PROGRAM AND INFORMATION SUPPORT OF INTRODUCTION OF THE GTO COMPLEX
I.V. Mange ley, S.N. Chernyakova, N.G. Proskuryakova
Reference points of sports activity of the population are considered. Describes the capabilities of the developed information-analytical complex "Ready for labor and defense". The indexes of physical preparedness of students. Studied the attitude of students towards the implementation of the complex "GTO".
Key words: All-Russian sports complex "Ready for labor and defense", educational support, attitude and physical fitness of students.
Mangeley Irina Vladimirovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen State University,
Chernyakova Svetlana Nikolaevna, senior coach-teacher, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen State University,
Proskuryakova Natalia Gennadyevna, associate professor, [email protected], Russia, Russia, Tyumen, Tyumen State University
УДК 796.011.3:796.8
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ КУРСАНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ
С.Ф. Панов, А.В. Березнев, П.В. Кравцевич, И.П. Панова
Представлены результаты проведенного исследования эффективности методики совершенствования способности к ориентированию в пространстве курсантов младших курсов образовательных учреждений МВД на основе применения вестибулярной тренировки. Исследована взаимосвязь между показателями уровня развития способности к ориентированию в пространстве, устойчивости вестибулярного анализатора и техникой освоения боевых приемов борьбы.
Ключевые слова: физическая подготовка курсантов, способность к ориентированию в пространстве, вестибулярная тренировка, боевые приемы борьбы.
Многие явления современной жизни, связанные с напряженной обстановкой в мире и усилением криминогенной обстановки, усложняют деятельность правоохранительных органов, предъявляя к сотрудникам постоянно растущие требования как в физическом, так и психологическом аспекте. В качестве одного из приоритетных направлений подготовки высококвалифицированного специалиста в области правоохранительной деятельности является профессионально-прикладная физическая подготовка. Поэтому вопросы, связанные с совершенствованием системы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, являются предметом исследований многих специалистов [3].
В последнее время наряду с первоочередностью вопросов совершенствования основных физических способностей, необходимых для профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, уже доказана важность повышенных требований к уровню развития координации движений [2, 4, 8].
Многими авторами уже рассматриваются вопросы, связанные с определением важнейших координационных способностей, направленное совершенствование которых необходимо при подготовке сотрудника полиции. Прежде всего, это способность точно соизмерять и регулировать временные, пространственные и динамические параметры движений, высокая степень управления собственным равновесием и выведение противника из устойчивого равновесия при проведении боевых приемов борьбы и противоборств с правонарушителем [7]. В отдельных исследованиях рассматриваются вопросы, связанные с такой способностью как пространственная ориентировка, которая так же оценивается как одно из профессионально важных качеств курсанта [1].
Способность к ориентированию в пространстве выражается в сохранении представлений о характере изменения внешних условий и в умении перестроить двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Наиболее точно положение тела в пространстве определяется при естественном положении головы (теменем вверх), и без специальной тренировки человек, оказавшийся вниз головой, может потерять ориентировку в пространстве. Таким образом, пространственная ориентировка развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора - от функционального состояния которого во многом зависит успех формирования сложных по структуре двигательных навыков.
По нашему мнению, особого внимания заслуживает проблема приобретения обширного двигательного опыта, включающего большое разнообразие движений для различных частей тела и имеющих различную пространственно-временную и динамическую структуру, у курсантов младших курсов. Ведь само по себе обучение на младших курсах является наиболее сложным процессом для курсантов, так как это связано с активным включением их в новую среду и адаптацией организма к серьезным нагрузкам физического и психологического характера. И именно от заложенных в этот период знаний, умений и навыков зависит дальнейшее качество физической подготовки и готовность к успешной будущей профессиональной деятельности.
Для подготовки квалифицированного специалиста к действиям, которые связаны с использованием приемов борьбы, в образовательных организациях МВД России в структуре учебной дисциплины «Физическая подготовка» содержится раздел «Боевые приемы борьбы». Поэтому было бы целесообразно связывать опыт внедрения достижений спортивной науки и практики в спортивных единоборствах с проблемой совершенствования
координационной подготовки курсантов и в частности с совершенствованием способности к ориентированию в пространстве.
