Научная статья на тему 'Проведение смотра-конкурса физической подготовленности с помощью компьютерной программы'

Проведение смотра-конкурса физической подготовленности с помощью компьютерной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / Смотр-конкурс / автоматизированная система учета и анализа / Physical training / review-contest / the computerized system of registration and analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Сафонов Дмитрий Евгеньевич

В статье представлена автоматизированная система учета (контроля) и анализа физической подготовленности курсантов и примеры работы с базой данных при решении конкретных педагогических задач. Это обеспечивает выполнение задач, стоящих как перед образовательными учреждениями МВД России, так и перед практическими органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьев Николай Вениаминович, Сафонов Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors present the computerized system of registration (control) and analysis of cadets' physical proficiency and examples of work with the database while doing specific pedagogical tasks. This enables educational institutions of the MVD of Russia and law enforcement agencies to perform their tasks.

Текст научной работы на тему «Проведение смотра-конкурса физической подготовленности с помощью компьютерной программы»

Пспхоаого-

педагогпческпе аспекты

профессиональной

подготовки

УДК 159.94

ПРОВЕДЕНИЕ СМОТРА-КОНКУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Н. В. Астафьев, Д. Е. Сафонов

В статье представлена автоматизированная система учета (контроля) и анализа физической подготовленности курсантов и примеры работы с базой данных при решении конкретных педагогических задач. Это обеспечивает выполнение задач, стоящих как перед образовательными учреждениями МВД России, так и перед практическими органами.

Ключевые слова: физическая подготовка; смотр-конкурс; автоматизированная система учета и анализа.

Проблема исследования. Основной формой профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России являются занятия по учебной дисциплине «Физическая подготовка». Требования к физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел регламентируются приказами МВД России1. В соответствии с приказами и примерной программой по учебной дисциплине «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России аттестация физической подготовленности курсантов предусмотрена в каждом семестре. Она проводится по расписанию занятий в учебных группах и имеет как итоговую форму - экзамен, так и промежуточные формы -зачеты.

При сдаче зачета по физической подготовке курсанты, как правило, ставят перед собой задачу выполнить упражнения по минимальному нормативу - на оценку «удовлетворительно» в соответствии с 4-балльной шкалой (отлично - хорошо -удовлетворительно - неудовлетворительно).

На наш взгляд, действующая система оценки (4-балльная шкала) недостаточно дифференцирована, поэтому при сдаче курсантами нормативов по физической подготовке отсутствует элемент состязательности. Это обстоятельство не стимулирует курсантов вузов МВД России к совершенствованию физических упражнений, приемов. Проблемой исследования является отсутствие в учебно-воспитательном процессе вузов МВД России таких организационных форм физической подготовки курсантов, которые обеспечили бы состязательность.

Актуальность исследования. При изучении организационно-методических и правовых основ создания в высших учебных заведениях МВД России спортивных клубов нами были проведены расчеты, которые показали, что в систему спортивной подготовки ежегодно вовлекаются в среднем от 200 до 240 курсантов2. Для вузов МВД России эта величина составляет от 10 до 40% от списочного состава курсантов и слушателей.

Отвлечение курсантов, слушателей и преподавателей от учебного процесса приводит к нарушению организации преподавания учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка», а в отдельных случаях и к нарушению методики обучения. Сложившееся положение необходимо исправлять. Следует повысить роль учебной формы занятий по сравнению с дополнительными формами - занятиями в спортивных секциях. При этом нужно уменьшить количество видов спорта в Спартакиаде вузов МВД России до четырех профессионально-прикладных: рукопашный бой (без первого тура), стрельба из боевого оружия, служебное двоеборье (летнее и зимнее), преодоление служебно-прикладной полосы препятствий. Другие виды спорта целесообразно развивать в ОГО ВФСО «Динамо».

Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»3. В целевых показателях ее реализации, которые касаются вузов МВД России и органов внутренних дел, предусмотрено следующее:

- увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения: в 2008 г. -15,9%; в 2015 г. - 30,0; в 2020 г. - 40,0%;

- увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов: в 2008 г. - 34,5%; в 2015 г. - 60,0; в 2020 г. - 80,0%.

Для повышения роли учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах МВД России целесообразно организовать и проводить смотры-конкурсы физической подготовки курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России. Смотры-конкурсы педагогически обоснованны и имеют реальные перспективы.

