УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10109
Основы профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организации МВД России
Bases of Professional and Applied Physical Training of Listeners of Educational Organizations of the Ministry of Interior of the Russian Federation
Аслан Владимирович ДАДОВ,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях МВД России представлена в виде педагогически ориентированного процесса обеспечения специализированно направленной физической подготовленности слушателей к избранной профессиональной деятельности. В учебно-тренировочном процессе она выступает в роли обогащающего индивидуального комплекса профессионально полезных моторных умений и навыков, направлена на воспитание физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит оперативно-служебная дееспособность. В статье раскрыты вопросы совершенствования педагогических основ профессионально-прикладной физической подготовки посредством внедрения новых методик и технологий обучения. Автором обосновывается эффективность учебно-тренировочных занятий при формировании профессионально значимых физических качеств сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: физическая подготовка, умения, навыки, профессиональная подготовка, совершенствование, двигательное действие
В повседневной профессионально-служебной деятельности слушатели образовательных организаций МВД России длительное время находятся в стрессовых ситуациях, требующих выдержки и самообладания, а также способности управлять своими эмоциями. В связи с этим одним из ключевых требований, предъявляемых к слушателям, явля-
Abstract. Professional and applied physical training in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is presented in the form of pedagogically oriented process of ensuring specially directed physical fitness of listeners to the chosen professional activity. In educational and training process she acts as the enriching individual complex of professionally useful motor skills, is directed to education of physical and directly related abilities on which the operational and office capacity directly or indirectly depends. In article questions of improvement of pedagogical bases of professional and applied physical training by means of implementation of new techniques and technologies of training are opened. The efficiency of educational and training occupations when forming professionally significant physical qualities of staff of bodies of internal affairs is proved by the author.
Key words: physical training, abilities, skills, vocational training, improvement, physical action
ется их способность непрерывно максимизировать проявление своей физической и функциональной подготовленности [2]. Для успешного решения указанной проблемы целесообразно совершенствовать педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки посредством внедрения новых методик и технологий обучения.
Физическое развитие необходимо каждому слушателю образовательной организации МВД России, так как без этого невозможно достичь высоких результатов в физической подготовленности. Так, например, занятия спортивными играми помогают развивать быстроту реакции, глазомер и ловкость; занятие рукопашными видами спорта воспитывают ловкость, смелость и решительность. В то же время обратим внимание, как бы не были развиты некоторые качества у слушателей, они не компенсируют недостаточное или слабое развитие других. Поэтому основная задача, стоящая перед слушателями на занятиях по физической подготовке, — не только овладеть техникой выполнения упражнений, но и стать всесторонне физически развитыми и хорошо подготовленными для дальнейшей профессионально-прикладной деятельности.
В результате физической подготовки формируется физическая подготовленность, которая наиболее полно проявляется в качественно новом состоянии занимающегося организма и выражается в высоком уровне развития физических качеств и степени сформированности двигательных навыков, в том числе силы, быстроты, ловкости и выносливости. В свою очередь, двигательные навыки проявляются в доведенных до автоматизма практических действиях, выполняемых в соответствии с поставленной задачей.
Физические упражнения выступают основным средством профессионально-прикладной физической подготовки и представляют собой двигательные действия, используемые в целях физического совершенствования личности и повышения физической подготовленности в частности. В процессе практического обучения основам профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России осваиваются профессиональные знания, умения и навыки, что имеет немаловажное значение, так как способствует формированию у занимающихся уверенности в своих силах и увеличению производительности труда [4].
В соответствии с приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» на занятиях по профессионально-служебной и физической подготовке осуществляются поддержание и совершенствование физических качеств, а также двигательных навыков и умений слушателей [1]. Профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях МВД России представлена в виде педагогически ориентированного процесса обеспечения
специализированно направленной физической подготовленности слушателей к избранной профессиональной деятельности. В учебно-тренировочном процессе она выступает в роли обогащающего индивидуального комплекса профессионально полезных моторных умений и навыков, направлена на воспитание физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит оперативно-служебная дееспособность [2].
На учебно-тренировочных занятиях по физической подготовке формируются профессионально значимые физические качества слушателей. В свою очередь, от специальной физической подготовленности слушателей зависит результативность многих видов дальнейшей профессиональной деятельности. А специальная физическая подготовленность предварительно приобретается во время систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном смысле требованиям, предъявляемым условиями профессиональной деятельности, а также к функциональной устойчивости организма занимающихся [6].
Достижения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки на сегодняшний день остаются недостаточно востребованными. И здесь налицо, что физические способности, которые не проходят проверку в условиях соревновательной деятельности, не обеспечивают своевременного формирования прикладных двигательных навыков до необходимого уровня. Отсюда следует, что для достижения высоких результатов слушателями в дальнейшей практической деятельности преподавателям кафедры физической подготовки необходимо стремиться к тому, чтобы в период обучения каждый слушатель принимал участие в различных соревнованиях [5].
Выводы. Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России и поддержание их физической подготовленности на должном уровне способствуют формированию необходимых им в служебной и боевой деятельности двигательных навыков. От комплексного сочетания средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки зависит уровень сформированности у слушателей устойчивых умений и навыков осуществления грамотных тактических действий, разученных на основе компетентно подобранных физических упражнений. Указанное имеет важное значение при выполнении оперативно-служебных задач по
2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры
183
охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. Доттуев Т.И. Повышение физической подготовленности по программам профессиональной
подготовки сотрудников МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3A. С. 60—66.
4. Карданов А.К. Вопросы оптимизации организации физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Современный ученый. 2017. № 3. С. 149—152.
5. Настуев Э.Б. Совершенствование физической подготовки слушателей по программам профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 50—55.
6. Черкесов P.M. Специальная силовая подготовленность — основа повышения мастерства сотрудников ОВД // Современное общество и власть. 2017. № 2 (12). С. 49—52.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Малейченко Е.А. и др. Физическая культура. Лекции. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 159 с.
ISBN 978-5-238-02982-5
Рассматриваются основные темы курса «Физическая культура»: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Предусматривается овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.