Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты системы физической подготовки в органах внутренних дел и пути совершенствования ее нормативного обеспечения'

Концептуальные аспекты системы физической подготовки в органах внутренних дел и пути совершенствования ее нормативного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система / физическая подготовка / про- фессиональная подготовка сотрудника ОВД / проверка и оценка физической подготовленности сотрудников ОВД / system / physical training / professional training of the Interior Ministry officer / inspection and assessment of physical preparedness of the Interior Ministry officers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Бакин Александр Владимирович, Кузнецов Анатолий Федорович

В статье анализируется современное состояние нор-мативной базы в системе физической подготовки в ОВД РФ.Сформулирован ряд предложений для Наставления по орга-низации физической подготовки в органах внутренних делРоссийской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Бакин Александр Владимирович, Кузнецов Анатолий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual aspects of the physical training system at the Interior Ministry agencies and the ways to improve its normative support

The article estimates the current state of the normative basis of physical training system at the Interior Ministry agencies of the Russian Federation. The authors formulate some suggestions for Guidance on organization of physical training at the Interior Ministry agencies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты системы физической подготовки в органах внутренних дел и пути совершенствования ее нормативного обеспечения»

Баркалов С. Н, Бакин А. В, Кузнецов А.Ф. Концептуальные аспекты системы физической подготовки...

Таблица 3. Компетенции, обеспеченные развитым ЛСУ, их содержание

Компетенции Что обеспечивают

Аналитическая Способность ориентироваться в ситуации, проблеме, анализировать, систематизировать и критически осмысливать информацию

Прогностическая Способность к моделированию будущей ситуации на основе анализа прошлого и настоящего

Телеологическая Способность ставить адекватные цели деятельности, гармонизированные с общественными ценностями

Принятия решения Способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях

Планирования Способность к определению совокупности средств достижения цели и последовательности их применения

Оценочно- критериальная Способность оценить достаточность и необходимость своих действий, опираясь на предварительно определенные критерии

Контроля Способность регулировать процесс выполнения плана по достижению поставленной цели в соответствии с ранее определенными критериями

Корректирующая Способность изменять свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями, а также варьировать приемы, подходы и цели деятельности

управления отражает научно обоснованные нормы и требования к специалисту, представленные в федеральных образовательных стандартах, ведомственных нормативых правовых актах через виды профессиональной деятельности, условия ее осуществления и профессионально-личностные качества. Данная модель лишена жесткости и предполагает возможности

Таблица 4. Содержание компетенций личностного самоуправления в компетенциях федерального государственного стандарта

Компетенции ЛСУ Компетенции ФГОС

Аналитическая ОК-2, ОК-4, ОК-9, ПК-3, ПК-15, ПК-26

Прогностическая ОК-9

Телеологическая ОК-5

Принятия решения ОК-10, ПК-5, ПК-23

Планирования -

Оценочно- критериальная ОК-1, ОК-6

Контроля ОК-8

Корректирующая ОК-11

развития личности профессионала, 8 выраженные через компетентность в личностном самоуправлении с соответствующими компетенциями. Модель дает ориентиры объективных требований к выпускнику на разных уровнях непрерывного профессионального образования. 1 2 3 4 5 6 7 8

1 Ананишнев В. М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология. 2010. Т. 1. № 2. С. 67-85.

2 Штофф В. А. Моделирование и философия. Москва-Ленинград, 1966. С. 19.

3 Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1997. С. 107.

4 Ананишнев В. М. Указ. соч.

5 Гусев В. В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования : монография. Орел, 1997. С. 67.

6 О морально-психологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

7 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 20.

8 Караваев А. Ф., Левин Г. И. Условия профессионального становления сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4(51). С. 44-48.

УДК 796

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕЕ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

С. Н. Баркалов, А. В. Бакин, А. Ф. Кузнецов

В статье анализируется современное состояние нормативной базы в системе физической подготовки в ОВД РФ. Сформулирован ряд предложений для Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: система; физическая подготовка; профессиональная подготовка сотрудника ОВД; проверка и оценка физической подготовленности сотрудников ОВД.

Целью работы являлось совершенствование нормативного обеспечения, регламентирующего систему физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, на основе разработанных нами предложений.

Система физического воспитания — исторически сложившийся тип социальной практики физического воспитания, представляющий целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм орга-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

11

Баркалов С. Н., Бакин А. В, Кузнецов А. Ф. Концептуальные аспекты системы физической подготовки...