В военных вузах Министерства обороны эта проблема решается в большем объеме - ежегодно проводится

16

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)

смотр-конкурс физкультурно-спортивной работы, при котором учитываются не только физическая подготовленность курсантов, но и наличие спортивных разрядов, а также ступени военно-спортивного комплекса4.

Организация и проведение смотров-конкурсов физической подготовки курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России является актуальной задачей.

Гипотеза исследования. Организация смотров-конкурсов по физической подготовке среди курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России позволит повысить качество служебно-боевой подготовленности выпускников.

Цель исследования. Разработать педагогическую технологию автоматизированного учета и анализа физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.

Результаты исследования.

Организационно-методические основы

смотров-конкурсов по физической подготовке

Для стимулирования курсантов к совершенствованию физических качеств зачеты и экзамен по физической подготовке предлагается проводить, используя соревновательную форму - смотр-конкурс. Смотр-конкурс по физической подготовке целесообразно проводить в течение одного дня. Итоги смотра-конкурса необходимо подводить в индивидуальном зачете (отдельно среди курсантов мужского и женского пола), среди учебных групп, среди курсов, среди высших учебных заведений МВД России. Во всех вузах МВД России смотр-конкурс по физической подготовке необходимо проводить в одни сроки - в конце учебного года (июнь-июль).

В смотре-конкурсе по физической подготовке вузов МВД России, на наш взгляд, должны принимать участие 100% курсантов каждого курса (года обучения), за исключением отсутствующих по уважительным причинам на момент проведения смотра-конкурса, а не 50%, как это определено в отношении образовательных учреждений приказом МВД России от 15 мая 2001 г. № 510.

С целью повышения объективности судейства межвузовского смотра-конкурса физической подготовки курсантов, председателями судейской коллегии целесообразно назначать начальников соответствующих кафедр других вузов МВД России. Кандидат педагогических наук, доцент А. Ахматгатин (Восточно-Сибирский институт МВД России) предложил формировать судейскую коллегию следующим образом:

- председатель судейской коллегии - начальник кафедры физической подготовки из другого вуза МВД России;

- заместитель председателя судейской коллегии -начальник кафедры физической подготовки вуза, в котором проходит смотр-конкурс;

- судьи - 2-3 сотрудника кафедр физической подготовки других вузов МВД России и сотрудники кафедры физической подготовки вуза, в котором проводится смотр-конкурс.

Такой способ организации смотров-конкурсов позволит на плановой основе обеспечить повышение ква-

лификации профессорско-преподавательского состава и повысить академическую мобильность преподавателей вузов МВД России, которая провозглашена Болонской декларацией как необходимое условие интеграции образования (в рамках системы высшего профессионального образования МВД России).

Командировки профессорско-преподавательского состава для организации и проведения смотров-конкурсов целесообразно планировать как прохождение кратковременной стажировки.

Для организации смотра-конкурса по физической подготовке курсантов, учебных групп, курсов и высших учебных заведений МВД России, а также для командирования начальников кафедр и преподавателей в другие вузы необходимо ежегодно издавать распоряжение министра

о проведении смотра-конкурса по физической подготовке среди курсантов, учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД России и повышении квалификации преподавателей.

Программно-нормативные основы смотров-конкурсов по физической подготовке

Известно положение о том, что чем более дифференцированы шкалы, тем точнее оценивание двигательного теста. Так, в действующем НФП ОВД используется 4-балльная шкала, а в НФП-2009 (ВС) 100-балльная.

Анализ вариативности шкал оценивания двигательных тестов НФП-2009 (ВС) и НФП ОВД у сотрудников мужского пола и у сотрудников женского пола показал следующее.

У сотрудников мужского пола в двигательном тесте «подтягивание на перекладине» при оценивании по НФП ОВД результат выполнения составляет 25,0%, а по НФП-2009 (ВС) - 96,7%; в тесте «челночный бег 10 х 10 м» при оценивании по НФП ОВД составляет 7,0%, а по НФП-2009 (ВС) - 35,3%; в тесте «бег на 100 м» при оценивании по НФП-2009 (ВС) - 37,6%; в тесте «бег на 3 км» при оценивании по НФП ОВД составляет 7,7%, а по НФП-2009 (ВС) -47,8%.

У сотрудников женского пола в двигательном тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 мин» при оценивании по НФП-2009 (ВС) результат выполнения составляет 91,2%; в тесте «челночный бег 10 х 10 м» при оценивании по НФП ОВД он 11,1%, а по НФП-2009 (ВС) -22,2%; в тесте «бег на 100 м» при оценивании по НФП-2009 (ВС) результат составляет 29,8%; в тесте «бег на 1 км» при оценивании по НФП ОВД - 12,7%, а по НФП-2009 (ВС) -42,1%.

