ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
УДК 796.01 : 378 : 355.(Ш.4 : 004 : 42 И. Ю. ЛЕПЕШИНСКИЙ
П. А. СКРИПНИКОВ Н. В. АСТАФЬЕВ
Омский государственный технический университет
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ
АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
В качестве инструмента автоматизированной системы учета и анализа физической подготовленности студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, предлагается авторская компьютерная программа (база данных), выполненная на основе программного продукта Microsoft Excel. Программа позволяет изучать динамику физической подготовленности отдельных студентов за весь период обучения. В статье описаны примеры работы с базой данных при решении конкретных педагогических задач.
Ключевые слова: студент, офицер запаса, физическая подготовка, автоматизированная система учета и анализа.
Несмотря на заявления Д. А. Медведева о практическом завершении реформы в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) [1], говорить о ее полном завершении еще рано. Это всецело относится и к системе военного образования. В направлении реформирования военного образования Правительством РФ предпринят ряд шагов, который отражен в документах: Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров», постановление Правительства РФ «Об обучении граждан РФ по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и др. В соответствии с проводимой реформой существующей системы военного образования в Российской Федерации, распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 275-р на базе 37 гражданских высших учебных заведений созданы учебные военные центры (УВЦ) и на базе 68 вузов сохранены военные кафедры (факультеты военного обучения). УВЦ представляют из себя воинские учебные подразделения при гражданских вузах, предназначенные для подготовки кадровых офицеров, а военные кафедры — для подготовки офицеров запаса. Деятельность учебных военных центров и военных кафедр регламентирована совместным приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ [2].
Изучение вышеперечисленных документов показало, что в содержание программ подготовки студентов, обучающихся военным специальностям, не включена учебная дисциплина «Физическая подготовка». Основной формой военно-прикладной фи-
зической подготовки студентов являются занятия по учебной дисциплине «Физическая культура», дополнительной формой — занятия в спортивных секциях вуза. Кроме того, учебная дисциплина «Физическая культура» не предполагает формирование у студентов военно-прикладных двигательных навыков, перечень двигательных тестов, для оценки которых, определен действующим Наставлением по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации [3].
На освоение учебной дисциплины «Физическая культура» в соответствие с требованиями примерной учебной программы федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном общеобразовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения отведено 408 часов. Распределение учебной нагрузки по курсам и семестрам в различных вузах отличается. В некоторых вузах обязательными учебными занятиями по дисциплине «Физическая культура» охвачены студенты 1—4 курсов (4 часа в неделю на 1 — 2 курсах, по 2 часа в неделю на 3 — 4 курсах). В других — занятия по физическому воспитанию студентов проводятся на 1 — 3 курсах (по 4 часа в неделю).
Преподавание дисциплины «Физическая культура» для студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, осуществляют гражданские лица из числа профессорско-преподавательского состава соответствующей кафедры вуза. Эти преподаватели, как правило, не знакомы с требованиями к физической подготовленности военнослужащих.
К числу проблем физического воспитания студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, можно отнести то, что содержа-
ние учебной дисциплины «Физическая культура» не в полной мере соответствует требованиям военноприкладной физической подготовки военнослужащего:
— для оценки физической подготовленности студентов не всегда используются двигательные тесты и не выполняются требования, регламентированные Наставлением по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации;
— программа учебной дисциплины «Физическая культура» не предусматривает формирование у студентов «... организаторско-методических навыков и умений ... физической подготовки ... подчиненных».
При сдаче зачета по физической подготовке студенты вуза, как правило, ставят перед собой задачу — выполнить упражнения по минимальному нормативу — на оценку «удовлетворительно», по действующей четырехбальной шкале. При сдаче студентами нормативов по физической подготовке отсутствует элемент состязательности. Это обстоятельство не стимулирует студентов к занятиям физическими упражнениями.
Повысить значение учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, на наш взгляд, возможно посредством организации и проведения смотров-конкурсов физической подготовки. Смотры-конкурсы должны предусматривать состязания в следующих категориях — «студент», «учебный взвод», «курс». Смотры-конкурсы физкультурно-спортивной работы следует проводить в два этапа. Первый этап — вузовский (военная кафедра, факультет военного обучения, военный учебный центр), второй этап — межвузовский (всероссийский). Смотры-конкурсы физической подготовки могут быть реализованы только при использовании автоматизированной системы учета физической подготовленности студентов.
