Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Педагогика
УДК 796
В.И. Хальзов*, А.С. Кропанов**
Физическое воспитание в общей системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России
В статье рассматриваются проблемы физического воспитания в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовка, система профессиональной подготовки, физические и психологические способности.
VI. Halzov*. A.S. Kropanov**. Physical education in general system of vocational training for educational institutions cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article considers the issues of physical education in the system of vocational training for the cadets of educational institutions of RF Ministry of Internal Affairs.
Keywords: physical training, physical preparation, professional training system, physical and psychological aptitude.
В современной литературе немало различных трактовок термина «физическое воспитание». В одном случае это целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности, в другом — педагогический процесс, который содержит в себе две основные его составляющие: обучение и воспитание, целостность которого характеризуют явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное его функционирование [10, с. 134].
Таким образом, органичное единство воспитания и обучения, согласно современной теории педагогики, представляет в системе высшего образования учебно-воспитательный процесс, направленный на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно-экономические, научные, социально-культурные и специальные задачи, к которым относится и деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Традиционная система физического воспитания складывалась под влиянием практических потребностей общества. В образовательные системы физическая культура входила как средство формирования двигательных умений и навыков. При этом ее роль в интеллектуальном, нравственном и эстетическом воспитании только декларировалась. В результате произошло снижение потенциала физической культуры как важнейшей составной части сферы общей культуры человека и его самостоятельной деятельности в ней, обеспечивающей физическое самосовершенствование.
Ухудшение криминогенной обстановки в России, рост организованной преступности и преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами, распространение наркомании и многое другое заставляет критически пересмотреть систему профессиональной подготовки кадров МВД России, способных на высоком профессиональном уровне постепенно ликвидировать преступность. В связи с этим вопрос кадрового обеспечения органов внутренних дел в современных условиях развития и становления российского общества имеет особую актуальность и требует поиска и развития новых подходов и технологий профессионального образования специалистов.
Деятельность сотрудника полиции протекает на фоне больших психических нагрузок. Она требует высокой профессиональной подготовленности и развитых морально-волевых качеств. Возможность возникновения экстремальных ситуаций остро ставит вопрос о физической подготовленности каждого сотрудника полиции.
Общее содержание требований к физическому воспитанию курсантов образовательных учреждений МВД России и физической подготовке сотрудников ОВД на протяжении многих лет кардинально не изменяется, а лишь дифференцируется в плане предназначения, особенностей и специфики прохождения службы [11, с. 57].
* Хальзов, Валерий Иванович, профессор кафедры педагогики и общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-mail: [email protected]
** Кропанов, Александр Сергеевич, адъюнкт кафедры педагогики и общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-mail: [email protected]
* Halzov, Valeriy Ivanovich, doctor of pedagogic science, professor. St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs. Address: Letchika Pilyutova St., 1, Saint Petersburg, 198206, Russia. E-mail: [email protected]
** Kropanov, Alexandr Sergeevich, associated professor of pedagogy and general psychology department at St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs. St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs. Address: Letchika Pilyutova St., 1, Saint Petersburg, 198206, Russia. E-mail: [email protected]
© Хальзов В.И., Кропанов А.С., 2012
Формирование адекватной системы подготовки кадров для органов внутренних дел России требует выведения профессионального образования на качественно новый уровень. Между тем современные преобразования, происходящие в государственной системе высшего образования, не затрагивают систему подготовки сотрудников полиции. Ведь известно, что неразрывность общества и полиции является основным постулатом государственного функционирования.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» граждане Российской Федерации, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [1].
Каждый сотрудник полиции обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство и работать над повышением уровня своей нравственной, физической и правовой подготовленности. Данное условие детерминировано специфическими целями и задачами, стоящими перед полицией [7, с. 81] .
Вопросы профессиональной подготовки в подразделениях полиции регулирует приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Специальное профессиональное обучение рядового и начальствующего состава осуществляется в центрах профессиональной подготовки, а также в образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел России при возможности создания учебной группы в установленном количестве.
Среди основных проблем профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел можно выделить следующие: неопределенность целевых установок, квалификационных характеристик и требований к профессиональным и социальным качествам специалистов, текучесть кадров; гибель сотрудников, полная или временная потеря трудоспособности.
Как подчёркивает С.Д. Шамрай, «физическое воспитание в силовых ведомствах в силу своего прикладного характера рассматривается как один из предметов профессионального обучения и воспитания личного состава, в форме целостного процесса профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания, профессиональноприкладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности» [12, с. 62].
