Научная статья на тему 'Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс'

Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / слушатели / совершенствование / педагогический процесс / тренированность / подготовленность / physical training / listeners / improvement / pedagogical process / fitness / readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсен Климович Карданов

Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России носит прикладной характер и являет собой одну из основополагающих дисциплин профессионального обучения в форме целостного профессионально-прикладного процесса. Физическая подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование физической готовности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач, умелому применению физической силы и обеспечение высокой работоспособности в процессе осуществления профессиональной деятельности. Совершенствование процесса физической подготовки выступает в прямой связи с профессиональной компетентностью педагога (преподавателя, руководителя занятия). Важная роль отводится и личностным качествам педагога. В данной статье рассмотрены пути повышения педагогических условий и средств, способствующих совершенствованию процесса подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсен Климович Карданов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Training in the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as Pedagogical Process

Physical training in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation has applied character and is one of fundamental disciplines of vocational education in the form of complete professional and applied process. Physical training represents the pedagogical process directed to forming of physical readiness of staff of bodies of internal affairs for successful execution of operational, office and fighting tasks, to skillful use of physical force and ensuring high performance in the course of implementation of professional activity. Improvement of process of physical training acts in direct link with professional competence of the teacher (the teacher, the head of occupation). The important part is assigned also to personal qualities of the teacher. In this article, we considered ways of increase in the pedagogical conditions and means promoting preparation process improvement.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10042

Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс

Physical Training in the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as Pedagogical Process

Арсен Климович КАРДАНОВ,

начальник кафедры физической подготовки,

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: [email protected]

Аннотация. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России носит прикладной характер и являет собой одну из основополагающих дисциплин профессионального обучения в форме целостного профессионально-прикладного процесса. Физическая подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование физической готовности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач, умелому применению физической силы и обеспечение высокой работоспособности в процессе осуществления профессиональной деятельности. Совершенствование процесса физической подготовки выступает в прямой связи с профессиональной компетентностью педагога (преподавателя, руководителя занятия). Важная роль отводится и личностным качествам педагога. В данной статье рассмотрены пути повышения педагогических условий и средств, способствующих совершенствованию процесса подготовки.

Ключевые слова: физическая подготовка, слушатели, совершенствование, педагогический процесс, тренированность, подготовленность

Abstract. Physical training in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation has applied character and is one of fundamental disciplines of vocational education in the form of complete professional and applied process. Physical training represents the pedagogical process directed to forming of physical readiness of staff of bodies of internal affairs for successful execution of operational, office and fighting tasks, to skillful use of physical force and ensuring high performance in the course of implementation of professional activity. Improvement of process of physical training acts in direct link with professional competence of the teacher (the teacher, the head of occupation). The important part is assigned also to personal qualities of the teacher. In this article, we considered ways of increase in the pedagogical conditions and means promoting preparation process improvement.

Key words: physical training, listeners, improvement, pedagogical process, fitness, readiness

Физическая подготовка представляет собой одну из наиболее важных составляющих служебной и боевой подготовленности сотрудников органов внутренних дел [4]. В образовательных организациях МВД России она реализуется в виде самостоятельной учебной дисциплины и выступает важнейшим компонентом профессионально-прикладного образования слушателей. Педагогически правильно организованные учебно-тренировочные занятия по физической подготовке содействуют обеспечению готовности к успешному

выполнению сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных и служебно-боевых задач по охране правопорядка [7].

В целях подготовки слушателей к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач профессиональной деятельности необходимо акцентировать внимание на поиске педагогических условий и средств, способствующих совершенствованию процесса физической подготовки слушателей.

Требования профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности сотруд-

ников органов внутренних дел отражены в руководящих документах по физической подготовке [1], в соответствии с которыми сотрудникам надлежит уметь самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для профессиональной деятельности, применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности, применять правомерные действия по силовому пресечению правонарушений, обезоруживанию, обезвреживанию, задержанию, проведению наружного досмотра, связыванию (сковыванию наручниками) и сопровождению правонарушителей [8]. Также сотрудники должны знать основы здорового образа жизни и тактику силового задержания и обезвреживания вооруженного и невооруженного противника, самозащиты без оружия [5].

