Научная статья на тему 'Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов вузов МВД России'

Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / курсанты ву- зов МВД России / социально-культурные факторы и условия / формы воспитания / направленность физического воспита- ния / развитие личности / physical education / cadets of the RF Interior Ministry higher educational institutions / socio-cultural factors and conditions / forms of education / physical education profile / personality development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гричанов Антон Сергеевич

В статье рассматриваются основные факторы и усло-вия, влияющие на формирование физической культуры кур-сантов вузов МВД России. На основе разработанной систе-мы профессиональной направленности сделан анализ каче-ственных и количественных изменений в процессе овладе-ния курсантами способностями реализовать объективныевозможности, заложенные в физической культуре и спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гричанов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural factors and conditions of developing physical culture of the cadets of the RF Interior Ministry higher educational institutions

The article deals with the main factors and conditions which influence the development of physical culture of the cadets of the RF Interior Ministry higher educational institutions. The developed system of professional profile enables the author to assess qualitative and quantitative changes in the cadets’ acquiring proficiency to realize objective possibilities implied by physical education and sport.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов вузов МВД России»

Гричанов А. С. Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов...

9 Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 511 с. ; Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 412 с. ; и др.

10 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 273.

11 Карасев А. В. Концептуальные основы физической подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование учебнообразовательного процесса по боевой и физической подготовке курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : сб. статей. Орел, 2002. С. 23-26.

12 Карасев А. В. Указ. соч. С. 24.

13 Баркалов С. Н., Герасимов И. В., Кателкин А. В. Специальная направленность физической подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография под общ. ред. С. Н. Баркалова. Орел, 2010. С. 144-145.

УДК 378.634:796

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

А. С. Гричанов

В статье рассматриваются основные факторы и условия, влияющие на формирование физической культуры курсантов вузов МВД России. На основе разработанной системы профессиональной направленности сделан анализ качественных и количественных изменений в процессе овладения курсантами способностями реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте.

Ключевые слова: физическое воспитание, курсанты вузов МВД России, социально-культурные факторы и условия, формы воспитания, направленность физического воспитания, развитие личности.

Совокупностью задач физического воспитания в рамках системы образования обусловлена целевая направленность физической культуры личности, представляющая сплав теоретических знаний, ценностносмысловых ориентиров, мотиваций и потребностей. Однако содержание социально-культурных факторов и условий формирования физической культуры курсантов вузов МВД России (с позиции оказания ими влияния на процессы совершенствования физической культуры личности как системного представления) раскрыто не в полной мере.

Вопросы формирования физической культуры курсантов в системе профессионального образования вузов МВД России рассматривались в трудах многих отечественных специалистов. Можно выделить ряд концепций, касающихся физического самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности, ее общекультурного уровня. Наравне с этим следует подчеркнуть основополагающую роль физической культуры как одного из элементов профессионального роста специалиста в любом виде деятельности.

Физическая культура представляет первую жизненную и производственную потребность личности, являясь совокупностью морально-волевых и физических

14 Бакин А. В., Кузнецов А. Ф. Проблемы реализации Наставления по организации физической подготовки // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: мат. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2014. С. 17-22.

15 Хыбыртов Р Б., Ушенин А. И., Торопов В. А. Инновационный подход в обучении сотрудников в свете требований Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сб. матер. XXI всеросс. круглого стола. В 2 ч. Ч. 1 : Физическая подготовка и спорт. Орел, 2013. С. 110-113.

16 Бакин А. В., Кузнецов А. Ф. Указ. соч. С. 20.

сил, которыми обладает организм человека (В. К. Баль-севич, М. Я. Виленский, В. Н. Курысь, Л. И. Лубышева, Н. Х. Хакунов и др.).

Анализируя культурологический подход, можно прийти к выводу, что физическая культура личности наделена универсальными характеристиками, при этом она определяет социально-гуманистическую направленность. Из данного положения следует целевое содержание физического воспитания курсанта, которое опирается на формирование физической культуры личности. Как считает В. К. Бальсевич ', под физической культурой личности следует понимать активное воздействие не только на физические способности человека, но и на чувства, сознание, психику и интеллект.

Отметим важность влияния совокупности полученных теоретических и практических знаний служебнопрофессионального характера в процессе формирования физической культуры курсантов вузов МВД России. Существуют различные мнения, касающиеся как профессионально-функциональных знаний, так и обеспечивающих повседневную деятельность человека, в ходе которой приобретается личный жизненный опыт. Для курсантов вузов МВД России основополагающим требованием является грамотное применение полученных знаний из области физической культуры в проекции жизненного опыта. Однако многие курсанты такими знаниями не обладают, а потому неспособны методически правильно организовать самостоятельную подготовку в области физической культуры.