Анализ нормативных документов, научной и методической литературы, касающихся функционирования системы физического воспитания как составляющей всей системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел показывает, что данному виду деятельности уделяется еще недостаточное внимание. Отчасти следствием такого отношения являются потеря трудоспособности сотрудниками, их гибель и получение неоправданных ранений при выполнении служебных обязанностей. Кроме этого, в условиях сложной оперативной обстановки, в экстремальных ситуациях отдельные сотрудники полиции уступают правонарушителям в проявлении общих физических качеств (силе, ловкости, быстроте, выносливости), а также в использовании специальных двигательных умений и навыков (рукопашный бой, преодоление препятствий, стрельба из оружия и т. д.).
Анализ процесса физического воспитания в структуре общей системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел позволил выявить ряд существенных недостатков.
Во-первых, реформа высшего профессионального образования, с одной стороны, и реформа МВД России, с другой, предъявляют повышенные требования к профессиональной компетенции специалиста органов внутренних дел, а внедрение современных педагогических технологий идет крайне медленно.
Во-вторых, не имеют еще достаточного научного обоснования педагогическая, содержательная и организационная составляющая технологии обучения в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Наблюдается недостаток ведомственных учебных пособий, учебников по дисциплине «Физическая подготовка» как важного условия эффективности педагогических технологий. Реализация передовых педагогических технологий в направлении физической подготовки сотрудников полиции требует повышения профессиональной компетенции преподавательского состава.
В-третьих, начальный уровень физической подготовленности кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел является недостаточным ввиду низкой эффективности функционирования системы физического воспитания в общеобразовательной школе, что накладывает дополнительную нагрузку на процесс физической подготовки в учебных заведениях и органах внутренних дел. Данное обстоятельство требует поиска путей совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников полиции России [6, с. 40].
Основной целью физического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России является обеспечение такого уровня физической подготовленности, который необходим для выполнения служебных задач в соответствии с их будущим предназначением. Анализ учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях показал, что традиционная система физического воспитания в целом обеспечивает формирование двигательных навыков и физических качеств, необходимых курсантам в будущей профессиональной деятельности» [4, с. 15].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Педагогика
Задачи физического воспитания можно рассматривать как общие и специальные. Общие задачи, как правило, отражают требования служебной деятельности к физической подготовленности и, в зависимости от значимости, подразделяются на задачи, направленные на обеспечение необходимого уровня физического развития курсантов при подготовке к профессиональной деятельности; задачи, направленные на привитие курсантам знаний и соответствующих умений, позволяющих повысить их физическую активность, сознательность и компетентность в процессе своего физического совершенствования; задачи, отражающие повышение общего уровня физического развития личности курсанта. Специальной задачей физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России является развитие общей и силовой выносливости, ловкости, быстроты и силы, слаженности в коллективных действиях [5, с. 28].
Целевые установки обучения должны быть обоснованы и точно сформулированы. Только при этом условии физическое воспитание курсантов приобретает конкретную направленность, и обеспечивается правильный подбор средств и методов. Как считает И.Ф. Харламов, «цели обучения есть не что иное, как идеальное (мыслительное) предвосхищение его конечных результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащийся» [9, с. 114].
Для осуществления процесса обучения курсантов необходимо прежде всего ответить на вопрос «Чему надо учить?» На этот вопрос отвечает содержание образования, которое должно включать в себя систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
Изучение процесса физического воспитания будущих сотрудников МВД России показало, что при этом происходит воздействие ряда факторов. Это прежде всего состояние системы образования и научно-методического обеспечения учебного процесса в образовательном учреждении; требования к физической подготовленности курсантов; физическое развитие поступающих на службу [11, с. 62].
Изучение литературных источников и руководящих документов, а также особенностей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел позволили констатировать, что важнейшим профессионально значимым качеством для сотрудников органов внутренних дел является высокий уровень умственной работоспособности. Однако замечено, что их успешная профессиональная деятельность определяется в значительной степени также физическими способностями, высоким уровнем развития физических качеств, а физические профессионально важные качества, как известно, формируются и развиваются в процессе физического воспитания и обучения [2, с. 107].
Физическое воспитание курсантов в образовательных учреждениях организационно проводится согласно руководящим документам в следующих формах: учебные физические занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе вне учебного времени. В современной теории физической культуры классифицируют две характерные формы построения занятия: урочное и неурочное [10, с. 59].
Функция приоритетных знаний в области физической культуры, как считают специалисты в данной области, является основой интеллектуальных и психических новообразований личности обучающегося. Этот факт, в свою очередь, является основой активизации и мотивационной сферы личности, обеспечивающей двигательную активность, стремление к ведению здорового образа жизни и, как результат, — эффективную профессиональную деятельность и профессиональный рост [3, с. 74].