В настоящее время структурно дисциплину «Физическая подготовка» можно разделить на четыре раздела: теория и методика физического воспитания, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, боевые приемы борьбы [3]. Современная система физической подготовки выступает довольно сложным многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические средства и условия и т.п., обеспечивающим достижение слушателями физического совершенства. Преподавание физической подготовки реализуется в условиях педагогического процесса, направленного на результативность тренировки — использование физических упражнений с целью достижения физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей тренирующихся [5]. Достичь указанных результатов можно только в процессе регулярных тренировок, построенных на основе правильного сочетания физических упражнений и отдыха, постепенного повышения тренировочных нагрузок (т.е. соблюдая оптимальное соотношение их объема и интенсивности) с учетом индивидуальных особенностей тренирующихся [6].

В процессе физической подготовки сотрудников органов внутренних дел необходимо основной акцент делать на гармоничное физическое развитие, которое можно достичь посредством взаимосвязи общей и специальной подготовки. Однако односторонняя специальная подготовка может привести к снижению уровня разносторонней функциональной подготовленности. Поэтому основной направленностью общей подготовленности должно быть развитие и совершен-

ствование навыков и умений, которые будут способствовать поддержанию сотрудниками себя в хорошей физической форме [2].

Соотношение общей и специальной подготовленности определяется при помощи педагогического процесса, в ходе которого определяются особенности построения учебно-тренировочных занятий с учетом возраста, уровня спортивного мастерства, степени тренированности и индивидуальных особенностей занимающихся [2].

На первоначальном этапе преобладает доля общей подготовленности, так как именно она решает задачи укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств и функциональных возможностей организма. В дальнейшем, по мере достижения физического совершенства, учебно-тренировочный процесс строится с преобладанием уже специальной подготовки, а сама общая подготовка начинает носить вспомогательный характер [4].

В теории и методике физической подготовки, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, первостепенное значение придается определению важнейших теоретико-методических положений — принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и в силу этого служат руководством к действию [7]. В числе принципов, имеющих основополагающее значение в системе физической подготовки, в целом надо учитывать также общие социальные принципы: всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и оборонной деятельности; оздоровительной направленности физического воспитания [3; 6].

Совершенствование процесса физической подготовки непосредственно связано с профессиональной компетентностью педагога (преподавателя, руководителя занятия). При всем многообразии понятия «профессиональная компетентность» можно свидетельствовать, что это наличие необходимых для профессии знаний, умений и навыков, а также творческих способностей и личностных качеств, обеспечивающих продуктивную производительность и эффективную результативность в достижении профессиональных целей посредством специфического набора компетенций [4]. К основным видам профессиональных компетенций педагога относят образовательно-когнитивные, организационные, управленческие, конструктивные, операционально-технологические, коммуникативные, информационно-технологические, информационно-компьютер-

164

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1

ные, интерактивные, оценочные, коррекционные и др. Применительно к преподавателям физической подготовки образовательных организации МВД России основные виды профессиональной компетентности можно структурировать в четыре основные группы: (1) знания, (2) умения и навыки, (3) профессиональные способности и (4) профессионально-личностные качества [5].

Профессиональная компетентность преподавателя физической подготовки должна обеспечивать формирование у обучаемых физической и психологической готовности к действиям в сложных условиях оперативно-служебной и слу-жебно-боевой деятельности, воспитывать высокие морально-волевые, социально-духовные, нравственно-этические качества и свойства личности сотрудника полиции, целенаправленно и приоритетно обучать личный состав действиям, связанным с правомерным применением физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия [2].

Выводы. Анализ состояния физической подготовки слушателей образовательных организации МВД России показал, что непосредственно процесс физической подготовки обучающихся направлен на решение общих задач учебно-воспитательного процесса и на решение задач в интересах оперативно-служебной деятельности [8]. Занятия по физической подготовке направлены на поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности, а также на развитие профессионально значимых двигательных умений и навыков. Они восполняют недостаток двигательной активности и физических нагрузок, возникающих у слушателей с гиподинами-ческим характером профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Афов А.Х. Современные информационные технологии в физической подготовке слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2A. С. 318—325.

3. Броев А.Х. Актуальные вопросы физической подготовки сотрудников полиции // Научные исследования в сфере гуманитарных и естественных наук: междисциплинарный подход и генезис знаний: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 16—18.

4. Волков А.Н., Кузнецов C.B. Методика контроля физической подготовки: Учеб.-практ. пособие. Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД России, 2006.

5. Ганченко И.О. Педагогика профессионального самообразования. Краснодар: Краснодарск. акад. МВД России, 2004.

6. Настуев Э.Б. Взаимосвязь физического воспитания и профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов МВД России // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19. № 2 (19). С. 102—106.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методики физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001.

8. Шамрай СА. Воспитание физической культуры у слушателей вузов МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.