Данные проблемы обусловили необходимость выявления основных факторов и условий, влияющих на формирование физической культуры курсантов вузов МВД России. Актуальность такой работы определяется разработкой системы профессиональной направленности формирования физической культуры личности курсантов, которая решает следующие задачи 2:

— воспитание у курсантов активно-положительной мотивации, современных взглядов и убеждений на роль физической культуры в формировании личности;

— овладение курсантами системой общетеоретических, психолого-педагогических, специальных и мето-

16

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Гричанов А. С. Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов...

дических знаний по использованию физической культуры и спорта в воспитательной работе;

— овладение курсантами системой практической подготовки, обеспечивающей использование психологопедагогических и методических умений и навыков в деятельности по физическому воспитанию.

Система физического воспитания курсантов является частью профессиональной подготовки, опирается на ее принципы, цели, задачи, методы и условия подготовки будущих специалистов.

Формирование физической культуры курсантов требует реализации ряда основополагающих принципов3:

— комплексное, системно-целевое воздействие на формирование личности как решающий метод повышения эффективности всех основных направлений воспитания, обеспечивающие единство сознания и активной жизненной позиции;

— единство обучения и воспитания, целостность учебно-воспитательного процесса, связь вузовского воспитания с воспитательной работой социально-культурных учреждений;

— непрерывность, последовательность, преемственность воспитательного процесса в течение всего периода формирования личности курсантов вуза;

— учет специфики факультета, года обучения, уровня общекультурного и профессионального развития курсантов и дифференцированный подход к ним;

— единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования на основе принципа развивающего обучения и воспитания;

— взаимодействие педагогических коллективов и общественных организаций в достижении воспитательных целей;

— взаимосвязь личной заинтересованности и общественной необходимости в воспитательной деятельности, утверждение в сознании каждого курсанта общественной значимости, воспитание деловых, нравственных и физических качеств.

Выделим основные социально-культурные факторы формирования физической культуры личности. Первый — успешное формирование профессиональной направленности обучения и воспитания курсантов, которое имеет непосредственное отношение к процессу становления их личности. Для его успешного осуществления важную роль играет личностная убежденность курсантов в положительном влиянии занятий физической культурой на укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, в том числе служебнопрофессионального характера. Большое значение в данном ключе приобретает правильный подход при проведении массовых мероприятий, спортивных конкурсов и соревнований, осуществление пропаганды физической культуры и спорта, наглядная демонстрация достижений спорта в вузе, организация лекций и бесед, просмотр спортивных кинофильмов, встречи с лучшими спортсменами-курсантами, успешно сочетающими учебу и занятия спортом, выпускниками, учителями школ. Преподаватели дают консультации

и помогают в выборе вида спорта, в котором будут совершенствоваться курсанты.

Вторым важным фактором выступает воспитание положительного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Отношения как мотивационно-ценностный параметр в функциональной структуре личности курсанта занимают важное место. На протяжении всей жизни и служебно-профессиональной деятельности будущего сотрудника полиции возникают и формируются различного рода отношения. Они способны влиять на субъективные факторы, регулирующие развитие личности, процессы формирования ее действий, поведения и свойств как сознательного субъекта.

Изучение отношения курсантов к занятиям по физическому воспитанию показало, что в вуз поступает до 40% молодежи с недостаточно сформированным отношением к физической культуре и спорту. С положительным или нейтральным отношением — 45%, однако лишь у 15% из них позиция ярко выражена. За два года академических занятий по физическому воспитанию наблюдается незначительный сдвиг в отношениях. К моменту окончания обязательных занятий остается около 15% курсантов, выражающих негативное отношение к физическому воспитанию, не убежденных в его положительной роли для формирования личности, для будущей профессиональной деятельности. Если учесть, что интерес к занятиям физическими упражнениями — это активная и целеустремленная направленность сознания, чувств и действий человека на приобретение знаний, двигательных умений и навыков, то можно утверждать, что содержание, формы и методы работы по физическому воспитанию еще не удовлетворяют значительную часть курсантов.

По данным нашего исследования, в ответах курсантов редко встречается желание и стремление применять средства физической культуры в будущем в условиях досуга или на работе. Недостатки такого отношения курсантов к физическому воспитанию объясняются изъянами в содержании, формах и методах организации преподавания, в образовательной и профессиональной направленности обучения и воспитания.

