Пспхоаого-
педагогпческпе аспекты
профессиональной
подготовки
УДК 159.94
ПРОВЕДЕНИЕ СМОТРА-КОНКУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Н. В. Астафьев, Д. Е. Сафонов
В статье представлена автоматизированная система учета (контроля) и анализа физической подготовленности курсантов и примеры работы с базой данных при решении конкретных педагогических задач. Это обеспечивает выполнение задач, стоящих как перед образовательными учреждениями МВД России, так и перед практическими органами.
Ключевые слова: физическая подготовка; смотр-конкурс; автоматизированная система учета и анализа.
Проблема исследования. Основной формой профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России являются занятия по учебной дисциплине «Физическая подготовка». Требования к физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел регламентируются приказами МВД России1. В соответствии с приказами и примерной программой по учебной дисциплине «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России аттестация физической подготовленности курсантов предусмотрена в каждом семестре. Она проводится по расписанию занятий в учебных группах и имеет как итоговую форму - экзамен, так и промежуточные формы -зачеты.
При сдаче зачета по физической подготовке курсанты, как правило, ставят перед собой задачу выполнить упражнения по минимальному нормативу - на оценку «удовлетворительно» в соответствии с 4-балльной шкалой (отлично - хорошо -удовлетворительно - неудовлетворительно).
На наш взгляд, действующая система оценки (4-балльная шкала) недостаточно дифференцирована, поэтому при сдаче курсантами нормативов по физической подготовке отсутствует элемент состязательности. Это обстоятельство не стимулирует курсантов вузов МВД России к совершенствованию физических упражнений, приемов. Проблемой исследования является отсутствие в учебно-воспитательном процессе вузов МВД России таких организационных форм физической подготовки курсантов, которые обеспечили бы состязательность.
Актуальность исследования. При изучении организационно-методических и правовых основ создания в высших учебных заведениях МВД России спортивных клубов нами были проведены расчеты, которые показали, что в систему спортивной подготовки ежегодно вовлекаются в среднем от 200 до 240 курсантов2. Для вузов МВД России эта величина составляет от 10 до 40% от списочного состава курсантов и слушателей.
Отвлечение курсантов, слушателей и преподавателей от учебного процесса приводит к нарушению организации преподавания учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка», а в отдельных случаях и к нарушению методики обучения. Сложившееся положение необходимо исправлять. Следует повысить роль учебной формы занятий по сравнению с дополнительными формами - занятиями в спортивных секциях. При этом нужно уменьшить количество видов спорта в Спартакиаде вузов МВД России до четырех профессионально-прикладных: рукопашный бой (без первого тура), стрельба из боевого оружия, служебное двоеборье (летнее и зимнее), преодоление служебно-прикладной полосы препятствий. Другие виды спорта целесообразно развивать в ОГО ВФСО «Динамо».
Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»3. В целевых показателях ее реализации, которые касаются вузов МВД России и органов внутренних дел, предусмотрено следующее:
- увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения: в 2008 г. -15,9%; в 2015 г. - 30,0; в 2020 г. - 40,0%;
- увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов: в 2008 г. - 34,5%; в 2015 г. - 60,0; в 2020 г. - 80,0%.
Для повышения роли учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах МВД России целесообразно организовать и проводить смотры-конкурсы физической подготовки курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России. Смотры-конкурсы педагогически обоснованны и имеют реальные перспективы.
В военных вузах Министерства обороны эта проблема решается в большем объеме - ежегодно проводится
16
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)
смотр-конкурс физкультурно-спортивной работы, при котором учитываются не только физическая подготовленность курсантов, но и наличие спортивных разрядов, а также ступени военно-спортивного комплекса4.
Организация и проведение смотров-конкурсов физической подготовки курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России является актуальной задачей.
Гипотеза исследования. Организация смотров-конкурсов по физической подготовке среди курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России позволит повысить качество служебно-боевой подготовленности выпускников.
Цель исследования. Разработать педагогическую технологию автоматизированного учета и анализа физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.
Результаты исследования.