Анализ шкал НФП ОВД и НФП-2009 (ВС) позволил сделать вывод о том, что результаты выполнения упражнений курсантами высших учебных заведений МВД России целесообразно оценивать по таблицам начисления баллов НФП-

2009 (ВС). В НФП для полицейских необходимо переработать шкалы оценки, сделав их 100-балльными.

Сравнение пороговых значений результатов в двигательных тестах для курсантов 1-5 курсов (НФП-2009 (ВС)) и показателей на оценку «удовлетворительно» в двигательных тестах для сотрудников органов внутренних дел первой возрастной группы (НФП ОВД) позволило сде-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)

17

лать вывод о целесообразности использования пороговых значений в двигательных тестах при оценке физической подготовленности сотрудников (табл. 1).

Проведенное нами сравнение динамики результатов тестирования физических качеств лиц мужского пола по 100-балльной шкале НФП-2009 (ВС) показало, что на уровне 50 баллов оценки по двигательным тестам соответствуют оценкам «удовлетворительно» НФП ОВД (рис.).

Подтверждением целесообразности использования шкал НФП-2009 (ВС) является исторический опыт. Так, принцип начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации следует квалификационной системе, действовавшей в СССР, комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО), проверенной десятилетиями.

Первый проект комплекса ГТО появился в 1927 г. -в журнале «Известия физической культуры» был опубликован проект Положения об испытаниях на звание «Физкультурник». Комплекс ГТО претерпевал неоднократные изменения (в 1932, 1934, 1939, 1946, 1955, 1959, 1972, 1985 гг.) в зависимости от стоящих перед страной задач5. Радикальным изменениям всесоюзный комплекс ГТО был подвергнут в 1972 г.6 Комплекс ГТО являлся

уникальной по своему основному принципу квалификационной многоборной системой, охватывающей обширный контингент людей по возрасту.

Проверенная десятилетиями высокая эффективность комплекса ГТО в управлении физическим воспитанием населения России заставила вспомнить о комплексе ГТО руководителей Министерства обороны, РОСТО -ДОСААФ России, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации7. Возрожденный комплекс был назван Готов к труду и защите Отечества (ГТЗО-2008). Ученые проверили эффективность комплекса ГТЗО-2008. Экспериментальные исследования, проведенные в 11 регионах России, позволили выработать предложения по совершенствованию этого комплекса8.

Целью физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России является обучение упражнениям, приемам и действиям, обеспечивающим выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Эффективное выполнение сотрудниками приемов и действий при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач обеспечивается основными физическими качествами человека. К таким основным физи-

Таблица 1

Сравнение пороговых значений результатов в двигательных тестах для курсантов 1-5 курсов (НФП-2009 (ВС)) и результатов двигательных тестов на оценку «удовлетворительно» для сотрудников ОВД первой возрастной

группы НФП ОВД

Тест Подтягивание Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 мин Челночный бег 10 х 10 м Бег на 100 м Бег на 3 км

Пороговые значения дня курсов и оценка «удовл.» по НФП-96 ОВД

М Ж М Ж М Ж М Ж

1 курс 4 5 28,8 36,5 15,4 19,6 14,50 5,20

2 курс 5 6 28,4 36,3 15,2 19,2 14,30 5,10

3-5 курс 6 7 27,8 35,9 14,8 18,7 13,58 5,03

Удовл. 12 - 27,0 36,0 - - 13,00 4,35

баллы

Рис. 1. Динамика 100-балльных шкал при оценке физических качеств сотрудников мужского пола 18 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)

ческим качествам относятся выносливость, сила, быстрота и ловкость.

Оптимальным количеством контрольных физических упражнений для оценки подготовленности курсантов являются следующие: физические упражнения, которые выполняются, как правило, в течение одного дня. В следующей последовательности оцениваются упражнения: на ловкость (челночный бег 10 х 10 м), на быстроту (бег на 100 м), силовые упражнения (подтягивание на перекладине (мужчины) и сгибание-разгибание рук в упоре лежа (женщины)), приемы рукопашного боя, упражнения на выносливость (бег на 3 км (мужчины) и бег на 1 км (женщины)). Оценка физической подготовленности курсантов осуществляется дифференцированно - по годам (курсам) обучения (табл. 2).

