Научная статья на тему 'Правовые основы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и оружия'

Правовые основы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12383
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОРУЖИЕ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА / КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симоненко Алексей Витальевич, Никифоров Михаил Юрьевич

В статье анализируются правовые аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и оружия в рамках вступившего в силу 1 марта 2011г. Закона «О полиции»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симоненко Алексей Витальевич, Никифоров Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и оружия»

УДК 34

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ

А.В. Симоненко* М.Ю. Никифоров**

В статье анализируются правовые аспекты применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и оружия в рамках вступившего в силу 1 марта 2011г. Закона «О полиции».

Ключевые слова: физическая сила; специальные средства; оружие; боевые приемы борьбы; рукопашный бой; необходимая оборона; крайняя необходимость; специальная подготовка.

LEGAL BASIS OF EMPLOYEES ATS PHYSICAL FORCE,

SPECIAL MEANS AND WEAPONS

A.V. Simonenko M.Y. Nikiforov

The article analyzes the legal aspects of ATS personnel of physical force, special means and weapons as part of which came into force on 1 March 2011. Law «On Police».

Keywords: physical force; special means; weapons; fighting techniques to combat; defense; emergency; special training.

Среда, в которой реализуется профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов, сегодня перенасыщена криминогенными фактами, защита интересов государства и общества в сфере правопорядка является «зоной повышенного риска», сопряжена с реальной опасностью для жизни, здоровья, общей безопасности.

Анализ оперативных сводок показал, что уровень виктимности при посягательстве на жизнь сотрудников полиции в 2,5 раза выше, чем у населения. Довольно часто происходят случаи, когда для провоцирования нападения на сотрудника достаточно наличия на нем форменной одежды [1].

При выполнении возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка,

борьбе с преступностью и обеспечению общественной и личной безопасности граждан сотрудникам полиции предоставлено право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. При выполнении этих обязанностей возможны случаи причинения травм и увечий различной степени тяжести, в связи с этим важно знать какая ответственность может за этим последовать. Например, законодатель относит ситуации необходимой обороны к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Обязательное свойство любого преступления — его общественная опасность, то есть способность преступного деяния причинять вред объектам, охраняемым уголовным законом. Отсутствие об-

* Симоненко Алексей Витальевич, преподаватель кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected]

** Никифоров Михаил Юрьевич, адъюнкт кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected] Современная наука № 1 (4) 2011 42

щественной опасности исключает преступность деяния. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Уголовного кодекса РФ превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Пределы необходимой обороны (во всех случаях) не считаются превышенными, когда посягающему лицу причиняется вред меньший или же равный тому вреду, который реально мог причинить (либо причинил) посягавший.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД определяется Законом «О полиции», вступившим в силу 1 марта 2011 г.

Статья 18 «Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» главы 5 Закона «О полиции» гласит:

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами [2].

В статье 18 «Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» главы 5 Закона «О полиции» указано, что сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Данная формулировка вызывает вопросы: какая специальная подготовка имеется в виду, в чем заключается проверка на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением мер насильственного воздействия?

Профессиональная подготовка сотрудника ОВД должна включать формирование навыков применения приемов рукопашного боя, специальных и подручных средств и огнестрельного табельного оружия. Вместе с тем правовая подготовка к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является не менее важным элементом профессионального обучения.

Следовательно, сотрудники полиции обязаны проходить правовую подготовку к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, овладевать приемами рукопашного боя, а также периодически проходить проверку профессиональной пригодности по указанным направлениям.

Статья 20 главы 5 Закона «О полиции» регламентирует применение физической силы сотрудниками полиции следующим образом:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Из анализа статьи 20 остается неясным, какие действия подразумевал законодатель, которые определяются как «физическая сила» - понятия, которое по смыслу рассматриваемой статьи, поглощает другое однородное понятие «боевые приемы борьбы». Любые насильственные действия, связанные с применением физической силы, при помощи которых обеспечивается выполнение воз-

ложенных на полицию обязанностей, осуществляемые с момента задержания, совершенно справедливо рассматриваются «боевые приемы борьбы» как широкое понятие, охватывающее все меры насильственного воздействия.

Под боевыми приемами борьбы следует понимать приемы рукопашного боя, которые применяют сотрудники при задержании преступников или вступив с ними в рукопашную схватку[3].

