьянения, психического расстройства, значительное преимущество преступников в вооружении, количественном составе, а нередко и более высокий уровень физической подготовленности.

Одной из главных задач профессиональной подготовки сотрудников полиции является формирование у них постоянной психологической готовности для неожиданного столкновения с правонарушителем или разыскиваемым преступником, умений в совершенстве владеть табельным оружием и правильно применять боевые приемы борьбы в самых сложных условиях оперативной обстановки.

Ожидание нападения со стороны правонарушителей - неотъемлемая часть профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Осознание существующей угрозы, способность правильной оценки конкретной ситуации и совершения адекватных ей действий определяется не только накопленным практическим опытом и возможностями нервной системы к преобразованию возникающих в случае опасности импульсов в разумные решения, необходимые для достижения эффективного результата, но и необходимостью сочетать свои действия с требованиями закона[4].

В результате анализа гибели и ранений сотрудников полиции при выполнении оперативных задач было установлено, что 12% погибших и раненых сотрудников приходится на долю нарушителей, применивших

© И.В. Герасимов © I.V. Gerasimov

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - 8С1БМБ ОБ ЬЛШ

подручные средства. Чаще всего преступниками в качестве подручных средств использовались следующие предметы: топор, палки различной длины, камень, бутылка, стул (табурет).

В ходе анализа уголовных дел, связанных с гибелью и травматизмом сотрудников, выявлены следующие основные причины, которые привели к этим последствиям:

- недостаточно уверенное владение табельным оружием и неумелое использование штатного оружия в рукопашной схватке;

- несвоевременное и тактически неправильное применение боевых приемов борьбы (на поражение, задержание, сдерживание);

- неумение использовать при задержании правонарушителей подручные средства;

- психологическая неподготовленность к столкновению с преступниками и правонарушителями.

Практика убедительно показывает, что успешно справляются с непосредственным задержанием вооруженных преступников лишь те сотрудники, которые имеют высокие морально-психологические качества, всесторонне физически развитые, в совершенстве владеют оружием, специальными средствами, а также имеющие высокую психологическую устойчивость, сформированную приемами рукопашного боя с численно превосходящими правонарушителями.

Одним из ведущих компонентов физической подготовки сотрудников полиции, направленной на обучение их применению приёмов борьбы при выполнении возложенных на них законом обязанностей, является технико-тактическая подготовка. Качество этой подготовки проверяется в практической деятельности. Поэтому, с одной стороны, необходимо точно знать обстоятельства и закономерности применения действий борьбы, т.е. той формы профессиональной деятельности, на которую как на результат направлена вся физическая подготовка, а с другой - уметь правильно применять теоретические знания в управлении технико-тактической подготовкой [1].

Применение сотрудниками полиции мер насильственного воздействия характеризуется наличием посягательства и противодействия со стороны лиц, по отношению к которым эти меры применяются.

О наличии такого посягательства могут свидетельствовать, в частности:

- причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (например, ранения жизненно важных органов);

- применение способа посягательства, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица (применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, удушение, поджог и т.п.);

- непосредственная угроза применения насилия, опасного для жизни обороняющегося или другого лица, может выражаться, в частности, в высказываниях о намерении немедленно причинить обороняющемуся или другому лицу смерть или вред здоровью, опасный для

жизни, демонстрации нападающим оружия или предметов, используемых в качестве оружия, взрывных устройств, если с учетом конкретной обстановки имелись основания опасаться осуществления этой угрозы [3].

То есть необходимо понимать, что право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, возникает не только с момента начала общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы такого посягательства, то есть с того момента, когда посягающее лицо готово перейти к совершению соответствующего деяния.

Принимая решения на применение физической силы, сотрудник полиции должен учитывать:

- объект посягательства;

- избранный посягавшим лицом способ достижения результата, тяжесть последствий, которые могли наступить в случае доведения посягательства до конца, наличие необходимости причинения смерти посягавшему лицу или тяжкого вреда его здоровью для предотвращения или пресечения посягательства;

- место и время посягательства, предшествовавшие посягательству события, неожиданность посягательства, число лиц, посягавших и оборонявшихся, наличие оружия или иных предметов, использованных в качестве оружия;

- возможность и состояние правонарушителя (его возраст и пол, физическое и психическое состояние и т.п.);

- иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил правонарушителя и сотрудника полиции.