На основе автоматизированной системы учета и анализа физической подготовленности курсантов с использованием распространенного программного продукта Microsoft Excel нами разработана компьютерная программа по обработке базы данных.

Эта программа позволяет обрабатывать массивы данных до 1 млн сотрудников, что в полной мере обеспечивает выполнение задач, стоящих как перед образовательными учреждениями МВД России, так и перед практическими органами.

Особенности заполнения базы данных:

- название вуза (столбец B), учебной группы (столбец D) надо заполнять единообразно (копировать) для того, чтобы фильтр правильно выполнял поставленную исследователем задачу;

- если у курсанта неверно указан год обучения, то в колонке «оценка» отображается «???год»;

- если у курсанта слишком высокий результат, то вместо баллов и оценки отображается «#Н/Д»;

- для того чтобы не было сбоев программы при дополнении данных (строк) на листе «БАЗА» результаты оценивания (статистика по выборке) вынесены на отдельный лист «ВЫБОРКА».

В разработанной нами программе предусмотрено размещение информации до 2 тыс. чел. Максимально возможное количество тестируемых -1 млн.

При помощи опции «фильтр» (расположен в строке 10) производится формирование выборки, интересующей педагога-исследователя. Фильтр позволяет сделать выборку по следующим критериям - вуз (столбец B), год обучения (столбец C), учебная группа (столбец D).

При необходимости изучения физической подготовленности курсантов одного пола используется фильтр «пол» (столбец F).

Выборка может содержать информацию о физической подготовленности курсанта за весь период его обучения в вузе. При необходимости изучения динамики физической подготовленности отдельного курсанта за период его обучения в вузе используется фильтр «фамилия и инициалы курсанта» (столбец Е).

В строке 4 исследователь самостоятельно вписывает интересующие его параметры выборки, которые он задает при помощи фильтра.

Результаты расчетов по выборке представляются на отдельном листе - «ВЫБОРКА.

На листе «ВЫ1БОРКА» представлены данные по выборке - «проверено чел., кол-во» (ячейка В11); среднее, минимальное и максимальное значение результатов тестирования, выраженных в абсолютных значениях и в баллах; средняя оценка по тесту; среднее, минимальное и максимальное значение результатов тестирования по всем тестам, выраженных в баллах (ячейка В11); средняя оценка по всем четырем тестам (ячейка О11); сумма баллов выборки (ячейка О14).

Интегральной оценкой физической подготовленности курсантов является среднее значение баллов, набранных в 4 упражнениях - двигательных тестах. Курсанты, учебные группы, курсы и высшие учебные заведения МВД России при подведении итогов сравниваются по среднему баллу. Точность расчетов - тысячные доли балла.

Массив выборки, который сформирован педагогом-исследователем на листе «БАЗА», копируется и переносится на лист «ВЫБОРКА» (вставляется в ячейку С31). Компьютерная программа автоматически проводит расчеты результатов оценки подразделения по форме действующего приказа МВД России от 15 мая 2001 г.№ 510. Рассчитываются следующие параметры проверки физической подготовленности подразделения (курса): количество проверенных (в %), количество оценок 5, 4, 3, 2; количество оценок 5 и 4; процент выполнения; оценка подразделения (курса образовательного учреждения).

Листы «шкалы М» и «шкалы Ж» являются вспомогательными и содержат шкалы оценивания результатов тестирования курсантов мужского и женского пола. Лист «Таблица оценок» также является вспомогательным листом и содержит: таблицу оценки физической подготовленности курсантов по сумме баллов в трех, четырех и пяти упражнениях; таблицу оценки результата выполнения отдельного теста.

База данных позволять формировать большое количество выборок (итоговых протоколов), а также изучать

Таблица 2

Примерные шкалы для оценки физической подготовленности курсантов

Шкапы оценки (по сумме тестов/по одному тесту)

Курсы В трех В четырех В пяти

упражнениях упражнениях упражнениях

5 4 3 5 4 3 5 4 3

1 170/57 150/50 120/40 230/58 200/50 170/43 280/5 б 250/50 220/44

2 190/б3 170/57 120/40 250/63 230/58 170/43 310/б2 270/54 220/44

3-5 210/70 190/бЗ 150/50 280/70 250/63 200/50 350/70 310/б2 250/50

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2011, № 3(46)

1Q

индивидуальную динамику физической подготовленности отдельного курсанта за период его обучения в вузе (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время разработанная нами база данных проходит апробацию в вузах МВД России. После апробирования базы данных целесообразно организовать проведение смотра-конкурса физической подготовки курсантов и слушателей всех вузов МВД России. По ито-

гам смотра-конкурса вузов МВД России необходимо издавать распоряжение министра «Об итогах смотра-конкурса по физической подготовке среди курсантов, учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД

России в 20 году». Правами министра целесообразно

награждать победителей и призеров среди курсантов (отдельно, мужского и женского пола), учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД России.

