Научная статья на тему 'Поэтапное построение процесса профессионального совершенствования будущих офицеров Национальной гвардии Российской федерации с использованием тренировочных комплексов специальных и физических упражнений, ориентированных на их предстоящую служебно-боевую деятельность'

Поэтапное построение процесса профессионального совершенствования будущих офицеров Национальной гвардии Российской федерации с использованием тренировочных комплексов специальных и физических упражнений, ориентированных на их предстоящую служебно-боевую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ / ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголев Валерий Александрович, Колгин Виктор Борисович

В статье раскрываются содержание и педагогический алгоритм поэтапного построения процесса профессионального совершенствования будущих офицеров Национальной гвардии Российской Федерации командного профиля на основе использования в образовательном процессе комплексов специальных и физических упражнений, приемов и действий, ориентированных на их предстоящую профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголев Валерий Александрович, Колгин Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of future officers of National guard of the Russian Federation with use of training complexes of the special and physical exercises focused on their forthcoming office and fighting activity

In article contents and pedagogical algorithm of stage-by-stage creation of process of professional improvement of future officers of National guard of the Russian Federation of a command profile on the basis of use in educational process of complexes of the special and physical exercises, receptions and actions focused on their forthcoming professional activity reveal.

Текст научной работы на тему «Поэтапное построение процесса профессионального совершенствования будущих офицеров Национальной гвардии Российской федерации с использованием тренировочных комплексов специальных и физических упражнений, ориентированных на их предстоящую служебно-боевую деятельность»

УДК 796.07

ПОЭТАПНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ИХ ПРЕДСТОЯЩУЮ СЛУЖЕБНО-

БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург, Виктор Борисович Колгин, старший преподаватель, Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ, Саратов

Аннотация

В статье раскрываются содержание и педагогический алгоритм поэтапного построения процесса профессионального совершенствования будущих офицеров Национальной гвардии Российской Федерации командного профиля на основе использования в образовательном процессе комплексов специальных и физических упражнений, приемов и действий, ориентированных на их предстоящую профессиональную деятельность.

Ключевые слова: профессиональное совершенствование, комплексы физических и специальных упражнений, приемов и действий, служебно-боевая деятельность, будущие офицеры, Национальная гвардия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p191-195

IMPROVEMENT OF FUTURE OFFICERS OF NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH USE OF TRAINING COMPLEXES OF THE SPECIAL AND PHYSICAL EXERCISES FOCUSED ON THEIR FORTHCOMING OFFICE AND FIGHTING ACTIVITY

Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, Victor Borisovich Kolgin, the senior teacher, Saratov Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation, Saratov

Annotation

In article contents and pedagogical algorithm of stage-by-stage creation of process of professional improvement of future officers of National guard of the Russian Federation of a command profile on the basis of use in educational process of complexes of the special and physical exercises, receptions and actions focused on their forthcoming professional activity reveal.

Keywords: professional improvement, complexes of physical and special exercises, receptions and actions, office and fighting activity, future officers, National guard.

Научно-теоретическое обоснование поэтапного построения процесса профессионального совершенствования будущих офицеров Национальной гвардии Российской Федерации командного профиля, было направленно, прежде всего, на разработку и использование в образовательном процессе комплексов физических и специальных упражнений, приемов и действий, ориентированных на их предстоящую служебно-боевую деятельность.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический алгоритм реализации содержания и методики поэтапного построения процесса профессионального совершенствования будущих офицеров Национальной

гвардии Российской Федерации осуществлялся с учетом последовательности решения военно-образовательных задач в соответствии с предназначением и включал в себя несколько этапов.

Первый этап (первый курс)

Одной из важных задач данного этапа являлась задача освоения курсантами тренировочного комплекса № 1 - ориентированного на подготовку к участию в служебно-боевых операциях, проводимых в условиях горно-лесистой местности, и включавшего в свое содержание упражнения приемы и действия:

- на развитие общей выносливости: бег на 1 и 3 км; марш-бросок на 6-10 км в составе подразделения, передвижение по азимуту в сочетании с попутным преодолением естественных препятствий;

- в преодолении отдельных элементов горно-штурмовой полосы препятствий в боевом снаряжении и экипировке на оборудованном скалодроме;

- в скрытом передвижении по горно-лесистой местности с преодолением водных преград и метанием учебных гранат;

- в моделировании и применении специальных учебно-тренировочных приемов и действий, адекватных ситуациям ведения боевых действий в Северо-Кавказском регионе;

- рукопашного боя на фоне совершения марш-бросков и др.

Тренируемые физические качества: сила, ловкость, выносливость, пространственная ориентировка. Тренировочный процесс организуется во время учебных занятий, полевого выхода, занятий на тактическом поле.

Второй этап (второй курс) имел своей задачей повышение уровня общей физической и специальной подготовленности курсантов до требований оценки «хорошо - отлично». Главной педагогической задачей данного этапа являлось освоение тренировочного комплекса № 2, ориентированного на подготовку к участию в служебно-боевых операциях, проводимых в населенных пунктах.