низации, зависящих от условий конкретной общественной формации '.

Для эффективного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач и поддержания необходимого уровня физической подготовленности сотрудников ОВД существует система физической подготовки, которая является неотъемлемой частью системы физического воспитания в стране, при этом не только тесно взаимосвязана с нею, но и имеет определенные ведомственные особенности, обусловленные спецификой решаемых задач и функционирования Министерства внутренних дел России.

В данном ключе под «системой физической подготовки в ОВД» надо понимать обусловленный спецификой правоохранительной деятельности тип ведомственной практики физической подготовки, включающий идеологические (мировоззренческие), научные (теоретико-методические), организационные и нормативные (программно-нормативные) основы, обеспечивающие физическое совершенствование сотрудников МВД РФ и успешность выполнения ими профессиональных обязанностей.

Мировоззренческие основы представляют совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В современной отечественной системе физической подготовки мировоззренческие установки должны быть направлены на содействие всестороннему развитию личности сотрудника ОВД, реализацию возможностей достижения им физического совершенства. Физическая подготовка, являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки сотрудника, призвана обеспечивать не только приобретение профессионально-прикладных навыков и качеств, но и гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, профессиональное долголетие, социальное благополучие. При этом она тесно связана с правовой, тактико-специальной, огневой, моральнопсихологической и другими видами подготовки, содействует формированию целостной готовности к службе в ОВД, а также к эффективным действиям в экстремальных ситуациях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Теоретико-методическими основами системы физической подготовки сотрудников ОВД являются фундаментальные положения и научно обоснованные теоретические концепции, сложившиеся в области теории и методики физической культуры и смежных наук (анатомии, физиологии, биохимии, социологии, психологии, педагогики и др.):

— традиционные представления о формах и функциях физической культуры, о закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки 2;

— теория и методика профессионально-прикладных форм физической подготовки 3;

— учение о морфофункциональной динамической структуре трудовых действий 4;

— более поздние теории — рабочего динамического стереотипа 5, функциональных систем 6, ключевых профессионально значимых функций организма 7;

— общие физиолого-гигиенические 8 и психологопедагогические 9 основы трудовой деятельности и профессионального обучения.

Организационные основы определяют одноименную структуру системы физической подготовки в ОВД, которую составляют ведомственные и общественносамодеятельные формы организации, руководства и управления. По ведомственной линии предусмотрены систематические обязательные занятия по физической подготовке в органах, организациях, подразделениях МВД. Занятия проводятся по специальным программам и в отведенные для этого регламентом служебного времени часы (в соответствии с расписанием и под руководством штатных (внештатных) специалистов). По общественно-самодеятельной линии организация физической подготовки предусматривает создание условий для самостоятельных занятий физическими упражнениями, массовое вовлечение сотрудников в занятия физической культурой через систему физкультурно-спортивных обществ, в том числе общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество „Динамо“».

Программно-нормативные основы определяют перечень конкретных норм и требований к сотрудникам ОВД, к организации и учебно-методическому обеспечению физической подготовки.

Являясь одной из составляющих профессиональной подготовки в системе МВД России, она в той или иной части регламентируется Федеральными законами РФ «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, а также приказами МВД России от 10 января 2012 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», от 30 марта 2012 г. № 210дсп «Об утверждении Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий)», от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», от 30 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», от 13 ноября 2012 г. № 1025дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Последний приказ выступает основным регламентирующим документом, содержащим задачи и средства физической подготовки, примерные программы обучения, порядок организации и контроля, перечень двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению.

Что касается концепции физической подготовки в ОВД (как обозначения ведущего замысла в каком-либо

12

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Баркалов С. Н, Бакин А. В, Кузнецов А. Ф. Концептуальные аспекты системы физической подготовки...

виде деятельности 10), то мы не встретили ее четкой формулировки в программно-нормативных документах МВД РФ, в том числе и в Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (НОФП или Наставление).

