Научная статья на тему 'Показатели эффективности педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий'

Показатели эффективности педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНСТРУКТОР ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ / СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / EFFICIENCY INDICATORS / HAND-TO-HAND FIGHT INSTRUCTOR / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / SITUATIONAL TASKS / PREPARATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Дзюба Александр Святославович, Ворожейкин Антон Владимирович

Авторы исследования отмечают, что практическая реализация разработанной педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий зависит от субъективных свойств личности, мотивации инструкторов и их отношения к педагогической деятельности. Эти показатели в значительной степени влияют на эффективность функционирования педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Дзюба Александр Святославович, Ворожейкин Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of efficiency of pedagogical model of training of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies with use of situational tasks

In article the conducted researches have shown that practical realization of the developed pedagogical model of training of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies with use of situational tasks depends on subjective properties of personality, motivation of instructors and their relation to pedagogical activity. These indicators substantially influence efficiency of functioning of pedagogical model of training of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies with use of situational tasks.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий»

Болотин Александр Эдуардович

доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого

Дзюба Александр Святославович

кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России

Ворожейкин Антон Владимирович

Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого

(e-mail: a_bolotin@inbox.ru)

Показатели эффективности педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий

Авторы исследования отмечают, что практическая реализация разработанной педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий зависит от субъективных свойств личности, мотивации инструкторов и их отношения к педагогической деятельности. Эти показатели в значительной степени влияют на эффективность функционирования педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий.

Ключевые слова: показатели эффективности, инструктор по рукопашному бою, силовые структуры, ситуационные задания, модель подготовки.

A.E. Bolotin, Doctor of Pedagogics, Professor, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great; e-mail: a_bolotin@inbox.ru;

A.S. Dzyuba, Candidate of Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;

A.V. Vorozheykin, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great.

Indicators of efficiency of pedagogical model of training of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies with use of situational tasks

In article the conducted researches have shown that practical realization of the developed pedagogical model of training of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies with use of situational tasks depends on subjective properties of personality, motivation of instructors and their relation to pedagogical activity. These indicators substantially influence efficiency of functioning of pedagogical model of training of instructors on hand-to-hand fight of law enforcement agencies with use of situational tasks.

Key words: efficiency indicators, hand-to-hand fight instructor, law enforcement agencies, situational tasks, preparation model.

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам совершенствования подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур [1], важное место при этом занимает оценка эффективности новых педагогических технологий при их обучении.

Практика показала, что готовность инструкторов по рукопашному бою к педагогической деятельности проявляется через их методические умения [2]. Поэтому все задачи подготов-

ки инструкторов по рукопашному бою в конечном счете сводились к повышению уровня их методической подготовленности. Весь спектр приемов и действий, которыми должны были овладеть инструкторы и при этом научиться обучать приемам рукопашного боя сотрудников силовых структур, отражался в ситуационных заданиях. В ходе исследований было установлено, что для сотрудников силовых структур при задержании, досмотре, конвоировании правонарушителей заданными лими-

267

тами являются в основном временные показатели. При этом параметрами эффективности являются действия во время задержания правонарушителей. Эффективность оценивалась и слагалась из совокупности выполнения приемов рукопашного боя, тактических, специальных и других действий в той или иной боевой ситуации [1].

Итоговая аттестация слушателей проводилась в соответствии с требованиями РФП -2015 и слагалась из оценок уровня их физической и методической подготовки:

«отлично» - если оценка уровня физической подготовки «отлично», а методической подготовки не ниже «хорошо»;

«хорошо» - если оценка уровня физической подготовки «хорошо», а методической подготовки не ниже «удовлетворительно»;

«удовлетворительно» - если оценка уровня физической и методической подготовки не ниже «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно» - если оценка уровня физической или методической подготовки «неудовлетворительно».