Организационно-методические основы
смотров-конкурсов по физической подготовке
Для стимулирования курсантов к совершенствованию физических качеств зачеты и экзамен по физической подготовке предлагается проводить, используя соревновательную форму - смотр-конкурс. Смотр-конкурс по физической подготовке целесообразно проводить в течение одного дня. Итоги смотра-конкурса необходимо подводить в индивидуальном зачете (отдельно среди курсантов мужского и женского пола), среди учебных групп, среди курсов, среди высших учебных заведений МВД России. Во всех вузах МВД России смотр-конкурс по физической подготовке необходимо проводить в одни сроки - в конце учебного года (июнь-июль).
В смотре-конкурсе по физической подготовке вузов МВД России, на наш взгляд, должны принимать участие 100% курсантов каждого курса (года обучения), за исключением отсутствующих по уважительным причинам на момент проведения смотра-конкурса, а не 50%, как это определено в отношении образовательных учреждений приказом МВД России от 15 мая 2001 г. № 510.
С целью повышения объективности судейства межвузовского смотра-конкурса физической подготовки курсантов, председателями судейской коллегии целесообразно назначать начальников соответствующих кафедр других вузов МВД России. Кандидат педагогических наук, доцент А. Ахматгатин (Восточно-Сибирский институт МВД России) предложил формировать судейскую коллегию следующим образом:
- председатель судейской коллегии - начальник кафедры физической подготовки из другого вуза МВД России;
- заместитель председателя судейской коллегии -начальник кафедры физической подготовки вуза, в котором проходит смотр-конкурс;
- судьи - 2-3 сотрудника кафедр физической подготовки других вузов МВД России и сотрудники кафедры физической подготовки вуза, в котором проводится смотр-конкурс.
Такой способ организации смотров-конкурсов позволит на плановой основе обеспечить повышение ква-
лификации профессорско-преподавательского состава и повысить академическую мобильность преподавателей вузов МВД России, которая провозглашена Болонской декларацией как необходимое условие интеграции образования (в рамках системы высшего профессионального образования МВД России).
Командировки профессорско-преподавательского состава для организации и проведения смотров-конкурсов целесообразно планировать как прохождение кратковременной стажировки.
Для организации смотра-конкурса по физической подготовке курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России, а также для командирования начальников кафедр и преподавателей в другие вузы необходимо ежегодно издавать распоряжение министра
о проведении смотра-конкурса по физической подготовке среди курсантов, учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД России и повышении квалификации преподавателей.
Программно-нормативные основы смотров-конкурсов по физической подготовке
Известно положение о том, что чем более дифференцированы шкалы, тем точнее оценивание двигательного теста. Так, в действующем НФП ОВД используется 4-балльная шкала, а в НФП-2009 (ВС) 100-балльная.
Анализ вариативности шкал оценивания двигательных тестов НФП-2009 (ВС) и НФП ОВД у сотрудников мужского пола и у сотрудников женского пола показал следующее.
У сотрудников мужского пола в двигательном тесте «подтягивание на перекладине» при оценивании по НФП ОВД результат выполнения составляет 25,0%, а по НФП-2009 (ВС) - 96,7%; в тесте «челночный бег 10 х 10 м» при оценивании по НФП ОВД составляет 7,0%, а по НФП-2009 (ВС) - 35,3%; в тесте «бег на 100 м» при оценивании по НФП-2009 (ВС) - 37,6%; в тесте «бег на 3 км» при оценивании по НФП ОВД составляет 7,7%, а по НФП-2009 (ВС) -47,8%.
У сотрудников женского пола в двигательном тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 мин» при оценивании по НФП-2009 (ВС) результат выполнения составляет 91,2%; в тесте «челночный бег 10 х 10 м» при оценивании по НФП ОВД он 11,1%, а по НФП-2009 (ВС) -22,2%; в тесте «бег на 100 м» при оценивании по НФП-2009 (ВС) результат составляет 29,8%; в тесте «бег на 1 км» при оценивании по НФП ОВД - 12,7%, а по НФП-2009 (ВС) -42,1%.
Анализ шкал НФП ОВД и НФП-2009 (ВС) позволил сделать вывод о том, что результаты выполнения упражнений курсантами высших учебных заведений МВД России целесообразно оценивать по таблицам начисления баллов НФП-
2009 (ВС). В НФП для полицейских необходимо переработать шкалы оценки, сделав их 100-балльными.
