Научная статья на тему 'Современные подходы к технологии проведения занятий по рукопашному бою у сотрудников правоохранительных органов'

Современные подходы к технологии проведения занятий по рукопашному бою у сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ / LAW ENFORCEMENT OFFICERS / HAND-TO-HAND COMBAT / EXTREME CONDITIONS / MOTOR AND TECHNICAL PREPAREDNESS / TECHNOLOGY OF CONDUCTING CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панов Сергей Федорович, Панова Ирина Петровна

Представлены результаты исследования по изучению эффективности внедрения экспериментальной технологии проведения занятий по рукопашному бою в условиях ограниченного пространства в учебный процесс по физической подготовке сотрудников правоохранительных органов. Установлено, что экспериментальная технология позволяет оперативно вносить коррективы в учебный процесс по физической подготовке, тем самым повышая его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панов Сергей Федорович, Панова Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE TECHNOLOGY OF CARRYING OUT EMPLOYMENT AT EMERGENCY STAFF EMPLOYEES

The results of a study on the study of the effectiveness of the introduction of experimental technology for conducting classes on hand-to-hand fighting in conditions of limited space in the training process for the physical training of law enforcement officers are presented. It is established that the experimental technology allows to make operative adjustments to the educational process for physical training, thereby increasing its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к технологии проведения занятий по рукопашному бою у сотрудников правоохранительных органов»

Макеева Вера Степановна, д-р пед. наук, проф., vera 191@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК),

Токарева Ксения Евгеньевна, старший преподаватель, vera_191@mail.ru, Россия, Мытищи, Московский государственный областной университет

PHYSICAL RECREA TION OF THE PERSONS WHO HA VE HAD THE MYOCARDIAL INFARCTION

V.S. Makeeva, K.E. Tokareva

The program of physical recreation of post-infarct patients is offered. The state of the response of the organism of persons above the able-bodied age to the effect of means of physical recreation was studied. The positive influence of recreation on the state of the cardiovascular system of people who have undergone myocardial infarction has been established.

Key words: physical recreation, myocardial infarction, persons older than working age, body reaction.

Makeeva Vera Stepanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, vera_191@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,

Tokareva Ksenia Evgenyevna, senior teacher, vera_191@mail. ru, Russia, Mytishchi, Moscow State Regional University

УДК 796.8

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

С.Ф. Панов, И.П. Панова

Представлены результаты исследования по изучению эффективности внедрения экспериментальной технологии проведения занятий по рукопашному бою в условиях ограниченного пространства в учебный процесс по физической подготовке сотрудников правоохранительных органов. Установлено, что экспериментальная технология позволяет оперативно вносить коррективы в учебный процесс по физической подготовке, тем самым повышая его эффективность.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, рукопашный бой, экстремальные условия, двигательная и техническая подготовленность, технологии проведения занятий.

В настоящее время вопросы, касающиеся содержания, направленности и технологий физической подготовки личного состава подразделений МВД, непосредственно контактирующих с нарушителями

порядка, достаточно глубоко проработаны во многих исследованиях. Однако на современном этапе развития нашего общества всё более возрастают требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, к их физической и морально-психологической подготовке.

Данное положение обусловлено необходимостью находиться в постоянной боевой готовности, действовать в различных чрезвычайных ситуациях по противостоянию преступнику, который имеет в своем арсенале современное вооружение, средства связи, передвижения. Поэтому недостаточный уровень развития двигательных и координа-ционных способностей, а вследствие этого и навыков рукопашного боя зачастую приводит к травмам и иногда к неоправданным потерям сотрудников.

Проблемная ситуация, отражённая в литературных источниках, определяется тем, что низкий уровень физической и функциональной подготовленности организма, зачисленных в вуз курсантов, не позволяют достичь необходимой эффективности тренировочного процесса в период начального обучения.

В частности, изучение авторами динамики физической подготовленности курсантов вуза МВД свидетельствует о низкой эффективности функционирования системы физической подготовки [1]. По мнению исследователей, к основным недостаткам можно отнести: несоответствие применяемых средств и методов физической тренировки задачам служебно-боевой деятельности выпускников; отсутствие научно обоснованных методик, направленных на обеспечение физической и психологической готовности выпускников вуза МВД к эффективным действиям в экстремальных условиях и т. д.