При проведении смотров-конкурсов физические упражнения целесообразно выполнять в течение одного дня, соблюдая следующую последовательность: упражнение на ловкость (челночный бег 10х10 м), упражнение на быстроту (бег на 100 м), упражнения на силовую выносливость (подтягивание на перекладине (мужчины) и сгибание-разгибание рук в упоре лежа (женщины)), упражнение на общую выносливость (бег на 3 км (мужчины) и бег на 1 км (женщины)). Упражнения для оценки общей выносливости и военно-прикладных навыков могут выполняться в разные дни.
Интегральной оценкой физической подготовленности студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, является среднее значение баллов, набранных в 4-х упражнениях — двигательных тестах. При подведении итогов студенты, учебные взводы, курсы и военные кафедры высших учебных заведений сравниваются по среднему баллу. Точность расчетов — тысячные доли балла.
Оценка физической подготовленности студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, осуществляется дифференцированно — по годам (курсам) обучения (табл. 1, 2).
Из представленных таблиц видно, что НФН-2009 предусматривает семибалльную шкалу оценки физической подготовленности военнослужащих, три из которых — оценочные (табл. 1), а четыре — стимулирующие военнослужащих по квалификационным уровням (табл. 2).
Автоматизированная система учета и анализа физической подготовленности студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, выполнена нами на основе широко распространенного программного продукта Microsoft Excel. База данных разработанной программы позволяет обрабатывать данные до 1 млн чел. (массивы размером 1 млн строк на 16 тыс. столбцов), что в пол-
Таблица 1
Таблица оценки физической подготовленности студентов
Категории студентов Пороговый уровень — min баллов в одном упражнении Оценка физической подготовленности (количество упражнений от 3 до 5)
В трех упражнениях В четырех упражнениях В пяти упражнениях
5 4 3 5 4 3 5 4 3
Студенты 1-го курса 26 170 150 120 230 200 170 280 250 220
Студенты 2-го курса 28 190 170 120 250 230 170 310 270 220
Студенты 3-го курса и старше 32 210 190 150 280 250 200 350 310 250
Таблица 2
Таблица оценки квалификации физической подготовленности студентов
Квалификационный уровень (в трех/четырех/пяти упражнениях)
Категории студентов Высший 1 2 3
уровень уровень уровень уровень
230 220 210 190
Студенты 2-го курса 290 280 270 250
340 330 320 310
250 240 230 210
Студенты 3-го курса 320 310 300 280
и старше 390 380 370 350
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
Рис. 1. Вид листа «БАЗА»
Рис. 2. Вид листа «ВЫБОРКА»
/СЬ \ ' Л • Оценк го НФП-09 [Режим сов естиыо ти] - Мі гоиЛЕхсе! 1 ° 1 @ МЫ
| Гл Вставк Ра метка сг Фор- улы Данные Рец нзировэ Вид ф - О X
И е >е йога - - V а’ •» * « Перемо =1 Общий И Н 14 р 1" Вставит £
“=■5 Ж. К іі • ІП5ТД. т* >11* Объеди итьипо ыестить центре щ % 00 11*4 фоь а™ениеЛТтУ67«в •ато Сти И Удалить с°е™ ка
! Б/фер обме Шрифт г.
В8 Г, I ЕД. «8»./ *
2 МУЖЧИНЫ - таблицы начисления баллов а выполнение упражнений по фшпческоп подготовке *
3 Примеч ине-пр едставле иные ВТ аблние ормагнв еоотве гствмот одежды
■ пражн пня № Ш
6 4 5 6 7 9 10 16 15 21 22 52 40 41
™ пцмклад ацюоро дарении ==: >тю*ека іутакшш ТШЇЧОЕ —
я Ед ту Ед пи. Ея ш Едим Ед <311 Едки. Ед им. «к Шм Ед»
І--5Т СІ Сол-юра! - ! •. -."ол-ю р=1 : - :: :і- баллы <ос-іо рг: 70 «г 70 а ■
10 1р=36 1р=26 1р=36 1р=36 1р=26 1*=2б ІР=16 1м =16 0,1=36 0,1=26
11 145 1 6 51 145 47 145 30 130 <5 130 69 115 90 1э 70 4> 6.1 30 10.3 11
12 142 2 16 5 С 142 46 142 29 128 64 128 бв 114 89 14 69 42 5.: 23 10.4 ::
1І 139 3 22 49 139 45 139 28 126 63 126 67 88 68 39 6.; 26 10.5 ::
и 136 4 16 48 136 44 136 Г 124 62 124 66 ::: 37 12 67 36 6.4 24 10.6 ::
15 133 5 30 47 133 :: 133 26 122 61 122 65 ::: 86 :: 66 33 6.5 22 ::