При этом учитывалось, что эффективность деятельности сотрудников силовых структур во время задержания правонарушителей можно представить как их способность качественно исполнять свои должностные обязанности. Такая деятельность должна обеспечивать своевременную реализацию всего комплекса задач при задержании, досмотре, конвоировании правонарушителей. Для решения комплекса таких задач использовались конкретные ситуационные задания. При таком подходе обеспечивалась возможность объективно оценить и даже прогнозировать эффективность деятельности инструкторов по рукопашному бою [3]. Осуществлялось это путем практического выполнения специальных действий, аналогичных профессиональной задаче при задержании правонарушителей. Поэтому разработка ситуационных заданий для обучения инструкторов являлась важной педагогической задачей, требующей особого отношения к ней со стороны преподавателей кафедры физической подготовки [4].

В ходе проведения педагогического эксперимента проводился анализ компонентов физической готовности, формирующих высокую эффективность педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою. В связи с этим при обучении инструкторов успешность решения педагогических задач определялась не только уровнем развития у них конкретных навыков, но и способностью организма проти-

востоять утомлению на занятиях. При таком подходе разработка ситуационных заданий повышающейся сложности способствовала улучшению функционального состояния организма инструкторов по рукопашному бою и обеспечивала высокий уровень работоспособности на занятиях. В основе работоспособности лежали потенциальные функциональные возможности инструкторов по рукопашному бою, которые в разной мере проявлялись индивидуально в каждой конкретной обстановке на занятиях [5; 6]. Для повышения работоспособности и интереса инструкторов по рукопашному бою на занятиях использовались ситуационные задания повышающейся сложности.

В ходе проведения педагогического эксперимента учитывалось, что в основе выполнения ситуационных заданий лежит общность морфологических и функциональных изменений, происходящих в процессе соответствующих видов двигательной боевой деятельности [7]. Исследованиями было установлено, что использование ситуационных заданий повышающейся сложности положительно влияло на эффективность педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою. Поэтому все средства и методы в ходе подготовки инструкторов по рукопашному бою были направлены на развитие у них педагогических качеств, двигательных и методических навыков.

Было установлено, что в современных условиях дефицита учебного времени и высоких требований к педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою использование ситуационных заданий являлось важнейшим методом повышения эффективности занятий. С их помощью повышался практический уровень выполнения приемов рукопашного боя, а также уровень методической подготовленности инструкторов к педагогической деятельности.

В ходе исследований было установлено, что в результате использования ситуационных заданий повышающейся сложности быстрее происходит адаптация к боевой деятельности. Изменения, сопровождающие адаптацию инструкторов по рукопашному бою, затрагивают и психологическую регуляцию боевой деятельности. Известно, что рукопашный бой требует проявления смелости, решительности и других психических качеств. Поэтому большое внимание на занятиях уделялось психологической адаптации к условиям рукопашного боя. Этому также способствовало использование ситуационных заданий повышающейся сложности. Под воздействием такой адаптации происхо-

268

дило формирование эмоциональной устойчивости. Она рассматривалась нами как способность поддержания устойчивости психических и психомоторных процессов в условиях боевой обстановки [1]. В ходе использования ситуационных заданий повышающейся сложности происходила выработка наиболее оптимальной координации движений у инструкторов по рукопашному бою.

Исследованиями было установлено, что в ходе подготовки инструкторов по рукопашному бою с использованием ситуационных заданий повышающейся сложности увеличивалась сила воздействия адаптирующих факторов, что и обеспечивало наиболее эффективную приспособительную к ним реакцию. Физиологической основой положительного влияния адаптации к боевой деятельности являлось устранение чрезмерного напряжения у инструкторов по рукопашному бою. Под воздействием стресса при очередном воздействии на организм в ходе выполнения ситуационных заданий происходило устранение негативных явлений. Кроме того, в процессе адаптации осуществлялась тренировка подвижности нервных процессов у инструкторов по рукопашному бою.

В ходе проведения педагогического эксперимента учитывалось, что на этапе долговременной адаптации инструкторов по рукопашному бою определяющими являлись частные реакции на определенный раздражитель или на их совокупность. Поэтому в процессе использования ситуационных заданий выбирались такие средства и формы тренировки инструкторов по рукопашному бою, которые бы максимально способствовали развитию как специфических, так и общих компонентов адаптации к нагрузке.