В научной литературе попытки сформулировать основные концепты (понятия) системы физической подготовки в ОВД предпринимались неоднократно. В частности, профессор А. В. Карасев отмечал, что оперативно-служебная и служебно-боевая деятельность предъявляют достаточно высокие требования к уровню профессиональной (в том числе и физической) подготовленности сотрудников ОВД 11. Как правило, чем больше стаж работы сотрудника, тем выше и уровень его профессионального мастерства. Однако возрастные особенности организма требуют определенной дифференциации физической подготовки. Кроме того, следует учитывать и специфику службы. Так, требования к уровню физической подготовленности, например, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, сотрудников следственных и экспертно-криминалистических подразделений, уголовного розыска, патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы, а также спецподразделений будут, очевидно, различны. Если для оперативного состава важна силовая подготовка и владение боевыми приемами борьбы, то для других категорий сотрудников более значима общая выносливость для поддержания высокой профессиональной работоспособности. Необходима дифференциация физической подготовки в зависимости от особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Очевидно, она должна иметь несколько уровней оценки физической подготовленности, регламентированных соответствующими нормативами.

Можно определить основную идею построения физической подготовки сотрудников ОВД, концепты которой в общих чертах сформулированы так: «Физическая подготовка — это составная часть профессиональной подготовки, которая представляет собой плановый учебно-тренировочный процесс, направленный на обеспечение и поддержание физической подготовленности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач, сохранение высокой работоспособности, здоровья и служебного долголетия сотрудников. Ее целью является эффективная подготовка личного состава к выполнению задач по охране общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью и защите законных интересов граждан. Она строится на основе концепции специальной направленности и многоуровнево-сти, дифференцированного поэтапного формирования физической подготовленности к выполнению служебных обязанностей и служебно-боевых задач» 12.

Обозначенные положения лишь частично учтены разработчиками НОФП. Причем в отношении мировоззренческих основ идея, декларируемая государством, о всестороннем гармоничном развитии человека и формировании физической культуры личности практически не отражена в Наставлении. Кроме того,

специфической для МВД (часто неоправданной) является применяемая некоторыми специалистами и руководителями установка: «Каждый сотрудник — спортсмен!». В данном контексте предлагается рассмотреть и другие концептуальные моменты по внесению изменений и дополнений в НОФП:

1. Дифференцировать требования к нормативам по физической подготовке для курсантов и слушателей образовательных организаций, сотрудников и граждан, поступающих на службу в ОВД, а также сотрудников, представленных к испытаниям на присвоение (подтверждение) квалификационных званий, в зависимости от групп предназначения, определяемых приказом МВД России от 14 июля 2010 г. № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Внося это предложение, мы исходили из того, что НОФП устанавливает три уровня физической подготовки:

— специальная физическая подготовка (для сотрудников подразделений специального назначения и авиации);

— усиленная физическая подготовка (для сотрудников полиции, за исключением сотрудников подразделений специального назначения и авиации);

— базовая физическая подготовка (для сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции).

Согласно названным уровням дифференцируются и требования к физической подготовленности сотрудников и граждан, поступающих на службу в ОВД. В то же время указанный приказ МВД России (в зависимости от требований, предъявляемых службой к состоянию здоровья) устанавливает четыре степени ограничений, т. е. группы предназначения, которые НОФП учитывает при оценке уровня физической подготовленности только для кандидатов на обучение в ведомственные образовательные организации и не берет во внимание для курсантов, слушателей, сотрудников и граждан, поступающих на службу.

Таким образом, сотрудники полиции I и IV группы предназначения отличаются различным состоянием здоровья, однако к ним предъявляются одинаковые нормативные требования к физической подготовленности, что как минимум некорректно (может привести к негативным последствиям для сотрудников, имеющих отклонения в состоянии здоровья). Курсанты образовательных организаций оказались в аналогичной ситуации: при поступлении они сдавали нормативы по физической подготовке в соответствии с группами предназначений, а в период обучения нормативы одинаковы для всех.

2. Регламентировать физическую подготовку в подразделениях специального назначения отдельным документом или внести соответствующие изменения и дополнения в приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 210дсп «Об утверждении Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального на-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

13

Баркалов С. Н., Бакин А. В, Кузнецов А. Ф. Концептуальные аспекты системы физической подготовки...

значения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий)».

Исходя из особенностей прохождения службы в специальных подразделениях ОВД, связанных с повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками, большинство специалистов высказывает мнение о недостаточном уровне закрепленных НОФП требований, предъявляемых к сотрудникам и кандидатам на прохождение службы в спецподразделениях.

3. Повысить нормативные требования к оценке физической подготовленности сотрудников и граждан, поступающих на службу в ОВД, женского пола.