1А 130 б 34 46 130 42 130 25 120 60 120 64 110 35 10 65 ад 5.5 7.0 " • П
17 127 7 33 45 127 41 127 24 118 ИЗ 63 109 84 09 64 27 6.7 18 10.9 !С
18 124 3 42 44 124 40 124 23 116 116 62 108 83 № 63 24 ад 16 11,0 !С
19 121 9 46 43 121 39 121 22 114 57 114 61 107 82 0/ 62 21 6.9 14 11.1 !С
20 иг 10 50 42 11Э 33 118 21 112 112 60 106 81 06 61 18 7,0 12 їй 1С
21 115 11 54 41 115 5' !!5 :: 110 55 110 59 105 80 ІЙ '.Г' 7.1 10 ::.з :с
22 112 :: 53 40 112 36 112 108 54 103 58 104 79 04 59 12 08
2Ї 109 13 62 39 109 35 109 18 106 53 106 57 103 78 из 5Й 39 7.3 06
24 106 н 66 38 106 34 106 :' 104 52 104 56 102 77 0І 57 06 7.4 04 И.6 ■:
?Л 103 15 70 37 103 33 103 16 102 51 102 55 101 76 111 56 « 7,5 1». !С
26 100 16 72 36 100 32 100 100 100 54 100 100 70 65 75 22 30 00 55 30 7.6 00 11.8
27 99 17 74 99 31 99 49 99 53 99 74 99 99 54 99 99 *г
244
Рис. 3. Вид листа «шкалы М»
Условия оценки физической подготовленности подразделения
Оценка подразделению Представлено к проверке личного состава от списка, в % Получено положительных оценок, в % Из них оценок «отлично», в % Из них оценок «отлично» и «хорошо», в %
«Отлично» 80 90 50 —
«Хорошо» 75 80 — 50
«Удовлетворительно» 70 70 — —
ной мере обеспечивает выполнение поставленных задач.
На листе «БАЗА» (рис. 1) размещаются данные результатов тестирования физической подготовленности всех студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса.
Особенности заполнения базы данных:
— название вуза (столбец В), учебной группы (столбец D) надо заполнять единообразно (копировать) для того, чтобы можно было в дальнейшем безошибочно пользоваться опцией «фильтр» при формировании интересующей выборки;
— если год обучения указан неверно, то в колонке «оценка» отображается «??? год»;
— если указан чрезмерно высокий результат в двигательном тесте, то вместо баллов и оценки отображается «#Н/Д»;
—для того чтобы не было сбоев в работе программы при дополнении данных (строк) на листе «БАЗА», результаты расчетов (статистика по выборке) вынесены на отдельный лист «ВЫБОРКА».
В разработанной нами рабочей версии компьютерной программы предусмотрено размещение информации до 2000 чел. При необходимости, количество размещаемой информации о тестируемых студентах может быть увеличено до 1 млн чел.
Формирование выборки, которая интересует пе-дагога-исследователя, осуществляется при помощи опции «фильтр» (расположена в строке 10). Фильтр позволяет формировать выборку по следующим параметрам — вуз (столбец В), год обучения — курс (столбец С), учебный взвод (столбец D). При необходимости изучения физической подготовленности студентов одного пола — используется фильтр «пол» (столбец F).
База данных может быть использована для хранения информации о физической подготовленности студента за весь период его обучения в вузе. При необходимости изучения динамики физической подготовленности отдельного студента за период его обучения в вузе используется фильтр «фамилия и инициалы студента» (столбец Е).
После завершения формирования интересующей педагога-исследователя выборки (работы с опцией «фильтр») отфильтрованные данные выделяются, копируются, переносятся на соответствующее место листа «ВЫБОРКА» и вставляются «специальная вставка», «значения». Расчеты на этом листе производятся автоматически.
Для быстрого перехода с листа «БАЗА» на лист «ВЫБОРКА» и обратно используются кнопки «перейти к выборке» и «перейти к базе», которые расположены в левой верхней части этих листов.
В верхней строке листа «ВЫБОРКА» (рис. 2) представлена общая информация по сделанной выборке — «вуз», «курс», «группа», «ф.и.о.», «пол»,
«тест», «все тесты», «дата проверки», «всего проверено (чел.)».
Расчетные данные представлены следующими параметрами — среднее, минимальное и максимальное значения результатов, показанных студентами в тесте (в абсолютных величинах и в баллах), средняя оценка подразделения по тесту.