Однако изучение литературы по данной проблематике показывает, что единых методологических и методических позиций по данному вопросу не выработано, а также еще не достаточно разработаны средства и методы совершенствования важнейших координационных способностей.
Таким образом, необходимо научное подтверждение целесообразности применения специальных упражнений, направленных на совершенствование способности к ориентированию в пространстве курсантов высших учебных заведений МВД России. Данное положение и определило актуальность выбора темы исследования.
Целью нашего исследования является разработка и экспериментальная апробация методики совершенствования способности к ориентированию в пространстве курсантов младших курсов образовательных организаций МВД России на основе применения вестибулярной тренировки. Рабочей гипотезой нашего исследования явилось предположение о наличии взаимосвязи уровня развития способности к ориентированию в пространстве курсантов младших курсов учебной организации МВД России с качеством освоения техники программных упражнений из раздела «Боевые приемы борьбы».
Основное исследование проводилось на базе Воронежского института МВД России на произвольно выбранных учебных группах курсантов 1-го курса, обучающихся на юридическом факультете. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы численностью в каждой по 25 чел. в возрасте от 18 до 21 года. Однородность состава групп определялась по результатам предварительных контрольных испытаний по показателям способности к ориентированию в пространстве и возможностей вестибулярного аппарата. Оценка уровня развития технической подготовленности по освоению боевых приемов борьбы перед проведением основного эксперимента не проводилась, так как курсанты не могли их выполнять.
Для оценки уровня развития способности к ориентированию в пространстве нами использовались два теста [5]. Первый тест «Бег к пронумерованным набивным мячам» выполнялся в усложненной модификации: испытуемый стоит перед набивным мячом (5 кг), позади него на расстоянии 7 м и в 1,5 м друг от друга в произвольном расположении лежат пять набивных мячей (3 кг), с цифрами от 1 до 5. По команде курсант выполняет 10 поворотов на 360° вокруг своей оси, поворачивается кругом, бежит к мячу с заданным номером, касается его, возвращается назад к мячу (5 кг). Как только он коснулся мяча (5 кг), тестирующий называет другую цифру и т. д. Контрольное испытание после того, как курсант выполнит команды три раза и вернется в исходное положение с касанием мяча массой 4 кг. Перед каждым новым испытуемым расположение мячей меняется.
Второй тест (также в усложненной модификации) «Маятник-
бросок-цель» выполнялся следующим образом: на стене, на высоте 230 см укрепляется маятник, который состоит из скакалки и гимнастического обруча. Испытуемый встает на исходную позицию, которая удалена от стены на 300 см. По команде курсант выполняет 5 кувырков назад, встает, а в это время тестирующий поднимает маятник до горизонтальной линии и дает ему возможность выполнить движению в одну сторону и обратно. Испытуемый при движении маятника должен бросить мяч в обруч. Критерии оценки теста: попадание мяча в край обруча - 1 очко, в середину обруча - 3 очка. Подсчитывается количество набранных очков из трех попыток.
Для оценки возможностей вестибулярного анализатора нами использовалась проба Воячека [6]. Обследуемого, сидящего в кресле Барани (голова прижата к груди, глаза закрыты), вращают 5 раз за 10 с. По окончании вращения курсант в течение 5 с сидит с закрытыми глазами, а затем быстро поднимает голову и открывает глаза. До пробы и сразу после нее у испытуемого измеряют ЧСС и АД. Критерии оценки данной пробы рассматривались нами по следующей схеме: ЧСС и АД не изменяются -степень реакции сердечно-сосудистой системы на вращение по пробе Воячека - «0»; ЧСС не изменяется, максимальное АД поднимается на 8-11 мм рт. ст. - «I»; ЧСС не изменяется, максимальное АД поднимается на 12-23 мм рт. ст. или снижается на 9-14 мм рт. ст. - «II»; пульс замедляется, максимальное АД повышается больше, чем на 24 мм рт. ст., или снижается больше, чем на 15 мм рт. ст., появляются вегетативные реакции - «III»; резкие изменения пульса, АД, выраженные вегетативные реакции - «IV».