Сравнение пороговых значений результатов в двигательных тестах для курсантов 1-5 курсов (НФП-2009 (ВС)) и показателей на оценку «удовлетворительно» в двигательных тестах для сотрудников органов внутренних дел первой возрастной группы (НФП ОВД) позволило сде-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)
17
лать вывод о целесообразности использования пороговых значений в двигательных тестах при оценке физической подготовленности сотрудников (табл. 1).
Проведенное нами сравнение динамики результатов тестирования физических качеств лиц мужского пола по 100-балльной шкале НФП-2009 (ВС) показало, что на уровне 50 баллов оценки по двигательным тестам соответствуют оценкам «удовлетворительно» НФП ОВД (рис.).
Подтверждением целесообразности использования шкал НФП-2009 (ВС) является исторический опыт. Так, принцип начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации следует квалификационной системе, действовавшей в СССР, комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО), проверенной десятилетиями.
Первый проект комплекса ГТО появился в 1927 г. -в журнале «Известия физической культуры» был опубликован проект Положения об испытаниях на звание «Физкультурник». Комплекс ГТО претерпевал неоднократные изменения (в 1932, 1934, 1939, 1946, 1955, 1959, 1972, 1985 гг.) в зависимости от стоящих перед страной задач5. Радикальным изменениям всесоюзный комплекс ГТО был подвергнут в 1972 г.6 Комплекс ГТО являлся
уникальной по своему основному принципу квалификационной многоборной системой, охватывающей обширный контингент людей по возрасту.
Проверенная десятилетиями высокая эффективность комплекса ГТО в управлении физическим воспитанием населения России заставила вспомнить о комплексе ГТО руководителей Министерства обороны, РОСТО -ДОСААФ России, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации7. Возрожденный комплекс был назван Готов к труду и защите Отечества (ГТЗО-2008). Ученые проверили эффективность комплекса ГТЗО-2008. Экспериментальные исследования, проведенные в 11 регионах России, позволили выработать предложения по совершенствованию этого комплекса8.
Целью физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России является обучение упражнениям, приемам и действиям, обеспечивающим выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Эффективное выполнение сотрудниками приемов и действий при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач обеспечивается основными физическими качествами человека. К таким основным физи-
Таблица 1
Сравнение пороговых значений результатов в двигательных тестах для курсантов 1-5 курсов (НФП-2009 (ВС)) и результатов двигательных тестов на оценку «удовлетворительно» для сотрудников ОВД первой возрастной
группы НФП ОВД
Тест Подтягивание Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 мин Челночный бег 10 х 10 м Бег на 100 м Бег на 3 км
Пороговые значения дня курсов и оценка «удовл.» по НФП-96 ОВД
М Ж М Ж М Ж М Ж
1 курс 4 5 28,8 36,5 15,4 19,6 14,50 5,20
2 курс 5 6 28,4 36,3 15,2 19,2 14,30 5,10
3-5 курс 6 7 27,8 35,9 14,8 18,7 13,58 5,03
Удовл. 12 - 27,0 36,0 - - 13,00 4,35
баллы
Рис. 1. Динамика 100-балльных шкал при оценке физических качеств сотрудников мужского пола 18 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)
ческим качествам относятся выносливость, сила, быстрота и ловкость.
Оптимальным количеством контрольных физических упражнений для оценки подготовленности курсантов являются следующие: физические упражнения, которые выполняются, как правило, в течение одного дня. В следующей последовательности оцениваются упражнения: на ловкость (челночный бег 10 х 10 м), на быстроту (бег на 100 м), силовые упражнения (подтягивание на перекладине (мужчины) и сгибание-разгибание рук в упоре лежа (женщины)), приемы рукопашного боя, упражнения на выносливость (бег на 3 км (мужчины) и бег на 1 км (женщины)). Оценка физической подготовленности курсантов осуществляется дифференцированно - по годам (курсам) обучения (табл. 2).
На основе автоматизированной системы учета и анализа физической подготовленности курсантов с использованием распространенного программного продукта Microsoft Excel нами разработана компьютерная программа по обработке базы данных.
Эта программа позволяет обрабатывать массивы данных до 1 млн сотрудников, что в полной мере обеспечивает выполнение задач, стоящих как перед образовательными учреждениями МВД России, так и перед практическими органами.
