УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10043
Оптимизация процесса профессиональной адаптации средствами физической подготовки
Optimization of Process of Professional Adaptation by Means of Physical Training
Азнаур Хасанович КОДЗОКОВ,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы адаптации слушателей образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки. Эффективной адаптацией к оперативно-служебной деятельности служит высокий уровень физической подготовленности к выполнению профессиональных задач. Физическая подготовка слушателей должна быть адаптирована к процессу формирования физически и нравственно подготовленных кадров, способных противостоять влиянию факторов профессиональной деформации, поддерживать здоровый образ жизни, владеющих необходимым объемом профессиональных знаний и тактико-технических умений и навыков, обладающих высоким уровнем развития физических и психических качеств. Формирование профессиональных навыков у слушателей является целью, а не средством их развития. Ввиду этого обучение завершается приобретением узких специальных умений и навыков и их адаптацией к оперативно-служебным и профессионально-прикладным задачам.
Ключевые слова: физическая подготовка, профессиональная адаптация, слушатели, учебно-тренировочный процесс, эффективность
Оперативно-служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с комплексом факторов, не имеющих места в повседневной жизни обычных людей [4]. Ввиду указанного адаптированная к оперативно-служебной деятельности физическая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России служит одной из важных сторон их профессиональной подготовленности. Широкий круг их должностных обязанностей требует постоянной готовности к крайне сложным ситуациям, связанным с борьбой с
Abstract. In this article problems of adaptation of listeners educational the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation organizations are considered by means of physical training. As effective adaptation to operational and service activity serves the high level of physical fitness to execution of professional tasks. Physical training of listeners should be adapted to forming process physically and the moral prepared frames capable to resist to influence of factors of professional deformation, to support a healthy lifestyle, the professional knowledge and tactical and technical skills possessing the high level of development of physical and mental qualities owning necessary volume. Forming of professional skills at listeners is the purpose, but not means of their development. So training comes to the end with acquisition of narrow special skills and their adaptation to operational and office and professional and applied tasks.
Key words: physical training, professional adaptation, listeners, educational and training process, efficiency
антиобщественными действиями, преступностью и правонарушениями [6]. Перед сотрудниками правопорядка стоит задача овладения специальными мерами пресечения (посредством боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия), эффективность применения которых зависит от принятия быстрых, юридически верных решений [1]. Они также должны уметь находить выход абсолютно из любой экстремальной ситуации.
Формирование профессиональных навыков слушателей является целью, а не средством раз-
вития психических функций, и обучение завершается приобретением узких специальных навыков и их адаптацией к оперативно-служебным и профессионально-прикладным задачам [2].
Целый комплекс физических факторов способствуют гармоничной адаптации личности, например, моральное, умственное, трудовое, эстетическое развитие и др. Но основным средством адаптации остается здоровый образ жизни. Только те слушатели, которые добились результатов в спорте, получили хорошее образование, обладают профессиональными компетенциями [1], способностью вести за собой, становятся гармоничной личностью, способной увлекать и вести за собой массы.
В основе адаптации к т физической культуре, ее нормам и ценностям лежит формирование социально значимых качеств личности. К ним относятся скорость возникновения, устойчивость и интенсивность психических процессов (чувств, эмоций, воли), скорость восприятия и мышления, длительность ощущений, яркость воображения, темп и ритм психической деятельности, направленность на межличностные, социальные контакты, умение уважительно общаться с различными слоями населения. Все эти особенности проявляются в мимике, жестах, эмоциональной окрашенности речи, разнообразных непроизвольных движениях и действиях.
Физическая подготовка слушателей должна быть адаптирована к процессу формирования физически подготовленных кадров, способных противостоять влиянию факторов профессиональной деформации, поддерживать здоровый образ жизни, владеющих необходимым объемом профессиональных знаний и тактико-технических умений и навыков по силовому задержанию правонарушителя, обладающих высоким уровнем развития физических и психических качеств, позволяющих успешно выполнять профессиональные задачи [2].
