Научная статья на тему 'Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов'

Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВУЗА МВД / УСЛОВИЯ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / SPECIAL PHYSICAL PREPARATION / CADETS OF HIGH SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / CONDITIONS OF LOCAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO FULFILMENT OF FIGHTING PROBLEMS IN THE CONDITIONS OF LOCAL CONFLICTS

In work are presented the results of the conducted research on working out of pedagogical technology of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs to fulfillment of fighting problems in the conditions of local conflicts. High efficiency of the developed pedagogical technology is experimentally proved by the author.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНОБОЕВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Андрей Витальевич Алдошин, соискатель,

Военный институт физической культуры (ВИФК), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной педагогической технологии.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка; курсанты вуза МВД; условия локальных конфликтов.

THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO FULFILMENT OF FIGHTING PROBLEMS IN THE CONDITIONS OF LOCAL

CONFLICTS

Andrey Vitalevich Aldoshin, the competitor,

Military institute of physical educations and sports,

Saint-Petersburg

Abstract

In work are presented the results of the conducted research on working out of pedagogical technology of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs to fulfillment of fighting problems in the conditions of local conflicts. High efficiency of the developed pedagogical technology is experimentally proved by the author.

Keywords: special physical preparation; cadets of high school of the Ministry of Internal Affairs; conditions of local conflicts.

Как свидетельствует опыт наведения правопорядка в Ингушетии, Чеченской республике и Дагестане, недостаточный уровень физической, психологической подготовленности и профессиональных действий зачастую приводит к неоправданным потерям сотрудников МВД в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Проведенные исследования показали, что в настоящее время наблюдается несоответствие специальной подготовленности выпускников образовательных учреждений профессионального образования МВД РФ к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов, о чем свидетельствуют отзывы с места несения службы выпускников. Вместе с тем, поступающая информация носит разрозненный и общий характер. С целью определения факторов, влияющих на эффективность служебно-боевой деятельности выпускников вуза МВД в условиях локальных конфликтов, был проведен опрос офицеров МВД, принимавших участие в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе. В результате проведенного опроса были определены данные факторы (табл. 1).

По мнению 26,8% опрошенных выпускников, уровень профессиональной подготовки, приобретенный ими в процессе обучения, не обеспечивает эффективного решения оперативно-служебных задач в условиях локальных конфликтов.

Основными недостатками в подготовке молодых специалистов МВД 32,8% руководителей считают отсутствие практических навыков в выполнении служебнобоевых задач в условиях локальных конфликтов.

По результатам опроса сотрудников МВД, принимавших участие в локальных конфликтах на Северном Кавказе, были установлены профессионально важные прикладные навыки, физические и психические качества, необходимые выпускникам вуза МВД. К ним относятся: эмоциональная устойчивость; быстрое переключение и рас-

пределение внимания; общая и силовая выносливость, ловкость и быстрота в действиях; хорошее владение стрелковым оружием и навыками рукопашного боя.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, влияющих на эффективность служебно-боевой

деятельности выпускников вуза МВД в условиях локальных конфликтов (п=157)

Значимость (ранговое место) Факторы, влияющие на эффективность служебно-боевой деятельности в условиях локальных конфликтов Ранговый показатель %

1 Наличие высокой физической и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях 19,7

2 Постоянная угроза нападения и опасность для жизни 17,3

3 Новизна и необычность обстановки в условиях проведения контртеррористических операций 14,5

4 Дефицит информации о нахождении бандитских формирований 12,5

5 Сложность действий в необычных условиях 11,2

6 Новые климатогеографические условия 10,8

7 Ограничение пространства для движений при проведении силового задержания 8,1

8 Преследование и задержание преступников в условиях незнакомой местности 5,9

Изучение динамики физической подготовленности курсантов вуза МВД свидетельствует о низкой эффективности функционирования системы физической подготовки.

Основными недостатками являются: несоответствие применяемых средств и методов физической тренировки задачам служебно-боевой деятельности выпускников в условиях локальных конфликтов; отсутствие научно обоснованных методик, направленных на обеспечение физической и психологической готовности выпускников вузов МВД к эффективным действиям в экстремальных условиях; недостаточно эффективное использование всех форм физической подготовки в интересах повышения профессиональной подготовленности; отсутствие объективных критериев и тестов, определяющих степень физической и психологической готовности выпускников к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов.

Таблица 2

Ранговая структура педагогических условий, влияющих на высокую эффективность функционирования системы специальной физической подготовки курсантов вуза МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных кон-

фликтов (п=157)

Значимость фактора (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Наличие научно обоснованной педагогической технологии организации физической подготовки курсантов к выполнению служебнобоевых задач в условиях локальных конфликтов 19,1

2 Наличие материально-технической базы, позволяющей моделировать экстремальные условия служебно-боевой деятельности 18,8

3 Наличие соответствующих методик развития психических, физических качеств и прикладных навыков, необходимых для эффективного выполнения служебно-боевых задач 17,0

4 Наличие хорошо подготовленного профессорско-преподавательского состава 15.1

5 Наличие научно обоснованной программы специальной физической тренировки к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов 14,2

6 Наличие плана подготовки к эффективным действиям в таких условиях 8,5

7 Наличие системы тестов, позволяющих объективно определить степень физической и психологической готовности выпускников к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных условиях 7,3

В результате проведенного исследования были обоснованы педагогические условия, необходимые для высокой эффективности функционирования системы специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов (табл. 2).