Проведенные проверки физической подготовленности сотрудников данной категории (в соответствии с требованиями Наставления) показали отсутствие у них каких-либо трудностей при выполнении общефизических контрольных упражнений (многим после набранных баллов в одном упражнении не было необходимости выполнять второе), что не отражает достаточной готовности к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

4. Исключить оценку физической подготовленности по одному общефизическому упражнению, оценивать по сумме баллов двух (для курсантов образовательных организаций МВД России в рамках дифференцированного зачета — трех) упражнений, введя обязательное минимальное количество баллов для каждого.

Оценка физической подготовленности по суммируемому результату в двух (трех) упражнениях, а также минимальный порог баллов в одном упражнении потребуют от сотрудников разносторонней подготовленности, что будет концептуально соответствовать требованию, установленному для кандидатов на обучение в ведомственные образовательные организации, которым при оценке физической подготовленности необходимо в каждом упражнении набрать не менее одного балла.

5. Четко прописать критерии оценки и процедуру проведения различных видов проверки (контроля) физической подготовленности курсантов и слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России (имеются в виду образовательные организации МВД России и центры профессиональной подготовки).

В действующей редакции Наставления определена процедура проверки и оценки физической подготовленности курсантов и слушателей в период инспектирования, контрольных и целевых проверок, а также слушателей, заканчивающих обучение по программам высшего образования и профессионального обучения (профессиональной подготовки). В то же время образовательными программами предусмотрен контроль знаний, умений и навыков обучающихся, включающий несколько видов аттестаций: текущую, предварительную (рубежный контроль) и промежуточную (зачет, экзамен).

Предлагаем предоставить право организациям, осуществляющим образовательную деятельность и находящимся в ведении МВД России, включать в программы обучения перечень требований сверх установленного Наставлением объема изучаемого учебного материа-

ла для различных категорий обучающихся, в том числе определять критерии оценки и процедуру проведения текущей и предварительной аттестации, разрабатывать дополнительные контрольные упражнения и нормативы по физической подготовке с учетом реализуемых специальностей, специализаций, профилей подготовки, состояния учебно-материальной базы и климатических условий. Кроме того, следует определить в НОФП промежуточную аттестацию в виде дифференцированного зачета (для курсантов — по окончании обучения в каждом семестре) и экзамена (для слушателей, заканчивающих обучение), отразить единые критерии оценки и процедуру их проведения.

6. Дифференцировать оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) за выполнение общефизических контрольных упражнений по физической подготовке для слушателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России.

Данное предложение мотивировано тем, что проверка физической подготовленности слушателей 5 курсов и слушателей, завершающих профессиональное обучение, согласно НОФП, не учитывает уровень общефизической подготовленности, т. е. «физически сильный» (набравший в контрольных упражнениях количество баллов, значительно превышающее минимальный порог) и «слабый» (набравший минимально необходимое количество баллов) слушатели получат одну и ту же оценку, если одинаково выполнят задания по боевым приемам борьбы (вне зависимости от того, кто как сдал нормативы). В этом случае вызывает сомнение объективность оценки уровня целостной физической готовности обучающихся.

7. Скорректировать перечень боевых приемов борьбы с учетом различных аспектов (социологических, медицинских, правовых, тактических, психологических и др.) служебных ситуаций, в которых могут возникнуть основания к применению физической силы.

Социологические аспекты, содержащие информацию относительно инцидентов, при которых сотрудниками применялась физическая сила, позволяют выявить виды и количество подобных конфликтов, классифицировать применяемые при этом приемы, их последствия и результаты (в зависимости от характера инцидента). Типизация таких данных облегчит отбор боевых приемов борьбы, разработку и корректировку методик обучения. Особое внимание следует уделить медицинским (опасные последствия приемов в целях контроля уровня потенциального травматизма) и правовым аспектам. В зависимости от конкретных обстоятельств физического противоборства применение того или иного приема может представлять большую или меньшую опасность для здоровья субъекта, в отношении которого он проводится. С определенной долей условности их можно классифицировать по степени опасности для жизни и здоровья человека (в зависимости от возможности сотрудника, проводящего прием, контролировать свои физические усилия). Подобная классификация поможет решить вопрос в выборе приемов, необходимых для пресе-

14

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Баркалов С. Н, Бакин А. В, Кузнецов А. Ф. Концептуальные аспекты системы физической подготовки...

чения конкретных случаев противоправного поведения, который должен быть обусловлен степенью общественной опасности противодействия 13.

