УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10053
Организация и совершенствование навыков физическом подготовки слушателей, обучающихся в вузах МВД России
Organization and Improvement of Skills of Physical Training of the Listeners Studying in Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Валерий Ахиедович ХАЖИРОКОВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Осуществляемая в настоящее время в образовательных организациях МВД России деятельность по физической подготовке и анализ ее воздействия на организм показывают, что целенаправленное и систематическое применение средств физической культуры и спорта оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое совершенствование, состояние здоровья и физическую подготовленность слушателей программ профессиональной подготовки. Совершенствование физического развития создает благоприятные условия для полноценного проявления всех функций организма. Это проявляется в достаточной степени устойчивых благоприятных изменений функционального состояния организма. Физическая подготовленность слушателей совершенствуется под влиянием систематической физической подготовки, что находит отражение в повышении уровня развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и в формировании у них двигательных навыков. Физическая подготовка представляет в своей основе педагогический процесс, который служит площадкой для формирования профессионально-прикладных умений и навыков.
Ключевые слова: физическая подготовка, совершенствование, двигательный навык, педагогический процесс, переутомление
Физическая подготовка слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России осуществляется преимущественно на основании приказа МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в
Abstract. The activities for physical training which are carried out now in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the analysis of its impact on an organism show that purposeful and systematic application of means of physical culture and sport has a multilateral and deep impact on physical improvement, the state of health and physical fitness of listeners of programs of professional preparation. Improvement of physical development creates favorable conditions for full manifestation of all functions of an organism. It is shown sufficiently steady favorable changes of a functional status of an organism. The physical fitness of listeners is improved under the influence of systematic physical training that finds the reflection in increase in the level of development of force, speed, endurance, dexterity and in forming at them movement skills. Also physical training represents pedagogical process which serves as the platform for forming of professional and applied skills in the basis.
Key words: physical training, improvement, movement skill, pedagogical process, over fatigue
органах внутренних дел Российской Федерации» [1]. Физическая подготовка — одно из направлений физического воспитания, формирующее определенные прикладные знания, физические и психические качества, знания, умения и навыки, способствующие достижению успешного осуществления оперативной, служебной и бое-
вой деятельности. В то же время физическая подготовка представляет собой педагогический процесс, который служит площадкой для формирования профессионально-прикладных умений и навыков, будучи составной частью общей физической культуры и профессиональной подготовки кадров для системы МВД России, обязательным разделом гуманитарного компонента образования, обеспечивая гармоничное развитие личности в контексте духовной и физической составляющей и формируя такие общечеловеческие ценности, как здоровье, физическое и психическое совершенствование [4].
Основные цели физической подготовки слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России — воспитание, развитие и совершенствование общих и специальных физических качеств, формирование двигательных умений и навыков определенного вида деятельности. При этом основными компонентами профессионализма должны выступать физические упражнения, которые адекватны оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, осуществляемой сотрудниками правопорядка.
Общеизвестно, что исход любой операции по пресечению преступных действий в решающей степени зависит от уровня общей и физической подготовленности сотрудников правопорядка. Общая физическая подготовка является одним из главных направлений во всестороннем развитии и укреплении здоровья слушателей вузов МВД России. С помощью различных физических упражнений происходит укрепление органов и систем организма, повышение его функциональных возможностей, а также увеличение силы, быстроты и выносливости. Специальная физическая подготовка, в свою очередь, представляет собой процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретного вида трудовой деятельности [2; 4].
Тенденция к росту преступности, возникновение новых ее форм, увеличение числа тяжких преступлений, появление новых хорошо организованных преступных группировок и ряд других факторов, еще более обостряющих криминальную обстановку, предъявляют дополнительные требования к физической подготовленности сотрудников правопорядка. Выполнить эти требования возможно только с помощью развития и совершенствования средств двигательной активности. Посредством двигательной активности вырабатывается двигательное умение, кото-
рое, в свою очередь, выступает переходной стадией к формированию двигательного навыка, т.е. такой степенью владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действие отличается высокой надежностью и помехоустойчивостью. Становление навыка, его закрепление и совершенствование — процесс длительный, во многом зависящий от количества повторений двигательного действия и вариативности его исполнения [4]. На практике становление навыка проходит через три стадии [2; 3; 5].
Первая стадия — период выработки — характеризуется определением двигательного состава приема с учетом стиля, способа движений, индивидуальных особенностей сотрудника, ощущения движения и его сенсорной коррекции и впоследствии уход коррекции.
На второй стадии — период стабилизации — происходит автоматизация движений, соединение новых коррекций между собой, окончательная шлифовка навыка и подгонка его до стандарта.
И наконец, на третьей стадии — период автоматизации — происходит совершенствование навыка в условиях использования помех и сбивающих факторов, осложняющих стандартное выполнение приема.
В целом же процесс формирования навыка подчиняется определенным законам: изменения скорости, неравномерности развития навыка, закону «плато» (длительные задержки) в развитии навыка, переноса навыка, отсутствие предела в развитии навыка и угасание навыка. На практике навык быстрее развивается при первых повторениях, а в дальнейшем скорость все более замедляется. Улучшение навыков чередуется также с временными ухудшениями. Совершенствование навыков практически продолжается на протяжении всего времени его применения. При отсутствии повторения навык постепенно ослабляется, но никогда не исчезает полностью [5].
В общей сложности физическое совершенство слушателей программ профессионального обучения предполагает не только высокий уровень развития преимущественно одного какого-либо физического качества или двигательного навыка, а разносторонность их двигательных способностей и оптимально высокий уровень развития физических качеств и двигательных навыков, особенно необходимых для их оперативно-служебной деятельности.
204
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1
Совершенствование физической подготовки слушателей должно строиться на принципах:
■ использования физических упражнений прикладного характера;
■ осуществления физической подготовки на базе утренней гимнастики, в процессе боевой подготовки и учебных занятий;
■ тренировочного характера занятий физическими упражнениями;
■ выполнения физических упражнений при фронтальном и непрерывно-поточном методах организаций занятий.
Так, служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов требует постоянной поддержки их физической готовности, которая будет иметь эффективный характер, если системы организма и двигательные способности будут функционировать на высоком уровне [4].
Выводы. Таким образом, физическая подготовка обеспечивает повышение качества физического развития, укрепление здоровья и повышение уровня разносторонней физической подготовленности сотрудников правопорядка, т.е. является основным средством их физического совершенствования. Физическое совершенство, в свою очередь, оказывает значительное влияние на профессиональную работоспособность. Вместе с тем практика оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности и результаты научных исследований свидетельствуют, что роль физической подготовки слушателей программ профессионального обучения заключается в эффективном повышении их профессионально-при-
кладного мастерства, совершенствовании морально-волевых и психологических качеств, а также в повышении устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов [3].
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Афов А.Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности работников органов внутренних дели правовые принципы использования физической силы // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: Сб. науч. тр. участников Всерос. науч.-практ. конф. 2017. С. 19—24.
3. Нестеров АА Рекомендации по интенсификации учебных занятий по физической подготовке военнослужащих срочной службы. М.: Воен. изд-во, 1992.
4. Хальзов В.И., Кропанов А.С. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2 (54). С. 220—223.
5. Черкесов P.M. Специальная силовая подготовленность — основа повышения мастерства сотрудников ОВД // Современное общество и власть. 2017. № 2 (12). С. 49—52.