Обстоятельства и характер противодействия определяют содержание и структуру технико-тактических действий сотрудников полиции. Системное рассмотрение ситуаций противоборства позволяет выявить элементы и устойчивые отношения между противодействующими сторонами.

Структурно-функциональный анализ ситуаций противоборства, характерных для служебной деятельности сотрудников полиции, показывает, что одним из важных структурных компонентов деятельности являются её внешние условия. Внешние условия деятельности. Это понятие характеризует окружение деятеля. Речь идет, прежде всего, о наиболее существенных для этой деятельности аспектах условий. Для служебно-боевого противоборства такими условиями, например, могут быть: рост и вес задерживаемого лица, наличие у него оружия, характер противодействия и пр.

Придание условиям статуса самостоятельного структурного момента деятельности оправдывается тем, что они существуют одновременно с внутренними её условиями и наряду с ними являются детерминирующими её факторами. Не все, однако, во внешних условиях имеет отношение к поддержанию существования её субъекта. Вполне конкретные требования к внешним условиям могут исходить и от предмета, и от средств деятельности.

Итак, хотя объекты, составляющие внешние усло-

вия деятельности, существуют в одно и то же время с объектами, представляющими собой её внутренние условия, логически они предшествуют им, поскольку поддерживают их существование в требуемых для данной деятельности качествах.

Поэтому типология практических ситуаций строится по наиболее существенным обстоятельствам, детерминирующим начала противоборства сотрудника полиции с правонарушителем.

Все многообразие условий и обстоятельств применения сотрудниками полиции силы в своей сущности можно описать достаточно небольшим количеством признаков.

Каждый из этих признаков в практических ситуациях проявляется в виде множества состояний. Конкретная комбинаторика проявлений, собственно, и образует номенклатуру ситуаций.

Говоря о готовности стороны, подвергающейся нападению, к противодействию и отражению нападения, важно указать, что готовность складывается из нескольких факторов. Однако, наиболее важными из них являются всего два: возможность видеть момент начала нападения и возможность подготовиться к его отражению принятием стойки, обеспечивающей наиболее эффективное начало защитных и атакующих действий - то есть боевой стойки.

В отличие от спортивных противоборств, в практических противоборствах для одной из сторон момент начала нападения может быть весьма и весьма неочевидным. Маскировка (мимикой, жестами, ненапряженной -«естественной» позой, ровным голосом и дыханием и т.д.) момента начала атакующих действий лишает сторону, подвергающуюся нападению, возможности как-то подготовится к противодействию и его отражению. Что является одним из важных факторов преимущества стороны, осуществляющей нападение, и, в конечном счете, в значительной степени определяет исход нападения в её пользу.

Обучение сотрудников полиции ставит целью научить их уверенному определению характера конфликта, идентификации степени противодействия со стороны нарушителя и обоснованию правомерности мер физического воздействия. Санкции должны полностью соответствовать конкретным действиям правонарушителей на выражение недовольства; оскорбления; угрожающие жесты; сжатые кулаки; отказ подчиниться требованиям; физическое сопротивление; нанесение удара; отталкивание; представляющее опасность для жизни или здоровья окружающих поведение; попытки применения холодного или огнестрельного оружия и т.д.

Тактика реагирования, естественно, не может быть единственной, но следует рекомендовать предпочтительный, а лучше - комбинированный вариант пресечения, позволяющий взять ситуацию под контроль. В частности необходимо знать и уметь применять наиболее предпочтительные варианты действий: просто присутствие на месте происшествия; речевое воздействие; вызов подкрепления; меры физического принуждения с использованием ударов руками, ногами, блоков, захва-

тов, болевых приемов, несущих минимальный травматизм и т. д.

Необходимо помнить, что чем менее серьезны меры физического воздействия по пресечению преступления (при условии достижения поставленной цели), тем выше профессионализм сотрудника полиции.