Применение ситуационных заданий в ходе тренировки инструкторов по рукопашному бою позволило эффективно сочетать ее проведение с тактической и специальной подготовкой. Последнее существенно приблизило обучение инструкторов к решению реальных практических боевых задач. В целом весь комплекс выполнения ситуационных заданий обеспечивал наиболее полную, всестороннюю адаптацию инструкторов по рукопашному бою к выполнению практических задач боевой деятельности. В процессе такой тренировки происходил рост физиологических резервов, экономное их использование, совершенствовались мобилизационные механизмы у инструкторов по рукопашному бою.

В ходе проведения педагогического эксперимента учитывалось, что в связи с изменениями к требованиям профессиональной

подготовки сотрудников силовых ведомств возникла существенная необходимость кардинальным образом пересмотреть технологию подготовки инструкторского состава. Учитывалось, что при разработке данной технологии, по мнению ряда специалистов, необходимо использовать упражнения для специальных действий. Проведенное исследование показало, что наиболее важным фактором является направленность обучения инструкторов на решение конкретных задач при выполнении специальных действий [4]. При изучении военно-профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств инструкторам следует знать ее особенности. Результаты экспериментальной работы повлекли за собой более углубленное изучение особенностей военно-профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств с целью подбора наиболее эффективных упражнений для освоения специальных действий. Исследования показали, что попытки оказать нужное влияние на инструкторов без учета специфики решаемых задач сотрудниками силовых ведомств в разных условиях боевой обстановки не дают желаемых результатов. Содержание программы подготовки инструкторов учитывало специфику решаемых боевых задач.

Экспериментальные исследования выявили высокую значимость эффективности специальных действий при решении боевых задач сотрудниками силовых ведомств. Высокая значимость эффективности специальных действий при решении боевых задач сотрудниками силовых ведомств определяла направленность содержания программы подготовки инструкторов по рукопашному бою. Установлена определенная тенденция в деятельности сотрудников силовых ведомств при решении боевых задач. Выявлено, что она имеет строго детерминирующую направленность. Только при специальной интерпретации особенностей специальных действий сотрудников силовых ведомств можно конкретизировать программу подготовки инструкторов.

В ходе проведения педагогического эксперимента использовался индивидуально-дифференцированный подход к обучению инструкторов. Использование индивидуально-дифференцированного подхода к обучению инструкторов позволило учитывать уровень их подготовленности по различным разделам рукопашного боя. При использовании индивидуально-дифференцированного подхода к подготовке инструкторов выяснялось их отношение к будущей педагогической деятельности.

269

Содержание программы подготовки инструкторов было направлено на освоение специальных действий и на решение конкретных практических проблемных ситуаций. Решение конкретных практических проблемных ситуаций позволило инструкторам быстрее понимать смысл выполнения тех или иных приемов рукопашного боя.

Большое внимание в ходе проведения педагогического эксперимента уделялось сравнительному анализу уровня физической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Анализ полученных результатов свидетельствует о положительных изменениях, произошедших в уровне физической подготовленности всех испытуемых. Однако в экспериментальной группе эти изменения носили более выраженный характер, что может говорить об эффективности целенаправленного педагогического воздействия, разработанной программы подготовки инструкторов по рукопашному бою с использованием ситуационных заданий.

Особенно заметные различия наблюдались в показателях выполнения бега на 3 км. Данное обстоятельство можно объяснить более высоким уровнем физической готовности испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

Кроме того, у испытуемых экспериментальной группы более выраженным было проявление волевых качеств, обеспечивших мобилизацию их резервных функциональных возможностей в ходе выполнения теста в беге на 3 км.

В ходе проведения педагогического эксперимента учитывалось, что современная концепция подготовки инструкторов по рукопашному бою предполагает активное использование ситуационных заданий. Формирование готовности инструкторов по рукопашному бою к педагогической деятельности предполагает совместное развитие у них физических и личностных качеств, а также методических и военно-прикладных навыков рукопашного боя. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть технологию подготовки инструкторского состава. Поэтому была разработана и научно обоснована педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий. В процессе разработки педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою были определены компоненты реализации - средства, методы и формы физиче-

ской подготовки. Было обосновано содержание каждого из компонентов, а затем разработана технология их материализации.