Особый интерес представляет категория сотрудников правоохранительных органов, профессиональная деятельность которых связана с непосредственным физическим контактом с лицами, представляющими крайнюю общественную опасность.

К нарушителям, оказывающим физическое сопротивление конвоирам или совершающим другие насильственные действия, допускается использование наручников, связывания, а также применения приемов самбо и рукопашного боя.

Конвоирование задержанных и заключенных под стражу осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом, а также пешим порядком. Вследствие этого, в зависимости от способа конвоирования должна определяться и тактика охраны конвоируемых преступников.

В процессе организации и осуществления конвоирования особое значение придается готовности наряда к несению службы в условиях чрезвычайного происшествия или экстремальных условий. К ним можно

отнести: нападение на конвой; побег конвоируемых лиц; пожар; авария с транспортом, на котором следуют конвоируемые; стихийные бедствия, затрудняющие конвоирование (землетрясение, наводнение и т. д.) [2].

Поэтому, опираясь на данные, представленные в ранее проведённых исследованиях [4], в рамках данной статьи мы рассмотрим современные подходы к технологии проведения занятий по рукопашному бою сотрудников правоохранительных органов.

Целью нашего исследования является разработка и экспериментальная апробация технологии проведения занятий по рукопашному бою сотрудников колонии в рамках ограниченного пространства.

Для сопоставления эффективности учебного процесса по физической подготовке, проводимого по экспериментальной и общепринятой методикам, по результатам тестирования были определены экспериментальная и контрольная группы, в каждой по 12 сотрудников колонии строгого режима возрастной категории 28-30 лет.

Диагностика двигательной подготовленности проводилась с использованием следующих тестов, которые рекомендуются в Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009): «Подъем переворотом в упор на высокой перекладине»; «Челночный бег 4*20 м» и прохождение полосы препятствий [3].

Для определения уровня готовности выполнять приёмы рукопашного боя в рамках ограниченного пространства мы применяли метод экспертных оценок. Суть метода заключается в выставлении оценки за проведение учебной схватки в условиях очерченного квадрата 2 *2. Критерии оценивания:

- «отлично» - если испытуемый защитился от атаки соперника и выполнил бросок (сваливание) с завершающим ударом или выполнил болевой (обозначил удушающий прием) и при этом не вышел за линию очерченного квадрата;

- «хорошо» - если испытуемый выполнил прием без остановок, технически правильно, но недостаточно быстро и при этом не вышел за линию очерченного квадрата;

- «удовлетворительно» - если испытуемый выполнил прием с нарушением слитности и быстроты, допущены потеря равновесия при бросках (падение), но конечная цель достигнута и выход за линию очерченного квадрата одной ногой;

- «неудовлетворительно» - если прием не выполнен, грубо искажен или испытуемый не защитился и не провел контратакующие действия и вышел за линию очерченного квадрата.

Для оценки возможностей вестибулярного анализатора нами использовалась проба Воячека. Испытуемого, сидящего в кресле Барани с закрытыми глазами (подбородок касается груди), вращают 5 раз за 10 с.

Затем обследуемый продолжает сидеть в исходном положении 5 с, потом поднимает голову и открывает глаза. До пробы и после нее измеряется частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД).

В контрольной группе (КГ) занятия по физической подготовке проходили 2 раза в неделю по плану по физической подготовке для военнослужащих в соответствии с Наставлением по физической подготовке. Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) 1 раз в неделю занимались по традиционной программе, а 1 раз в неделю - по специально разработанной технологии проведения занятий по рукопашному бою в рамках ограниченного пространства.

Выполнение упражнений рукопашного боя в рамках ограниченного пространства проходило: в спортивном зале с использованием переносных препятствий (стенки, заборы и т. д.); на лестничных площадках; в коридоре; в автомобиле; в лифте. Применение рукопашного боя при задержании вооруженного соперника при его активном сопротивлении в вышеперечисленных условиях ограниченного пространства.