Сотрудники правоохранительных органов должны иметь надежную теоретическую подготовку, которая позволит им правильно идентифицировать происшествие и выработать соответствующую тактику действий. Использование полученных знаний на практике значительно облегчается, если их усвоение происходит в обстоятельствах, максимально приближенных к реальным. Наличие в ходе обучения отвлекающих и рассеивающих внимание факторов, постоянно меняющихся ситуаций способствует формированию навыков к принятию разумных решений в момент «включения инстинктивных защитных механизмов человеческой психики». Сотрудник приобретает умение контролировать собственное поведение в чрезвычайных условиях, анализировать допущенные ошибки, проникаясь в итоге осознанием уверенности в своих способностях [2].

В этой связи заслуживает внимания разработка организационных и методических форм проведения комплексных учебных занятий, включающих в себя использование различных модельных ситуаций ведения рукопашных поединков в условиях, максимально приближенных к реальному выполнению оперативно-служебных задач.

При проведении этих занятий особое значение имеют следующие факторы подготовленности:

1. Твердое знание особенностей и трудностей, влияющих на решение оперативно-служебных задач. Кроме этого, в процессе занятий по физической подготовке необходимо учитывать и использовать конкретные ситуации профессиональной деятельности. К ним относятся не только ознакомление обучаемых со всеми реальными трудностями, встречающимися во время исполнения служебных обязанностей, но и большое значение имеют психогенные факторы, например, оружие в руках преступника: пистолет, нож, монтировка, разбитая бутылка, топор и т. д., значительную роль играют и сбивающие факторы: женские или детские крики, стоны, свет фар встречных автомашин, отсутствие освещения, выстрелы из различных видов оружия, дефицит времени для принятия решения и его реализации, отсутствие времени на отдых и т.д.;

2. Натренированность в выполнении приемов рукопашного боя в психологически напряженных условиях.

Она формируется средствами моделирования реальных условий оперативно-служебной деятельности при совершенствовании приемов и действий рукопашного боя.

Ими могут быть следующие средства профессионально прикладной физической подготовки:

- выполнение защитно-ответных действий при одновременном нападении одного или нескольких правонарушителей;

- выполнение защитно-ответных действий при

12.00.00 - ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 - SCIENCE OF LAW

использовании нарушителем оружия или подручных средств;

- выполнение боевых приемов в ночное время суток, при звуковых и световых помехах, в различной форме одежды (зимняя; летняя);

- неожиданность атакующих действий правонарушителя после выполнения им отвлекающих действий.

Таким образом, использование при проведении занятий по физической подготовке метода моделирования условий и ситуаций профессиональной деятельности,

позволят формировать надежные профессионально-прикладные двигательные навыки в сочетании с высокой морально-психологической готовностью их применения в повседневной правоохранительной деятельности помогает выработать у обучаемых определенный автоматизм поведения в критических ситуациях, позволяющий в какой-то степени избежать неоправданных потерь личного состава и принятия неправомерных решений при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Библиографический список

1. Волков А.Н.. Кузнецов С.В., Данилов М.Г. Физическая подготовка. Альбом схем. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. 37 с.

2. МакееваВ.С. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: монография / Макеева В.С., Баркалов С.Н., Степанюк В.И. Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. С.46-48.

3. Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».

4. Степанюк В.И. К вопросу применения специальных мер пресечения сотрудниками ДПС ГИБДД Сб. мат. XIX всероссийской науч.-практ. конф. «Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов»: Орел, ОрЮИ МВД России, 2011. С. 115-118

5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010. 1232 с.

References

1. Volkov A.N. Kuznetsov S. V., Danilov M. G. Fizicheskaya preparation. Album of schemes. N. Novgorod: Ministry of Internal Affairs Nizhny Novgorod academy of Russia, 2009. 37 p.

2. Makeeva V. S. Scientific and methodical aspects of physical training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Monograph / Makeeva V.S., Barkalov S.N., Stepanyuk V.I. Orel: ORYul Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. Pp. 46-48.

3. The resolution of plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of September 27, 2012 No. 19 "About application by courts of the legislation on necessary defense and infliction of harm at detention of the person who has committed a crime".

4. Stepanyuk V. I. To a question of application of D special measures of restraint staff of traffic police of traffic police of Sb. mat. The XIX All-Russian науч. - практ. конф. "Improvement of physical, fire and tactical and special training of law enforcement officers": Orel, ORYuI Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. Pp. 115-118..

5. Criminal law of Russia. Parts the General and Special: ucheb./under the editorship of A.V. Brilliantov. M.: Prospectus, 2010. 1232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.