УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10118
Специфические характеристики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел
Specific Characteristics of Professional and Applied Physical Training of Staff of Bodies of Internal Affairs
Валерий Ахиедович ХАЖИРОКОВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена специфике профессионально-прикладной физической подготовки, занимающей важное место в системе общей подготовки сотрудников органов внутренних дел. С помощью профессионально-прикладной физической подготовки формируются необходимые в повседневной трудовой деятельности двигательные умения и навыки, развиваются жизненно важные физические способности, совершенствуются здоровье и работоспособность сотрудников. Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, связанного с различными по характеру и по величине физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями. Поэтому еще на этапе профессионального обучения необходимо учитывать специфику служебно-профессио-нальной деятельности и индивидуальные возможности сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: физическая подготовка, профессионально-прикладная подготовка, навык, совершенствование
Abstract. Article is devoted to specifics the professional and applied physical training taking the important place in the system of the general training of staff of bodies of internal affairs. By means of professional and applied physical training necessary motive skills in daily work form, the vital physical abilities develop; health and efficiency of employees are improved. Professional and applied physical training represents a specialized type of the physical training connected with different on character and on value physical activities and psychological tension. Therefore, at a stage of vocational education it is necessary to consider specifics of office professional activity and individual opportunities of staff of bodies of internal affairs.
Key words: physical training, professional and applied preparation, skill, improvement
Профессиональная, служебная и боевая деятельность сотрудников органов внутренних дел осуществляется, как известно, на фоне значительных физических нагрузок. Для повышения эффективности профессиональной деятельности каждому сотруднику необходимо достичь надлежащего уровня физического совершенствования.
Главная цель физической подготовки — развитие здоровых, физически развитых кадров для системы МВД, обладающих необходимыми тео-
ретическими знаниями, практическими умениями и навыками, а также физическими, психологическими и морально-волевыми качествами, которые позволят успешное реализовать оперативно-служебные и служебно-прикладные задачи [3].
Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России представляет собой самостоятельную учебную дисциплину и выступает важнейшим компонентом профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов
внутренних дел. Основной направленностью физической подготовки является воспитание высококвалифицированных специалистов в части обеспечения успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-профессиональных задач [2].
Физическая подготовка выражается в целенаправленной деятельности по совершенствованию физического развития и функционального состояния сотрудников органов внутренних дел [1]. Непосредственно процесс физической подготовки в образовательных организациях МВД России направлен на решение как общих задач, так и задач оперативно-служебной деятельности стражей порядка. Занятия по физической подготовке развивают профессионально значимые качества и способствуют поддержанию должного уровня физической и умственной работоспособности. Структурно физическая подготовка подразделяется на общую и профессионально-прикладную физическую подготовку [2; 3].
Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемого на основании и в соответствии с требованиями и особенностями оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности в органах МВД России [4].
Общая физическая подготовка — это процесс, направленный на совершенствование двигательных физических качеств, обеспечивающих всестороннее и гармоничное физическое развитие личности. Посредством общей физической подготовленности повышаются функциональные возможности организма и общая работоспособность.
С помощью профессионально-прикладной физической подготовки формируются необходимые в повседневной трудовой деятельности двигательные умения и навыки, развиваются жизненно важные физические способности, совершенствуются здоровье и работоспособность сотрудников. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки обусловлено не только специально подобранными физическими упражнениями, выполняемыми в необычных условиях, но и учебными элементами, освоение которых в будущем обеспечит тактическую и психологическую подготовленность к действиям в условиях служебно-профессиональной деятельности [5].
Важнейшей целью профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование надежной тактической, физической, моральной
и психологической устойчивости при успешном выполнении оперативно-служебных задач. Достижение поставленных целей достигается за счет методически правильно организованных занятий по физической подготовке [2; 3].
Оперативно-служебная и служебно-боевая деятельность сотрудников органов внутренних дел зачастую связана с различными по характеру тяжести и высокими по уровню физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями. Поэтому еще на этапе профессионального обучения физическая культура учитывает специфику служебно-профессиональной деятельности (условия и характер труда, его формы и виды, режим труда и отдыха, структуру и динамику работоспособности и т.п.) и обеспечивает мобилизацию физических качеств в целях успешной адаптации к неблагоприятным воздействиям различных конкретных факторов при выполнении оперативных и служебных обязанностей [1; 2].
Для обеспечения надлежащего уровня физической подготовки, а также совершенствования физической культуры и спорта с акцентом на интересы нынешних сотрудников органов внутренних дел необходимо ежегодно актуализировать подходы и методики преподавания и воспитания, чтобы они способствовали прогрессивному развитию физического совершенства и обеспечивали мотивационную, функциональную и двигательную готовность к выбранной профессиональной деятельности [3].
Основная физическая нагрузка воплощается в жизнь на занятиях различными видами спорта, в том числе легкой атлетикой, спортивными играми, прикладной гимнастикой, плаванием, лыжной подготовкой и рукопашным боем, которые способствуют развитию и совершенствованию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем. Данный факт обусловливает необходимость создания и внедрения в образовательный процесс таких форм занятий, которые позволят более глубоко, оптимально и рационально решать задачи физического развития, что будет способствовать побуждению молодых правоохранителей к совершенствованию уровня своего физического воспитания с самого начала несения службы [1; 4].
На современном этапе развития системы физического воспитания физическая подготовка реализуется, с одной стороны, путем качественной профессионально-прикладной физической подготовки, а с другой — совершенствованием служебно-профессиональных качеств и навыков сотрудников органов внутренних дел [2].
2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры
221
В то же время нами установлено, что организацию, содержание и методику профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел целесообразно строить на основе:
■ личностной и профессионально-ориентированной мотивации;
■ обобщенных способов выполнения учебных и воспитательных профессиональных действий;
■ оценки уровня развития личностных и служебно-профессиональных физических качеств [3; 4].
Выводы. Таким образом, мы попытались определить теоретические и практические основы профессионально-прикладной физической подготовки, которые направлены на приобретение сотрудниками органов внутренних дел ключевых профессиональных навыков в области прикладной физической культуры, что выражается не только в овладении знаниями в предметной области, но и в умении их грамотно и эффективно применять на практике.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Канукоев А.М. Совершенствование общей физической подготовки слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3A. С. 74—80.
3. Карданов АК. Вопросы оптимизации организации физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Современный ученый. 2017. № 3. С. 149—152.
4. Лобжа М.Т. Теоретико-технологические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки: Монография. СПб, 2018.
5. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4A. С. 75—81.