Направленность динамики показателей двигательной и технической подготовленности определялась по разнице результатов в применяемых тестах в конце и начале эксперимента. В таблице представлена динамика изменения показателей в течение восьми месяцев.

Динамика показателей двигательной и технической подготовленности сотрудников в ходе исследования

Этапы Тесты

экспери- Подъем Челночный Полоса Проба Учебная схват-

мента переворотом, бег 4x20 м, с препятствий Воячека, ка в рамках

кол-во раз (мин, с) балл ограниченного пространства, балл

Контрольная группа (п=12%

Сент. 3,1±0,6 17,9±0,9 2,57±0,14 3,5±0,3 2,7±0,3

Дек. 3,5±0,9 17,7±0,8 2,50±0,13 3,4±0,4 2,8±0,3

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Янв. 3,6±1,1 17,7±1,1 2,50±0,16 3,4±0,3 2,8±0,4

Апр. 4,2±0,7 17,5±0,9 2,45±0,12 3,2±0,3 2,9±0,4

Р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Экспериментальная группа (п=12)

Сент. 3,2±0,6 17,8±0,8 2,58±0,14 3,6±0,3 2,7±0,3

Дек. 3,6±0,7 17,7±0,9 2,52±0,12 3,4±0,3 2,8±0,4

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Янв. 3,6±1,0 17,7±1,0 2,51±0,14 3,4±0,3 2,6±0,3

Апр. 4,4±0,5 16,8±0,8 2,34±0,11 2,4±0,2 4,6±0,2

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание: п — количество участников; p — уровень достоверности ^критерию Стьюдента.

Рассматривая динамику показателей двигательной и технической подготовленности испытуемых за первые четыре месяца, можно отметить ее положительный характер. Однако данные улучшения незначительны и недостоверны (р>0,05).

Совершенно иная картина просматривается при анализе динамики показателей двигательной и технической подготовленности испытуемых в последующие четыре месяца исследования. Из данных, приведенных в таблице, установлено, что результаты также изменились в сторону улучшения, однако они носят достоверный характер (р<0,05) в экспериментальной группе, тогда как в контрольной - недостоверный характер (р<0,05), за исключением одного теста силового характера.

В частности, анализ динамики результатов теста «Подъем переворотом в упор на высокой перекладине», характеризующий силовую выносливость, показал, что к концу второго среза результат у испытуемых контрольной и экспериментальной групп улучшился практически одинаково: на 1,1 и 1,2 раза соответственно.

Анализ результатов теста «Челночный бег 4*20 м», характеризующий координационные способности, показывает улучшение результата на 0,4 с в КГ к концу второго среза, тогда как в ЭГ - на 1,0 с.

При исследовании двигательной подготовленности по тесту «Полоса препятствий» мы получили следующие результаты: на конец второго среза улучшение результата в контрольной группе произошло на 12,0 с, тогда как в экспериментальной группе - на 24,0 с.

При анализе устойчивости вестибулярного анализатора (проба Воячека) нами получены следующие данные. Степень реакции сердечнососудистой системы у испытуемых КГ на вращение по пробе Воячека осталась приблизительно на том же уровне: у 10 испытуемых - III степень (ЧСС уменьшилось на 10,1±1,2 уд/мин, максимальное АД повысилось на 25,6±1,3 мм рт. ст.); у 2-х - IV степень (ЧСС увеличилось на 15,3±1,7 уд/мин, АД повысилось на 33,9±3,3 мм рт. ст. и появились выраженные вегетативные реакции).

В экспериментальной группе нами получены следующие данные: у 2-х участников исследования зафиксирована Ья степень реакции сердечнососудистой системы (ЧСС после нагрузки соответствовало ЧСС покоя и АД поднялось на 8,5±0,8 мм рт. ст.), у 10 - 11-я степень реакции (ЧСС не изменилось, АД увеличилось на 13,5±1,5 мм рт. ст.).

Такие результаты свидетельствуют о повышении устойчивости вестибулярного анализатора, в результате чего происходит адаптация сердечно-сосудистой системы к нагрузкам вращательного характера.