Решение данной задачи предполагало:

- повышение плотности и интенсивности проведения учебных занятий и других форм специальной и физической подготовки за счет выполнения курсантами комплексов физических и специальных упражнений, приемов и действий, ориентированных на предстоящую служебно-боевую деятельность;

- развитие стремления у будущих офицеров Национальной гвардии Российской Федерации командного профиля к активной спортивно-профессиональной деятельности путем учета физкультурно-спортивных интересов и удовлетворения потребностей в занятиях избранными видами спорта.

Тренируемые физические качества: сила, ловкость, быстрота. Тренируется во время учебных занятий, полевого выхода, занятий на тактическом поле.

Тренировочные упражнения приемы и действия: специальное контрольное упражнение на полосах препятствий; метание гранат на точность и дальность; челночный бег 10^10 м, выполняется в бронежилете; бег на 400 м или челночный бег 4*400 м, выполняется в полном боевом снаряжений; бег на 1 км (марш на лыжах в составе подразделения на 5 км) выполняется в полном боевом снаряжений; подъем силой на перекладине в бронежилете; передвижение на поле боя; выдвижение штурмовой группы к объекту; проникновение различными способами в здание; приемы боя с оружием, приемы обезоруживания, приемы задержания, специальные приемы и действия.

Третий этап (третий курс) имел своей задачей повышение уровня общей физической подготовленности курсантов до требований оценки «отлично». Главной педагогической задачей данного этапа являлось освоение комплекса № 3, ориентированного на подготовку к участию в служебно-боевых операциях, по освобождению заложников.

Решение данной задачи предполагает: формирования готовности курсантов к деятельности по физическому самосовершенствованию на основе достижения такого функционального состояния и мотивации, которые характеризуются мобилизованностью всех ресурсов, необходимых для успешного выполнения задач предстоящей служебно-боевой деятельности; преодоления трудностей в ходе спортивного достижения намеченных целей путем создания реально достижимых перспектив; развитие у курсантов уверенности в своих силах и возможностях.

Тренируемые физические качества: сила, ловкость, быстрота, пространственная ориентировка. Тренируется во время учебных занятий, полевого выхода, занятий на тактическом поле.

Тренировочные упражнения приемы и действия: общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий в бронежилете; метание гранат на точность; бег на 400 м или челночный бег 4*400 м, выполняется в полном боевом снаряжений; бег на 1 км (марш на лыжах в составе подразделения на 5 км) выполняется в полном боевом снаряжений; лазание по канату в бронежилете и автоматом; действия по обезвреживанию террористов в автобусе; спуск со здания штурмовым способом; приемы боя с оружием, приемы обезоруживания, приемы задержания, специальные приемы и действия

Четвертый этап (четвертый-пятый курс) имел своей задачей повышение военно-спортивной подготовленности будущих офицеров Национальной гвардии Российской федерации командного профиля до уровня требований второго-первого спортивного разряда по военно-прикладным видам спорта.

Основными путями решения данной задачи являлись:

- создание соответствующих возможностей для участия каждого курсанта в спортивной деятельности, обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;

- подготовка квалифицированного тренерского состава;

- планирование и проведение спортивных соревнований по различным видам спорта с участием максимально возможного количества будущих офицеров Национальной гвардии Российской федерации;

- разработка критериев оценки и стимулирования спортивных достижений курсантов и тренерского состава.

Важнейшими задачами организации и проведения данного этапа являлись освоение комплексов № 4 и № 5, ориентированных на подготовку к участию будущих офицеров в операциях по поддержанию порядка при провокационных выступлениях антиконституционного характера и на подготовку к участию в операциях по нейтрализации террористов и включавших в свое содержание упражнения:

Комплекс № 4. Подготовка к участию в служебно-боевых операциях по поддержанию конституционного порядка при массовых протестных выступлениях.

Тренируемые физические качества: сила, выносливость. Тренируется во время учебных занятий, полевого выхода, занятий на тактическом поле.

Тренировочные упражнения приемы и действия: общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий в бронежилете; приемы боя в снаряжении с использование специальных средств (палка резиновая, щит), приемы задержания, обыска и конвоирования; метание гранат на дальность; бег на 100 м или челночный бег 10*10 м в бронежилете; бег на 3 км, 5 км (марш на лыжах в составе подразделения на 5, 10 км) выполняется в полном боевом снаряжений; комбинированное силовое упражнение на перекладине; приемы боя в снаряжении с использование специальных средств (палка резиновая, щит), приемы задержания, обыска и конвоирования; тренировка построения боевых порядков («Черепаха», «Клином», уступом «Вправо», «Влево»).

Комплекс №5. Подготовка к участию в служебно-боевых операциях по задержанию и нейтрализации террористов.

Тренируемые физические качества: сила, быстрота, выносливость. Тренируется во время учебных занятий, полевого выхода, занятий на тактическом поле.