Особенности заполнения базы данных:
- название вуза (столбец B), учебной группы (столбец D) надо заполнять единообразно (копировать) для того, чтобы фильтр правильно выполнял поставленную исследователем задачу;
- если у курсанта неверно указан год обучения, то в колонке «оценка» отображается «???год»;
- если у курсанта слишком высокий результат, то вместо баллов и оценки отображается «#Н/Д»;
- для того чтобы не было сбоев программы при дополнении данных (строк) на листе «БАЗА» результаты оценивания (статистика по выборке) вынесены на отдельный лист «ВЫБОРКА».
В разработанной нами программе предусмотрено размещение информации до 2 тыс. чел. Максимально возможное количество тестируемых -1 млн.
При помощи опции «фильтр» (расположен в строке 10) производится формирование выборки, интересующей педагога-исследователя. Фильтр позволяет сделать выборку по следующим критериям - вуз (столбец B), год обучения (столбец C), учебная группа (столбец D).
При необходимости изучения физической подготовленности курсантов одного пола используется фильтр «пол» (столбец F).
Выборка может содержать информацию о физической подготовленности курсанта за весь период его обучения в вузе. При необходимости изучения динамики физической подготовленности отдельного курсанта за период его обучения в вузе используется фильтр «фамилия и инициалы курсанта» (столбец Е).
В строке 4 исследователь самостоятельно вписывает интересующие его параметры выборки, которые он задает при помощи фильтра.
Результаты расчетов по выборке представляются на отдельном листе - «ВЫБОРКА.
На листе «ВЫ1БОРКА» представлены данные по выборке - «проверено чел., кол-во» (ячейка В11); среднее, минимальное и максимальное значение результатов тестирования, выраженных в абсолютных значениях и в баллах; средняя оценка по тесту; среднее, минимальное и максимальное значение результатов тестирования по всем тестам, выраженных в баллах (ячейка В11); средняя оценка по всем четырем тестам (ячейка О11); сумма баллов выборки (ячейка О14).
Интегральной оценкой физической подготовленности курсантов является среднее значение баллов, набранных в 4 упражнениях - двигательных тестах. Курсанты, учебные группы, курсы и высшие учебные заведения МВД России при подведении итогов сравниваются по среднему баллу. Точность расчетов - тысячные доли балла.
Массив выборки, который сформирован педагогом-исследователем на листе «БАЗА», копируется и переносится на лист «ВЫБОРКА» (вставляется в ячейку С31). Компьютерная программа автоматически проводит расчеты результатов оценки подразделения по форме действующего приказа МВД России от 15 мая 2001 г.№ 510. Рассчитываются следующие параметры проверки физической подготовленности подразделения (курса): количество проверенных (в %), количество оценок 5, 4, 3, 2; количество оценок 5 и 4; процент выполнения; оценка подразделения (курса образовательного учреждения).
Листы «шкалы М» и «шкалы Ж» являются вспомогательными и содержат шкалы оценивания результатов тестирования курсантов мужского и женского пола. Лист «Таблица оценок» также является вспомогательным листом и содержит: таблицу оценки физической подготовленности курсантов по сумме баллов в трех, четырех и пяти упражнениях; таблицу оценки результата выполнения отдельного теста.
База данных позволять формировать большое количество выборок (итоговых протоколов), а также изучать
Таблица 2
Примерные шкалы для оценки физической подготовленности курсантов
Шкапы оценки (по сумме тестов/по одному тесту)
Курсы В трех В четырех В пяти
упражнениях упражнениях упражнениях
5 4 3 5 4 3 5 4 3
1 170/57 150/50 120/40 230/58 200/50 170/43 280/5 б 250/50 220/44
2 190/б3 170/57 120/40 250/63 230/58 170/43 310/б2 270/54 220/44
3-5 210/70 190/бЗ 150/50 280/70 250/63 200/50 350/70 310/б2 250/50
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)
1Q
индивидуальную динамику физической подготовленности отдельного курсанта за период его обучения в вузе (табл. 3).