При исследовании уровня развития навыков рукопашного боя по тесту «Учебная схватка в условиях ограниченного пространства» мы получили следующие результаты: в ЭГ улучшение результата произошло на 1,9 балла, тогда как в КГ - только на 0,2 балла.

Для более наглядного восприятия эффективности экспери -ментальной технологии нами представлены темпы прироста результатов тестирования показателей в процентном отношении до и после эксперимента:

- результаты теста «Подъем переворотом в упор на высокой перекладине» в ЭГ улучшились на 37,5 %, в КГ - на 35,4 %;

- результаты теста «Челночный бег 4*20 м» в ЭГ улучшились на 5,6 %, тогда как в КГ - на 2,2 %;

- результаты теста «Полоса препятствий» в ЭГ улучшились на 9,3 %, тогда как в КГ - на 4,7%;

- результаты теста «Проба Воячека» в ЭГ улучшились на 33,3 %, тогда как в КГ - на 8,5 %;

- результаты теста «Учебная схватка в условиях ограниченного пространства» в ЭГ улучшились на 7,4 %, тогда как в КГ - на 70,4 %;

Полученные результаты в нашем исследовании позволяют с определенной долей вероятности предсказать поведение параметра реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку и одного из параметров двигательной подготовленности с координационной направленностью (в частности, челночный бег и полоса препятствий) при целенаправленном изменении условий обучения соревновательным действиям.

Заключение. Анализ литературы, изучение практики работы в высшей школе и личный опыт показали, что особое внимание необходимо уделять вопросам повышения двигательной подготовленности и боевой готовности действовать в различных чрезвычайных ситуациях категории сотрудников правоохранительных органов, профессиональная деятельность которых связана с непосредственным физическим контактом с особо опасными преступниками.

Внедрение экспериментальной технологии в учебный процесс по физической подготовке сотрудников колонии позволило улучшить показатели двигательной подготовленности в среднем значении на 17,5 %; показатель возможностей вестибулярного анализатора - на 33,3 %; показатели уровня развития навыков рукопашного боя в рамках ограниченного пространства - на 70,4 %.

В контрольной группе результаты улучшились на 14,1, 8,5 и 7,4 % соответственно.

Таким образом, анализ результатов нашего исследования показывает, что эффективность уровня развития навыков рукопашного боя в рамках ограниченного пространства находится в прямой зависимости от устойчивости вестибулярного анализатора и уровня развития двигательной подготовленности с координационной направленностью.

Список литературы

1. Алдошин А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов // Учебные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. №9(43). С. 3-7.

2. Внутренняя и конвойная стража России (1811 -1917 гг.). М.: Просвещение, 2002. 234 с.

3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). М.: Просвещение, 2009. 55 с.

4. Тарасенко А.А. Методика проведения занятий по рукопашному бою с личным составом специальных подразделений МВД с целью обеспечения эффективных действий в условиях ограниченного пространства // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. №9 (43). С. 89-92.

Панов Сергей Федорович, д-р биол. наук, проф., kafedrasporta@,mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова Тян-Шанского,

Панова Ирина Петровна, канд. пед. наук, доц., kafedrasporta@,mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

MODERN APPROACHES TO THE TECHNOLOGY OF CARRYING OUT EMPLOYMENT

AT EMERGENCY STAFF EMPLOYEES

S.F. Panov, I.P. Panovа

The results of a study on the study of the effectiveness of the introduction of experimental technology for conducting classes on hand-to-hand fighting in conditions of limited space in the training process for the physical training of law enforcement officers are presented. It is established that the experimental technology allows to make operative adjustments to the educational process for physical training, thereby increasing its effectiveness.

Key words: law enforcement officers, hand-to-hand combat, extreme conditions, motor and technical preparedness, technology of conducting classes.

Panov Sergey Fedorovich, doctor of biological sciences, professor, kafedrasporta@,mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,

Panovа Irina Petrovna., candidate of pedagogical sciences, assistant professor, kafedrasporta@,mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.