Анализ состояния физической подготовки будущих сотрудников полиции показал, что, во-первых, сам процесс физической подготовки обучающихся направлен на решение общих задач учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении и на решение задач в интересах оперативнослужебной деятельности. Занятия по физической подготовке направлены на поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности, а также на развитие профессионально-значимых двигательных умений и навыков. Они восполняют недостаток двигательной активности и физических нагрузок, возникающих у курсантов в образовательном учреждении и у сотрудников органов внутренних дел с гиподинамическим характером профессиональной деятельности.
Во-вторых, занятия по физической подготовке подразделяются на индивидуальные и коллективноприкладные, которые, в свою очередь, характеризуются выраженной профессиональной направленностью. При этом прикладной аспект физической подготовки имеет тенденцию к нарастанию как на уровне профессионального образования, так и на этапах специализированного обучения. Необходимо обратить внимание и на влияние физической подготовки на повышение уровня готовности курсантов в образовательных учреждениях МВД России к предстоящей профессиональной деятельности. [8, стр. 27].
Результаты проведенного анализа физического воспитания курсантов МВД России и требований к их профессиональным качествам позволили определить следующее:
— учебные программы в образовательных учреждениях МВД России в большей степени ориентированы на решение задач обучения двигательным действиям и развития физических качеств, и — в гораздо меньшей степени — на решение задач воспитания потребностей в ценностях физической культуры для достижения жизненных и профессиональных целей;
— несогласованность нормативных требований для абитуриентов и для курсантов и сотрудников полиции;
— установка учебных программ должна быть ориентирована не только на нормативы и показатели, но и на личные интересы личности, в соответствии с их полом и уровнем физического развития;
— наблюдается однообразие форм и методов физического воспитания.
Практика преподавания учебного предмета «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России показала устойчивое наличие следующих затруднений в организации учебного процесса:
— значительная степень неоднородности учебных групп по полу и уровню физической подготовленности;
— низкий уровень материально-технического оснащения кафедр;
— отсутствие рациональной периодичности занятий физическими упражнениями (двигательная деятельность как никакая другая требует регулярности, повторяемости).
Преодолеть эти затруднения возможно на основе всесторонней организации физического воспитания и самовоспитания.
Сегодня на первый план в качестве основной цели физического воспитания выдвигается развитие физической культуры личности, содержащей в себе в значительной степени и образовательный компонент, дающий возможность преемственного переключения от физического воспитания к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию.
Как юный возраст курсантов образовательных учреждений МВД России, отсутствие жизненного опыта, так и возросший престиж профессии сотрудника полиции, во многом определяют необходимость внедрения принципиально новых педагогических технологий коррекции обучения, учитывающих несоответствие уровня развития психических и физических способностей поступающих в образовательные учреждения требованиям к их будущей профессиональной деятельности. В этой связи немаловажным направлением по совершенствованию системы профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел является оптимизация такого составляющего компонента, как отбор и комплектование образовательных учреждений с учетом уровня физического развития абитуриентов и будущей специфики их профессиональной деятельности. Следует добавить, что уровень здоровья, физического развития и подготовленности выпускников общеобразовательных средних школ все еще остается на низком уровне. Все это говорит о значимости процесса физического воспитания школьников и курсантов образовательных учреждений МВД России. Внедрение основных положений научных теорий, инновационных находок в профессиональное образование специалистов для органов внутренних дел позволит более качественно применить имеющийся потенциал методов, приемов и средств физического воспитания в системе профессиональной подготовки специалистов.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции». Принят Государственной Думой 28 января 2011 г.
2. Бовин, Б. Г., Киселева, E. A., Калашников, М. О. Профессионально-личностные качества сотрудников органов внутренних дел / / Известия ГУК МВД РФ. — 2006. — № 2. — С. 105—129.
3. Бондаренко, К. К., Марченко, В. 3., Ковалева, О. H., Кривошей, H. Н. Актуальные проблемы физического воспитания в вузах на современном этапе // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : материалы международной конференции. — М.: Изд-во МГУ, 2002. - 224 с.
4. Выдрин, В. М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 5.
5. Гейжан, Н. Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений : дис. ... докт. пед. наук. — СПб, 1995. — 251 с.
6. Иваницкий, A. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: дис. ... докт пед. наук. — СПб, 2000. — 184 с.
7. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / под ред. В.М. Чибинёва. — Санкт-Петербург: ОЦ «СоветникЪ», 2011. — 264 с.
8. Фарфель, В. С. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 12.
9. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебник. — Мн.: Университет, 2005. — 500 с.
10. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методики физического воспитания и спорта: Учебное пособие. — М.: Академия, 2001. — 480 с.
11. Числов, A. И. Профессионализм и деятельность сотрудников милиции : научное издание. — СПб: СПб университет МВД России, 2001. — 176 с.
12. Шамрай, С. А. Воспитание физической культуры у слушателей вузов МВД России: Дис. канд. пед. наук. — СПб, 2000. — 146 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012