8. Установить уровни физической подготовки, соотносящиеся со спецификой выполнения оперативнослужебных и служебно-боевых задач, с учетом предназначения того или иного подразделения, характеризующегося возможностью непосредственного участия в силовом противоборстве с правонарушителями.

В соответствии с существующими уровнями физической подготовки все сотрудники полиции (за исключением спецподразделений) относятся ко второму уровню — усиленная физическая подготовка. Однако не все подразделения полиции в равной степени задействуются в силовых операциях или несут службу в непосредственном контакте с возможными субъектами преступлений и правонарушений.

В целях дифференцированного подхода к обучению сотрудников (принимая во внимание, что физическая подготовка сотрудников подразделений специального назначения должна регламентироваться отдельным документом) предлагается установить следующие уровни физической подготовки, предусматривающие минимальные требования к объему изучаемого учебного материала, в рамках которых осуществляются их обязательная подготовка и проверка:

1) для сотрудников (слушателей профессионального обучения), выполняющих такие виды служебной деятельности, как патрульно-постовая служба полиции, дорожно-патрульная служба ГИБДД, охрана режимных объектов и сопровождение специальных грузов, служба в группах задержания вневедомственной охраны, охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых и т. п. (в эту группу целесообразно отнести и курсантов образовательных организаций, обучающихся по программам высшего образования);

2) для сотрудников (слушателей профессионального обучения) оперативно-поисковой и оперативнорозыскной служб, подразделений предварительного следствия, службы специальных технических мероприятий и т. п.;

3) для сотрудников (слушателей профессионального обучения), выполняющих виды служебной деятельности, не отнесенные к названным.

С учетом этих уровней необходимо определить перечень боевых приемов борьбы, подлежащих усвоению сотрудниками.

Полагаем, в первую группу должны войти приемы, направленные на силовое (индивидуальное, во взаимодействии с напарником, групповое) задержание правонарушителя, оказывающего активное сопротивление и представляющего повышенную опасность; во вторую — приемы силового задержания, самозащиты и оказания помощи при нападении; в третью — приемы самозащиты и оказания помощи, направленные на лишение нападающего возможности продолжать агрессивные действия.

НОФП, на наш взгляд, имеет ряд и других недостатков. В самом названии «Наставление по организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

физической подготовки», слово «организация» непроизвольно сокращает содержание Наставления, так как организация рассматривает узкий круг элементов (планирование, учет и контроль; подготовку руководителей занятий; материальное, финансовое и другое обеспечение), не учитывающих учебно-методическую составляющую. Поэтому предлагаем формулировку «Наставление по физической подготовке...».

Кроме того, как отмечают специалисты, структура рассматриваемого документа, взаиморасположение его разделов и их наименование не обеспечивают формирование целостного представления о системе физической подготовки в ОВД 14.

Вызывает определенное сомнение содержание некоторых нормативов, язык и стиль изложения материала (особенно по разделу «Боевые приемы борьбы») труден для понимания, нередки стилистические и терминологические ошибки 15.

В основном руководящем документе по физической подготовке, на наш взгляд, необходимо отразить вопросы, регламентирующие спортивную и спортивномассовую работу. Возможное из решений — разработать дополнительный нормативный акт, регламентирующий порядок организации и проведения спортивной и спортивно-массовой работы в ОВД — Руководство по спортивной и спортивно-массовой работе в ОВД РФ 16.

Таким образом, разработка концепции и современных основ системы физической подготовки в ОВД, а также широкое обсуждение вопросов, касающихся ее регламентации, на наш взгляд, позволит усовершенствовать руководящие документы, содержание и методику, процедуру проверки и оценки физической подготовленности различных категорий сотрудников. 1

1 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. М., 2009. С. 10.

2 Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991. 543 с. ; Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев, 1984. 391 с. ; Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Указ. соч.; и др.

3 Виленский М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М., 1989. 158 с. ; Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в профтехучилищах. М., 1991. 222 с. ; Подлипняк Ю. Ф. Физическая подготовка в вузах МВД СССР. Тбилиси, 1985. 205 с. ; Раевский Р Т Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., 1985. 136 с. ; и др.

4 Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения / под. ред. В. М. Каганова. М., 1947. 647 с.

5 Косилов С. А. О физиологических основах производственного обучения. М., 1981. 79 с.

6 Анохин П. К. Теория функциональных систем. М., 1975. 134 с.

7 Леонова Л. А. Развитие профессионально значимых физиологических функций. М., 1978. 20 с.