В раздел НФП-96 «Боевые приемы борьбы» включены не только приемы, связанные с применением непосредственно физической силы, но и связанные с применением резиновой палки, наручников, относящихся к специальным средствам, а также наружный осмотр с угрозой применения огнестрельного оружия.

Таким образом, боевые приемы борьбы, как и приемы рукопашного боя используемого в вооруженных силах, предполагают применение всех мер насильственного воздействия. Основным отличием этих понятий следует считать цель и порядок применения боевых приемов борьбы и, соответственно, приемов рукопашного боя. Боевые приемы борьбы проводятся с конечной целью задержания правонарушителей с соблюдением условий и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, предусмотренных Законом «О полиции». Приемы рукопашного боя применяются в ближнем бою, как правило, с целью поражения противника. Применение боевых приемов борьбы, также как и приемов рукопашного боя, допускает нанесение травм и даже поражение правонарушителя, однако если при этом нет превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

На наш взгляд, в статье следует указать, что к боевым приемам борьбы относятся приемы, связанные с применением собственно физической силы, резиновой палки, подручных средств, причем в качестве подручного средства могут быть использовано огнестрельное оружие, наручники и другие предметы экипировки. Кроме того, к боевым приемам борьбы следует относить применение электрошокеров, газового и огнестрельного оружия, а также использование огнестрельного оружия и других средств в целях задержания пра-

вонарушителей с угрозой их применения. Надевание наручников для предупреждения противодействия после задержания также следует относить к боевым приемам борьбы.

Статья 21 «Применение специальных средств» предусматривает применение широкого спектра этих специальных средств от палки резиновой (далее - ПР) до водометов и бронемашин. Однако эти специальные средства применяются с помощью определенных приемов и тактики, которые должны изучаться в специальных разделах физической и тактической подготовки. Применение ПР, наручников следует относить к боевым приемам борьбы. Учитывая это, общие основания применения боевых приемов борьбы, по нашему мнению, распространяются и на приемы с применением указанных специальных средств.

Рассматривая проблему правового обеспечения применения и использования огнестрельного оружия (статья 23 Закона «О полиции»), предлагаем следующие подходы к определению понятий применение и использование огнестрельного оружие. Представляется, что все действия с оружием не по прямому назначению следует считать как его использование. К использованию оружия следует отнести, прежде всего, задержание с угрозой его применения в различных ситуациях, а также использование его в качестве подручного средства для нанесения ударов, защитных действий и др.

В практической деятельности сотрудника ОВД применение огнестрельного оружия, даже при наличии оснований, является крайней мерой. Оружие в первую очередь должно использоваться для задержания правонарушителей с угрозой его применения, т.е. как устрашающее средство.

Подобное задержание, когда имеются необходимые основания, является более эффективным, чем применение физической силы или ПР. При применении физической силы или ПР правонарушителю может быть нанесено телесное повреждение, а при активном его сопротивлении телесное повреждение может быть нанесено сотруднику. Бесконтактный способ задержания с угрозой применения огнестрельного оружия позволяет избежать телесных повреждений и является гораздо более надежным. Учитывая это на прак-

тике оружие широко используется для задержания, сопровождения и других действий с угрозой его применения.

Статья 24 Закона «О полиции», «Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции» гласит:

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На практике относительную гарантию личной безопасности сотрудника полиции может дать, по нашему мнению, его готовность к эффективным действиям в ситуациях, когда возникают предусмотренные Законом «О полиции» основания к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что отдельные положения Закона «О полиции» нуждаются в некоторой коррекции в части, касающейся применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД с целью приведения его в соответствие с Уголовным кодексом РФ и практикой применения мер насильственного воздействия, а также расширения правовых оснований к эффективному применению сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении ими служебных обязанностей, в условиях непревышения пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лиц, совершивших преступление.

Литература

1. Мацур И.А., Яценко Ю.Г. Тактика и правовые основы применения боевых приемов борьбы в целях самозащиты: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 24 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ от 14.02.2011. - № 7. - ст. 900.

3. Торопов В.А., Ушенин А.И., Куликов М.Л. и др. Физическая подготовка : учебник — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 312 с.

4. Никифоров М.Ю. Проблемы формирования профессионально-важных качеств оперативных сотрудников ОВД средствами физической подготовки // Современная наука. — 2010. -№ 3 - С. 144-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.