Характер направленности физического воспитания предполагает связь разных учебных и внеучебных мероприятий воспитательного толка, которые объединены в единый комплекс. Тем самым обеспечивается взаимосвязь с процессами усвоения, закрепления и совершенствования в практической деятельности полученных профессиональных умений, навыков, специализированных знаний, а также развитие личностных психофизических качеств, которые требуются для эффективного выполнения служебно-профессиональных задач.

Анализ литературных источников выявил социально-культурные условия формирования физической культуры курсантов 4:

— деятельностный подход, максимально учитывающий в процессе подготовки курсантов их будущую воспитательную работу, включение их в различные

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

17

Гричанов А. С. Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов...

виды физкультурно-спортивной и педагогической деятельности на протяжении всего периода обучения;

— целостный подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь учебной, самостоятельной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, составляющих процесс профессионального обучения и воспитания курсантов;

— дифференцированный подход, предусматривающий учет индивидуально-типологических различий в общем и специальном развитии курсантов в области физической культуры;

— придание физкультурно-спортивной деятельности курсантов программно-целевой и профессиональнопедагогической направленности, ориентированной на формирование физической культуры личности.

В процессе становления физической культуры выделяется ряд основных форм воспитания. Учебное время включает академические учебные занятия (лекционные и практические) по физическому воспитанию. На занятиях преследуются цели всесторонней подготовки, активизации работы в учебно-исследовательских направлениях, охватывающих проблемы физического воспитания и специальной подготовки курсантов.

Формы физического воспитания во внеучебное время:

— факультативные занятия (отделение организаторов массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы), непосредственное участие курсантов в оздоровительных и культурных мероприятиях, предполагающее развитие организаторских и управленческих качеств (в рамках учебного дня вуза, выходного дня общежития);

— самостоятельная подготовка курсантов, нацеленная на занятия физическими упражнениями общей направленности, специализированными видами спорта, любительским и профессиональным туризмом;

— индивидуальная воспитательная работа по физическому воспитанию с детьми и подростками социально -культурных учреждений;

— научная деятельность в студенческом обществе, работа в научно-исследовательской деятельности кафедр, занимающихся проблемами физического воспитания и спорта, и др.

Важным условием формирования физической культуры курсантов является опора на содержание комплексной программы по физическому воспитанию, что обеспечивает системное решение воспитательных, образовательных, развивающих и методических задач.

Особое внимание при формировании физической культуры следует обращать на корректировку направленности процесса обучения курсантов. Следует уточнить характер целей, поставленных ранее, наличие актуальных для курсанта стремлений (как он проявляет себя в различных видах деятельности, как относится к будущей профессии). Также требуют корректировки знания о его интересах, установках, идеалах и т. д. Изучению профессиональной подготовки помогает и самооценка курсантами профессионально важных качеств. Адекватная и точная самооценка определяется характером представлений о будущей профессии.

В работе по формированию физической культуры курсантов следует выделить особое условие: организацию самоконтроля курсантов за функциональным состоянием организма по антропометрическим и физиометрическим показателям. Такая работа способствует формированию уверенности каждого курсанта в потенциальной эффективности физической культуры и спорта. Четко организованный медицинский осмотр и контрольные испытания для оценки физического развития и физической подготовленности служат хорошим методом убеждения.

Отметим важную роль развития соответствующих побуждений и мотивов к занятиям по физическому воспитанию. Изучение мотивов курсантов показало, что они различны. В ответах 15% курсантов отмечается значимость оздоровительно-гигиенической направленности физического воспитания, у 15% выделяется спортивная направленность, у 25% — методико-педагогическая; 45% респондентов указали на сочетание оздоровительногигиенической, спортивной и методико-педагогической направленности.

Эти данные свидетельствуют, что содержание и направленность занятий по физическому воспитанию в представлениях курсантов должны отражать три взаимосвязанные направления: оздоровительногигиеническое, методическое и спортивное. Результаты опроса курсантов показали: 65% ориентированы в занятиях физическим воспитанием на улучшение здоровья и работоспособности; 50% — на подготовку к предстоящей профессиональной деятельности; 30% — на предстоящую туристско-оздоровительную работу; 40% — на проведение подвижных и спортивных игр.

Мотивы деятельности курсантов за период обучения в вузе (в процессе физического воспитания) неравнозначны и динамичны, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин, связанных со сформировавшимся образом жизни. К наиболее сильному и устойчивому мотиву относят сочетание направлений оздоровительного, спортивного и методического характера 5.

Потребность в занятиях физической культурой возникает в детском возрасте, и на протяжении школьной жизни ее направленность меняется. У преподавателей вузов МВД России складываются взаимоотношения с молодыми людьми, которые уже имеют определенные взгляды, привычки, убеждения. Среди них нередко встречаются курсанты, у которых отсутствует культура личной гигиены и учебного труда, лица со слабой волей.