В настоящее время разработанная нами база данных проходит апробацию в вузах МВД России. После апробирования базы данных целесообразно организовать проведение смотра-конкурса физической подготовки курсантов и слушателей всех вузов МВД России. По ито-
гам смотра-конкурса вузов МВД России необходимо издавать распоряжение министра «Об итогах смотра-конкурса по физической подготовке среди курсантов, учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД
России в 20 году». Правами министра целесообразно
награждать победителей и призеров среди курсантов (отдельно, мужского и женского пола), учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД России.
Таблица 3
Виды и количество итоговых протоколов (выборок)
Категории тестируемых Кол-во протоколов по четырем тестам Кол-во протоколов по каждому тесту Всего по вузу
Курсанты мужского пола, 1-5 курс 5 20 25
Курсанты женского пола, 1-5 курс 5 20 25
Учебные группы на каждом курсе По количеству групп По количеству групп
Учебные группы всех курсов 5 20 25
Курсы 1-5 5 20 25
Курсант (за период обучения) До 5 До 5 10
1 Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 29 июля 199б г. М 412. URL: http://infopravo.by.ru/ fed1996/ch04/akt16024.shtm (дата обращения: 30.10.2010) ; О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказомМВД России от 29 июля 1996 г. М 412 [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 15 мая 2001 г. М 510. URL: http://infopravo.by.ru/fed2001/ch05/akt19393.shtm (дата обращения: 30.10.2010).
2 Астафьев Н. В., Кузнецов А. Ф. Oрганизационно-методи-ческие и правовые основы создания в высших учебных заведениях МВД России спортивных клубов // Право и образование. 2010. М 10.
3 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. М 1101-р. URL: http://minstm.gov.ru/documents/ xPages/item.670.html (дата обращения: 29.01.2011).
4 URL: http://vifk-spb.narod.ru/newtech.html (дата обращения: 09.01.2011).
5 Пугачев В. Ф. Oт значка ГТО к высотам мастерства. М., 1986. 96 с.
6 О введении нового всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. М 61. URL: http://russiansport.narod.ru/files/ norms_gto.html (дата обращения: 17.10.2010).
7 Министерство обороны предлагает возродить школьный комплекс ГТО. URL: http://sportcom.ru/portal/2005/06/10/ 2928.htm (дата обращения: 01.01.2011) ; ДОСААФ России готово вернуть под свое «крыло» нормы ГТО. URL: http:// sportprimorye.ru/russia_sport/3349-dosaaf-rossii-gotovo-vernut-pod-svoe-krylo-normy-gto.html (дата обращения: 01.01.2011) ; Возрождение массового физкультурного движения по сдаче норм ГТО. URL: http://www.lt1.ru/news119803.html (дата обращения: 01.01.2011) ; Возвращение к ГТО. URL: http:// www.interfaxrussia.ru/Povoljie/view.asp?id=145764 (дата обращения: 01.01.2011) ; Мутко поддержал идею возрождения в школах Свердловской области физкультурного комплексаГТО. URL: http://www.lenty66.ru/news/2010/02/04/3810/ (дата обра-
щения: 01.01.2011) ; К труду готов! А к обороне? URL: http:// detsport.ru/k-trudu-gotov-a-k-oborone/#more-7646 (дата обращения: 01.01.2011).
8 Кабачков В. А., Петров В. К., Перова Е. И., Евстрато-ва Т. В. Комплекс ГТО в XXI веке. O^Hra физической подготовленности учашцхся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Oтечества» в 2008-
2010 гг. // Вестник спортивной науки. 2010. М 2. С. 47-51.
УДК 159.95
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СОГЛАСОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
А. Ф. Кузнецов, В. Г. Лупырь, С. В. Чичин
В статье рассматривается служебно-боевая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, представляются организационные и методические основы для согласованного подхода к проведению всех ее форм, излагается авторская концепция служебно-боевой подготовки курсантов и слушателей.
Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, курсанты образовательных учреждений МВД России, комплексные занятия, учения, конкурс профессионального мастерства.
В образовательных учреждениях МВД России служебно-боевая подготовка курсантов и слушателей занимает особое место. Она одновременно является и предметом обучения, составляя комплексную учебную дисциплину, включающую физическую, тактико-специальную и огневую подготовку; и обязательным элементом повседневной жизни, обеспечивающим решение возложенных на вуз задач правоохранительной деятельности по месту дислокации; и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, средством
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2G11, № 3(46)