Тренировочные упражнения приемы и действия: общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий в бронежилете; метание гранат на точность и дальность; бег на 100 м или челночный бег 10*10 м в бронежилете; бег на 3, 5, 10 км (марш на лыжах в составе подразделения на 5, 10 км) выполняется в полном боевом снаряжений; комбинированное силовое упражнение на перекладине; лазание по канату в бронежилете и автоматом; плавание в обмундирований с оружием; приемы боя с оружием, приемы обезоруживания, приемы задержания, специальные приемы и действия.

Упражнения приемы и действия данного, а также других комплексов планировались и осваивались на учебных занятиях и других формах физической подготовки преимущественно в условиях пребывания курсантов в учебных центрах, полевых выходах, в процессе учебных занятий, проводимых на кафедрах общевоенных дисциплин.

Методика применения, тренировочных комплексов физических упражнений, приемов и действий, ориентированных на предстоящую служебно-боевую деятельность выпускников вузов внутренних войск командного профиля базируется на педагогических принципах:

- военно-профессиональной обусловленности и оптимальности - готовить курсантов в ходе физической подготовки к тому, что может быть востребовано служебно-боевой практикой;

- военно-профессиональной ориентации - строго подчинять содержание, организацию и методику физической подготовки поставленным целям предстоящей военно-профессиональной деятельности;

- опережающего подхода - рассматривать цели и задачи физической подготовки с учетом многопланового характера предстоящей военно-профессиональной деятельности;

- обеспечения личной примерности преподавателей и командиров в готовности к участию в служебно-боевых операциях;

- комплексирования средств физической, тактической и специальной подготовки для успешного выполнения служебно-боевых задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что поэтапное применение ориентированных на предстоящую служебно-боевую деятельность будущих офицеров Национальной гвардии Российской Федерации тренировочных комплексов специальных и физических упражнений, приемов и действий с преимущественной направленностью на развитие общей и скоростно-силовой выносливости, формирование навыков ведения рукопашного боя в сочетании с преодолением элементов горноштурмовой полосы препятствий со стрельбой из личного оружия, включение в содержание занятий марш-бросков по пересеченной местности на 3, 5 и 10 км в боевом снаряжении и экипировке с оружием, с попутным преодолением водных преград и в условиях горно-лесистой местности, а также оптимального чередования физических нагрузок по объему, интенсивности и направленности позволяет достичь такого уровня их профессионального совершенствования, который обеспечивает эффективное решение служебно-боевых задач в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс Саратовского военного института внутренних войск МВД России описанных комплексов позволило этому вузу занять ведущие места в смотрах физической подготовки и спортивной работы выпускных курсов в 20142015 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щеголев, В.А. Организация физической подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России командного профиля к служебно-боевым операциям / В.А. Щеголев, В.Б. Кол-гин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2015. - № 1. - С. 84-90.

2. Щеголев, В.А. Содержание и методика физической подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России на основе применения тренировочных комплексов физических и специальных упражнений, приемов и действий / В.А. Щеголев, В.Б. Колгин, И.Е. Кабаев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 2 (29). - С. 136144.

3. Щеголев, В.А. Физическая подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России командного звена к служебно-боевым операциям как научная задача / В.А. Щеголев, В.Б. Колгин, П.В. Мельничук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 4 (27). - С. 239-246.

REFERENCES

1. Shchegolev, V.A. and Kolgin, V.B. (2015), "The organization of physical training of future officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of a command profile to office combat operations", Medical and biological and social and psychological problems of safety in emergency situations, No. 1, pp. 84-90.

2. Shchegolev, V.A., Kolgin, V.B., Kabayev, I.E. (2015), "Content and technique of physical training of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of application of training complexes of physical and special exercises, acceptances and actions", Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 2 (29), pp. 136-144.

3. Shchegolev, V.A., Kolgin, V.B. and Melnichuk, P.V. (2014), "Physical training of future officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia of a command link to office combat operations as a scientific task", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4 (27), pp. 239-246.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.06.2016

УДК 371.72

О ДИНАМИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук,

профессор,

Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Анатольевна Гаврилова, доктор медицинских наук, профессор, Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова (СЗГГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена анализу динамики табакокурения и употребления алкоголя среди школьников за период с 2001 г. по 2014 г. Результаты исследования позволили выявить ряд тенденций, характеризующих формы поведения школьников, сопряженных с риском для здоровья. Установлено, что за указанные годы число регулярно курящих 13-летних школьников снизилось с 31,5 до 26,0%, хотя и остается еще на высоком уровне. В то же время выявлено, что за исследуемый период количество 11 и 13-летних школьников, употребляющих алкоголь не реже одного раза в неделю, практически не изменилось и находится в пределах статистической погрешности, а 15-летних подростков - в среднем уменьшилось на 4,5%.

Ключевые слова: табакокурение, алкоголь, здоровье, школьники, риск для здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.