Физическая подготовка будущих сотрудников МВД рассматривается как составная часть системы профессионального обучения. С учетом конкретных экстремальных условий профессиональной деятельности была разработана педагогическая технология организации специальной физической подготовки курсантов вуза МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов.

Данная технология состоит из четырех этапов (рис. 1): функциональной, скоростно-силовой, психологической и эмоционально-волевой подготовки. На каждом из перечисленных этапов целенаправленно использовались соответствующие средства и методы тренировки.

I этап «Функциональной подготовки» (1-11 курс) |

ЦЕЛЬ: Расширение функциональных возможностей кардиореспираторной системы у курсантов;

СРЕДСТВА: Бег на длинные дистанции (до 8 км); марши на лыжах (до 20 км); плавание (до 2 км);

спортивные и подвижные игры; силовые упражнения на гимнастических снарядах; упражнения с гирями,

штангой и на тренажерах;

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ: Равномерный, повторный, максимальных мышечных усилий;

НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВКИ: На развитие общей и силовой выносливости, силы;

ПАРАМЕТРЫ НАГРУЗКИ: ЧСС 140-160 уд/мин, до порога анаэробного обмена

II этап «Скоростно-силовой подготовки» (III курс)______________________|

ЦЕЛЬ: Формирование механизмов долговременной адаптации к физической нагрузке;

СРЕДСТВА: Бег на средние и короткие дистанции; плавание с использованием отрезков до 100 м;

спортивные и подвижные игры; рукопашный бой; преодоление препятствий; силовые упражнения на гимнастических снарядах; упражнения с гирями и на тренажерах;

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ: Повторный, интервальный, максимальных мышечных усилий, до отказа; НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВКИ: На развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты в

действиях;

ПАРАМЕТРЫ НАГРУЗКИ: ЧСС 150-170 уд/мин, на уровне порога анаэробного обмена

III этап «Психологической готовности» (IV курс)

ЦЕЛЬ: Формирование психологической и физической готовности курсантов к действиям в экстремальной обстановке;

СРЕДСТВА: Преодоление препятствий с применением имитационных средств; в полной экипировке;

ведение рукопашного боя на фоне усталости; подвижные и спортивные игры; силовые упражнения на гимнастических снарядах; упражнения со штангой и на тренажерах;

МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ: Повторный, необычных двигательных заданий, интервальный, до отказа; НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВКИ: На развитие смелости, решительности, настойчивости, упорства,

быстроты распределения и переключения внимания; ловкости и быстроты; формирование навыков преодоления препятствий и рукопашного боя;

ПАРАМЕТРЫ НАГРУЗКИ: ЧСС 170-180 уд/мин, на уровне, превышающем порог анаэробного обмена

IV этап «Эмоционально-волевой подготовки» (V курс)

ЦЕЛЬ: Формирование эмоционально-волевой устойчивости и развитие физической и психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных условиях;

СРЕДСТВА: Преодоление препятствий с применением имитационных средств; в полной экипировке и стрельбой из огнестрельного оружия; ведение рукопашного боя с численно превосходящим противником и моделированием боевой обстановки; метание гранат; силовые упражнения; подвижные и спортивные игры; МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ: Повторный, интервальный, необычных двигательных заданий, сопряженных упражнений;

НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВКИ: На развитие эмоционально-волевых и психологических качеств,

необходимых для успешного выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях; быстроты, ловкости; совершенств. навыков рукопашного боя с численно превосходящим противником;

ПАРАМЕТРЫ НАГРУЗКИ: ЧСС 180 уд/мин и выше, на максимально возможном уровне превышения порога анаэробного обмена

Рис. 1. Педагогическая технология организации специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов

При этом приоритетными средствами физической подготовки в ней являются:

рукопашный бой с численно превосходящим противником, преодоление препятствий с применением имитационных средств, спортивные и подвижные игры.

Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии организации специальной физической подготовки курсантов вуза МВД к выполнению задач в условиях локальных конфликтов. По окончании педагогического эксперимента показатели функциональной, скоростно-силовой, психологической и эмоционально-волевой подготовленности были достоверно лучше у курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (табл. 3).