Занятия физической культурой и спортом требуют определенной организованности и проявления силы воли, привычки, которые отражаются в формировании здорового образа жизни. Поэтому все занятия по физическому воспитанию, проводимые в режиме дня, а также дополнительные внеурочные занятия, туристские походы и прогулки должны иметь четко организованную, продуманную, воспитательную направленность.

Воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом может характеризовать ситуация, при которой курсанты не ограничиваются обязательными учебными занятиями в вузе, а используют ее средства

18

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

БялекМ. В. Особенности общей и ситуативной готовности сотрудников полиции к деятельности...

по личному побуждению систематически, применяют физическую культуру в быту. Решению этой задачи способствует организация различных форм занятий: утренняя зарядка (в том числе специализированная), дополнительные и самостоятельные занятия.

Следующим важным направлением выделим формирование методических знаний, умений и навыков. В конструктивной деятельности это выражается в умении правильно планировать проведение оздоровительных, массовых, физкультурных и спортивных мероприятий, внедрять в быт курсантов санитарногигиенические нормы, изучать и воспитывать нравственные черты личности средствами физической культуры. Формировать конструктивные умения следует с первых курсов. Освоение всех общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в процессе практических занятий необходимо планировать сквозь призму подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Прикладным значением наделена подготовка курсантов к организации и проведению туристских походов и других мероприятий социально-культурного характера, когда им предоставляется возможность принять участие в совместном составлении плана таких мероприятий. При этом курсанты глубже осознают значение, особенности и методику составления комплексов утренней гигиенической и вводной гимнастики, физкультпауз, в том числе индивидуальной направленности. Преподаватели оценивают правильность подбора и составления упражнений, дозировку, терминологию записи. На старших курсах курсанты знакомятся с методикой планирования, организации и проведения подвижных игр, изучают особенности правильного подбора игр, со-

УДК 159.947.3

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ И СИТУАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

М. В. Бялек

В статье рассматриваются аспекты, касающиеся системы психологической готовности сотрудников полиции к правомерному применению силы, а также вопросы, возникающие при подборе и подготовке сотрудников полиции к обеспечению правопорядка в местах массового скопления граждан, в том числе связанные с правомерным применением силы в отношении групп правонарушителей.

Ключевые слова: психологическая готовность, структура готовности, пресечение беспорядков, массовые протестные акции, «мягкая сила», профессионально важные качества, профессиональная подготовка.

Конституция Российской Федерации гарантирует право собираться мирно, без оружия, проводить собра-

ставления планов проведения спортивных соревнований и служебно-профессиональных конкурсов с курсантами в рамках выходного дня вуза.

Повышение качественного уровня физического воспитания обусловлено совокупным применением всех средств образовательного процесса, использованием различных форм деятельности курсантов в учебное и внеучебное время. Оно зависит как от организации деятельности, опирающейся на комплексность, единство, взаимозависимость всех ее форм, так и от целенаправленного педагогического руководства.

В предлагаемой программе реализуются социальные условия и факторы, способствующие овладению курсантами способности реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте, для самостоятельного совершенствования личности, формирования умений анализировать физическое развитие и предусматривать использование средств физической культуры и спорта в целях гармоничного развития личности. 1

1 Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988. С. 11.

2 Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М., 2007. С. 23.

3 Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 2-7.

4 Современные проблемы физического воспитания студентов // Проблемы воспитания студентов и учащейся молодежи. Концептуальный и практический подходы: сб. статей / под общ. ред. Л. С. Деминой. Барнаул, 2002. С. 62-65.

5 Федулов Б. А., Рудченко В. Д., Хорольская Т. А. Воспитание здорового образа жизни курсанта вуза МВД России : монография. Барнаул, 2005. С. 36.

ния, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — ФЗ «О собраниях») обеспечивает реализацию этого конституционного права, очерчивая правовое поле, в котором надлежит действовать организаторам и участникам публичного мероприятия, а также органам власти и должностным лицам. Соответствующие положения имеются в Федеральном законе «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции»), который возлагает на полицию обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в местах проведения публичных и массовых мероприятий (ст. 12 ч. 1 ФЗ «О полиции).

В полной ли мере готовы сотрудники полиции к осуществлению данных функций? Какие трудности возникают?

Проблеме психологической готовности к деятельности уделяли внимание многие отечественные исследователи. Как правило, это были конкретные формы готовности: к трудовой деятельности, к выполнению боевой задачи, к обучению, готовность студентов к педагогиче-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.