Для определения уровня развития технической подготовленности по освоению техники боевых приемов борьбы мы применяли метод экспертных оценок. Суть метода заключается в выставлении оценки за технику выполнения 5 боевых приемов борьбы (задняя подножка, задняя подножка с захватом ноги, бросок захватом двух ног сзади, бросок захватом двух ног спереди, передняя подножка) по десятибалльной системе. Оценка 10 баллов выставлялась за выполнение техники без ошибок или с незначительными отклонениями; 8-9 - за выполнение движений с мелкими ошибками; 6-7 - за выполнение движений со значительными ошибками; 5-4 - за выполнение движений с грубыми ошибками, искажающих структуру двигательного акта; 1-3 - за невыполнение двигательного действия.
Продолжительность эксперимента составила 9 месяцев, что соответствует двум учебным семестрам данного образовательного учреждения. Контрольная группа занималась по общепринятой методике. Экспериментальная группа, помимо изучения учебных вопросов, занималась по методике, направленной на совершенствование способности к ориентированию в пространстве на основе применения вестибулярной тренировки.
В содержание методики включены разновидности ходьбы, беговых
шагов и прыжков со сменой направления, на неустойчивой деформирующейся опоре (поролон) и лабиринту контрастных высот, составленных из имеющихся спортивных снарядов. Разработанные комплексы упражнений, состоящие из гимнастических и акробатических упражнений, включали в себя от одного до нескольких двигательных заданий, выполнялись на различных плоскостях, с уменьшением площади опоры и изменением высоты снаряда. Все упражнения выполнялись со строгой регламентацией пространственных параметров движений и положений тела (кувырки и повороты с точным выходом в заданное положение тела, вращение в строго определенных плоскостях и с переходом из одной плоскости в другую). В качестве методических приемов нами использовалось выполнение упражнений без зрительного контроля, на фоне утомления и предварительного раздражения вестибулярного анализатора (например, перед исполнением акробатической связки выполнить скатывания по наклонной плоскости или повороты на вращающемся диске).
Проведенный нами педагогический эксперимент позволил получить определенную картину изменений показателей способности к ориентированию в пространстве, функциональных возможностей вестибулярного анализатора и технической подготовленности по освоению боевых приемов борьбы курсантов.
Из данных, приведенных в таблице, установлено, что результаты по всем показателям у испытуемых контрольной и экспериментальной групп изменились в сторону улучшения. Однако полученные нами данные свидетельствуют о достоверном улучшении данных показателей у курсантов экспериментальной группы (р<0,05), тогда как в контрольной группе эти изменения были недостоверны (р>0,05).
Динамика показателей (М±т) курсантов контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента
Тесты Этапы эксперимента
КГ (n=25) ЭГ (n=25)
До После p До После p
Уровень развития способности к ориентированию в пространстве
Бег к пронумерованным набивным мячам, с 35,2±1,5 34,5±1,2 >0,05 35,0±1,4 29,9±1,1 <0,05
Маятник-бросок-цель, балл 4,9±0,6 5,3±0,5 >0,05 4,8±0,7 6,3±0,4 <0,05
Уровень развития возможностей вестибулярного анализатора
Проба Воячека, балл 3,5±0,3 3,1±0,4 >0,05 3,6±0,2 2,1±0,3 <0,05
Уровень развития технической подготовленности
Освоение техники боевых приемов борьбы, балл - 7,1±0,3 - - 9,6±0,2 -
Примечание: р - достоверность различий по ^критерию Стьюдента; КГ - контрольная;
ЭГ - экспериментальная группа; М - среднее арифметическое; m - ошибка среднего арифметического значения; п - количество участников.
Так, в экспериментальной группе результаты теста «Бег к пронумерованным набивным мячам», характеризующего уровень развития способности к ориентированию в пространстве, выросли на 14,6 %, тогда как в контрольной группе - на 2,0 %.
Результаты теста «Маятник-бросок-цель» в экспериментальной группе улучшились на 31,2 %, тогда как в контрольной - на 8,2 %.
При исследовании функциональных возможностей вестибулярного анализатора (его устойчивости) нами были получены следующие результаты. Степень реакции сердечно-сосудистой системы у представителей контрольной группы на вращение по пробе Воячека осталась приблизительно на том же уровне - III-IV степень. В экспериментальной группе мы получили следующие результаты: 4 участника эксперимента перешли в I первую степень реакции, 10 - во II, 11 - в III. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что при направленной вестибулярной тренировке прирост вестибулярной устойчивости курсантов в экспериментальной группе составил 41,6 %. Тогда как в контрольной группе прирост составил 11,4 %.