Расчеты оценки физической подготовленности подразделения (учебного взвода, военной кафедры, факультета, учебного центра) (табл. 3) выполнены в соответствие с НФП-2009, которые слагаются из оценок, полученных всеми студентами (подразделением), привлекаемыми к проверке, и определяются следующим образом:
— «отлично» — если получено 90% и более положительных оценок (сумма ячеек Е17, Е18, Е19), при этом более половины проверенных получили оценку «отлично» (ячейка Е17) и на проверку представлено не менее 80% списочного состава подразделения (ячейка С15);
— «хорошо» — если получено 80% и более положительных оценок (сумма ячеек Е17, Е18, Е19), при этом более половины проверенных получили оценку не ниже «хорошо» (сумма ячеек Е17, Е18) и на проверку представлено не менее 75% списочного состава подразделения (ячейка С15);
— «удовлетворительно» — если получено не менее 70 % положительных оценок (сумма ячеек Е17, Е18, Е19) и на проверку представлено не менее 70 % списочного состава подразделения (ячейка С15).
Расчетные данные оценки подразделения (учебного взвода, военной кафедры, факультета, учебного центра) соответствует требованиям НФП-2009 и представляются следующими параметрами: «По списку, чел.»; «Проверено, чел.»; «Проверено, в %»; оценок: «отл.», «хор.», «удовл.», «неуд.», «отл. и хор., в %»; «процент выполнения»; «оценка подразделению».
Листы с названием «шкалы М» (рис. 3) и «шкалы Ж» являются вспомогательными и содержат шкалы оценивания результатов тестирования студентов мужского и женского пола.
Лист «Таблицы оценок» так же является вспомогательным и содержит таблицу оценки физической подготовленности по сумме баллов в трех, четырех, пяти упражнениях и таблицу оценки квалификации физической подготовленности студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса (информация представлена в табл. 1 и табл. 2).
С целью исключения нечаянного внесения изменений в содержание вспомогательных листов «шкалы М», «шкалы Ж», «Таблицы оценок» эти листы скрыты от пользователя.
Виды и количество итоговых протоколов (выборок) представлены в табл. 4.
Разработанная нами компьютерная программа (база данных) позволяет формировать большое ко-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
Виды и количество итоговых протоколов (выборок)
Категории тестируемых Кол-во протоколов по 4-м тестам Кол-во протоколов по каждому тесту Всего протоколов
Студенты мужского пола (2,3,4, 2 — 4 курсы) 4 протокола 16 протоколов 20
Студенты женского пола (2,3,4, 2 — 4 курсы) 4 протокола 16 протоколов 20
Учебные взводы (2,3,4, 2 — 4 курсы) По количеству учебных взводов По количеству учебных взводов
Курсы (2,3,4) 3 протокола 12 протоколов 15
Студент (индивидуальная динамика физической подготовленности за период обучения) 4 протокола 3 протокола 7
личество выборок (итоговых протоколов), а также изучать индивидуальную динамику физической подготовленности отдельного студента за период его обучения военной специальности.
Библиографический список
1. Дмитрий Медведев объявил о завершении реформирования Российской армии : Репортаж // ТРК «Петербург-Пя-тый канал» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.5-tv.ru/ news/52321 (дата обращения: 07.05.2012).
2. Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования : приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 10 июля 2009 г. № 666/249 // Гарант. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/196238 (дата обращения: 07.05.2012).
3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2009). Введено в действие приказом министра обороны Российской Федерации № 200 от 21 апреля 2009 г. // Правовой уголок офицера Вооруженных сил РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://voen-pravo.ru/ Шех^р/Мр-2009.Мт! (дата обращения: 07.05.2012).
Книжная полка
ББК 75.7/В14
Ваисов, К. М. Борьба самбо. Техника и методика обучения [Текст] : учеб. пособие / К. М. Ваисов, Д. В. Кудрявцев ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 82 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 81-82. - ISBN 975-5-81491012-7.
В учебном пособии представлен материал по истории создания и развития борьбы самбо, подробно рассмотрены вопросы техники, тактики, методики обучения, правила соревнований.
Учебное пособие написано в соответствии с программой по спортивным единоборствам (борьба самбо) и требованиями, предъявляемыми к сдаче зачета и экзамена по физической культуре, для студентов специализации «борьба самбо» ОмГТУ.
Предназначено для студентов 1—4 курсов, занимающихся в учебных группах специализации «борьба самбо», а также для преподавателей физкультуры вузов.
ЛЕПЕШИНСКИЙ Игорь Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), начальник военной кафедры Омского государственного технического университета (ОмГТУ).
Адрес для переписки: e-mail: lepeshinskiiu@yandex. ru
СКРИПНИКОВ Петр Александрович, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ОмГТУ.
АСТАФЬЕВ Николай Вениаминович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), начальник кафедры огневой, физической, тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.05.2012 г.
© И. Ю. Лепешинский, П. А. Скрипников, Н. В. Астафьев