Об актуальности и значимости адаптации свидетельствуют следующие тенденции снижения уровня морально-психологической устойчивости слушателей:
■ необходимость искоренения явлений коррупции;
■ увеличение количества случаев нарушения законности при применении физической силы и специальных средств;
■ изменение психологии сотрудника в плане гуманизации отношений с гражданами, развитие и совершенствование морально-волевого сознания, которое проявляется в изменении отношения сотрудника к окру-
жающим его людям, обществу, в развитии способности поставить себя на место другого, способности в любой сложной ситуации действовать с позиции принятых нравственно-правовых норм [4].
Преподавателям, в свою очередь, необходимо использовать все средства и методы физической подготовки для морально-волевого развития личности слушателей в ходе учебно-тренировочных занятий. Адаптация личности средствами физической подготовки способствует всестороннему целостному развитию индивидуальных особенностей слушателей [5]. Но мораль-но-волевойлее потенциал физкультурно-спортив-ной деятельности не реализуется автоматически. Для успешного морального и волевого развития необходима совокупность целеустремленных, планомерных и активных воздействий со стороны преподавателей, коллектива, общественных спортивных организаций, начальствующего состава [4].
В процессе обучения, при проведении каких-либо спортивно-массовых мероприятий слушатели образовательных организаций МВД России сталкиваются как с физическими, так и морально-психологическими нагрузками, среди них: быстрая смена обстановки, требующая мгновенной реакции, сопротивление соперника, умение идти на компромисс при столкновении мнений, способность подчиняться, неукоснительное соблюдение определенных правил спортивных соревнований. Уважительное отношение к сопернику способствуют формированию у них таких черт характера, как уверенность, решительность, отважность, выдержка, сдержанность, сила воли, уравновешенность [3].
Физическая культура и спорт выступают в качестве сложных социальных институтов современного общества, которые выполняют ряд важных задач. К их числу можно отнести военно-патриотическое воспитание молодежи, формирование гармонично развитой личности; пропаганду здорового образа жизни и стремление к физическому совершенству, укрепление международного сотрудничества в области спорта [5]. В свой черед они являются эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга. Вместе с тем они влияют на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетические ценностные ориентации.
2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
167
В то же время физическое воспитание — это и педагогический процесс, направленный не только на совершенствование его двигательной деятельности, но и на развитие слушателя как личности [3]. Систематические занятия физическими упражнениями обеспечивают приобретение новых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстротысех, силы, ловкости, выносливости), способствуют гармоничному развитию личности, формируют характер. В организме при этом происходят биохимические и функциональные изменения, способствующие повышению умственной и физической работоспособности [5]. Физическая культура и спорт позволяют сформировать и развивать у слушателей необходимые им в жизни уверенность в себе, в своих силах, волевую решимость, стремление к достижению поставленных целей. На наш взгляд, это, несомненно, оказывает позитивное влияние на социальную активность сотрудников, структуру ценностных ориентаций, развитие морально-волевых качеств не только в спорте, но и во всех других сферах деятельности, в том числе и профессиональной [6].
Выводы. Таким образом, стратегия физического воспитания слушателей должна заключаться не только в специально организованных занятиях, но и в самостоятельной, осознанной и активной двигательной деятельности, направленной на психофизическую адаптацию к сложившимся социально-правовым условиям современной жизни.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Броев А.Х. Актуальные вопросы физической подготовки сотрудников полиции // Научные исследования в сфере гуманитарных и естественных наук: междисциплинарный подход и генезис знаний: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 16—18.
3. Дадов А.В. Моделирование технологии физического воспитания сотрудников органов внутренних дел России // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20. № 3 (20). С. 88—92.
4. Морозов В.В. К вопросу о повышении эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России // Сб. материалов II науч.-практ. конф. Хабаровск, 2014. С. 18—19.
5. Торопов ВА., Апальков А.В., Горбатенко А.В. Влияние физической подготовки на физическое состояние сотрудников // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 2. С. 33—36.
6. Хрисанов ВА., Михайликов В.Л., Ермоленко СА. Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 35—36.