Таблица 3

Показатели скоростно-силовых качеств мышц верхних и нижних конечностей испытуемых контрольной и экспериментальной групп _______________в процессе педагогического эксперимента (п=25)_____________

Группа Этап Показатели

Подтягивание (кол-во раз) Бег 100 метров (с)

До | После Р До | После Р

Эксперимента (х ±т) Эксперимента (х ±т)

ЭГ I 11,8±0,93 13,7±0,9 <0,001 14,0±0,4 14,0±0,2 <0,001

КГ 11,4±0,94 12,1±0,8 <0,01 14,7±0,3 14,5±0,2 <0,05

ЭГ II 11,7±0,85 14,7±1,0 <0,01 14,2±0,3 13,8±0,2 <0,01

КГ 11,9±0,91 12,6±0,8 <0,01 14,3±0,3 14,1±0,1 <0,05

ЭГ III 12,9±0,88 15,8±0,9 <0,001 14,1±0,1 13,0±0,1 <0,001

КГ 13,2±0,98 13,0±1,0 <0,01 14,0±0,2 14,3±0,4 <0,01

ЭГ IV 12,9±0,85 15,0±1,0 <0,001 14,5±0,2 12,9±0,2 <0,001

КГ 12,7±0,97 12,0±0,9 <0,05 14,4±0,3 15,0±0,4 <0,001

ВЫВОД

Разработанная технология показала высокую эффективность. В результате ее применения достоверно улучшились показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости у курсантов экспериментальной группы. Это позволило выпускникам вуза МВД более качественно решать служебно-боевые задачи в условиях локальных конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов, Е.А. Проблема развития и совершенствования общепрофессиональных и профессионально важных функций у слушателей учебных заведений МВД РФ средствами физической культуры и спорта при многоуровневом обучении [Текст] / Е.А. Анисимов, А.Ф. Калашников // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации Концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ : тез. докл. науч.-практ. конф. - Орел, 1996. - С. 12-18.

2. Баркалов, С.Н. К вопросу о психологической подготовке курсантов высших учебных заведений МВД России [Текст] / С.Н. Баркалов // Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. / Высшая школа МВД РФ. - Орел, 1996. - 46 с.

3. Герасимов, И.В. Содержание специально направленной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России с использованием спортивных и подвижных игр (на примере подготовки оперуполномоченных уголовного розыска) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Герасимов И.В. ; Воен. ин-т. физ. культуры. - СПб., 2003. - 29 с.

4. Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях : монография / Б.В. Ендальцев ; Мин-во обороны Рос. Федерации. - СПб. : [б.и.], 2008. - 198 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кузнецов, И. А. Подготовка военнослужащих к боевым действиям в условиях горно-пустынной местности : монография / И. А. Кузнецов ; Воен. ин-т физ. культу-

ры. - СПб. : [б.и.], 2005. - 287 с.

6. Маркин, Э.В. Физическая подготовка курсантов старших курсов вуза МВД России с учетом их физкультурных интересов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Маркин Э.В. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - 20 с.

7. Ранцев, Г.М. Технология применения интенсивных методов тренировки в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России [Текст] / Г.М. Ранцев // Теоретико-методологические проблемы совершенствования подготовки специалистов на современном этапе реформы образования : сб. науч.-метод. статей / под ред. В .В. Миронова, В.Л. Пашуты ; СПб ГЛА, ВИФК. - СПб., 2005. - С. 71-72.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОНСОРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МИНИ-

ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ

Эмиль Гуметович Алиев, кандидат педагогических наук, генеральный директор Ассоциации мини-футбола России (АМФР),

Семен Николаевич Андреев, кандидат педагогических наук, доцент, президент Ассоциации мини-футбола России (АМФР),

Константин Викторович Еременко, президент мини-футбольного клуба «Динамо»,

г. Москва

Аннотация

На основании проведенного исследования прослеживается эволюция спонсорской деятельности мини-футбольных клубов высшего и первого дивизионов в период 1996-2008 гг., рассматриваются тенденции развития в профессиональных клубах данного вида маркетинговых отношений и технологий, а также связь данного позитивного процесса с общим прогрессом отечественного мини-футбола.

Ключевые слова: спонсоры, клуб, развитие, коммерческие отношения.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SPONSORSHIP OF PROFESSIONAL MINIFOOTBALL CLUBS

Emil Gumetovich Aliev, the candidate of pedagogical sciences, the general director of Association of mini-football of Russia (АМFR),

Simeon Nikolaevich Andreev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the president of Association of mini-football of Russia (АМFR),

Konstantin Viktorovich Eremenko, president of FC “Dynamo ” Moscow,

Moscow

Abstract

On the basis of carried out research evolution of sponsor's activity of mini-football clubs of the maximum and first battalions during 1996-2008 years is traced, tendencies of development in professional clubs of this kind of marketing attitudes and technologies, and also communication of this positive process with the general progress of domestic mini-football are considered.

Keywords: sponsors, club, development, commercial attitudes.

Развитие в нашей стране рыночных отношений дало толчок к зарождению и быстрому прогрессу спортивного спонсорства, без которого сегодня не мыслится функционирование и развитие профессионального спорта, нуждающегося в дополнительных источниках финансирования, инновационных средствах ведения конкурентной борьбы, осуществлении рыночной коммуникации и т.д. [3, 4, 6, 7]. Являясь по своей сути коммерческим занятием, спонсорство основывается на контракте между партнерами и имеет целью обмен определенными обязательствами, услугами и финансовыми средствами.

Мировой и отечественный опыт развития спонсорства в сфере профессионального спорта показывает, что, с одной стороны, предприниматели как субъект спонсорства стремятся к улучшению своего имиджа, осуществлению в той или иной степени рекламно-пропагандистской деятельности, установлению тесных взаимоотношений с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.