К условиям функционирования модели относились:

базовый уровень готовности инструкторов (теория, методика, практика) по всем направлениям подготовки;

готовность инструкторов к педагогической деятельности;

объем учебного времени, отводимого для реализации целевых установок учебной программы;

квалификация педагогического состава, обеспечивающего подготовку инструкторов по рукопашному бою;

учебно-материальная база и информационные технологии обучения.

С учетом этих условий определялись основные компоненты педагогической модели подготовки инструкторов, причем важной задачей при их подборе являлась возможность научить инструктора применять в процессе своей будущей педагогической деятельности те же средства, методы и формы, которые использовались при их обучении.

Говоря о компонентах реализации, можно также отметить, что их подбор научно обосновывался и опирался на ряд исследований, проведенных с привлечением инструкторов по рукопашному бою и специалистов по оперативно-боевой подготовке силовых структур из 28 регионов России.

Средствами педагогической модели были определены приемы рукопашного боя, действия в ходе рукопашного боя, физические упражнения, служебно-профессиональные приемы и действия.

Анкетный опрос инструкторов по рукопашному бою и сотрудников, обеспечивающих организацию оперативно-боевой подготовки, показал, что в настоящее время в подразделениях недостаточно времени выделяется на совершенствование навыков рукопашного боя. Поэтому в модель подготовки инструкторов помимо физических упражнений мы включили неспецифические средства физической подготовки - служебно-профессиональные приемы и действия. Суть этих средств заключалась в выполнении на занятиях по дисциплинам оперативно-боевой подготовки и в процессе оперативно-служебной деятельности упражнений на формирование и совершенствование навыков рационального ведения схватки, в основе которой лежали основные принципы стратегии и тактики ведения рукопашного боя. Система-

270

тическая тренировка в многократном выполнении служебно-профессиональных приемов и действий в определенной мере компенсировала отсутствие возможности для регулярных занятий по физической подготовке.

Способы применения подобранных нами средств совершенствования сотрудников и конкретные пути достижения целевых установок программы являлись основными методами педагогической модели. Совокупность методов обучения, развития и воспитания, а также различных методических приемов, используемых во взаимосвязи, составляли соответствующий методический компонент модели. В этом компоненте большое внимание уделялось методической подготовке инструкторов по рукопашному бою. Проверка методической подготовленности осуществлялась по двум показателям. Первый показатель представлял оценку по знанию теории рукопашного боя. По второму показателю оценивалось качество выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению мероприятий физической подготовки (проведение отдельной части занятия, тренировки сборной команды, обучения приемам рукопашного боя, судейства соревнований). По решению преподавателя задание выполнялось полностью или частично. Качество выполнения методического задания оценивалось:

«отлично» - если задание выполнено правильно и уверенно;

«хорошо» - если задание выполнено правильно, но недостаточно уверенно;

«удовлетворительно» - если задание выполнено правильно, но неуверенно и с незначительными ошибками;

«неудовлетворительно» - если задание не выполнено или выполнено неуверенно и с грубыми ошибками.

При оценке выполнения задания по проведению мероприятия физической подготовки учитывались: внешний вид; строевая выправка; знание команд и правил соревнований; умение назвать, четко показать и объяснить прием либо действие. Далее оценивалось: умение выбрать рациональную методику проведения занятия, методику обучения упражнениям, приемам и действиям; умение предупреждать и исправлять ошибки, осуществлять страховку и оказывать помощь, определять состояние военнослужащих и правильно дозировать их физическую нагрузку.