Таблица 3

Виды и количество итоговых протоколов (выборок)

Категории тестируемых Кол-во протоколов по четырем тестам Кол-во протоколов по каждому тесту Всего по вузу

Курсанты мужского пола, 1-5 курс 5 20 25

Курсанты женского пола, 1-5 курс 5 20 25

Учебные группы на каждом курсе По количеству групп По количеству групп

Учебные группы всех курсов 5 20 25

Курсы 1-5 5 20 25

Курсант (за период обучения) До 5 До 5 10

1 Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 29 июля 199б г. М 412. URL: http://infopravo.by.ru/ fed1996/ch04/akt16024.shtm (дата обращения: 30.10.2010) ; О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказомМВД России от 29 июля 1996 г. М 412 [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 15 мая 2001 г. М 510. URL: http://infopravo.by.ru/fed2001/ch05/akt19393.shtm (дата обращения: 30.10.2010).

2 Астафьев Н. В., Кузнецов А. Ф. Oрганизационно-методи-ческие и правовые основы создания в высших учебных заведениях МВД России спортивных клубов // Право и образование. 2010. М 10.

3 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. М 1101-р. URL: http://minstm.gov.ru/documents/ xPages/item.670.html (дата обращения: 29.01.2011).

4 URL: http://vifk-spb.narod.ru/newtech.html (дата обращения: 09.01.2011).

5 Пугачев В. Ф. Oт значка ГТО к высотам мастерства. М., 1986. 96 с.

6 О введении нового всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. М 61. URL: http://russiansport.narod.ru/files/ norms_gto.html (дата обращения: 17.10.2010).

7 Министерство обороны предлагает возродить школьный комплекс ГТО. URL: http://sportcom.ru/portal/2005/06/10/ 2928.htm (дата обращения: 01.01.2011) ; ДОСААФ России готово вернуть под свое «крыло» нормы ГТО. URL: http:// sportprimorye.ru/russia_sport/3349-dosaaf-rossii-gotovo-vernut-pod-svoe-krylo-normy-gto.html (дата обращения: 01.01.2011) ; Возрождение массового физкультурного движения по сдаче норм ГТО. URL: http://www.lt1.ru/news119803.html (дата обращения: 01.01.2011) ; Возвращение к ГТО. URL: http:// www.interfaxrussia.ru/Povoljie/view.asp?id=145764 (дата обращения: 01.01.2011) ; Мутко поддержал идею возрождения в школах Свердловской области физкультурного комплексаГТО. URL: http://www.lenty66.ru/news/2010/02/04/3810/ (дата обра-

щения: 01.01.2011) ; К труду готов! А к обороне? URL: http:// detsport.ru/k-trudu-gotov-a-k-oborone/#more-7646 (дата обращения: 01.01.2011).

8 Кабачков В. А., Петров В. К., Перова Е. И., Евстрато-ва Т. В. Комплекс ГТО в XXI веке. O^Hra физической подготовленности учашцхся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Oтечества» в 2008-

2010 гг. // Вестник спортивной науки. 2010. М 2. С. 47-51.

УДК 159.95

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СОГЛАСОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

А. Ф. Кузнецов, В. Г. Лупырь, С. В. Чичин

В статье рассматривается служебно-боевая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, представляются организационные и методические основы для согласованного подхода к проведению всех ее форм, излагается авторская концепция служебно-боевой подготовки курсантов и слушателей.

Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, курсанты образовательных учреждений МВД России, комплексные занятия, учения, конкурс профессионального мастерства.

В образовательных учреждениях МВД России служебно-боевая подготовка курсантов и слушателей занимает особое место. Она одновременно является и предметом обучения, составляя комплексную учебную дисциплину, включающую физическую, тактико-специальную и огневую подготовку; и обязательным элементом повседневной жизни, обеспечивающим решение возложенных на вуз задач правоохранительной деятельности по месту дислокации; и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, средством

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2G11, № 3(46)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.