8 Виноградов М. И. Руководство по физиологии труда. М., 1969. 407 с. ; Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М., 1981. 112 с. ; Медведев В. И., Аверьянов В. С., Бриедис Ю. Э. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. Л., 1984. 140 с. ; и др.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

15

Гричанов А. С. Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов...

9 Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 511 с. ; Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 412 с. ; и др.

10 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 273.

11 Карасев А. В. Концептуальные основы физической подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование учебнообразовательного процесса по боевой и физической подготовке курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : сб. статей. Орел, 2002. С. 23-26.

12 Карасев А. В. Указ. соч. С. 24.

13 Баркалов С. Н., Герасимов И. В., Кателкин А. В. Специальная направленность физической подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография под общ. ред. С. Н. Баркалова. Орел, 2010. С. 144-145.

УДК 378.634:796

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

А. С. Гричанов

В статье рассматриваются основные факторы и условия, влияющие на формирование физической культуры курсантов вузов МВД России. На основе разработанной системы профессиональной направленности сделан анализ качественных и количественных изменений в процессе овладения курсантами способностями реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте.

Ключевые слова: физическое воспитание, курсанты вузов МВД России, социально-культурные факторы и условия, формы воспитания, направленность физического воспитания, развитие личности.

Совокупностью задач физического воспитания в рамках системы образования обусловлена целевая направленность физической культуры личности, представляющая сплав теоретических знаний, ценностносмысловых ориентиров, мотиваций и потребностей. Однако содержание социально-культурных факторов и условий формирования физической культуры курсантов вузов МВД России (с позиции оказания ими влияния на процессы совершенствования физической культуры личности как системного представления) раскрыто не в полной мере.

Вопросы формирования физической культуры курсантов в системе профессионального образования вузов МВД России рассматривались в трудах многих отечественных специалистов. Можно выделить ряд концепций, касающихся физического самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности, ее общекультурного уровня. Наравне с этим следует подчеркнуть основополагающую роль физической культуры как одного из элементов профессионального роста специалиста в любом виде деятельности.

Физическая культура представляет первую жизненную и производственную потребность личности, являясь совокупностью морально-волевых и физических

14 Бакин А. В., Кузнецов А. Ф. Проблемы реализации Наставления по организации физической подготовки // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: мат. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2014. С. 17-22.

15 Хыбыртов Р Б., Ушенин А. И., Торопов В. А. Инновационный подход в обучении сотрудников в свете требований Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сб. матер. XXI всеросс. круглого стола. В 2 ч. Ч. 1 : Физическая подготовка и спорт. Орел, 2013. С. 110-113.

16 Бакин А. В., Кузнецов А. Ф. Указ. соч. С. 20.

сил, которыми обладает организм человека (В. К. Баль-севич, М. Я. Виленский, В. Н. Курысь, Л. И. Лубышева, Н. Х. Хакунов и др.).

Анализируя культурологический подход, можно прийти к выводу, что физическая культура личности наделена универсальными характеристиками, при этом она определяет социально-гуманистическую направленность. Из данного положения следует целевое содержание физического воспитания курсанта, которое опирается на формирование физической культуры личности. Как считает В. К. Бальсевич ', под физической культурой личности следует понимать активное воздействие не только на физические способности человека, но и на чувства, сознание, психику и интеллект.

Отметим важность влияния совокупности полученных теоретических и практических знаний служебнопрофессионального характера в процессе формирования физической культуры курсантов вузов МВД России. Существуют различные мнения, касающиеся как профессионально-функциональных знаний, так и обеспечивающих повседневную деятельность человека, в ходе которой приобретается личный жизненный опыт. Для курсантов вузов МВД России основополагающим требованием является грамотное применение полученных знаний из области физической культуры в проекции жизненного опыта. Однако многие курсанты такими знаниями не обладают, а потому неспособны методически правильно организовать самостоятельную подготовку в области физической культуры.

Данные проблемы обусловили необходимость выявления основных факторов и условий, влияющих на формирование физической культуры курсантов вузов МВД России. Актуальность такой работы определяется разработкой системы профессиональной направленности формирования физической культуры личности курсантов, которая решает следующие задачи 2:

— воспитание у курсантов активно-положительной мотивации, современных взглядов и убеждений на роль физической культуры в формировании личности;

— овладение курсантами системой общетеоретических, психолого-педагогических, специальных и мето-

16

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.