Уровень методической подготовки инструкторов по рукопашному бою оценивался следующим образом:

«отлично» - если одна оценка «отлично», а вторая не ниже «хорошо»;

«хорошо» - если одна оценка «хорошо», а вторая не ниже «удовлетворительно»;

«удовлетворительно» - если обе оценки не ниже «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно» - если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Затем проводился сравнительный анализ уровня методической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Анализ полученных результатов свидетельствует о положительных изменениях, произошедших в уровне методической подготовленности всех испытуемых. Однако в экспериментальной группе эти изменения носили более выраженный характер, что может говорить об эффективности разработанной программы подготовки инструкторов по рукопашному бою с использованием ситуационных заданий.

В разработанной нами модели ведущее место отводилось активным методам обучения (кейс-метод, имитационные упражнения и АОС, учебная деловая игра) в сочетании с интерактивными компьютерными технологиями. Это требовало от обучаемых решения конкретных практических проблемных ситуаций и позволяло подойти к процессу обучения дифференцированно.

Большое внимание в ходе проведения педагогического эксперимента уделялось сравнительному анализу мотивационного компонента инструкторов по рукопашному бою.

Анализ мотивационного компонента показал, что у испытуемых, участвующих в эксперименте, возрос познавательный интерес к педагогической деятельности. Возросло и понимание важности и необходимости иметь специальные знания в области педагогики и психологии.

Исследованиями было установлено, что при разработке педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий необходимо учитывать определенные требования:

для обеспечения полноценного функционирования педагогической модели необходим подбор продуктивных компонентов реализации (средства, методы, формы), соответствующих требованиям оперативно-служебной деятельности силовых структур;

эффективность модели напрямую зависит от первоначальных условий и условий функ-

271

ционирования, в связи с чем необходимы обязательная адаптация и корректировка компонентов реализации педагогической модели под эти условия;

условия функционирования напрямую влияют на первоначальные условия; как следствие, подбор компонентов реализации педагогической модели должен быть адекватным первоначальным условиям и условиям функционирования;

сбалансированное сочетание компонентов реализации, подобранных в соответствии с взаимозависимыми условиями (первоначальными и функционирования), позволяет подготовить квалифицированных инструкторов, соответствующих современным требованиям.

При этом необходимо активно использовать ситуационные задания.

Для многих видов деятельности по использованию ситуационных заданий для подготовки инструкторов по рукопашному бою были определены основные компоненты. Главными компонентами педагогической деятельности по использованию ситуационных заданий для подготовки инструкторов по рукопашному бою являлись: формируемые умения и навыки выполнения приемов рукопашного боя. Учитывались также усилия и личная дисциплинированность инструкторов в ходе занятий.

Учитывалось, что в основе эффективной педагогической деятельности инструкторов по рукопашному бою лежит определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для обучения сотрудников силовых структур. Этот объем знаний, умений и навыков определялся в виде разработки ситуационных заданий.

Большое внимание уделялось формированию «самообразовательной компетенции» у инструкторов по рукопашному бою. Эта компетенция представляла собой самостоятельное приобретение знаний, формирование умений и навыков у инструкторов по рукопашному бою. Такая компетентность формировала способность у инструкторов по рукопашному бою к самообразовательной деятельности.

Для системного формирования самообразовательной компетентности инструкторов по рукопашному бою в ее структуру были включены элементы:

мотивационная компетенция инструкторов -умение самостоятельно мотивировать и регулировать свою познавательную деятельность;

методическая компетенция - умение организовывать самообразовательную деятельность в сфере познания новых методик обучения приемам рукопашного боя;

ситуативная компетенция - умение применить ситуационные задания в конкретных ситуациях боевой деятельности.

В ходе проведения педагогического эксперимента учитывалось, что в теории и практике отсутствует единый подход к пониманию использования ситуационных заданий для подготовки инструкторов по рукопашному бою; при обучении инструкторов наблюдается увлечение отдельными видами единоборств в ущерб комплексному решению задач, связанных с разбором отдельных ситуаций боевой практики.