По нашему мнению, внедрение методики совершенствования способности к ориентированию в пространстве курсантов на основе применения вестибулярной тренировки способствует адаптации сердечно -сосудистой системы к вращательным движениям, в результате чего повышается вестибулярная устойчивость и уровень развития способности к ориентированию в пространстве.
В заключительной части педагогического эксперимента испытуемые экспериментальной и контрольной групп были протестированы на уровень развития технической подготовленности по освоению боевых приемов борьбы. В результате среднеарифметическое значение экспертных оценок, которые получили курсанты экспериментальной группы за выполнение 5 боевых приемов борьбы, составило 9,6±0,2 баллов. В контрольной группе это значение было ниже в среднем на 2,5 балла и составило 7,1±0,3 баллов.
Таким образом, экспериментально установлена возможность повышения специфических координационных способностей специально подобранными физическими упражнениями. Курсанты экспериментальной группы показали более высокие показатели по освоению техники боевых приемов борьбы.
Анализ результатов нашего исследования показывает, что эффективность освоения курсантами техники боевых приемов борьбы находится в прямой зависимости от устойчивости вестибулярного анализатора и соответственно уровня развития способности к ориентированию в пространстве.
Список литературы
1. Асхамов А. А. Развитие физических качеств у курсантов ссузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2007. 172 с.
2. Дружинин А.В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД России в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 147 с.
3. Еремин Р.В. Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 8-12.
4. Жарков С.А., Овчинников В.А. Иерархия профессионально важных физических способностей сотрудников уголовного розыска // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2015. Вып. 9(127). С. 101-104.
5. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. М.: Изд-во АСТ, 1998. 272 с.
6. Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., 2002. 478 с.
7. Медников А.Б. Проблема координационной подготовки сотрудников полиции // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. С. 54-56.
8. Овчинников В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2012. 48 с.
Панов Сергей Федорович, д-р биол. наук, проф., kafedrasporta@,mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова Тян-Шанского,
Березнев Алексей Владимирович, старший преподаватель, капитан полиции, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Кравцевич Пётр Владимирович, канд. биол. наук, преподаватель, kravcevichpv@,gmail. com, Россия, Воронеж, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Панова Ирина Петровна, канд. пед. наук, доц., kafedrasporta@,mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
IMPROVING STUDENTS SPATIAL ORIENTATION AS A FACTOR IN MASTERING
THE TECHNIQUE WRESTLING
S.F. Panov, A.V. Bereznev, P.V. Kravtsevich, I.P. Panovа
The results of the study methods of improving the efficiency of the ability to orientation in space cadets of younger courses of the MIA educational institutions on the basis of
vestibular training. The interrelation between indicators of the level of development of the ability to orientation in space, the stability of the vestibular analyzer and technology development to combat fighting techniques.
Key words: physical preparation of cadets, the ability to orientation in area, vestibular training, combat fighting techniques.
Panov Sergey Fedorovich, doctor of biological Sciences, professor, kafedrasporta@,mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University. P.P. Semenov Tian-Shansky,
Bereznev Alexey Vladimirovich, senior lecturer, police captain, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Kravtsevich Petr Vladimirovich, candidate of biological Sciences, lecturer, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Panovа Irina Petrovna., candidate of pedagogical Sciences, assistant professor, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University. P.P. Semenov Tian-Shansky
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ФИТНЕСА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
О.П. Панфилов, В.В. Борисова, А.В. Титова, Т.А. Шестакова
Рассмотрены вопросы особенностей использования оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в школе. Раскрыта методика применения упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса в содержании третьего урока по физической культуре в 10-х классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: оздоровительно-развивающий фитнес, специализированные двигательные тесты, методика применения упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса.
Анализ научных исследований в области теории и методики физического воспитания и оздоровительной физической культуры показывает, что в течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья [1, 2].
Несмотря на целый ряд научных исследований, посвященных совершенствованию процесса физического воспитания детей и подростков, до сих пор, по мнению В.П. Лукьяненко, А.Т. Паршикова, О.П. Панфилова, В.В. Борисовой и др., кардинальных изменений в решении этой проблемы