Учитывалось, что традиционно проблема формирования у инструкторов по рукопашному бою необходимых знаний, умений и навыков рассматривалась с точки зрения формирования склонности к педагогической деятельности. Практика показала, что для педагогической деятельности необходим комплекс определенных свойств личности. Было установлено, что наиболее важное место занимают устойчивая педагогическая направленность и глубокие знания, навыки и умения, позволяющие эффективно обучать приемам рукопашного боя. Все это было сформировано у инструкторов по рукопашному бою в ходе обучения. Теоретическая модель обучения рассматривалась как система, включающая конкретные средства, методы и формы. Основными признаками эффективности модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур являлись: овладение наиболее целесообразными методами и приемами обучения приемам рукопашного боя; развивающаяся способность к самоконтролю на всех этапах выполняемой педагогической деятельности, а также умение планировать и организовывать свою педагогическую деятельность.

В разработанной педагогической модели подготовка инструкторов по рукопашному бою силовых структур осуществлялась в сочетании с интерактивными компьютерными технологиями, требующими от них решения конкретных практических проблемных ситуаций и позволяющими подойти к процессу обучения дифференцированно. В качестве этого использовались конкретные ситуационные задания. Специфические временные и организационные рамки использования ситуационных заданий в подготовке инструкторов также представлены в данной модели. В данную модель были включены следующие формы подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, самостоятельная тренировка. Все они имели свою специфическую направ-

272

ленность, содержание, методику, особенности организации, обеспечения, проведения и использовались в тесной взаимосвязи.

Проведенные исследования показали, что практическая реализация разработанной педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий зависит от многих факторов: от субъективных свойств личности, связанных с мотивацией инструкторов и отношением их к педагогической деятельности, а также от условий подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур.

Практика показала, что основными организационными условиями должны быть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

насыщенность учебного процесса с инструкторами активными формами обучения с использованием ситуационных заданий;

1. Болотин А.Э., Зюкин А.В., Петренко А.В. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России // Научное мнение. 2015. № 4-2. С. 102-108.

2. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 36-38.

3. Болотин А.Э., Васильева В. С. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 6(100). С. 29-32.

4. Болотин А.Э., Бакаев В.В. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 3(109). С. 33-35.

5. Болотин А.Э., Борисов А.В., Скрипачев С.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2014. № 8(114). С. 39-42.

6. Панченко И.А., Волков А.В., Болотин А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 32-34.

7. Bolotin А. Е., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle // Journal of physical education and sport. 2015. № 15(3). P. 362-364.

включенность подготовки инструкторов в реальную практическую деятельность, позволяющую учесть опыт применения приемов рукопашного боя в ходе служебно-профессио-нальных действий;

соблюдение последовательности этапов формирования методических навыков и умений у инструкторов.

Таким образом, проведенное исследование позволило обосновать педагогическую модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий и экспериментально проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости использования ситуационных заданий для повышения эффективности подготовки инструкторов к педагогической деятельности.

1. Bolotin A.E., Zyukin A.V., Petrenko A.V. Valuing of military-applied skills to resolve combat missions by members of the special forces, Interior Ministry Troops of Russia // Scientific opinion. 2015. № 4-2. P. 102-108.

2. Bolotin A.E., Caravan A.V. Indicators measuring the high effectiveness of the teaching staff of the departments of physical education // Theory and practice of physical culture. 2015. № 9. P. 36-38.

3. Bolotin A.E., Vasilyeva VS. Requirements for the training of specialists on the protection in emergency situations // Sci. notes of the university named after P.F. Lesgaft. 2013. № 6(100). P. 29-32.

4. Bolotin A.E., Bakaev V.V. Determinants of high efficiency archery //Sci. notes of the university named after P.F. Lesgaft. 2014. № 3(109). P. 33-35.

5. Bolotin A.E., Borisov A.V., Skripachev S.A. Psycho-pedagogical conditions, necessary for the effective regulation of training load during physical training of cadets of higher education institutions of air defence // Sci. notes of the university named after P.F. Lesgaft. 2014. № 8(114). P. 39-42.

6. Panchenko I.A., Volkov A.V., Bolotin A.E. The pedagogical model of physical readiness of personnel of rescue units // Theory and practice of physical culture. 2014. № 2. P. 32-34.

7. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle // Journal of physical education and sport. 2015. № 15(3). P. 362-364.

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.